мавзолей арыстан баба история
Мавзолей Арыстан-Баба
Мавзолей Арыстан-Баба (Arystan Bab Mausoleum)
Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских святынь, которая находится в 150 км от города Шымкент, на территории южного Казахстана. Красивый погребальный комплекс – мазар – построен над могилой средневекового проповедника Арыстан-Баба. Он является популярным местом паломничества. Чтобы почтить память мусульманского святого, сюда приезжает много верующих из разных уголков Средней Азии.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Мавзолей Арыстан-Баба
Общая информация
Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.
Гурхану перекрывают два приподнятых сферических купола. В одной из частей мазара находится большое надгробие суфийского мистика Арыстан-Баба, а в другом – могилы, где похоронены его ученики и последователи. Здесь покоятся Хермет-Азыр, Карга-Баб и Лашын-Баб.
Самой живописной частью мазара считается главный портал-пештак, декорированный фигурной кладкой из кирпича. Эта часть здания имеет два минарета, но не похожа на обычные для Средней Азии фасады мусульманских храмов. Дело в том, что при изготовлении портала архитекторы использовали декоративные элементы, традиционные для русского и западноевропейского зодчества XIX века.
Внутри здания можно увидеть фрагменты старых мазаров. От погребального комплекса XIV-XV веков сохранились сделанные из дерева колонны сводчатого зала или айвана. Еще одной достопримечательностью мавзолея Арыстан-Баба является прекрасный памятник средневековой каллиграфии – старинный рукописный Коран.
История мавзолея Арыстан-Баба
Арыстан-Баб жил в XII столетии в городе Отрар, который до монгольского нашествия был одним из самых крупных полисов Центральной Азии. По мусульманской традиции его считают легендарной личностью и одним из подвижников Мухаммеда. Арыстан-Баб был богатырем, садовником и учил пророка искусству садоводства.
Он являлся духовным наставником средневекового суфия Ходжи Ахмеда Ясави. Когда Арыстан-Баба не стало, его похоронили в окрестностях города, где он жил. На могиле поставили мазар, но как выглядел этот первый мавзолей, осталось не известным.
В XIV веке на месте погребения по воле могущественного и грозного Тамерлана возвели новый мазар. Однако, и эта постройка не сохранилась. На протяжении нескольких столетий погребальное здание перестраивали не один раз, поскольку его разрушали время и землетрясения. В 1971 году обвешавшую постройку снесли из-за поднятия грунтовых вод и на деньги, собранные жителями, построили заново.
С 1982 года место погребения охраняется государством. В двух километрах от него расположено древнее городище Отрар. Здесь можно увидеть каменные фундаменты и остаток городского рва. Это все, что сохранилось от некогда процветавшего азиатского полиса. По традиции, после посещения мавзолея Арыстан-Баба паломники отправляются в казахстанский город Туркестан, чтобы почтить память его ученика – знаменитого суфия Ходжи Ахмеда Ясави.
Как добраться
Мавзолей Арыстан-Баба расположен неподалеку от селения Шаульдер, в Южно-Казахстанской области. Вначале на самолете или по железной дороге нужно попасть в Шымкент. Из этого города до архитектурного комплекса ходят маршрутки и такси.
Тем, кто путешествует на автомобиле, из Шымкента необходимо выехать на северо-запад по автотрассе Е-38, а после Тортколя повернуть на юго-запад – на дорогу Р-58. По ней через Шилик, Тимур, Шаульдер и Баялдыр примерно за час можно добраться до мавзолея Арыстан-Баба.
АРЫСТАН-БАБА МАВЗОЛЕЙ
Мавзолей Арыстан-Баба архитектурный памятник XII-ХІV веков, вблизи развалин древнего Отырара Южно-Казахстанской области. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в ХІІ веке.
Святой Арыстан-Баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады.
Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму.
Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.
По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
В настоящее время над могилой Арыстан баба стоит мавзолей площадью 35х12 метр, сложен из жженного кирпича. В отделке фасадов применена фигурная кирпичная кладка
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества.
С 1982 года Мавзолей Арыстанбаба находится под охраной государства.
Источник:
Казахстан, национальная энциклопедия, 1 том.
Лев и хурма за щекой. Почему путешествие в Туркестан начинают с мавзолея Арыстан-баба
Местные гиды рекомендуют начать тур по священному Туркестану, посетив мавзолей Арыстан-Баба. Tengritravel.kz совместно с Aviata.kz расскажет о проповеднике и мавзолее, который был построен в память о великом старце.
Фото©Shutterstock
Арыстан-Баба жил в XII веке, долгое время он являлся старшим из шейхов города Яссы и был первым учителем маленького Ахмеда Ясави.
Кем был Арыстан-Баба, точно утверждать сложно, в памяти людей он остался странствующим святым, по другим источникам, он был правителем-шейхом. Слово «арслан» или «арыстан» в переводе с тюркского означает «лев». Согласно сказаниям, свое прозвище он получил, пройдя долгие скитания и получив мистические способности.
Фото©ru.m.wikipedia.org
Ходят легенды о том, что он дружил со львами и даже мог кататься на них верхом. Слово «баба» с арабского означает «врата», в этом случае речь идет о вратах божественного откровения, такой титул получали раньше суфийские святые. В истории казахского народа осталась даже такая поговорка: «Отырарда отыз баб, Сайрамдагы сансыз баб», что означает: «В Отраре 30 баба, а в Сайраме их бесчисленное множество».
Арыстан-Баба является одной из главных фигур в иерархии святых баба Центральной Азии, именно он, по легендам, принес идеи суфизма в казахскую степь, которые прижились достаточно легко.
@svyatye_mesta_kazahstana
Суфизм прижился благодаря психологии тюрков и их кочевому образу жизни.
Мавзолей Арыстан-Баба, фото Алибек Бегалинов
Легендарный Арыстан-Баба мог быть и реальной исторической фигурой. Ученые выдвинули гипотезу, что первый в истории перс по имени Салман аль-Фариси, который принял ислам, мог стать прототипом старца. Салман был родом из Персии, родители его были зороастрийцами, но он позднее принял ислам и отправился путешествовать по миру, став близким сподвижником Мухаммеда.
Вся жизнь мудрого Арыстан-Бабы пронизана легендами.
Пророк поинтересовался, кто из его сподвижников хотел бы передать эту хурму Ахмеду Яссауи, но желающих не было. Пророк вновь спросил своих учеников, тогда Арыстан-Баба сказал, что если пророк у Всевышнего попросит для него долгой жизни в четыреста лет, он готов передать плод тому, для кого он был предназначен. Так и произошло: много лет спустя маленький Ахмед повстречал Арыстан-Баба, который и дал ему хурму.
@svyatye_mesta_kazahstana
Этим и объясняется, почему сначала паломникам стоит отправиться в мавзолей Арыстан-Баба и только затем ехать к Ахмеду Яссауи.
Еще одно предание гласит, что перед смертью пророк Мухаммед отдал Арыстан-Баба свои четки-аманат, а тот в свое время передал их юному Ахмеду Яссауи.
©TengriMIX
В мавзолее сохранился и выставлен для осмотра старый Коран, который является образцом уникальной средневековой каллиграфии.
Многие туристы стараются остаться в мавзолее Арыстан-Баба на ночь, они просят, чтобы сбылось их самое заветное желание. После ночи, проведенной в мавзолее, они отправляются в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, поддерживая тесную связь между учителем и его учеником.
Необычная легенда вызывает до сих пор споры, ведь Яссауи родился в 1103 году, тогда как пророк Мухаммед жил в 571-632 годах. Следовательно, их разделяет не менее пятисот лет. Согласно другим легендам, Арыстан-Баба прожил до 900 лет и в то время, когда он говорил с пророком, ему уже было около 300 лет. Тем не менее Арыстан-Баба остается одним из самых великих долгожителей своего народа.
Фото©Shutterstock
Вода в колодце не замерзает даже зимой, она соленая на вкус, но обладает целебной силой. Паломники не только пьют эту необычную воду, но и набирают ее про запас, чтобы забрать ее домой. Однако нужно помнить, что, если по приезде домой в емкости образовался черный осадок, старожилы предупреждают, что такую воду уже пить нельзя.
Где находится
Мавзолей расположен в 60 километрах от Туркестана, рядом с городищем Отрар и селом Шаульдер (Отрарский район).
Мы надеемся на то, что пандемия коронавируса скоро завершится и границы для путешествий будут снова открыты.
Мавзолей Арыстан-Баба
Большое фотопутешествие по Южному и Западному Казахстану состоялось в апреле-мае 2013 года. Двадцать три дня длился автопробег Алматы-Мангистау-Алматы. В ходе фотопутешествия были запечатлены многие природные памятники и в священные места. Первая серьёзная фотосессия состоялась в окрестностях мавзолея Арыстан-Баба.
Внимание! Фотоистория публикуется с сокращениями. Полная версия фотоистории >>.
Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области. Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.
Фотография № 01
Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
Фотография № 02
Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.
В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.
Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.
В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.
Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть.
Фотография № 03
В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.
Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Фотография № 04
Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
Фотография № 05
Реликвии
Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.).
В мавзолее под стеклом представлен Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
Фотография № 06
Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2013. Все права защищены.
Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2013. Все права защищены.
При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
Справочная информация предоставлена сайтом Википедия.
Легенды степей Казахстана. Арыстан Баба
Много легенд сохранилось до наших времен об этих людях. Некоторые из них передам и на этих страницах.
Долгих 400 лет странствовал по Миру Арыстан Баб. Много добрых дел совершил за это время, много людей обратил он к Всевышнему: по преданиям, Арыстан Баба ата познал 33 духовных учения, прежде чем остановился на Исламе. И, однажды на дороге, повстречался ему мальчик и обратился к нему: «Уважаемый аксакал! Будьте добры, отдайте мне, пожалуйста, мой аманат!» И понял великий Арыстан Баба, что дождался он встречи, которую предсказал ему Пророк Муххамед, передал он косточку Ходжа Ахмету, и стал ему наставником.
Другая легенда связывает имена этих святых старцев уже после их смерти.
По распоряжению правителя и знаменитого полководца средневековья Тамерлана, который хоть и был очень жесток к своему народу, но впервые сумел противостоять полчищам Чингиз-Хана (остановил Золотую Орду), над могилой великого лекаря, ученого, мистика Ходжа Ахмета Яссауи стали строить мавзолей. Но никак не удавалось людям его закончить: налетал ураган и разрушал возводимые стены. И так было несколько раз, пока не явился во сне Тамерлану дух святого старца с белой бородой и возвестил, что сначала нужно построить мавзолей над могилой Арыстан Баба — наставника Ходжа Ахмета, и лишь потом продолжать строить прежнюю усыпальницу. И прислушался Тамерлан к совету. И возвел он два мавзолея — обоим великим святым старцам.
С той поры так и повелось: все, кто хочет поклониться Ходжа Ахмету Яссауи, начинают свой путь паломника отсюда: ночуют у мазара его наставника — Арыстан Баба. Ходит поверье, что тем, кому необходима помощь святого, кто нуждается в его защите, он является во сне в образе тигра. Считается большой удачей увидеть Дух Арыстан Баба в своем сновидении.
Мазар был несколько раз разрушен, но возводился вновь и вновь. Здесь захоронены и многие последователи его великого учения, здесь под стеклом хранится древний Коран. Считается большим благом отдать им дань уважения и поклониться святыням. Паломники по очереди заходят в мавзолей, читают молитву и получают благословение.
Затем направляются к правому углу мавзолея — там находится узкая келья, где помещается лишь один человек. Когда заходишь в нее возникает ощущение необыкновенного покоя и трепета: запрокинешь голову — и видишь небо (келья напоминает длинный узкий колодец, крыши над ним нет). Прикасаешься к камням и загадываешь одно, самое заветное свое желание. И чувствуешь: все-все твои слова услышаны, все твои слезы — осушены, страхи и печали — ушли, а Душа — словно очищена от всего наносного и ненужного, а вместо этого наполнена до краев Светом и тишиною.
Рядышком с мавзолеем колодец со святою (в народе ее зовут здесь «живая-мертвая») водою. На вкус она горько-соленая, но верят люди, что приносит она исцеление телу физическому, а тело тонкое, духовное очищает и защищает от темных сущностей. Недалеко расположена белокаменная мечеть с вызолоченными куполами, где некоторые люди стараются переночевать. Спать в ней нельзя, нужно истово молиться и просить Божьей помощи всю ночь, а наутро уже можно отправляться дальше — навстречу Ходжа Ахмету Яссауи в Туркестан, и уже оттуда, получив благословение, продолжать свое паломничество.
* сахаба — сподвижник
* баба — наставник, народный проповедник, миссионер
* аманат — святыня, переданная на хранение