ланс фон триер биография

Ларс фон Триер (Lars von Trier)

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

Ларс фон Триер (Lars von Trier), урожденный Ларс Триер (Lars Trier). Родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене (Дания). Датский режиссер, сценарист и актер.

Ларс фон Триер родился 30 апреля 1956 года в городе Копенгаген.

Его мать Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», из-за чего Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, но с другой бросил среднюю школу, не сумев вписаться в ее жесткие рамки.

Спустя год снялся в фильме «Тайное лето», во время работы над которым его больше всего интересовала техническая сторона. Когда через полгода он вернулся на студию, ему ставить свет и др.

В 17 лет пытался поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приемном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.

В титрах своих первых фильмов Триер стал добавлять к своей фамилии аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссера Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер», окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер». Говоря о своем псевдониме, Триер также указывал на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имен дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым также использовали частицу «фон».

В 1983 году окончил Национальную датскую киношколу. Первым короткометражным фильмом, который он выпустил в кино был «Садовник, выращивающий орхидеи».

Сниматься в большом кино начал с 1984 года. Дебютировал в триллере «Элемент преступления» в эпизодической роли.

Ларс фон Триер в фильме «Эпидемия»

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

В 1991 году выступил в роли еврея в драме «Европа».

«Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым.

В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Ольбек Енсен основали кинокомпанию «Zentropa».

В начале 1990-х вместе со своим сценаристом Нильсом Верселем Ларс анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год. Но в конце 1990-х режиссер забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять.

В 1994 году фон Триер прославился сериалом «Королевство». Картину назвали «европейским ответом на «Твин Пикс»».

Через 2 года выпустил психологическую мелодраму «Рассекая волны». Лента повествует о женщине, которая движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах.

Религиозная тематика и этическое послание были хорошо восприняты. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте. Картина получила множество наград.

20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвященная столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звезд».

Кадр из фильма Ларса фона Триера «Рассекая волны»

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

В 1998 году по правилам «Догмы 95» Триер срежиссировал фильм «Идиоты». «Идиоты» рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота». Драма вызвали скандал откровенными сценами. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года, где «Идиоты» остались без наград.

Кадр из фильма Ларса фона Триера «Танцующая в темноте»

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

«Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце». Название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких.

Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссер. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название «Пять препятствий» и вышел в 2003 году.

Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий.

В 2009 году режиссер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывает о семейной паре, которая после трагической гибели ребенка уезжает в уединенный дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, дало триллеру специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре».

С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съемки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Ее премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года. Позже в интервью критику The Times Кейту Муиру о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упоминал, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своем немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру.

Несмотря на скандалы Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актерской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера.

Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссера объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства».

Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас. В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссера не нашли «оправдания военных преступлений».

Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссерская версия длится пять с половиной часов. Ее первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале, премьера второй части полной режиссерской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале.

В 2018 году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля состоялась премьера психологического триллера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Главную роль в триллере сыграл Мэтт Диллон. Фильм рассказывает о человеке по имени Джек, который за 12 лет стал искусным серийным убийцей в американском штате Вашингтон.

С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушло около ста зрителей. Многие зрители и критики сходились во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости над женщинами и детьми. Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: «Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни». Несмотря на жестокость, после окончания фильма зрительский зал аплодировал стоя.

Рост Ларса фона Триера: 170 сантиметров.

Личная жизнь Ларса фона Триера:

С 1987 по 1995 год был женат на Сесилии Хольбек, режиссере детских фильмов. У них есть совместные дочери Агнес и Сельма.

Ларс фон Триер и Сесилия Хольбек

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фреге. Позже у пары родились близнецы Людвиг и Беньямин.

Ларс фон Триер и Бенте Фреге

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

Ларс Фон Триер является основателем и акционером международной кинопроизводственной компании «Zentropa Films».

Режиссерские работы Ларса фона Триера:

Сценарии Ларса фона Триера:

Продюсерские работы Ларса фона Триера:

Фильмография Ларса фона Триера:

Озвучивание Ларса фона Триера:

Награды Ларса фона Триера:

последнее обновление информации: 30.04.2021

Источник

Ларс фон Триер: как начать смотреть его фильмы

Последний гений кинематографа, психопат с кинокамерой, экспериментатор, нарушитель спокойствия. В новом выпуске киноцикла рассказываем о самой скандальной, яркой и обсуждаемой фигуре в современном кино

«Он калечит детей. А мы в вечерних костюмах должны смотреть на это?» — так в 2018 году отреагировала каннская публика на премьеру фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Около сотни возмущенных зрителей вышли из зала. За семь лет до этого там же, в Каннах, режиссер заявил, что «понимает Гитлера», и руководство фестиваля тут же объявило его персоной нон грата.

Последний гений кинематографа и психопат с кинокамерой; экспери­мен­татор, исследующий границы экрана, и нарушитель спокойствия, упиваю­щийся «пощечинами общественному вкусу»; новатор, открывающий новые формы, и плагиатор, беспардонно цитирующий Тарковского и Дрейера, — более скандальной, яркой и обсуждаемой фигуры в современном кино, наверное, не найти. Его картины устроены так, что к ним нельзя относиться равнодушно. Их либо ненавидят и проклинают, либо называют шедеврами и превозносят до небес.

С чего начать

С фильма «Рассекая волны» (1996), за который Триер получил Гран-при в Каннах, премию «Сезар» и приз Европейской киноакадемии.

В центре сюжета типичный триеровский персонаж — идеалист, встречаю­щийся с неприглядной реальностью. Юная Бесс МакНилл (дебют в кино Эмили Уотсон), живущая в закрытой религиозной общине на западе Шотландии, выходит замуж за чужака — работника нефтяной платформы Яна (Стеллан Скарсгорд). Местные не одобряют этот брак, но Бесс счастлива, ведь она узнала, что такое настоящая любовь. У нее свои отношения с Богом, она ведет с ним наивный и трогательный диалог: прячется за церковной скамейкой и, понизив голос, сама отвечает на свои же вопросы.

Триер влюбляет зрителя в героиню, а затем отправляет его прямиком в этическую ловушку. На платформе случается авария, Ян парализован, он понимает, что не может дать Бесс физического тепла, которого она так ждет, и требует, чтобы она занималась сексом с другими мужчинами и рассказывала ему об этом — только так она может помочь ему поправиться. Из моральных побуждений Бесс совершает то, что считается безнравствен­ным, — становится проституткой. С ней перестают общаться, ее изгоняют из храма, лишают общения с Богом. Единственный, к кому она могла бы обратиться за поддержкой, невидим для нее — он находится по ту сторону экрана, это зритель фильма. Таким образом Триер ставит ничего не подозре­вающего зрителя на место невидимого и неуязвимого Судии, то есть Господа Бога.

«Догматическая» работа с реальностью, безжалостное столкновение идеальной и действительной картин мира, виртуозная манипулятивность — основные черты режиссерского стиля фон Триера прекрасно видны в этом фильме.

Источник

Биография Ларса фон Триера

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

Ларс фон Триер (Lars von Trier), настоящее имя Ларс Триер (Lars Trier), родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене, Дания.

В 1983 году окончил Датскую национальную киношколу.

Во время учебы в Датской киношколе, не являясь представителем аристократического рода, он прибавил частицу «фон» к своей фамилии.

В кино дебютировал короткометражными лентами «Садовник, выращивающий орхидеи» (Orchid Gardener, 1976). Далее последовали «Мята блаженства» (Menthe — la bienheureuse, 1979), «Ноктюрн» (Nocturne, 1980) и среднеметражная «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder, 1982).

Первой же его работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (Forbrydelsens element, 1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актера, сценариста и оператора.

Унаследовав традиции датского кинорежиссера Карла Дрейера, Ларс фон Триер снимал фильмы с присущей нотой мистицизма.

В 1995 году режиссер стал основателем «Догмы-95» — нового направления в мировом кинематографе. Среди принципов «Догмы» — отказ от декораций, искусственного света, компьютерного монтажа.

Последующие кинофильмы фон Триера «Эпидемия» (Epidemic, 1987), «Европа» (Europa, 1991), «Рассекая волны» (Breaking the Waves, 1996), «Идиоты» (Idioterne, 1998) были удостоены престижных премий Каннского кинофестиваля.

Международную славу режиссеру принес телесериал «Королевство» (Riget, 1994), настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия (Riget II, 1997).

В 2000 году фильм фон Триера «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark) получил «Золотую пальмовую ветвь» Международного кинофестиваля в Канне. Фильм был одним из первых в мире снят полностью на цифровом оборудовании. Главную роль в фильме исполнила исландская певица Бьорк, которая получила приз Каннского кинофестиваля как лучшая актриса.

США посвящены два его фильма «Догвилль» (Dogville, 2003), и «Мандерлей» (Maderlay, 2005).

В последние годы режиссер снял киноленты «Самый главный босс» (Boss of It All, 2006), «Антихрист» (Antichrist, 2009), «Меланхолия» (Melancholia, 2011) и «Нимфоманка» (2013).

Ко всем своим фильмам Ларс фон Триер написал сценарии.

Он сыграл роль доктора Месмера в своем фильме «Эпидемия», а также снялся в ряде эпизодических ролей в некоторых собственных кинолентах.

В 1992 году Триер вместе с продюсером «Европы» Петером Ольбеком Йенсеном создали кинокомпанию Zentropa.

Ларс фон Триер продюсировал датские фильмы «Юг» (Zuiden, 2003), «Все об Анне» (All About Anna, 2005), «Мужчина в поисках эротики» (Erotic Man, 2010), «Королевский роман» (Royal Affair, 2012), а также американский сериал «Королевский госпиталь» (Kingdom Hospital, 2004) и киноальманах «Образы Европы » (Visions of Europe, 2004).

Имя режиссера связано с нашумевшими скандалами. В мае 2011 года на пресс-конференции на Каннском кинофестивале фон Триер заявил, что по-человечески понимает Гитлера, за что позднее был вынужден неоднократно извиняться. Руководство фестиваля объявило его персоной нон грата, однако фильм фон Триера «Меланхолия» не только остался в конкурсе, но даже получил приз за лучшую женскую роль в исполнении голливудской актрисы Кирстен Данст.

Ларс фон Триер был номинантом премий «Оскар» и «Золотой глобус» (обе — 2001). Он удостоен премий Каннского кинофестиваля (1984, 1991 (две), 1996, 2000), Международного кинофестиваля в Чикаго (1984), МКФ в Карловых Варах (1995), МКФ в Ванкувере (1996), «Сезар» (1997), «Спутник» (1997, 2001), «Гойя» (2001), МКФ в Копенгагене (2003), «Давид ди Донателло» (2004).

В декабре 2011 года его фильм «Меланхолия» был объявлен лучшим европейским фильмом года на церемонии вручения призов Европейской киноакадемии в Берлине. Ранее фон Триер был удостоен призов Европейской киноакадемии в 1996, 2000, 2003 и 2008 годах.
Ларс фон Триер женат вторым браком на Бенте Фрёге. Первой его супругой была кинорежиссер Сесилия Хольбек. Режиссер является отцом четырех детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Меланхоличный датчанин, танцующий в темноте под образы на большом киноэкране. Творчество Ларса фон Триера

ланс фон триер биография. Смотреть фото ланс фон триер биография. Смотреть картинку ланс фон триер биография. Картинка про ланс фон триер биография. Фото ланс фон триер биография

Ларс фон Триер, леди и джентльмены! Гений, которого все ненавидят, и талантливый визионер, на чьи работы равняется весь прогрессивный (да и не только) артхаус. В России провокационную «триериаду» любят и чествуют не меньше, чем в той же Европе. К слову о родных пенатах: в честь повторного проката его лент «Эпидемия» и «Мандерлей» на территории РФ наш авторский коллектив захотел порассуждать о творчестве маэстро и вкратце пробежаться по его биографии. Вы ждали рассказов – их есть у меня!

Содержание

Рациональное безрассудство

Кто бы как не заикался о Триере, невозможно отрицать, что этот вечно ухмыляющийся датчанин за сорок с копейками лет карьеры всех кого только можно переиграл и уничтожил. От персоны Ларса веет невменяемостью, он сочиняет радикальные киноманифесты, а фестивальные старожилы в ужасе убегают с премьерных показов его картин. Нет на свете меньшинств (да и большинств тоже), которые не попали бы под раздачу: и кинокритики, и искушенный зритель, и представители касты SJW (борцы за социальную справедливость) – тлетворное влияние Триера подобно бубонной чуме разлетается по всему земному шару, вгоняя в экстаз одних и неиллюзорно насилуя мозг всем прочим.

Ларс Триер, шутки ради присвоивший своему имени дворянскую приставку «фон», знаменит своей ментальной нестабильностью. Перманентное состояние духа режиссера иначе как пограничным не назовешь, а байки о его выходках на домашнем лечении и в рехабах вполне потянут на сценарий для годной трэш-комедии. Постановщик признавался в своем неравнодушии к алкоголю и психоактивным веществам, однако, единожды оказавшись на перепутье вечного блаженного трипа и системного принятия на грудь, выбрал второе – и настроение поднимается стабильнее, и мозги в тонусе, и упаднические мысли резко уходят на второй план.

Еще в раннем детстве мальчуган Ларс проявлял себя как личность экстравагантная, способная крепким словцом заткнуть за пояс любого взрослого недоброжелателя. Родился юнец 30 апреля 1956 года и рос в семье госслужащих, бывших участников сопротивления нацистскому режиму, успешно совмещавших перебирание бумажек в офисе с походами на нудистский пляж. Впервые маленький Ларс взял в руки камеру в возрасте 11 лет. Подарок мамы на день рождения пришелся будущему деконструктору внежанрового кино по душе, и с тех самых пор он неустанно экспериментировал с любимой игрушкой, снимая наивные детские короткометражки. Тогда он обнаружил среди обрезок старых пленок, с помощью которых обучался монтажу, фрагменты клерикального триллера «Страсти Жанны Д’арк» Карла Теодора Дрейера. Это, что называется, любовь с первого взгляда: отныне и впредь Триер души не чаял во всем, что соотносится с эстетикой разложения и поэзией отвратного.

С приближением совершеннолетия юнец, вовсю косивший под брутального скинхеда в косухе, всерьез задумался о режиссерской карьере. К счастью, стерильный академический кинематограф не смог поглотить Триера, так как он банально не смог сдать вступительные экзамены в Копенгагенской киношколе, после чего дядя по блату пристроил горе-абитуриента редактором в кинофонд. Там Ларс начал снимать первые плюс-минус серьезные фильмы и писать сценарии для работ коленкором повыше, нежели чересчур гротескные нарезки формата home-video.

Именно в этот период художник сформировал сценический образ бунтаря и мизантропа, вдохновляясь перформансами Дэвида Боуи – музыканта, чьи PR-методы порождали мириады слухов и мистификаций. Друзья постановщика описывают того Триера не иначе как поехавшего шизика, с которым невозможно вести конструктивный диалог, но до одури весело шататься по городским окраинам. Тем не менее, панковские замашки не помешали Ларсу поступить в киношколу со второй попытки, а позже и попасть со своей дипломной работой «Картины освобождения» на Мюнхенский кинофестиваль в 1982 году и улизнуть оттуда с главным призом за пазухой.

Через два года на экранах появился неонуар «Элементы преступления», засветившийся на трех международных фестивалях, включая и одно отдельно взятое мероприятие на Лазурном берегу. Грязный и дискомфортный детектив, напоминающий полотна Босха, облитые кислотой, приглянулся твердолобым критикам и дал неформальный старт карьеры датского смутьяна, скрывающего воспаленную фантазию за личиной добродушного пухлячка в круглых очках.

Милосердие и тьма

Фильмография Триера легко поддается структуризации. С самой же первой ленты он старается придерживаться системы «трилогий»: это не только позволяет режиссеру долго и упорно ковыряться в одной и той же теме несколько фильмов подряд, дабы на все сто отработать заданную проблематику, но и помогает планировать наперед. Как ни крути, а мы имеем дело с человеком, находящимся не то что на грани, а без пяти секунд ступившим на порог скандинавского «кащенко». Словом, и рыбку съел, и киноведам задачу периодизации собственного творчества облегчил.

«Трилогия Е» по сути своей является вещью, призванной культивировать форму и только лишь форму, игнорируя какие бы то ни было драматургические изыски. «Элемент преступления» и «Эпидемия» – произведения, в которых юношеский максимализм Триера разыгрался сильнее всего. Авангардная цветокоррекция, сюрреалистические декорации, актерская игра, находящаяся за гранью самых смелых памфлетов Бертольда Брехта и не напускная жестокость провоцируют рвотные рефлексы. Эти фильмы вычурны, далеко не в самом лучшем смысле этого слова, при всем при этом они отбрасывают за обочину общепризнанный кинематографический канон, приглашая зрителя не столько наслаждаться визуальным пиршеством, сколько проводя с ним сеанс экстенсивной психотерапии. И если две первых картины «трилогии Е» подобны лоботомии, то «Европа» – это поездка в санаторий.



В начале нулевых Триер взялся за «американскую трилогию» (третьего фильма она так и не дождалась, но то ли еще будет) – набор концептуальных постановок, через призму бесноватости капиталистических догматов рассуждающую о цене человеческой свободы. «Догвилль», снятый без каких-либо декораций, равно как и «Мандерлей», цеплял гипер-реалистичностью и пылким нравом. Америка на заре Великой депрессии, окутанная тьмой театральных подмостков, представляется территорией кровожадных дельцов и безвольных простаков, чьи жизни не стоят и ломаного гроша. Комедия роковых случайностей постепенно сходит на нет перед лицом психологического террора – добро пожаловать в провинциальный «Догвилль». Ну, а репрезентация исторической трагедии, помноженная на эстетику «южной готики» закрывает глаза на нормы морали и простое человеческое сочувствие – славный городок «Мандерлей» готов любить и жаловать.

Что касается «трилогии депрессии», тот здесь речь пойдёт, скорее, о стилизациях и аудиовизуальных выкрутасах, нежели о многослойных драмах. «Антихрист» залезает в нутро человека, оказавшегося на самом дне экзистенциальной ямы, препарируя ни много ни мало саму ткань вселенской апатии. Куда ни плюнь, а всюду мрак, развеять который беззащитный перед пустотой Космоса homo sapiens более не в силах. «Меланхолия» презентует слепок израненного ментальными болячками мозга, даже перед лицом взаправдашнего Армагеддона не способного избавиться от груза деструктивных эмоций и болезненных воспоминаний. «Нимфоманка» же изо всех сил стремится примирить телесное и духовное, низменное и высокое, звериное и человеческое. Пускай и методы для сей благородной цели применяются бесстыжие. Уж кто-кто, а Триер может себе позволить снять пятичасовой порнографический фильм, переполненный символизмом и звонкими социальными комментариями.

Фатализм не порок

Вне перечисленных трилогий товарищ Ларс успел, к примеру, поработать на ТВ: это мы толкуем о сериале «Королевство» – эдакой итерациии «Твин Пикса», если бы тот переехал из лесов близ канадской границы в заброшенную кунсткамеру. Режиссер успел и покопаться в мозгах серийного убийцы в уморительном псевдо-хорроре «Дом, который построил Джек», и поиздеваться над современной документалистикой в «Пяти препятствиях», и даже грамотно облагородить текст «Медеи» античного трагика Еврипида.

Думаем, вы и так поняли, к чему мы клоним: отличительная особенность режиссерского почерка Ларса фон Триера – это отсутствие почерка как такового. Быть может, после экспериментальных проектов, созданных для продвижения манифеста «Догма 95», постановщик уже не мог отказаться от «гуляющей» ручной камеры (в обязательном порядке цифровой), но, по большому счету, вычленять пересекающиеся частности в фильмах Триера – дело утомляющее и неблагодарное.

«Я — лучший режиссер в мире», – произнёс Ларс в одном из многочисленных интервью, и этому тезису хочется охотно верить. Его методы основаны на тотальном отрицании любых мало-мальски канонизированных правил кинопроизводства. В отличии от фактурных творцов вроде Тарантино или Уэса Андерсона, его техники невозможно предугадать. Его цель – преодолеть устоявшиеся правила и нормы, подвинуть границы возможного.

Заменить оператора компьютерной программой? Всегда пожалуйста. Прикрепить лица знаменитых актеров к дергающимся в экстазе телам порнозвезд? Наша остановочка. Отказаться от искусственного света, оптических эффектов, фильтров, декораций, мнимого действия, уподобляясь идеям о «высшей аскезе»? Сам Бог велел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *