лучшие лекции по истории средних веков

Лекции по истории средних веков

Скачать книгу

О книге «Лекции по истории средних веков»

Предлагаемое издание – первая публикация университетского курса по истории средневековой цивилизации профессора Санкт-Петербургского университета В. Г. Васильевского (1839–1899). Лекции охватывают широкий хронологический диапазон – с I по XIII вв., отражают лучшие достижения отечественной и европейской медиевистики XIX века. Богатство исторического материала и его оригинальная интерпретация делают курс Васильевского ценным пособием для начинающего ученого. Широкие круги читателей познакомятся с яркими историческими портретами знаменитых королей, монашеских миссионеров христианства, деятелей средневековой культуры. Римская эпоха во время кризиса и первые варварские королевства, истоки возвышения панства и бунты горожан, кодекс чести рыцаря и взгляды вождя еретиков – всё это и многое другое прослеживается на обширной источниковедческой базе.

Лекции выдающегося византиниста В. Г. Васильевского – памятник русской и европейской исторической мысли, ценный источник для изучения истории отечественной науки.

Для историков, преподавателей, студентов и широкого круга читателей.

Произведение относится к жанру История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 1880 году издательством Алетейя. Книга входит в серию «Библиотека Средних веков». На нашем сайте можно скачать книгу «Лекции по истории средних веков» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источник

История западноевропейского Средневековья

Т ермин «Средние века» (от латинского ævum medium — средний век) восходит к итальянскому гуманизму и обозначает период между Античностью и Новым временем.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Впервые выражение «средние века» употребил итальянский историк Флавио Бьондо в XV веке.
Гуманисты рассматривали этот период (примерно с V по XV в.) как время культурного упадка, варварства и «кухонной» (средневековой) латыни.
С легкой руки Петрарки период между Античностью и Ренессансом начали называть «темные века».

Однако именно в это, как принято считать, мрачное тысячелетие зарождаются национальные государства, языки и самобытные культуры всей Западной Европы. Это время крестовых походов, а значит, идеалов рыцарства, время кровопролитных войн, но и великих открытий, время высочайших образцов средневековой готики и небывалого почитания книги как сокровища. Ну и, конечно, именно в Средние века Церковь обрела практически безграничную политическую власть.

Об истоках и развитии европейской средневековой цивилизации — в лекциях крупнейшего ученого-медиевиста Наталии Басовской.

Наталия Ивановна Басовская — доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ, директор Учебно-научного центра визуальной антропологии и эгоистории, содиректор Российско-американского центра библеистики и иудаики.

Источник

Лучшие лекции по истории средних веков

Приносим извинения за временные неудобства

—> 19-20.01.2017 в связи с проведением технических работ
возможно снижение скорости работы Электронной библиотеки!

Приносим извинения за временные неудобства

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Заглавие документа:Курс лекций по истории древнего мира и средних веков
Авторы:Кошелева, Наталья Владимировна
Малюгин, Олег Иванович
Тема:ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. исторические науки
Дата публикации:2013
Аннотация:Курс лекций по истории древнего мира и средних веков
URI документа:http://elib.bsu.by/handle/123456789/53558
Располагается в коллекциях:Всеобщая история (История древнего мира и средних веков)
Всеобщая история (История древнего мира и средних веков)

ФайлОписаниеРазмерФормат
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (Древний Восток).docЛекции по истории древнего Востока221,5 kBMicrosoft WordОткрыть
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (Древняя Греция и Рим).docЛекции по истории древней Греции и Рима589,5 kBMicrosoft WordОткрыть
История древнего мира 1 курс архивы, музеи (средние века).docЛекции по истории средних веков129,5 kBMicrosoft WordОткрыть

Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.

Источник

Курс лекций по истории. Раздел 2. Средние века. (1 курс СПО)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации

Средние века получили свое название т.к. хронологически этот период находится между Древней и Древнейшей историей с одной стороны и Новой и Новейшей историей с другой.

Хронологические рамки средневековья

Началом средних веков считается падение Западной Римской империи. В 476 году варварский военоначальник Одоакр низверг последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Так Западная Римская империя перестала существовать. Относительно окончания Средних веков единого мнения нет. Многое зависит от того, что считать главным признаком средневековья и нового времени. Наиболее распространены следующие версии:

— написание «Комедии« Данте Алигьери (1321) – если считать окончанием Средних веков светский характер культуры,

— падение Константинополя (1453). Византия – последнее Античное государство, пережившее Великое переселение народов. С ее гибелью уже не остается государств, сложившихся в Древний период.

— изобретение книгопечатания (сер.XV века) дало возможность производств большего количества книг, а следовательно повысило и уровень культуры.

— открытие Америки (1492) начинает эпоху Великих географических открытий, когда рамки привычного мира людей существенно расширяются, т.е. Новый мир – это, прежде всего новые территории.

— начало Реформации (1517) символизирует ослабление власти церкви.

— начало Английской революции (1640) обозначает складывание принципиально новой экономической формации, когда на смену феодальному строю приходит капиталистический.

Великое переселение народов

Распад Античной Цивилизации начинается с Великого переселения Народов, когда толпы варваров из Северной Европы хлынули на завоевание нового жизненного пространства.

Причинами этого стало как разложение у варваров родоплеменного строя, так и кризис внутри Римской империи. Непосредственным толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на запад гуннов.

Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве характеристики племён, населявших периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары — не римляне».

Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Особенности средневековой европейской цивилизации.

Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

Вместе с этим на завоеванной территории наблюдается резкое падение уровня культуры. Варвары не умели пользоваться большинством Римских достижений.

Феодальный строй был более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим, т.к. зависимый крестьянин был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб.

Тем не менее, резкое падение уровня культуры приводит к резкому падению и уровня жизни. Чем более примитивно общество, тем оно больше нуждается в жестком руководстве. Функцию этого жесткого руководителя в средние века выполняла церковь.

За всю историю человечества не было времени, когда значение церкви было бы столь велико. Церковь была тогда крупнейшим землевладельцем, многочисленным монастырям принадлежали обширные земли. Духовенство составляло господствующий класс. Религии принадлежало привилегированное положение в сфере духовной жизни, в идеологии. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, искусство. В этом состоит еще одна отличительная особенность средневековья – теоцентризм.

Следующей особенностью являлось стремление сохранить свой статус. У каждого сословия было свой определенный вид деятельности. Духовенство – единственное грамотное сословие раннего средневековья. Монастыри являлось первыми центрами образования. Вместе с этим, церковь – и серьезный цензор и ограничитель общественной и научной мысли. Чтобы не возникло смут из-за неправильного толкования священных текстов, из имели право читать только священники. Церковь – инстанция, создающая мировоззрение того времени, уберегающая человека от себя самого, ограничивающая от чрезмерной свободы. Задачей рыцарства, в основном, были войны и подготовка к ним. Крестьянство обрабатывало землю и платило налоги в пользу феодалов.

Образование первых средневековых государств

Первый варварский правитель, удостоившийся признания Папы Римского – Карл Великий – король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада. Свое прозвище Карл получил ещё при жизни. Исповедовал христианскую веру. Расширил владения своих предшественников.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Осенью 800 года Карл отправился в Рим и провел здесь почти полгода, разбирая распри между папой Львом III и местной знатью. Знать пыталась отстранить Льва III от престола, однако Карл помог ему. 25 декабря 800 года на Рождество Карл Великий слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя все это не стало для Карла неожиданностью, он, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Ненависть византийских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенес терпением. В конце концов императорам Византии пришлось признать новый титул владыки франков. Карл принял титул императора, однако создание новой Западной Римской империи не изменило образа правления и не принесло никаких территориальных приобретений.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия.

Как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого рассматривалась основанная в 962 году германским королём Оттоном I Великим Священная Римская империя. С 1512 года носила название Священная Римская империя германской нации. Эта средневековая империя, включавшая в периоды наивысшего расцвета Германию (занимала в империи господствующее положение) и другие королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, швейцарские земли и др.), которые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам. Она просуществовала до 1806 года.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Флаг Священной Римкой империи

Феодальная раздробленность – эпоха, для которой характерен распад государств на отдельные феодальные владения, сопровождающийся ослаблением власти королей. Период феодальной раздробленности характерен для всех крупных средневековых государств и является закономерным следствием политических процессов, происходивших в государствах, охватывающих обширную территорию. Этот период датируется IX—XIII вв., когда Средневековое государство, превратилось в в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации.

Каждый феодал, получивший землю во владение, чувствовал себя полноправным ее хозяином. Постепенно забывались вассальные клятвы верности. Каждое феодальное владение, жившее в условиях натурального хозяйства, было экономически самостоятельным. Однако, экономическая самостоятельность не свидетельствует об обеспеченности. Напротив многие княжества были бедны. И это касалось не только низших, но и высших классов. Феодалы постоянно нападали друг на друга, стараясь увеличить территории своих владений.

Формирование национальных государств

От постоянных феодальных войн страдают больше всего крестьяне, на полях которых разворачиваются сражения, а также король, чьи непокорные вассалы пытаются напасть и на своего синьора. Спасаясь от войн, крестьяне уходят в города. Там уже нет возможности заниматься сельским хозяйством, поэтому по всей Европе начинает развиваться ремесло. Жители города уже не арендуют землю у феодала, а следовательно не платят ему подати. Такие независимее города получают название «коммуны». Власть в них принадлежит народному собранию под управлением мера или бургомистра.

Короли поддерживают рост городов, и они становятся союзниками в борьбе с непокорными синьорами. Таки образом складывается взаимовыгодное сотрудничество между королями и городами. Часто короли в качестве помощников используют органы, сформированные из представителей различных сословий. Формируется сословно-представительская монархия. Вместе с этим королевская власть усиливается. Короли начинают бороться с непокорными вассалами, объединяя страну под своей властью. Таким образом формируются национальные государства.

Образование средние века.

Центрами образования были монастыри. Позднее образование можно было получить и в городских школах при мэрии. Более обеспеченные слои населения могли позволить себе нанять частного преподавателя. Процесс обучения велся на латинском языке. Все науки, изучавшие в средние века, разделялись на 2 ступени. В первую ступень входили науки (или свободные искусства), относящиеся к умению говорить: риторика, грамматика и диалектика. Диалектика, как искусство спора предполагала также знание священных книг, т.к. единственными весомыми аргументами признавались только цитаты из них.

Во вторую ступень входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Наиболее состоятельные могли продолжить обучение в университете на одном из трех факультетов: богословие, медицина или право.

Древнейшие средневековые университеты существуют и по сей день.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

В 1117 году был основан первый в Великобритании Оксфордский университет с целью дать священнослужителям более полное образование. При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Университет в Кембридже основан в 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

История Сорбонны начинается с 1215 г., когда несколько церковных школ объединились в Парижский университет. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии

С развитием образования и науки ослабевает власть церкви. Ереси – отклонения от церковных догматов. В XII – XIII веках они усиливаются. Вряд ли кто-либо из еретиков, отлученных от церкви, называл себя неверующим. Это были люди, указывающие, что церковь сама не соблюдает те законы, которые проповедуют. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви. Были еретики, которые призывали к уничтожению храмов и служителей церкви.

Служители церкви, естественно пытались защищаться, принимать меры для сохранения своей власти. Так появляется инквизиция. Инквизиция (от лат. inquisitio — расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13—19 вв. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, а также посредством наказаний. Кроме еретиков инквизиция преследовала людей, подозреваемых в колдовстве.

Особенности развития цивилизаций Востока в средние века

Говоря о средневековом Востоке необходимо учесть специфику развития этих цивилизаций. Дело в том, что на Востоке не было ни античности, ни феодализма, ни Нового времени в чистом виде. Процесс развития восточных держав сочетал в себе периоды расцвета и периоды спада. В этой лекции мы рассмотрим подробнее развитие таких государств как Индия и Китай.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Древняя Индия – пример речной цивилизации, она раскинулась в долине рек Инд и Ганг. Историю Индии можно разделить на несколько периодов:

Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)

Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)

Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)

Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)

Индия Средних веков

Период господства мусульман

Период господства англичан (1765—1947)

О периоде Харапской цивилизации мало что известно. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников. Существует теория, согласно которой территорию Индии захватили арии – теория арийского завоевания Индии. К сожалению, ни одна из предложенных гипотез не дает конкретного ответа на вопросы, что представляли собою эти племена, откуда пришли и в какой форме происходило вторжение.

Священными книгами ариев были Веды. Именно из них мы и получаем основные сведения от цивилизации Древней Индии.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Перейти из варны в варну было невозможно. Невозможность сменить свой социальный статус формирует такие качества как покорность, отсутствие желания участвовать в революционной деятельности.

В индуизме было огромное количество богов.

Наиболее почитаемые боги – Вишну и Шива, а также Брахма.

Считается, что Девятое воплощение бога Вишу был Царевич Сидхарху Гаутама – основатель Буддизма.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает «просветленный».

Первые контакты с Европейцами

Как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию, известен португальский мореплаватель Васко да Гама (1460 или 1469—1524 годы)

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Португалия, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле.

Командующим экспедицией в Индию король Португалии выбрал Васко да Гама. Отплыл он 8 июля 1497 года на четырех кораблях и с экипажем в 170 человек, включая переводчиков, которые могли говорить на арабском языке. Только пятьдесят пять членов экипажа — менее одной трети от числа отплывавших в экспедицию — смогли пережить путешествие в оба конца. Тем не менее, когда 9 сентября 1499 года да Гама вернулся в Лиссабон, и он и король поняли, что двухгодичное путешествие имело огромный успех. Основное значение путешествия Васко да Гама заключается в том, что он открыл морской путь из Европы в Индию и на Дальний Восток — эффект, влияние которого почувствовали многие страны. В то время это дало огромный толчок развитию самой Португалии.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

До 1498 года Индия была изолирована от Европы. Большую часть своей истории эта страна являлась довольно замкнутой и вела внешнюю политику только в отношении северо-западных государств. Путешествие да Гама обеспечило Индии прямой контакт с европейской цивилизацией через морские пути. Влияние и власть европейцев росли в Индии все больше до второй половины девятнадцатого века, когда весь регион оказался под правлением британской короны. (Можно отметить, что впервые в истории Индия оказалась объединенной под руководством одного правителя.) Что касается Индонезии, она первой попала под европейское влияние, а потом и под европейский контроль. Только в середине двадцатого века эти районы восстановили свой суверенитет.

Первым русским, посетивши Индию считается купец Афанасий Никитин. В качестве памятника об этом путешествии остались путевые записи «Хо́жение за три моря» («Хождение за три моря»), сделанные Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие.

Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

В 1475 году оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовский и Софийской летописях.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Китай располагался в долине рек Хуанхэ и Янцзы. В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов-государств, воевавших между собой.

Император почитался как «Сын Неба», а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством неба и, следовательно, является главной на земле. Поднебесная была настоящей восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю. Однако, если в стране случались какие-либо катаклизмы, народ воспринимал их как гнев Неба своего сына. Если Небо недовольно императорм, то оно уже подготовило среди народа или знати его приемника. Следовательно, правителя можно свергнуть, этим и объясняется частая смена династий в Китае.

Основные религиозные учения Китая.

Значительную роль в жизни китайского общества играла религия. Своими корнями религия древнего Китая уходит в доклассовое общество. Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение космоса и природы, с другой стороны — развитый культ предков. Мир духов состоял из добрых и злых. В качестве добрых духов выступали люди и предметы, полезные для человека. Под злыми духами понимали привидения, болезни, оборотней.

Основными религиозными учениями Китая являлись Даосизм и Конфуцианство.

Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников.

Основателем Конфуцианства считается Конфуций (551 — 479 до н.э.). В самом Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён. Главным в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.

Основной категорий конфуцианство является «Благородный муж». Благородный муж — это образец во всем, который всем своим поведением утверждает нормы морали

Конфуцианство позволило формировать такие качества как почтительность, послушание, стремление хорошо выполнять свою работу.

Основные китайские изобретения

Компас (феодальный период, до 4 века до н.э.)

Китайцы использовали первые компасы для указания направления из минерала магнетита как минимум в 4 веке до нашей эры. Эти приспособления были предназначены для предсказания и нахождения направлений. Еще в 4 веке до н.э. известный в Китае шаман (или как их там называли) написал: «магнетит вызывает притяжение железа, зовя его».

Железный плуг (династия Хан, 202 год до н.э. — 220 год н.э.)

Значительным достижением земеледельцев Древнего Китая считается изобретение и использование плуга с металлическими отвалами. Имеются сведения, что такие плуги использовались в Китае в 4 веке до н.э., но более консервативные историки считают, что основное распространение такое оборудование получило в эпоху правления династии Хан, т.е. на 200 лет позже.

Фарфор (династия Суй, 581-618 год)

Фарфор — особый вид керамики, который получается при высокотемпературном обжиге в специальной печи. При этом материал спекается и превращается в разновидность стекла, отличающуюся прочностью, легкостью и красотой. Известно, что фарфор изготавливали в Китае во времена династии Суй (581-618 год), но возможно, это произошло еще раньше.

Печать с подвижными литерами (династия Сонг, 960-1279 год)

Первая печатная книга была создана приблизительно в 868 году. Чрез 100 лет мастер Би Шенг (990-1051, изображен выше). Используя обожженные глиняные съемные буквы он изобрел технологию съемных литер и разработал основные тонкости книгопечатания с их использованием.

Изобретение бумаги приписывается Цай Луню, придворному чиновнику династии Хань, который ок. 105 г. изготовил лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. Между тем археологи нашли в окрестностях Дуньхуана фрагменты бумаги, датированные 8 г н. э. Первоначально китайская бумага использовалась для упаковки, в эпоху Троецарствия её стали применять для письма, при династии Тан появилась туалетная бумага и бумажные мешочки для упаковки чая, при династии Сун — бумажные деньги.

Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200—1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475—221 гг. до н. э.).

В Китае человек мог сделать карьеру, успешно сдав экзамен. Чиновники должны были проходить регулярную переэкзаменовку, чтобы удержаться на службе или пойти на повышение. Экзамены проходили на императорском дворе. Экзаменуемые соревновались в знании трудов Конфуция и каллиграфии.

Родиной арабов является Аравийский полуостров. Религиозным центром арабов являлся город Мекка и храм Кааба, находящийся в его центре. Это прямоугольное сооружение высотой 15 м. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован заключенный в серебряную раму черный камень (аль-хаджар аль-асвад, араб.) очевидно метеоритного происхождения. В доисламский период здесь был племенной бетиль местных жителей. Каабе поклонялись как арабы-язычники, так и арабы, исповедовавшие монотеизм.

Пророком в исламе называют человека по имени Мухаммед.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру архангела Джабраила, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Ахрангел неоднократно являлся Мухаммеду и сообщал ему основы новой религии. Так создавался Коран – священная книга мусульман, т.е для мусульманина Коран – это слова Бога.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в нем необычайные перемены. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян язычниками, после чего начались гонения на мусульман в Мекке.

В 622 году язычники вынудили мусульман бежать из Мекки в Медину. Именно этим годом начинается летоисчисление у мусульман. Мусульмане вели активную борьбу с жителями Мекки за право вернуться в город и преклоняться перед Каабой. Борьба эта закончилась заключением мира и возвращением сторонников Мухаммеда в Мекку. С тех пор символический хадж (паломничество) в Мекку является одной из священных обязанностей мусульман. Постепенно к исламу присоединились все арабские племена.

После смерти Мухаммеда в 632 году его заместителями (халифами) назначалсь его сподвижники или родственники. Первым халифом стал зять Мухаммеда Али. В первой половине VII века начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. После первых четырех халифов власть захватывает род Омейядов и завоевания продолжаются. Территория Халифата стремительно растет. Новые политические главы халифата получают звание эмиров, а религиозные деятели – имамы.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми.

Арабская культура и образование.

Арабы усвоили знания покоренных народов. При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Были основаны многочисленные школы (медресе) во многих городах Халифата. Медресе́ (букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение

Обучение в медресе раздельное и бесплатное.

Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

С древнейших времен у арабов процветала литература и поэзия. Всем известны сказки «Тысяча и одна ночь».

Большой вклад в мировую художественную культуру внесла арабская архитектура. Среди ее особенностей можно назвать:

Использование геометрических форм и арабеск

Раковины и фонтаны для ритуального умывания

Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке

Использование ярких цветов

Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя

Отточенные арки и арки в виде подковы

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Мечеть – храм, по углам находятся минареты, с которых имамы собирают верующих на молитву.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Михраб – ниша внутри храма, указывающая на киблу – направление на Мекку.

Многие слышали об арабском философе, мудреце, ученом Авиценне. Его арабское имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (980 —1037 г.). Он был придворным врачом, визирем.Написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Запад и Восток в эпоху развития средневековья

Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330 на месте бывшей мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление Визатии в недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю Византии.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I (правил в 379—395), произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395—408). Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». На протяжении существования Византии происходили неоднократные изменения её территории. Просуществовала Византия до 1453 года, пока не была разрушена Османской империей.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Византия – страна, оказавшая огромное влияние на древних славян, однако и славяне оказывали влияние на империю. В процессе заселения славянами Балкан начал разрушаться рабовладельческий строй Византии и формироваться феодальный. Славяне же получили от Византии основы православной религии, алфавит.

В 860 г. два монаха Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил) отправились обучать славянские племена. в В это время они находились с миссией в Болгарии. Тогда же принял крещение болгарский правитель Борис, приняв имя Михаил. Кирилл и Мефодий и своей проповедью способствовали утверждению в Болгарии христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию. В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку и перевёл на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги.

Раскол христианской церкви

Еще задолго до церковного раскола церковью были признаны три языка для ведения богослужения: латинский, греческий и еврейский.

По преданию основана апостолом Андреем Первозванным, который около 38 года рукоположил своего ученика Стахи́я во епископы града Византиона.

Официальной датой раскола считается 1054 год. Однако, разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, который разразился, когда в 1053 были разграблены латинские церкви в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария. При этом его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Раскол имеет множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения.

В конце XI века в Европе выросло население, и стала ощущаться острая нехватка земель. Вместе с ней начались войны, голод, эпидемии. Все это воспринималось населением, как наказание за грехи. Возможности посетить святые места для избавления от грехов люди были лишены, т.к. Палестину захватили нетерпимые к немусульманам турки-сельджуки.

Идея пойти в Иерусалим освободить христианские святыни из рук неверных получила широкое распространение в Европе, т.к. являлась богоугодным делом и прекрасным способом обогатиться. Вот несколько слов из призывов Папы Римского: «Иерусалим – это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом. И этот царственный град ныне находится в полоне у врагов своих. Он жаждет освобождения, не прекращает молить о том, чтобы вы пришли к нему на выручку». Когда папа Урбан говорил все это и многое другое в этом роде, все присутствовавшие были до того проникнуты одною мыслью, что в один голос воскликнули: «Так хочет бог, так хочет бог!»

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

В 1096 году в крестовый поход отправились бедняки, которые потерпели неудачу. В1099 году рыцари взяли Иерусалим. Там возникло Палестинское королевство.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

В 1147 году состоялся второй крестовый поход. Крестоносцы постоянно сталкивались с мусульманами. В 1187 году султан Саллах-ад-Дин объявляет европейцам священную войну.

В Палестине при поддержке пап были созданы духовно-рыцарские ордена: Тамплиеров, Тевтонский, орден Госпитальеров. Первоначально воины рыцарских орденов отличались высокой дисциплиной. Однако по мере их обогащения, уходила и дисциплина. Вскоре крестоносцы начинают терпеть одно поражение за другим.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

Третий крестовый поход 1189—1192. Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.

лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть фото лучшие лекции по истории средних веков. Смотреть картинку лучшие лекции по истории средних веков. Картинка про лучшие лекции по истории средних веков. Фото лучшие лекции по истории средних веков

В 1204 году во время четвертого похода был разгромлен православный Константинополь. Это окончательно подорвало могущество Византии.

В 1212 г.состоялся детский крестовый поход. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути, многие из них попали в рабство.

Натиск местного населения усиливается. В 1291 пали последние крепости Европейцев в Палестине.

Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Вот воспоминания некоторых лиц, видевших эти события своими глазами:

«У франков, да покинет их Бог, нет ни одного достоинства из присущих людям, кроме храбрости»

из книги арабского философа

«И столько там было богато утвари из золота и серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом»

о завоевании Константинополя, написано рыцарем

«О ужас! Святые образы бесстыдно потоптаны. Когда им надо было вынести из храма священные сосуды, серебро и золото, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами»

Из сочинения византийского историка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *