лучшие диссы в истории рэпа

Я люблю тебя, но я убью тебя Бифы в рэпе и с чем их едят: от войны побережий до Кендрика Ламара

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

Рэпер Кендрик Ламар переполошил хип-хоп-сообщество, пообещав «убить» своих конкурентов. В треке «Control» исполнитель назвал будущих жертв поименно. Слушатели приняли все всерьез и заговорили о новом бифе ― самом большом за последнее десятилетие. «Лента.ру» воспользовалась поводом для того, чтобы разобраться, что такое биф и возможен ли он в современном хип-хопе.

Кендрик Ламар (Kendrick Lamar) ― один из самых уважаемых рэперов современности. Калифорнийский эм-си (по одной из версий, от английского MC ― Mic Controller, то есть «тот, кто с микрофоном») стал известен широкой публике всего пару лет назад, но этого времени хватило для завоевания статуса нового культового рэпера. Кендрик сыграл на противоходе: пока массовая хип-хоп-сцена движется в сторону танцевальной музыки и легкомысленных текстов, Ламар вернул в музыку мрак лос-анджелесского гетто и гангстерскую романтику. По таким рецептам рэп делали в девяностых ― именно тогда этот жанр проник в массовую культуру и полюбился американцам. Благодаря этому совпадению в головах многих слушателей укоренилось тождество «рэп = рассказ о насилии и криминале».

В результате у хип-хопа сформировался целый пласт слушателей, которые не воспринимают музыку в отрыве от гетто-реалий. Для таких людей и читает гангста-рэпер Кендрик Ламар: яркий новичок был воспринят как спаситель жанра, вернувший хип-хопу исконную тематику.

Дебютный альбом Кендрика Ламара «Section.80» вышел в 2011 году, а год спустя артист выпустил концептуальный диск «Good Kid, M.A.A.D City», погружающий слушателей в депрессивную обстановку бедных районов Лос-Анджелеса. Для мира хип-хопа Ламар стал кем-то вроде Квентина Тарантино ― любимым персонажем музыкальной тусовки, не придумавшим ничего нового, однако пользующимся индульгенцией вновь и вновь повторять заезженный мотив. При всей своей вторичности второй альбом вознес Кендрика на пьедестал: в исполнителе увидели рэпера старой школы.

Одним из непременных атрибутов гангста-рэпа девяностых было явление под названием «биф» (от английского beef ― говядина, мясо). Так называют продолжительную разборку между рэперами (или группами рэперов), каждый из которых пытается доказать всем окружающим, что превосходит оппонента. Аргументами становятся песни, называемые «диссами» (от сокращенного английского слова diss, что значит disrespect ― неуважение). В таких треках исполнители поливают грязью своих конкурентов, публично рассказывая об их прегрешениях и поражениях. Зачастую все это приправлено доброй порцией мата и оскорблений в адрес антагониста и его семейства.

Следует признать: жанр дисса оказался прямым потомком хорошо знакомой знатокам античности инвективы, смешанной с диатрибой и поданной в стихотворной форме. Подобно греческим прообразам, отдельные диссы стали полноценными произведениями искусства, поражающими слушателей языковой образностью и эмоциональной необузданностью.

В августе 2013 года Кендрик Ламар неожиданно вернул бифы и диссы в повестку дня. Эм-си из Комптона, криминального района Лос-Анджелеса, записал куплет песни «Control» своего детройтского коллеги Биг Шона (Big Sean). Трек длится больше семи минут, а третий куплет зачитал рэпер из Нового Орлеана Джей Электроника (Jay Electronica) ― впрочем, на соратников Ламара никто не обратил внимания. Бурю вызвала партия Кендрика.

В своем куплете Ламар взялся за любимое занятие меломанов школьного возраста: выяснение, кто же «самый-самый». «Я слышал, в парикмахерских спорят ― кто лучший эм-си всех времен: Кендрик, Джей Зи, Наз, Эминем или Андре 3000. Остальные ― просто не суйтесь, никаких новичков», ― читает Ламар. Стоит отметить: Кендрик не просто перечисляет лучших, по его мнению, рэперов в истории. Эти строки исполнитель заимствует у признанного мэтра хип-хопа Джея Зи, который в 1997 году зачитал: I’m from where niggas pull your card, and argue all day about / Who’s the best MC, Biggie, Jay Z, or Nas? («Там, откуда я родом, люди постоянно спорят о том, кто же лучший эм-си: Бигги, Джей Зи или Наз»).

В исторических строчках Кендрик смело вычеркивает упоминание рэпера Бигги (Biggie), также известного как Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G.), заменяя его имя на свое. При этом огромное число поклонников хип-хопа до сих пор считает Бигги лучшим представителем жанра в истории, закрепив за ним статус Короля Нью-Йорка. Это звание Ламар также не обходит вниманием: в другом фрагменте рэпер, всю жизнь проживший на западе Соединенных Штатов, примеряет на себя корону восточного побережья: I’m the king of New York / King of the Coast, one hand, I juggle them both («Я король Нью-Йорка, одной рукой я управляю двумя побережьями»).

Дальше ― больше. После сравнения с великими Кендрик расправляется с менее статусными рэперами, делающими карьеру здесь и сейчас:

I’m usually homeboys with the same niggas I’m rhymin’ wit
But this is hip-hop and them niggas should know what time it is
And that goes for Jermaine Cole, Big KRIT, Wale
Pusha T, Meek Mill, A$AP Rocky, Drake
Big Sean, Jay Electron’, Tyler, Mac Miller
I got love for you all but I’m tryna murder you niggas
Tryna make sure your core fans never heard of you niggas
They don’t wanna hear not one more noun or verb from you niggas

Впечатлительные блогеры и неискушенные слушатели поспешили раструбить: Кендрик начинает биф сразу с 11-ю рэперами. Некоторые представители хип-хопа даже начали отвечать ― впрочем, ни один из упомянутых Ламаром артистов этого не сделал. Вместо них к игре подключились рэперы среднего звена, обидевшиеся, что Кендрик не включил их в свой текст. Пожалуй, лучше всех получилось у нью-йоркца Джоэла Ортиза (Joell Ortiz), не на шутку рассердившегося на Кендрика за присвоенный им статус Короля Нью-Йорка.

Пожалуй, причина столь бурной реакции на выпад Ламара ― это желание расшевелить хип-хоп, ведь настоящего бифа в жанре не было давным-давно.

С 1980-х годов рэп идет рука об руку с гангстерскими бандами, орудующими в бедных кварталах американских мегаполисов. Многие хип-хоп-артисты являются выходцами из таких банд ― со всеми вытекающими последствиями. У них принято доказывать, что их группировка круче соседней; перенос «доказательной базы» из реального мордобоя и стрельбы в сферу словесной эквилибристики и породил диссы.

Одним из первых бифов в истории хип-хопа был поединок Кула Мо Ди (Kool Moe Dee) и Бизи Би (Busy Bee) 1981 года, когда оппоненты обменялись колкостями на одной сцене. С развитием жанра бифы становились все длиннее, а диссы ― изощреннее. Группы Boogie Down Productions и Juice Crew спорили о том, где родился хип-хоп (речь шла о двух районах Нью-Йорка ― Квинсе и Бронксе), все тот же Кул Мо Ди заявил, что Эл Эл Кул Джей (LL Cool J) ему подражает, а калифорнийские рэперы Эм-си Эйт (MC Eiht) и Диджей Квик (DJ Quik) и вовсе поссорились по ошибке: один недопонял другого ― и понеслась. Ди Эм Икс (DMX) с Кей-Соло (K-Solo) обвиняли друг друга в краже песни ― в их случае дело дошло до детектора лжи.

Впрочем, самым известным бифом остается война Западного и Восточного побережья, которая накрыла хип-хоп в середине девяностых. Калифорнию представлял уроженец Нью-Йорка Тупак Шакур (Tupac Shakur), а побережье Атлантики олицетворял уже упомянутый Ноториус Би Ай Джи. Соперничество между этими рэперами усиленно подогревалось в прессе, которой не терпелось рассказать о новых этапах ссоры.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

В двухтысячных годах было еще несколько громких бифов, но ни один из них не заканчивался кровопролитием. Джей Зи против Наза, Фифти Сент (50 Cent) против Джа Рула (Ja Rule), Ники Минаж (Nicki Minaj) против Лил Ким (Lil’ Kim) ― в большинстве случаев эти бифы только помогали артистам повышать собственную узнаваемость, так как журналисты и слушатели пристально следили за любыми ссорами среди рэперов.

После того как артисты поняли коммерческую привлекательность подобных событий, бифы превратились в маркетинговый инструмент. Малоизвестный в начале двухтысячных годов рэпер Ти Ай (T.I.) затеял ссору со звездой кранка и кино Лудакрисом (Ludacris) ― и сразу получил миллионы новых слушателей. Карьера Ти Ая вскоре пошла в гору, и он издал несколько платиновых альбомов.

Фифти Сента можно назвать завсегдатаем «хроник бифа»: рэпер ссорился со всеми подряд, регулярно наводняя интернет диссами на очередного попавшего под раздачу артиста. В конце концов Фифти перестали воспринимать всерьез, а упавшее качество его музыки отпугнуло оставшихся поклонников ― теперь артист зарабатывает деньги в бизнесе и киноиндустрии, а попытки перезапустить некогда суперуспешную хип-хоп-карьеру раз за разом терпят неудачу.

Окончательно выродились бифы в эпоху твиттера и фейсбука. Теперь рэперам можно вообще не заморачиваться насчет песен или живых выступлений: оскорбить противника можно одной фразой из 140 символов. Так поссорились участники казавшейся нерушимой группы Mobb Deep. После нескольких острых выпадов в адрес коллеги один из участников заявил, что его твиттер был взломан ― на том биф и закончился. Правда, позднее выяснилось, что соратники по группе все же поругались по-настоящему, но к тому моменту это было никому неинтересно: культура бифа окончательно ушла в прошлое.

Диссы отмирают по множеству причин. Помимо развития интернета, изменилась сама музыкальная конъюнктура: теперь рэперам выгоднее дружить, чтобы записывать совместные песни и зарабатывать деньги на поклонниках сразу нескольких артистов. Немаловажным фактором также стала усталость от разборок: в этом поджанре сказано слишком много, поэтому с каждым новым диссом изобретать велосипед становится все сложнее. К тому же рэперы учатся на своих ошибках: мало кто хочет повторить судьбу Тупака и Бигги, пусть даже после смерти их признают иконами жанра.

В такой обстановке резкий выпад Кендрика Ламара смотрится неожиданно: неподготовленный слушатель легко примет его браваду за настоящий наезд. Но не стоит обманываться ― Ламар не сказал ничего экстраординарного. Он просто сделал куплет, который встряхнул успокоившееся хип-хоп-сообщество. Наверное, стоит сказать ему спасибо ― хотя бы за то, что многие артисты пообещали перещеголять Кендрика. А соперничество ― в ДНК хип-хопа.

Источник

«Кто теперь самый умный?»: как диссы стали главным инструментом соперничества

Диссы пишут все: рэперы, блогеры, политики и даже один генпродюсер федерального телеканала. Рассказываем, откуда взялась эта разновидность медийной борьбы и к чему она приведёт.

Рэпер Млечный записал дисс на Тину Канделаки. Тина Канделаки записала дисс на рэпера Млечного. Комик Данила Поперечный записал дисс на актёра Алексея Панина (год назад). Актёр Алексей Панин записал дисс на комика Данилу Поперечного (спустя год). Два депутата Заксобрания Санкт-Петербурга обменялись диссами в рамках рэп-баттла.

Нет, это не сводки из параллельной вселенной, а последние значимые, так сказать, события. И это если не углубляться в рэп-сообщество — там, например, Гуф записал дисс на нынешнего мужа бывшей жены, а Децл — на Басту и «Газгольдер». Очевидно, что диссы из матерных частушек, которыми плюются подростки в капюшонах, превратились в нечто большее — но когда и как это произошло? Лайф восстановил хронологию диссов и попытался выяснить, почему они так популярны сейчас.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

Фото: © Кадр из видео YouTube/УСПЕШНАЯ ГРУППА

Сперва для тех, кто всё ещё не понимает значение этих магических четырёх букв. Дисс — сокращённо от disrespect, то есть нечто выражающее крайнюю степень неуважения. Диссы принято ассоциировать исключительно с баттлами и речитативом, но феномен находит отражение в любой отрасли хип-хоп-культуры — например, брейкдансе. Впрочем, именно в связке с рэпом диссы стали идеальным манёвром для провоцирования скандала.

Однако это придумали не блогеры, не рэперы и не Тина Канделаки. Ещё в XIX веке поэты пристроили короткую форму эпиграммы для сатирического отклика — как правило, на коллегу по жанру, журналиста или представителя власти. Прозаики не отставали: заголовок над верхним абзацем принадлежит Марку Твену — он сказал эту фразу в адрес Джейн Остин. Согласитесь, панч отлично зашёл бы где-нибудь на провинциальной площадке «Слова».

А русский классик Иван Бунин не стеснялся по любой причине включать режим «отца культуры», как это сейчас делает один заслуженный баттл-рэпер. Вот так Иван Алексеевич характеризовал, например, Набокова: «Думаю, не будь меня, не было бы и Сирина [псевдоним Владимира Набокова]». Будущий автор «Защиты Лужина» никаких авторитетов не признавал и отвечал обидчику по полной. В общем, если бы в первой половине XX века был свой Ресторатор (или Органик, учитывая эмигрантский статус обоих писателей), то без баттла бы не обошлось.

В привычном нам понимании диссы появились одновременно с развитием хип-хопа — в 80-х годах прошлого столетия. Современный западный рэп о корнях подзабыл, и звёздные артисты диссы почти не читают — хотя недавно Эминем жёстко приложил Трампа (как ни странно, тот не ответил). Но, по сравнению с тем, что творилось в 90-е, нынешние рэперы — дети и дошкольники. Скажем, расставание Ice Cube c группой NWA (куда входил молодой Dr. Dre) сопровождалось каким-то зашкаливающим количеством рифмованных оскорблений. Потасовка закончилась безоговорочной победой Айс Кьюба — крёстный отец гангста-рэпа записал трек No Vaseline, где подробно объяснил, что сделает с каждым членом NWA — и почему ему не понадобится вазелин. Сейчас у трека 47 миллионов просмотров, что для нетиражного когда-то жанра очень много.

Другой известный пример западного дисса — Ether от рэпера Nas. После смерти Notorious BIG в Нью-Йорке вспыхнули волнения: молодая поросль выясняла, кто теперь король Восточного побережья. В схватке сошлись Джей Зи и Нас: поругав друг друга в прессе, рэперы записали по едкому куплету. Когда и это не помогло, обе стороны стрельнули диссами — будущий муж Бейонсе зацепил оппонента в песне Takeover. В ответ Нас записал Ether: монументальный трек, где почти пять минут разносил Джей Зи на молекулы. Дисс набрал 20 миллионов — неплохо для исполнителя, имя которого, не исключено, вы слышите впервые.

В Россию диссы пришли одновременно с самим рэпом — нехитрая идея залить в рифмы ушат помоев нашла живой отклик у наших соотечественников. Однако использовать дисс в качестве инструмента раскрутки начали ближе к концу нулевых — когда Интернет и особенности социальной сети «ВКонтакте» позволили скандальным рэперам лавинообразно распространять треки.

Быстро сформировался «рецепт идеального дисса» — он должен быть направлен на известного рэпера и содержать хотя бы несколько смешных панчей. Если исполнителей связывают давние отношения — отлично, если автор ещё и попадает в бит — идеально. Так родились Spice Baby (Слим против Гуфа), «День физкультурника» (Оксимирон против Бабангиды), 99% ранних треков Шока (Шок против всех). Но всё это не выходило за рамки субкультуры — рэперы весело кидали друг в друга экскременты, пока не пришёл YouTube.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

Фото: © Кадр из видео YouTube/УСПЕШНАЯ ГРУППА

«Откроешь рот — получишь туда новый твит», — сказанул Тимати в 2012 году, в одночасье нащупав нить, которая спустя пять лет приведёт к «Олимпийскому»: диссы и мемы. Длинный — почти восемь минут! — трек, где тогдашние участники Black Star по очереди поносят Филиппа Киркорова, слабо отразился на рэп-сообществе, зато массы выучили новое для себя направление в музыке — оскорбительный речитатив. Клип собрал немыслимые по тем временам просмотры и открыл шлюз для всех желающих — хотите прославиться? Пишите дисс.

Но желающих всё не было. Блогеры, главная движущая сила YouTube, сочиняли песни и стендапы, пилили влоги и топы, но до диссов не доходило — очевидный сегодня инструмент продвижения пылился без дела. Одним из первых сломил плотину человек-оркестр Юрий Хованский — игра Fallout 4 настолько его возмутила, что он сочинил дисс под мем-песню Black Siemens. Нехитрыми рифмами Хованский обозначил сразу два тренда: собственно, диссы, а также музыку Фараона в качестве объекта для народных пародий.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

YouTube — место, где тренды живут ровно неделю, но диссы держатся подозрительно долго: уже больше года. Этим пользуются малоизвестные ютуберы, надеясь урвать билет в другую жизнь. Так случилось с блогершой Лиззкой, карьеру которой можно смело делить на две части: до дисса и после. До 18 июня 2017 года зрители видели в Лиззке либо крутого, но нетиражного блогера, либо актрису «Пацанов с Дыбенко», либо подругу Хованского (либо всё разом). После 18 июня 2017 года Лиззка стала той, кто «записал дисс на Атеву», — при этом совершенно необязательно знать про Атеву и причины их конфликта.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

Фото: © Кадр из видео YouTube/ лиззка

Главное — дисс попал в топы, собрал к сегодняшнему дню больше 20 миллионов просмотров, принёс блогерше около миллиона подписчиков и приглашения на всевозможные шоу. Вот он, билет в другую жизнь, и Лиззка его с радостью обналичила, попутно пальнув ещё одним треком — но уже не таким популярным.

Сейчас культура диссов на YouTube заходит на третий — постмодернистский — круг: все понимают, что лепить диссы больше не оригинально, но ничего не могут с собой поделать. Появляется ирония и даже постирония: Совергон пишет «Дисс на дисс на дисс», а на канале Expert младшеклассница картинно укатывает блогеров в асфальт. Клипа пока два (дисс на Соболева и Джарахова), но в первом подпевает приглашённый негр, а во втором на фоне красуется медведь. Девочке помогает её брат — блогер-миллионник — но, судя по продакшену и размаху, ребята вряд ли снимают на доходы от рекламы и отложенные с обедов деньги; впрочем, это ли не показатель текущего статуса диссов? Если в изначально подвальную культуру приходят не только энтузиасты, но и представители золотой молодёжи, то всё — феномен признан на всех уровнях.

Почему именно диссы?

Здесь, конечно, хочется впечатать банальное — «потому что скандал». На самом деле не всё так однозначно: скандалов в YouTube навалом, но не все всплывают на поверхность. Да и сам по себе дисс не гарантирует вообще ничего — и в рэпе, и в блогосфере есть куча примеров, когда эпатажные парни со связкой мощного речитатива за спиной либо не собирали ничего, либо собирали какие-то смехотворные цифры.

Дисс — не просто набор панчей и даже не отражение читающего (хотя близко). Это идеальная форма дебатов и публичного спора — ни того, ни другого в нашей медиаповестке нет уже давно. А что есть — либо на платных каналах, либо скучно и убого, а то и всё разом. Когда известная личность бросает дисс в другую известную личность, мы становимся свидетелями не просто (зачастую искусственного) скандала, но медийной борьбы, столкновения двух идеологий, настоящего соперничества и аргументированной дискуссии — пусть и с цензурированной риторикой.

Кстати, неудивительно, что политики поглядывают на баттлы с интересом. Если они не хотят слететь на обочину прогресса, то через пять лет идеальное представление о предвыборной программе будет под бит и в формате трека «Биография» от группы «Кровосток». Иначе до подрастающей аудитории не достучаться — она не воспримет пыльные листовки и мутные слова у высокой тумбы. Поэтому диссы пойдут по стране и дальше — зоркая Тина Канделаки понимает, куда дует ветер и что делать, чтобы этот ветер унёс тебя поближе к звёздам. Нам остаётся ждать, пока в игру включатся остальные: как показывает пример блогеров, чтобы записать жёсткий трек, совсем необязательно уметь читать, попадать в бит и даже выговаривать все буквы алфавита.

Источник

Топ 10 лучших рэп диссов.

лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть фото лучшие диссы в истории рэпа. Смотреть картинку лучшие диссы в истории рэпа. Картинка про лучшие диссы в истории рэпа. Фото лучшие диссы в истории рэпа

50 Cent “Back Down” 2003

К тому времени, как дебютный альбом Полтинника в 2003 лег на полки магазинов, большинство поклонников рэпа стали забывать до этого безумно популярную звезду Ja Rule, и переключили свое внимание на новенького паренька с улиц Кёртиса Джексона (50 Cent).

Несмотря на то, что 50 Cent несколько лет плечом к плечу с Ja Rule бился в словесных баталиях (к примеру, “Life’s On The Line”, 2000), принимал участие в скитах и на диссах в микстейпах, все изменилось с выходом “Back Down”. Для Ja Rule это стало нокдауном. Карьера его после этого еще потрепыхалась, но встать на ноги так и не смогла. Вражда же между двумя рэперами за 10 лет так и не утихла.

LL Cool J “To Da Break of Dawn” 1993.

Многие пытались свалить с ног Джеймса Тодд Смита (LL Cool J), однако все попытки были далеки от понятия «успешный». В своем диссе “To Da Break of Dawn” LL Cool J нацелил свою агрессию против Ice T и Kool Moe Dee, МС Hammer (последний, к слову, просто попал под горячую руку). По куплету на каждого, и противники были повержены: LL посмеялся над очками из фильма «Star Trek», которые носил Kool Moe Dee, обозвал MC Hammer тренером по фитнессу, а Ice-T получил за опыт работы на парковке и химию на голове. В конце концов, LL Cool J проехался по девочкам каждого из оппонента.

Common “The Bitch in Yoo” 1996

Первый начал Common с дисса «I used to love H.E.R.», на что Ice Cube ответил строчками из «Westside Slaughterhouse» — «All you suckers wanna diss Pacific, but you busta niggas never get specific/Used to love H.E.R., mad’cause we fucked her/pussy-wipped butch with no Common Sense» («Вы сосунки хотите обосрать восток, но в выпендреже вашем пусто/Любили, говорите, вы ее? Да нет, вы поимели сучку просто и без чувства»). В ответ Common по-быстрому сбацал “The Bitch in Yoo”, в котором напомнил Ice Cube, что тот изжил себя как рэпера, и ничего толкового после Amerikka’s Most Wanted не сделал. В итоге ссору замял Minister Louis Farrakhan, усадивший двух драчунов за стол переговоров.

Canibus “2nd Round K.O.” 1998

В 1997 году LL Cool J решил пригласить на свой трек «4, 3, 2, 1″ молодого энергичного паренька Canibus. Тот зачитал свой куплет, но маэстро не понравилась строчка «L is that a min on your arm, let me borrow that» (намекая на тату с микрофоном на руке у LL Cool J), и он попросил ее переделать. Canidus строчку-то переделал, но на вышедшем альбоме его куплет был полностью удален (он был добавлен в ремикс к этой песни), а в куплете LL Cool J была строчка «Bis for having the audacity to ask for his mic».

Canibus подробно изучил своего обидчика, и сделал один из самых мощных диссов за все времена, пригласив в помощь самого Майка Тайсона. Наезд был в общем на сравнениях LL Cool J c женским полом и на то, что тот изменил куплет, который написал Canibus.

Dr. Dre ft. Snoop Doggy Dog “(Fuckin Wit) Dre Day” 1992

Студия Death Row Records первой в мире показала диссы обывателям Америке с другой стороны. Никто не спорит, раньше рэпперы пародировали друг друга в песнях и кликах, высмеивали, но только Death Row клипом «Dre Day» придала этой части рэпа дух соперничества и борьбы, зелени для этого у них хватало.

Ice Cube “No Vaseline” 1991

BDP “The Bridge is Over” 1987

BDP затеяли вражду с Juice Crew и MC Shan еще на треке «South Bronx» и успешно добили противников на “The Bridge is Over”. Эта перепалка запомнилась всем под названием Война Мостов (The Bridge Wars). “The Bridge is Over” стал ответом на «Kill That Noise» (MC Shan), а на фитах KRS под рэгги напев с гордостью напомнил, что хип-хоп родился в Бронксе. В итоге Мост-то остался цел, что не скажешь о карьере MC Shan.

Дисс от Jay-Z «Takeover» стал для Nas словно пинком под зад, который так нужен был рэперу, чтоб снова встать на ноги. Но если «Takeover» был десертом после ужина, то «Ether» можно считать аперитивом перед обедом.

После вступительного вокального сэмпла «Fuck Jay-Z» Nas вылил на своего обидчика все, что мог, обозвав его верблюдом и Gay-Z, а также спросил, когда он наконец бросит использовать переделанную лирику Бигги. Аттака была настолько мощной, что в лексиконе хип-хопапоявился глагол «ether», ну а трек стал для Nas’а пусковой площадкой для восстановления своего влияния.

2Pac “Hit Em Up” 1996

Своим диссом Тупак перенес битву слов в реальность, а именно американский хип-хоп разделился на два лагеря, восточное и западное побережья. В то время Тупак и Бигги были топовыми фигурами на своих лейблах, поэтому СМИ быстро раздули эту в словесную заварушку в войну между Западом и Востоком.

Как печально закончилось это, всем прекрасно известно. Двое рэперов были позднее убиты, но они успели кординально изменить как сам хип-хоп, так и значение диссов в хип-хопе. Теперь каждый знает, что словесная перепалка можно быстро перерасти в схватку на кулаках, и не только, с куда более серьезными последствиями, чем просто душевное расстройства после того, как тебя залошил кто-то в песне.

Jay-Z “Takeover” 2001

Соперничество между Jay-Z и Nas тянулось десятилетие, но больше походило на толкание друг друга руками, пока Jay-Z не предложил Nas встретиться на сцене на фестивале Hot’s 97 Summer в 2001. Nas принял вызов и в ответ на дисс Jay-Z «Stillmatic» разнес в пух и прах классический вариант “Takeover”.

Jay-Z как послушный школяр долго пыхтел над ответом, в итоге получилось что-то похожее на сочинение, а не на дисс, в котором рэпер приводил аргументы и контраргументы, ссылался на детали анализа и прочую информацию, и сделал даже что-то вроде заключения. Попало от обиженного рэпера и Prodigy, правда во втором куплете, который не так заметен на фоне первого, посвященного атаке на Nas.

В своем диссе Jay-Z вычеркнул Nas из списка топовых рэперов, дав ему статус рэпера на подхвате, круче которого читает его собственный телохранитель, прошелся по дискографии рэпера, намекнул на связь с его подругой и так далеe.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *