летчик испытатель микоян биография
Биография Степана Микояна
Летчик-истребитель, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси (Грузия) в семье советского государственного деятеля Анастаса Микояна.
В сентябре 1941 года Степан Микоян окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Осенью того же года он переучился в запасном полку на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
16 января 1942 года его самолёт был по ошибке сбит другим советским истребителем. Степану Микояну удалось посадить горящую машину, но сам он сломал ногу и обгорел.
По возвращении из госпиталя воевал в составе авиационного полка под Сталинградом и на Северо-Западном фронте, а затем — в авиационном полку противовоздушной обороны Москвы.
В 1951 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и перешёл на лётно-испытательную работу в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил имени В.П. Чкалова (НИИ ВВС имени В.П. Чкалова), где совмещал работу летчика с работой ведущего инженера.
С 1959 года — начальник испытательного Управления НИИ ВВС имени В.П. Чкалова.
Степан Микоян летал до 1978 года — в общей сложности, на 102 типах и модификациях летательных аппаратов, в том числе на МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Налетал около 3,5 тысячи часов.
В 1974 году медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, разрешив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах.
В НИИ ВВС он возглавлял работы по испытаниям дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
С 1978 года работал заместителем генерального директора по лётным испытаниям Научно-производственного объединения «Молния», принимал участие в создании и испытании космического корабля «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4».
В 1992 году вышел в отставку.
Степан Микоян — генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1975 года за освоение новой авиационной техники и проявленное при этом мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина (1975), Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени (1985), четырьмя орденами Красной Звезды (1944, 1956, 1957, 1966), медалями. Являлся лауреатом премии Правительства РФ за значительный вклад в развитие ВВС России (2012).
Автор мемуаров «Воспоминания летчика-испытателя».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Из цикла «Отцы и дети».
Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков. Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.
Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.
Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.
О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.
Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…
Гвардии капитан МИКОЯН Степан Анастасович, 1922 г.р., 12-й гвардейский истребительный авиационный полк (318-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 1-я воздушная армия ПВО, Центральный фронт ПВО), командир звена, армянин. Место рождения: г. Тбилиси, Грузия. В 1940 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.
*Звание и должность указаны по состоянию на май 1945 г.
До 1926 г. семья Микоян жила в Ростове-на-Дону, затем, в связи с назначением Анастаса Микояна на ответственную государственную должность, переехала в Москву.
В 1940 г., после получения среднего образования, вместе со своим другом Тимуром Фрунзе (см. статью «О мажорах былых времен – Тимур Фрунзе»), поступил в Качинскую военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова, которую окончил в августе 1941 г. Присвоено воинское звание «лейтенант».
После переобучения в 8-м запасном ИАП был допущен к полетам на истребителе ЯК-1, и продолжил службу в качестве летчика-истребителя 11-го ИАП Московской зоны ПВО. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».
16 января 1942 года в районе Истры, в 13-м боевом вылете, самолет лейтенанта Микояна был атакован, и по ошибке сбит советским истребителем ЯК-1* (*Летчик-истребитель Герой Советского Союза Михаил Родионов, сбивший Степана Микояна, погиб 3 июня 1942 г. при попытке посадить поврежденный самолет, после совершенного двойного воздушного тарана немецкого бомбардировщика).
Степан Микоян сумел посадить горящий самолет, но получил сильные ожоги рук и лица, которые надолго вывели его из строя.
В феврале 1943 года в составе 32-го гвардейского ИАП (434-й ИАП стал гвардейским и сменил нумерацию на 32-й гв. ИАП!) был направлен на Северо-Западный фронт, откуда был переведен в 12-й гвардейский ИАП Московской зоны ПВО, на должность командира звена.
В Великую Отечественную войну гвардии капитан Степан Микоян совершил более 50 боевых вылетов на самолетах Як-1, Як-7Б и Як-9, провел (согласно данным наградных листов) 5 воздушных боев с самолетами противника. На боевом счету летчика-истребителя Степана Микояна числится, в общей сложности, 7 групповых побед.
После войны окончил ВВИА имени Жуковского и перешел на летно-испытательную работу в НИИ ВВС имени В.П. Чкалова.
Испытывал 102 типа и модификации летательных аппаратов, включая МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24.
С 1978 года – заместитель генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния». Участвовал в создании и испытании космического корабля многоразового пользования «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4».
С 1992 года – в отставке.
Генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный летчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980).
За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза (1975).
Награжден орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды, медалями.
Жил в Москве. Умер 24 марта 2017 г., в возрасте 94 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Из представления к ордену Красного Знамени:
Участвуя в 3-х воздушных боях, имеет сбитыми в группе 6 самолетов противника, из них: 4 бомбардировщика и 2 истребителя.
Отличительная черта тов. Микоян – беспримерное мужество, хладнокровие, готовность прийти на выручку к товарищу, и непримиримая ненависть к врагу.
На Сталинградском фронте участвовал в двух длительных воздушных боях. Капитан Микоян всегда был там, где требовалось не допустить воздушного противника к объекту, или выручить товарища из тяжелого положения.
За проявленную отвагу, бесстрашие в боях с фашизмом и личную храбрость капитан Микоян достоин награждения орденом Красного Знамени*.
Начальник Инспекции ВВС РККА полковник В.СТАЛИН. 11 ноября 1942 г.».
*Указом Президиума ВС Союза ССР от 23.11.1942 г. награжден орденом Красного Знамени.
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682524, д. 580, л. 204.
Из представления к ордену Красной Звезды:
«…Летает на всех высотах до потолка самолета, и в сложных метеоусловиях. Имеет 46 успешно выполненных боевых вылетов, провел 2 воздушных боя, сбил в паре один самолет противника.
Участвовал в героической обороне Сталинграда, за что награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».
Вдумчивый, инициативный офицер, проявляет много старания в обучении и воспитании своих подчиненных. Лично дисциплинирован, требователен, пользуется авторитетом среди подчиненных товарищей. Готов выполнить любое задание.
Всего произвел 7 самолетовылетов на сопровождение особо важных самолетов и литерных поездов. 1 августа 1943 г. за отличное сопровождение получил благодарность от Генерала армии ПОПОВА.
За отличное выполнение боевых заданий командования по сопровождению особо важных самолетов и литерных поездов достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды*.
Командир 12-го гвардейского ИАП гвардии подполковник МАРЕНКОВ. 8-го августа 1944 г.».
*Приказом ВС 1 ВА ПВО №: 13/н от 22.08.1944 г. награжден орденом Красной Звезды.
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5311, л. 135.
Фото 1 (слева): 1940 г. Курсанты Качинской военной авиационной школы им. А.Ф. Мясникова (слева направо): Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский. Фото 2 (справа): 1944 г. Гвардии капитан МИКОЯН С.А.
Примечание: фото найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимков произведены автором статьи.
Микоян Степан Анастасович
Родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси, в семье служащего. Окончил 10 классов. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени товарища Мясникова. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. В составе 11-го, 12-го Гвардейского, 434-го (32-го Гвардейского) истребительных авиационных полков, защищал небо Москвы и Сталинграда. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолётов противника. За годы службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (четырежды); многими медалями. Он прибыл туда в середине декабря. Полк только что перестал летать на штурмовки наземных войск противника. Весь декабрь 1941 года и половину января 1942 года погода стояла крайне плохая, активных действий силы авиации не вели. С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полётах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска, в том числе конницы генерала Доватора, совершавшей рейд за линию фронта.
Провинившегося лётчика хотели было отдать под трибунал, а «степень вины Лейтенанта Микояна определить после его излечения». Однако обошлось без судов и «определений». Михаил Родионов погиб в бою 3 июня 1942 года в небе над Калугой и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На лечение Степана ушло около полугода.
Дни второй половины сентября оказались самыми тяжёлыми. За неполные 3 недели в 50 воздушных боях полк сбил 83 вражеских самолёта. Наши потери: 16 лётчиков и 25 «Яков». 18 сентября был сбит Владимир Микоян, погибли многие отважные лётчики, был тяжело ранен командир полка Клещёв. Нагрузки были колоссальными. С утра до вечера небо буквально дрожало от гула авиационных моторов, от пушечных выстрелов и пулемётных очередей, от разрывов снарядов. Об одном из боевых вылетов с участием Степана Микояна вспоминает Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов: «18 сентября я вылетел во главе группы из 4 звеньев. Нам предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Непосредственно в моё звено входили Степан Микоян, Сергей Долгушин и Владимир Луцкий. 3 октября 434-й истребительный авиаполк вновь вывели в тыл на отдых и пополнение. Вскоре он стал называться 32-м Гвардейским, нескольких офицеров удостоили звания Героя Советского Союза, все его лётчики получили награды. Орденами Красного Знамени наградили Степана и Владимира (посмертно) Микоянов. Когда весной 1943 года полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого 32-го Гвардейского авиаполка, и сказал: «Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги. «
Степан Анастасович руководил лётными испытаниями этого аналога, технической и стендовой подготовкой лётчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полёте настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки. Микоян Степан Анастасович
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (03.04.1975 г.), кандидат технических наук, генерал-лейтенант авиации. Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец — Микоян Анастас Иванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать — Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962). «Известные авиационные события тридцатых годов, — вспоминает Степан Анастасович, — спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника — хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером — тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро…» В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя П.И.Лозовского. В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. Слушателям-летчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в поселке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломный проект Микояна — «Сверхзвуковой фронтовой истребитель». Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А.И.Микояна. Руководил проектом знаменитый В.Ф.Болховитинов, под руководством которого еще до войны строили тяжелый бомбардировщик ДБ-А, а позже создали первый советский ракетный истребитель «БИ». «Мы всегда находились меж двух огней, — говорит о специфике работы военного летчика Степан Микоян. — Промышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках — за то, что пропускаем технику с изъянами. Мы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика НИИ ВВС должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. В своих испытаниях мы проверяем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ОКБ. И не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполняем боевые задачи. Как это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываются не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследуя возможности и особенности именно боевого применения самолета…» С конца 1957 года — заместитель начальника 1 отдела по летной части. В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. Три года спустя, когда летчику пошел уже пятьдесят шестой год, он понял: «обойти» следующую медкомиссию не удастся и принял предложение перейти на работу в промышленность. 3 апреля 1975 года Степану Анастасовичу Микояну за проведение государственных испытаний МиГ-25 присвоено звание Героя Советского Союза. С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран». Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля — так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»… 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме. Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки. Умер 24 марта 2017 года. Награды: Учлет Степан Микоян. Капитан С.А.Микоян. Летчики-испытатели (слева направо): А.Девочкин, В.Котлов, С.Медведев, П.Кабрелев, Э.Князев, А.Манучаров, С.Микоян, М.Бобровицкий. Генерал-майор авиации С.А.Микоян. Генерал-лейтенант авиации С.А.Микоян. .
|