лапша быстрого приготовления история создания

История лапши в стакане

В мире ежегодно съедается около сотни миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Большая часть порций приходится на азиатские страны, при этом в топ-20 по потреблению стабильно находится и Россия — у нас лапшу едят чаще, чем в других европейских странах. В 2000 году японцы назвали быстрозавариваемую лапшу самым важным продуктом, созданным в их стране, — при том, что именно в Японии придумали, например, караоке, аудиоплееры и компакт-диски.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Лапша быстрого приготовления в XXI веке — это интернациональное блюдо студентов, офисных работников и вахтовиков, одиноких молодых людей. Коробки и чашки с лапшой уже по традиции берут собой в поезда путешественники в разных странах.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Создателем лапши быстрого приготовления считается Момофуку Андо — японский изобретатель тайваньского происхождения, основатель компании Nissin. Идея создания быстрозавариваемой лапши пришла к Андо в августе 1945, после окончания Второй Мировой. Предприниматель наблюдал за жителями разрушенного войной города Осаки, которые выстроились в огромные очереди за миской рамена — популярного в Японии традиционного блюда.

Андо поразило, через какие трудности готовы пройти люди во время кризиса, чтобы получить миску с лапшой, и он решил, что однажды придумает способ быстро и дешево накормить тысячи голодных людей.

От этого решения до появления рецепта лапши быстрого приготовления прошло 13 лет — за эти годы Момофуку Андо потерял бизнес по производству одежды и отсидел два года в тюрьме за уклонение от налогов. После тюрьмы Андо решил наконец реализовать свою идею по созданию быстрой и дешевой лапши и занялся разработкой рецепта.

Перед Андо стояла сложная задача — нужно было высушить готовую лапшу так, чтобы ее потом можно было долго хранить и быстро готовить. Решение появилось лишь спустя месяцы проб и ошибок: предприниматель наблюдал за тем, как его жена готовит темпуру (японский способ обжарки овощей и мяса в кляре) и понял, что лапшу можно быстро обжарить в масле, затем высушить и упаковать.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

«Быстрая лапша» Андо, которую можно было приготовить за две минуты, моментально стала востребованной. В первые годы необычная новинка была — вопреки задумке создателя — особенно популярна среди богатых японцев, но скоро к поеданию лапши подключились все слои населения — благодаря простоте приготовления и любви к традиционному рамену среди японцев.

Второй этап становления блюда произошел в 1971 году, когда Андо решил продавать лапшу в пенопластовых чашках, которые выступала и в роли упаковки для хранения, и в роли посуды. Теперь после приготовления лапши даже не надо было мыть миску. Cup Noodles стали революцией в сфере питания и вышли на международный рынок.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

В конце XX века лапша быстрого приготовления прочно обосновалась на полках всех продуктовых магазинов большинства стран мира. Главным источником роста индустрии стали развивающиеся страны: дешевая, простая в приготовлении, хранении и транспортировке еда идеально подходила для рабочих, которым часто приходилось жить в бытовках и маленьких квартирах без удобной кухни. Еще лапша вошла в рацион студентов, многим из которых приходилось питаться в условиях ограниченного бюджета.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Последние десять лет в мире, как мы уже говорили, ежегодно съедают около 100 миллиардов упаковок лапши быстрого приготовления. Большая часть рынка поделена между компаниями японского, корейского и китайского происхождения, но в некоторых странах пользуются успехом локальные бренды.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

В России популярной стала не японская, а корейская лапша быстрого приготовления — мы говорим о легендарном дошираке, который стал в нашей стране именем нарицательным для всех видов лапши в стакане. «Доширак» не был первым брендом лапши, который пришел на наш рынок, но благодаря успешным рекламным кампаниям (хотя не обошлось и без ошибок — в качестве примера можно вспомнить вариант нейминга «Досирак») корейский продукт смог завоевать значительную часть рынка.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Всемирная популярность instant noodles не могла не отразиться в массовой культуре — особенно японской. Чашка с лапшой стала атрибутом творческих личностей и отаку. А узнаваемая упаковка Cup Noodles регулярно появляется в аниме и видеоиграх.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Отдельного упоминания заслуживает японская реклама быстрого рамена: ее создатели стараются переплюнуть друг друга в креативности, не боясь скатиться в откровенный абсурд.

Часто для рекламы лапши приглашают знаменитостей, используют известных вымышленных персонажей.

Еще один хит интернета — видео, где лапшу применяют в качестве универсального строительного материала.

Наконец, в Японии есть музей, посвященный лапше быстрого приготовления, где фанаты этого блюда могут увидеть огромное количество упаковок разных годов, а также приготовить и попробовать собственный рамен.

Источник

Кто придумал лапшу быстрого приготовления

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Где изобрели лапшу: в Китае или Японии?

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история созданияНастоящим создателем лапши быстрого приготовления сегодня признан Момофуку Андо (Momofuku Ando), японец родом из Тайваня. Он родился в 1910 г, не служил в армии по состоянию здоровья, но своими глазами видел, как тяжело Япония переживает последствия Второй Мировой войны. Момофуку был дважды обанкротившимся бизнесменом – экономика Японии переживала сложные времена. В своих воспоминаниях он писал о послевоенной картине, которая потрясла его и наполнила сердце болью: голодные люди в г. Осаки стояли в длинных очередях, чтобы получить миску горячей лапши рамен и хоть как-то согреться на холоде. Поэтому, когда фирма по производству соли прогорела, Момофуку решил посвятить свою жизнь созданию продукта, который сможет насытить всех людей в мире: дешевой, сытной и быстрой в приготовлении лапши. Японец верил: победив голод, люди победят и войны.

Поскольку средств у Момофуку Андо практически не было, его лаборатория размещалась в простом сарае, а из оборудования была лишь машинка для приготовления пасты и котелок для варки. Эксперименты длились довольно долго: изобретателю никак не удавалось добиться нужной клейкости рамен и хорошего вкуса одновременно. Наконец, технология была обнаружена: опрыскать лапшу бульоном, затем обжарить в пальмовом масле и высушить. Идея снабдить брикет сухой лапши двумя мини-упаковками с маслом и бульонной основой также принадлежит Андо.

Следующее изобретение Андо, датированное 1971 г, сделало его «королем лапши». Японец придумал специальную упаковку из пенополистирола – одноразовую чашку, в которую можно было наливать кипяток и использовать как посуду. Cup Noodle – лапша в чашке – пришлась по душе людям, не любящим бытовые хлопоты: больше не нужно было мыть посуду и использовать несколько мисок для приготовления, а горячий обед всегда был под рукой. Идеальный вариант для тех, кто экономит не только средства, но и время. Примерно в это же время японцы улучшили вкусовые качества рамен, добавив в них овощные хлопья. Густой, наваристый и питательный суп с лапшой стал едва ли не самой популярной едой в мире.

Свое третье грандиозное изобретение Андо совершил в 2005 г: это была лапша для астронавтов. Первым ее попробовал Соичи Ногучи. Интересно, что сам Momofuku прожил 96 лет, и свое отменное здоровье связывал именно с ежедневным употреблением лапши собственного производства.

Основатель компании хотел, чтобы его лапша избавила людей от голода – и его мечта воплотилась в реальность. Так, именно она была основным продуктом питания для людей, пострадавших от цунами в Азии и урагана Катрина в США.

Мы привыкли ассоциировать Японию со страной высокотехнологичных разработок. В 2000 г в стране провели социологический опрос, какое же национальное изобретение они сами считают самым важным. Второе место заняло караоке. А первое – детище Андо, рамен быстрого приготовления!

Музей лапши

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Shin-Yokohama Raumen Museum – трехэтажный музей общей площадью около 10 000 м2. Открыт в 1994 г. К услугам его посетителей – познавательные экскурсии, мастер-классы по приготовлению рамен, а также настоящая улица середины XX века с воссозданными японскими ресторанчиками, где туристы могут попробовать несколько сортов рамен, приготовленных по аутентичным рецептам.

6 интересных фактов о сублимированной лапше

Церемония прощания с Momofuku Ando состоялась на футбольном стадионе: так много благодарных соотечественников хотели проститься с изобретателем. Так скромный и не очень удачливый бизнесмен-банкрот стал кумиром миллионов людей во всем мире.

«Быстрая» лапша в Корее

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Источник

История лапши быстрого приготовления (13 фото)

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Однако эти бренды во многих странах вообще не представлены, несмотря на то, что сама лапша в разных видах пользуется большой популярностью под общепринятым международным названием для лапши быстрого приготовления – Инстант Рамен. Однако не так многие слышали про историю ее создания. А она тем не менее очень увлекательна.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Кто же придумал лапшу рамен быстрого приготовления?

Истоки создания человечеством лапши быстрого приготовления лежат в средневековом Китае. Достаточно экономически благоприятная ситуация в стране, создала толчок для разработки новых вкусов и ароматов еды. Этот процесс не обошел и традиционное блюдо китайцев – лапшу.

В разных местах в этот период были созданы новые виды лапши, которые в будущем станут основными специалитетами каждой провинции. Среди всех видов, созданной тогда лапши, самой уникальной стала «E-фу Лапша», из города Янчжоу, (провинция Цзянсу),или ее еще называют «Юи лапша» (Yi), по имени шеф-повара ученого Юи Бинджоу (Yi Bingshou),ее создавшего.

Юи экспериментировал с лапшой, и придумал сначала обжаривать ее в масле, потом сушить, чтобы он смог хранить ее дольше и варить лапшу в воде позже, прямо перед подачей на стол. Если быть точным, то эта лапша не была быстрого приготовления, а скорее длительного хранения, если бы не один побочный эффект обжарки в масле, а точнее — это возможность есть ее сырой, хрустя как современными чипсами. В этом плане это действительно был один из первых фаст – фудов. Но, надо отдать должное Бинджоу, он первый начал обжаривать в масле сам продукт, а именно эта технология легла в основу создания лапши быстрого приготовления в будущем. И, тем не менее, лапша Е-фу, была продуктом, ускоренного приготовления, ведь для ее приготовления прямо перед подачей на стол, не нужно было замешивать и раскатывать тесто, тянуть саму лапшу, перед ее варкой, а просто бросить в кипящую воду и сварить.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Да, для жителя 21 века, это уже не быстро, а тогда это было революцией. Но еще четыре века потребовалось для создания продукта, действительно быстрого приготовления. И тут инициатива создания переходит уже в Японию.

В 2000 году среди жителей Японии проводился опрос, с целью выяснить какое японское изобретение двадцатого столетия сами японцы считают величайшим, которым довольно единодушно признали лапшу Рамен быстрого приготовления. Создателя «мгновенной лапши» звали Момофуку Андо. Несмотря на то, что сейчас в это сложно поверить, но над разработкой своего кулинарного изобретения он бился много лет, а задачей, которую он поставил перед собой, было ни много ни мало, а решение проблемы всемирного голода.

В 1945 году, после капитуляции Японии, Андо находился в своем родном городе Осака. Смотря на последствия разрушения нелегко было оставаться оптимистичным. Воздушные атаки нанесли большой ущерб городу, было разрушено огромное количество зданий, включая два офисных здания и завод, которые были построены им самим. Именно в то время, прогуливаясь по городу он видел людей, которые выстраиваются в очередь у самодельных стендов Рамен и терпеливо ждут.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

В течение еще многих лет после окончания войны японцы продолжали страдать от недостатка пищи. До 1957 года Андо находился на высокопоставленной должности: после войны он стал президентом крупного банка. Однако, в 1957 году банк разорился и Андо не только остался без работы, но и страдал от гнетущего чувства вины. Его мысли снова вернулись к тому, как разрешить проблему его голодающих сограждан. Он верил что и во всем мире «мир наступит тогда, когда всем людям будет достаточно еды».
Тут-то он и вспомнил про людей, которые стояли в очереди после войны за миской лапши рамен. Он начал работу над трансформацией привычного и любимого блюда из лапши в чудо-продукт, соответвующий его изначально придуманным критериям. Задача была добиться блюда, которое было бы: Вкусным, Никогда не портилось, было Готово в течение не более пары минут и Дешево.

В течение года он пытался придумать подходящий способ высушивания лапши, однако ничего не получалось. Приготовленная лапша в результате не имела ни нужной текстуры, ни вкуса. Говорят, что практически случайно он опустил немного лапши в горячее масло, которое его жена подготовила для приближающегося ужина. Результат получился превосходным: лапша при этом метода не только высушивалась, но и в дополнение становилась слегка пористой. Это давало желанный эффект при размачивании впоследствии горячей водой.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Момофуку Андо к тому времени было 48. Его карьера приобрела неожиданный поворот: он стал изобретателем и производителем блюда, ставшего впоследствии символом вдохновения для Японии. Наконец он мог почувствовать какое-то искупление за мучившую его ответственность перед разорившимися вкладчиками. Японская индустрия стремительно развивалась, и лапша пришлась очень кстати для того чтобы накормить небогатый класс рабочих.

Сначала правда, японская публика была склонна рассматривать новую удивительную лапшу, как продукт роскоши. Первым делом она появилась в обычных кафе, торгующих раменом и продавали ее по цене, которая даже превышала стоимость оригинальной «долгой» лапши.

Но это, конечно, не соответствовало замыслу Андо. Он придумывал дешевую еду, а не занятную закуску для богатых. В скором времени люди поняли что лапша действительно очень дешева и удобна в приготовлении и ее продажи в супермаркетах начали стремительно расти. Постепенно на рынке появились и другие производители, а сам Андо продолжил шествие по планете, надеясь приблизиться к созданию «мира во всем мире».

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Компания Андо «Нисин» стала продвигать изобретение на американском рынке. В то время в Америке лапша Рамен не пользовалась известностью за пределом иммигрантких сообществ, и уж тем более американцы не умели пользоваться палочками, которыми лапшу едят традиционно. Было решено, что лапшу они запросто смогут есть и вилкой, и она была выпущена на рынок под названием «Удлз оф Нудлз».
Продажи лапши в США были не особо высоки. Лапша в то время отличалась от той, к которой привыкли мы. Ее было недостаточно просто залить водой, необходимо было варить ее в течение 2-3 минут. К тому же название в переводе на русский напоминает что-то типа «Много Вкусненькой Лапшички», только в рифму. В результате лапша не пользовалась особой популярностью среди основной целевой аудитории — у мужчин.

Во время рабочей поездки в Америку в 1966 году, Андо заметил что заведующие супермаркетом, продававшего его лапшу используют в качестве посуды вымытые одноразовые пенопластовые стаканчики из под кофе. Они использовали их просто потому что другой посуды не было, однако Андо пришло в голову, что это отличная идея для усовершенствования его продукта. Последующая разработка заняла целых 5 лет.

И вот, в 1971 году на американский рынок был выпущен этот новый, улучшенный вариант лапши, под названием «Кап Нудлз» – «Чашка Лапши». Это лапшу просто достаточно было залить кипятком и всего через несколько минут она готова у употреблению. На этот раз успех был мгновенным. Лапша в чашке предоставляла людям совершенно уникальную возможность получить горячий обед всего за несколько минут, не имея при этом доступа к кухне и не умея готовить. Все это всего лишь с помощью стакана горячей воды.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Впоследствии Андо так же разработал специальную лапшу для космонавтов, которую можно было употребл*ть в невесомости, которая не расплескивалась благодаря густому бульону и не нуждалась в горячей воде, благодаря миниатюрной лапше.

Момофуку Андо умер в 2007 году и на церемонию прощания с ним пришло такое большое количество людей, что пришлось устраивать ее на футбольном стадионе. Момофуку и его лапша стали символом возрождения после войны и японцы считают его своим национальным героем. Он дожил до 96 лет, и продолжал навещать свои фабрики чтобы разговаривать с рабочими вплоть до дня накануне смерти, несмотря на то что на этот момент уже два года как официально вышел на пенсию. Андо разработал целую философию в связи со своим опытом изобретателя лапши. Ее основой являлось мнение что: «люди ошибочно думают, что смогут достигнуть всего, если убрать все препятствия на их пути». На самом деле, препятствия и трудности это именно то, что мотивирует нас на поиски решения проблем.

В настоящее время лапша пользуется очень большой популярностью во всем мире как еда для студентов у которых вечно мало денег и которые к тому же толком не умеют готовить. Продажи растворимой лапши по всему миру составляют более 94 миллиардов штук в год.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

В городе Якогама в Японии есть музей посвященный изобретению Андо, который был построен в 1994 году. На его территории был создан полно размерный макет улицы Токио времен 1958 года — года изобретения лапши.

А в Нью-Йорке в 2004 году был даже открыт ресторан лапши Рамен под названием Момофуку Нудл Бар, который стал одним из самых модных заведений года. Очередь на бронь столов туда растягивалась на месяцы наперед.

Китай, включая Гонконг, из 101,4 млрд проданных порций лапши быстрого приготовления во всем мире за прошлый год «съел» 44 млрд — таковы результаты исследования Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления, базирующейся в Японии. Фотограф EPA Шепард Чжоу решил закрепить этот факт фоторепортажем с фабрики в Ухани.

Технология производства лапши быстрого приготовления состоит из нескольких этапов: замешивания теста из муки особых сортов пшеницы, изготовления тонких макарон, термической обработки паром, сушки, жарки, и последнего этапа – расфасовки.

Комплексные линии по производству лапши быстрого приготовления позволяют полностью автоматизировать процесс приготовления лапши от стадии замеса теста до упаковки готовой продукции.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Процесс начинается с подачи в специальное оборудование (вертикальная тестомешалка) муки и соленой воды, таким образом замешивается тесто. Далее идет раскатка и нарезка теста. Специальное оборудование позволяет произвести раскатку, нарезку и формирование в «волну» лапши. Уже через 10 минут, сформированная лапша подается в паровой туннель для готовки.

Следующий этап процесс варки и формовки. В паровом туннеле лапша проходит термическую обработку при температуре 95-1000`С. Затем нарезается и формируется на установленные размеры. Параметры контролируются инфракрасными лучами.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Жарка и сушка проводятся так же на специальном оборудовании. Оно состоит из основного корпуса, теплообменника, помпы циркуляции масла, фильтров и емкости для масла. Жарка в пальмовом масле при температуре 140-1500`С позволяет быстро выпарить лишнюю влагу.

Далее в охладительном туннеле готовая лапша потоком воздуха охлаждается до нормальной температуры и подается на упаковку.
Процесс упаковки контролируется инфракрасными лучами. Лапша автоматически пакуется. Оборудование позволяет изготовить и упаковать лапшу разного размера и веса.

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть фото лапша быстрого приготовления история создания. Смотреть картинку лапша быстрого приготовления история создания. Картинка про лапша быстрого приготовления история создания. Фото лапша быстрого приготовления история создания

Источник

Еда как спасательный круг: насыщенная история лапши быстрого приготовления Статьи редакции

Японское изобретение, которое некогда спасло послевоенную страну, спустя годы стало лучшим другом студентов и валютой в тюрьмах.

В 2017 году по всему миру съели больше ста миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Это 13 порций на каждого жителя планеты. Продукт создавался как спасательный круг для голодающей послевоенной Японии, но со временем стал неотъемлемой частью культуры студенческой жизни благодаря простоте и дешевизне.

Эти же качества позволили лапше быстрого приготовления завоевать популярность в американских тюрьмах, где она конкурирует с сигаретами за статус самой популярной валюты исправительных учреждений. Историю «восхождения» лапши быстрого приготовления рассказало издание Би-би-си.

Ноутбук, скоростные поезда, караоке и VHS-кассеты — это лишь несколько изобретений, которые создали в Японии в 20-м веке. Большую роль среди них играет и лапша быстрого приготовления, которая до сих пор контролирует около 5% мирового рынка продаж. На родине блюда его подают примерно 5,5 миллиарда раз ежегодно, а наибольшую популярность лапша заработала в Китае и Индонезии.

Отследить появление пшеничной лапши в Японии можно до 1880 года, когда китайские производители привезли в страну рамэн. Это блюдо представляет собой лапшу с бульоном и небольшими кусочками мяса или тофу. С годами рецепт менялся, закрепляясь в японской культуре. Всё изменилось во время Второй мировой войны, когда большую часть дорожной инфраструктуры Японии разрушило бомбардировками — страну захватил голод.

Как показало время, гуманитарная катастрофа сделала из неудавшегося бизнесмена Момофуку Андо героя. Уроженец Тайваня под властью Японии, он заработал миллионы на продаже запчастей в период войны, а затем всё потерял. В 1948 году его отправили в тюрьму на два года за мошенничество, а затем он встал во главе банка, который позже развалился. Андо не отступил — он решительно хотел вернуть утраченные средства и восстановить репутацию.

Через десять лет после окончания войны к будущему изобретателю обратились с предложением выполнить правительственный заказ. Власти не знали, как подтолкнуть японцев есть больше еды с добавлением пшеничной муки — ключевого продукта, который США поставляли в страну в рамках гуманитарной помощи.

Андо помнил голодные военные годы и гигантские очереди измученных людей, которые забирали свои скромные порции рамэна. Бизнесмен понял, что Японии нужен современный и быстрый аналог этого продукта для рабочего класса с содержанием американской пшеничной муки. В поисках решения 48-летний Андо ежедневно запирался в деревянной хижине на заднем дворе своего дома в течение года.

Вернувшись в цивилизацию, бизнесмен представил нечто похожее на тот вид лапши быстрого приготовления, которую можно встретить почти в каждом магазине по всему миру. Изначально продукт могли позволить себе только зажиточные граждане, но затем он завоевал повсеместную популярность. С тех пор в Японии построили три музея, посвящённых лапше быстрого приготовления. Самый большой и новый открыла в Иокогаме компания Nissin, основанная Андо.

Как вскоре понял Андо, преимущество его изобретения не только в скорости приготовления, но и в универсальности. В блюдо можно добавить десятки дополнительных ингредиентов, чтобы привлечь внимание иностранных покупателей. Где-то предпочитают лапшу с базиликом и оливковым ароматом, а жителям другой страны хочется морепродуктов. К примеру, в Мексике лапшу едят с традиционным соусом сальса и долькой лайма.

«У продуктов очень короткий срок жизни, потому что покупатель всегда стремится к новому. Поэтому нам нужно быть очень находчивыми», — говорит представитель Nissin Кацура Сузуки (Kasura Suzuki). По её словам, вплоть до смерти на 96 году жизни Андо придумывал новые виды своего блюда, в том числе приняв участие в создании «космической» лапши быстрого приготовления. «Он хотел выйти за пределы атмосферы и вынести своё изобретение в космос», — продолжает Кацура.

В Японии вокруг изобретения Андо сформировалось большое сообщество, и, как у каждого сообщества, у него есть звёздные участники. Тосио Ямамото (Toshio Yamamoto), более известный фанатам как Ton Tan Tin, считается на родине самым известным обозревателем лапши быстрого приготовления. Фанат блюда с детства, он работал инженером, но в какой-то момент его блог стал приносить доход и позволил уволиться с постоянной работы.

Как говорит Ямамото, он сделал обзор больше чем на 6200 видов лапши быстрого приготовления. Многие компании-производители, в том числе иностранные, обращаются к нему с просьбой протестировать новые виды блюда. В конце обзоров японец начисляет продукту от одного до пяти баллов, где пять баллов означают «идеальную лапшу». По словам Ямамоты, он ещё не нашёл продукт такого качества. «Лапша должна быть идеальной. Бульон должен быть идеального качества, а приправы идеально сбалансированы, чтобы создать гармонию», — говорит Ямамота.

Самую низкую оценку, 0,1 балла, получила лапша британской марки Pot Noodle. Ямамота раскритиковал все части блюда, начиная от бульона и заканчивая приправами. На родине именно эта марка наиболее популярна у студентов и людей небольшого достатка. Порции российской лапши с говядиной марки «Роллтон» японец поставил 1,5 балла.

Из 100 миллиардов порций лапши быстрого приготовления, которые приобрели в 2017 году, 38 миллиардов приходятся на Китай. В отличие от Японии, в стране блюдо никак не увековечено, однако в поездах можно встретить десятки пассажиров, сжимающих в руках упаковки лапши. «Это помойная еда. Все знают, что она плохо влияет на здоровье. Мне она не нравится, но её удобно есть», — говорит молодая пассажирка пекинского поезда. Многие представители рабочего класса в Китае придерживаются схожего мнения.

Отчасти это связано с условиями жизни в китайских городах — в поисках работы в мегаполисы приезжают миллионы людей, ищущих перспективы. Не у всех достаточно денег, чтобы позволить себе комфортное жильё, поэтому они селятся в комнатах в общежитиях с общей кухней. В таких условиях стандартная готовка требует гораздо больше времени и терпения, поэтому многие обращаются к лапше быстрого приготовления, а затем так же быстро собираются на работу.

Несмотря на всеобъемлющую популярность, изобретение Андо постепенно теряет аудиторию. В 2017 году мировые продажи лапши быстрого приготовления упали на 16%, в том числе из-за социальных перемен в Китае. Как говорит исследователь в области броматологии (наука о пищевых продуктах) Мэн Сухэ (Meng Suhe), снижение популярности лапши отражает внутренние изменения её главного потребителя.

В 2011 году, когда продажи продукта росли, около половины представителей китайского рабочего класса проживало в общежитиях. Пять лет спустя таких осталось 13%, тогда как многие арендовали квартиры с личной кухней. «Кроме того, китайцы стали меньше интересоваться полуфабрикатами», — объясняет Мэн.

Некогда британец Киран Дули (Kieran Dooley) провёл эксперимент с целью узнать, что происходит с организмом при постоянном употреблении лапши быстрого приготовления. Он снимал свой опыт на камеру, за 30 дней сбросив 11 килограммов. Как вспоминал студент, он регулярно испытывал перепады настроения и раздражался. За это время он старался не употреблять ничего кроме лапши, но один раз позволил себе пропустить три стакана пива в пабе.

Благодаря эксперименту Дули победил в университетском конкурсе (не уточняется, в каком именно) по документальным фильмам. Он почти не говорит о результатах проекта, но убеждён в одном: «Человек не может жить на одной лапше. То есть, он может попробовать, но это будет скорее существование, а не жизнь».

«А вот эта еда действительно необходима, чтобы выжить в тюрьме», — говорит бывший заключённый тюрьмы в Нью-Йорке Косс Марте (Coss Marte), беря с прилавка лапшу быстрого приготовления. Его слова подкреплены исследованием Майкла Гибсона-Лайта, из которого следует, что лапша практически заменила сигареты как главную валюту в американских тюрьмах.

Эта тенденция произошла после урезания федерального бюджета исправительных учреждений: больше 2,2 миллиона заключённых в тюрьмах США (рекордное число по всем странам мира) в той или иной степени столкнулись со снижением ежедневного пайка. Пострадало и качество продуктов, на которое давно жаловались осуждённые. В поиске решения многие обратились к лапше быстрого приготовления, продаваемой в тюремных кафе.

В российских тюрьмах заключённые также могут приобрести лапшу быстрого приготовления в местных кафе. Этот вариант пользуется популярностью, так как многие осуждённые жалуются на плохое качество основной пищи. Однако порой «продуктовое преимущество» приводит к конфликтам между приговорёнными.

Косс Марте рассказал, как видел убийства заключённых из-за долгов, выраженных в лапше быстрого приготовления. «Речь не о тридцати центах, которые стоит эта лапша. Дело в принципах. Это валюта внутри системы». Бозелько заявила, что навсегда отказалась от этого блюда, но для Марте оно имеет значение. Раз в год он покупает продукт и смешивает с другими ингредиентами вроде сыра или кетчупа, а потом смотрит телешоу о жизни в тюрьме.

В остальное время Марте следит за рационом. Во время одного из тюремных обследований врачи сообщили ему, что из-за критически высокого уровня холестерина он рискует умереть от инфаркта в течение пяти лет. Мужчину приговорили к семи годам заключения, поэтому он отказался от вредной пищи и занялся спортом. После освобождения Марте открыл спортзал.

На тюремном кладбище нет имён, только номера. Я не хотел умереть внутри системы. Я видел, как другие умирали. Это довольно грустно. Зачастую родственники даже не приходят [на могилу].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *