ладынина и пырьев биография
Месть бывшего: почему Иван Пырьев перекрыл все пути в кино Марине Ладниной?
Весенним вечером 1936 года актриса МАТа Марина Ладынина, солнечная блондинка с вечно сияющими глазами пошла смотреть фильм «Цирк». Премьеру ждали, о фильме ходило столько разговоров. На улице к подруге Марины подошел мужчина в длинном плаще и шляпе. Подруга их познакомила. Иван Пырьев готовился к съемкам фильма «Богатая невеста» и как раз искал актрису. Марина подошла на роль как нельзя лучше.
Настоящая любовь
Роман начался уже на съемочной площадке. Что бы потом не говорили, это была настоящая любовь. Они могли целый день общаться на съемочной площадке, но вечером, когда Марина садилась к нему в автомобиль, он как будто снимал с лица маску, долго смотрел на Марину потеплевшим взглядом и тихо говорил: «Здравствуй».
Пырьев был тогда женат на актрисе Аде Войцик. Она узнала, что у мужа роман, прилетела на съемки поговорить с соперницей. Марина, не зная, куда прятаться от неловкости, слушала странный монолог о том, что Иван даст ей много счастья, но платить за это придется такими слезами, что лучше бы никакого счастья не было.
Эта странная сцена напугала Ладынину. После съемок они с Пырьевым разъехались в разные стороны с намерением больше не встречаться. Пырьев тогда тоже думал, что этот роман себя исчерпал. К тому же он ужасно любил своего сына, и ему было стыдно перед Адой, к которой он все равно был привязан. Режиссер решил, что ему лучше вернуться в семью.
Но скоро Марина узнала, что беременна. Были классические «качели», Пырьев метался между двумя женщинами. Ладынина быстро поняла, что этот осенний марафон не для нее. Сына она рожала в твердой уверенности, что будет воспитывать его одна. Пырьев приезжал в роддом, привозил конфеты, цветы, подарки – актриса их не принимала. Выписалась из роддома, уехала в Одессу, в новую жизнь на берегу моря.
Гарем режиссера Пырьева
Иван Пырьев, знаменитый советский режиссер, сценарист, директор «Мосфильма», а затем Союза кинематографистов СССР, лауреат множества государственных наград и званий, обладал огромной властью.
Он мог сделать любого артиста знаменитым или лишить всего, чем и пользовался. Актрисы, которые отвергали ухаживания режиссера-ловеласа, расплачивались за это поломанной карьерой, а иногда даже судьбой.
Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в Томской губернии. С трех лет, после смерти отца в драке, воспитывался в семье деда. С 1915 года воевал на фронте, получил несколько наград. Переболел тифом, после чего уехал в Екатеринбург и поступил в театральную студию. В 1921 году переехал в Москву, где играл различные роли в постановках Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.
После окончания актерского и режиссерского отделений Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Пырьев начал карьеру режиссера. В 1936 году вышел его первый фильм «Партийный билет» о врагах народа, но по-настоящему он прославился как комедиограф. Под его руководством вышли музыкальные комедии «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки», а также романтическая лента «В шесть часов вечера после войны» и экранизации романов Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». В 1954 — 1957 годах руководил студией «Мосфильм», затем основал и возглавил Союз кинематографистов.
Биография Пырьева была бы вполне заурядной, если бы не его любовь к слабому полу. Вовсю пользуясь своей властью и положением, он в буквальном смысле не пропускал ни одной актрисы.
Пырьев был трижды женат. Первой его супругой стала актриса Ада Войцик, которой повезло застать времена, когда власть мужа была еще не так велика. Она играла в его картине «Партийный билет» (1936), а затем продолжила актерскую карьеру в других фильмах уже без участия Пырьева.
К моменту выпуска этой ленты Иван уже был влюблен в свою будущую вторую жену Марину Ладынину. Они познакомились на выходе из киностудии «Мосфильм», и вскоре он предложил ей руку и сердце… умолчав, что уже женат. В 1938 году Марина родила сына Андрея, и после этого Пырьев, наконец, развелся с Адой и женился на ней.
Ладынина играла главные роли во всех его картинах этого периода («Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и др.) и до определенного времени покорно сносила интрижки мужа (возможно, закрывая глаза на то, как актрисам, отказавшим ему, ломали карьеру в кино). Последним фильмом Пырьева, в котором снялась Ладынина, была лента «Испытание верности» (1954 год). На съемках они сильно поругались, но развелись позже.
После этого Марина Ладынина снялась лишь в одном фильме, который так и не появился в кинотеатрах. Официальная причина отсутствия ролей, которую она называла: ей хотелось запомниться зрителям молодой. Но, скорее всего, главная причина была вовсе не в этом.
Считалось, что Ладынина сама отказывалась от всех ролей, не желая демонстрировать зрителям уходящую молодость и красоту, однако в киношных кругах ходило другое мнение: снимать бывшую жену запретил обиженный бывший супруг.
Талантливейшая Екатерина Савинова снималась очень мало и запомнилась советским зрителям всего лишь по одной роли — Фроси Бурлаковой из «Приходите завтра».
Актриса получила известность после роли Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). Иван Пырьев больше года оказывал ей знаки внимания, однако Савинова была непреклонна. Однажды он пригласил ее в гости с определенными намерениями, она не удержалась и дала ему пощечину. Тогда Пырьев использовал все свое влияние, чтобы ее не приглашали ни на одну роль. Бывало так, что Савинова приезжала на пробы, успешно проходила их, но получала отказ. Играть в театре она не хотела, считая своим призванием кино. После нескольких эпизодических ролей сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра…» (1963), но даже это удалось лишь потому, что съемки проходили в Прибалтике.
Как вспоминали коллеги, Савинова находилась в так называемом «черном списке», составленным Пырьевым. Так режиссер отомстил актрисе, не ответившей на его ухаживания во время съемок «Кубанских казаков». Профессиональная невостребованность и прогрессирующая болезнь сломали актрису. Она уехала из Москвы в Новосибирск, где по собственной воле ушла из жизни.
Еще одной актрисой, которая почти не появлялась на большом экране из-за конфликта с Пырьевым, стала Клара Румянова.
Известная актриса, голос многих советских мультфильмов, по упорным слухам, должна была играть главную роль в «Испытании верности» вместо Ладыниной. Это уже указывало на то, что о верности во втором браке Пырьева речи не шло: просто так роли в своих фильмах он не предлагал. Однако Румянова не согласилась: ей не понравился сценарий, да и притязания режиссера выходили за рамки профессиональных. Тогда она еще не была знаменитой, но Пырьев сделал все, чтобы роли ей предлагали как можно реже. Взлет карьера пришелся уже на середину 60-х годов.
Позднее Клара Румянова все-таки нашла свою стезю. Она стала знаменитой как актриса озвучивания. Особенно хорошо артистке удавались детские голоса и голоса мультипликационных персонажей, например, роль Зайца в сериале «Эх, погоди!»
В 1959 году на экраны вышел фильм «Отчий дом», главную роль в котором сыграла 19-летняя актриса Людмила Марченко. Иван Пырьев заметил молодую звезду сразу — и предложил ей роль в фильме «Белые ночи». Пытаясь завоевать расположение девушки, снял ей квартиру в Москве, куда приезжал без приглашения. В итоге она вынуждена была оттуда съехать. Он обещал жениться, но и это не сработало, пытался действовать через мать актрисы — однако и тут его ждала неудача.
Поскольку о всесильности Пырьева в актерском мире знали все, Марченко убеждали согласиться, иначе ей придется завершить карьеру. Но она не поддавалась. Пожилого ловеласа вызвали в ЦК партии, где он заявил, что Людмила — его последняя любовь, и руководство страны с пониманием отнеслось к его притязаниям.
Тем временем Марченко вышла замуж, однако до супруга доходили слухи о её — несуществующем — романе с Пырьевым. И когда ее пригласили сниматься в Прибалтику (в Москве без разрешения Ивана, который нажимал на все доступные рычаги, Марченко ролей не давали), муж столкнулся с «любовником» на киностудии и развелся с Людмилой. Тогда Пырьев похлопотал о выделении ей квартиры в Москве и начал спаивать молодую актрису (сам он пить не мог), но и это не помогало: Людмила не была готова к отношениям с человеком, который был старше ее на 40 лет!
Точку в этой истории поставил второй муж Марченко. Он тоже ревновал актрису к Пырьеву и однажды напал на нее с ножом — изуродовал лицо. После этого Людмила оказалась не нужна никому, начала пить, еще дважды выходила замуж и умерла в безвестности.
На данный момент известно, что под «пырьевский запрет» в разное время попадали также актрисы Ольга Бган и Ия Арепина — обе не нашли потом места в советском кинематографе. Наверняка этот список неполон, просто в то время не все были готовы рассказывать о таких постыдных вещах. Влияние Ивана Пырьева простиралось гораздо дальше съемочной площадки, а остановить его было фактически невозможно.
Ольга Бган, талантливая актриса, сыгравшая Надю Смирнову в советской драме «Человек родился», как и Екатерина Савинова ушла из жизни очень рано. После кинокартины, сделавшей ее известной, привлекательная актриса попала в поле зрения Пырьева, однако отвергла его ухаживания и, конечно, попала в черный список режиссера. В последующие годы Бган почти не снималась.
Всемирную славу талантливая актриса Ия Арепина получила после того, как сыграла Машу Миронову в кинокартине «Капитанская дочка». После «Капитанской дочки» была еще пара главных ролей, а затем — только лишь эпизоды и незаметные второстепенные роли. Актерскую карьеру Арепиной сломал Пырьев.
Режиссер преследовал актрису, однако она оказалась не из робкого десятка. Арепина написала жалобу. Жалоба не помогла, скорее наоборот: актрису не только перестали снимать, но даже не разрешали проходить пробы. За ней закрепилась слава скандалистки. После инцидента Ия Арепина так и не смогла вернуться в большое кино, довольствуясь лишь случайными подработками.
Последние шесть лет Пырьев прожил с актрисой, которую звали Лионелла Скирда. В 1967-м они заключили брак, после чего та взяла фамилию мужа. Сегодня Лионелла Пырьева замужем за Олегом Стриженовым, которого любила всю жизнь. Она не скрывает, что в свое время связала свою жизнь с человеком, которому была по-настоящему нужна.
Пырьев снимал ее в «Братьях Карамазовых», последней своей картине, которую, к сожалению, не смог при жизни завершить. Разница между ними составляла 37 лет. Лионелла Пырьева согласна с тем, что Пырьев был влюбчивым человеком, но не верит в то, что он из мести ломал карьеру отвергнувшим его женщинам.
Об интригах и любовных похождениям некрасивого и старого режиссера Ивана Пырьева я знаю давно. Моя мама интересовалась кино, выписывала журнал «Советский экран». И кто-то из женщин, с которыми она познакомилась в санатории в Ессентуках, рассказал о ловеласе Пырьеве, который пользует молоденьких актрис. И те ради карьеры в кино соглашаются на связь с режиссером. Но многие так и не попали на большой экран, хотя кому-то удалось это сделать.
Не только Пырьев отличался любвеобильностью, на втором месте в этом списке режиссеров-ловеласов, как мне кажется, Андрей Кончаловский.
Будущий мэтр российского кинематографа появился на свет 20 августа 1937 года в семье Михалковых. При рождении его назвали Андреем, но позже молодой режиссер стал именовать себя Андрон. Поэтому многие его называют Андроном.
Михалковы были известными творческими личностями. Например, прадедом Андрея был великий живописец Василий Иванович Суриков.
Дед — художник Петр Петрович Кончаловский — академик Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии. Был одним из основателей объединения «Бубновый валет» и его председателем. Написал почти две тысячи полотен, которые можно увидеть в художественных галереях всего мира. Его супругой была дочь Василия Сурикова, Ольга.
Отец — Сергей Владимирович Михалков был военным корреспондентом, поэтом, драматургом, сценаристом, общественным деятелем, писал басни и рассказы для детей. Он — автор гимнов СССР и России.
Мать — Наталья Петровна Кончаловская – писательница, поэтесса и переводчица.
В семье уже была дочь Екатерина от первого брака Натальи. Впоследствии она выйдет замуж за писателя Ю. Семенова. В 1945 г. родится еще один сын Никита, который тоже станет яркой звездой в мире киноиндустрии.
Зарубежные режиссеры удивлялись, что два популярных режиссера являются родными братьями. Кончаловский обычно отвечал, что они связаны братской любовью. Но не трудно заметить, что он относится к Никите Сергеевичу с высоты некоторой «брутальности».
Одновременно со средней школой мальчик учился и в музыкальной. Затем на отлично сдал экзамены в музучилище при консерватории. Но вскоре юноша понял, что не хочет делать карьеру музыканта и поступил во ВГИК на факультет режиссуры, окончив его в 1964 г.
Фильм «Мальчик и голубь», созданный еще во ВГИКе, получил «Бронзового льва» на венецианском фестивале.
В 1967 г. создан фильм «История Аси Клячиной…». Все актеры были начинающими, но показ «настоящей жизни» был подвергнут цензуре и запрещен. Пролежал на полке два десятилетия.
Личная жизнь именитого режиссера тоже яркая и бурная. Официально он был женат пять раз.
Первая жена — балерина Ирина Кандат. Брак продлился два года (1957-1959).
Бурный роман в студенческие годы был с Жанной Болотовой, а затем и с Марианной Вертинской, но он пока не думал связывать себя узами брака.
Задуматься о браке заставила Наталья Аринбасарова, с которой режиссер познакомился, когда снимал фильм «Первый учитель». В 1966 г. родился сын Егор, который продолжит режиссерскую династию.
Идиллия длилась пять лет, пока режиссер не встретил Е. Кореневу. Он даже переехал к ней, а через 3 года вернулся к жене.
Затем сердце Андрея Сергеевича завоевала актриса из Польши, красавица Беата Тышкевич.
Однако, «первым клином» в семейной жизни было увлечение Машей Мериль, героиней фильма «Очаровательная лгунья». Маша была из русской дворянской семьи, которая эмигрировала во Францию. Влюбленные, по-возможности, встречались в разных странах.
Однажды в Праге режиссер подарил ей 6 открыток, и просил раз в месяц присылать одну, чтобы он знал, что ее чувство к нему не угасло. Получив 4-ю открытку, Андрон рассказал супруге об измене. А через три дня пришла 5-я, где сообщалось, что Маша выходит замуж.
Мериль не знала русского языка, а Андрей не в совершенстве знал французский. Он почитал это посланием о любви и не задумался над переводом. Он не понял, что в тексте говорилось о том, что Маша беременна и ожидает быстрого ответа.
Не получив во время ответа, она сделала аборт и вышла замуж за давнего поклонника. К сожалению, она лишилась возможности познать счастье материнства.
А в судьбе режиссера уже появилась Ирина Купченко. Роман длился недолго, но последовал развод с Аринбасаровой.
Третьей женой в 1969 г. стала француженка Вивиан Годе, она родила дочь Сашу. Но такая одаренная творческая личность, как Кончаловский, не отличается постоянством и у него появлялись все новые романы – Л. Ульман и Ш. Маклейн, Н. Андрейченко, К. Харрис — список впечатляет.
Четвертой супругой в 1987 г. стала диктор телевидения Ирина Мартынова, подарившая мужу двух дочерей – Елену и Наталью.
Кончаловский переменчив и влюбчив, но прерывает отношения с достоинством и бесконфликтно. Он разбивает сердца, но не отворачивается от своих детей. Недавно он признал дочь Дарью от актрисы Ирины Бразговки, которая 17 лет скрывала это.
Пятой женой в 1998 г. стала Юлия Высоцкая. Несмотря на разницу в возрасте в 36 лет и любвеобильность знаменитого режиссера, их брак называют образцовым. Юлия родила дочь Марию и сына Петра. У режиссера восемь внуков и внучек.
И хотя Андрей Кончаловский не ломал чьи-то карьеры, но, написав свои воспоминания с упоминанием всех своих пассий, он вызвал недовольство и самих дам, но еще больше их мужей. Например, Василий Лановой, многолетний муж Ирины Купченко, заявил, что при встрече он руки Кончаловскому не подаст. У меня есть книга Кончаловского, я читал её, и я понимаю Ланового. Непорядочно описывать любовные романы, которые не завершились заключением законного брака.
Иван Пырьев и Марина Ладынина: горькая история любви
Многие годы он «царствовал» в советском кинематографе, решая судьбы актеров: кому дать пропуск на съемочную площадку, а кого включить в свой черный список. И двадцать лет рядом с ним была блистательная Марина Ладынина, чьё фото одно время соседствовало с портретом Сталина на одном из зданий по улице Горького.
До встречи с Пырьевым
Некоторое время, будучи совсем юной, Ладынина работала учительницей в сельской школе. В 20 лет приехала в Москву и поступила в ГИТИС. Говорят, ее хвалил сам Станиславский и даже называл «будущим советской сцены». Константин Сергеевич немного ошибся. Белокурой девушке из смоленской деревеньки суждено было стать звездой советского кинематографа. Благодаря режиссеру Ивану Пырьеву.
А познакомилась она с ним уже после того, как проработала два года во МХАТе и развелась с первым мужем Иваном Любезновым.
Мне ее жаль, я знаю, каким он может быть обаятельным, как он умеет влюблять в себя
Заметим, она это сказала о девушке, которая, можно сказать, увела у нее мужа.
Итак. Режиссер-неудачник и актриса-прачка. Что может выйти из такого творческого тандема? Вроде бы ничего хорошего.
Однако звезды чудным образом сошлись, и родился дуэт, который станет символом советского кино 40-х.
К слову, Пырьев тогда еще был женат на Аде Войцик, и уходить из семьи не смешил. Даже когда Марина забеременела.
После родов она переехала с ребенком в Одессу. Сыну Андрею дала свою фамилию. Он писал ей жалобные письма, просил вернуться, приезжал, сидел на лестнице. Она его в квартиру не пускала.
В начале 1941 года начинаются съемки музыкальной комедии. В воздухе витают военные настроения. Съемки приостанавливают в июне, но совсем скоро приходит указания от Сталина: «Продолжайте, товарищи!».
«В 6 часов вечера после войны»
В отличие от мужа, она не считала необходимым постоянно высказывать свое восхищение вождем и включать в каждый фильм идеологический подтекст. В одном из писем Ладыниной к Пырьеву есть такие слова:
Хватит званий, пора и о душе подумать!
Но Пырьеву снова удалось уговорить жену.
Иван Александрович не хотел думать о душе. Став в 1954 году директором «Мосфильма», он распробовал вкус власти. Все азартнее вмешивался в чужие жизни, все безжалостнее ломал судьбы молодых актрис за то, что они отказывались отвечать на его ухаживания.
Людмила Марченко не отказалась.
С ее появлением отношения между Пырьевым и Ладыниной испортились навсегда.
Марина Алексеевна ушла не только из его жизни, но и из кино. Последнюю роль сыграла в «Испытании верности». Есть версия, что в этой картине должна была сниматься Клара Румянова, а, отказавшись от ухаживаний Пырьева, поставила крест на своей карьере и вынуждена была всю жизнь озвучивать зайчиков.
Большой и жирный крест был поставлен и на карьере Марины Ладыниной. Долгое время она не могла устроиться ни в один столичный театр, не говоря уже о ролях в кино. Она осталась совсем одна, с сыном отношения не сложились. Андрей Пырьев в 2008 году дал интервью, в котором очень некрасиво отзывался о покойной матери, намекая на ее необразованность, на ее ненависть ко всем и к себе в том числе.
Андрей Пырьев
А может быть, было так…
Ладынину снимать просто-напросто боялись. Пырьев открыто не запрещал, но его коллегам уж очень не хотелось портить отношения с таким влиятельным человеком (вдруг ему это не понравится). А когда Пырьева не стало, актриса уже не хотела принимать предложения от людей, мягко говоря, не очень смелых.
Ее многие не любили за прямолинейность и независимый характер. Еще в середине пятидесятых Ладынина о Пырьеве сказала:
Я люблю его таким, каким помню, но не таким, каким он стал
Пырьева она пережила на 35 лет. За эти годы не произнесла о бывшем муже ни одного плохого слова. От интервью категорически отказывалась
Измена Пырьева, разлад с сыном, боязнь старости: что разрушило жизнь Марины Ладыниной
В тандеме с Иваном Пырьевым артистка исполнила свои лучшие роли в кино. Брак и карьера Марины Ладыниной оказались под угрозой после измены режиссера с Людмилой Марченко. Марина Алексеевна могла сохранить союз, но одна ошибка стоила ей семьи.
Марина Ладынина была любимицей не только миллионов зрителей, но и самого Иосифа Сталина. Фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки» сделали актрису звездой. Однако карьера Марины Алексеевны в кино продлилась всего 15 лет.
На творчество артистки глобально повлияли события, произошедшие в семье. Развод с Иваном Пырьевым разделил ее жизнь на «до» и «после»: больше звезда не желала ни строить отношения с мужчинами, ни играть в кино. Окружающие подозревали, что режиссер запретил коллегам снимать бывшую жену, но так ли это было на самом деле?
Марина Алексеевна умерла 10 марта 2003-го в возрасте 94 лет. Она прожила долгую и яркую жизнь, но в последние годы стала затворницей. Почему же звезда советского кино скрывалась от людей?
АКТРИСА ИЗ СЕЛА
Марина Алексеевна появилась на свет в селе Скотинино Смоленской области в простой крестьянской семье. У отца будущей актрисы за плечами было всего три класса образования, а ее мама вовсе не училась в школе. Ладынина, как старшая из четверых детей, взяла на себя основные обязанности по дому: стирку, готовку, уборку. Летом она подрабатывала дояркой у знакомой фермерши.
С детства маленькая Марина тянулась к знаниям. Она любила читать книги и пересказывать их содержание родным и друзьям. Благодаря хорошей дикции девочку взяли в суфлеры самодеятельного театра. Постепенно она превратилась из помощницы в актрису. Все началось с эпизодических ролей, а затем Ладынину пригласили в Ачинский драмтеатр подменить заболевшую артистку.
Девушке безумно нравилось играть на сцене, но она не верила, что сможет добиться высот в сфере искусства. В 16 выпускница стала учительницей в Назарово. По счастливому стечению обстоятельств в село заехал актер московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев. Он разглядел в Ладыниной талант и посоветовал ей поступить в ГИТИС. Абитуриентка решилась изменить свою судьбу и прошла конкурс в вуз с первого раза. Получив диплом, она попала в труппу МХАТа, где работала с Константином Станиславским и Ольгой Андровской.
«На каком-то приеме Ладынина познакомилась с итальянским дипломатом. Он звал ее замуж, хотел увезти в Италию. Тогда мать вызвали на Лубянку. Сказали: непременно соглашаться и «стучать». Уезжать она не хотела», — рассказывал сын актрисы Андрей.
Быть осведомителем Марина Алексеевна наотрез отказалась, вследствие чего ее тут же уволили из театра. Чтобы заработать на жизнь девушка стирала белье. Неизвестно, как сложилась бы судьба артистки, если бы она чудом не попала на смотр фильма «Строгий юноша», где познакомилась с Иваном Пырьевым. Режиссер сумел уговорить партийное руководство сменить гнев на милость и позволить актрисе играть в кино.
Вскоре Пырьев приступил к съемкам «Богатой невесты» и отдал главную роль в картине Ладыниной. Следующая работа режиссера и актрисы — «Трактористы» — сделала обоих звездами СССР и принесла им Сталинскую премию. Эту высокую награду Марина Алексеевна получала еще четырежды, каждую — за ленты Ивана Александровича.
«Мой любимый фильм — «Свинарка и пастух». Я в 40-е встретилась с Соломоном Михоэлсом, только что приехавшим из США, и он сказал, что Американская киноакадемия рассматривала вопрос о присуждении мне за этот фильм «Оскара», — отмечала Ладынина.
«В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки» — популярность актрисы росла с каждым фильмом. Роковой стала для Марины Алексеевны картина «Испытание верности», по сути оказавшаяся для нее последней лентой…
ЛЮБОВЬ, ИЗМЕНИВШАЯ СУДЬБУ
Впервые Ладынина вышла замуж, будучи студенткой. Брак с однокурсником Иваном Любезновым продержался недолго, зато закончился без скандалов и ссор. Иван так и остался для Марины Алексеевны членом семьи: позднее женился на ее сестре Валентине.
По слухам, после мимолетного романа с итальянцем, принесшего Ладыниной столько проблем и лишившего ее работы в театре, на горизонте возник новый поклонник. Актриса почти решилась на переезд в Сибирь к некому врачу, однако в последний момент пути влюбленных разошлись.
Самым ярким событием в судьбе артистка называла встречу с Иваном Пырьевым. Он не только сделал актрису знаменитой, но и стал ее спутником жизни. На момент знакомства Пырьев еще был женат на Аде Войцик, которая не хотела разводиться. Чувство, вспыхнувшее у режиссера к Ладыниной, оказалось серьезным, так что Аде пришлось смириться с неизбежным расставанием. Марина Алексеевна подарила драматургу сына Андрея, и лишь после этого вышла замуж.
«Их связывала большая взаимная любовь на протяжении 20 с лишним лет. Я этого не застала, но Марина мне много рассказывала об их жизни, и я хочу, чтобы люди знали: любовь была! И настоящая», — уверяла подруга актрисы Рогнеда Яценко.
Почему же творческий и романтический тандем распался? Клин между супругами вбила звезда картины «Без страха и упрека» Людмила Марченко, ставшая любовницей Пырьева в конце 50-х. В итоге мужчина все же вернулся в семью, и казалось, его отношения с женой начали налаживаться. Но обида продолжала жить в сердце Ладыниной. В порыве ярости она написала жалобу в ЦК КПСС, в которой назвала режиссера развратником, вступившим в связь со студенткой. «Телегу» артистка так и не отправила, однако скомканный черновик в урне обнаружила домработница и принесла Ивану Александровичу. Простить такое предательство он не смог и немедленно подал на развод.
Хотела ли Ладынина расторгнуть брак? Судя по всему, нет, ведь, осознав ошибку, она несколько раз отказывалась подписать бумаги о разводе. Вскоре на расставании супругов начала настаивать новая пассия Пырьева, Лионелла Скирда. Чтобы добиться от жены согласия, режиссер прибегнул к жестоким приемам: Марину Алексеевну обвинили в изменах, о чем свидетельствовала на суде та самая преданная драматургу домработница. На заседании назывались имена «любовников» актрисы — Зельдин, Дружников, — но в свою защиту она не произнесла ни слова.
«Из зала суда она вышла с абсолютно белым лицом. Мы доехали до дома, там сели обедать. Разговаривали, даже смеялись. Ни нервного срыва, ни слез, ни горьких жалоб, — вспоминала подруга артистки. — Только через несколько часов Марина сказала: «Ты видела, как я держалась? А ведь они меня оклеветали». Были случаи, когда, чувствуя себя перед Мариной виноватым, Иван Александрович в раскаянии полз за ней на коленях, целовал туфельку. Столько лет Марину на руках носил — и вдруг бросил оземь. Как ей было смириться? Как поверить, что ничего не изменишь? То злополучное письмо в ЦК было отчаянной попыткой удержать уходящую любовь».
Развод сильно ударил по Ладыниной: она не только потеряла мужа, но и сына, который предпочел жить с отцом. В детстве Андрей был очень близок с матерью, а в подростковом возрасте его будто подменили. От знакомых артистка узнала о поступлении наследника во ВГИК, друзья сообщили и о его женитьбе. Справедливости ради, Ладынин-младший видел ситуацию иначе: по его словам, родительница сама не хотела делить с ним кров.
ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ
Расставшись с Иваном Пырьевым, Ладынина перестала играть в кино. Многие говорили, что влиятельный бывший муж наложил негласный запрет на съемки, но так ли это было на самом деле?
«Мать была очень зла на отца, много гадостей мне про него говорила. Но никогда я от нее такой истории не слышал — будто Пырьев запретил режиссерам снимать Ладынину, — уверял сын звезды. — Да и как он мог запрещать, в качестве кого? Развелись родители в 1962-м. К тому времени Пырьев не был ни директором «Мосфильма», ни председателем Союза кинематографистов. Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Николаю Губенко, который пригласил ее в очень хорошую ленту «И жизнь, и слезы, и любовь», она так и заявила: «Чтобы я играла старуху — да никогда в жизни!».
По словам Андрея, Ладынина 15 лет отказывалась выходить на пенсию, так как ее пугало само понятие «пенсионер». Артистка боялась возраста, ненавидела его. Глядя на себя в зеркало, она выражала недовольство, вмиг становилась раздражительной и сварливой. Повышению настроения не способствовало и отсутствие больших гонораров.
«Постепенно я все чаще начала бывать у нее дома, а потом стала там жить. Выяснилось, что у Марины нет денег даже на оплату домработницы. Работавшая у нее Доня жалованье не получала и приходила изредка. Марина рассчитывалась с ней вещами, обувью», — утверждала приятельница Ладыниной.
Впрочем, работа у актрисы имелась: вместе с программой «Товарищ кино» она объездила весь Советский Союз. Проблема была в том, что звезда не умела копить и являлась непрактичным человеком, много тратившим на такси и наряды. «Она получала пенсию, доплату от президента, от Союза кинематографистов, от «Мосфильма». И потом, все время находились какие-то люди — меценаты, спонсоры, которые давали ей деньги. Там две тысячи долларов, сям две тысячи», — отмечал сын Ладыниной.
Марину Алексеевну с удовольствием приглашали на концерты: она хорошо пела и не капризничала перед организаторами. Но лет с 70 артистка перестала выходить на сцену и вскоре превратилась в затворницу.
Минуло 10-летие, и в жизни звезды вновь появился старый знакомый, первый муж Иван Любезнов. Они часто обедали вместе и вспоминали прошлое, но вскоре актриса потеряла друга: он скончался от тяжелого заболевания. Невидимая связь оставалась у Ладыниной и со вторым супругом. Незадолго до смерти Пырьева артистке приснился странный сон, будто режиссер стучится в ее окно…
В конце жизни Марина Алексеевна коротала дни дома в компании Ирины Седенковой — девушки из Нижнего Новгорода, появившейся на пороге актрисы с предложением помочь. Она выполняла функции домработницы и администратора, отвечала на звонки, заставляла артистку участвовать в телепрограммах. Вот только позднее коллеги Ладыниной жаловались, что Седенкова отказывалась звать хозяйку к телефону. Провинциалку считали аферисткой, надеявшейся заполучить квартиру звезды на Котельнической набережной.
Ходили слухи о том, что Ладынина безумно одинока, хотя ее навещал сын, внук и даже Наина Ельцина. Благодаря последней Марина Алексеевна по два месяца могла жить в правительственных санаториях бесплатно. «Для меня без общения невыносима жизнь. И такая она у меня была сложная», — с грустью говорила артистка в интервью для документального фильма «Марина Ладынина. Кинозвезда между серпом и молотом».
Здоровье не подводило актрису до последнего дня, но в марте 2003-го она неудачно поскользнулась и упала в ванной. Без сознания Ладынина пролежала на холодном полу до самого вечера, пока ее не обнаружила домработница. С травмой головы и переломом шейки бедра артистку увезли в больницу. К сожалению, сердце Марины Алексеевны не выдержало нагрузки, и она скончалась.
«Все все материно наследство, если о нем вообще можно говорить, состояло из небольшой двухкомнатной квартиры на Котельнической набережной, которую она завещала внуку, — резюмировал сын звезды. — А больше от мамы ничего не осталось. Кроме замечательных фильмов, конечно. И светлой памяти».