лимонный пирог диктант текст
Лимонный пирог диктант текст
Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год по четвертям. Для каждой четверти на выбор учителя по два диктанта с грамматическим заданием, рассчитанным на два варианта.
Многие тексты адаптированы для обучающихся 5 класса. Выверено количество слов (от 90 до 100). В самом конце материала в качестве образца представлена таблица для анализа проведённого диктанта.
5 класс
Контрольный диктант по итогам 1 четверти
Светлячки
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4
На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: «Смотри, Юра!»
Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.
Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).
Отдых в деревне
Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.
По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.
Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 (1 вариант); Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).
Заблудился
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 (1 вариант); Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).
3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам II четверти
Дедушка Мороз
По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы. |
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. | 2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» |
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. | 3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. |
Зимой
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. |
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. | 2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. |
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея. | 3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. |
Контрольный диктант по итогам III четверти
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).
2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.
4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);
Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. 4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. 4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: (с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).
2. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте морфологический разбор существительных: юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).
4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам учебного года
ЦИРК
Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели 3 афиши.
И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.
Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.
К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся 3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (93 слова.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Они мычат от страха и сбиваются в кучу. 4 (1 вариант);
И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. 4 (2 вариант).
ВЕСНА
Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает 3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В. Бианки.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);
Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).
В САМОЛЁТЕ
Самолёт набирает 3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. 4 (1 вариант).
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. 4 (2 вариант).
Контрольные диктанты, 5 класс
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.
По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.
Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца..
Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.
И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.
Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.
Выполнить синтаксический разбор 4-го предложения 3-го абзаца. (У речки…)
Выполнить фонетический разбор слова ливень.
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?
Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.
Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.
Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!
Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.
Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.
Выполнить фонетический разбор слова листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.
Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
1. Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.
2. Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).
3. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».
В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:
Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;
В) музыкант, играющий на ударных инструментах.
Однозначным является слово:
Многозначным является слово:
Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:
А) освобождённое от грязи;
Б) честное, правильное;
Слово великий может сочетаться со словом:
Б) глубокое чувство;
Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:
Омонимы употреблены в паре сочетаний:
А) строительный (кран) – водопроводный (кран);
Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);
В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).
Синонимы представлены в паре слов:
А) далёкий – дальний;
Б) безветренный – покорный;
В) светиться – гореть.
А) безоблачная жизнь;
Б) безоблачное небо;
В) безоблачное счастье.
Антонимы выделены в паре словосочетаний:
А) мощная армия – слабая армия;
Б) большое чувство – слабое чувство;
В) тучный человек – полный человек.
Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:
Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:
Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:
ГДЗ диктанты по русскому языку 8 класс Диктант Задание: § Родина чая — Китай Об этом гласит старинная китайская легенда Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах (Тема: Главные члены предложения)
Легенда о чае
Родина чая — Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. И всё же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упали, через некоторое время выросли зелёные кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашку с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.
Сбор и переработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.
Чайный куст — теплолюбивое и капризное растение. В природе китайский чай — вечнозелёное дерево высотой до десяти метров и со стволом до шестидесяти метров в диаметре.
Грамматическое задание
Подчеркнуть грамматические основы предложений, определить типы сказуемых.
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Контрольные диктанты 8 класс
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V-VII классах».
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.
Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.
Последняя память о лете исчезла.
Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце(I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
Сделайте морфемный разбор слов: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких (II вариант).
Сделайте синтаксический разбор предложения: 1-е предложение 1-го абзаца (I вариант), последнее предложение 2-го абзаца (II вариант).
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»
Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.
Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.
Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.
А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.
Выделите сказуемые и определите их типы: в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
Объясните постановку тире между главными членами предложения в тексте.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» 8 кл.
Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения 2-го абзаца.
Подчеркнуть все члены предложения в 3-м абзаце.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» 8 класс
Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.
В одном месте уничтожил гранатой вражеский пулемёт, в другом – захватил в плен группу фашистов, в третьем – помог сражавшимся бойцам и оглушил прикладом несколько немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Здесь его встретил капитан и приказал: «Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь уже безопасно».
Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде.
Выписать неопределённо-личные предложения (части сложных предложений выписываются как самостоятельные) (I вариант).
Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения. (I вариант)
Выписать безличные предложения. (II вариант).
Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения. (II вариант).
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
С незапамятных времён русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечники, украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов и подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Скворцы умело подражают голосам лесных птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикою уткою.
Прилёт и песни скворцов совпадают с весенним пробуждением земли, и радостными звуками вливается их песня в симфонию жизни.
Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов. Они оберегают наши поля, огороды, сады и являются верными друзьями человека. Скворцы уничтожают и вредных насекомых, и червей, и личинок. Нередко они ссорятся, но никогда не вступают в жестокие драки.
Густыми стаями позднеё осенью отлетают скворцы на юг. В пути они останавливаются, рассаживаются на деревьях или на пашне и опять скоро пускаются в путь. На тёплом юге скворцы не расстаются между собой, а держатся дружными стаями.
Выполнить пунктуационный разбор 3-го предложения 4-го абзаца.
Выполнить синтаксический разбор последнего предложения 4-го абзаца.
Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений»
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала великая разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.
Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в зелени…
Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.
Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения.