ластовский короткая история беларуси

Миф о Великом княжестве Литовском как о «белорусско-литовском государстве»

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

Как работают творцы «национальных исторических концепций»

Известно, что Великое княжество Литовское (ВКЛ) в официальных документах своего времени называлось «Литовским и Русским» (после 1420 г. ещё и «Жемайтским»). Поэтому в русской академической и учебной литературе XIX в. закрепилось название «Литовско-Русское государство».

Эта традиция держалась довольно долго даже с появлением белорусского национализма. Например, лидер БНР Вацлав Ластовский (1883–1938) в «Краткой истории Беларуси» (1910) именовал Великое княжество Литовское «Литовско-Русским государством». Однако в советской Беларуси на волне белорусизации 1920-х годов стало употребляться название «Литовско-Белорусское государство». Это было сделано, в частности, в «Коротком очерке истории Беларуси» Всеволода Игнатовского (1881–1931), комиссара просвещения БССР.

Когда политика белорусизации в начале 1930-х годов была свёрнута, в трактовке ВКЛ возобладал классовый подход. Он имел ту положительную сторону, что было обращено внимание на внутреннее развитие собственно литовских земель. В советской исторической литературе стало говориться об установлении власти литовских феодалов в Литве и соседних с ней западнорусских землях как начале «Литовского государства». Определение «русское» из наименования выпало. До начала 1990-х годов предпочитали писать «Великое княжество Литовское», упоминая при этом, что оно было полиэтничной феодальной монархией, представлявшей собой совокупность отдельных княжеств и уделов (федерацию).

В 1994 г. были напечатаны «Очерки истории Беларуси», написанные коллективом Белорусской Академии Наук, в которых прозвучали многие националистические мотивы, характерные для того времени. Здесь же наряду с официальным названием ВКЛ появились слова о «белорусско-литовском государстве» и о его «белорусской» основе.

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

Между литовскими и белорусскими историками развернулись немалые дискуссии о том, кто же положил начало ВКЛ, кто кого завоевал и кто доминировал в этом государстве. В конце 1990-х годов появилась «примирительная» концепция двуэтнического (литовско-белорусского) начала истории ВКЛ гродненского историка Александра Кравцевича. Согласно его версии, Литовское государство было создано совместными усилиями «белорусов» и литовцев, которые проживали в пограничной зоне верхнего Понёманья. Что-то вроде «и нашим, и вашим».

Эта концепция стала всё чаще приводиться в научной и учебной литературе с начала 2000-х годов. В новейшем учебном пособии по истории Беларуси для 10 класса (2020) уже прямо говорится: «Современные белорусские историки считают Великое Княжество Литовское белорусско-литовским государством». Весьма категоричное заявление. Получается, что считающие иначе, не являются либо современными, либо белорусскими, либо историками. Между тем, таковые имеются.

Вот, например, цитата из учебника для вузов под редакцией Евгения Новика (правда, издания 2010 г.): «Результаты научных исследований уже сегодня позволяют утверждать, что Великое княжество Литовское не было создано только предками современных белорусов и литовцев, и поэтому оно не являлось ни белорусско-литовским, ни литовско-белорусским государством, как об этом говорится в некоторых современных публикациях. Великое княжество Литовское – это полиэтническое государство четырёх основных народов – белорусского, русского, украинского и литовского […] На наш взгляд, Великое княжество Литовское можно назвать литовско-русским или русско-литовским государством, как это утверждалось в дореволюционной российской и советской историографии». Это ещё одна «примиряющая» интерпретация, в которой в число отцов-основателей ВКЛ включаются другие «основные» народы, да ещё пристёгивается дореволюционная историография.

Можно видеть, что в вопросе об образовании ВКЛ ведётся какая-то возня, напоминающая перетягивание одеяла, чтоб никому не было обидно и «ножки не мёрзли». Давно известные исторические свидетельства перестраиваются в разные мозаики, чтобы получились «новые концепции» и создавался вид научного движения вперёд. То ВКЛ объявляется «литовским», то «литовско-белорусским», то «литовско-белорусско-украинским» и т.д. При этом игнорируется тот факт, что при образовании государства в Средневековье этническая составляющая не играла первенствующей роли. Все европейские монархии того времени были многоэтничными. Уже в процессе государственного существования, когда расширялись территориальные социальные и экономические контакты, формировалось общее самосознание, которое определялось политической связью жителей на территории определённого государства.

Жители тогдашней Литвы ещё не сознавали себя «литовцами», определяя себя по роду-племени или местности (например, «жемайты»). Западнорусские земли в XII‑XIII вв. территориально были разделены на удельные княжества. Употреблялись областные названия «полочане», «пиняне», «новогородцы» и др. Однако ни жители Новогрудского княжества, ни Полоцкого, ни Пинского, ни вместе, ни по отдельности не осознавали себя «белорусами». Равно не считали себя «украинцами» жители Волыни и Киевщины. Они называли себя и свою страну «Русью», сохраняя память об этнокультурном единстве Русской земли. Это единство скрепляло общее вероисповедание – Православная вера и митрополия «всея Руси».

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

Сторонники концепции «литовско-белорусского» государства как будто понимают это, утверждая, что формирование «белорусской народности» закончилось в условиях ВКЛ в XVI в. Если следовать такой логике, то и «литовско-белорусским» оно должно стать не ранее этого времени. Нельзя же ставить телегу впереди лошади! Происходит подтасовка: ни «белорусской», ни «литовской» «народности» ещё нет, а «литовско-белорусское» государство уже есть. Остаётся только выдумывать этническую туманность вроде «протобелорусов», из которой выводить-таки «белорусскую народность». Порой в исторической литературе прямо пишут о «русинах» ВКЛ, а в скобках в пояснение говорят о «белорусах».

Перед современными творцами «национальных исторических концепций» как в Литве, так и в Беларуси стоит нелёгкая задача: подчеркнуть определяющую роль в становлении ВКЛ литовцев или белорусов и при этом объяснить, каким образом политические границы этого государства вышли далеко за пределы этнического проживания литовцев и белорусов. Идея «полиэтничности», своего рода, «братства и союза народов» кажется такой удобной и общепримиряющей. Остаётся только затушевать исторические свидетельства борьбы между Литвой и Русью, что и делается.

Ядром, вокруг которого начало формироваться ВКЛ, была земля балтского племени «литва», проживавшего на территории нынешней юго-восточной Литвы и северо-западной Беларуси (верховья Нёмана и Вилии). Процесс государственного развития в этом регионе начался с социального расслоения жителей, выделения знати и формирования вокруг знатных лидеров военных дружин. Отряды литовцев, насчитывавшие от нескольких сот до одной-двух тысяч человек, с конца XII в. начинают проникать на южные и западные земли Руси, нападают на Волынские, Новгородские и Смоленские земли, на территории польских князей. Всё это фиксируется в современном летописании и хрониках. В непосредственной близости от литовских земель находятся области Полоцкого княжества и города Новогородок (Новогрудок), Гродно, Волковыск, тяготеющие к Галицко-Волынскому княжеству. В XIIв. они значительно обогатились за счёт посреднической торговли. Однако в следующем столетии их благосостояние падает, городские посады уменьшаются, значит, сокращается и количество жителей. Соответственно, нет никаких оснований говорить о возвышении Новогородского княжества, якобы предшествующего образованию ВКЛ. Наоборот, в середине XIII в. оно переживает такой же упадок, какой переживают многие русские княжества, поражённые монгольским нашествием. На фоне этого упадка литовские дружины начинают не просто грабить соседние русские земли, а захватывать их. В самой Литве происходит процесс концентрации власти в руках одного княжеского рода, победителем в междоусобной борьбе выходит князь Миндовг († 1263). Он подчиняет не только земли соседних литовских племён (Нальшаны, Деволтву, Упиту, Дайнову), но и земли удельного Новогородского княжества. Так создаётся начальная территория ВКЛ, которая в следующем столетии будет расширяться на запад и на восток усилиями новой литовской династии Гедиминовичей. Таким образом, образование ВКЛ началось с военного объединения Литвы и дальнейшего захвата западнорусских земель, которым выпала в этом процессе роль покоряющихся подданных.

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

Такая страдательная роль не устраивает современных белорусских историков-националистов. Пытаясь обосновать более активное и чуть ли не равноправное участие в образовании ВКЛ Новогородского княжества, творцы концепции «литовско-белорусского» государства говорят, что жители Новогородчины, имея такого опасного соседа, должны были выстраивать «неконфронтационные» отношения с напирающими литовцами. Догадка верная, только речь здесь может идти не о «союзнических» отношениях, а о подчинении. Тогда уже нет места никакой конфронтации… Литовский захват имел для жителей западнорусских земель определённую положительную сторону: лучше подчиняться сильному литовскому князю и оказаться под его защитой в качестве подданных, чем подвергаться от литовцев постоянным нападениям, да ещё терпеть от тевтонских и ливонских рыцарей, монголов и от других русских князей. Великие князья литовские хорошо поняли эту склонность жителей Руси и не вмешивались во внутреннюю жизнь покорённых русских земель.

Что в основу образования ВКЛ был положен именно захват и подчинение, а не союзнические отношения, показывает тот факт, что с присоединением той или иной русской области к ВКЛ местная правящая династия скоро сменялась на литовскую. Литовские князья женились на русских княжнах и этим «оформляли» новое приобретение. Представители литовской знати, теряя в ходе междоусобия родовые имения в своей земле, получали возможность приобрести себе новые владения на Руси. Не случайно литовский князь Миндовг, посылая своих племянников на восток, напутствовал: «Кто что захватит, приобретёт для себя». Это стало руководящим принципом при образовании Великого княжества Литовского.

Источник

Глубокский
историко-этнографический музей

Министр культуры посетил Глубокский район

22 октября 2021 года прямую телефонную линию и приём граждан провёл Министр культуры Республики Беларусь Анатолий. Читать далее.

Торжественная передача послания будущим поколениям Беларуси состоялась в Глубоком в рамках празднования Дня. Читать далее.

«Беларусь. Глубоччина. Родина. Нам есть чем гордиться!»

15 сентября 2021 года, в преддверии Дня народного единения, в музее прошел исторический час под названием «Беларусь. Читать далее.

17 сентября в Беларуси будет отмечаться День народного единства

В соответствии в Указом Главы государства от 7 июня 2021 года № 206 в Беларуси учрежден государственный праздник День. Читать далее.

В последние недели внимание всего мира приковано к событиям, разворачивающимся в Афганистане. В Беларуси к ним. Читать далее.

136 страниц истории, правды и боли.

20 августа 2021 года в Глубоком прошел День памяти. В этот день в центральной районной библиотеке состоялась презентация. Читать далее.

Ластовский Вацлав Устинович

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси Белорусский общественный и политический деятель, писатель, историк, филолог, литературовед, этнограф.

Родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в застенке Колесники Дисенского уезда Виленской губ.

Родители были безземельными шляхтичами. Закончил на родине Погостскую начальную школу. После окончания непродолжительное время изучал латинский язык у своего дяди Франца Ластовского. В 1896 году Ластовский уехал в Вильно, где работал посыльным в винной лавке.

Выступил инициаторам широкой дискуссии о путях развития, творческих методах, направлении и стиле белорусской литературы, в которой приняли участие Я. Купала, М. Горецкий, Л. Гмырак. Во время Первой мировой войны оставался в Вильно. В январе 1915 года вместе с В. Святополк-Мирским, И. Луцкевичем и А. Луцкевичем подписал обращение к немецким оккупационным властям о издании белорусских газет. Управлял виленской «Беларускай кнігарняй» и Белорусским издательским товариществам, курировал издание школьных учебников, сам участвовал в их написании. Входил в руководство партии «Хрысціянская злучнасць» (1915). Один из авторов «Меморандума представителей Беларуси», в котором отстаивал право белорусского народа на национально-государственное развитие и который был представлен на международной конференции в Лозанне (Швейцария, 1916).

В 1918-19 гг. член Виленского белорусского совета, в марте 1918 года направлен от него в состав Совета БНР. Участвовал в провозглашении независимости БНР. В конце 1918 года был белорусским атташе при литовском посольстве в Берлине. С 1919 года член Белорусской партии социалистов-революционеров (БПС-Р). В декабре 1919 года возглавил Кабинет министров Народной Рады БНР. Арестован польскими властями 17 декабря 1919 года; освобождён в феврале 1920 года; переехал в Ригу, потом в Каунас. Вместе с Т. Грибам, К. Дуж-Душевским, А. Цвикевичем и др. вошел в Комитет заграничных групп Белорусской партии социалистов-революционеров. Участвовал в организации антипольского партизанского движения. После подписания предварительных условий мира между Советской Россией и Польшей (октябрь 1920 года) в официальном послании на мирной конференции в Париже просил страны Антанты оказать помощь правительству БНР. 20 октября 1920 года на белорусской конференции в Риге под руководством В. Ластовского был создан блок белорусских партий для борьбы за независимую и неделимую Беларусь. Участник Первой Всебелорусской конференции в Праге (сентябрь 1921 года), которая признала правительство Луцкевича единственным законным белорусским правительством. В 1920-23 гг. с дипломатическими миссиями посетил Бельгию, Германию, Ватикан, Италию, Чехословакию, Францию, Швейцарию, выступал за права белорусского народа, в особенности в Западной Беларуси. 20 апреля 1923 года подал в отставку с должности премьер-министра БНР. Работал в Министерстве белорусских дел в Литве.

В 1923-1927 гг. издавал журнал «Крывіч», напечатал несколько учебников. Возглавлял «Комитет 400-летнего юбилея белорусской печати: 1525-1925». Был председателем Связи национально-государственного освобождения Беларуси, от имени которой выступал за использование белорусского языка в богослужениях. Приглашен Инбелкультом на академическую конференцию по реформе белорусского правописания и азбуки (ноябрь 1926 года), на какой был выбран председателем Графической комиссии. Под нажимом неблагоприятных обстоятельств (литовское правительство отказалось финансировать издание «Крывіча», политический переворот 17 декабря 1926 года в Литве) в апреле 1927 года переехал в БССР. Работал директорам Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Инбелкульте, не имея даже среднего образования. С 1928 года академик БЕЛАН. Был секретарём Инбелкульта. Редактировал «Работы кафедры этнографии», работал в «Комиссии живого белорусского языка», входил в «Комиссию по охране памятников старины в БССР». Организовывал этнографические экспедиции в разные регионы Беларуси, во время одной из которых был найден Крест Ефросиньи Полоцкой. Постановлениями СНК БССР 20 ноября 1929 года освобожден от должности секретаря Белорусской АН.

Источник

Ластовский короткая история беларуси

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

СОКОЛ-КУТЫЛОВСКИЙ Олег Леонидович О ЕВРОПЕЙСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. http://zovu.ru/yaz/sko3.htm

Руническая надпись на печати князя Миндовга

Надпись читается так: «С-ВА-Е ПЕ-ЦА- <ТЪ-А>КЪ-НЪ-Е-ЗЬ МЪ-И-НЪ-ДО-У-ГЪ ЗЪ-ТА-ВЪ-И», что на современном русском языке означает: «СВОЮ ПЕЧАТЬ КНЯЗЬ МИНДОУГ СТАВИТ».
Показать полностью.
Как следует из некоторых средневековых летописных источников, имя этого князя произносилось, как Миндовг, но руны « V » в имени на этой надписи явно нет. Как же могло возникнуть такое разночтение? В этой надписи часть знаков являются слоговыми рунами. Поэтому четвертый (двойной) знак имени может читаться, как слоговая руна «ДО», а гласная руна « I » после нее, как звук «У». Тогда все имя звучит, как «МИНДОУГ». В Белоруссии и теперь, вместо звука «в» произносят краткий звук «у» и даже букву такую в свой алфавит добавили, «у краткое»: ў. Например, слово «всё» пишется и произносится, как «ўсё». То есть написание славянскими рунами имени «МИНДОУГ» эквивалентно написанию этого имени на кириллице, как «МИНДОВГ», а на современном белорусском языке – «МИНДОЎГ».

Надпись на «древнейшем литовском флаге»

Основной текст, изображенный на флаге, читается славянскими рунами следующим образом: «ВЕ-ЧЕ ДА-ША НА-ДЕ-ША ЖИ-ХА-РЫ», что означает: «ВЕЧЕ ДАЕТ (ДАЛО) НАДЕЖДУ ЖИТЕЛЯМ».
Вече, давать, надежда – общеславянские слова. А вот слово «жители» в варианте «жыхары» используется только у современных белорусов.

Источник

Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год

ластовский короткая история беларуси. Смотреть фото ластовский короткая история беларуси. Смотреть картинку ластовский короткая история беларуси. Картинка про ластовский короткая история беларуси. Фото ластовский короткая история беларуси

Асобы. Список [ А-Я ]

Белорусская Народная Респулика

Великие князья Литовские

Магнатский род

Нобелевские лауреаты

Полоцкое княжество

Вацлав Ластовский Премьер-Министр, академик, директор Исторического музея

«Для нас вельмі важна вырваць наш народ з-пад рускага гіпнозу, паказаць яму іншыя каштоўнасці і шляхі нацыянальнага жыцця, звярнуць увагу на неабходнасць больш цеснага збліжэння з нашымі прыбалтыйскімі суседзямі» В. Ластовский, 1924

В 1930 обвинён по делу о «Союзе за освобождение Белоруссии», приговорён к высылке. В 1938 расстрелян.

Был одним из создателей Белорусского музея имени И. Луцкевича в Вильно. Во время своего первого визита в Вильну Максим Богданович остановился у Ластовского, и тот показал ему свое собрание белорусских артефактов. Поэт воскликнул: — Гэта ёсць фундамент нашага адраджэння! Гэта i за тысячу гадоў будзе сведчыць аб нас!

[ Даже в годы Первой мировой войны, в частности в 1916 году, в редактируемой Ластовским газете «Гоман» можно было увидеть объявления: «Купляю ўсякiе старасьвецкiе рэчы: абразы, гравюры, мiнiатюры, рукапiсы i кнiжкi XV i XVI в.; порцэляну, шкло, тканiны. В. Ластоўскi. Завальная вулiца № 7. «Беларуская кнiгарня». ]

С 1922 был среди первых работников Института белорусской культуры (ИнБелКульт), который в 1928 году был преобразован в Белорусскую Академию Наук.

В 1927-30 работал директором Белорусского государственного музея (ныне Национальный Исторический). Благодаря усилиям Ластовского была найдена и перевезена в Минск национальная святыня белорусов — крест Евфросинии Полоцкой. С 1928 года Вацлав Ластовский — академик и секретарь Белорусской АН.

В. Ластовский выступал против советской власти и польской оккупации за независимую и целостную Беларусь.

У 1916 — Ластоўскi адзін з аўтараў «Мемарандума прадстаўнікоў Беларусі», у якім адстойваў права беларускага народа на нацыянальна-дзяржаўнае развіццё і які быў прадстаўлены на міжнароднай канферэнцыі ў Лазане (Швейцарыя).

У 19118-19 чалец Віленскай беларускай рады (старшыней Рады быў Клаўдзій Дуж-Душэўскі), Старшыня Рады міністраў БНР (1919-22). Удзельнічаў у абвяшчэнні незалежнасці БНР.

Удзельнічаў у арганізацыі антыпольскага партызанскага руху. 20 кастрычніка 1920 на беларускай канферэнцыі ў Рызе пад кіраўнінтвам В. Ластоўскага створаны блок беларускіх партый для барацьбы супраць Савецкай улады і Польскай акупацыі за незалежную і непадзельную Беларусь.

Основные труды Ластовского: «Падручны расiйска-крыўскi (беларускi) слоўнiк.», «Кароткая гісторыя Беларусі», «Гiсторыя беларускай (крыўскай) кнiгi».

Источник

Ластовский короткая история беларуси

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №20, 2010

Ровно сто лет назад, в 1910 году, в Вильно вышла знаменитая «Короткая история Беларуси» Вацлава Ластовского. Труды по беларуской истории выходили и раньше, но они писались иностранцами, где наша история подавалась в искаженной призме их интересов. А это была первая книга, написанная на беларуском языке беларусом и для беларусов. Фактически, это было рождением исторической науки Беларуси.

Судьба этой книги оказалась непростой. Сразу после издания на нее набросились минские черносотенцы и прочие великорусские шовинисты: дескать, книга защищала беларуский «сепаратизм» и намекала на то, что у беларусов есть право на свое собственное Государство. Уже в советское время по этому же обвинению книга была запрещенной и до развала СССР пряталась даже от историков-профессионалов в закрытых хранилищах. И только в 1993 году Минское издательство «Унiверсiтэцкае» выпустило ее издание факсимильного типа.

В двух словах об авторе этого первого отечественного исследования истории Беларуси. Вацлав Устинович Ластовский родился в 1883 году, с юности был членом социалистических партий. С 1909 по 1914 работал в Вильно секретарем редакции «Нашай Нiвы», а в 1916-1917 годах редактором газеты «Гоман». Участвовал в создании БНР.

Именно этот вопрос задавал Вацлав Ластовский, который предлагал такую же независимость социалистической Беларуси, каковой обладала Монгольская Народная Республика. Однако советские власти ничего вразумительного ответить не смогли. Как, впрочем, и сегодня противники БНР не могут объяснить, чем же им не нравится сама идея государственности Беларуси.

Весной 1919-го Ластовский вступил в Беларускую партию социалистов-революционеров, был включен в ее ЦК. В начале 1920-х жил в Ковно (ныне Каунас), занимался там научной работой. Был редактором журнала «Крывiч», который выходил в Ковно в 1923-1927 гг., издал несколько книг. В 1927-м он признал Советскую власть, стал гражданином СССР и переехал в Минск, где работал директором Беларуского государственного музея. Позже работал в Институте беларуской культуры, в 1928 году стал членом Беларуской Академии наук и ее постоянным секретарем. В 1930 году был арестован вместе с другими нашими учеными и без суда сослан. В 1938 г. после повторного ареста его расстреляли как «врага народа». Через полвека, в 1988 году, его реабилитировали.

ПОИСКИ НАШЕЙ ИСТОРИИ

«Короткая истории Беларуси» Вацлава Ластовского (Власта) состоит из пяти частей: 1) до 1129 г.; 2) 1132-1430 гг.; 3) 1430-1569 гг.; 4) с 1569 до разделов Речи Посполитой; 5) «Беларусь под Россией».

«Первая часть книги (до 30-х гг. XII в.) начинается с описания славянских племен кривичей, дреговичей и радимичей, которые слились в один беларуский народ. Однако современный беларуский археолог Г.В. Штыхов и иные также относят создание беларуской народности к более раннему периоду. Правда, один раз автор упоминает среди этих племен и ятвягов, но историки считают их племенами не славянского, а балтского происхождения».

И далее: «…на западе беларусы жили вперемешку с литовцами (литвинами), на территории современной автору Виленской губернии».

Карамзин привел в своей «Истории государства Российского» письма, которые слал в Рим Иван III перед своим браком с униаткой Софьей Палеолог в 1472 году. Иван III подписывался как «князь Белой Руси».

В книге Александра Гваньини (кстати, коменданта Витебска) «Описание Московии»:

Как название «белорусец» перешло с московитов на этнос кривичей, который в ВКЛ называл себя литвинами?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале взглянем на карты проживания беларуского этноса (то есть КРИВИЧЕЙ), составленные Риттихом (1875), Карским (1903), Московской Диалектологической Комиссией (1915), Станкевичем (1921). Территория кривичей-беларусов доходит до Пскова, Ржева и Вязьмы, включая в себя Смоленск, Курск, Брянск.

Так было собрано этническое государство кривичей, которые, правда, к этому времени назывались уже литвинами и Литвой, но по сути это нынешние синонимы слова «беларусы». Это признавали тогда и московиты; например, в Задонщине (1480) Брянск назван «славным городом литвинов».

ДВА ГЛАВНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

ТЕМЫ НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Конечно, начало нынешней беларуской исторической науке положила в 1910 году книга Вацлава Ластовского «Короткая история Беларуси». Ее главная ценность в том, что она задавала самоопределение Беларуской Нации и закладывала основы Государственности Беларуси. Именно из-за этого книга была потом запрещена в СССР и скрыта от беларусов в тайных хранилищах СССР до самого развала этой страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *