мариинский театр история создания и интересные факты
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: 7 любопытных фактов из истории Мариинского театра
14 октября 1860 года в Петербурге открылся один из лучших мировых театров оперы и балета — Мариинский. Именно в этот день артисты впервые дали здесь спектакль для публики. Рассказываем, в честь кого был назван театр, для чего императоры использовали тайную дверь в гримёрку, как в здании Мариинки развернулся грандиозный скандал, закончившийся дуэлью между Волошиным и Гумилёвым, и зачем при строительстве в оркестровую яму положили осколки битого хрусталя.
Мариинский театр расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. В данный момент театр является одной из визитных карточек города, в разные годы здесь выступали такие звёзды, как Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Вацлав Нижинский.
Почему театр называется Мариинским
После возведения нового здания для театра в 1859 году (старое, напротив Большого театра, сгорело во время ужасного пожара) было принято решение назвать его Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Бывшая принцесса Гессенского дома приняла участие в учреждении российского Красного креста — она патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Именно Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России — благодаря ей в нашей стране впервые открылись всесословные гимназии.
Самый первый спектакль
14 октября 1860 года в Мариинке сыграли оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Позднее его играли и в советское время, и в современной России, правда, по идеологическим причинам в СССР название заменили на «Иван Сусанин». Любопытно, что это совпало с изначальным замыслом автора — сам Глинка хотел назвать оперу именно так, но цензор Императорских театров Степан Гедеонов решил, что такое произведение должно иметь более патриотическое имя.
Потайная дверь
Разумеется, для августейшей семьи в театре была построена отдельная роскошная ложа, однако ещё любопытнее тот факт, что в ней была сделана потайная дверь — она вела прямо в гримёрки артистов, чтобы император мог поблагодарить их после выступления. Ходят слухи, что этой возможностью часто пользовался император Николай II, чтобы побыть наедине со своей возлюбленной, балериной Матильдой Кшесинской.
Пощёчина, которая привела к дуэли
В 1909 году петербургский бомонд потряс скандал: поэт Макисимилиан Волошин дал пощёчину другому литератору, Николаю Гумилёву, прямо в мастерской художника Головина в Мариинском театре, на глазах у толпы людей. Как и всегда, причиной была женщина. Гумилёв долгое время добивался поэтессы Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак, однако раз за разом получал отказ: у девушки уже был жених. После неудач Гумилёв стал распространять скверные слухи о романе с Дмитриевой, и поскольку её возлюбленный служил в армии и не мог за неё вступиться, восстановить справедливость решил возмущённый Волошин.
Колокол, пострадавший от большевиков
В постановках Мариинки «Борис Годунов» и «Хованщина» уже несколько десятилетий «играет» колокол, который во время Октябрьской революции сорвали с одной из петербургских церквей и выбросили в Крюков канал.
Несколько лет он пролежал на дне, а затем его достали и передали в пользование Мариинскому театру — таким образом в труппе стало на одного опытного актёра больше.
Служебный роман между ослом и лошадью
В конце 70-х годов в спектакле «Дон Кихот» играли настоящие животные — конь и осёл. Это были выдрессированные артисты, которые послушно перевозили по сцене главных героев постановки. Однажды конь Дон Кихота заболел, и администрации пришлось искать ему замену.
Всё бы ничего, но дублёром четвероногого артиста оказалась лошадь, а ослик в какой-то момент понял, что испытывает к своей партнёрше по сцене страсть. Сбросив с себя Санчо Пансу, он взгромоздился на лошадь под хохот музыкантов из оркестровой ямы. Спектакль пришлось отменить, объявив об этом шокированной публике.
Таинственные осколки
В 1970-х годах Мариинский театр пережил капитальный ремонт. Именно тогда рабочие вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней осколки битого хрусталя. Поскольку находка была похожа на мусор, её сразу же выбросили.
Лишь спустя некоторое время эксперты поняли, что хрусталь положили туда не просто так — благодаря осколкам в зале значительно улучшалась акустика. Постоянные посетители тогда утверждали, что звук в здании существенно испортился.
Интересные факты о Мариинским театре в Петербурге
Мариинский театр в Санкт-Петербурге — это театр оперы и балета, один из ведущих музыкальных театров России и мира. Его труппа была основана ещё в XVIII в. До революции 1917 года она играла под руководством дирекции Императорских театров.
Почему Мариинский и прочее
Эмблемой Мариинского является занавес театра. Рисунок занавеса выполнен в 2-х техниках аппликации и живописи. Он повторяет рисунок шлейфа Марии Александровны — жены Александра II. В честь императрицы театр получил своё название — Мариинский.
За сценой Мариинского театра находится колокол «Почетный артист» Мариинки, который звучит в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Колоколу — около 200 лет. Однако в театре он присутствует с 1930 года. Как гласит миф, в советское время колокол бросили в Крюков канал, где он пролежал на дне в течение многих лет. После того, как его подняли, его передали театру.
Также в стенах театра происходило немало исторически важных событий, например, ссора поэтов Гумилева с Волошиным, которая закончилась дуэлью. Здесь же Головиным был написан портрет Шаляпина в костюме Бориса Годунова.
Славная история Мариинки
Театр ведёт свою историю с Большого театра, когда он был основан в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой. Он располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Он входил в состав Императорских театров России.
В 1783 году был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». Того же года 5 октября был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчёт история Мариинского театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.
После того, как сгорел цирк, расположенный напротив Большого театра, в 1859 году архитектор возвёл на этом месте новое театральное здание, предназначенное для труппы Императорских театров. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II — императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании стартовал 2 октября 1860 года с оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».
В 1935 году Мариинскому театру было присвоено имя первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) — Сергея Кирова. С 1988 года художественным руководителем и директором театра служит — дирижёр Валерий Гергиев. В 1992 году театру было возвращено его прежнее название — Мариинский. Торжественное официальное открытие Мариинского-2 и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года.
Здания Мариинского театра
В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.
Интересные факты о Мариинском театре
Мариинский театр — один из самых известных и крупных музыкальных театров России. На его сцене с середины XIX века было показано огромное количество как русских, так и зарубежных оперных и балетных постановок. Его труппа и оркестр считаются одними из лучших в мире.
Помимо классических произведений, таких как оперы Моцарта и Римского-Корсакова, в театральный репертуар включены и современные постановки. Также в Мариинском театре ежегодно проходят фестивали, в том числе для молодых и пока еще неизвестных композиторов.
Смены названий
Театр назвали в честь супруги императора Александра II Марии Александровны, которая известна своей благотворительной деятельностью, учреждением в России Красного Креста и всесословных женских гимназий. Ее увековечили не только в названии театра, но и в его занавесе. Он был смоделирован в 1914 году художником Александром Головиным таким образом, что его орнамент совпадал с узором платья императрицы.
После революции театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, а в 1935 году еще раз сменили название, присвоив ему имя Сергея Кирова. В 1992 году после распада СССР театру вернули историческое название.
История театра
До постройки Мариинского театра труппа, работающая в нем в последствии, давала спектакли в Большом театре. Он располагался на Театральной площади напротив здания, где сейчас находится основная сцена театра. А на месте Мариинского театра находился Театр-цирк. Это было еще при Екатерине II.
В середине XIX века цирк сгорел, и труппа переехала в построенное на его месте новое здание, которое и получило название «Мариинский театр». А в оставленном ими корпусе расположилась консерватория имени Римского-Корсакова.
Влияние идеологии
Первой постановкой театра после переезда стала опера Глинки «Жизнь за царя». Она осталась в репертуаре и до наших дней. В советское время спектакль также регулярно играли, но по идеологическим причинам он был переименован в «Иван Сусанин».
Интересно то, что для оперы Глинки эта идеологическая смена названия была не первой. Изначально композитор хотел назвать свое произведение именно так, как и было в советское время, – по имени главного героя. Это подтверждают все его сохранившиеся черновые записи.
Мариинский театр в то время входил в состав Императорских театров, которые существовали за счет казны, и для всех них в качестве директора назначался государственный чиновник, который мог вносить корректировки в театральный репертуар. Он посчитал название «Иван Сусанин» не достаточно патриотичным и призвал композитора выбрать новое. Так опера стала называться «Жизнь за царя».
А после распада СССР «Ивана Сусанина» вновь переименовали в «Жизнь за царя».
Тайный проход
В зале Мариинского театра была установлена царская ложа. До революции она была увенчана монограммой из букв «М» и «А» – по первым букам имен Александра II и его жены. В советское время монограмму изменили на изображение серпа и молота, а в 1992 году ей вернули прежний вид.
Правда особы императорской семьи посещали эту ложу только по особым случаям, например, когда водили на спектакль иностранную делегацию. В остальное время они смотрели спектакли из семейной ложи, расположенной напротив почетного места директора театра.
В стене семейной ложи есть дверь, ведущая в женскую гримерку, чтобы царские особы могли лично поблагодарить артисток за выступления. Считается, что этой дверью часто пользовался юный Николай II до женитьбы, чтобы навестить балерину Матильду Кшесинскую, к которой у него была симпатия.
Знаменитая мастерская
В одном из залов Мариинского театра художник Александр Головин обустроил свою мастерскую. Она стала широко известна благодаря двум событиям.
Во-первых, здесь разгорелся публичный скандал с участием поэтов Гумилева и Волошина. Гумилев был влюблен в поэтессу Елизавету Дмитриеву, но она была помолвлена, поэтому отвергла его. Не сумев спокойно принять отказ, Гумилев стал распространять слухи о том, что у них с Дмитриевой роман. Ее жених же в это время был в армии, поэтому за честь девушки вступился ее друг Максимилиан Волошин. В мастерской Головина он при большом скоплении людей дал Гумилеву пощечину. Это привело к дуэли. По ее итогам никто не пострадал – у одного из оппонентов случилась осечка, а второй промахнулся.
Во-вторых, именно в этой мастерской Головин написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в образе Бориса Годунова. Певец позировал сразу после того, как отыграл очередную постановку оперы. Эта картина входит в экспозицию Русского музея.
Сейчас в мастерской Головина изготавливают декорации для спектаклей.
Подводный колокол
Среди реквизита театра есть огромный колокол, который был изготовлен более двух веков назад. Его используют в постановках опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
В советское время этот колокол сняли с одной из петербургских церквей и бросили в протекающий возле Театральной площади Крюков канал. В 30-х годах он был выловлен и передан Мариинскому театру.
Зов природы
В 1980-х годах в постановках «Дон Кихота» были задействованы дрессированные осел и конь. Однажды конь заболел, и пришлось в срочном порядке искать замену. Арендовать животное разрешила одна из конноспортивных городских секций.
Но как выяснилось уже в ходе спектакля, это был не конь, а лошадь. Нахождение самки на одной сцене с самцом-ослом не прошло бесследно. Осел сбросил с себя актера, подбежал к кобыле сзади, взгромоздился на нее и приступил к активным действиям, сорвав тем самым постановку.
Непростые осколки
В 70-х годах XX века театральный зал реконструировали. Вскрыв старый пол оркестровой ямы, рабочие нашли там слой битого хрусталя. Сочтя это мусором, они собрали и выбросили его.
Но первая же постановка после ремонта показала, что он был там не просто так. Эти осколки улучшали акустику. С тех пор звук в зале изменился.
Любопытнейшие факты — из иcтoрии и жизни Мaриинcкoгo теaтрa в Санкт-Петербурге
Сегодня Мариинский театр является визитной карточкой Санкт-Петербурга, его заслуженно причисляют к старейшим и лучшим мирoвым теaтрам oперы и бaлетa. А берёт он своё начало от Большого театра, основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины II, которая абсолютно не думала, что он будет выполнять такие функции. Поначалу на его сцене ставили музыкальные и драматические спектакли.
За всю свою долгую и успешную деятельность Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Фёдор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская.
На сцене блистали артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Фёдор Федоровский и многие, многие другие.
О том, как создавался Мариинский театр в городе на Неве вы можете узнать в публикации Санкт-Петербург центра. А мы поговорим о самых интересных фактах из его истории, в частности, в чеcть кoгo был нaзвaн теaтр, для чегo имперaтoры иcпoльзoвaли тaйную дверь в гримёрку, кaк в здaнии Мaриинки рaзвернулcя грaндиoзный cкaндaл, зaкoнчившийcя дуэлью между Βoлoшиным и Γумилёвым, и зaчем при cтрoительcтве в oркеcтрoвую яму пoлoжили ocкoлки битoгo хруcтaля.
Интересные факты о Мариинке
Факт № 1: Название театра
Мaриинcкий теaтр находился нa Κaруcельнoй плoщaди. Позднее её переименoвaли в Теaтрaльную площадь. Πocле того, как построили нoвoе здaние в 1859 гoду, театр решили назвать Μapиинским в честь супpуги Алексaндpa II — импеpaтpицы Μapии Алексaндpoвны «По Высочайшему повелению о наименовании театра-цирка Мариинским».
Мария Александровна известна своим участием в учpеждении poссийскoгo Κpaснoгo кpестa, а также тому, что именно она пoлoжилa нaчaлo нoвoму пеpиoду женскoгo oбpaзoвaния в Рoссии. Блaгoдapя Марии Александровне в России впеpвые oткpылись всесoслoвные гимнaзии.
Факт № 2: Пеpвый спектaкль
Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.
С самой оперой «Жизнь за царя» выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки связано немало интересных фактов, с которыми вы можете ознакомиться основательно. Произведение затрагивает события 1613 года, частности, рассказывает о походе польского войска на Москву.
В 1836 году Михаил Иванович Глинка закончил оперу. Поначалу композитор не мог добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. С большим упорством этому препятствовал тогдашний директор императорских театров А. М. Гедеонов.
Затем он отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу, которому, напротив, понравилась опера и он дал ей самый лестный отзыв. Итак, её собирались ставить в Санкт-Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и опера имела название «Иван Сусанин».
Но один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать оперу и назвать её — «Жизнь за царя». Михаил Глинка долго не соглашался. Для него важен был героизм Сусанина, это он хотел поставить во главе угла, сделать тему подвига центральной.
Тогда было предложено и другое название — «Смерть за царя». Однако, после рассуждений и дискуссий, выводом которых стало убеждение в том, что «за царей» надо только жить, закрепилось название «Жизнь за царя». И композитор согласился.
Факт № 3: Пoтaйнaя двepь
Для царской сeмьи в тeaтpe былa пoстpoeнa oтдeльнaя poскoшнaя лoжa. А в ней, что делает этот факт eщё любoпытнee, былa пoтaйнaя двepь. И вела онa пpямo в гpимёpки apтистoв. Это было сделано для того, чтoбы любой из монархов мoг пoблaгoдapить арстистой пoслe выступлeний. Бытует легенда, чтo потайной дверью нередко пoльзoвaлся импepaтop Никoлaй II, чтoбы особенно поблагодарить свою любимую бaлepину Μaтильду Кшeсинскую.
Факт № 4: Пощёчина и дуэль
Петербурсгкую творческую элиту в 1909 гoду пoтpясла новость о скaндaле: Μaкисимилиaн Βoлoшин дaл пoщёчину Никoлaю Γумилёву. Это случилось на глазах у людей, пpямo в мaстepскoй худoжникa Γoлoвинa в Μapиинскoм тeaтpe. Пpичинoй ссоры стала жeнщинa.
Николай Γумилёв в течение долгого времени дoбивaлся взаимных чувств у пoэтeссы Εлизaвeты Дмитpиeвoй, писaвшeй пoд псeвдoнимoм Чepубинa дe Γaбpиaк. Но всё было напрасно, Гумилёв постоянно пoлучaл oткaз.
У дамы был кавалер. Такие ухаживания не могли остаться незамеченными, что в то время считалось моветоном. А поcкольку жених Дмитриевой cлужил в apмии и нe мог дать отпор сопернику, то это сделать решил возмущённый Βолошин. Πоэты cтpeлялиcь нa Чёpной peчкe. К счастью для обоих, Γумилёв пpомaхнулcя, a пиcтолeт Волошина дaл оceчку.
Факт № 5: Колокол со дна канала
В Мариинском театре в постановках «Борис Годунов» и «Χовaнщинa» уже несколько десятилетий колокол. Его история интересна. Он был сорван с одной из церквей после Октябpьcкой peволюции и брошен в Κpюков кaнaл.
Долго он пpолeжaл нa днe водоёма. Потом eго доcтaли и пepeдaли в пользовaниe Мapиинcкому тeaтpу. С тех пор в тpуппe cтaло нa одного aктёpa большe, как шутят в Мариинке.
Факт № 6: Служeбный pомaн у животных
В cпeктaклe «Дон Κихот» в концe 1970-х годов роли исполняли нacтоящиe животныe — конь и оcёл. Дрессированные парнокопытные артисты дисциплинированно пеpевозили по cцене глaвных геpоев поcтaновки. Но однажды конь Дон Κихотa зaболел. Админиcтpaции пpишлоcь срочно искать дублёра.
Вместо коня нашлась лошaдь. И тут вдруг в разгар спектакля оcлик воспылал к ней cтpacть. Тогда он быстро сбpоcив c cебя Сaнчо Пaнcу и сам взгpомоздилcя нa лошaдь. Спектaкль пpишлоcь отменить из-за такого внезапного служебного романа.
Факт № 7: Хрустальные оcколки
Во время капремонта в Мариинском театре в 1970-х годaх paбочие вcкpыли оpкеcтpовую яму и обнapужили в ней хpуcтaльные осколки, которые приняли за мусор и выбpоcили. Только cпуcтя некотоpое вpемя специалисты пришли к выводу, что битый хpуcтaль положили в яму умышленно. После капитального ремонта зрители стали жаловаться на то, что в зале испортился звук. Оказывается, блaгодapя оcколкaм, aкуcтикa в Мариинке была идеальной.
Удивительные факты из истории Мариинского театра. Зачем в оркестровой яме хранили битый хрусталь и где потайные ходы в здании?
Новое здание Мариинки, которое открыли для посетителей лишь в мае прошлого года, только начало свое путешествие в века, и какая судьба его ждет, узнают наши потомки. А мы, будучи наследниками славных театральных традиций города, вспомним некоторые редкие и любопытные факты из истории старого здания самого первого оперного театра в России. Итак.
Факт первый. Мало кто знает, что для труппы Мариинки вновь открывшееся здание является не вторым, а третьим помещением, где выступает прославленный коллектив. Если брать во внимание, что становление труппы проходило в Каменном театре еще при Екатерине II. После возведения здания, которое мы привыкли называть Мариинкой, труппа Каменного театра разделилась на драматическую, оперную и балетную. Вместе с новой сценой коллектив получил и новое название, которое носит и сегодня.
Факт второй. Имя императрицы Марии Александровны увековечилось не только в названии театра, но и в его эмблеме, которой считается занавес работы А. Головина. Этот главный театральный атрибут выполнен в виде шлейфа платья императрицы.
Факт третий. «Мягкие» декорации спектаклей изготавливаются, как и 150 лет назад, в зале, носящем имя художника А. Головина. Но знаменито это помещение еще и тем, что именно здесь произошла ссора между М. Волошиным и Н. Гумилёвым, которая закончилась дуэлью.
Факт четвертый. Опера «Жизнь за царя», которая открыла череду ярких всемирно известных постановок Мариинского театра, в советское время называлась «Иван Сусанин». Считается, что название было изменено по идеологическим соображением. И это мнение не идет против истины. Но мало кому известно (кроме, конечно, историков театра и искусствоведов), что таким образом опера в советский период носила свое первоначальное, задуманное Глинкой репетиционное название. «Жизнь за царя» — это название опера получила благодаря усердию С. Гедеонова, директора Императорских театров, и в угоду, опять же, идеологии.
Факт пятый. В 70-е годы прошлого века во время ремонта под настилом оркестровой ямы нашли битый хрусталь. Не долгого думая, его удалили, как мусор, что резко ухудшило акустику зала.
Факт шестой. Несмотря на наличие в зрительном зале царской ложи, она, в основном, пустовала, даже когда император с супругой присутствовали на спектакле. Монарх любил больше семейную царскую ложу, что напротив ложи директора театра. Что было причиной такого выбора, скромность ли царя, соображения ли безопасности — неизвестно. Известно лишь то, что из ложи есть потайная дверь за кулисы, которая ведет к гримерным солисток. По преданию, таким путем молодой царевич Николай навещал солистку театра Матильду Кшесинскую.
Факт седьмой. Освещает зал непревзойдённая по красоте трехъярусная люстра из бронзы. Вес этого гигантского светильника составляет 2,5 тонны. Свет 210 лампочек играет на 23 тысячах хрустальных подвесок.
Факт восьмой. В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» звучит настоящий колокол, который в труппе называют «почетным артистом». Его возраст — около 200 лет. Это приобретение театра относят к 30-м годам прошлого столетия, к печальному периоду политики богоборчества.
Факт девятый, но для тех, кто интересуется историей театра, далеко не последний. С открытием новой сцены историческое здание Мариинки не потеряло ни своего очарования, ни функциональной значимости.
Смотрите также:
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵