мао фудзита пианист биография
Мао Фудзита
Мао Фудзита родился в Токио в 1998 году. Окончил школу при Токийском колледже музыки. В настоящее время обучается в Токийском колледже музыки и получает специальную стипендию.
Лауреат конкурса The World Classic (Тайвань, 2010; I премия), Международного конкурса пианистов им. Розарио Марсиано (Вена, 2013; I премия), Чжухайского международного конкурса юных музыкантов им. Моцарта (Китай, 2015; I премия), Международного конкурса юных пианистов им. Джины Бахауэр (Солт-Лейк-Сити, США, 2016; III премия), Международного конкурса пианистов им. Клары Хаскил (Веве, Швейцария, 2017; I премия и три специальных приза). В 2019-м завоевал II премию на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. В октябре того же года дебютировал в Лондоне с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В 2020-м получил премию Idemitsu Music Award.
Выступал на Фортепианном фестивале в Руре, Музыкальном фестивале в Вербье, участвовал в программе «Новое поколение» Фонда Louis Vuitton в Париже. В репертуаре – концерты Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Шумана, а также камерные сочинения разных эпох: от Баха и Доменико Скарлатти до Стравинского и Лигети.
В 2018 году исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского с Токийским столичным симфоническим оркестром под управлением Олега Каэтани, в 2019-м – Фортепианный концерт Андре Жоливе с Токийским филармоническим оркестром под управлением Кадзуёси Акиямы и Третий фортепианный концерт Рахманинова с Симфоническим оркестром Yomiuri Nippon под управлением Качун Вонга.
Среди ангажементов на сезон 2020–2021 годов – дебют с Мюнхенским филармоническим оркестром, Королевским ливерпульским филармоническим оркестром и Бирмингемским симфоническим оркестром, выступления в лондонском Уигмор-холле, на фестивалях в Цинандали и Риге/Юрмале, исполнение всего цикла фортепианных сонат Моцарта на фестивале в Вербье летом 2021-го.
Мао Фудзита записал на лейбле Naxos шесть дисков – с произведениями Шопена, Моцарта, Падеревского, Бартока, Дебюсси, Мендельсона, Бетховена, Листа, Прокофьева, Фудзикуры.
Информация на ноябрь 2020 года
Мао Фудзита: «Фантастическую конкурсную атмосферу мне никогда не забыть»
Лауреат XVI Международного конкурса имени Чайковского, японский пианист Мао Фудзита дал первый после состязания сольный концерт в Москве.
Выступление обладателя второй премии состоялось 31 октября 2019 в рамках Московского фестиваля «Зарядье» (художественный руководитель Валерий Гергиев). Программу составили сочинения Моцарта: Фантазия для фортепиано ре минор, Девять вариаций на тему менуэта Дюпора, сонаты №№ 18, 8 и 10. Также Фудзита будет солировать в фортепианном Концерте № 20 Моцарта под управлением маэстро Гергиева 2 ноября 2019.
После сольного концерта в Москве Мао Фудзита встретился с корреспондентом ClassicalMusicNews.Ru и рассказал о том, что значило для него второе место на конкурсе, каким видит свое ближайшее будущее и какую музыку хотел бы сыграть в России.
– Насколько сильно конкурс Чайковского изменил вашу жизнь? На следующее утро после объявления результатов вы проснулись знаменитым?
– Что действительно сильно изменилось, так это количество концертов. И сейчас это совсем другой уровень. Одним из значимых событий для меня стало исполнение Первого концерта Чайковского с маэстро Гергиевым в Лондоне, это был мой лондонский дебют.
Но если вы о привычной жизни, то знаете, после того подъема и воодушевления, в котором мы все находились, я думал, что и по возвращении домой вокруг меня будет все бурлить, все будут меня поздравлять и носиться со мной (смеется). Но никакого особенного ажиотажа не было, и моя студенческая жизнь практически не изменилась.
– В обеих московских программах – исключительно Моцарт. Почему?
– Это было пожелание маэстро Гергиева.
– Он как-то объяснил, обосновал его?
– Нет, но я могу сделать предположение. Я знаю, что ему понравилось мое конкурсное исполнение сонаты. Мне говорили, что и Денис Мацуев ему рекомендовал меня как пианиста, у которого получается Моцарт, и сам он очень внимательно слушал меня на гала-концерте. Может быть, поэтому он решил, что мне нужно показаться именно в этом репертуаре. Если бы я выбирал сам, то, наверное, включил бы в программу Чайковского, Скрябина, сделал бы ее более разнообразной.
Но, на самом деле, в чем я абсолютно уверен сейчас, и в чем чувствую себя наиболее органично – это действительно музыка Моцарта и Бетховена. Поэтому такой выбор, на мой взгляд, совсем неплох. Я надеюсь, что еще не раз смогу порадовать российскую публику и сыграть Шопена, Рахманинова…
– Кстати, о Рахманинове. После конкурса Денис Мацуев в интервью сказал, что Третий концерт, который вы играли в финале, был «выбран не совсем правильно», и многие ваши поклонники переживали, что именно этот выбор откинул вас на второе место.
– Нет, я не считаю, что мой выбор был неправильным, я хотел сыграть именно этот концерт. Было много обсуждений, высказывались самые разные мнения, я видел много споров.
Наверное, соглашусь с тем, что сыграл я не совсем удачно. Но это потому, что я очень волновался и был напряжен. Если бы можно было вернуться назад, то я снова выбрал бы именно Третий концерт, но сыграл бы его иначе.
Я в любом случае не жалею ни о чем и совершенно не разочарован тем, что занял второе место. Ту фантастическую конкурсную атмосферу мне никогда не забыть.
– Количество концертов растет, важно правильно расставлять приоритеты. Каким видите свое ближайшее будущее?
– Сейчас это довольно просто: для начала нужно закончить учебу, получить диплом. Учеба – это действительно интересное времяпрепровождение.
– Учиться и ездить по всей планете – это большая нагрузка. Что позволяет «спускать пар», расслабляться?
– Игра на фортепиано – это радость, а не тяжелый труд, который выжимает из меня все соки. Я не устаю от нее, наоборот, получаю от творчества своего рода подпитку. Когда я вкладываюсь, концентрируюсь на занятиях, это само по себе дает мне силы.
– Во время конкурса член жюри Фредди Кемпф сказал в интервью, что вы его поразили тем, что вы «нетипичный японец» – слишком открыто выражаете чувства, эмоциональны. А что вы сами думаете о себе: вы типичный японец или не совсем?
– (смеется) Если говорить о моем характере, о свойствах личности, то я даже слишком типичный японец, стопроцентный. Настолько, что меня порой самого это раздражает. Это касается, например, серьезного отношения к тому, что я делаю, желания довести любой результат до совершенства, которое недостижимо в принципе.
Но если мы говорим о творчестве, о моей карьере музыканта, то тут я мыслю гораздо шире. В музыке, в исполнительстве я себя вижу человеком мира, а не представителем отдельной нации. Это другое ощущение, свободное, не скованное рамками одной культуры, и тут, наверное, я уже действительно не вполне «типичный японец».
– В качестве второго «биса» на своем сольном концерте вы сыграли транскрипцию «Турецкого марша» Аркадия Володося. После «чистой» моцартовской программы это выглядело задорным хулиганством, вызвавшим восторг слушателей. Это тоже отражение вашего характера?
– Моцарт, Моцарт, целый вечер Моцарт, я уже… (смеется) нет, не буду конкретизировать, что именно я готов был сделать. Но мне действительно хотелось сыграть что-то, что было бы уместно, но было бы совсем, абсолютно другим. Я очень рад, что публике моя выходка понравилась.
Мао Фуджита
Японский пианист Мао Фуджита появился на свет в 1998 г. в городе Токио. Его музыкальный талант проявился в ранние годы – мальчику было всего три года, когда он начал обучаться искусству фортепианной игры. Его наставницей была Юка Мацуяма, а с девятилетнего возраста юного пианиста обучал Ген Мацуяма – профессор Токийского университета искусств.
Первым успехом юного пианиста стало выступление на XIX Японском конкурсе классической музыки в 2009 г. – тогда одиннадцатилетний музыкант был удостоен Гран-при. Год спустя Мао представляет Японию на конкурсе «The World Classic 2010» и занимает первое место в своей возрастной категории. В том же году Фуджита достойно показал себя еще на одном музыкальном состязании, состоявшемся в его родной стране – это был 64-й студенческий музыкальный конкурс. Фуджита завоевал приз, кроме того, он был удостоен нескольких специальных наград – в частности, приза зрительских симпатий. Другим значимым событием 2010 г. в исполнительской биографии Мао стало первое выступление с Филармоническим оркестром Канагавы. «То, что он делает своими руками, технически невероятно», – восторгался автор одной из рецензий. Впрочем, критики отмечали не только техническое совершенство, которое демонстрировал юный пианист, но и «необычайную музыкальность» его исполнения.
В 2013 г. пятнадцатилетний исполнитель отправляется в Вену, чтобы принять участие в Международном конкурсе пианистов Rosario Marciano. Выступление было успешным: Мао Фуджита удостоился первого приза, а также приза Вагнера и Верди. Эта победа имела огромное значение не только для самого пианиста, но и для его родной страны – впервые в истории конкурса Rosario Marciano победу на нем одержал музыкант, прибывший из Японии.
В том же году пианист выступил с Токийским симфоническим оркестром. В 2013 г. в творческой жизни музыканта произошло еще одно весьма значимое событие – был записан его первый диск. В его программу вошли два произведения – примечательно, что исполнитель уделил внимание и русской фортепианной музыке: наряду с Сонатой № 6 Людвига ван Бетховена он записал Шесть музыкальных моментов Сергея Васильевича Рахманинова. Следующий диск под названием «Young virtuoso» был записан в 2015 г. Внимание пианиста вновь привлекло творчество Людвига ван Бетховена, на этот раз он осуществил запись одного из наиболее известных творений немецкого композитора – Сонаты № 14 «Лунной». Наряду с нею в программу диска вошла увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» в фортепианной транскрипции Ференца Листа, а также еще одно творение нашего соотечественника – Соната для фортепиано № 6 Сергея Сергеевича Прокофьева.
К творчеству русских композиторов пианист обращался не раз. В 2016 г. Мао Фуджита представил концертную программу, в которую вошли исключительно русские фортепианные шедевры, созданные глубоко различающимися между собою композиторами – Александром Николаевичем Скрябиным, Милием Алексеевичем Балакиревым, Модестом Петровичем Мусоргским, Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. В каждом из произведений музыкант находит нечто особенное. Например, в скрябинской Фантазии для фортепиано его привлекает «чудесная игра аккордов». С Сонатой № 7 Прокофьева исполнитель познакомился еще в пятом классе начальной школы – по словам Мао, он тогда еще «ничего не знал о войне» и не мог прочувствовать и интерпретировать эту «военную сонату» в полной мере. «Великолепным произведением» называет Фуджита балакиревский «Исламей» – эту сложнейшую фортепианную фантазию ему особенно хотелось исполнить. Уделил он внимание и творчеству другого композитора-кучкиста – Мусоргского, исполнив фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Мао Фуджита выступает с различными симфоническими оркестрами как в Японии, так и за ее пределами, участвует в музыкальных фестивалях, которые проходят в Польше, Швейцарии, Италии. Музыкант успел приобрести солидный исполнительский опыт к тому моменту, когда он стал студентом первого курса Токийского музыкального университета. В августе 2017 г. Фуджита принял участие еще в одном престижном музыкальном состязании – Конкурсе пианистов имени Клары Хаскил, который каждые два года проходит в Швейцарском городе Веве. По признанию музыканта, он очень волновался перед этим выступлением – ведь это был его первый «взрослый» конкурс (несмотря на множество предшествующих побед и многочисленные концертные выступления, Мао Фуджита себя опытным пианистом не считает). Тем больше радости принесла ему победа. В истории Конкурса имени Клары Хаскил он стал третьим победителем-японцем (первой была Хироко Сакагами в 1987 г., а второй – Хисако Кавамура в 2007 г.) Выступление японского музыканта привело в восторг не только членов жюри – критики отмечали, что его исполнение заставляет забыть о том, что это конкурс, и наслаждаться изяществом музыки.
Мао Фудзита
Мао Фудзита родился в Токио в 1998 году. Окончил школу при Токийском колледже музыки. В настоящее время обучается в Токийском колледже музыки и получает специальную стипендию.
Лауреат конкурса The World Classic (Тайвань, 2010; I премия), Международного конкурса пианистов им. Розарио Марсиано (Вена, 2013; I премия), Чжухайского международного конкурса юных музыкантов им. Моцарта (Китай, 2015; I премия), Международного конкурса юных пианистов им. Джины Бахауэр (Солт-Лейк-Сити, США, 2016; III премия), Международного конкурса пианистов им. Клары Хаскил (Веве, Швейцария, 2017; I премия и три специальных приза). В 2019-м завоевал II премию на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. В октябре того же года дебютировал в Лондоне с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В 2020-м получил премию Idemitsu Music Award.
Выступал на Фортепианном фестивале в Руре, Музыкальном фестивале в Вербье, участвовал в программе «Новое поколение» Фонда Louis Vuitton в Париже. В репертуаре – концерты Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Шумана, а также камерные сочинения разных эпох: от Баха и Доменико Скарлатти до Стравинского и Лигети.
В 2018 году исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского с Токийским столичным симфоническим оркестром под управлением Олега Каэтани, в 2019-м – Фортепианный концерт Андре Жоливе с Токийским филармоническим оркестром под управлением Кадзуёси Акиямы и Третий фортепианный концерт Рахманинова с Симфоническим оркестром Yomiuri Nippon под управлением Качун Вонга.
Среди ангажементов на сезон 2020–2021 годов – дебют с Мюнхенским филармоническим оркестром, Королевским ливерпульским филармоническим оркестром и Бирмингемским симфоническим оркестром, выступления в лондонском Уигмор-холле, на фестивалях в Цинандали и Риге/Юрмале, исполнение всего цикла фортепианных сонат Моцарта на фестивале в Вербье летом 2021-го.
Мао Фудзита записал на лейбле Naxos шесть дисков – с произведениями Шопена, Моцарта, Падеревского, Бартока, Дебюсси, Мендельсона, Бетховена, Листа, Прокофьева, Фудзикуры.
Информация на ноябрь 2020 года
В преддверии финала Мао Фудзита рассказал, почему играть на конкурсе Чайковского было его мечтой, кто его музыкальные кумиры и почему российские поклонники уже успели прозвать его «отцом котов».
Мао, два тура конкурса позади. Каковы Ваши ощущения?
Как конкурсная атмосфера?
Мао Фудзита: У меня есть запись Владимира Горовица, когда он играл в Большом зале во время своего приезда в Москву. Я много раз пересматривал этот диск и всегда был под впечатлением той воодушевляющей атмосферы, что царила тогда в консерватории. Сейчас же нечто похожее происходит со мной самим, и это что-то невероятное! Можно сказать, что я просто купаюсь в этой атмосфере, чувствуя себя частью такого грандиозного события.
В вашем видеоролике, который вы записали как участник для medici.tv, вы сказали, что участие в конкурсе Чайковского было вашей мечтой. Связано ли это с тем, что вы в какой-то степени продолжаете традиции русской фортепианной школы? Ведь ваш профессор Минору Нодзима учился у знаменитого русского пианиста, профессора Льва Оборина?
На первом туре вы поразили публику своим исполнением сонаты Моцарта. Но после и Шопен, и Чайковский, и Прокофьев звучали органично. Каковы Ваши собственные музыкальные предпочтения?
Мао Фудзита: Моцарт!
Жаль, что на этот раз в программе нет камерного тура, в котором на двух предыдущих конкурсах исполнялись концерты Моцарта…
Мао Фудзита: Нет, мои родители к музыке никакого отношения не имеют. Сам я начал играть в три года. В то время моя старшая сестра уже училась игре на фортепиано, поэтому я как бы шел вслед за ней. Должен признаться, что сестра значительно талантливее меня. Но для того, чтобы добиться действительно впечатляющих результатов ей, к сожалению, не хватило терпения. Музыку она в итоге забросила, а я нет.
Как предпочитаете проводить свободное время, отдыхать?
Мао Фудзита: Люблю книги, читаю достаточно много. Ладно, признаюсь в моей главной слабости: я люблю бейсбол. Сам, конечно, не играю, но активно болею за «свою» команду Yokohama DeNA BayStars.
На вашей странице в Instagram много роскошных породистых котов. Ваши?
Мао Фудзита: Да. Дома у меня три кошки: Вон, Кён и Син. Конечно, заботится о них и ухаживает мама, я ничего не делаю. Но Вон сама выбрала своим хозяином меня (смеется).
Мао Фудзита: Третий концерт Рахманинова. Это действительно трудно, но постараюсь не разочаровать всех тех, кто в меня верит.