мануэль де фалья биография
Де Фалья, Мануэль
Содержание
Биография
Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).
Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 поступил в Мадридскую консерваторию. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, он привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).
С 1907 по 1914 Фалья жил в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.
В 1919 переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями.
После поражения Республики с 1939 жил в Аргентине, где и скончался. В 1947 его прах был перевезен в Кадис.
Наиболее известные сочинения
Оперы
Балеты
Другие сочинения
Фалье также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе — на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Де Фалья, Мануэль» в других словарях:
ФАЛЬЯ Мануэль — ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая жизнь» (1905; в России под названием «Девушка из предместья»), «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты… … Энциклопедический словарь
Фалья Мануэль де — Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, √ 14.11.1946, Альта Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность оперой «Короткая жизнь» (1905, пост. 1913, Ницца) … Большая советская энциклопедия
Фалья, Мануэль — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
Фалья Мануэль де — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
ФАЛЬЯ Мануэль де — ( 23 XI 1876, Кадис 14 XI 1946. Альта Грасия, Аргентина) Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно… … Музыкальный словарь
Фалья, Мануэль де — М. де Фалья. Портрет работы И. Сулоаги. ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор, пианист. Один из ведущих деятелей Ренасимьенто национального возрождения Испании. Музыка Фальи отличается внутренней стихийной силой и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАЛЬЯ Мануэль де — (Falla, Manuel de) (1876 1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной… … Энциклопедия Кольера
Фалья, Мануэль де — Мануэль де Фáлья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946 … Википедия
Фалья Мануэль де — (Falla) (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи, обобщившее региональные разновидности национального фольклора, традиции испанской музыки эпох Ренессанса и барокко, вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая… … Энциклопедический словарь
Фалья — фамилия. Известные носители: Фалья, Алехандро Фалья, Мануэль де Список статей об однофамильцах. Если вы по … Википедия
Мануэль де Фалья
Мануэль де Фалья – один из тех испанских композиторов, чья музыка известна далеко за пределами Испании. Не чуждаясь тех новшеств, которые принесла в музыкальное искусство первая половина ХХ столетия, он всегда сохранял приверженность национальным истокам.
Родина Мануэля де Фальи – город Кадикс, что расположен в Андалусии. Его мать – каталонка по происхождению – была пианисткой, именно у нее он начал обучаться музыке, и весьма успешно: еще в детские годы Мануэль впервые выступил публично, исполнив совместно с матерью «Семь слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна в переложении для фортепиано в четыре руки. В юности он интересовался журналистикой и литературой, основал литературный журнал, но любовь к музыке все-таки была сильнее. Он брал уроки фортепианной игры, гармонии и контрапункта, а затем поступил в консерваторию в Мадриде. Его наставниками были пианист Хосе Траго и композитор Фелипе Педрель. В области фортепианной игры Мануэль демонстрировал блестящие результаты, заслужил две премии, но сочинение музыки привлекало его в большей степени. Камерные сочинения, созданные им в студенческие годы, с успехом исполнялись.
В начале 1900-х гг. де Фалья давал уроки фортепианной игры, чтобы материально поддержать семью и накопить денег на поездку в Париж, где он хотел продолжить учебу. С этой же целью он обратился к жанру сарсуэлы – традиционной испанской музыкальной комедии, но успеха не достиг: из двух созданных им сарсуэл лишь одна была поставлена, да и та успеха не имела. Более успешной оказалась попытка создания национальной испанской оперы: написанная им в 1904 г. опера «Короткая жизнь» удостоилась премии на конкурсе, объявленном испанской Академией изящных искусств. В этой опере проявилось влияние итальянского веризма, но, в то же время, в ней есть нечто от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Испанский танец, звучащий во втором акте, стал самым популярным творением де Фальи (во многом благодаря скрипичной транскрипции Фрица Крейслера).
Во французскую столицу де Фалья отправился в 1907 г. Здесь он познакомился с Морисом Равелем, Полем Дюка, Клодом Дебюсси, а также с соотечественником – Исааком Альбенисом. По рекомендации последнего один из парижских издателей опубликовал два произведения де Фальи: романсы на стихи Теофиля Готье и фортепианные «Испанские пьесы». Немало ценных советов получил Мануэль от Поля Дюка (тот еще не преподавал в консерватории, но многие композиторы – и де Фалья в том числе – консультировались у него частным образом). Под его влиянием композитор переработал оперу «Короткая жизнь», в 1913 г. она была поставлена в Ницце и в Париже, а в последующие годы исполнялась и в других странах (в частности, в 1928 г. она была поставлена в Москве под заглавием «Мгновение жизни»).
В 1914 г. начало Первой мировой войны вынудило композитора возвратиться на родину, и уже там он завершил три крупных сочинения, к работе над которыми приступил еще в Париже. Среди них – два балета, «Любовь-чародейка» и «Треуголка», их создание во многом было связано с впечатлениями от выступлений труппы Сергея Павловича Дягилева. Испанского балета как такового еще не существовало, но до его появления оставался один шаг, учитывая, какую значительную роль играл танец в испанской опере (в той же «Короткой жизни»).
Балет «Любовь-чародейка» написан для небольшого оркестрового состава, но музыка очень красочна. Сюжет его сочетает романтичность и комедийность, а в партитуру введены вокальные номера. Балет впервые был поставлен в 1915 г. в Мадриде, и в том же году композитор завершил другое крупное сочинение – «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром.
Балет «Треуголка», основанный на романе д’Аларкона, насыщен юмором, в нем проявилось доскональное знание композитором особенностей испанского песенного и танцевального фольклора. Особую свежесть придает музыке балета активное использование несимметричных размеров – пятидольных, семидольных. В музыкальную ткань балета органично вплетены вокальные эпизоды, связанные с народными традициями музицирования в Испании – такова, например, вокальная мелодия, исполняемая за сценой в первой картине без инструментального аккомпанемента, но сопровождаемая хлопками и возгласами хора «Ole!». Премьера «Треуголки» с участием Тамары Карсавиной состоялась в 1919 г. в Лондоне.
С 1922 г. де Фалья жил в Гренаде, но поддерживал связи с Францией. В Париже состоялась премьера его камерной оперы «Театр мастера Педро» по одному из эпизодов «Дон-Кихота» (особенность оперы заключается в том, что из всех действующих лиц лишь трое наделены вокальными партиями, остальные персонажи – мимические). В 1926 г. был завершен Концерт для клавичембало, посвященный исполнительнице на этом инструменте Ванде Ландовской, в нем проявились черты неоклассицизма. После создания Концерта де Фалья отошел от активной творческой деятельности, а в 1933 г., переживая душевный кризис, поселился на Майорке. Здесь была написана «Баллада о Майорке», а также Пьеса памяти Дюка.
С 1939 г. композитор уединенно жил в Аргентине. Мануэль де Фалья ушел из жизни в 1946 г., его последним сочинением стала вокальная поэма «Атлантида».
Фалья, Мануэль
Содержание
Биография
Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).
Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 поступил в Мадридскую консерваторию. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, он привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).
С 1907 по 1914 Фалья жил в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.
В 1919 переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями.
После поражения Республики с 1939 жил в Аргентине, где и скончался. В 1947 его прах был перевезен в Кадис.
Наиболее известные сочинения
Оперы
Балеты
Другие сочинения
Фалье также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе — на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Фалья, Мануэль» в других словарях:
ФАЛЬЯ Мануэль — ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая жизнь» (1905; в России под названием «Девушка из предместья»), «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты… … Энциклопедический словарь
Фалья Мануэль де — Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, √ 14.11.1946, Альта Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность оперой «Короткая жизнь» (1905, пост. 1913, Ницца) … Большая советская энциклопедия
Фалья Мануэль де — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
ФАЛЬЯ Мануэль де — ( 23 XI 1876, Кадис 14 XI 1946. Альта Грасия, Аргентина) Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно… … Музыкальный словарь
Фалья, Мануэль де — М. де Фалья. Портрет работы И. Сулоаги. ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор, пианист. Один из ведущих деятелей Ренасимьенто национального возрождения Испании. Музыка Фальи отличается внутренней стихийной силой и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАЛЬЯ Мануэль де — (Falla, Manuel de) (1876 1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной… … Энциклопедия Кольера
Фалья, Мануэль де — Мануэль де Фáлья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946 … Википедия
Фалья Мануэль де — (Falla) (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи, обобщившее региональные разновидности национального фольклора, традиции испанской музыки эпох Ренессанса и барокко, вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая… … Энциклопедический словарь
Де Фалья, Мануэль — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
Фалья — фамилия. Известные носители: Фалья, Алехандро Фалья, Мануэль де Список статей об однофамильцах. Если вы по … Википедия
Фалья, Мануэль де
Содержание
Биография
Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).
Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 поступил в Мадридскую консерваторию. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, он привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).
С 1907 по 1914 Фалья жил в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.
В 1919 переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями.
После поражения Республики с 1939 жил в Аргентине, где и скончался. В 1947 его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте местного собора.
Наиболее известные сочинения
Оперы
Балеты
Другие сочинения
Фалье также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе — на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Фалья, Мануэль де» в других словарях:
ФАЛЬЯ Мануэль — ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая жизнь» (1905; в России под названием «Девушка из предместья»), «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты… … Энциклопедический словарь
Фалья Мануэль де — Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, √ 14.11.1946, Альта Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность оперой «Короткая жизнь» (1905, пост. 1913, Ницца) … Большая советская энциклопедия
Фалья, Мануэль — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
Фалья Мануэль де — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
ФАЛЬЯ Мануэль де — ( 23 XI 1876, Кадис 14 XI 1946. Альта Грасия, Аргентина) Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно… … Музыкальный словарь
Фалья, Мануэль де — М. де Фалья. Портрет работы И. Сулоаги. ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 1946), испанский композитор, пианист. Один из ведущих деятелей Ренасимьенто национального возрождения Испании. Музыка Фальи отличается внутренней стихийной силой и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАЛЬЯ Мануэль де — (Falla, Manuel de) (1876 1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной… … Энциклопедия Кольера
Фалья Мануэль де — (Falla) (1876 1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи, обобщившее региональные разновидности национального фольклора, традиции испанской музыки эпох Ренессанса и барокко, вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая… … Энциклопедический словарь
Де Фалья, Мануэль — Мануэль де Фалья, 1920 е годы Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, собственно Manuel María de los Dolores Falla y Matheu, 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. Содержание 1… … Википедия
Фалья — фамилия. Известные носители: Фалья, Алехандро Фалья, Мануэль де Список статей об однофамильцах. Если вы по … Википедия
Мануэль де Фалья
МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ
(Manuel de Falla)
род. в Кадисе (Испания) 23 ноября 1876 года;
ум. в Альта Грасия (Аргентина) 14 ноября 1946 года.
Его по праву можно назвать одним из крупнейших испанских композиторов XX века. В 1905 году он получил премию Академии Изящных искусств за знаменитую оперу «La vida breve» («Жизнь коротка»). С 1907 по 1914 г. композитор жил и работал в Париже. Де Фалья дружил с Клодом Дебюсси (1862-1918). В 1914 году де Фалья вернулся в Испанию, где написал свои самые значительные сочинения: Кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфонические впечатления») «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, и др. В 1939 году эмигрировал в Аргентину.
Пьеса Мануэля де Фальи для гитары «Памяти Дебюсси» («Homenaje» – Le Tombeau de Debussy) была впервые издана во французском музыкальном журнале Revue Musicale. Композитор написал это сочинение для Анри Прюньера (1886-1942), возродившего журнал. Прюньер обратился к де Фалье через год после смерти Дебюсси с просьбой написать для журнала статью памяти великого французского импрессиониста. Де Фалья решил, что для журнала необходимо написать пьесу для гитары, и в декабре 1920 года вышел новый номер журнала Revue Musicale, целиком посвящённый памяти Клода Дебюсси, и содержащий помимо пьесы де Фальи ещё 8 произведений, написанных такими композиторами, как Морис Равель (1875-1937), Игорь Стравинский (1882-1971), Бела Барток (1881-1945) и др.
Написав «Homenaje», де Фалья тем самым помимо просьбы Прюньера и дани памяти своего друга ещё исполнил и просьбу известного испанского гитариста Мигеля Льобета. Льобет, лучший ученик Франсиско Тарреги, несколько лет просил де Фалью сочинить для гитары. Интересно, что в своё время гитарист отговаривал писать для гитары Мориса Равеля и Клода Дебюсси, возможно полагая, что гитарная музыка лучше может получиться у испанцев.
Дебюсси и сам хотел написать что-нибудь для гитары, но не решался и даже предлагал это сделать де Фалье. И вот, после смерти друга, испанский композитор, помнивший, как сильно вдохновляла Дебюсси гитара, посвящает ему свою гитарную пьесу.
Де Фалья предполагал продолжить сочинять для гитары вплоть до концерта для гитары с оркестром. Однако эти планы так и не осуществились и «Памяти Дебюсси» осталась единственной написанной для гитары пьесой Мануэля де Фальи.
Это небольшое сочинение, которое представляет собой траурное шествие в ритме хабанеры. В самом конце пьесы де Фалья приводит короткую цитату из «Вечера в Гренаде» («La Soiree dans Grenade») – второй пьесы известнейшего фортепианного цикла Клода Дебюсси «Эстампы» («Estampes»).
По материалам магистерской диссертации Юлии Лонской «Гитара в творчестве значительных композиторов XX века»,