летчик испытатель микоян биография

Биография Степана Микояна

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Летчик-истребитель, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси (Грузия) в семье советского государственного деятеля Анастаса Микояна.

В сентябре 1941 года Степан Микоян окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Осенью того же года он переучился в запасном полку на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.

16 января 1942 года его самолёт был по ошибке сбит другим советским истребителем. Степану Микояну удалось посадить горящую машину, но сам он сломал ногу и обгорел.

По возвращении из госпиталя воевал в составе авиационного полка под Сталинградом и на Северо-Западном фронте, а затем — в авиационном полку противовоздушной обороны Москвы.

В 1951 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и перешёл на лётно-испытательную работу в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил имени В.П. Чкалова (НИИ ВВС имени В.П. Чкалова), где совмещал работу летчика с работой ведущего инженера.

С 1959 года — начальник испытательного Управления НИИ ВВС имени В.П. Чкалова.

Степан Микоян летал до 1978 года — в общей сложности, на 102 типах и модификациях летательных аппаратов, в том числе на МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Налетал около 3,5 тысячи часов.

В 1974 году медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, разрешив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах.

В НИИ ВВС он возглавлял работы по испытаниям дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».

С 1978 года работал заместителем генерального директора по лётным испытаниям Научно-производственного объединения «Молния», принимал участие в создании и испытании космического корабля «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4».

В 1992 году вышел в отставку.

Степан Микоян — генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1975 года за освоение новой авиационной техники и проявленное при этом мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина (1975), Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени (1985), четырьмя орденами Красной Звезды (1944, 1956, 1957, 1966), медалями. Являлся лауреатом премии Правительства РФ за значительный вклад в развитие ВВС России (2012).

Автор мемуаров «Воспоминания летчика-испытателя».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Из цикла «Отцы и дети».

Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков. Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.

Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.

Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.

О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.

Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…

Гвардии капитан МИКОЯН Степан Анастасович, 1922 г.р., 12-й гвардейский истребительный авиационный полк (318-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 1-я воздушная армия ПВО, Центральный фронт ПВО), командир звена, армянин. Место рождения: г. Тбилиси, Грузия. В 1940 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.

*Звание и должность указаны по состоянию на май 1945 г.

До 1926 г. семья Микоян жила в Ростове-на-Дону, затем, в связи с назначением Анастаса Микояна на ответственную государственную должность, переехала в Москву.

В 1940 г., после получения среднего образования, вместе со своим другом Тимуром Фрунзе (см. статью «О мажорах былых времен – Тимур Фрунзе»), поступил в Качинскую военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова, которую окончил в августе 1941 г. Присвоено воинское звание «лейтенант».

После переобучения в 8-м запасном ИАП был допущен к полетам на истребителе ЯК-1, и продолжил службу в качестве летчика-истребителя 11-го ИАП Московской зоны ПВО. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».

16 января 1942 года в районе Истры, в 13-м боевом вылете, самолет лейтенанта Микояна был атакован, и по ошибке сбит советским истребителем ЯК-1* (*Летчик-истребитель Герой Советского Союза Михаил Родионов, сбивший Степана Микояна, погиб 3 июня 1942 г. при попытке посадить поврежденный самолет, после совершенного двойного воздушного тарана немецкого бомбардировщика).

Степан Микоян сумел посадить горящий самолет, но получил сильные ожоги рук и лица, которые надолго вывели его из строя.

В феврале 1943 года в составе 32-го гвардейского ИАП (434-й ИАП стал гвардейским и сменил нумерацию на 32-й гв. ИАП!) был направлен на Северо-Западный фронт, откуда был переведен в 12-й гвардейский ИАП Московской зоны ПВО, на должность командира звена.

В Великую Отечественную войну гвардии капитан Степан Микоян совершил более 50 боевых вылетов на самолетах Як-1, Як-7Б и Як-9, провел (согласно данным наградных листов) 5 воздушных боев с самолетами противника. На боевом счету летчика-истребителя Степана Микояна числится, в общей сложности, 7 групповых побед.

После войны окончил ВВИА имени Жуковского и перешел на летно-испытательную работу в НИИ ВВС имени В.П. Чкалова.

Испытывал 102 типа и модификации летательных аппаратов, включая МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24.

С 1978 года – заместитель генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния». Участвовал в создании и испытании космического корабля многоразового пользования «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4».

С 1992 года – в отставке.

Генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный летчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980).

За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза (1975).

Награжден орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды, медалями.

Жил в Москве. Умер 24 марта 2017 г., в возрасте 94 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Из представления к ордену Красного Знамени:

Участвуя в 3-х воздушных боях, имеет сбитыми в группе 6 самолетов противника, из них: 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Отличительная черта тов. Микоян – беспримерное мужество, хладнокровие, готовность прийти на выручку к товарищу, и непримиримая ненависть к врагу.

На Сталинградском фронте участвовал в двух длительных воздушных боях. Капитан Микоян всегда был там, где требовалось не допустить воздушного противника к объекту, или выручить товарища из тяжелого положения.

За проявленную отвагу, бесстрашие в боях с фашизмом и личную храбрость капитан Микоян достоин награждения орденом Красного Знамени*.

Начальник Инспекции ВВС РККА полковник В.СТАЛИН. 11 ноября 1942 г.».

*Указом Президиума ВС Союза ССР от 23.11.1942 г. награжден орденом Красного Знамени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682524, д. 580, л. 204.

Из представления к ордену Красной Звезды:

«…Летает на всех высотах до потолка самолета, и в сложных метеоусловиях. Имеет 46 успешно выполненных боевых вылетов, провел 2 воздушных боя, сбил в паре один самолет противника.

Участвовал в героической обороне Сталинграда, за что награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

Вдумчивый, инициативный офицер, проявляет много старания в обучении и воспитании своих подчиненных. Лично дисциплинирован, требователен, пользуется авторитетом среди подчиненных товарищей. Готов выполнить любое задание.

Всего произвел 7 самолетовылетов на сопровождение особо важных самолетов и литерных поездов. 1 августа 1943 г. за отличное сопровождение получил благодарность от Генерала армии ПОПОВА.

За отличное выполнение боевых заданий командования по сопровождению особо важных самолетов и литерных поездов достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды*.

Командир 12-го гвардейского ИАП гвардии подполковник МАРЕНКОВ. 8-го августа 1944 г.».

*Приказом ВС 1 ВА ПВО №: 13/н от 22.08.1944 г. награжден орденом Красной Звезды.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5311, л. 135.

Фото 1 (слева): 1940 г. Курсанты Качинской военной авиационной школы им. А.Ф. Мясникова (слева направо): Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский. Фото 2 (справа): 1944 г. Гвардии капитан МИКОЯН С.А.

Примечание: фото найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимков произведены автором статьи.

Источник

Микоян Степан Анастасович

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси, в семье служащего. Окончил 10 классов. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени товарища Мясникова.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. В составе 11-го, 12-го Гвардейского, 434-го (32-го Гвардейского) истребительных авиационных полков, защищал небо Москвы и Сталинграда.

К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолётов противника.

За годы службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (четырежды); многими медалями.

Он прибыл туда в середине декабря. Полк только что перестал летать на штурмовки наземных войск противника. Весь декабрь 1941 года и половину января 1942 года погода стояла крайне плохая, активных действий силы авиации не вели. С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полётах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска, в том числе конницы генерала Доватора, совершавшей рейд за линию фронта.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография Степан Микоян в кабине истребителя Як-1.

Провинившегося лётчика хотели было отдать под трибунал, а «степень вины Лейтенанта Микояна определить после его излечения».

Однако обошлось без судов и «определений». Михаил Родионов погиб в бою 3 июня 1942 года в небе над Калугой и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На лечение Степана ушло около полугода.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография В. А. Микоян.

Дни второй половины сентября оказались самыми тяжёлыми. За неполные 3 недели в 50 воздушных боях полк сбил 83 вражеских самолёта. Наши потери: 16 лётчиков и 25 «Яков». 18 сентября был сбит Владимир Микоян, погибли многие отважные лётчики, был тяжело ранен командир полка Клещёв. Нагрузки были колоссальными. С утра до вечера небо буквально дрожало от гула авиационных моторов, от пушечных выстрелов и пулемётных очередей, от разрывов снарядов. Об одном из боевых вылетов с участием Степана Микояна вспоминает Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов:

«18 сентября я вылетел во главе группы из 4 звеньев. Нам предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Непосредственно в моё звено входили Степан Микоян, Сергей Долгушин и Владимир Луцкий.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография
летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

3 октября 434-й истребительный авиаполк вновь вывели в тыл на отдых и пополнение. Вскоре он стал называться 32-м Гвардейским, нескольких офицеров удостоили звания Героя Советского Союза, все его лётчики получили награды. Орденами Красного Знамени наградили Степана и Владимира (посмертно) Микоянов.

Когда весной 1943 года полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого 32-го Гвардейского авиаполка, и сказал: «Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги. «

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография
летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография
летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография С. А. Микоян (справа).

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Степан Анастасович руководил лётными испытаниями этого аналога, технической и стендовой подготовкой лётчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полёте настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.

Источник

Микоян Степан Анастасович

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биографияМикоян Степан Анастасович (1922-2017).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (03.04.1975 г.), кандидат технических наук, генерал-лейтенант авиации.

Родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец — Микоян Анастас Иванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать — Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962).
Однажды в середине 30-х дядя Ануш (Артем Иванович Микоян) взял с собой Степана на Тушинский аэродром, где летала авиетка, построенная слушателями Военно-воздушной академии имени Жуковского Микояном, Самариным и Павловым. В доме дяди Ануша Степан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. На день рождения, это случилось уже в сороковом, дядя подарил Степану готовальню с символической надписью: «От летчика — до инженера-конструктора».

«Известные авиационные события тридцатых годов, — вспоминает Степан Анастасович, — спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника — хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером — тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро…»

В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя П.И.Лозовского.

В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. Слушателям-летчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в поселке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломный проект Микояна — «Сверхзвуковой фронтовой истребитель». Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А.И.Микояна. Руководил проектом знаменитый В.Ф.Болховитинов, под руководством которого еще до войны строили тяжелый бомбардировщик ДБ-А, а позже создали первый советский ракетный истребитель «БИ».

«Мы всегда находились меж двух огней, — говорит о специфике работы военного летчика Степан Микоян. — Промышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках — за то, что пропускаем технику с изъянами. Мы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика НИИ ВВС должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. В своих испытаниях мы проверяем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ОКБ. И не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполняем боевые задачи. Как это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываются не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследуя возможности и особенности именно боевого применения самолета…»

С конца 1957 года — заместитель начальника 1 отдела по летной части.
С лета 1958 года — помощник начальника института по комплексам перехвата.
С мая 1959 года — начальник 1 управления, с декабря 1964 — заместитель начальника ГНИКИ ВВС.
В 1964 году был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. Три года спустя, когда летчику пошел уже пятьдесят шестой год, он понял: «обойти» следующую медкомиссию не удастся и принял предложение перейти на работу в промышленность.

3 апреля 1975 года Степану Анастасовичу Микояну за проведение государственных испытаний МиГ-25 присвоено звание Героя Советского Союза.

С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран».
Еще в НИИ ВВС С.А.Микоян возглавлял работы по испытаниям «изделия 105» — дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» — уменьшенную в 2 раза копию орбитального самолета. «Бор-4» использовали, в частности, для испытаний теплозащиты будущего «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К-65М-РБ5. Четырежды (1982-1984) модели «Бора» летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды — в Индийском океане и дважды — в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» от НПО «Молния» выполнял Степан Микоян.

Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля — так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»… 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.

Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.
Главным увлечением С.А.Микояна остается авиация, причем в самом активном ее аспекте — пилотировании. В 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т.
Нашел он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга «Воспоминания летчика-испытателя». В 2002 году книга вышла и на русском языке.

Умер 24 марта 2017 года.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1975 г.);
-орден Ленина (1975 г.);
-орден Красного Знамени (1942 г.);
-орден Отечественной войны I степени (1985 г., в ознаменование 40-летия Победы в ВОВ);
-четыре ордена Красной Звезды (22.8.1944 г., 30.12.1956 г., 29.04.1957 г., 24.11.1966 г.);
-медали.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Учлет Степан Микоян.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Капитан С.А.Микоян.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Летчики-испытатели (слева направо): А.Девочкин, В.Котлов, С.Медведев, П.Кабрелев, Э.Князев, А.Манучаров, С.Микоян, М.Бобровицкий.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Генерал-майор авиации С.А.Микоян.

летчик испытатель микоян биография. Смотреть фото летчик испытатель микоян биография. Смотреть картинку летчик испытатель микоян биография. Картинка про летчик испытатель микоян биография. Фото летчик испытатель микоян биография

Генерал-лейтенант авиации С.А.Микоян.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Микоян Степан Анастасович.
С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *