материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии
Ekzamen_psikhiatria_1 / 4. Материалистическое и идеалистическое понимание психики
Материалистическое и идеалистическое понимание психики
Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.
Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.
Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.
Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.
В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.
Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.
Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.
До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.
Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.
То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.
При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:
1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;
2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понимание) речи, музыки.
В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Сеченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:
Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства).
Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.
Все три звена взаимосвязаны друг с другом.
Значение положений, выдвинутых Сеченовым:
1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;
2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;
3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.
Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Павлова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.
Идеалистическое и материалистическое понимание психики
Материалистические представления о психике
Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что «. он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.
Второй этап развития психики как науки.
Психология как наука о сознании (17-20 в)
Представители:Рене Де Карт,Джонн Локк.
Вселенную начали представлять как гигантскую машину. В этот период складывается понимание. Все можно изучить, все можно измерить и человека тоже.
Предметомизучения психологии стало сознание.
Де Карт— «мыслю,значит существую».
Человек, взрослея, чтобы познать истину, должен все подвергать сомнению, и мыслить сам,только потом он узнает всю истину.
Джон Локк
Д.Локк. считал,что душевная жизнь проходит на 2х уровнях.
2.чел может наблюдать свои ощущения,желания,мысли.( мысли,чувства,переживания- рефлексия) наблюдает за деятельностью своего ума.
Деятельность души 1 уровня у всех, даже у детей. 2- зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, но и у взрослого может не развиться, если нет склонности к самонаблюдению.
Вывод: рефлексия развивается сама по себе; психолог может и должен проводить исследования над собой. основной метод наблюдения сознания- интроспекция.
1879-конец 19в. Психика изучается в подсознании.
Вильгельм Вундт
Создал 1ю экспериментальную псих лабораторию в Липецке. Считается началом второго периода психология как наука. Один из методов – интроспекции. Искал элементы сознания.
Метод интроспекции:
1)Испытуемые люди упражнялись в интроспекции долгое время. Самонаблюдение: обычные люди.
2)Ищутся элементы сознания. Самонаблюдение: ощущения описываются своими словами
3)Испытуемый сам делал заключение о элементах сознания. Самонаблюдение: полученый испытуемый материалы анализирует экспериментатор.
Особенности интроспекции:
1)завершенный метод (сам сделал вывод)
2)для интроспекции нужны подготовленные люди
3)интроспекция осуществляется как вторая деятельность ( наблюдение за своим разумом)
Вундт выделил простые элементы сознания.
-слуховые,- зрительные,- обонятельные.
Из ощущения складываются наши мысли.- объективные элементы сознания.
Субъективные элементы сознания:
— (не) удовольствие, успокоение, возбуждение, разрядка, напряжении. Радость= удовольствие+возбуждение.
Достижения
Было описано огромное разнообразие психических явлений
Описание фокус (в настоящий момент привлекает сознание) и периферия (потом может стать фокусом) сознания.
Сознание в непрерывном движении «поток сознания»
Одни процессы сознания текут сами собой- не произвольные. Другие- организуются- произвольные.
Вундт пытался измерить сознание. Определить объём.
Предпосылки возникновения этапа:
-Заложены предпосылки (методологические ) научного понимания психики и сознания:
-Век механицизма (появление машин, часов)
-Вселенную начали представлять как гигантскую машину
-Складывается понимание: все можно изучить, всё можно измерить и человека тоже
-Заложены предпосылки научного понимания
Достижения:
—Психология стала наукой
-Стали изучать сознание
-Открытие лаборатории Вундта
-Описаны многие процессы, которые происходят в сознании
Недостатки:
—Изучали только сознание
-Была ложная идея разложения сознания на простейшие элементы
-Основной метод интроспекции, который субъективен (не мог дать достоверный факт)
Этапы развития психологии как науки. Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки. Особенности современного периода развития психологии.
1913г – статья «психология с точки зрения бихевиориста»
— сознание субъективно, его объективное изучение невозможно, поэтому такой категории как сознание для науки существовать не должно. Предметом изучения психологии должно стать поведение, так как оно доступно внешнему наблюдению.
— психология должна опираться только на объективные методы, должна стать естественной научной дисциплиной, должна изучаться на измерении. Это направление получило название бихевиоризм.
Предпосылки возникновения бихевиоризма:
1) Изучение сознания с помощью интроспекции не имело никаких практических результатов, было интересно только самим психологам. Продолжать это не имело никакого смысла.
2) Начало 20в – начало промышленного производства, требуется развитие методов, позволяющих контролировать поведение человека.
3) Бурный рост городов.
Основная формула бихевиоризма – стимул реакция.
Нужно изучать стимулы, реакции, и по каким стимулам мы можем предсказывать поведение человека, меняя стимулы можно формировать поведение человека.
Уотсон выделял врожденные и приобретенные реакции.
Врожденные– с ними человек рождается, это безусловные рефлексы.
Приобретенные – образуются на основе врожденных (основание на работах Павлова)
Классическое научение. Меняется стимул – меняется реакция.
Фредерик Скиннер. Описывает оперантное обусловливание. Если какое –то действие поощрять, то в последующем оно с большей вероятностью будет воспроизведено.
Толмен.
Ввел переменную V – цели, намерения, желания.
Между стимулом и реакцией возникает внутренние процессы.
Заслуги бихевиоризма:
1) Объективность – психология стала исходить из реальных фактов
2) Стали использоваться объективные методы – эксперимент.
3) Расширяется спектр исследуемых объектов: поведение животных и исследование людей разного возраста.
4) Получили развитие раздела психологии, касающегося научения получения навыков.
Недостатки:
1) Игнорировалось сознание и все внутренние процессы не изучались
2) Сближение психики человека и животного: данные, которые были получены на животных, переносились на человека.
3) Этический компонент.
Особенности 4 периода:
1) Исследуются сознательные, неосознаваемые процессы, социальные связи.
2) Рассматривается с точки зрения информационного подхода.
3) Методологичекий кризис и разделение психологии на отдельные школы.
— Появление первых концепций личности, теорий сознания, теории научения, творческого мышления.
— Появление первых экспериментальных исследований личности
— совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические исследования.
Недостаток: большая разрозненность каждой отрасли психологии.
Психоанализ. Конец 19в. З. Фрейд.
Все поступки, мысли человека определяются бессознательными процессами.
Методы по Фрейду:
Анализ сноведений, анализ оговорок, явление остроумия.
Гештальт- психология.
Человек воспринимает мир целостно, завершает процессы.
1885г – Бехтерев создает первую психологическую школу в России.
1908– Бехтеревым открывается психо-неврологический институт. Бехтерев развивает экспериментальное направление психологии.
Челпанов основал в России первый психологический институт.(1912)
Основные направления развития отечественной психологии: мозг и психика (понятие о трех функциональных блоках головного мозга по А.Р. Лурия), единство сознания и деятельности (подход А.Н. Леонтьева), культурно-историческая теория развития сознания Л.С. Выготского.
Характеристика общественной психологии. 1885 В.М. Бехтерев. Создают 1-ю псих лабораторию в России в Казани, затем в Петербурге.
1908- психоневрологический институт (эксперимент направление в психологии)
Чулпанов- один из создателей психологического института.
1) Психика- функция нервной системы.
2) Высшее проявление психики – сознание
3)Свойство высоко организованной материи.
Павлов- описал механизмы условных рефлексов.
А.Р.Лурья:
1)Основоположник отечественной нейропсихологии (изучает локализацию высших психических функций в головном мозге)
2) Принципы единства сознания и деятельности (психика проявляется и развивается в деятельности) А.Н.Леонтьев – автор деятельностной психологии.
Рубинштейн- продолжил труды Леонтьева.
Д.Б.Эльконин- описал периодизацию детского возраста с точки зрения теории деятельности.
А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о «морфологии» деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: «Проблемы развития психики» (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты:
— мотивы,
— цели,
— действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.
Мозг и психика
1. Теория психофизиологического параллелизма.
2.Психофизиологическая идентичность.
Мозг вырабатывает мысль так же как печень вырабатывает желчь.
3.Подход Лурия Выгодского.
Психические процессы являются надсистемными свойствами головного мозга. Т.е возникает в результате совместной работы различных зон головного мозга.
Лурия описал 3 блока головного мозга каждый из которых связан с определённым психическим процессом.
2. Связан с восприятием,обработки, переработки информации(за центральной бороздой)
3. Регулирование (цели, полагания) лобная часть- контроль.
Идеалистическое и материалистическое представление о психике
Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.
Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.
На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.
Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 2258 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов
Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Дополнительные готовые курсовые на темы:
Введение
Философы хотят узнать смысл человеческой жизни. Но для этого мы должны ответить на вопрос: Что такое человек? Какова его/ее сущность? Определить сущность человека — значит указать на его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие — это ум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с деятельностью его ума, его мышления.
История философии — это в некотором смысле история противостояния материализма и идеализма, или, другими словами, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире возникла некая идея, мировой разум, а из них возникло все многообразие реального мира, то это означает, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения на фундаментальный вопрос философии. Идеализм — это тип и метод философствования, который отводит только духовному началу активную и творческую роль в мире и признает только его способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший способ бытия — не творческое, а вторичное начало.
С точки зрения приверженцев материализма, материя, то есть основа всего бесконечного многообразия существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому материалистический взгляд на мир истинен. Сознание, присущее только человеку, отражает окружающую его реальность.
Цель данной работы — рассмотреть особенности материализма и идеализма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить теоретический материал по теме; 2) рассмотреть особенности философских течений; 3) сравнить и выявить различия между указанными течениями.
Формы материализма и идеализма разнообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический, диалектический, исторический и античный материализм.
Материализм
Материализм — философское направление, которое постулирует первичность и единство материального начала в мире и рассматривает идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает, что мир вечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве. Мысль неотделима от материи, которая мыслит, и единство мира заключается в его материальности. Материализм рассматривает сознание как продукт материи и видит в нем отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — познаваемости мира — означает веру в адекватность отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемость мира и его законов. Материализм отличается тем, что опирается на науку, доказуемость и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Содержание материализма понимается как совокупность его исходных предпосылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, которая определяется прежде всего методом мышления. Поэтому его содержание содержит то, что является общим для всех школ и течений материализма в их противостоянии идеализму и агностицизму, а с его формой связано то, что характерно для отдельных школ и течений материализма.
В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в укреплении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, она способствовала росту научных знаний, совершенствованию научных методов, что положительно сказывалось на успехах человеческой практики, на развитии производительных сил. Критерием истинности материализма является общественно-историческая практика. На практике ложные построения идеалистов и агностиков опровергаются, а их истинность неопровержимо доказывается. Слово «материализм» использовалось в XVII веке в основном в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые было дано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
В своем развитии материализм прошел три стадии.
Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Первые учения материализма появились вместе с подъемом философии в рабовладельческих обществах Древней Индии, Китая и Греции в связи с достижениями в астрономии, математике и других науках. Общей чертой античного материализма является признание материальности мира, его независимого от человеческого сознания существования. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего существующего и появляющегося на свет. В древности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и становится водой. Для античного материализма, особенно для Эпикура, акцент делался на личном самосовершенствовании человека: освобождении его от страха перед богами и от всех страстей, обретении способности быть счастливым при любых обстоятельствах. Заслугой античного материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Лейципп, Демокрит)..
В средние века материалистические тенденции проявились в форме номинализма, доктрины «консубстанциальности природы и Бога». В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и др.) часто облекался в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности — это был период второй стадии материализма. В 16-18 веках в странах Европы наступил второй этап в развитии материализма — Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве подъема капитализма и связанного с ним роста производства, технологий и науки. Идеологи прогрессивной буржуазии того времени, материалисты боролись со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращаясь к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17 и 18 веков был связан с быстро развивающимися в то время механикой и математикой, что определило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения, материалисты XVII века стали рассматривать конечные элементы природы как неживые и бескачественные. Французские философы (Дидро, Гольбах и другие) в целом придерживались механистического понимания движения и рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказавшись от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов XVII века. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, особенно заметна у французских материалистов XVIII века. Высшей точкой в развитии этой формы материализма на Западе стал «антропологический» материализм Фейербаха, в котором созерцание занимало самое видное место.
В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма — это было началом третьего этапа в развитии материализма. Еще одним шагом в развитии материализма в России и Восточной Европе во второй половине XIX века стала философия революционных демократов, вытекающая из сочетания гегелевской диалектики и материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотьев и другие), опирающаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. Одной из особенностей развития диалектического материализма является его обогащение новыми идеями. Современное развитие науки требует, чтобы естествоиспытатели стали сознательными приверженцами диалектического материализма. В то же время развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии материализма. Последнее происходит в постоянной борьбе материализма с новейшими разновидностями идеалистической философии.
В западной философии XIX века материализм развивался в основном как механистический, но ряд западных философов-материалистов также сохранили интерес к диалектике. Материализм конца двадцатого и начала двадцать первого веков представлен философским течением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм можно назвать самостоятельным направлением философии, так как он решает ряд проблем, постановка которых исключается другими направлениями философского знания.
Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм нового времени и диалектический материализм.
Идеализм
Идеализм — философское течение, которое приписывает активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставит материальное в зависимость от идеального.
Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад. Термин «идеализм» впервые появился в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона как о величайшем материалисте и величайшем идеалисте. А в 1749 году французский материалист Дидро назвал идеализм «…самой абсурдной из всех систем».
Идеализм предполагает примат духовного, нематериального, и вторичность материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и его сотворении Богом. Последовательный идеализм противопоставляет материалистическому детерминизму телеологический взгляд. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих значениях, а само это движение иногда считается подлинно философским. В условиях классового общества идеализм возникает как научное продолжение мифологических и религиозно-фантастических идей. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого знания и тем самым тормозит научный прогресс. В то же время некоторые представители идеализма, задавая новые эпистемологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.
Идеализм тесно связан с религией в своем происхождении и на всех этапах своего развития. Скорее, она возникла как концептуальное, понятийное выражение религиозного мировоззрения, а в более поздние эпохи обычно служила философским обоснованием и оправданием религиозной веры.
Историческими истоками идеализма являются анимизм и антропоморфизм, присущие мышлению первобытного человека, оживление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил как образа и подобия человеческих действий, обусловленных сознанием и волей. Далее, гносеологическим истоком идеализма становится сама способность к абстрактному мышлению. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Формирование общих понятий и повышение степени абстракции — необходимые моменты в развитии теоретической мысли. Злоупотребление абстракцией, однако, предполагает гипостазирование абстрагирующей мыслью свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных опор и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенение, субъективизм и субъективная слепота — вот эпистемологические корни идеализма». Эти эпистемологические корни идеализма закреплены определенными социальными факторами, которые берут начало в отделении умственного труда от физического, в котором «…сознание может эмансипировать себя от мира…». С возникновением рабовладельческого общества идеализм становится естественно-исторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд изначально был их привилегией.
В отличие от буржуазных философов, насчитывавших множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм делит все его разновидности на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личный или безличный всеобщий разум, некое надличностное сознание, и субъективный идеализм, сводящий познание мира к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не является абсолютным.
Во время общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три вышеперечисленных течения являются основными вариантами идеализма середины XX века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс дробления на небольшие эпигонские школы. Основными социальными причинами многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции Франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс дезинтеграции буржуазного сознания и стремление обеспечить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.
Многовековая история идеализма довольно сложна. В различных своих формах на разных этапах истории она по-своему выражала развитие форм общественного сознания в соответствии с характером меняющихся общественных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Его отличительной особенностью является тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сливающийся не только с мифологией, но и с мистикой. Эта черта объективного идеализма еще более ярко проявляется в Средние века, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Реконструкция объективного идеализма Фомой Аквинским была основана, прежде всего, на искаженном аристотелианстве. Основной концепцией объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского была концепция нематериальной формы, которая трактовалась как целенаправленное начало, исполняющее волю внеземного Бога, мудро спланировавшего конечный мир во времени и пространстве.
В средневековой философии идеализм был представлен схоластическим реализмом; в современную эпоху его величайшими выразителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов XVIII века: Дж. Беркли и Д. Хьюм.
Начиная с Декарта, субъективный идеализм развивался все больше и больше в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верилия и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое утверждение об априорных формах этого сознания, оправдывающее агностицизм, и, с другой стороны, объективно-идеалистическое признание надличностного характера этих форм.
Различие между материализмом и идеализмом
Эти два философских направления соперничали друг с другом практически на протяжении всей истории философии. Материализм — это философское направление, которое, в отличие от идеализма, считает, что:
1) Мир материален, он существует объективно вне и независимо от сознания;
2) материя первична, а сознание — свойство материи;
3) объект познания — это познаваемая объективная реальность.
В соответствии со своими социальными корнями идеализм, в отличие от материализма, функционирует как мировоззрение консервативных и реакционных слоев, которые не заинтересованы в правильном отражении бытия.
Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии является взаимоисключающим, только одно из двух может быть истинным. Это материалистическое решение, которое подтверждается историей науки, рассмотренной под этим углом зрения, а также развитием социальной практики.
«Философы разделились на два больших лагеря» в зависимости от того, как они отвечали на вопрос об отношении между мышлением и бытием. «Те, кто утверждал, что разум существует до природы… образовали лагерь идеалистов. Но те, кто считал природу фундаментальным началом, присоединились к различным школам материализма».
Чтобы исследовать разницу между материализмом и идеализмом, полезно обратиться к учениям известных философов, особенно тех, кто стал «отцами» основных ветвей этих течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения заключается в том, что мир состоит из атомов, то есть материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма. Основная идея его учения заключается в том, что идеи вечны и неизменны, в то время как материальные вещи меняются и погибают.
Античный материализм
Античный материализм — наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян в сочетании с их наивной диалектикой. Античная наука не делится на отдельные отрасли, а имеет единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.
Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Материалистическое мировоззрение наиболее ярко выражено в работах Демокрита из Абдеры. На протяжении всего периода существования Древней Греции Демокрит был самым знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Комбинации инициалов — атомов (бытия) приводят к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) объектов — их переходу в пустоту (небытие). Атомы — вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение — самое важное свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотное, многообразное, определяемое своей внешней формой. Атом: абсолютно плотный, не имеющий пустоты в себе, не воспринимаемый органами чувств из-за своего малого размера. Материалистические идеи Демокрита были плодотворно развиты его младшим соотечественником Эпикуром, а также преемником двух великих греков, римским философом Лукрецием Каром.
Геоцентрические атомисты считали, что Земля равноудалена и неподвижна от всех точек космической оболочки. Живые существа на земле возникли из неживых по законам природы, без какого-либо творца или разумного замысла. Главный закон Вселенной: «Ни одна вещь не происходит просто так, а в силу причинности и необходимости».
Метафизический материализм Нового времени.
Метафизический (или механический) материализм — материализм, который 1) противостоит диалектическому материализму; 2) отрицает качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводит многообразие форм движения к механическому движению.
Метафизический материализм 17-18 веков характеризуется быстрой дифференциацией науки, распадающейся на отдельные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Между материализмом и диалектикой существует разрыв; в материализме встречаются только элементы диалектики, а преобладает общее метафизическое мировоззрение. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и стремится построить определенную картину мира, преувеличивая те или иные его стороны: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом. Век — несомненный факт.
Метафизический материализм является наиболее последовательным и наименее противоречивым из всех вариантов материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В целом, смысл этой доктрины заключается в следующем: Материя — это бытие, которое принципиально непознаваемо. («Тот, кто говорит, что материя не есть вещь в себе, тем самым является идеалистом» (Шопенгауэр)). Не может быть сущности без сознания, и поэтому материя — это не сущность, а лишь неидеальная субстанция. Движение, время и пространство субъективны. Сознание — это либо атрибут, либо способ материи. Наши знания о мире (сущности) не являются знаниями о материи (субстанции). Субстанция не зависит от нашего знания, но сущность вообще не является атрибутом материи. Материя — это вещь в себе.
Диалектический материализм
Диалектический материализм («диаматизм») — учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, сочетающее материалистическое понимание действительности с диалектикой. Она характеризуется внутренним единством, неразрывностью диалектики и материалистической эпистемологии. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, создавая полное единство диалектики (теории развития), логики (теории мышления) и эпистемологии.
Сильной стороной диалектического материализма было его внимание к диалектике, проявляющееся в признании принципиальной познаваемости мира. Она основывалась на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.
«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Она возникла в результате переноса диалектики Гегеля на материалистическо-монистическое мировоззрение конца XIX века; название «материализм» часто используется здесь в смысле реализма (реальность, независимая от мысли и существующая вне сознания).
Для диаматизма характерны строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; разностороннее рассмотрение исследуемого объекта, гибкость понятий; неразрывная связь научных идей, всех сторон научного знания с понятием материи, природы, что закрепляет их использование как относительных и препятствует превращению в абсолют.
Различие между метафизическим и диалектическим материализмом
1. сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили многообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, Ленин) считали, что существует 5 видов движения:
2. французские материалисты XVIII века (Фейербах) считали, что мир состоит из материи, которая принципиально непознаваема. Напротив, марксистская теория признавала, что мир в принципе познаваем.
3. философия, особенно метафизический материализм, постепенно отделилась от науки. Диалектический материализм послужил основой для науки.
4. представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависит от нашего сознания. Представители диалектической доктрины придерживались мнения, что все в мире субъективно, находится за пределами познания.
Заключение
Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного знания, применим ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Она показывает науке верный путь к познанию реального мира. Когда наука сталкивается со сложной, но нерешенной проблемой, материалистическое мировоззрение исключает ее идеалистическое объяснение и концентрируется на поиске естественных законов развития, реальных, но непознанных связей. Материализм отвергает идею создания «из ничего» и выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.
Идеализм, как учение, противоположное материализму, способствует изучению мира и его устройства с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, дают полную картину мира.
Древний материализм раскрывает истоки и предпосылки формирования изучаемых областей, что дает основу для дальнейшего исследования.
Механистический материализм отражает представления о мире в терминах механики и других точных наук. Этот тип материализма позволяет нам взглянуть на картину мира с точной и рациональной точки зрения.
Диалектический материализм, который в своей основе противоположен идеализму, также имеет диаметрально противоположные эпистемологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; разносторонность рассмотрения исследуемого объекта, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных понятий, всех аспектов научного знания с понятием материи, природы, что обеспечивает их использование как относительных (реляционных) и препятствует их превращению в абсолюты.
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института