малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории

Малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории

Пургасова Русь как явление русской истории

Автор выражает благодарность

Украинцу А. И. и Украинцу И. А.,

без которых не могло бы состояться

издание этой книги

Сорокин А. А. – кандидат исторических наук, Нижегородский

государственный университет им. Н. И. Лобачевского;

Несин М. А. – кандидат исторических наук,

главный редактор журнала «Новогардия», Санкт-Петербург.

Иллюстрация на обложке: Малышева Е. А.

Подготовлено к изданию отделом этнологии МРОО «Историческое сознание»

Руководитель отдела – Малышев А. В.

Работа А. В. Малышева не противостоит академическим историческим изданиям. Исследователь предлагает по-новому посмотреть на историю России, взяв за основу научную беспристрастность и объективность, уважительное отношение ко всем народностям, с древнейших времён населяющим её и принимавшим участие в создании её государственности, культуры и этноса. Безусловный интерес представляют все разделы исследования: о «белых аорсах», саргатах, гуннах, русской, мещёрской и эрзянской землях, описанных с привлечением оригинальных исторических данных и в свете новых воззрений автора.

Разумеется, не во всём можно согласиться с А. В. Малышевым. Но найдётся ли хоть один историк, хотя бы 5–10 % процентов умозаключений которого признали верными? Ни Н. М. Карамзин, ни В. О. Ключевский, ни Б. Н. Рыбаков, ни кто-либо другой не может претендовать на это. Суть научного исследования не в выражении абсолютной истины, а в изложении своей точки зрения на проблему.

Каждый человек видит мир таким, каков он сам. Историк А. В. Малышев свою точку зрения изложил интересно и убедительно.

историк, доктор филологических наук, профессор

Строки из летописи

К сожалению, средневековая мордва не принадлежит к народам, запечатлевшим своё прошлое в письме. Это обстоятельство способствовало тому заблуждению, что средневековые мордовские народы находились на более низкой ступени развития, чем их западные соседи. Дескать, в то время, когда восточные славяне уже активно строили своё государство, мордвины ещё только преодолевали пережитки общинного патриархального уклада и были едва ли не «полудикими». Данное заблуждение долгое время не позволяло учёным более полно исследовать древнюю историю мордовского народа, заставляло их быть осторожнее в оценках и выводах о прошлом мордвы.

Ну а те средневековые источники, в которых мордва упоминается, созданы или путешественниками из далёких стран, или летописцами феодалов, противоборствующих с мордвой. Разумеется, ни те, ни другие не могли дать полных и подробных сведений, и нам приходится довольствоваться краткими и часто искажёнными данными древних документов и хроник и по крупицам восстанавливать прошлое этого, без сомнения, великого народа, игравшего серьёзную роль в средневековой истории России и Восточной Европы в целом.

Такими соперниками средневековой мордвы были русские князья, возглавившие продвижение славян в бассейны Верхней Волги и Оки и создавшие здесь в XI–XII вв. свои феодальные государства. В начале XIII века в борьбе за господство в Волжско-Окско-Сурском междуречье они столкнулись с коренными обитателями этого региона – мордвой – и их союзниками – волжскими булгарами.

Это столкновение стало причиной того, что мордва, упоминавшаяся в XI–XII вв. в русских летописях всего пару раз, в конце XII–XIII вв. стала упоминаться постоянно. Кроме того, именно в древнерусском языке и родился этот экзоэтноним «мордва», который применялся для финно-угорских племён, живущих к востоку от Оки. Русские книжники слабо представляли себе этнические различия между народами Волжско-Окско-Сурского региона и записывали всех финно-угров, живущих за Окой, в «мордву», о чём мы поговорим позже. А летописные упоминания о «мордве» как раз и были связаны с боевыми действиями, кстати не всегда успешными для русских князей. И несколько упоминаний по своей важности имеют для изучения прошлого мордвы исключительное значение.

«Того ж лета (1228), месяца сентября, Великий Князь посла на Мордву Василька Констянтиновича и своего мужа, Еремея Глебовича, воеводством с полком, и бывшим им за Новым Городом (Нижним Новгородом – авт.) на пределах Мордовских, послав Гюрги взврати их, не дасть им воевати, зане погодья им не бысть: бяхуть бо дождове велми мнози день и нощь…

Того же месяца (января 1229 г.) 14 день, Великий Князь Гюрги и Ярослав и Констянтиновичи, Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромский Князь Гюрги Давидович, вшед в землю Мордовскую, Пургасову волость пожегша, жита потравиша, и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди; а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви Молодии в 24 день Генваря. То видавше Молодии Ярославли и Василькови и Всеволодожи, утаившееся назаутрие ехаша в лес глубок; а Мордва давшее им путь, а сами лесом обидоша их около и избиша, а иных изымаша, бежаша в тверди: тех тамо избиша, и Князем нашим не бысть кого воевати; а Болгарский Князь пришел был на Пуреша, ротника Юргева, и слышав, оже Великий Князь Юрги с братьею жжег села Мордовская, и бежа прочь в ночи; а Юрги с братьею и со всеми полкы взвратишась в свояси добре здорови.

…Месяца апреля (1229 г.) придоша Мордва с Пургасом к Новугороду, и отбишася их Новгородци, и зажегше монастырь Святой Богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехоша прочь, поимав свое избьеныя большия. Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с Половци, и изби Мордву и всю Русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече».[1]

Вот эти коротенькие сообщения Лаврентьевской летописи уже не одно десятилетие волнуют любителей истории и у нас в России, и за её рубежом. После того как в начале XIII века русские князья, одержав ряд побед над булгарами, закрепились в месте слияния Волги и Оки, ими была предпринята военная операция против мордвы.

Судя по летописным отрывкам, после не совсем удачного разведывательного летнего похода зимой было организовано полноценное вторжение, которое привело к затяжной войне с привлечением той и другой стороной союзников. О том, что это была самая настоящая война, говорит Толстовский список летописи, где рассказ выделен заголовком «О войне на мордву» и где подчёркивается, что русские воины «села пожгошя, живущих же в волости Пургасове посекоша мечем нещадно, а прочих в плен поимаша и послаша восвояси».[2]

Данные отрывки по своей информативности стоят для мордовского народа целой летописи. Потому что, во-первых, сам факт того, что «полудикая» мордва на равных ведёт боевые действия с хорошо подготовленной профессиональной ратью, применяя тактические хитрости и контратакуя противника, уже говорит о том, что у этой самой мордвы военная организация была на уровне не намного меньшем, чем у нападавших.

Во-вторых, то, с каким ожесточением ведутся боевые действия (вторгшиеся дружинники сжигают жита, захватывают пленных, избивают скот, а мордвины, приступая к Нижнему Новгороду, разоряют предместья и сжигают монастырь), говорит о серьёзном бескомпромиссном противостоянии с полным напряжением сил и средств. При этом мордве помогают булгары, атакующие русского союзника Пуреша, а за русских сражаются половцы, чьё участие в конечном итоге сыграет решающую роль в противостоянии.

В-третьих, даётся локализация боевых действий с мордвой – Пургасова волость, что указывает на самое настоящее мордовское государство, ведь волостью в Древней Руси называли самостоятельное феодальное владение, земля и жители которого напрямую зависимы от князя – хозяина волости. И самое главное – приведённое летописцем название волости позволяет определить местоположение этого государства.

Источник

Малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории

Пургасова Русь как явление русской истории

Автор выражает благодарность

Украинцу А. И. и Украинцу И. А.,

без которых не могло бы состояться

издание этой книги

Сорокин А. А. – кандидат исторических наук, Нижегородский

государственный университет им. Н. И. Лобачевского;

Несин М. А. – кандидат исторических наук,

главный редактор журнала «Новогардия», Санкт-Петербург.

Иллюстрация на обложке: Малышева Е. А.

Подготовлено к изданию отделом этнологии МРОО «Историческое сознание»

Руководитель отдела – Малышев А. В.

Работа А. В. Малышева не противостоит академическим историческим изданиям. Исследователь предлагает по-новому посмотреть на историю России, взяв за основу научную беспристрастность и объективность, уважительное отношение ко всем народностям, с древнейших времён населяющим её и принимавшим участие в создании её государственности, культуры и этноса. Безусловный интерес представляют все разделы исследования: о «белых аорсах», саргатах, гуннах, русской, мещёрской и эрзянской землях, описанных с привлечением оригинальных исторических данных и в свете новых воззрений автора.

Разумеется, не во всём можно согласиться с А. В. Малышевым. Но найдётся ли хоть один историк, хотя бы 5–10 % процентов умозаключений которого признали верными? Ни Н. М. Карамзин, ни В. О. Ключевский, ни Б. Н. Рыбаков, ни кто-либо другой не может претендовать на это. Суть научного исследования не в выражении абсолютной истины, а в изложении своей точки зрения на проблему.

Каждый человек видит мир таким, каков он сам. Историк А. В. Малышев свою точку зрения изложил интересно и убедительно.

историк, доктор филологических наук, профессор

Строки из летописи

К сожалению, средневековая мордва не принадлежит к народам, запечатлевшим своё прошлое в письме. Это обстоятельство способствовало тому заблуждению, что средневековые мордовские народы находились на более низкой ступени развития, чем их западные соседи. Дескать, в то время, когда восточные славяне уже активно строили своё государство, мордвины ещё только преодолевали пережитки общинного патриархального уклада и были едва ли не «полудикими». Данное заблуждение долгое время не позволяло учёным более полно исследовать древнюю историю мордовского народа, заставляло их быть осторожнее в оценках и выводах о прошлом мордвы.

Ну а те средневековые источники, в которых мордва упоминается, созданы или путешественниками из далёких стран, или летописцами феодалов, противоборствующих с мордвой. Разумеется, ни те, ни другие не могли дать полных и подробных сведений, и нам приходится довольствоваться краткими и часто искажёнными данными древних документов и хроник и по крупицам восстанавливать прошлое этого, без сомнения, великого народа, игравшего серьёзную роль в средневековой истории России и Восточной Европы в целом.

Такими соперниками средневековой мордвы были русские князья, возглавившие продвижение славян в бассейны Верхней Волги и Оки и создавшие здесь в XI–XII вв. свои феодальные государства. В начале XIII века в борьбе за господство в Волжско-Окско-Сурском междуречье они столкнулись с коренными обитателями этого региона – мордвой – и их союзниками – волжскими булгарами.

Это столкновение стало причиной того, что мордва, упоминавшаяся в XI–XII вв. в русских летописях всего пару раз, в конце XII–XIII вв. стала упоминаться постоянно. Кроме того, именно в древнерусском языке и родился этот экзоэтноним «мордва», который применялся для финно-угорских племён, живущих к востоку от Оки. Русские книжники слабо представляли себе этнические различия между народами Волжско-Окско-Сурского региона и записывали всех финно-угров, живущих за Окой, в «мордву», о чём мы поговорим позже. А летописные упоминания о «мордве» как раз и были связаны с боевыми действиями, кстати не всегда успешными для русских князей. И несколько упоминаний по своей важности имеют для изучения прошлого мордвы исключительное значение.

«Того ж лета (1228), месяца сентября, Великий Князь посла на Мордву Василька Констянтиновича и своего мужа, Еремея Глебовича, воеводством с полком, и бывшим им за Новым Городом (Нижним Новгородом – авт.) на пределах Мордовских, послав Гюрги взврати их, не дасть им воевати, зане погодья им не бысть: бяхуть бо дождове велми мнози день и нощь…

Того же месяца (января 1229 г.) 14 день, Великий Князь Гюрги и Ярослав и Констянтиновичи, Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромский Князь Гюрги Давидович, вшед в землю Мордовскую, Пургасову волость пожегша, жита потравиша, и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди; а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви Молодии в 24 день Генваря. То видавше Молодии Ярославли и Василькови и Всеволодожи, утаившееся назаутрие ехаша в лес глубок; а Мордва давшее им путь, а сами лесом обидоша их около и избиша, а иных изымаша, бежаша в тверди: тех тамо избиша, и Князем нашим не бысть кого воевати; а Болгарский Князь пришел был на Пуреша, ротника Юргева, и слышав, оже Великий Князь Юрги с братьею жжег села Мордовская, и бежа прочь в ночи; а Юрги с братьею и со всеми полкы взвратишась в свояси добре здорови.

…Месяца апреля (1229 г.) придоша Мордва с Пургасом к Новугороду, и отбишася их Новгородци, и зажегше монастырь Святой Богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехоша прочь, поимав свое избьеныя большия. Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с Половци, и изби Мордву и всю Русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече».[1]

Вот эти коротенькие сообщения Лаврентьевской летописи уже не одно десятилетие волнуют любителей истории и у нас в России, и за её рубежом. После того как в начале XIII века русские князья, одержав ряд побед над булгарами, закрепились в месте слияния Волги и Оки, ими была предпринята военная операция против мордвы.

Судя по летописным отрывкам, после не совсем удачного разведывательного летнего похода зимой было организовано полноценное вторжение, которое привело к затяжной войне с привлечением той и другой стороной союзников. О том, что это была самая настоящая война, говорит Толстовский список летописи, где рассказ выделен заголовком «О войне на мордву» и где подчёркивается, что русские воины «села пожгошя, живущих же в волости Пургасове посекоша мечем нещадно, а прочих в плен поимаша и послаша восвояси».[2]

Данные отрывки по своей информативности стоят для мордовского народа целой летописи. Потому что, во-первых, сам факт того, что «полудикая» мордва на равных ведёт боевые действия с хорошо подготовленной профессиональной ратью, применяя тактические хитрости и контратакуя противника, уже говорит о том, что у этой самой мордвы военная организация была на уровне не намного меньшем, чем у нападавших.

Во-вторых, то, с каким ожесточением ведутся боевые действия (вторгшиеся дружинники сжигают жита, захватывают пленных, избивают скот, а мордвины, приступая к Нижнему Новгороду, разоряют предместья и сжигают монастырь), говорит о серьёзном бескомпромиссном противостоянии с полным напряжением сил и средств. При этом мордве помогают булгары, атакующие русского союзника Пуреша, а за русских сражаются половцы, чьё участие в конечном итоге сыграет решающую роль в противостоянии.

В-третьих, даётся локализация боевых действий с мордвой – Пургасова волость, что указывает на самое настоящее мордовское государство, ведь волостью в Древней Руси называли самостоятельное феодальное владение, земля и жители которого напрямую зависимы от князя – хозяина волости. И самое главное – приведённое летописцем название волости позволяет определить местоположение этого государства.

Источник

Малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории

Пургасова Русь как явление русской истории

Автор выражает благодарность

Украинцу А. И. и Украинцу И. А.,

без которых не могло бы состояться

издание этой книги

Сорокин А. А. – кандидат исторических наук, Нижегородский

государственный университет им. Н. И. Лобачевского;

Несин М. А. – кандидат исторических наук,

главный редактор журнала «Новогардия», Санкт-Петербург.

Иллюстрация на обложке: Малышева Е. А.

Подготовлено к изданию отделом этнологии МРОО «Историческое сознание»

Руководитель отдела – Малышев А. В.

Работа А. В. Малышева не противостоит академическим историческим изданиям. Исследователь предлагает по-новому посмотреть на историю России, взяв за основу научную беспристрастность и объективность, уважительное отношение ко всем народностям, с древнейших времён населяющим её и принимавшим участие в создании её государственности, культуры и этноса. Безусловный интерес представляют все разделы исследования: о «белых аорсах», саргатах, гуннах, русской, мещёрской и эрзянской землях, описанных с привлечением оригинальных исторических данных и в свете новых воззрений автора.

Разумеется, не во всём можно согласиться с А. В. Малышевым. Но найдётся ли хоть один историк, хотя бы 5–10 % процентов умозаключений которого признали верными? Ни Н. М. Карамзин, ни В. О. Ключевский, ни Б. Н. Рыбаков, ни кто-либо другой не может претендовать на это. Суть научного исследования не в выражении абсолютной истины, а в изложении своей точки зрения на проблему.

Каждый человек видит мир таким, каков он сам. Историк А. В. Малышев свою точку зрения изложил интересно и убедительно.

историк, доктор филологических наук, профессор

Строки из летописи

К сожалению, средневековая мордва не принадлежит к народам, запечатлевшим своё прошлое в письме. Это обстоятельство способствовало тому заблуждению, что средневековые мордовские народы находились на более низкой ступени развития, чем их западные соседи. Дескать, в то время, когда восточные славяне уже активно строили своё государство, мордвины ещё только преодолевали пережитки общинного патриархального уклада и были едва ли не «полудикими». Данное заблуждение долгое время не позволяло учёным более полно исследовать древнюю историю мордовского народа, заставляло их быть осторожнее в оценках и выводах о прошлом мордвы.

Ну а те средневековые источники, в которых мордва упоминается, созданы или путешественниками из далёких стран, или летописцами феодалов, противоборствующих с мордвой. Разумеется, ни те, ни другие не могли дать полных и подробных сведений, и нам приходится довольствоваться краткими и часто искажёнными данными древних документов и хроник и по крупицам восстанавливать прошлое этого, без сомнения, великого народа, игравшего серьёзную роль в средневековой истории России и Восточной Европы в целом.

Такими соперниками средневековой мордвы были русские князья, возглавившие продвижение славян в бассейны Верхней Волги и Оки и создавшие здесь в XI–XII вв. свои феодальные государства. В начале XIII века в борьбе за господство в Волжско-Окско-Сурском междуречье они столкнулись с коренными обитателями этого региона – мордвой – и их союзниками – волжскими булгарами.

Это столкновение стало причиной того, что мордва, упоминавшаяся в XI–XII вв. в русских летописях всего пару раз, в конце XII–XIII вв. стала упоминаться постоянно. Кроме того, именно в древнерусском языке и родился этот экзоэтноним «мордва», который применялся для финно-угорских племён, живущих к востоку от Оки. Русские книжники слабо представляли себе этнические различия между народами Волжско-Окско-Сурского региона и записывали всех финно-угров, живущих за Окой, в «мордву», о чём мы поговорим позже. А летописные упоминания о «мордве» как раз и были связаны с боевыми действиями, кстати не всегда успешными для русских князей. И несколько упоминаний по своей важности имеют для изучения прошлого мордвы исключительное значение.

«Того ж лета (1228), месяца сентября, Великий Князь посла на Мордву Василька Констянтиновича и своего мужа, Еремея Глебовича, воеводством с полком, и бывшим им за Новым Городом (Нижним Новгородом – авт.) на пределах Мордовских, послав Гюрги взврати их, не дасть им воевати, зане погодья им не бысть: бяхуть бо дождове велми мнози день и нощь…

Того же месяца (января 1229 г.) 14 день, Великий Князь Гюрги и Ярослав и Констянтиновичи, Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромский Князь Гюрги Давидович, вшед в землю Мордовскую, Пургасову волость пожегша, жита потравиша, и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди; а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви Молодии в 24 день Генваря. То видавше Молодии Ярославли и Василькови и Всеволодожи, утаившееся назаутрие ехаша в лес глубок; а Мордва давшее им путь, а сами лесом обидоша их около и избиша, а иных изымаша, бежаша в тверди: тех тамо избиша, и Князем нашим не бысть кого воевати; а Болгарский Князь пришел был на Пуреша, ротника Юргева, и слышав, оже Великий Князь Юрги с братьею жжег села Мордовская, и бежа прочь в ночи; а Юрги с братьею и со всеми полкы взвратишась в свояси добре здорови.

…Месяца апреля (1229 г.) придоша Мордва с Пургасом к Новугороду, и отбишася их Новгородци, и зажегше монастырь Святой Богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехоша прочь, поимав свое избьеныя большия. Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с Половци, и изби Мордву и всю Русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече».[1]

Вот эти коротенькие сообщения Лаврентьевской летописи уже не одно десятилетие волнуют любителей истории и у нас в России, и за её рубежом. После того как в начале XIII века русские князья, одержав ряд побед над булгарами, закрепились в месте слияния Волги и Оки, ими была предпринята военная операция против мордвы.

Судя по летописным отрывкам, после не совсем удачного разведывательного летнего похода зимой было организовано полноценное вторжение, которое привело к затяжной войне с привлечением той и другой стороной союзников. О том, что это была самая настоящая война, говорит Толстовский список летописи, где рассказ выделен заголовком «О войне на мордву» и где подчёркивается, что русские воины «села пожгошя, живущих же в волости Пургасове посекоша мечем нещадно, а прочих в плен поимаша и послаша восвояси».[2]

Данные отрывки по своей информативности стоят для мордовского народа целой летописи. Потому что, во-первых, сам факт того, что «полудикая» мордва на равных ведёт боевые действия с хорошо подготовленной профессиональной ратью, применяя тактические хитрости и контратакуя противника, уже говорит о том, что у этой самой мордвы военная организация была на уровне не намного меньшем, чем у нападавших.

Во-вторых, то, с каким ожесточением ведутся боевые действия (вторгшиеся дружинники сжигают жита, захватывают пленных, избивают скот, а мордвины, приступая к Нижнему Новгороду, разоряют предместья и сжигают монастырь), говорит о серьёзном бескомпромиссном противостоянии с полным напряжением сил и средств. При этом мордве помогают булгары, атакующие русского союзника Пуреша, а за русских сражаются половцы, чьё участие в конечном итоге сыграет решающую роль в противостоянии.

В-третьих, даётся локализация боевых действий с мордвой – Пургасова волость, что указывает на самое настоящее мордовское государство, ведь волостью в Древней Руси называли самостоятельное феодальное владение, земля и жители которого напрямую зависимы от князя – хозяина волости. И самое главное – приведённое летописцем название волости позволяет определить местоположение этого государства.

Источник

Пургасова Русь как явление русской истории.

малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории. Смотреть фото малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории. Смотреть картинку малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории. Картинка про малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории. Фото малышев а в пургасова русь в свете древней русской истории

Пургасова русь, пожалуй, одно из самых загадочных явлений русской истории. Откуда, в начале XIII века, в самом центре русской равнины, взялась русь противостоящая той руси, от которой мы ведем начало нашего государства?

Это действительно загадка, и об неё сломано самое большое количество копий. Когда русские историки столкнулись с упоминанием Пургасовой руси, то первой реакцией была… тишина. Дореволюционные исследователи обходили Пургасову русь молчанием, и только С. Соловьев сделал попытку объяснить это место летописи как ошибку летописца. Попытки осмыслить Пургасову русь начались в советское время. И первым, что пришло на ум стало утверждение, что речь идет о славянах-руси, бежавших от феодального гнета в земли Пургаса, и ставших подразделением Пургасовой армии – Пургасову русью. Норманисты видели в Пургасовой руси скандинавов. Другие исследователи вообще отказывали Пургасовой руси в существовании, называя это место поздней вставкой, или подделкой. И никому не пришло в голову, что Пургасова русь может быть этнически связана с мордвой, то есть с теми на кого напали владимиро-суздальские князья.

Ведь при изучении истории мордовских народов, в контексте истории России, сложился стереотип, что данные народы находились на более низкой ступени развития. Согласно этому стереотипу, в то время когда восточные славяне уже активно строили свое государство, мордвины еще только преодолевали пережитки общинного патриархального уклада. Этому стереотипу способствовало и то, что в письменных источниках о мордве сказано крайне мало, и сказано в основном или путешественниками из далеких стран, или летописцами, принадлежавшими к народам, враждовавшим с мордвой.

И вот именно наличие в среде мордовских народов Пургасовой руси, и упоминание об этой Пургасовой руси, вкупе с археологическими и лингвистическими открытиями позволило сделать вывод, что Пургасова русь далеко не случайно сражалась за независимость мордвы, из-за чего и вошла на страницы летописей.

Эти летописные отрывки по своей информативности стоят для мордвы целой летописи. Сам факт, что будто бы «полудикая» мордва в одном ряду с Пургасовой русью, на равных ведет боевые действия с хорошо подготовленной профессиональной ратью, говорит о том, что военная организация Пургасовой руси была на одном уровне с нападавшими. А ожесточение, с которым ведутся боевые действия, говорит о серьезной борьбе с полным напряжением сил и средств. При этом дается локализация боевых действий с мордвой – Пургасова волость, что указывает на существование самого настоящего мордовского государства.

Археология доказала, что Волжско-Окско-Сурский регион был территорией древней мордвы. Здесь находилась и Пургасова волость, где правила Пургасова русь. Слово волость, которым в летописи названы владения Пургаса, в древнерусском языке предполагало самостоятельную феодальную вотчину. Не может быть сомнений, что к началу XIII века у мордвы были феодальные образования. Монах Юлиан, путешествовавший в 1235 году по Поволжью, говорил о двух царях мордванов. Он указывал, что их царство простиралось на пятнадцать дней пути. Гийом де Рубрук, также упоминал о мордовских царях разгромленных татарами. Правителем самостоятельной волости был Пургас объединивший мордовские эрзянские племена от Теши до Припьянья и правобережья Мокши.

О борьбе Пургаса, об образовании руси в среде эрзянских племен, об её существовании и гибели, о потомках Пургасовой руси, и о многом другом будет рассказано в этой книге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *