мавры в португалии история
РЕКОНКИСТА В ПОРТУГАЛИИ (9‒13 вв.) (Reconquista)
Длительный процесс отвоевания занятых маврами земель на западе Пиренейского полуострова.
В 713–718 гг. территория вестготской Португалии была завоёвана арабами и берберами, пришедшими из Северной Африки, называемыми в Португалии маврами. Арабское влияние сильнее сказалось в Алгарви, слабее в Эштремадуре и Бейре, к северу от р. Доуру.
Наиболее активным противостояние христиан и мавров было в Галисии. В 862 г. христиане заняли города Порту и Брага. Коимбра неоднократно переходила из рук в руки; окончательно её отвоевал король Леона и Кастилии Фернандо в 1064 г. Граница владений мавров была отодвинута до р. Монде́гу.
На отвоёванных землях Южной Галисии и Минью возникли два графства – Португальское и Коимбрское. В конце 11 в. продвижение христиан на юг было приостановлено Альморавидами, разбившими в 1094 г. близ Лиссабона войска короля Леона Альфонса VI. Сантарен и Синтра в 1110 г. оказались снова утрачены, и граница португальской Реконкисты на время зафиксировалась несколько южнее Коимбры.
Генрих Бургундский, получивший в ленное владение Португальское графство, отстоял его от Альморавидов. Реконкиста в Португалии тесно связана с именем его сына, первого короля Афонсу I Энрикеша, который разгромил мавров в сражении при Ори́ке (25.07.1139).
Португальская Реконкиста была процессом длительного взаимного сосуществования, сопровождаемого постоянными набегами с обеих сторон. Источники не сохранили свидетельств о религиозном противостоянии; христианские властители участвовали в набегах на христиан вместе с маврами или использовали их помощь, аналогично поступали и мавры.
Войска христиан и мавров состояли из кавалерии и пехоты. У португальцев было три типа конников: королевские, нередко происходившие из вестготской знати, фидалгу и кавалейруш-вильойнш (соответствуют испанским кабальерос-вильянос) с различным уровнем вооружения и доспеха. Пехота использовалась преимущественно как вспомогательные части, связывая действия вражеской конницы и блокируя неприятельскую пехоту.
Вплоть до 1383–1385 гг. покровителем португальского войска был св. Иаков (Сантьяго).
С помощью североевропейских крестоносцев, направлявшихся в Святую Землю, в 1147 г. были отвоёваны Сантаре́н и Лиссабон, захвачены замки Алмады, Палмелы. В походах против мавров наряду с тактикой внезапных набегов португальцы и впоследствии неоднократно прибегали к помощи крестоносцев (в 1187, 1217).
В 1158 г. отвоёван Алка́сер ду Сал; в 1159 г. взят замок в Томаре, отвоёваны Эворамонте и Бе́жа (впоследствии утраченная и вновь отвоёванная в 1162 г.). Э́вора была отвоёвана у мусульман в 1165 г.; в 1166 г. были взяты Серпа и Мо́ура.
При Саншу I в 1189 г. в руки португальских христиан перешли Алвор и Си́лвеш. Борьба шла с переменным успехом: в 1190–1191 гг. мавры предприняли контрнаступление и вновь вышли к берегам р. Те́жу.
В ходе Реконкисты население Португалии перемещалось с севера страны, заселяя освобождённые земли. На новых южных землях в ходе их заселения возникали самоуправляющиеся конселью. Королевская власть, заинтересованная в освоении освобождённых земель, поддерживала их, жалуя им форалы.
Часть завоеваний осуществлялась общепиренейскими и португальскими духовно-рыцарскими орденами (Сантьяго, Калатрава, Ависским орденом, иоаннитами, тамплиерами); им нередко передавалось управление новыми землями. Традиционная политика веротерпимости, которой придерживались португальские короли вплоть до конца 15 в. по отношению к арабам-мусульманам и иудеям благоприятствовала на отвоёванных территориях развитию городов, ремесла и торговли.
Многочисленные военные походы предпринимались в период правления короля Саншу II. Португальцы вместе с войсками Арагона, Кастилии и Наварры приняли участие в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212).
В 1249–1250 гг. с завоеванием земель Алгарви (Фару завоёван в 1249 г.) Реконкиста на территории Португалии завершилась. Отвоевание Алгарви вызвало в 1252–1253 гг. конфликт с претендовавшей на эти земли Кастилией, частично завершившийся. Бадахосским перемирием 1267 г., закрепившим границу между Португалией и Кастилией по р. Гвадиане.
Исторические источники:
Alfonso X. Primera Crônica General de Espana. Ed. F. Menéndez Pidal. Madrid, 1977
Crónica Geral de Espanha de 1344. Ed. crítica pelo L.F. Lindley Cintra. Vol. 1–3. Lisboa, 1951–1956
Автор статьи: А.П. Черных
Замок мавров – романтичное место для погружения в историю португальского средневековья
Серебряное побережье Португалии украшает один небольшой город, находящийся в пригороде Лиссабона, под названием Синтра. С одной стороны его омывает Атлантический океан, с другой – окружают прочие португальские города.
Здесь расположено множество достопримечательностей, одна из которых – Замок мавров. Это древние руины, пропитанные духом романтизма и истории.
История замка: от мавров – к христианам
Свое название замок получил не зря – его действительно воздвигли захватившие Португалию мавры в VIII-IX столетии, в период существования Аль-Андалус. Синтра была выбрана для построения сооружения с крепостными стенами, так как считалась одним из самых плодородных городов. Немалую роль в выборе места сыграл и выход к океану. Замок же изначально был предназначен для защиты населения.
Когда Реконкиста дошла до Синтры и поселок занял король Альфонсу I в 1147-м, мавры не оказали сопротивления. Нет достоверных сведений о том, почему они так поступили. Но некоторые историки считают, что они не видели в этом смысла, так как думали, что Лиссабон все еще находится под началом мавров и они быстро вернут отвоеванное.
Анфонсу I не стал разрушать замок, который занимали мусульмане, а наоборот, поручил следить за его безопасностью 30-ти местным жителям и наделил их особыми привилегиями. Однако к тому времени строения уже обветшали и нуждались в ремонте.
В XII веке замок отреставрировали, а рядом с ним, в пределах крепостных стен, построили христианский Храм святого Петра. В 1375 году главное здание перестраивают по приказу Фердинанда I, переделывая под нужды военных. Однако со временем большинство его жителей переселяются вниз, в Синтру. Их не устраивали погодные условия и ландшафт, а в городе климат был более мягким.
Период запустения
В XV веке территорию замка посещают в основном христиане и евреи, совершая паломничество к Храму святого Петра. Так продолжалось до тех пор, пока в XVI столетии церковный приход не переносят в храм, находящийся в поселении. После этого евреев изгнал Мануэл I, и замок полностью опустел.
Два века он стоял практически не тронутым, пока трон не занял король Фернанд II. В 1755 году произошло сильное землетрясение, которое превратило его в руины. В 1840-м король начал его реставрацию за счет государственной казны. Под влиянием романтизма строения несколько изменились, стали более благородными. Кроме того, реставраторы:
Затем восстановление руин происходило еще несколько раз, в частности, в 1939-м и 1986-м. С тех пор замок стал все чаще привлекать туристов. Поэтому властям даже пришлось убрать несколько скал, чтобы создать место для проведения пикников и отдыха путешественников. В 1965-м на территории замка засветился первый фонарь, так как там установили электрический трансформатор.
Влияние королей
Важную роль в истории замка сыграл португальский король Саншу I. Именно он приказал отремонтировать его в XII веке и построить Храм святого Петра. Однако такое решение было обусловлено в первую очередь не практическими, а эстетическими соображениями. Саншу I очень любил искусство, историю и литературу, поэтому не мог допустить уничтожение такого культурного памятника.
Король вообще славился своей интеллигентностью и стремился к тому, чтобы и его подданные могли получить образование. Поэтому он оплачивал их обучение в лучших европейских университетах.
Еще один король, инициировавший восстановление Замка мавров, – это Фердинанд II. Интересно, что, согласно городской легенде, он даже не задумывался о такой возможности. Но у него зрел другой план – он страстно желал построить дворец Пена. Для этого он выкупил территорию на скале, включая и находящиеся на ней леса и руины. Осмотрев купленный участок, он решил отреставрировать Замок мавров, а не разрушать его, поэтому выделил на все восстановительные работы и регулярное поддержание порядка 240 реалов в год. Благодаря такому решению, сегодня дворец Пена находится в 20-ти минутах ходьбы от руин.
Таинственные захоронения
На замковой территории есть захоронения, которые обнаружили во время одних из раскопок. Сегодня посмотреть на скелеты за стеклом может каждый турист. Многие считают, что настоящие останки давно заменили пластиковыми, так как выглядят они не реалистично. Но достоверных свидетельств в пользу этого мнения нет.
На территории обнаружили и другие захоронения. Их нашли в 1979 году в Храме святого Петра. Археологи выяснили, что это средневековые погребальные могилы, датированные XIII веком. С ними у местных жителей связано множество легенд, ведь неизвестно, чьи останки в них находятся. Некоторые думают, что это блаженные и монахи, другие выдвигают мистические теории.
Интересные факты
Каждому романтику и любителю истории обязательно следует побывать на территории замка – это незабываемый опыт! Достаточно будет только посмотреть на раскинувшуюся панораму Синтры, чтобы навсегда влюбиться в это место. Если же пройтись по его дорожкам, можно начисто забыть о времени.
Дворцы и замки Синтры: 6 мест, которые нельзя пропустить
Всего в часе езды от Лиссабона находится маленький городок Синтра, который утопает в зелени и туманах и оттого вызывает ассоциации с заколдованным лесом. То тут, то там из-за холмов выглядывают шпили замков и крыши дворцов. В IX и X веках арабы, которые в те времена правили Португалией, основали здесь крепость. А в 1147 году португальский король Афонсу Энрикеш отвоевал город у мавров, и с тех пор Синтра стала любимой летней резиденцией королей.
В самой Синтре и окрестностях есть четыре дворца, один замок и один монастырь. И эти места стоят того, чтобы оставить на пару дней шумный тусовочный Лиссабон. Здесь же полный ретрит и покой: архитектура замков в сочетании с окружающими ландшафтами творит чудеса с истощённой психикой городского жителя.
Как добраться до Синтры из Лиссабона
Национальный дворец Синтры
Национальный дворец Синтры (Palacio Nacional de Sintra)
Облик Синтры, помимо густой растительности и спусков-подъёмов, запоминается необычной выдающейся деталью, а именно двумя вытянутыми гладкими конусами, возвышающимися на фоне остального пейзажа. Это не что иное, как дымоходы кухни Национального дворц.
Внутри дворец тоже очень живописен. Фото: Kotomi / flickr.com (слева) и Julien Maury / flickr.com (справа)
Средневековый королевский дворец сохранился лучше всех остальных в Португалии, потому что с XV до XIX века тут всегда кто-то жил, и каждый новый хозяин бесконечно перестраивал дворец. Сейчас здание — микс из готических элементов, мавританского стиля, мудехара и мануэлино. В последнем проявилось влияние индийского искусства. Причудливый облик дворцов в стиле мануэлино, так любимом в Синтре, будто выражает впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны.
Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira)
Кинта да Регалейра — ещё одна постройка в стиле мануэлино, утопающая в густом заколдованном лесу. Португальский магнат Антониу Аугушту Карвалью Монтейру, которому принадлежала Регалейра, купил эту землю в 1892 году и за 14 лет построил себе настоящий замок с каменными башнями, тайными масонскими символами и замысловатой архитектурой. Гулять по территории Кинты да Регалейры — словно преодолевать квест, разгадывая загадки и проходя лабиринты.
Чем не заколдованный замок? Фото: ELEPHOTOS / Shutterstock.com
Например, чтобы пройти к знаменитому колодцу Инициации, нужно миновать жутковатые тёмные лазы. Сам же колодец таит массу тайн этого поместья. По одной из легенд, крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду на дне колодца, символизирует обряды посвящения в масоны, которые тут проводились. Нетрудно поверить, ведь, спускаясь вниз, ты преодолеваешь девять витков каменной лестницы, словно девять кругов ада Данте, и оказываешься на дне колодца, стоя на том самом кресте. И таких мистических опытов тут немало. Советую отвести на посещение Регалейры не меньше трёх часов.
Колодец Инициации, фото которого есть у каждого, кто побывал в Синтре
Фото: Kotomi / flickr.com (1, 2)
Дворец Пена (Palacio da Pena)
Противоположность Регалейры, яркий и немного мультяшный дворец Пена возвышается над всей Синтрой. В конце XIX века Пена была летней резиденцией короля Португалии Фернанду II. Более чем за сто лет с момента создания красно-жёлтый фасад выцвел на солнце и много лет оставался серым, к чему привыкли несколько поколений живших здесь людей. Но, когда в конце XX века Пену перекрасили, вернув оригинальные цвета, местные сначала не на шутку обеспокоились — они даже не подозревали, что когда-то дворец был таким красочным. Историки и медиа всё расставили по местам, и сейчас этот красочный замок — центр притяжения для всех, кто приезжает в Синтру.
Дворец выглядит так, будто кто-то принёс его сюда из неведомых далей и просто водрузил на холм
Тринадцать лет назад Министерство туризма Португалии объявило национальное голосование на определение семи знаковых культурных объектов Португалии. Дворец Пена вошёл в заветный лист наряду с башней Белем и монастырем Жеронимуш в Лиссабоне, замками в городах Гимарайнш и Обидуш и монастырями в Баталье и Алкобасе.
Дворец Монсеррат (Palacio da Monserrate)
Монсеррат напоминает шкатулку с драгоценностями. И не зря — заглянуть непременно стоит!
Последний — отдельное наслаждение, ибо устроен таким образом, что здесь круглый год цветут растения, привезённые из разных частей земли. В более солнечной части парка разбит мексиканский сад с кактусами, есть и частички Австралии, Китая, Японии.
Замок Мавров (Castelo dos Mouros)
С замка Мавров началась история Синтры. Это замок раннего Средневековья, построенный маврами во времена арабского завоевания Португалии на господствующей вершине горы в окрестности города Синтра. Стены замка хорошо сохранились, его активно посещают туристы. Замок разделён стенами на две части, общий периметр составляет 450 метров. Северные стены идут по естественному хребту, придавая замку природную защиту от врагов. Лучше всего сохранился участок стены при входе в замок.
Самое главное, почему стоит посетить замок Мавров, — это вид. Захватывающая дух панорама заслуживает того, чтобы обязательно посетить мавританский замок, прогуляться по крепостной стене, прикоснуться к истории, которой уже больше 1000 лет. Именно столько грозные стены хранят покой побережья тритонов.
Монастырь Капуцинов (Convento dos Capuchos)
Всего в 10 км от Синтры к западу Португалии, прямо на склоне горы, покрытой густыми лесами, находится полуразрушенный монастырь Капуцинов. К нему ведёт невероятно узкий серпантин. Монастырь был основан в XVI веке и существовал вплоть до XIX столетия, пока в Португалии не начался принудительный роспуск религиозных орденов.
Монастырь почти полностью разрушен, но эта заброшенность зачаровывает. Фото: Jan Riemer / flickr.com
Монахи ордена Капуцинов жили в кельях без мебели, читали, молились и практиковали строгий отказ от привычного мирского образа жизни. Община монастыря состояла из восьми монахов. Самым известным из них был брат Онорио, проживший 100 лет. Треть своей жизни он провел в покаянии, проживая в маленькой тёмной келье посреди монастыря.
Сюда стоить добраться, чтобы понять, насколько надуманны наши представления о комфорте и счастье. А ещё здесь великолепная природа, на фоне которой руины монастыря выглядят мистически.
Чтобы сполна насладиться всеми дворцами и замками Синтры, здесь нужно провести пару дней. В городе много лавочек с местной керамикой и кружевами. Всё очень ремесленное и уютное. Вполне вероятно, что тебе захочется остаться здесь и на третий день, и на четвёртый, и ещё на немного.
5. Мавры
5. Мавры
В 711 г. через Гибралтарский пролив переправилось войско, состоявшее в основном из солдат-берберов, и началось завоевание Пиренейского полуострова. Сто лет прошло с тех пор, как Мухаммед начал в Аравии свою проповедь (612). Этих ста лет оказалось достаточно, для того чтобы арабы распространили свою религию и политическое господство на огромном пространстве от Индийского океана до Атлантического. Объяснить такую стремительность можно следующими причинами: слабостью соседних империй (Персидской и Византийской), ожесточенной борьбой, которая велась на Ближнем Востоке между иудеями и христианами, и положением угнетенных народов завоевываемых территорий, встречавших в некоторых районах арабов как своих освободителей.
В отличие от временных рамок господства на Пиренейском полуострове римлян, свевов или вестготов, невозможно установить, сколько лет или даже столетий сохранялось господство мусульман из-за большой разницы в длительности их пребывания в разных частях полуострова. В северных районах господства мусульман не было вовсе. Уже в 809 г. вся территория к северу от реки Эбро вновь находилась в руках христиан. В 862 г. были отвоеваны Порту и Брага. В 1064 г. окончательно перешла к христианам Коимбра, в 1147 г. — Лиссабон. В Севилье, Кордове и Фару мавры находились около шести веков (вплоть до середины XIII в.); из Гранады их изгнали в конце XV в.: присутствие мавров продолжалось там около восьми веков.
Такая разница неизбежно отразилась на интенсивности влияния на жителей полуострова. На территории современной Португалии это влияние в минимальной степени распространилось на районы севернее Доуру и внутренние горные районы; более ощутимым оно было в Эсттремадуре и Прибрежной Бейре, а наибольшим оказалось в южных провинциях, особенно в Алгарви. В некоторой степени изменился преобладающий тип населения. Определенному воздействию подвергся и язык: на синтаксисе арабское влияние не сказалось, а вот в словарном составе лингвисты насчитывают от трехсот до шестисот слов, оставшихся от завоевателей.
Представляет интерес анализ этих слов. Как известно, новое слово в языке появляется для того, чтобы выразить новую реальность. Поэтому заимствования в португальском языке могут дать нам примерное представление о том, что принесли арабы на Пиренейский полуостров.
Слова арабского происхождения наиболее распространены для обозначения флоры, в частности огородных растений: сладкий рожок, салат-латук, лаванда, апельсин, лимон, шафран, белая свекла, морковь, пастернак, питомник, эстрагон, луковица, кукурузный початок, оливки, оливковое масло и др.[12] Многочисленны также слова, относящиеся к добыванию воды: каменщик, лагуна, пруд, заливной луг, небольшой пруд, кровельный желоб, бадья, водяное колесо, фонтан, водяная мельница[13]. С торговлей связаны такие слова: аукцион, склад, алмуд (старинная мера сыпучих мер и жидкости), арроба (мера веса — 15 килограммов), аррател (старинная мера веса — 459 г), фанга (мера объема или площади), карат, калибр, кинтал (мера веса), груда, стопа (бумаги), мараведи, сейтил (старинные монеты), митикаль, тюк[14] и др. Из арабского языка в португальский пришли и другие слова: алкоголь, цифра, альманах, подержанная книга, алгебра, ноль, зенит, азимут, эликсир, микстура[15], — все они связаны с наукой.
Это языковое заимствование предполагает обновление экономики и техники, которые со времен римской эпохи пришли в упадок. Техника подъема воды с помощью колеса и использование ее энергии для приведения в действие мельниц имели важные последствия. Во многих местах сила воды заменила рабскую силу, а поднятая на высоту вода была направлена на орошение небольших наделов; вместе эти два фактора способствовали созданию небольших хозяйств, независимых от системы вилл, что благоприятствовало распространению мелкой частной собственности. А реализация на рынке овощей и фруктов с собственных огородов позволила жить с небольших участков земли, что невозможно в отношении зерновых культур. Так называемые салою (слово, означающее «селяне»), жители окрестностей Лиссабона, являются представителями такого индивидуального хозяйства, появление которого стало возможным благодаря орошению и торговле с городом.
В одном манускрипте, найденном в монастыре Лорван (эта копия «Книги Завещаний», сделанная в XII в., содержит документы предшествовавших эпох), в связи с обоснованием прав собственности на некоторые водяные мельницы рассказывается один эпизод, который поможет нам понять атмосферу тех времен. Когда мавры повторно захватили Коимбру (987), жившие в ее окрестностях крестьяне бежали в леса. Но один из них, христианин из Кондейши, по имени Эзераг, встретился с правителем мавров и принял ислам. Вскоре он обратился к этому правителю с просьбой предоставить ему небольшое войско, отправился с ним и устроил на своих товарищей засаду. Он поднялся в горы, туда, где, как он знал, они укрылись, и крикнул так, чтобы они его услышали: «Можете спускаться, благочестивые! Я заключил мир с маврами!» Христиане поверили ему и вышли из своих укрытий. Тогда Эзераг, вместе с находившимися с ним маврами, захватил их и привел в Сантарен, где и продал как рабов. За это он получил много денег, которые отослал в Севилью, Альмансору, в качестве подарка. Тот, в свою очередь, в знак благодарности распорядился отдать Эзерагу все мельницы, которые его потомки позднее оспаривали у монастыря Лорван, и еще много вилл, расположенных в окрестностях Коимбры, вполне возможно, тех, которые прежде принадлежали проданным им христианам.
На основе одного источника трудно делать широкие исторические обобщения. Но этот документ служит ярким примером того, что перед христианами, подвергавшимися нашествиям, было три пути: а) поступить так же, как Эзераг, приняв новую веру, и не только сохранить все, чем владели ранее, но еще и обогатиться, в обмен на предоставленные услуги; б) поступить так, как намеревались сделать христиане, то есть подождать, пока их представитель договорится о мире и оговорит с маврами подать, с тем чтобы потом вернуться к своим наделам и продолжать жить там, хотя и выплачивая дань; в) или поступить как те христиане, которые оказали сопротивление разыскивавшим их маврам. В последнем случае они или одерживали победу в схватке, но затем были вынуждены бежать в северные районы, куда мавры не добирались, или, если их одолевали, оказывались на рынке рабов.
Вооруженное сопротивление не получило широкого распространения. О той войне известно, что в первом же бою большая часть вестготского войска разбежалась без боя; этими беглецами были крепостные крестьяне. Города сдавались без сопротивления. У горожан было две убедительные причины не рисковать жизнью: при любом раскладе им пришлось бы платить дань, будь то хозяин-мавр или хозяин-христианин. При этом не требовалось, чтобы обращение в другую веру являлось искренним. Как это произошло значительно позже с иудеями, мавры жаловались, что многие христиане делали вид, будто приняли новую веру, но на самом деле продолжали оставаться христианами. Впрочем, обращение не было обязательным; оставались по-прежнему открыты и мечети, и церкви; прошло совсем немного времени, и бывшие христиане убедились в том, что разница между ревнителями Евангелия и Корана не столь велика, как им прежде казалось; действительно, мавры обычно проявляли к неофитам пренебрежение и чинили несправедливость.