лучший учитель истории 2020

Учитель года России – 2020: итоги и новые высоты

За звание «Учитель года России» в 2020 году пришлось бороться в непростых условиях пандемии. Российское образование ускоренными темпами, как говорится, прямо с обрыва погрузилось в дистанционный формат, который значительно осложняет личностный контакт учителя и учеников. А ведь именно личность учителя и его готовность к экспромтам во время «живого урока» всегда играло определяющую роль в традиционном обучении, без дистанта.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

С другой стороны, наступление эпохи цифровизации уже не остановить, и погружение в цифровую среду не только ускорило внедрение онлайн-уроков, но и продемонстрировало полную готовность самых творческих педагогов страны идти в ногу со временем.

О престижном профессиональном конкурсе – предыстория, идея, основные этапы

Ежегодно, начиная с 1992 года, при поддержке Министерства образования РФ, Общероссийского профсоюза работников образования и «Учительской газеты», за звание «Учитель года России» в рамках одноименного всероссийского конкурса, состязаются передовые школьные учителя всей страны. При этом, кроме поддержки в виде поощрений победителям и поднятия престижа профессии в целом, целью конкурса является распространение передового опыта.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Идея организации профессионального всесоюзного конкурса родилась еще в 1989 году, на «закате» СССР, по американскому аналогу (в США подобный конкурс проводится с 1952 года). Но несмотря на нестабильность, с которой России пришлось столкнуться после распада Союза, значимость учительского труда и поднятие престижа профессии остались в зоне внимания российского правительства и общества.

Как отметила победительница американского конкурса, писательница и педагог Ш. Дрейпер, присутствовавшая в 1997 году на российском финале, «Учителем года России» стать намного сложнее, чем состязаться за аналогичное звание в США и других странах, где проходят подобные соревнования.

Это говорит о том, что роль учительского труда была и остается одной из ведущих во всем мире. Сложность же российского конкурса, отмеченная зарубежными коллегами, подчеркивает, что отечественное образование остается на высоте, не растеряв лучших традиций и опыта советской школы, преумножив его в новых условиях.

Российский конкурс «Учитель года» состоит из трех этапов, в каждом из которых участникам предлагается выполнить несколько заданий.

Второй этап – мастер-класс урока со своими учениками и учениками в другой школе. Затем – участие в общественной дискуссии на актуальную, социально-значимую тему.

Третий этап – «круглый стол» с участием министра образования и других лиц, представляющих образовательную систему на всех уровнях и направлениях работы.

В разные годы, в зависимости от ситуации, условия конкурса незначительно варьировались. Но сложность прохождения отборочных, региональных и финальных этапов оставалась неизменной. Но это не останавливает педагогов с «горящими взглядами и открытыми сердцами», увлеченными профессией и любовью к детям. И дело тут не в призовом фонде и звании: чтобы разработать собственную уникальную, и самое главное – эффективную методику, которая будет полезна в работе коллегам и понятна детям, нужны немалые усилия и время (порой на это уходят годы!). Труд учителя предполагает, что его плодами будут пользоваться ученики и общество – это работа на перспективу, а не на сиюминутный результат.

Учитель года – 2020: самое интересное

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Правда, на этот раз традиционная беседа с главой государства и поздравления президента прошли в режиме видеосвязи (из-за ограничений, связанных с пандемией). Но внимание к одному из главных событий в профессиональной учительской среде, тем не менее, не ослабело. В современных условиях, когда детей «пустили в интернет» с неограниченным и бесконтрольным контентом, роль учителя, формирующего осознанный выбор, только возрастает. Потому и внимание к самим педагогам является одной из важнейших стратегических задач.

Говорили также о недопустимости шаблонов в воспитании, о роли личности учителя и престиже профессии, о внедрении в школу технологий, о возрастающей важности преподавания математики в изменяющейся действительности и других вопросах, волнующих педагогов. Примечательно, что кроме главного победителя, учителя математики из Ростовской области, Михаила Гурова, в число 15 лауреатов вошло еще два учителя математики. Из этого можно сделать вывод, что в последнее время наметилась тенденция к возрастанию роли точных наук, хотя в предыдущие годы гораздо большую активность проявляли учителя гуманитарных дисциплин.

Результаты конкурса «Учитель года России» убедительно доказывают, сложившийся в советской системе образования стереотип, что учитель – женская профессия, постепенно уходит в прошлое. Сегодня число мужчин-педагогов возросло, и это заметно даже по составу основных призеров «Учитель года России – 2020», а присутствие мужчин в школьном педагогическом коллективе существенно влияет на воспитание детей. Кроме того, тот факт, что профессия становится не только «женской», вселяет надежду, что будет достигнута гармония воспитания в школе.

Нельзя не отметить и тот факт, что за тридцать лет конкурс «Учитель года России» значительно «помолодел». В числе конкурсантов – молодые, энергичные педагоги. Казалось бы, откуда у них взялся опыт, если в былые времена, чтобы заслужить авторитет и уважение среди коллег и детей, нужно было иметь не меньше 10 лет стажа. Но факты говорят сами за себя:

И тенденция к омоложению состава конкурсантов сохраняется.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

По мнению специалистов, причина очень простая: молодые учителя общаются с детьми на их языке – «цифра» сближает. Кроме того, традиционно и психологически обусловлено, что ученики тянутся к молодым, им нравится общаться со старшими на равных, без авторитарного давления, когда, кроме безапелляционного мнения учителя, допускается обсуждение другой точки зрения. У молодых – «не зашоренный» взгляд, их не ограничивают собственные регалии и закостенелые стереотипы, они не боятся быть с детьми «живыми», не озабочены тем, что не соответствуют образу типичного экранного учителя времен цензурированного советского кинематографа.

Послесловие

Участие в профессиональном конкурсе – это возможность поделиться собственным опытом, найти единомышленников, зажечь их сердца таким же творческим энтузиазмом, чтобы еще больше детей могли учиться легко и с интересом. Для общества, на первый взгляд, не имеющего непосредственного отношения ни к профессии, ни к проблемам образования в принципе, профессиональное состязание лучших учителей России, пока не стало столь же интересным, как чемпионат по футболу, танковый биатлон или авторалли. Потому и нужно освещение событий в образовательной среде наравне со спортивной, культурной и общественно-политической жизнью страны.

«Учитель года России» – конкурс, который можно было бы проводить в узком профессиональном кругу, если бы не одно принципиальное отличие профессии: с учителя начинается артист, космонавт, ученый и даже президент; от его творческой самоотдачи зависит, каким будет общество через 10, 20 или 100 лет, как будет развиваться научно-технический прогресс и вся цивилизация, кем будет гордиться страна. И когда общество поймет, что это не менее важно, чем футбольный чемпионат, система образования выйдет на совершенно новый уровень развития.

Источник

Названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России – 2020»

В Волгограде на площадке Детско-юношеского центра объявлены имена 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020». Они продолжат борьбу за звание учителя года в ходе испытаний «Классный час» и «Мастер-класс», по итогам которых станет известна пятерка призёров.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Лауреатами конкурса стали:

1. Гомозов Антон Васильевич, учитель истории и обществознания гимназии № 16 города Орла (Орловская область);
2. Гуров Михаил Николаевич, учитель математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону (Ростовская область);
3. Зеленский Константин Владимирович, учитель истории и обществознания гимназии № 13 города Магадана (Магаданская область);
4. Ивлянова Ольга Николаевна, учитель географии школы № 72 с углублённым изучением отдельных учебных предметов города Рязани (Рязанская область);
5. Левченко Сергей Викторович, учитель математики средней школы № 7 города Майкопа (Республика Адыгея);
6. Меньшиков Иван Андреевич, учитель математики гимназии № 166 города Санкт-Петербурга;
7. Минец Диана Владимировна, учитель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии города Череповца (Вологодская область);
8. Минина Алёна Владимировна, учитель английского языка Николаевской средней школы села Николаевка (Камчатский край);
9. Нужнова Ольга Камильевна, учитель биологии школы № 12 города Обнинска (Калужская область);
10. Прядухина Дарья Романовна, учитель математики лицея № 23 города Калининграда (Калининградская область);
11. Салтукиева Радимхан Башировна, учитель русского языка и литературы школы № 7 города Грозного (Чеченская Республика);
12. Саутина Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы лицея № 1 города Салавата (Республика Башкортостан);
13. Хеорхе Иван Иванович, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д. Ушинского (Ленинградская область);
14. Хурманёнок Денис Александрович, учитель истории школы № 1571 города Москвы;
15. Цыдыпова Елена Батожаргаловна, учитель русского языка и литературы Российской гимназии № 59 города Улан-Удэ (Республика Бурятия).

Финальное мероприятие состоится 2 февраля в обновлённом формате. В режиме пресс-конференции призёры ответят на вопросы интервьюеров – представителей прессы, педагогической и родительской общественности, школьников и студентов педагогических вузов. В результате из пятёрки лучших учителей будет выбран победитель конкурса «Учитель года России – 2020», который войдёт в состав коллегиальных органов при Министерстве просвещения Российской Федерации.

Справочно

Заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» в связи со сложной эпидемиологической ситуацией был перенесён на начало 2021 года. Серия установочных вебинаров для участников финала прошла 14–16 декабря 2020 года.

Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Источник

Назван победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»

Отвечая на наш вопрос, в чем формула успеха учителя, математик из Ростова-на-Дону Михаил Гуров — победитель конкурса «Учитель года» — сказал, что главное в его профессии — это не один яркий урок, а повседневная работа. А формула проста: «Раздай все, что знаешь, умеешь и смеешь. В себе умираешь, в другом – уцелеешь».

Конкурс «Учитель года» на этот раз был не совсем обычным. Большая часть школьников страны 2020-й проучилась на «удаленке», а сами видеоуроки, то есть общение с учителями, сократилось с 45 минут до 15. Понятно, что выбирать лучшего учителя было сложно. Поэтому-то и было решено – в финале конкурса свои уроки учителя проведут по старинке: школьники за партами, учителя у доски. Специальная комиссия, оценивающая урок, в санитарных масках сзади, на «Камчатке».

Это урок русского языка. Ученики с удовольствием разбирают неологизмы эпохи пандемии. Как правильно: кОвид или ковИд? Оказалось, что ученые-лингвисты еще не определились с этим до конца. Зато дети вовсю употребляют слово «зумить», то есть учиться удаленно по «зуму».

В России миллион учителей. На финал в Волгоград приехали лучшие. Не только себя показать, но и других посмотреть.

«Возможность узнать массу всего нового интересного и привезти в собственной педагогической копилке эти находки домой. А что касается того, чем я планирую удивлять, наверное, в первую очередь, это свежий взгляд на какие-то традиционные классические вещи, связанные с образованием», – сказала учитель русского языка и литературы Сабина Овчинникова.

На финале бросилось в глаза, что почти все претенденты почти не пользуются мелом и указкой — непременными атрибутами учителей предыдущего поколения. Зато у всех интерактивная доска и разговор со школьниками как с равными. Причем ученики здесь еще и члены комиссии. Их мнение о том или ином преподавателе учитывается при окончательном подсчете голосов.

«Учитель должен быть хорошо квалифицирован, знать свое дело, сам им увлекаться и еще желать им увлечь других», – считает ученик 11-го класса Ильдар Туктаров.

«Хрустальный пеликан» в руках Михаила Гурова – это признание не только его заслуг, но и заслуг всех учителей страны. Профессии, наряду с профессией врача, в 2020-м ставшей одной из самых важных. Ведь победить в конкурсе, конечно же, почетно. Но главное — передать знания своим ученикам. В этом году из-за той самой «удаленки» это было ох как сложно.

Источник

Педагог XXI века: интервью с победителями конкурса «Учителя года Москвы — 2020»

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

30-й, юбилейный конкурс «Учителя года Москвы — 2020» в этом году проходил в новом формате. Вместо того чтобы соревноваться поодиночке, как это было раньше, педагоги объединились в команды. Каждая школа могла заявить на конкурс команду из пяти человек.

Почетное звание «Учителя года Москвы — 2020» завоевал коллектив школы № 1571. Победители рассказали mos.ru о проекте, занявшем первое место, о том, почему важна командная работа и какие требования XXI век предъявляет учителям.

Сплоченность команды — ключ к победе

— Как в этом году проходил конкурс?

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Денис Хурманёнок (преподаватель истории, капитан команды): Для участия в конкурсе требовалась электронная регистрация. К ней допускались только учителя, которые уже стали призерами или победителями учительских олимпиад, акций, конференций. Например, я выиграл в акции «Пять на пять», в которой учителя должны были сдать Единый государственный экзамен по пяти предметам не меньше чем на 70 баллов. А Татьяна, Ринат, Анастасия и Надежда — обладатели грантов Мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа».

Конкурс проходил в несколько этапов. Первый — дистанционный. Мы снимали видеоролик, в котором нужно было ответить на вопрос «Если наша команда станет победителем конкурса, то. ». Затем всем коллективом проходили онлайн-тестирование на знание нормативно-правовой базы, педагогики, психологии и проектирования. На втором этапе стали участниками блицтурнира и представляли идею социально значимого для Москвы образовательного проекта, а третий этап состоял из мастер-классов, защиты проекта и диалогов о современном образовании.

— Чем интересен ваш проект-победитель?

Денис Хурманёнок: Мы создали марафон функциональной грамотности «На пять дней старше». Функциональная грамотность — это умение решать те или иные задачи реальной жизни, взаимодействовать с окружающим миром. Наш проект тренирует надпредметные навыки. Мы разработали игру-тренажер, в которой ученику предстоит справиться с определенной жизненной ситуацией. Для начала запустили ее в режиме онлайн для восьмых классов.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Ринат Фаттяхетдинов (преподаватель физкультуры): Например, ученику предстоит спланировать семейный отпуск. Для этого ребенок должен решить несколько задач: выбрать место отдыха, транспорт, рассчитать бюджет. Игра длилась пять дней, в каждый из которых они решали задачи на новую тему.

Денис Хурманёнок: Кроме того, ученик должен был спланировать отпуск таким образом, чтобы он устроил всех членов семьи. И если финансовые расчеты дети делали очень легко, то с поиском компромисса у многих возникли трудности. Судя по обратной связи, игра понравилась.

Вы будете продолжать работу над проектом?

Денис Хурманёнок: Мы планируем провести ее уже в очном режиме, а также расширить аудиторию. Пока проект локальный и реализуется только на базе нашей школы. По результатам онлайн-этапа будем делать упор на то, в чем у большинства оказались пробелы, — это навыки общения и взаимодействия.

— Легко было работать в команде? Было какое-то распределение ролей?

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Надежда Василевская (преподаватель русского языка и литературы): Мы, конечно, и раньше общались в школе, но работать единым коллективом, решать общие задачи до сих пор не приходилось. Тем не менее работать получалось слаженно и очень дружно, мы все дополняли друг друга. За четыре месяца совместной работы у нас даже ссор не было.

Денис Хурманёнок: Шаблонного распределения ролей у нас не было, с самого начала работали не в команде, а одной командой.

Как вы считаете, что помогло вам выиграть?

Надежда Василевская: Думаю, решающую роль сыграла именно наша сплоченность, которая уже есть в нашем большом коллективе школы № 1571. А решение общих задач нас еще больше сблизило. К тому же для каждого из нас был интересен формат этого конкурса, и мы подошли к выполнению заданий с полной самоотдачей. Для меня участие в конкурсе стало важным опытом, я начала по-другому смотреть на образовательный процесс, на свою роль в жизни ребенка.

Современный учитель — друг и помощник

— Каким вы видите современного школьного учителя?

Денис Хурманёнок: Учитель XXI века — это динамичный, мобильный человек, готовый идти в ногу со временем. Мы должны учиться и развиваться на протяжении всей жизни.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Татьяна Никульникова (преподаватель математики): Нельзя страдать от происходящих изменений, нужно во всем находить какие-то плюсы, инструменты для работы. Движение — это жизнь. Мы должны быть готовы даже к тому, чтобы перенимать что-то не только от коллег, но и от детей. Например, я от учеников узнала, что такое подкасты. Это замечательно, что дети сами находят образовательные ресурсы, интересные для них.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

Анастасия Башкирова (преподаватель русского языка и литературы): Хочу добавить, что учитель обязательно должен быть другом ребенку, советчиком и союзником. Если ученик доверяет тебе свою проблему, нельзя не помочь ему. Иногда приходится подключать психолога.

Важно заслужить доверие детей. К сожалению, не всегда ребенок хочет высказаться, но учитель все равно замечает, что что-то происходит с ним. Мне как учителю русского языка и литературы иногда проще разговорить детей. Например, предложить в качестве задания поразмышлять на какую-то тему или обсудить какое-то произведение. Учитель должен быть внимательным, чутким и деликатным.

— Ученики-хулиганы, наверное, будут во все времена. Как справляетесь с такими детьми?

Ринат Фаттяхетдинов: На первый взгляд, было бы здорово, если бы все наши ученики тихо сидели, сложив руки на парте, внимательно слушали учителя и выполняли все задания, а в итоге становились победителями всех предметных олимпиад. Но это что-то из мира фантастики. Мы учим разных детей с разными интересами и способностями. И иногда то, что принято называть хулиганством, — это проявление творческого взгляда на происходящее вокруг и нестандартного мышления. А наша задача — распознать потенциал ребенка, правильно направить его энергию. Как показывает практика, такие ребята могут быть увлеченными и очень талантливыми.

— Вы преподаете по определенной учебной программе или есть возможность для более творческого подхода? Составляете ли авторские программы?

Татьяна Никульникова: Работа учителя творческая, но системная. Конечно, мы работаем согласно образовательным стандартам, но у нас много возможностей, инструментов для проявления творчества. И это здорово.

Анастасия Башкирова: Мы с коллегой разработали сценарий урока в «Московской электронной школе» — «Современные авторы для современных детей». Сделали подборку современной литературы для детей пятых — шестых классов. Потом обсуждали эти произведения на уроках, и ученики восприняли их с большим интересом. Мы затрагивали сложные для этого возраста темы — говорили о блокадном Ленинграде, о репрессиях.

Книги, написанные специально для детей, помогают прочувствовать события прошлого. В частности, рекомендую детям роман Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повесть Ольги Колпаковой «Полынная елка», потрясающий роман Эдуарда Веркина «Облачный полк».

— Сегодня в школах активно внедряют новые технологии, используют разные интернет-ресурсы. Это помогает в работе учителя или, наоборот, делает ее сложнее?

Татьяна Никульникова: Новые технологии — это большое подспорье для учителя. Я всегда стараюсь осваивать нововведения. Активно использую интернет-площадки, например «Московскую электронную школу». Этот ресурс позволяет преподавателю подбирать для себя удобный формат занятия, выбирать задания и так далее.

В каждом классе сейчас висит интерактивная доска. Это очень удобно: я могу с любого компьютера зайти в личный кабинет и открыть все свои материалы. Что особенно актуально, когда дети сидят в одном классе, а учителя приходят к ним. Благодаря технологиям мне не надо носить с собой флешки или бумажные записи. Доски используют и ученики — готовят презентации, находят информацию в интернете. Особенно остро почувствовали необходимость технологий в этом году, когда пришлось заниматься дистанционно.

— Как отвлечь современного ребенка от гаджетов, интернета и заинтересовать своим предметом?

Анастасия Башкирова: Надо понимать, что гаджеты — это наши реалии, от них никуда не денешься. Можно показать ребенку, что гаджеты годятся не только как игрушки, их можно использовать в образовательных целях. Важно взаимодействовать с детьми, использовать их увлечения. Например, у меня есть ученица, которая ведет блог в социальной сети, в котором пишет о прочитанных книгах. Мне приятно наблюдать такую увлеченность литературой. Многие сами рассказывают о том, что они читают, кроме программных произведений, делятся впечатлениями. Я всегда поощряю такие обсуждения. Есть даже начинающие писатели, увлеченные творчеством, они дают почитать свои рассказы или стихи.

Я сама внимательно слежу за современным литературным процессом, выбираю какие-то произведения, чтобы предложить их ученикам.

Коронавирус не помеха образованию

— Главным вызовом прошлого учебного года для учителей стал переход на дистанционное обучение. Приходилось ли вам раньше преподавать в онлайн-формате?

Надежда Василевская: Дистанционный формат для нас не новинка. Мы и до карантина постоянно работали с онлайн-платформами и другими цифровыми инструментами.

Я думаю, что Москва была хорошо подготовлена к дистанционному обучению — как технологически, так и методически. К примеру, мы давно работаем в проекте «Московская электронная школа», учимся на различных курсах повышения квалификации, занимаемся самообразованием.

— Тяжело было привыкнуть к новому формату?

Анастасия Башкирова: Освоиться в технологиях было легко, тем более что все инструменты знакомые. Очень тяжело было обходиться без живого общения. Не все же включают свои камеры, и непривычно не видеть отклика, мимики детей, их реакции. И ученикам не хватало именно общения.

лучший учитель истории 2020. Смотреть фото лучший учитель истории 2020. Смотреть картинку лучший учитель истории 2020. Картинка про лучший учитель истории 2020. Фото лучший учитель истории 2020

— Как дети восприняли дистанционное обучение? Трудно было объяснить, что это не каникулы, вовлечь в полноценную работу?

Татьяна Никульникова: Я веду занятия в старших классах, поэтому проблем не возникало. Наоборот, им понравилось учиться из дома, многие больше успевали, потому что не тратили время на дорогу. Мне даже не приходилось просить их включить камеры, потому что я могла быть уверена в их сознательном подходе к обучению.

Разумеется, младшим ребятам было гораздо сложнее. Маленькому ребенку необходим живой контакт с учителем, общение со сверстниками. Хотя я не преподаю у младшеклассников, знаю это как мама — мой сын во время карантина учился в первом классе, и ему было очень тяжело. Он с такой радостью вернулся в школу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *