лекции по всеобщей истории для вузов

Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

К ЧИТАТЕЛЮ 3
ВВОДНАЯ ГЛАВА 4
ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА 11
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 11
1.1. ВАРИАНТЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 11
1.2. ПЕРЕХОД ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВА К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ 15
1.3. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ 16
ДРЕВНИЙ МИР 17
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 18
2.1. ЭПОХА РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ (КОНЕЦ IV – КОНЕЦ II ТЫС. ДО Н.Э.) 18
2.2. ЭПОХА РАСЦВЕТА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ (КОНЕЦ II – КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н.Э.) 22
2.3. ЭПОХА ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ 27
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ 28
3.1. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ (III ТЫС. ДО Н.Э. – 30 Г. ДО Н.Э.) 29
3.2. АНТИЧНЫЙ РИМ (VIII В. ДО Н.Э. – V В. Н.Э.) 35
ГЛАВА 4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ 39
4.1. ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ (ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО VI В. Н.Э.) 40
4.2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ПОРОГЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА (VI – IX ВВ.) 43
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 48
ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 48
5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬ (V-XVII ВВ.) 49
5.2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(V – Х ВВ.) 51
5.3. КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XI-XV ВВ.) 53
5.4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XVI – НАЧ. XVII ВВ.) 57
ГЛАВА 6. РУСЬ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 61
6.1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – ХII ВВ.) 61
6.2. СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ (XI – XV ВВ.) 65
6.3. ФОРМИРОВАНИЕ И ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХШ – XV ВВ.) 69
ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА 70
7.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА 71
7.2. ИНДИЯ (VII – XVIII ВВ.) 71
7.3. КИТАЙ (III – XVII ВВ.) 74
7.4. ЯПОНИЯ (III – XIX ВВ.) 79
7.5. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (V – XI ВВ. Н.Э.) 83
НОВОЕ ВРЕМЯ 86
ГЛАВА 8. ЕВРОПА: ПЕРЕХОД К НОВОМУ ВРЕМЕНИ 86
8.1. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ 87
8.2. НИДЕРЛАНДЫ 89
8.3. АНГЛИЯ 90
8.4. ФРАНЦИЯ 93
8.5. ГЕРМАНИЯ 96
ГЛАВА 9. РОССИЯ В XVI-XVII ВВ. 99
9.1. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ 99
9.2. XVII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ 104
ГЛАВА 10. ЕВРОПА В XVIII В. 110
10.1. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В ЕВРОПЕ 110
10.2. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 112
10.3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЫ В XVIII В. 115
ГЛАВА 11. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ 119
11.1. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I 119
11.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. 121
11.3. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ 126
ГЛАВА 12. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОПЫ В XVIII В. 128
12.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ 128
12.2. КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКИХ ДЕРЖАВ 132
12.3. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЯХ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ 133
ГЛАВА 13. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В XIX В. 136
13.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ В XIX ВЕКЕ 136
13.2. БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, США, ЯПОНИИ 141
13.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 144
ГЛАВА 14. РОССИЯ В XIX В. 153
14.1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В. 153
14.2. РОССИЯ ЭПОХИ НИКОЛАЯ I 158
14.3. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 160
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 167
ЧАСТЬ I. ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ХХ ВЕК 167
ГЛАВА 15. МИРОВЫЕ ВОЙНЫ XX ВЕКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 169
15.1. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 170
15.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ФАШИЗМА. МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 174
15.3. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 175
ГЛАВА 16. КРУПНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ. ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ 180
16.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. 180
16.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. 183
ГЛАВА 17. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗВИТИИ 186
ГЛАВА 18. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА 190
18.1. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА 190
18.2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА 192
18.3. РАСПАД МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА 194
ГЛАВА 19 ТРЕТЬЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. 195
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 195
19.1. ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОЙ НТР 195
19.2. ПЕРЕХОД К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 198
ГЛАВА 20 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 199
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 199
20.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 199
20.2. ТРИ МИРОВЫХ ЦЕНТРА КАПИТАЛИЗМА 201
20.3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 202
ЧАСТЬ II. РОССИЯ В ХХ В. 204
ГЛАВА 21. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 204
21.1. РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ НАЧАЛА XX В. 204
21.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ СОВЕТОВ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД (X. 1917 Г. – VI. 1941 Г.). 207
21.3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945 ГГ.) 211
ГЛАВА 22. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX СТОЛЕТИЯ 214
22.1. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. 215
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СССР В 50-60-Е ГГ. 215
22.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, 218
ОСЛОЖНИВШИЕ ВЫХОД СТРАНЫ НА НОВЫЕ РУБЕЖИ 218
22.3. РАСПАД СССР. ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ РОССИЯ. ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 223
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 226
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 228

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

Рецензенты: кафедра «История « Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и д-р ист. наук проф. О.Г. Обичкин

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

В 84 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с. ISBN 5-85178-042-8

История – обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать его мировоззрение и в конечном счете формирует в каждом из нас гражданина. В учебнике обобщено историческое развитие человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени с выделением разделов: Первобытная эпоха, Древний мир. Средневековье, Новое время и Новейшее время.

Для студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей.

Источник

Всеобщая история. Часть 1

лекции по всеобщей истории для вузов. Смотреть фото лекции по всеобщей истории для вузов. Смотреть картинку лекции по всеобщей истории для вузов. Картинка про лекции по всеобщей истории для вузов. Фото лекции по всеобщей истории для вузов

понадобится для освоения

для зачета в своем вузе

Онлайн-курс «Всеобщая история» включает материал всемирной истории от зарождения первых цивилизаций на Древнем Востоке и в Средиземноморье до настоящего времени. Курс подготовлен на современном уровне знаний специалистами Санкт-Петербургского государственного университета.

О курсе

Целью данного онлайн-курса является создание эффективной системы онлайн обучения всеобщей истории, с помощью которой у обучающихся должна быть сформирована современная ёмкая картина развития мировой истории от возникновения цивилизации до настоящего времени.

Важнейшие принципы, определяющие содержание онлайн-курса:

1. Сформировать представление о всемирном историческом процессе от древнейших цивилизаций к современному миру, показать принципиальное единство исторического процесса при несомненном многообразии форм развития конкретных обществ и цивилизаций.

2. Исключить европоцентризм, показать развитие не только европейских (западных) обществ, но и Востока, а также контакты, взаимодействие, взаимовлияние народов и государств всех регионов нашей Планеты в разные периоды истории.

3. Обеспечить гармоничное сочетание конкретной политической истории и характеристики достижений различных цивилизаций, обществ, государств разных регионов и разных периодов истории в области государственного управления, экономики, духовной и материальной культуры. Показать исторические истоки многих достижений современной цивилизации, базовых политических, социальных, экономических институтов и культуры.

В подготовке курса принимала участие большая группа ученых Института истории, восточного факультета и факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Среди авторов как хорошо известные в своей области специалисты – крупные признанные ученые, так и молодые, начинающие преподаватели и исследователи.

Учебный курс разделен на 29 модулей, каждый из которых посвящен важной теме, относящейся к определенному этапу истории человечества:

1. История древнего мира – 6 модулей (в том числе 2 модуля – история Древнего Востока, 4 модуля – история античного мира).

2. История средних веков – 6 модулей (в том числе 4 модуля – история Европы в средние века, 2 модуля – история стран Востока в средние века).

3. История Нового и новейшего времени – 17 модулей (в том числе 5 модулей – история стран Востока в новое и новейшее время и 4 модуля – история международных отношений).

В каждый модуль включаются дополнительные материалы для самостоятельной работы учащегося, контрольно-измерительные материалы

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.

Требования

Данный курс предназначен для широкой аудитории и может использоваться всеми: студенты бакалавриата непрофильных направлений,учащиеся старших классов, магистратуры и все, кто интересуется мировой историей.

Программа курса

1. Рождение цивилизации. Древнее Двуречье.

2. Древний Египет. Древние цивилизации Индии и Китая во II тыс. до н.э. – сер.I тыс. н.э. Ближний Восток в к. II-I тыс. до н.э.

3. Начало истории Древней Греции. Архаический период. Рождение и становление греческого полиса. Расцвет греческого мира

4. Кризис греческого полиса. Эллинистический мир.

5. Рождение Римской цивилизации. Рим в «царскую» эпоху и в эпоху ранней республики.

11-12. История стран Востока в средние века.

Результаты обучения

В результате обучения слушатели получат систематизированное знание об истории развития человеческой цивилизации, о важнейших тенденциях и процессах этого развития, о главных событиях того или иного времени. В лекции включены рассказы о выдающихся политических деятелях, о главных достижениях в области культуры, экономики, государственного управления.

Учебный материал, а также приложенные к нему задания формируют у обучающихся умение сравнивать исторические явления и процессы, анализировать их, находить ответ на многие острые вопросы. Практические задания закрепляют навык работы с исторической картой, с иллюстративными материалами, с письменными источниками.

Формируемые компетенции

— способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
— готовность к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала (ОК-3).
— способность использовать знания в области гуманитарных,
социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и
аналитических работ (ОПК-3);
— способность к анализу и обобщению результатов научного
исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
— Владеть современными методологическими принципами и
методическими приемами исторического исследования (ПК-3);
— способность использовать в исторических исследованиях
тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);
— способность анализировать и объяснять политические,
социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);

Источник

Лекции по всеобщей истории для вузов

Приносим извинения за временные неудобства

—> 19-20.01.2017 в связи с проведением технических работ
возможно снижение скорости работы Электронной библиотеки!

Приносим извинения за временные неудобства

лекции по всеобщей истории для вузов. Смотреть фото лекции по всеобщей истории для вузов. Смотреть картинку лекции по всеобщей истории для вузов. Картинка про лекции по всеобщей истории для вузов. Фото лекции по всеобщей истории для вузов

Заглавие документа:Курс лекций по истории древнего мира и средних веков
Авторы:Кошелева, Наталья Владимировна
Малюгин, Олег Иванович
Тема:ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. исторические науки
Дата публикации:2013
Аннотация:Курс лекций по истории древнего мира и средних веков
URI документа:http://elib.bsu.by/handle/123456789/53558
Располагается в коллекциях:Всеобщая история (История древнего мира и средних веков)
Всеобщая история (История древнего мира и средних веков)

ФайлОписаниеРазмерФормат
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (Древний Восток).docЛекции по истории древнего Востока221,5 kBMicrosoft WordОткрыть
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (Древняя Греция и Рим).docЛекции по истории древней Греции и Рима589,5 kBMicrosoft WordОткрыть
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (средние века).docЛекции по истории средних веков129,5 kBMicrosoft WordОткрыть

Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.

Источник

Лекция «Введение в курс всеобщей истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лекции по всеобщей истории. История Древнего мира

Лекция 1.

Введение в курс всеобщей истории.

формировать представление о предмете история, исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

познакомить учащихся с философскими концепциями исторического развития; оценочным характером исторических знаний; периодизацией всеобщей истории;

формировать интерес к изучению истории.

Исторические источники. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины.

Периодизация всеобщей истории.

В переводе с древнегреческого языка слово «история» означает повествование о том, что узнано.

История – это наука о прошлом человеческого общества, о закономерностях его развития. Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни. Явления эти чрезвычайно разнообразны и включают в себя: развитие хозяйственной и социальной жизни; международные отношения; развитие культуры; деятельность отдельных исторических личностей.

Соответственно этому и история является наукой многоотраслевой. Она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, таких как – экономическая история, политическая история, социальная история, военная история, история культуры и пр.

Помимо этого, история подразделяется и по широте изучения объекта. Например: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история континентов (история Азии и Африки); история отдельных стран и народов (история России). Сегодняшнее занятие посвящено всеобщей истории в целом.

Принято считать, что история, как отрасль человеческого знания, возникла около двух с половиной тысячелетий назад – в V веке до н.э. Её основоположниками являются древнегреческие писатели, историки – Геродот Галикарнасский (около 484 г. до н.э. – около 425 г. до н.э.) и Фукидид (около 460 г. до н.э. – около 400 г. до н.э.).

На самом деле геродотова «История» это ещё не наука. Правильнее назвать её – нарративом, то есть простым изложением взаимосвязанных событий, без проведения анализа и каких-либо выводов. Геродот просто записывал то, что он видел или слышал о Греции, Персии, Ассирии, Вавилонском царстве, Египте и Скифии практически не давая описываемым событиям оценочных суждении. Великая заслуга Геродота заключается в том, что благодаря ему, сохранилось много той информации, которая иначе просто-напросто была бы утеряна.

Последователь Геродота – Фукидид, описывая в своей «Истории» Пелопонесскую войну, стал уже не просто пересказывать произошедшие события, но и сопоставлять различные версии происходившего, а так же делать из них выводы. Поэтому, именно Фукидида мы считаем основоположником современной исторической науки.

В эпоху Возрождения зарождаются новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Николо Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из основных причин борьбы людей в истории – имущественную.

В Новое время, в период зарождения научных знаний о материальном мире, начинает складываться и современная историческая наука. Некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею Бога как творца истории, предпринимают попытки объяснить причинно-следственные связи материального мира исходя из него самого.

Исторический материализм, рассматривая мировую историю как единый закономерный процесс, утверждает, что существуют общие законы развития человеческого общества. Он рассматривает исторический процесс как эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности (примитивный труд и примитивные орудия труда первобытного общества → социальное равенство; развитие процесса труда и производства → появление избытков благ → борьба за их присвоение).

Концепция исторического материализма была разработана немецкими философами Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Основные идеи концепции были изложены ими в 40-е годы XIX века в таких работах, как «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Святое семейство», «Немецкая идеология», а в более разработанном виде в «Нищете философии» и «Манифесте Коммунистической партии».

Основные принципы исторического материализма:

Принцип единства человечества и, как следствие, единства исторического процесса;

Принцип исторической закономерности (в историческом процессе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения между людьми и результатами их деятельности);

Принцип детерминизма (признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; определяющим в историческом процессе является способ производства материальных благ);

Принцип прогресса (поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более высокие уровни).

С точки зрения формационного подхода, человечество в своём развитии проходит пять основных стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций происходит путём социальных революций – «локомотивов истории», причинами которых, как правило, являются: в экономической сфере – конфликт между приобретшими новый характер производительными силами общества и консервативной, устаревшей системой производственных отношений; в политической сфере – усиление социальных антагонизмов и обострение классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в неизменности существующих порядков и угнетёнными массами, требующими улучшения своего экономического, социального и политического положения.

Революция, какой бы характер она не носила, приводит к смене господствующего класса. Победивший класс, как правило, осуществляет масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни и создаёт тем самым предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений.

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл шотландский философ и историк Адам Фергюсон (1723-1816), предложивший стадиальную периодизацию истории: дикость → варварство → цивилизация, где под последней подразумевалось развитие земледелия и ремёсел, наличие городов, торговли, частной собственности, религии, письменности и государственных институтов.

Философы и историки XIX столетия (Шарль Ренувье, Жозеф Гобино, Генрих Рюккерт, Николай Данилевский) развивая понятие «цивилизация» пришли к выводу, что история человечества – это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Следовательно, нужно говорить не об одной, а о множестве локальных цивилизаций.

В XX веке принципы изучения истории при помощи понятия «цивилизация» были разработаны английским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975). В 12-томном труде «Постижение истории» Тойнби подразделяет историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющих одинаковую внутреннюю схему развития: возникновение → рост → надлом → разложение → гибель.

Суммируя вышесказанное можно сделать следующие выводы. Философия истории опирается на две основные концепции исторического развития – формационную и цивилизационную. Сторонники первой рассматривают человеческое общество как единое целое, и, считают, что, процессы эволюции отдельных социоисторических систем образуют единый процесс всемирной истории, который прогрессирует через прохождение определённых этапов в развитии каждого народа.

Сторонники цивилизационного подхода к изучению истории считают, что суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно самостоятельных социально-исторических образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную историю при одинаковом цикле развития (возникновение, развитие и гибель). В силу того, что каждое такое социально-историческое образование всё начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может и как следствие, какой-либо исторический прогресс и смысл в историческом развитии отсутствует.

История – наука многогранная и, безусловно, нуждается во всесторонних исследованиях. Однако, исходя из вышесказанного, при изучении истории в школе целесообразно остановиться на формационном подходе, так как именно он позволяет понять закономерности исторического развития.

Ещё одним важным моментом при изучении истории является оценочный характер исторического знания. Если у обычного научного знания есть факт и его объяснение, то историческое знание требует ещё и оценки. По поводу многих событий прошлого возникают споры, причём споры, скорее политического, а не исторического характера. К примеру, опричнина в России середины XVI века. Спор не о том, была ли опричнина, а о том, оправданы ли были массовые репрессии устроенные Иваном Грозным. Именно такой оценочный, субъективный характер исторического знания зачастую ставит вопрос – является ли история вообще наукой? Или история это не наука, а некоторое коллекционирование исторических фактов? Попробуем разобраться, взяв, для примера, английскую революцию середины XVII века и французскую революцию конца XVIII века.

Парламент долго не созывался

Парламент долго не созывался

После созыва нового парламента король потребовал утвердить новые налоги. Парламент отказался

После созыва нового парламента король потребовал утвердить новые налоги. Парламент отказался

Король бежит из страны, чтобы возглавить верные ему войска

Король бежит из страны, чтобы возглавить верные ему войска

Установление военной диктатуры Кромвеля

Установление Якобинской диктатуры, а затем военной диктатуры Наполеона

Реставрация монархии через 11 лет после казни короля

Реставрация монархии через 11 лет после казни короля

Идёи ли речь о неких совпадениях или об определённых исторических закономерностях, ставших причинами этих революций? Разумеется, историки считают, что ни о каких совпадениях речь идти не может (за исключением 11-летнего срока, прошедшего с момента казни монархов до реставрации монархии). Безусловно, и с этим спорить никто не станет, что в Англии середины XVII века и во Франции конца XVIII века существовали определённые условия для начала революции и то, что эти революции произошли – не случайность, а проявление определённой исторической закономерности. Исторические законы играют роль неких общих закономерностей. При определённых условиях, определённые события могут произойти с определённой вероятностью, но то, что они приобретут тот или иной характер история не гарантирует.

Исторические источники. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины.

Установлению исторических фактов способствуют исторические источники – остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие его историю.

Изучение прошлого человечества, о каком бы периоде не шла речь, начинается с изучения исторических источников. Существует несколько категорий исторических источников:

письменные (рукописные и печатные);

вещественные (археологические памятники, предметы быта, нумизматические материалы);

этнографические (сохранившиеся пережитки – кровная месть, выкуп невесты);

устные (устная словесность – рассказы, былины, песни, пословицы);

лингвистические (географическая номенклатура, заимствования из других языков).

Каждая категория, в свою очередь, подразделяется на более узкие виды источников. Например, письменные источники могут быть:

Фундаментом исторических исследований являются, безусловно, письменные источники. Там, где они отсутствуют, историки бродят в потёмках, а в историческом периоде появляются пробелы, трудно восполняемые изучением всех других видов исторических источников.

При этом необходимо чётко понимать, что ни один письменный источник не является абсолютно объективным. Поэтому при изучении любого письменного источника, к какому бы времени он не относился, его необходимо дополнительно обработать. Данная обработка заключается в том, что мы должны «задать» автору источника три вопроса:

кто автор источника (насколько достоверную информацию он может нам сообщить)?

кому адресован источник (насколько объективна излагаемая информация)?

зачем этот источник был создан (какую цель преследовал автор источника)?

Существует специальная наука, занимающаяся изучением исторических источников – источниковедение. Источниковедение – специальная историческая наука, разрабатывающая теорию исторических источников и методику их изучения.

Помимо источниковедения существует ещё целый ряд специальных и вспомогательных исторических дисциплин, специализирующихся на изучении исторических источников.

Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизнедеятельности людей – вещественным памятникам.

Этнография – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также материальную и духовную культуру.

Антропология – наука, изучающая происхождение человека и его эволюцию, образование рас и физическое строение человека.

Хронология – дисциплина, изучающая системы отсчета времени.

Палеография – дисциплина, изучающая рукописные памятники и старинное письмо.

Нумизматика – дисциплина, изучающая монеты.

Бонистика – дисциплина, изучающая бумажные деньги.

Геральдика – дисциплина, изучающая гербы.

Сфрагистика – дисциплина, изучающая печати.

Генеалогия – дисциплина, изучающая родственные связи.

Кроме того, существуют многочисленные методы, позволяющие моделировать историческое прошлое. Например, методика восстановления лица по костям черепа, предложенная советским учёным Михаилом Михайловичем Герасимовым. Благодаря этой методике, точность которой уже не вызывает сомнений, мы можем посмотреть, как выглядела та или иная историческая личность.

Периодизация всеобщей истории.

В целом, в современной исторической науке принято делить всю историю человечества на пять основных этапов:

История Древнего мира (3000 г до н.э. – падение Западной римской империи в 476 г н.э., когда своего трона лишился последний римский император Ро ´ мул Авгу ´ стул).

История Средних веков (476 – 1500 гг. – условный год начала массовых Великих географических открытий).

Новая история (1500 – 1914 гг. – начало I мировой войны).

Новейшая история (с 1914 г)

Формационная и цивилизационная концепция исторического развития.

Что такое исторический источник? Категории исторических источников.

Периодизация всеобщей истории.

1 Концепция провиденциализма, разработанная Августином Блаженным (354 – 430 гг.) в трактате «О Граде Божием»

2 Исторический метод познания – способ изучения явлении и процессов в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими.

3 Концепция – система взглядов на процессы и явления в природе и обществе.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т. 22, с. 306

5 Способ производства – этап исторического развития, характеризующийся определенным образом жизни на основе определенных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *