лучший автомобиль автоваза за всю историю
Назван топ-5 самых массовых моделей АвтоВАЗа
За свою почти полувековую историю АвтоВАЗ выпустил более 20 миллионов автомобилей. Многие модели задерживались на конвейере на десятки лет, а это значит, что на них был устойчивый спрос. Изучив имеющиеся данные об объемах производства, «Автоновости дня» предлагают вспомнить ТОП-5 самых популярных моделей АвтоВАЗа.
ВАЗ-2109
ВАЗ-2109. Фото АвтоВАЗ
Пятидверный переднеприводный хетчбэк стал логическим продолжением базовой модели 2108. Автомобиль выпускался с 1987 по 2004 год и успел преодолеть порог в 1,5 млн. экземпляров. Самым популярным мотором стал 1.5-литровый 8-клапанный агрегат, который в «нулевых» примерил на себя инжектор взамен карбюратору.
ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ 2121 Нива. Фото АвтоВАЗ
Революционный для своего времени автомобиль, по сути, первый массовый кроссовер с полным приводом и несущим кузовом. Производство модели стартовало в 1977 году и не прекращается до сих пор. На данный момент выпущено более 2 миллионов таких внедорожников, и спрос на него все еще достаточно стабилен. Под капотом можно встретить карбюраторный мотор на 1.6 литра либо 1.7-литровый инжекторный вариант.
ВАЗ-2107
ВАЗ-2107. Фото АвтоВАЗ
Появившийся в 1983 году четырехдверный седан получил довольно угловатый дизайн и более удобные, т.н. «высокие» сиденья. Только АвтоВАЗ выпускал «Семерку» до 2012 года, успев оснастить «классический» 1.5-литровый мотор системой впрыска топлива. Отметим, что ВАЗ-2107 оказался последней веткой дальнейшего развития базовой платформы 2101, успев разойтись в количестве более 3,1 млн. экземпляров.
ВАЗ-2106
ВАЗ-2106. Фото АвтоВАЗ
Настоящий бестселлер АвтоВАЗа, причем вполне заслуженно. Автомобиль действительно вышел удачным, с классическим дизайном и приличной надежностью. Под капотом «Шестерки» можно встретить один из трех распространенных моторов объемом в 1.3, 1.5 и 1.6 литра. Считается, что именно у ВАЗ-2106 была наилучшая плавность хода среди всех классических «жигулей». В период с 1975 по 2004 год было выпущено порядка 4,3 млн. «Шестерок».
ВАЗ-2101
ВАЗ-2101. Фото АвтоВАЗ
Как ни крути, а именно самая первая модель АвтоВАЗа в лице незабвенной «Копейки» оказалась наиболее популярной, разойдясь в количестве 4,8 млн. экземпляров. Появившись в 1970 году, заднеприводный седан продержался на конвейере до 1988 года. Базовый вариант оснащался 1.2-литровым бензиновым мотором, а более поздние модификации получили 1.3-литровый форсированный вариант, который ставился еще на ряд моделей «классического» семейства.
Напомним, что сегодня АвтоВАЗ входит в состав альянса Renault-Nissan и активно использует глобальную платформу B0, выпуская современные бюджетные авто вроде моделей Granta и Vesta.
Какая Лада самая лучшая и надежная
Предвзятое отношение водителей к отечественному автопрому не снижает популярность и продажи российских автомобилей. В последние годы наблюдается постепенное увеличение спроса на новые модели, что подтверждает спрос на автомобили. Основная причина их популярности — цена, поскольку большинство россиян могут позволить себе только автомобили, произведенные и собранные в стране. В этом отношении Lada становится жизнеспособным вариантом.
Какая «Лада» самая лучшая и надежная: модельный ряд
Трудно определить, какая модель Lada является лучшей. У водителей есть индивидуальные предпочтения относительно автомобиля. Их интересует надежность и простота ремонта. Для отечественных реалий долговечность автомобиля является важным фактором, поскольку условия эксплуатации сложно назвать легкими.
Так, основные компоненты автомобиля должны выдерживать перепады температур, агрессивную среду, движение по плохому дорожному покрытию. Эти и многие другие факторы учитываются инженерами ВАЗа при проектировании автомобиля. «Лада» изначально рассчитана на экстремальную эксплуатацию, но расширенный модельный ряд затрудняет выбор подходящего варианта. Оценка надежности поможет будущему владельцу в принятии решения о покупке.
Lada Vesta
Лидер в рейтингах, посвященных отечественным автомобилям, стильная Vesta постоянно поддерживается на протяжении нескольких лет. Внешний дизайн узнаваем и помогает выделиться в толпе. Vesta по праву заслужила репутацию эргономичного и надежного автомобиля.
Шасси выпускается в различных модификациях. Цена зависит от варианта кузова и комплектации. Независимо от выбранной модификации, владелец получает надежный автомобиль, приспособленный к сложным климатическим и дорожным условиям. Основные преимущества:
По результатам испытаний модель получила оценку 4 звезды. После внесения изменений в конструкцию безопасность может быть повышена до 5 звезд.
Самая дорогая модификация Lada Vesta Sport собирается вручную в тольяттинском филиале. На сборочную линию из основных цехов в Ижевске поступают полусобранные кузова и готовые детали больших кузовов.
Lada Granta
Самая популярная модель на отечественном автомобильном рынке. Granta уступает Vesta по стилю и оснащению, но решающим фактором становится цена. Granta не обладает броским дизайном и роскошным оборудованием, но у нее есть все необходимое. Это надежный автомобиль.
Модифицируются различные кузова — седан, лифтбек, хэтчбек и универсал. Независимо от стиля, автомобиль выглядит компактным. Однако эта модель имеет просторный салон, а оснащение не оставит равнодушным даже самого требовательного водителя:
Эта модель прекрасно адаптирована к национальным условиям работы. Шасси устойчиво как на автомагистралях, так и на городских улицах или дорогах с неровным покрытием. Granta — это простой, надежный и технологичный автомобиль. Он не является лишним, но способен безотказно служить владельцу автомобиля.
Lada Largus
Среди семейства современных автомобилей тольяттинских машиностроителей есть и вместительный универсал. Этот недорогой, но практичный компактвэн создан на базе Renault Logan. Он оснащен двигателем объемом 1,6 л, который с запасом справляется с поставленными задачами. Модификация не отличается роскошью, главное достоинство — габариты. Багажное отделение вмещает 560 литров, что дает широкие возможности для трансформации интерьера. Ходовая часть надежна и проста в обслуживании, а по соотношению цена-качество автомобиль производства ВАЗ является одним из лучших на отечественном рынке.
По оценкам водителей, это лучшая Lada из когда-либо созданных. У многих водителей создается такое впечатление. Это самая технологически продвинутая модификация среди отечественных автопроизводителей. Инженеры оснастили шасси самыми современными решениями для защиты водителя и пассажиров. Модификация характеризуется комфортом и хорошей маневренностью. В плане оснащения X-Ray может конкурировать с более известными мировыми брендами, а благодаря своей доступной цене и вовсе обойти их.
Xray оснащен тремя блоками питания. Базовый агрегат имеет объем 1,6 литра и мощность 106 л.с. Средний вариант имеет 114-сильный двигатель Renault, установленный на шасси. Топовая версия оснащается 1,8-литровым силовым агрегатом мощностью 122 л.с.
Lada 4×4
Производство легендарной «Нивы» началось более 40 лет назад. Это единственный серийный советский автомобиль, который до сих пор собирают. Российский внедорожник отличается надежностью, практичностью, хорошими внедорожными свойствами и самой низкой ценой для автомобиля в этом сегменте. Благодаря этому модель пользуется неизменной популярностью среди россиян.
Современная модификация была оснащена гидроусилителем руля, что повысило комфорт вождения. На протяжении многих лет Lada 4×4 неоднократно совершенствовалась и модернизировалась в соответствии с современными требованиями. Благодаря последним модификациям он стал намного безопаснее и комфортнее как для водителя, так и для пассажиров.
Старые модели авто
Первые «Жигули» ВАЗ-2101 («копейка») сошли с конвейера в 1970 г. Эта модель была копией итальянского Fiat-124, но собиралась из отечественных комплектующих и была адаптирована для эксплуатации в дорожных и температурных условиях советских республик. Семейство включало 7 модификаций с разными кузовами, эргономикой и двигателями.
К началу 1980-х годов стало ясно, что будущее за переднеприводными шасси. Кроме того, пришлось кардинально изменить дизайн. Благодаря усилиям тольяттинских инженеров в 1984 году началось производство трехдверного хэтчбека ВАЗ-2108 «Самара», на базе которого были построены ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 с пятью и четырьмя дверями соответственно.
Первым автомобилем, выпущенным в постсоветский период, стал ВАЗ-2110. Автомобиль оснащался 8-клапанным 1,5-литровым двигателем мощностью 79 л.с. или 16-клапанным 1,6-литровым двигателем мощностью 92 л.с. По техническим параметрам «десятка» была высшим классом в семействе «Самара» и могла конкурировать с Opel Astra, Audi 80 и Daewoo Nexia.
Также выпускались редкие модели, которые не были в производстве. Наиболее перспективными модификациями были:
Первый прототип электромобиля базировался на серийном фургоне ВАЗ-2102, он получил индекс «Е». Позже ограниченная серия получила свой собственный кодовый номер — ВАЗ-2801.
Автомобили местной сборки доминируют на российском рынке, составляя почти 62% российского автопарка. Большинство из них — ВАЗы. Продукция компании за последние годы явно эволюционировала, сохраняя лучшие традиции бренда Lada и радуя поклонников современными решениями.
Школа авторемонта – Ремонт автомобиля своими руками
Предвзятое отношение водителей к отечественному автопрому не снижает популярность и продажи российских автомобилей. В последние годы наблюдается постепенное увеличение спроса на новые модели, что подтверждает востребованность машин. Основная причина популярности — цена, ведь большей части россиян доступны только авто отечественного производства и сборки. В этом плане «Лада» становится выгодным вариантом.
Какая «Лада» самая лучшая и надежная: модельный ряд
Сложно указать, какая модель «Лады» лучше. У водителей есть индивидуальные предпочтения, предъявляемые к транспортному средству. Их интересует безотказность и лёгкость ремонта. Для отечественных реалий выносливость машины — важный фактор, ведь эксплуатационные условия сложно назвать лёгкими.
Так, основные узлы автомобиля должны выдерживать температурные колебания, агрессивное воздействие окружающей среды, движение по плохому дорожному покрытию. Инженеры ВАЗ учитывают эти и многие другие факторы при проектировании ТС. «Лада» изначально рассчитана на экстремальную эксплуатацию, но расширенная линейка моделей усложняет выбор подходящего варианта. Рейтинг надёжности поможет будущему владельцу определиться с покупкой.
Lada Vesta
Лидерство в рейтингах, посвящённых отечественным автомобилям, на протяжении нескольких лет стабильно удерживает стильная «Веста». Внешний облик кузова узнаваем и позволяет выделяться в плотном транспортном потоке. Vesta по праву завоевала звание эргономичного и надёжного ТС.
Шасси представлено в разных модификациях. Цена зависит от варианта кузова и комплектации. Независимо от выбранной модификации владельцу достанется надёжный автомобиль, адаптированный к непростым климатическим и дорожным условиям. Основные преимущества:
По результатам тестирования модель получила оценку в 4 звезды. После внесения конструктивных изменений безопасность удалось повысить до 5 звёзд.
Самую дорогую модификацию Lada Vesta Sport собирают вручную на дочернем предприятии в Тольятти. На сборочную линию из основных цехов, расположенных в Ижевске, приходят наполовину собранные кузова и готовые крупноузловые комплектующие.
Lada Granta
Самая популярная модель на отечественном авторынке. По стилю и оснащению «Гранта» уступает Vesta, но решающим фактором становится цена. Granta не отличается броским дизайном и роскошью оснащения, но в ней присутствует всё необходимое. Это надёжный автомобиль.
Модификацию изготавливают с различными кузовами — седан, лифтбек, хэтчбек и универсал. Независимо от исполнения выглядит автомобиль компактно. Однако модель отличается вместительным салоном, а оснащение не оставит равнодушным даже самого требовательного водителя:
Модель идеально адаптирована к отечественным условиям эксплуатации. Шасси стабильно справляется с передвижением по магистралям, городским улицам или разбитому дорожному полотну. Granta — простое, надёжное и технологичное ТС. В ней нет лишнего, но она способна безотказно служить автовладельцу.
Lada Largus
Среди семейства современных автомобилей тольяттинских машиностроителей есть вместительный универсал. Этот недорогой, но практичный компактвэн скомпонован на основе «Рено Логан». Его оснастили двигателем объёмом 1,6 л, который с запасом справляется с возложенными на него задачами. Модификация не отличается роскошью, основное достоинство — габариты. Багажное отделение составляет 560 л, что предоставляет широкие возможности по трансформации салона. Шасси безотказно и ремонтопригодно, а по соотношению цена-качество машина производства ВАЗ одна из лучших на отечественном рынке.
По оценкам водителей это самая лучшая «Лада» за все время. Такое впечатление сложилось у многих автомобилистов. Это наиболее технологичная модификация отечественных автомобилестроителей. Инженеры оснастили шасси самыми современными наработками в области защиты водителя и пассажиров. Модификация отличается комфортабельностью и хорошей манёвренностью. По уровню комплектации «Икс-рей» может посоревноваться с более известными в мире брендами, а благодаря доступной цене и обойти их.
Xray комплектуют тремя силовыми агрегатами. Базовый — 1,6-литровый мощностью 106 л. с. В средней комплектации на шасси устанавливают 114-сильный мотор от Renault. В топовой версии предусмотрен силовой агрегат объёмом 1,8 л., 122 л. с.
Lada 4×4
Производство легендарной «Нивы» было запущено более 40 лет назад. Это единственный серийный советский автомобиль, который продолжают собирать и сегодня. Российский внедорожник отличается надёжностью, практичностью, хорошей проходимостью и самой низкой ценой для авто данного сегмента. Благодаря этому модель пользуется стабильной популярностью у россиян.
Современную модификацию оснастили гидроусилителем руля, что добавило комфорта управления машиной. За годы выпуска Lada 4×4 неоднократно совершенствовалась и модернизировалась в угоду современным требованиям. Последние модификации стали гораздо безопаснее и комфортабельнее как для водителя, так и для пассажиров.
Старые модели авто
Первый автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101 (« копейка» ) сошёл со сборочной линии предприятия в 1970 г. Модель была копией итальянского Fiat-124, но собиралась из отечественных комплектующих и была адаптирована для эксплуатации в условиях дорог и температур советских республик. Семейство насчитывает 7 модификаций с различными корпусами, эргономикой и двигателями.
В начале 80-х стало очевидно, что будущее за переднеприводными шасси. Кроме того, необходимо было кардинально изменить дизайн. Благодаря старанием тольяттинских инженеров в 1984 году начинается выпуск трехдверного хэтчбека «Самара» ВАЗ-2108. На его базе были построены ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 с пятью и четырьмя дверями соответственно.
Первым автомобилем, выпущенным в постсоветский период, стала «десятка» — ВАЗ-2110. Машину оснащали 8-клапанным 1,5-литровым мощностью 79 л. с. или 16-клапанным 1,6-литровым, 92 л. с. двигателем. По техническим параметрам «десятка» относилась к самому высокому классу в семействе «Самара», она могла конкурировать с Opel Astra, Audi 80 и Daewoo Nexia.
Выпускали и редкие модели, не вошедшие в серию. Наиболее перспективные модификации:
На базе серийного универсала ВАЗ-2102 был создан первый опытный образец электромобиля, получивший индекс «Э». В дальнейшем ограниченной серии присвоили собственный шифр — ВАЗ-2801.
Отзывы водителей
Купил себе Lada 4×4 в качестве рабочей лошадки и для выезда на рыбалку в глухие места. Проходимость отличная, надёжность соответствует нашим реалиям. Брал в самой крутой комплектации, чтобы ощутить все плюсы отечественного джипа. За 2 с лишним года ничего не сломалось, меняю только расходники.
Поменял иномарку на новую Granta. Автомобиль оказался ничем не хуже, а в некоторых моментах даже лучше. В первые полтора года проехал 15 тыс. км. За это время пришлось поменять по гарантии передний ступичный подшипник и аккумулятор. Других нареканий у меня нет. В салоне тихо, нет «сверчков» и скрипов, двигатель, трансмиссия работают чётко, а подвеску практически не слышно на ухабах.
Автомобили местной сборки преобладают на рынке РФ, составляя почти 62% автопарка России. Большая часть из них — ВАЗ. Продукция предприятия заметно эволюционировала за последние годы, сохранив лучшие традиции марки «Лада», и порадовала поклонников современными решениями.
10 главных достижений АВТОВАЗа за 45 лет
Самый обсуждаемый автозавод в стране. Крупнейший автопроизводитель в России и Восточной Европе. Завод, на котором за 45 лет появилось более 20 моделей автомобилей. В преддверии 45-летия с запуска «копейки» вспоминаем главные вехи истории АВТОВАЗа.
С какого момента правильно вести отсчет истории Волжского автозавода? Официальные источники на этот счет непоколебимы — 20 июля 1966 года ЦК КПСС и правительство СССР приняли решение о строительстве завода. Спору нет, дата значимая, в следующем году полувековой юбилей! Но после рождения автозавода линия его жизни — это автомобили, поэтому о них и поговорим.
Вначале посмотрите два документальных фильма, носящих одинаковое название «Автомобильный начинается». Вероятно, фильм задумывался как многосерийный, но до нас дошли лишь два эпизода — первый фильм 1967 года и рабочая версия варианта 1968 года, с одинаковой «обложкой»-началом и различным содержанием. В первом — чуть больше автомобиля-прародителя «копейки», FIAT-124, а во втором — людей, которые строили завод. Вглядитесь в эти машины, лица, пейзажи и почувствуйте, как всё начиналось.
Запуск производства «копейки»
Главная заслуга в том, что эта машина появилась в СССР, принадлежит Виктору Николаевичу Полякову, первому генеральному директору ВАЗа. 19 апреля 1970 года на конвейере в Тольятти собрали первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 — два белых, два синих и два вишневых. Многие до сих пор считают, что «копейка» — клон FIAT-124, однако это справедливо по большей части лишь в отношении великолепного итальянского дизайна.
В конструкцию же было внесено порядка 800 изменений, в результате которых хрупкий итальянский автомобильчик превратился в крепкого покорителя российских просторов. Были изменены тормоза, подвеска, кузов, коробка передач. А предложенный итальянцами архаичный нижневальный мотор в итоге был заменен на прогрессивный верхневальный.
Интересный факт: некоторые источники утверждают, что испытатели и инженеры начали работы по перерождению «фиатика» в Жигули задолго до официального решения о строительстве завода — еще в марте 1966 года, то есть договоренности с «Фиатом» существовали уже тогда! Запуск этой машины превратил автомобиль из заоблачной мечты во вполне осязаемый объект желания для миллионов советских людей — ВАЗ мог выпускать 220 000 «копеек» в год (неслыханный по тем временам показатель!), а после запуска всех трех ниток конвейера — 660 000 автомобилей ежегодно.
Конструкция Нивы
Работы по созданию полноприводной машины на ВАЗе начались практически с момента основания завода. Главным ее конструктором является Пётр Прусов, а дизайнером — Валерий Сёмушкин. К 1975 году внешность и конструкция были полностью отработаны, состоялся запуск производства ныне легендарного ВАЗ-2121 Нива. Эта машина рождалась сложно, потому что нужно было по-максимуму использовать узлы от «копейки», а вмешиваться в их конструкцию было нельзя ввиду итальянской лицензии.
Автомобиль получился не без компромиссов, но совершенно уникальный по своим качествам — в мировом автопроме Нива положила начало классу компактных внедорожников. На ее базе была построена и Нива второго поколения — автомобиль ВАЗ-2123, который с 2001 года выпускается под именем Chevrolet Niva. А машина первого поколения сменила имя на Lada 4×4, продолжает производиться, постоянно модернизируется, лишаясь «врожденных недугов», и готовится к смене поколения.
Работа над ВАЗ-2108
«Восмерка» стала настоящим прорывом АВТОВАЗа, подарила ему революционную переднеприводную платформу, архитектура которой до сих пор используется в автомобилях Lada. Протащил на завод непопулярную на тот момент идею переднего привода Георгий Мирзоев (главный конструктор завода с 1975 по 1998 год), дизайн был рожден Владиславом Пашко, работавшим под руководством Марка Демидовцева, (руководитель дизайн-центра ВАЗа с 1970 по 1997 год), а конструкторские работы по машине возглавил Александр Миллер.
Первый прототип «восьмерки» собрали 31 января 1978 года, но по-настоящему она начала рождаться в 1980 году, когда к проекту подключилась компания Porsche — совместный проект вошел в историю под названием Gamma. Немцы принимали участие во всех аспектах, помимо дизайна, который был чисто вазовским. Управляемость, приемистый двигатель, комфорт, технологичность — всё это плоды той большой совместной работы. Все сделанные после ВАЗ-2108 переднеприводные автомобили марки Lada по сути являлись эволюцией платформы «восьмерки», и только в 2015 году настало время «платформенной» революции. А с Porsche АВТОВАЗ сотрудничал и в дальнейшем.
Микролитражная Ока
Модель ВАЗ-1111 Ока (и ее версия с более мощным мотором, ВАЗ-11113) была создана на бешеном энтузиазме вазовской команды конструкторов и дизайнеров — только что был успешно завершен грандиозный проект «восьмерки», и людям хотелось сделать еще что-то столь же нетривиальное. Главным конструктором проекта был Юрий Кутеев, дизайн реализовал Юрий Верещагин. Инициатором проекта был всё тот же Поляков, который в 1975 году ушел с Волжского автозавода на должность министра автопрома СССР, а в 1982 году направил на ВАЗ приказ о разработке и организации производства автомобиля малого класса. Цель ставилась благая и дальновидная — обеспечить современным транспортом инвалидов и одновременно загрузить обязательным «соцзаказом» автозаводы страны — машинку должны были выпускать не только ВАЗе, но еще на КАМАЗе и на СМЗе (впоследствии СеАЗ). Так и получилось. Правда, на самом АВТОВАЗе Оку выпускали недолго. Началось производство в 1989-м.
Интересно, что задуманный и спроектированный под людей с ограниченными возможностями (в частности, именно поэтому у «Оки» такие широкие двери), автомобиль обрёл и модификацию с обычными органами управления, которая быстро стала основной. К сожалению, рентабельным производство «Оки» не стало ни на одном заводе — её выпускали в слишком малых количествах, а для его увеличения ни у кого не нашлось резервов. Дольше всех продержался СеАЗ. В разные годы под «Оку» пытались организовать новое производство (например, планировали строить огромный завод в Елабуге), а саму конструкцию модернизировать и даже разработать второе поколение. Кажется, что в модельном ряду АВТОВАЗа до сих пор пустует именно эта ниша — компактного, неприхотливого, универсального, экономичного и недорогого автомобиля.
Создание научно-технического центра и испытательного полигона
Считается, что появление НТЦ инициировал Михаил Горбачёв, который в ходе визита на АВТОВАЗ оставил свой автограф под фразой: «Моё самое главное пожелание: ВАЗ должен стать законодателем в автостроении». Нужный импульс это действительно задало, но идею центра вазовцы вынашивали уже несколько лет — увидев, как процесс создания автомобиля обставлен в Porsche. По примеру центра «Порше», вазовский НТЦ должен был наниматься не только «внутренними» проектами, но и брать заказы со стороны. Подкативший развал Союза внёс в эти планы коррективы — на ВАЗе успели лишь помочь Ульяновскому автозаводу с внедорожником нового поколения, который через много лет эволюционировал в «Patriot».
Да и строительство собственного полигона затянулось — один из главных объектов, динамометрическую дорогу, строили десять лет и сдали в эксплуатацию только в 1997-м. Зато в конце концов у вазовских испытателей исчезла нужда месяцами мотаться в подмосковный Дмитров! И как бы там ни было, а в 1980-90-х на АВТОВАЗе в рамках создания НТЦ появились мощные компьютеры, исследовательские лаборатории, испытательные комплексы, крупнейшая в Европе аэродинамическая труба. Значение всего этого невозможно переоценить: по сути, с этого момента АВТОВАЗ перестал быть просто сборочным конвейером и окончательно превратился в автопроизводителя, которому по силам самостоятельно разрабатывать новые модели.
«Десятка», дитя переломной эпохи
Второй крупный совместный проект АВТОВАЗа и Porsche получил название Gamma-2 — в работе над новой моделью снова вазовцы решили привлечь немецких коллег. Увы, финансовые возможности завода ввиду развала СССР были гораздо скромнее, нежели на этапе разработки «восьмерки», и для ВАЗ-2110 поршевцы отрабатывали преимущественно аэродинамику, получив, кстати, великолепный даже по нынешнем временам коэффициент Сх, равный 0,29. Впрочем, изначально созданный дизайнером Владимиром Ярцевым макет кузова был сам по себе достаточно аэродинамичным.
Но появлению этого дизайна предшествовали годы, работы стартовали еще в начале 1980-х, (были даже заднеприводные варианты «десятки»), а впоследствии проект столкнулся с «внешними» трудностями — денег сначала на проектирование, а потом на постановку в производство уже готовой машины не находилось. Остался в конструкции и ряд «сырых» решений, подпортивших репутацию автомобиля. Но в рамках того же проекта Gamma-2 на автомобилях Lada появился инжекторный двигатель — сначала, разумеется, на «десятке», а сразу после этого и на остальных моделях. Более того, сама «десятка», всё-таки запущенная в производство в 1996-м, впоследствии стала основой для модели, которая долгое время являлась лидером российского авторынка — Lada Priora.
Первая Калина
У Калины не менее сложная судьба — первые варианты ее дизайна, выполненные группой под руководством Сергея Синельникова появились осенью 1990 года. Проект носил название «А-93» — имелся ввиду год, когда машина должна была стартовать в серийном производстве на том самом новом заводе в Елабуге, куда планировали «пристроить» и Оку. Увы, страна, в которой всё это задумывалось, перестала существовать. Одно время казалось, что проект сможет финансировать придуманный Березовским альянс AVVA, но этого не случилось. Машину решили делать у себя, на ВАЗе, от оригинальной платформы отказались, в результате чего из-за применения «тележки» ВАЗ-2108 изначально очень компактный автомобиль (по сути развитие темы Оки) стал шире на 80 мм.
По ходу проектирования машина успела пережить не один редизайн, а название появилось почти случайно, когда во время одного из совещаний в дизайн-центре один из тогдашних вазовских управленцев, глядя на ярко красный концепт, произнес: «Ух ты какая, ягода-калина. «. Седан с индексом ВАЗ-1118 и названием Kalina (изначальное более правильное написание Сalina не прижилось, потому что русскоязычная публика на автосалоне в Москве так и читала: «Салина») пошел в производство в «созвучный» с цифрами индекса день — 18 ноября 2004 года. Машина, несмотря на долгий путь к конвейеру, получилась вполне удачной — ее критиковали, но она ежемесячно расходилось десятитысячными тиражами, в 2011 году в производстве появился построенный на модернизированной платформе седан Lada Granta, а в 2013 году первая Калина «передала эстафету» второму поколению модели.
Запуск Lada Largus
В 2008 году АВТОВАЗ и альянс Renault-Nissan подписали договор о стратегическом партнерстве. Многие тогда говорили о скором крахе бренда Lada, да и продолжают говорить (альянс в настоящее время владеет контрольным пакетом акций Волжского автозавода), однако этого пока не произошло. Зато в модельном ряду Lada в 2010 году появился автомобиль на платформе Renault B0, лицензией на которую теперь обладает АВТОВАЗ — это Lada Largus. В 2013 и 2014 годах модель получала премию «Автомобиль года в России» в номинации «Мини-фургон», а по итогам 2014 года Largus стал самым продаваемым универсалом и обладателем шестой строчки в рейтинге бестселлеров российского авторынка.
Изначально будучи автомобилем Dacia Logan MCV, Ларгус прошел адаптацию к росссийским условиям, подобно «копейке» много лет назад, хотя и в меньших объемах. Сейчас модель выпускается в трех модификациях — фургон, универсал и кросс-версия Largus Cross, и в ближайшем будущем продолжит развиваться. А сама платформа В0 еще сослужит АВТОВАЗу добрую службу: она не нова, но проста и надежна, и на ней будет базироваться пара новых кросоверов Lada — Xray и Xray Cross.
Появление концепта XRAY
В 2011 году дизайн-центр АВТОВАЗа возглавил англичанин Стив Маттин, ранее работавший в Mercedes-Benz и Volvo, и в судьбе Волжского завода наступил очередной крутой поворот, а точнее, излом в виде буквы Х, и не путайте чистокровный британский «икс» с похожей на него русской буквой. В 2012-м Маттин представил на Московском автосалоне концепт-кроссовер XRAY, который стал носителям новой «ДНК» фирменного стиля Lada.
Эта смелая работа, проведенная в кратчайшие сроки (на работу над концептом ушло всего порядка трех месяцев), заставила многих людей по-новому взглянуть на Волжский автозавод — впервые за долгие годы АВТОВАЗ сделал концепт не ради концепта. Новый стиль, заданный концептом XRAY, найдет отражение во всех моделях Lada, и само по себе это уже очень значимый факт, ведь никогда раньше у разных моделей ВАЗа не было «фамильного» сходства! В этом стиле будут и «перелицованы» действующие, и созданы новые модели. В первую очередь речь, собственно, о новом кроссовере Xray и седане Vesta.
Сборка первой пилотной партии Lada Vesta
«Первая весточка» нового фирменного стиля, модель Lada Vesta, встанет на конвейер завода «ИжАвто», принадлежащего АВТОВАЗу, 25 сентября 2015 года. Впервые со времени «восьмерки» Волжский автозавод решился на кардинальную смену платформы, и у Весты она (в отличие от тех же Largus и Xray) оригинальная, российской разработки. И более того, она послужит базой для более крупной модели С-класса.
Далеко не все верили в то, что такое возможно — чтобы АВТОВАЗ запустил принципиально новую модель. Но на Волжском автозаводе, если даже судить по этой статье, всегда любили делать невозможное. И теперь, пожалуй, сомнений уже не осталось, ведь в январе 2015 года на «ИжАвто» сварили первый кузов, а в феврале началась пилотная сборка седанов Lada Vesta. Уже в ноябре товарные машины будут в автосалонах.
А вот как АВТОВАЗ выглядит сегодня.