литейный проспект 42 история здания
Особняк княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово)
Особняк княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово) Необарокко
Пам. арх. (федеральн.)
Дворец строился по заказу княгини З. И. Юсуповой, урожденной Нарышкиной, вдовы гофмейстера кн. Б. Н. Юсупова. Вначале за составление проекта взялся Г. Э. Боссе, но представленные им эскизы и сметы княгиня не одобрила и заказала эту работу молодому, но уже известному Л. Л. Бонштедту
Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко.
Здание богато декорировано скульптурой и лепными украшениями. Над его средним фронтоном размещались гербы Нарышкиных и Юсуповых.
Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.
Портрет княгини Зинаиды
Ивановны Юсуповой.
Семья князей
Юсуповых графов
Сумароковых-Эльстонов.
1900
Особняк графини З. И. Юсуповой.
рис. В.С.Садовникова. 1866 г.
Парадный двор.
акв.В.С.Садовникова. 1840-е гг.
Вид на северный
и южный дворы
от зимнего сада
Внутренний двор.
На дальнем плане
дворовый фасад
главного корпуса
Польский дом
Просвещения,
пр.Володарского
1929 г
«Театры Ленинграда»
1964 г. С. 30
1909. ЦГИА СПб
* см. ниже
Чертеж фасада дома
Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона
по Литейному пр., д. 42.
1914. ЦГИА СПб
Фото с Яндекс-панорам
* Разрешение Санкт-Петербургской городской управы на открытие концертного зала на театральный сезон 1909-1910 гг. по Литейному пр., д. 42,
выданное Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. 1909. ЦГИА СПб
** Вход на выставку «Лев Толстой», открытую в ознаменование 80-летия писателя – вестибюль Театрального клуба (Литейный пр., 42).
Автор съемки К.К. Булла. [ 1909 ]. ЦГАКФФД СПб
В 1855 г. Священный Синод по просьбе княгини, страдавшей болезнью ног, дал разрешение на пожизненное устройство при дворце домовой церкви. На третьем этаже южного служебного флигеля, в пределах возведенных капитальных стен, плотник Лапшин изготовил деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на пристенные столбы.
Церковь освящена в 1861 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме находилась модель часовни Иверской Божией Матери, а также ящик с гипсовыми маской и слепком с руки императора Николая I.
В 1859-1860 гг. В. С. Садовников по заказу графини З. И. Юсуповой выполнил серию из тридцати акварельных видов интерьеров особняка.
В этом храме состоялось венчание княгини З. И. Юсуповой с французским подданным, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.
( добавил: Наталия по материалам: Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Дворец Юсуповых на Литейном
Образцом богатого аристократического особняка следует считать хорошо сохранившийся дворец княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте (дом 42). Он был построен в 1852—1858 годах немецким архитектором Л. Л. Бонштедтом, работавшим некоторое время в России. Очевидно, этим объясняется вольное использование в решении фасадов здания приемов архитектуры немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века. Стремясь к оригинальности, Бонштедт полностью облицевал фасад естественным камнем — бременским песчаником, привезенным из Германии. Из этого же камня изготовлены колонны и пилястры, кариатиды, украшающие главный вход, а также фигурные аттики над карнизом здания, декорированные скульптурой.
Пышность отделки отличает и интерьеры дворца, в оформлении которых широко использованы искусственный мрамор, лепка, позолота, роспись. Многие живописные плафоны и медальоны исполнил известный художник Н. А. Майков. Среди помещений дворца особенно нарядно выглядели Библиотека, украшенная панно работы Г. Робера, Портретный и Концертный залы.
Дворец княгини Юсуповой вызывал лестные отклики современников. Журнал «Архитектурный вестник» отмечал: «В Санкт-Петербурге, с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом. Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершают полноту величественной композиции. ».
Фасады дворца Юсуповой и его некоторые интерьеры дошли до нашего времени в неплохой сохранности.
А. П. Крюковских. «Дворцы Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург Лениздат 1997
Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России.
Кристина Робертсон. Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой (Нарышкиной)
Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой графини Нарышкиной. Первоначальный проект здания разработал архитектор Гаральд Боссе, затем завершал работу над проектом и руководил строительством Людвиг Бонштедт. Современный адрес: Литейный проспект, д. 42. Сюда она переехала после смерти мужа из дворца на Мойке, который остался её сыну.
Строительство дворца началось в 1852 году и закончилось в 1858.
Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко. Здание полностью облицовано камнем — песчаником: местным, гатчинским, и бременским, из Германии. Эти работы выполнила мастерская Трискорни.
Над его средним фронтоном размещались гербы Нарышкиных и Юсуповых. Кариатиды у парадного входа, выделенного порталом, сделаны из того же камня. Фасад украшают колонны и пилястры.
Эту дорогую отделку могла себе позволить только такая богатая заказчица. Здание декорировано колоннами и скульптурой.
Парадная лестница
Парадная лестница (сегодня)
Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.
В 1855 г. Священный Синод по просьбе княгини, страдавшей болезнью ног, дал разрешение на пожизненное устройство при дворце домовой церкви. На третьем этаже южного служебного флигеля, в пределах возведенных капитальных стен, плотник Лапшин изготовил деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на пристенные столбы.
Интерьер домовой церкви в особняке княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово)
Церковь освящена в 1861 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме находилась модель часовни Иверской Божией Матери, а также ящик с гипсовыми маской и слепком с руки императора Николая I.
В этом храме состоялось венчание княгини З. И. Юсуповой с французским подданным, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.
Дворец графини Юсуповой-Шово, Литейный пр., 42
В 1859-1860 гг. В. С. Садовников по заказу графини З. И. Юсуповой выполнил серию из тридцати акварельных видов интерьеров особняка.
Парадный двор особняка графини Зинаиды Ивановны де Шово-Нарышкиной (Юсуповой)
Библиотека в особняке З. И. де Шово-Нарышкиной
Малахитовая гостиная особняка графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Парадная лестница в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Спальня в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Бальный зал в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной
Особняк Зинаиды Ивановны Юсуповой сразу же привлёк внимание петербуржцев.
Christina Robertson (1796–1854). Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893), урожд. Нарышкина (1840-е, Tretyakov Gallery, Moscow)
В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич Юсупов. В 1861 году Зинаида Ивановна снова вышла замуж, им стал французский дворянин Луи Карл Оноре граф де Шово. Вскоре она уехала на родину мужа, где скончалась, оставив дворец в наследство своему правнуку Феликсу Феликсовичу-младшему.
Franz Xaver Winterhalter (1805–1873). Юсупова Зинаида Ивановна, урожд. Нарышкина
Последний дореволюционный владелец особняка — правнук Зинаиды Ивановны Феликс Юсупов (младший).
В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей.
Во время Первой мировой войны здесь работал госпиталь.
Лазарет в особняке Юсуповых
В 1950 году здание было передано в распоряжение общества «Знание».
С 1994 года в этом же здании находится Институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП).
И поныне этот юсуповский дворец продолжает оставаться центральным лекторием с прекрасным концертным залом.
Литейный пр., 42
Вестибюль
Вестибюль
Парадная лестница (вид из вестибюля)
Парадная лестница
Фрагмент парадной лестницы
Парадная лестница
Люстра парадной лестницы
Парадный кабинет
Камин в парадном кабинете
Двери в парадном кабинете
Фрагмент двери в парадном кабинете
Винтовая лестница
Танцевальный зал
Фрагмент отделки танцевального зала
Двери танцевального зала
Официантская
Золотая гостиная
Золотая гостиная
Плафон золотой гостиной
Фрагмент отделки камина в золотой гостиной
Коридор
Театральный зал
Театральный зал
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Дворец Юсуповых на Литейном, 42
Узкий участок на пересечении Литейного проспекта с Симеоновской улицей (Белинского) долго не был застроен, хотя представлялся важным в градостроительном отношении: завершал перспективу Инженерной и Симеоновской улиц. В начале 1850 гг. его приобрела у Озеровых вдова гофмейстера двора княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, на имя своего возлюбленного, Луи-Шарля-Оноре де Шово, купив для молодого француза титул графа. Проект особняка заказали Г.Э. Боссе, но завершил проектирование архитектор Л.Л. Бонштедт, руководивший его строительством. Дворец строили более восьми лет, и отделка интерьеров относится к 1858, а устройство домового храма было завершено лишь в 1861 году.
Крупный фасадный объем дворца скрывал два двора: стены парадного двора были нарядно отделаны колоннами, лепниной, мансардами и балконами; второго, окруженного четырехэтажными служебными флигелями, расположенного за конюшней, – скромно, только барочными наличниками. Сюда въезжали по узкому проезду от Эртелева переулка (ул. Чехова). Трудности устройства повлекли применение новейших технических изобретений: дом отапливался воздухом от печей в подвале, комнаты, зачастую не имевшие окон, были снабжены вытяжной вентиляцией. Помещения освещалась современными газовыми карсельскими лампами, более мощными, чем свечи.
Особняк выстроили с «вызывающей роскошью» эпохи Наполеона III. Вошедшего во дворец гостя сразу поражали пучки разукрашенных гирляндами мраморных колонн вестибюля, плафоны и стены украшенные пышной барочной лепниной. Разнообразную лепную отделку интерьеров особняка выполнил известный мастер Т.П. Дылев. Из нижнего вестибюля налево, через темную проходную семейную столовую отделанную в ренессансе, попадали в личные комнаты хозяев: на фасад выходил изящный салон в стиле Людовика XV, стены и падуги которого покрыты тонкой рокайльной лепниной, плафон украшен большой розеткой. Симметрично ему расположен кабинет, выдержанный в ренессансе с элементами барокко: плафон оформлен переплетением лепных тяг, пространство между которыми покрыто прихотливыми растительных орнаментами. Фриз декорирован завитками акантов, а консоли – гротескными масками. Стены разделены на панно. Рядом – темный парадный кабинет отделан мощным ренессансным плафоном, где в кессоны вписаны венки с розетками, переходил в лепной фриз и панно, заполненные ренессансным растительным орнаментом. Ныне здесь демонстрируются полотна, написанные К.И. Полем, с изображением античных богинь: «Диана», «Вакханка» и т.д.
Неподалеку находилась спальня хозяйки, известная по акварели В. Садовникова: падуги и плафон спальни был заполнен лепными рокайлями с фигурками путти по углам. Стены затянуты бело-голубым шелком в золотых багетных рамах; из такого же шелка выполнены были занавесы и полог над кроватью, обивка мебели. Рядом с постелью хозяйки стоял высокий киот с горящими лампадами. С лестницы и из боковых коридоров попадали в просторный Зимний сад, занимавший всю центральную часть особняка, который освещался стеклянным плафоном. Сюда на уровне парадных этажей выходили окна комнат. В дальнейшем его перестроили в театральный зал с балконом, огражденным чугунной решеткой. Высота комнат, выходивших во двор, была занижена небольшими антресолями, предназначавшимися для помещений личной прислуги.Особняк выстроили с «вызывающей роскошью» эпохи Наполеона III. Вошедшего во дворец гостя сразу поражали пучки разукрашенных гирляндами мраморных колонн вестибюля, плафоны и стены, украшенные пышной барочной лепниной. Разнообразную лепную отделку интерьеров особняка выполнил известный мастер Т.П. Дылев. Из нижнего вестибюля налево, через темную проходную семейную столовую отделанную в ренессансе, попадали в личные комнаты хозяев: на фасад выходил изящный салон в стиле Людовика XV, стены и падуги которого покрыты тонкой рокайльной лепниной.
Отделку великолепной мраморной лестницы, выполнил камнетес Г.А. Балушкин. Гирлянды карниза поддерживают медальоны с монограммами хозяев. Широкая лестница поднимается до первой площадки у Зимнего сада, затем разветвляясь, на уровне второго этажа образует широкие балконы с парапетами из чугунного кружева с золоченой бронзой. На балконы выходили застекленные двери и ложные окна окружающих комнат, разделенные парными пилястрами и увенчанные пышными десюдепортами в гирляндах. Лестницу венчают высокие падуги свода, покрытые обильной лепниной с фигурами и гирляндами на золотистом фоне. Плафон венчает световой фонарь. По сторонам фонаря, два небольших плафона: «Гений Гостеприимства» и «Гений Успеха», написал известный живописец Н.А. Майков, выполнивший многие декоративные работы во дворце.
Прямо с парадной лестницы за огромной застекленной дверью в рокайльной раме – небольшая темная приемная с чудным плафоном: на фоне лепных акантов две пары юношей с вазами. Здесь Т.П. Дылев повторил использованный лепщиком Растрелли Д. Джани мягкий поворот тел и изящество поз. Стены покрыты рокайлями с цветочными гирляндами. Лицевая анфилада выполнена в стилях «Людовиков»: на севере – большой салон – «Розовый зал», в центральном ризалите «Малахитовая гостиная» рококо Людовика XV, далее – танцевальный зал. В светлом танцевальном зале, обильно отделанном лепниной, фигурки в пасторальных сценах десюдепортов напоминают о «веке Марии Антуанетты». Двери, стены, падуги свода покрыты сложными рокайльными орнаментами, на панно изображены фантастические архитектурные виды. Сквозные трельяжные сетки ограждают хоры для музыкантов. Торцевая стена покрыта тремя огромными зеркалами, в которых отражалось многоцветье раззолоченной анфилады. Между ними когда-то развесили бра и корзины с цветами старинного саксонского фарфора.
Центральный салон – реплика салона отеля де Субриз в Париже (1720-е), окрашен зеленовато-золотистым тоном, под цвет двух резных, в золоченой бронзе, малахитовых каминов. Полукупол плафона плотно заполнен золоченой лепниной, которая истончаясь спускается на панно стен: мощные рокайли по углам, буквально «стекают» в золоченые рамы каминных зеркал. Комната была обставлена золоченой мебелью, обитой шелком в крупных розовых цветах, этажерками, наполненными китайскими вазами. В розовом зале притягивает внимание большой камин темного мрамора, его овальное зеркало в бронзовой золоченой раме несут фигуры гениев и амуров.
Через альков Розового зала вглубь дома переходят в темную парадную столовую (когда-то освещавшуюся световым фонарем), имитирующую эпоху Генриха II, т.е. начало XVII века. Лепнина тонирована под резное дерево, панно были затянуты шпалерами или увешаны картинами (во дворце были представлены полотна Д. Веласкеса, Г. Рени и др., ныне здесь – копии полотен Дж.Б. Тьеполо-младшего). Большой камин с маскароном и фигурами сатиров раскрашен под майолику и зеленую бронзу. На падуге монохромные медальоны чередуются с цветными панно, а на плафоне пары амуров держат монограммы хозяйки. Далее, окнами в Зимний сад, – «Галерея майолик» – высокая и узкая библиотека, с тяжелыми темными резными шкафами, бюро и креслами, имитирующими, как и весь декор помещения, эпоху ренессанса. Вдоль стены шли полки с расставленными на них майоликовыми вазами, а у окон, – вазами китайского фарфора. Выше были развешаны многочисленные картины в золоченых рамах.
На противоположной стороне располагался Голубой зал Людовика XVI: панно стен, падуги и плафон декорированы трельяжными вставками, а лопатки – тонким золоченым растительным орнаментом. Когда-то зал украшали большие пейзажи Г. Робера. Далее симметрично «Галерее майолик» шла галерея с семейными парадными портретами, также выходившая окнами в Зимний сад.
В глубине второго двора, на третьем этаже служебного флигеля, по желанию хозяйки оформили домовый храм по проекту А.М. Горностаева. Деревянный ложный купол на арках возвел плотник Лапшин. Стены и купол окрашены светло-зеленым с золотисто-розовыми византийскими орнаментами, колонны поддерживавшие полукупол вызолочены по изумрудно-зеленому тону. Н.А. Майков, Коренев, Васильев расписали купол и паруса – ликами святых и боковые полукупола – евангельскими сценами. Зеленый с золотом резной иконостас был выполнен по рисунку А.М. Горностаева. Справа у клироса поставили храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы, слева – св. мученицы Зинаиды, в отдельном киоте – «Спаситель во гробе» К.П. Брюллова. Храм освятил в 1861 г., причт соседней церкви св. Симеона и Анны, а вскоре здесь состоялось венчание кнг. З.Н. Юсуповой с французским подданным, сотрудником министерства финансов, гр. де Шово. В церкви хранились: древняя икона Иверской Божией матери, гипсовая маска с лица имп. Николая I, семейные образа и хоругви. После отъезда хозяйки за границу убранство храма и самый престол во имя Покрова перенесли в Юсуповский дворец на Мойке.
Графиня З.И. де Шово после разрыва с супругом уехала во Францию и завещала личный особняк правнуку, графу Ф.Ф. Сумарокову-Эльстон. После смерти старшего брата, граф стал князем Юсуповым и наследником семейного дворца на Мойке. Поэтому в 1908 году здание сдали в аренду Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей (с Мейерхольдом и Евреиновым во главе), здесь 6 декабря в «ресторанной обстановке» открылся театр-кабаре, а затем дал первые представления театр «Кривое зеркало» под руководством актрисы З.В. Холмской и театрального критика А.Р. Кугеля. Тогда Зимний сад и перестроили в театральный зал с нео-классическим декором. С 1910-х в особняке размещался «Польский клуб».