людовик 7 французский крестовый поход
Людовик 7 французский крестовый поход
Книга «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо принадлежит к широкоизвестным и популярным среди историков и читателей изданий. В начале этот труд вторым томом вошел в их же «Всеобщую историю с IV столетия до нашего времени», но затем неоднократно переиздавался отдельной книгой. Русский перевод «Эпохи крестовых походов» был сделан известным русским историком Михаилом Осиповичем Гершензоном (1869–1925) в 1897 году, и затем выдержал несколько изданий.
Причина популярности книги не только в том, что она освещает события и явления, всегда вызывавшие глубокий интерес у широкой массы читателей. Главным образом она заключается в том, что «Эпоха крестовых походов» написана специалистами, которые пользовались мировой ученой славой. Это относится к Жири, Люшеру, Сеньобо и другим авторам книги. «И эти ученые писали тем ясным и точным, иногда острым и живописным языком, который делает французских специалистов лучшими в мире популяризаторами», — писал в предисловии к третьему изданию «Эпохи крестовых походов» профессор-историк А. Н. Савин.
Оценивая литературные достоинства книги, русские специалисты сравнивали ее с наиболее близкими к ней коллективными работами «Оксфордской новой истории» и «Кембриджской средневековой истории». Английские «всеобщие истории» вышли суше, тяжелее, разнокалиберное своей французской предшественницы, издававшейся под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо.
К достоинствам настоящей книги относится также то, что на русском языке до сих пор нельзя назвать ни одной книги о том же предмете, которая в такой же мере была насыщена фактами.
Далее, когда «Эпоха крестовых походов» появилась на русском языке, в печати отмечалось, что второму тому «Всеобщей истории» Э. Лависса и А. Рамбо посчастливилось найти себе исключительно хорошего переводчика. Так, А. Н. Савин писал, что за переводы «иногда — и в России, кажется, чаще, чем в других странах, — берутся те люди, которые непригодны ни для такой ученой или литературной работы. Нередко переводчик не обладает ни малейшим проблеском литературного дарования, не знает путем того языка, с которого переводит, и о предмете, которому посвящается переводимая книга, впервые почерпнет основательные сведения из самой этой книги. Наоборот, на втором томе Лависса и Рамбо можно учиться тому, как надо переводить». Читатели работ М. О. Гершензона о П. Я. Чаадаеве, грибоедовской Москве, о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе знают, каким мастером использования средств русского языка является их автор; но следует напомнить, что М. О. Гершензон был ученым всеобщей истории раньше, чем стал историком русской литературы и общественной мысли, что он хорошо знал историю феодального периода еще тогда, когда эта книга Лависса и Рамбо еще не былы создана. Читатели могут быть уверены в том, что читают то самое, что хотели сказать в своем труде авторы, и притом в самом выгодном для авторской мысли русском переводе.
Кроме того, в отличие от других изданий о крестовых походах, в книге Лависса и Рамбо широко представлена история всех событий и явлений XI–XIII вв.: показаны феодальный порядок, папство и империя, церковь и папская власть, состояния Германии, Италии, Франции и других государств, судьба древних римских городов и возникновение новых городских центров, происхождение учреждений в них. Большое внимание уделяется показу возрождения промышленности и расширению торговли, особенностям организации труда в средние века. Значительный интерес представляют главы о западной цивилизации в XII–XIII веках, образовании английской нации и событиях в пиренейских государствах. Несколько сжато авторы рассказывают о Восточной и Юго-Восточной Европе в эпоху крестовых походов, но многие факты и события, о которых сообщается в главах, посвященных этим регионам, интересны, своеобразны и редко встречаются в других изданиях об этом периоде. Заканчивается книга главой о переворотах в Азии, образовании монгольской державы и ее состоянии после Чингисхана. Большое внимание в книге уделено освещению жизни правителей и других выдающихся личностей этого периода.
Несомненно, что книга «Эпоха крестовых походов» Э. Лависса и А. Рамбо представляет интерес для историков и широкого круга читателей, несмотря на то, что она впервые вышла в свет более ста лет тому назад. И хотя за это время изменилось ряд представлений на некоторые события XII–XIII вв., она и сегодня остается одной из лучших работ о средневековом периоде истории в целом. Настоящее издание книги дополнено многими иллюстрациями.
Феодальный порядок — от его возникновения до конца XIII в.
В странах, составлявших империю Карла Великого, произошел в течение Х в. глубокий переворот, подробности которого нам неизвестны из-за отсутствия документальных данных. Когда мрак начинает проясняться — около конца XI столетия, — общество и государство оказываются преобразованными. Эту-то новую организацию историки и назвала феодальным порядком. Она возникла в тот темный период, который следовал за распадением Каролингской монархии, и сложилась медленно, без вмешательства государственной власти, без помощи писаного закона, без какого бы то ни было общего соглашения между частными людьми, — исключительно вследствие постепенного преобразования обычаев, которое произошло, хотя с некоторой разницей во времени, но почти одинаковым образом, во Франции, в Италии, христианской Испании и Германии. Позже она была перенесена в Англию и Южную Италию — в конце XI в., в латинские государства Востока — в ХII и ХШ вв. и в скандинавские страны — в конце XIV столетия.
Эта система, образовавшаяся, так сказать, путем естественного роста, без всякого общего плана, никогда не была единообразна и никогда не функционировала вполне правильно. Ее невозможно резюмировать в совершенно точной таблице, ни один из обычаев этого времени не укладывается в формулу, которая была бы строго верна, о ней нельзя высказать ни одного общего положения, которому не противоречило бы множество частных случаев. Поэтому еще ни один ученый не отважился выступить с общим сочинением о феодальном порядке. Единственное, на что может в настоящее время решиться ученый, это попытаться собрать те особенности общественного строя и обычаев, которые были наиболее распространены в феодальных государствах в период X–XIII вв.
Во всей империи Карла Великого господствовали над обществом и созидали его следующие три фактора: крупное землевладение, обязанность светских собственников вооружаться и вести войну за свой счет и положение духовенства, как собственника. Общество разделилось на два класса: на массу крестьян, водворенных в крупных поместьях, и на землевладельческую аристократию, состоявшую из двух групп: из военных людей и людей церкви.
Крупные поместья.Начиная с IX в. в Каролингской империи более не остается мелких собственников, которые сами обрабатывали бы свою землю, исключая, может быть, городские округаюга и отдаленные области, лежавшие в высоких горах или на берегу моря. Почти вся земля принадлежит крупным собственникам, которые сами не работают. Так как она представляет небольшую ценность, то она разделена на поместья, по объему превосходящие все, что мы теперь называем крупной собственностью; их можно сравнить только с вотчинами русских помещиков до уничтожения крепостного права или с плантациями Соединенных Штатов в эпоху невольничества.
Поместье занимало всю территорию современной нам деревни. Большинство современных коммун Франции суть ничто иное, как древние поместья, и многие из них сохранили даже свои названия (Clichy, Palaiseau, Issy, Ivry и др.).
Как проходил и чем закончился Седьмой крестовый поход?
Задумывался Седьмой крестовый поход заранее. О намерении возглавить его Людовик IX объявил еще в 1245 году. Собственно, из европейских монархов именно он и был заинтересован в этом выступлении.
Специально для этого французский король подписал с английский монархом мирное соглашение. Приглашен был к участию в кампании и норвежский король, однако призывам Людовика не последовал.
Подготовка кампании
Накануне кампании Франция представляла собой одну из сильнейших держав в Европе.
Седьмой крестовый поход обещал быть весьма дорогостоящим предприятием. Многим из представителей дворянского сословия, которые присоединились к войску, приходилось занимать крупные суммы денег из государственной королевской казны.
Готовясь к походу, Людовик предусмотрительно заручился поддержкой своих братьев.
Более того, в рамках подготовки к крестовому походу был специально построен порт Эг-Морт. Крестоносцы отправились в путь на кораблях из этой гавани и порта Марсель. Карта седьмого крестового похода
Фото: Guilhem06, ru.wikipedia.org
Кампания Людовика IX
Массовое выступление французских войск под предводительством Людовика IX, именуемое теперь историками Седьмым крестовым походом, началось в 1249 году.
Дойдя на своих судах до Египта, зиму войскам пришлось пережидать, высадившись на Кипре.
Находясь на Кипре, французский монарх продолжал вести активные переговоры с правителями европейских держав и христианскими лидерами. Многие из них просили Людовика о помощи, однако основной целью кампании, как и прежде, оставался Египет.
6 июня, когда французские войска захватили город Дамьетта, выраженного сопротивление со стороны коренных жителей Египта не последовало. По замыслам Людовика IX, богатый аграрный потенциал этой страны делал её выгодной базой для дальнейшей атаки на Иерусалим.
Кроме того, Дамьетта представлялась Людовику вполне подходящим опорным пунктом и для выступления в сторону Сирии. Прибытие крестоносцев в Дамиетту в 1249 г. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени»
Фото: ru.wikipedia.org
Наступление на Каир началось в ноябре 1249 года. Как раз в это время умер действующий правитель и его место занял его сын, который и возглавил сопротивление французской армии. В начале февраля крестоносцы проиграли битву при Эль-Мансур, в которой погиб один из братьев короля Роберт д’Артуа.
Далее последовала атака французских войск мамлюками. Потерпев поражение и в этом сражении, Людовик IX принял решение не отступать, а осаждать Эль-Мансур. Итоги осады были плачевными: французское войско было буквально выкошено болезнями и голодом. Таким образом, к марту французская армия находилась на грани истощения.
Попытка отступления к Дамьетте не увенчалась успехом; армия была настигнута отрядами мамлюков и разбита ими. Деморализованное войско было уничтожено, а сам монарх попал в плен.
Король был болен и находился под наблюдением арабского лекаря. В мае, через семь месяцев после нападения на Каир, вместе с другими пленными французами он был отпущен из плена за большой выкуп и сразу же отплыл из Египта. Кроме того, согласно договору, египтянам возвратили Дамьетту.
Последствия похода
Итоги Седьмого крестового похода кратко можно описать следующим образом…
Между Людовиком IX и мамлюками, противниками дамасского султана, был заключён союз. А в 1255 году отряды мамлюков, вошедшие в Сирию, уничтожили остатки крестоносцев в этой стране.
Как терновый венец оказался в Париже? Часть 8. Людовик Святой и Восьмой крестовый поход
Людовик IX Святой, его жена Маргарита и мать Бланка Кастильская.
Итак: последнее богоугодное дело Короля – для него лично второй, а по официальной хронологии Восьмой крестовый поход.
Тотальный провал Седьмого похода, куда Людовик ходил двумя десятилетиями ранее, огорчил Людовика, как свидетельствуют свидетели, столь сильно, что то стало «выше всякой меры». Благочестивый король увидел в сием провале «божественную кару» и «поклялся исправить». Свершить ещё один поход.
Вспомним вкратце. Седьмой крестовый поход 1248-1250 гг. Крестоносцы дошли до Египта, не далее, были разбиты серией эпидемий и местным султаном. Взяты в плен или перебиты. Сам Людовик IX оказылся в заложниках, освобождён за большой выкуп. Отправился уже не военным походом, но смиренным паломничеством в Святые Земли, срочно вернулся во Франции в 1254 г. по смерти своей матери, выполняющей роль регента на время отсутствия короля. Никчёмный одним словом поход. Как и прочие. Но надо «исправить». Вон и грабли лежат….
Святой Людовик в плену.
14 марта 1270 года (Людовику 56 лет), он вновь (как и перед предыдущим походом) отправляется в собор Сен-Дени за орифламмой и посохом пилигрима (см. предыдущие рассказки). На следующий день, опять босиком, он доходит из своего дворца до собора Парижской Богоматери (благо не далеко) и, помолившись перед дорогой, отправляется в путь. Предварительно попрощавшись с женой в замке Венсен (Vincennes).
Примечание: верная жена Людовика, Маргарита Прованская (Marguerite de Provence, 1221-1295), не последовала на сей раз за мужем, осталась дома. Устала, наверное. 49 лет как-никак. Хотя до сих пор сопровождала своего благочестивого супруга всегда и повсюду. В том числе и в Седьмой крестовый поход (1248-1254), во время которого даже сумела родить ему троих детей.
Некоторые историки альковных злоключений уверяют: Маргарита тем радостнее отправлялась в дальние странствия с Людовиком ещё и потому, что хотела вырваться из-под чресчур затяжной и пристальной «опеки» своей свекрови, матери Людовика, Бланки Кастильской (Blanche de Castille, 1188-1252). Сам Людовик, по всей видимости, тоже (спешил вырваться). Бланка Кастильская была королева строгая, властная, восхитительная всеми своими достоинствами и добродетелями. А ещё она столь ревностно обожала и лелеяла своего сына, что пеклась о его благополучии аж до самой супружеской опочивальни. То есть, почитала должным наведаться в спальню молодых супругов как только, по её мнению, «истекло достаточно времени» (как они там уединились). Вплоть до того, что Людовику с Маргаритой приходилось бегать по лестницам и прятаться, лишь бы остаться наедине (замок Понтуаз / Le château royal de Pontoise).
В спальне Людовика IX и Маргариты Прованской: Людовик IX, Маргарита Прованская и мама Бланка Кастильская.
Первые шесть лет брака Маргариты и Людовика оставались бездетными. Во всём виновата королева-мать? – Навряд-ли. Маргарите на момент замужества было всего 13 лет. Людовику – 20. Причём его набожность и благодетель не позволили ему дотронуться до супруги в течение трёх первых «брачных» ночей. Соблюдая какие-то смутные правила Ветхого Завета все первые три «брачные» ночи Людовик молился… Впрочем, одиннадцать детей они с Маргаритой всё-таки народили (не все выжили).
Брак и первая брачная ночь.
Но вернёмся к Восьмому крестовому походу. А то опять, как всегда, споткнулась и ушла в сторону. Итак:
Итак: «последнее богоугодное дело Короля – его второй (восьмой по летоисчислению) Крестовый Поход.
Оригинальность похода заключалась в том, что Людовик не отправился к Святым Землям напрямую, но решил сделать крюк через Тунис. Не малый такой крюк (см карту). Зачем и почему? – Никто точно не знает, но одна из версий такова: Людовик IX взял себе в голову, будто тунисский Султан готов обратиться в христианство и таким образом территорию страны можно будет использовать как стартовую базу для завоевания Египта.
Святой Людовик и крестоносцы по пути в Тунис.
18 июля 1270 г. флотилия крестоносцев подплывает к столице Туниса, городу Тунис, однако Султан не проявляет ни малейших наклонностей к обращению в христианство. Ровно наоборот. Город как следует подготовлен к осаде и не сдаётся. Крестоносцы захватывают соседний город Карфаген (близ Туниса не было источников питьевой воды, в Карфагене источники имелись).
Осада Туниса в 1270 г.
Смерть Людовика IX.
Пишут, что жара в Тунисе в то время стояла невыносимая. В походных шатрах-палатках оставаться невозможно. Источники воды по чистоте своей сомнительны. В лагере крестоносцев начинается эпидемия (дизентерия или тиф). 3-го августа умирает сын Людовика, Жан-Тристан (Jean Tristan de France, 1250-1270). 25-го августа – сам Людовик.
Тунис и крестоносцы.
Собственно, на этом эпопея Крестовых походов заканчивается. И даже если в учебниках по истории называются некоторые последующие походы, но всё это уже чистый воды атавизм.
Людовик IX умер на земле неверных. Разумеется, предать тело будущего Христианского Святого мусульманской земле – pas de question! не может быть и речи! Но что делать с телом в такую жару и так далеко от королевской усыпальницы тоже непонятно (1800 км птичьего полёта, почти 3000 км по земле, предместье Парижа Сен-Дени). А тут ещё династическое соперничество за главенство между юным наследником Людовика, Филиппом III (Philippe III, dit «Philippe le Hardi», 1245-1285) и братом усопшего Карлом I Анжуйским (Charles I d’Anjou, 1227-1285). Шарль, посчитав наследного племянника слишком молодым и неопытным, поспешил взять все бразды правления в свои руки. Однако двадцатипятилетний Филипп проявил себя вполне взрослым и авторитарным. «Таким образом, тело почившего монарха оказалось «политической ставкой» между юным Королём и его дядей».
Смерть Людовика IX.
Карл Анжуйский, будучи заодно королём Неаполя и Сицилии, предлагает похоронить Людовика IX в своём королевстве Сицилии – это совсем рядом (см. Атлас Мира). Филипп настаивает на репатриации в родное королевство Франции. В итоге сошлись на компромиссе: внутренности и плоть будут переданы Карлу, который захоронит их в аббатстве Монреаля (Monreale, город в провинции Палермо на Сицилии), а кости Филипп III довезёт до Франции и захоронит их по традиции в Сен-Дени.
И тут начинается совершенно макабрский церемониал.
Сердце и внутренние органы извлекают и помещают в две раздельные урны. Тело помещают в котёл с кипящим вином и солёной водой, варят в течение многих часов. До тех пор, пока плоть полностью не отделится от костей. Отделившуюся плоть помещают в закрытую урну, кости высушивают на солнце и благоговейно заворачивают в мешок из кожи. Урну с плотью забирает себе дядя Карл Анжуйский, сердце и скелет отправляются в долгий путь на Родину.
21 мая 1271, после долгих месяцев странствий, останки Людовика IX погребены в Королевской Усыпальницы Собора Сэн-Дени (basilique de Saint-Denis, ныне в наиболее «неблагополучном» пригороде Парижа, 10 км от острова Сите и королевского дворца).
Но до вечного покоя Святому Людовику ещё далеко…
На картинке: карта Восьмого Крестового Похода. Синим цветом – христиане Рима; красным – христинае Константинополя, фиолетовым – христиане Армянского королевства и Сицилии, зелёным – мусульмане.
Людовик VII (король Франции)
Людовик VII Молодой Louis VII le Jeune | ||
Людовик VII Молодой | ||
| ||
---|---|---|
25 октября 1131 г. (совместно с отцом, Людовиком VI), 1 августа 1137 г. (самостоятельно) — 18 сентября 1180 г. | ||
Коронация: | 25 октября 1131 г., Реймсский собор, Реймс, Франция | |
Предшественник: | Людовик VI | |
Преемник: | Филипп II Август | |
Рождение: | 1120 год ( 1120 ) Франция | |
Смерть: | 18 сентября 1180 ( 1180-09-18 ) Алье, Франция | |
Похоронен: | Аббатство Сен-Дени, Париж, Франция | |
Род: | Капетинги | |
Отец: | Людовик VI | |
Мать: | Аделаида Савойская | |
Супруга: | 1-я: Алиенора Аквитанская 2-я: Констанция Кастильская 3-я: Адель Шампанская | |
Дети: | От 1-го брака: дочери: Мария, Алиса От 2-го брака: дочери: Маргарита, Адель От 3-го брака: сын: Филипп II Август дочь: Агнесса (Анна) От наложницы: сын: Филипп бастард | |
БиографияЖенился на Алиеноре Аквитанской, дочери и наследнице Гийома X, герцога Аквитании. Следствием брака, устроенного по мысли Людовика VI, было соединение земель, лежавших по обе стороны Луары. Вступив на престол, Людовик во многом продолжал политику отца, но без его последовательности и энергии. Он начал с того, что казнил орлеанских граждан, просивших о даровании им общинных учреждений. Как и отцу, Людовику пришлось бороться с феодалами и вступать иногда в союз с городами. В 1146 г. Людовик отправился в крестовый поход, поручив Сугерию управление государством. Опасаясь, что Алиенора изменит ему, Людовик уговорил её отправиться с ним в поход. Поход был неудачным. С небольшим войском Людовик прибыл в Антиохию, много потерпев от голода, зноя и коварства византийцев (1148). Из Антиохии Людовик тайно уехал в Тир, где ожидал новых крестоносцев; потом направился с войском к Дамаску, но был разбит. Пробыв в Иерусалиме, по просьбе тамплиеров, до Пасхи 1149 г., Людовик вернулся на родину. По возвращении из крестового похода Людовик добился аннулирования брака (1152 год) с Алиенорой, которой были возвращены Аквитания, Пуату, Гасконь. Алиенора вышла замуж за графа Анжуйского Генриха Плантагенета, впоследствии ставшего королём Англии под именем Генрих II. Хотя он и считался вассалом французского короля, но, владея почти всей Западной Францией, был на самом деле могущественнее Людовика. Только в третьем браке с Аделью Шампанской у Людовика родился долгожданный наследник, будущий Филипп II Август. Людовик 7 французский крестовый поход Людовик VII. В 1147 г. король принял участие во Втором Крестовом походе, взяв с собой жену Элеонору. По дороге из Лаодикии в Сирию. Его войско попало в турецкую засаду. Множество рыцарей погибло от стрел и камней, а сам Людовик спасся только благодаря крепким доспехам. В 1148 г. король прибыл в Антиохию. Королева Элеонора по просьбе своего дяди Раймонда Антиохийского стала уговаривать Людовика пойти на Алеппо, но тот хотел поскорее увидеть Иерусалим. Вскоре к нему присоединился Конрад III Немецкий, прибывший морем. Помолившись у Гроба Господня, крестоносцы объединились с Бодуэном Иерусалимским для совместного похода на Дамаск. Спустившись в Дамасскую долину, покрытую садами, христиане вплотную подошли к городским стенам. Между крестоносцами и иерусалимцами возникла распря из-за того, что Людовик и Конрад не хотели отдавать эту область королю иерусалимскому, желая сделать ее самостоятельным государством. Командовавший обороной Дамаска атабек Анар вступил в сговор с Бодуэном и патриархом Иерусалимским Фульком, и те убедили Людовика и Конрада штурмовать Дамаск со стороны пустыни, будто бы то место было более удобным. Однако на самом деле городские стены со стороны пустыни были выше и крепче, а подвоз продовольствия затруднителен. Но возвращаться было поздно: сарацины вновь заняли сады в долине и отрезали наиболее удобные пути к отступлению. Среди крестоносцев начался голод, и они были вынуждены с позором бежать. После этого иерусалимцы вновь продолжали вести двойную игру, дав обещание принять участие в походе на Аскалон, а затем нарушив его. Конрад вернулся на родину в 1148 г., Людовик же по просьбе тамплиеров остался до Пасхи 1149 г. По дороге домой его корабль едва не попал в плен к Византийскому императору Мануилу и спасся лишь благодаря помощи нормандцев. Вернувшись домой, Людовик начал хлопотать о разводе с Элеонорой, чье распутство во время похода переполнило чашу терпения короля. Развод состоялся в 1152 г., в результате чего Людовик потерял Аквитанию. Сама по себе потеря была не очень тяжелой, но после этого Элеонора вышла замуж за Генриха II Английского, который уже владел Бретанью, Анжу, Мэном и Нормандией. В результате на западе Франции образовалось государство, превышающее по своим размером и могуществу королевские владения. Неизбежная война между Англией и Францией началась в 1160 г. и продолжалась с перерывами до самой смерти Людовика. Правление Людовика было не очень удачным с точки зрения расширения королевских владений, однако ему удалось склонить к покорности своих вассалов. При нем начало развиваться сельское хозяйство, торговля, строиться каменные крепости. Под конец жизни Людовик тяжело заболел. Разбитый параличом, он не смог присутствовать на коронации своего сына Филиппа в Реймсе в 1179 г. Год спустя Людовик умер и был похоронен в королевской усыпальнице в Сен-Дени. Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/ 1 ) с 1137 г. Элеонора, дочь герцога Аквитанского Вильгельма (род. 1122 г. + 1204 г.); 2) с 1154 г. Констанция, дочь короля Кастилии Альфонса VII (+ 1160 г.); 3) с 1160 г. Аликса, дочь графа Шампанского Теобальда II (+ 1206 г.). Род. 1120 г. + 1180 г. «Князь довольно одаренный, но набожный и мягкий» — так характеризовал Людовика один из летописцев. Слабый, нерешительный, благочестивый, как инок, этот «христианнейший король», «отец церкви» всегда ревностно соблюдал религиозные законы, а через несколько лет после своего избрания королем принял самое деятельное участие во Втором крестовом походе. Поход этот был чрезвычайно тяжел: французы страдали в Азии от недостатка пищи, от нападения турок и от явной враждебности грехов На дороге из Лаодики в Атталию, при переходе через высокий скалистый хребет, тысячи крестоносцев были убиты стрелами турок или попадали вместе с лошадьми в пропасть. Сам король уцелел только благодаря тому, что его панцирь был очень крепок. Когда Людовик прибыла Антиохию, тамошний князь Ремон стал уговаривать его идти походом на Халеб. Но Людовик торопился скорей увидеть Иерусалим. К тому же жизнь в Антиохии была очень веселая, нравы там были легкомысленные, женщины не стеснялись приличиями. Людовик опасался, что его жена Элеонора найдет там любовника. И действительно, вскоре стало известно, что у нее связь с князем Ре-моном. Людовик увез жену против ее воли в Триполи, а оттуда в Тир. Здесь он дождался императора Кон-рада и тех крестоносцев, которые благоразумно избрали морской путь, и с ними в 1148 г. прибыл в Иерусалим. Помолившись у Святого Гроба, вожди крестоносцев и палестинских христиан собрались в Птолемаиде и после долгих совещаний решили предпринять общими силами поход на Дамаск. В июле войско из Тивериады выступило в путь, перешло Антиливан и у селения Дарий вступило на Дамасскую равнину, покрытую садами. Иерусалимский король Балдуин III и Фюльше, патриарх Иерусалимский, участвовали в этом походе. Турки воспользовались удобствами, какие предоставляла для обороны местность, перерезанная садами, стенами садов и множеством загородных домов с крепкими башнями. Поставленные за этими прикрытиями лучники осыпали крестоносцев градом стрел. Христиане с.уиорными боями занимали сад за садом и, наконец, подступили к самым стенам города. Мусульмане оборонялись очень упорно. Правивший городом атабек Анар узнал, что палестинские христиане рассорились с крестоносцами, и вступило ними в тайные переговоры. Распря возникла из-за того, что Людовик и Конрад по взятии Дамаска хотели сделать эту область особым государством и не соглашались отдать ее королю Иерусалимскому. Анар через своих послов стал внушать вождям иерусалимцев, что для них невыгодно будет, если Дамаск перейдет в другие руки, и подкрепил свои доводы богатыми подарками. Палестинские князья поддались его доводам и обманули Людовика и Конрада ложными сведениями о том, с какой стороны удобнее штурмовать город. По их совету крестоносцы покинули превосходную позицию на западной стороне города в садах, где была прохладная вода, и перенесли стан на юго-западную сторону в пустынную и безводную местность. Стены города с этой стороны были высокие и крепкие, а подвоз продовольствия на эту позицию — затруднителен. Сады, покинутые христианами, заняли мусульмане и отрезали христианское войско от хороших дорог. Выгнать врагов оттуда теперь было трудно, потому что сады были обнесены стенами. Среди крестоносцев начался голод, они принуждены были отступить; отступление превратилось в бегство, турки убивали отставших и захватили много добычи. После этой неудачи палестинские христиане продолжали вести двойную игру. Людовик и Конрад хотели напасть на Аскалон, иерусалимцы обманули их, не пошли в поход, потому расстроилось и это предприятие. Раздраженные вероломством своих союзников. Кон-рад и Людовик решили возвратиться домой, оставив Иерусалимское королевство на произвол судьбы. Конрад и немцы отплыли уже в октябре 1148 г. Людовик по просьбе тамплиеров оставался в Иерусалиме до Пасхи 1149 г., а потом отправился на родину. Византийский флот задержал его корабль, и король был бы взят в плен, если бы его не избавила от опасности норманнская эскадра, возвращавшаяся из экспедиции против Константинополя. Этот инцидент окончательно рассорил Людовика с императором Мануилом. В конце 1149 г. Людовик вернулся во Францию и начал хлопотать о разводе с Элеонорой, которая своим легкомыслием во время похода совершенно расстроила их брак. Развод состоялся на соборе в Божанси в 1152 г. Герцогство Аквитанское, присоединенное было королевским владениям этим браком, опять отошло от них. Само по себе это не было большой потерей, так как Аквитания лежала далеко от герцогства Французского и не имела с ним крепких связей. Но вскоре Элеонора вышла замуж за английского короля Генриха II. Аквитания соединилась с английскими владениями во Франции — Анжу, Мэном, Нормандией и Бретанью. Таким образом, неожиданно образовалось сплошное государство, обнимавшее большую часть западной Франции и заключавшее в себе земли от границ Пикардии до границ Лабура. Английские владения и размерами и богатством почти вдвое превосходили владения французского короля, и даже во Франции английский король был более могуществен, чем французский. Это делало неизбежным борьбу между ними. Война началась в 1160 году и продолжалась с перерывами до самой смерти Людовика. Если король и не добился важных успехов, ему удалось главное — он сохранил французские владения от поглощения их нормандской Англией. Честь победы над англичанами принадлежала уже его сыну Филиппу II Августу, но именно в правление Людовика было положено основание его успеху. Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г. Далее читайте:Людовик VI Толстый (1081-1137), король Франции из рода Капетингов, правивший в 1108-1137 гг., отец Людовика VII.
|