медный всадник история камня
Загадки Гром-камня: Как у петербургского «Медного всадника» появился постамент
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Находка
Воздвигнуть монумент Петру Великому захотела императрица Екатерина II. Для грандиозной скульптуры было решено найти не менее грандиозный постамент, и с этой целью газета «Санкт-Петербургские ведомости» стала публиковать объявления, где призывала заинтересованных лиц «выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург» подходящий камень.
На просьбу отозвался казённый крестьянин Семён Вишняков, служивший поставщиком строительного камня, и указал на огромный валун в окрестностях Конной Лахты. В народе его прозвали Гром-камень, из-за бытовавшей легенды, что он откололся от скалы в результате удара молнии. Капитан Марин Карбури, руководитель поисковых работ, заплатил крестьянину за находку приличную по тем временам сумму – сто рублей.
Учёные предполагают, что в окрестности Санкт-Петербурга камень пришёл давно, около 11 тысяч лет назад, из Северной Карелии или Скандинавии. Или, точнее, его притащил за собой ледник: очень часто уникальные горные породы оказывались южнее своего происхождения благодаря ледниковым периодам, когда нарастающие ледники буквально толкали впереди себя огромные валуны.
По составу Гром-камень действительно уникален (68% полевого шпата, 29% кварца), гранит такого типа больше под Петербургом не встречается. Бытовало мнение, что известные Ольгинские валуны на берегу Финского залива – это отколовшиеся от Гром-камня куски, которые оставили недалеко от пристани во время транспортировки каменного гиганта. Но геологический анализ выяснил, что Ольгинские валуны по своему составу от Гром-камня отличаются. Стало быть, эта легенда неверна.
Доставка
Гром-камень доставляли в Петербург почти год. Из-за такого огромного срока может показаться, будто место его находки было невероятно далеко от столицы. Однако сегодня район Конной Лахты и вовсе входит в черту города. Технические средства в то время просто не могли позволить быстро доставить огромный валун весом под 2 тысячи тонн.
Его первоначальные размеры составляли 13 на 8 на 6 метров. Дождавшись начала заморозков, чтобы по заледенелой почве было удобнее везти деревянную платформу, рабочие с помощью рычагов извлекли камень и поместили его на платформу. На месте выемки образовался Петровский пруд, существующий и поныне.
За сутки удавалось продвинуть платформу примерно на 20–30 шагов. Так с ноября 1769 года по март 1770 года камень тащили до пристани. Сама императрица однажды специально приехала в Лахту и наблюдала за этим процессом, запретив обтёсывание камня – ей хотелось, чтобы до Петербурга он добрался без утраты объёма. Весной Гром-камень погрузили на барку и доставили в столицу по морю.
Один валун и множество кусочков
При самом поверхностном взгляде на постамент «Медного всадника» можно заметить, что его фронтальные и тыловые части имеют несколько иной цвет, да и разделяются чуть ли не трещинами:
Зрение вас не обманывает: это разные куски одного Гром-камня. Кстати, на самом деле их не три, а четыре, как показали поздние исследования. Аккуратно уложенные, они поддерживают прочность конструкции пьедестала и, если не обращать внимание на цветовую границу, производят впечатление единого монолита.
Были и другие кусочки. Камень обтёсывали, полировали и приводили в форму согласно архитектурному замыслу. Что же происходило со строительным мусором? Есть сведения о том, что из остатков Гром-камня делали сувениры – письменные приборы, набалдашники тростей, броши. Найти эти сувениры, правда, так и не удалось. Какой-то отполированный кусок Екатерина II отправила своему другу по переписке, французскому философу Дени Дидро. Сохранился ли он, неизвестно – возможно, попал в число экспонатов какого-нибудь французского естественно-научного музея.
Так что даже спустя 250 лет Гром-камень хранит свои загадки, ничуть не меньшие, чем возвышающийся над ним «Медный всадник».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гром-камень: на чем на самом деле стоит Медный всадник
Мировые мегалиты
Специалисты уверяют: люди возводили мегалитические сооружения по всему миру, прославляя богов или в память о предках. Причем, чтобы построить такой комплекс, требовались десятилетия, ведь все работы выполняли вручную. По словам эксперта, подобные сооружения всегда обрастают легендами, потому что обработка и передвижение таких камней кажется чем-то невероятно сложным.
Проект Екатерины II
Загадочные мегалиты есть и в России. Невероятно, но один из таких камней стал постаментом для Медного всадника в Санкт-Петербурге.
Французский скульптор предложил императрице в качестве постамента использовать огромный валун. Екатерине идея понравилась, но найти подходящий камень оказалось непросто.
Алтарный гром-камень
Долгий путь
Чтобы перевезти валун, пришлось ждать зимы. По замерзшей почве тянуть тяжелую глыбу было гораздо легче. Помогли и российские инженеры, придумавшие уникальную конструкцию. Они использовали три десятка металлическо-оловянных шаров из специального сплава. Шары укладывали в деревянные желоба, окованные металлом. Камень лежал на деревянном поддоне и перемещался по таким «подшипникам».
Но даже с помощью этой новаторской технологии за сутки рабочим удавалось передвинуть платформу всего на 20-30 шагов. Чтобы дотащить валун на место, понадобилось пять месяцев. Весной 1770 года Гром-камень наконец доставили на берег Финского залива, где для его погрузки на судно соорудили специальную пристань. Многие люди болели и по дороге умирали. На Сенатской площади установка постамента и памятника осуществлялась ручным трудом без применения каких-либо механизмов.
Уникальный состав
Оказалось, что Гром-камень действительно уникален. Ни в окрестностях Петербурга, ни в Карелии или Финляндии геологи не нашли ни одного похожего минерала. Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета исследовали минералогический состав ледникового валуна и обнаружили уникальные вкрапления, включая топаз. Чтобы редкая порода не пропадала, каменотесы делали из обломков гром-камня сувениры: письменные приборы, набалдашники тростей и даже броши.
Талисман города
Легендарный памятник открыли в 1782 году, а старообрядцы Санкт-Петербурга тут же назвали его «всадником апокалипсиса». Они не принимали реформ Петра I и видели в них библейские пророчества будущего Конца света.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.
Самый тяжелый в Петербурге: топ-10 удивительных фактов о Гром-камне – постаменте «Медного всадника»
Рассказываем историю Гром-камня: кто его нашел, почему он так называется, как валун весом 1500 тонн сумели доставить в город (для сравнения – один каменный блок Пирамиды Хеопса весит около 2,5 тонн), и как на него отреагировали петербуржцы.
Та Русь – неотесанный камень
Поставить памятник Петру I захотела сама Екатерина II – причем памятник не обычный, а самый грандиозный. Название «Медный всадник» он получил спустя несколько десятилетий, благодаря Александру Пушкину с его поэмой.
Идейный вдохновитель, художник и скульптор памятника – Этьен Морис Фальконе. По его замыслу, пьедесталом будущего памятника должен был стать «дикий камень» исполинского размера.
Неотесанный валун символизировал бы допетровскую Русь, которую изменил царь-реформатор Петр Великий. Возник первый вопрос: где бы такой «булыжник» найти?
Может собрать постамент по кускам?
Постамент, согласно проекту скульптора, должен был быть пяти сажен в длину – около 10,6 метра, двух сажен и половины аршина в ширину – 4,6 метра и двух сажен и одного аршина в вышину – 4,96 метра.
Сажень – старинная русская мера длины, применявшаяся на Руси и в Российской империи. 1 сажень равен примерно 2,13 метра, аршин – 0,71 метра.
Соотношение единиц длины с пропорциями тела человека. Фото: wikipedia.org
Задача найти столь огромный гранитный камень казалась невыполнимой. А как его перевозить по суши, через моря или реки? Многие чиновники и специалисты считали затею безнадежной, поэтому постамент решили собрать из нескольких частей.
«Монолитный камень был далек от моих желаний… Я полагал, что этот пьедестал будет сооружен из хорошо подогнанных частей», – рассуждал Фальконе. Он даже «почти изготовил рисунки, каким бы образом камни, коих требовалось сначала двенадцать, после же только шесть, высекать и железными или медными крючьями совокуплять должно было».
Нет, по кускам – плохо
Некоторые камни оказались «весьма дресвяные, самой крупной сыпи и по слабости негодные», другие – разного оттенка, рисунка породы – плохо бы смотрелись вместе.
Нужный камень нашел крестьянин
У Вишнякова был план: расколоть гранитную глыбу и продать ее по кускам. Однако воплотить замысел в жизнь он не мог технически – не было подходящего оборудования и инструментов.
Крестьянин сообщил о валуне руководителю поисковых работ проекта, а за наводку получил довольно приличную по тем временам сумму – 100 рублей.
Фальконе говорил: «Мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным». В одном из писем герцогу д’Эгийон архитектор писал: «Это глыба прекрасного и чрезвычайно твердого гранита, с весьма любопытными прожилками кристаллизации.
Они заслуживают места в вашем кабинете. Постараюсь добыть осколок покрасивее и, если дозволите, милостивый государь, присоединю его к вашему собранию естественной истории. Этот камень много придаст характера памятнику и, может быть, в этом отношении его можно будет назвать единственным».
«Гром» и молния
Камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. Приставку «Гром» он получил из-за местной легенды: считалось, что своеобразную форму он приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу.
В лес, на указанное крестьянином место, отправили специальную комиссию. Специалисты обнаружили до половины ушедший в землю, покрытый мхом, с деревцем на макушке, Гром-камень с мягкими, немного аморфными формами.
В своем первоначальном виде камень весил около 2000 тонн и имел примерные размеры: длина – 13 метров, высота – 8 метров, ширина – 6 метров.
Готовились более 5 месяцев
Операция по подготовке к транспортировке камня началась в сентябре 1768 года. Для начала создали миниатюрную – в 10 раз уменьшенную – модель «машины» для перевозки валуна. С ее помощью движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть (вес более 1 тонны).
Тому, кто придумает механизм для перемещения сей гигантской глыбы, было обещано 7000 рублей (в 70 раз больше, чем дали Вишняков за наводку). Есть легенда, что идея «шаровой машины» принадлежит некому специалисту по обработке металлов по фамилии Фюгнер.
Еще возвели казармы для 400 «работных людей», а также разметили будущую дорогу до берега Финского залива, в обход болот и холмов. Просека была шириной 40 метров и длиной почти 8 километров.
Почему части Гром-камня отличаются по цвету
Во время подготовки камень, ушедший в землю на 5 метров, со всех сторон раскопали. Затем от ванула отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, – это облегчило груз на примерно 600 тонн.
Затем Гром-камень был обтесан. Отсеченные куски прикрепили к основному монолиту, чтобы впоследствии использовать так, как задумал Фальконе, – для «удлинения» пьедестала.
Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом спереди и сзади, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн. И хоть камень изначально был единым, пристыкованные куски и сейчас имеют разный цветовой оттенок под «Медным всадником».
Петровский пруд
Котлован, который был выкопан вокруг камня, позже постепенно заполнился водой. Образовавшийся водоем сохранился до настоящего времени. Его называют Петровским прудом.
Петровский пруд, возникший после изъятия Гром-камня. Фото: Pilothub / @serezhaschmidt
Сначала – перевернуть
Перед перевозкой Фальконе решил перевернуть валун: архитектор считал, что в таком положении он более соответствовал глиняной модели постамента. Каменотесы выровнили одни из боков валуна, инженеры соорудили сложную установку из деревьев, рычагов, веревок, мха и сена (чтобы при падении он не расколоться), а в марте 1769 года камень уже перевернули нужной стороной к земле.
После пируэта он пролежал нетронутым все лето – земля была мягкой, работы отложили до зимы.
Как вспоминает библиотекарь Академии наук, непосредственный участник событий Иван Бакмейстер, «взирание на оный (Гром-камень) возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».
Что сказала императрица
Кстати, работы по обтесыванию проводились до тех пор, пока Лахту не посетила Екатерина II. Она запретила дальнейшую обработку валуна, желая, чтобы тот прибыл в Петербург в своем «диком» виде без утраты объема.
Как перевозили Гром-камень в Петербург
В итоге «машина» по перевозке Гром-камня выглядела примерно так: сначала валун подняли с помощью рычагов и домкратов, затем – поместили под него прочную деревянную раму из двух параллельных желобов с 30 пятидюймовыми шарами (примерно размером с ладонь); затем платформу, как санки, тащили на канатах мужики и солдаты с помощью специальных крутящихся установок, воротов и блоков.
Шар и желоба сделали из необычного материала – сплава меди с оловом и галмеем. Также были приняты меры по страховке камня от падения при аварии. Почва под «санями» должна была быть ровной, поэтому действие происходило зимой.
Несмотря на сложность и продуманность процесса перевозки, во время пути возникали серьезные аварийные ситуацию: около пяти раз валун срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Рабочие успешно справлялись с проблемами.
Транспортировка длилась более 5 месяцев
Транспортировка камня продолжалась с ноября 1769 года по апрель 1770 года. За сутки, по прямой, проходили порядка 20-З0 шагов. На поворотах – еще меньше.
Камень был доставлен на берег к востоку от нынешнего заказника Северное побережье Невской губы, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.
Расколотый валун – предполагаемые осколки Гром-камня у пристани. Фото: wikipedia.org
По Финскому заливу Гром-камень переплывал в сопровождении нескольких кораблей. Главное судно (беляну), на котором лежал валун, спроектировал известный галерный мастер Григорий Корчебников.
Беляна при этом транспортировалась другими двумя парусными плоскодонными суднами (краерами). На картинке видно, как они поддерживают главную баржу по бокам, чтобы она не перевернулось.
Транспортировка Гром-камня по воде. Фото: Wikipedia
Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила 13 километров. И вот, в октябре 1770 года, спустя два года после начала всей операции, Гром-камень прибыл в Петербург на Сенатскую площадь.
Кстати, для выгрузки валуна у берега Невы использовали тот же прием, что и при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Дорога, по которой перевозили Гром-камень, на «Карте Санкт-Петербургской губернии» 1792 года. Фото: к-я.рф
Петербуржцы удивились
В Северной столице гигантскую скалу приняли с большим удивлением и восхищением. Тогда писали: «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».
В честь перевозки камня была даже выбита памятная медаль «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня – 18 августа 1782 года – к столетию вступления на престол Петра I. Праздник был грандиозный.
Самый тяжелый в Петербурге: топ-10 удивительных фактов о Гром-камне – постаменте Медного всадника
Темы дня
Рассказываем историю Гром-камня: кто его нашел, почему он так называется, как валун весом 1500 тонн сумели доставить в город (для сравнения – один каменный блок Пирамиды Хеопса весит около 2,5 тонн), и как на него отреагировали петербуржцы.
Та Русь – неотесанный камень
Поставить памятник Петру I захотела сама Екатерина II – причем памятник не обычный, а самый грандиозный. Название «Медный всадник» он получил спустя несколько десятилетий, благодаря Александру Пушкину с его поэмой.
Идейный вдохновитель, художник и скульптор памятника – Этьен Морис Фальконе. По его замыслу, пьедесталом будущего памятника должен был стать «дикий камень» исполинского размера.
Неотесанный валун символизировал бы допетровскую Русь, которую изменил царь-реформатор Петр Великий. Возник первый вопрос: где бы такой «булыжник» найти?
Рисунок модели монумента Петру Великому, сделанный художником Антоном Лосенко в мастерской Фальконе. 1770 год. Музей города Нанси во Франции. Фото: Wikiway
Может собрать постамент по кускам?
Постамент, согласно проекту скульптора, должен был быть пяти сажен в длину – около 10,6 метра, двух сажен и половины аршина в ширину – 4,6 метра и двух сажен и одного аршина в вышину – 4,96 метра.
Сажень – старинная русская мера длины, применявшаяся на Руси и в Российской империи. 1 сажень равен примерно 2,13 метра, аршин – 0,71 метра.
Соотношение единиц длины с пропорциями тела человека. Фото: wikipedia.org
Задача найти столь огромный гранитный камень казалась невыполнимой. А как его перевозить по суши, через моря или реки? Многие чиновники и специалисты считали затею безнадежной, поэтому постамент решили собрать из нескольких частей.
«Монолитный камень был далек от моих желаний… Я полагал, что этот пьедестал будет сооружен из хорошо подогнанных частей», – рассуждал Фальконе. Он даже «почти изготовил рисунки, каким бы образом камни, коих требовалось сначала двенадцать, после же только шесть, высекать и железными или медными крючьями совокуплять должно было».
Нет, по кускам – плохо
В концу лета 1768 года нашлись около 40-50 подходящих валунов. Самый крупный из них находился в Кронштадте, «у самого моря». Он хоть и подходил по длине, но имел «уродливую кругловатую фигуру».
Некоторые камни оказались «весьма дресвяные, самой крупной сыпи и по слабости негодные», другие – разного оттенка, рисунка породы – плохо бы смотрелись вместе.
Нужный камень нашел крестьянин
Для поиска валунов даже давали объявления в газеты. Экземпляр подходящих габаритов в итоге предложил казенный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков – поставщик строительного камня в Петербург. Причем наткнулся он на камень до объявления поисков.
У Вишнякова был план: расколоть гранитную глыбу и продать ее по кускам. Однако воплотить замысел в жизнь он не мог технически – не было подходящего оборудования и инструментов.
Крестьянин сообщил о валуне руководителю поисковых работ проекта, а за наводку получил довольно приличную по тем временам сумму – 100 рублей.
Фальконе говорил: «Мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным». В одном из писем герцогу д’Эгийон архитектор писал: «Это глыба прекрасного и чрезвычайно твердого гранита, с весьма любопытными прожилками кристаллизации.
Они заслуживают места в вашем кабинете. Постараюсь добыть осколок покрасивее и, если дозволите, милостивый государь, присоединю его к вашему собранию естественной истории. Этот камень много придаст характера памятнику и, может быть, в этом отношении его можно будет назвать единственным».
«Гром» и молния
Камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. Приставку «Гром» он получил из-за местной легенды: считалось, что своеобразную форму он приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу.
В лес, на указанное крестьянином место, отправили специальную комиссию. Специалисты обнаружили до половины ушедший в землю, покрытый мхом, с деревцем на макушке, Гром-камень с мягкими, немного аморфными формами.
В своем первоначальном виде камень весил около 2000 тонн и имел примерные размеры: длина – 13 метров, высота – 8 метров, ширина – 6 метров.
Возник новый вопрос: как перевести чудо-валун в Петербург?
«Гром-камень в Лахтинском лесу». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Фото: Wikipedia
Готовились более 5 месяцев
Операция по подготовке к транспортировке камня началась в сентябре 1768 года. Для начала создали миниатюрную – в 10 раз уменьшенную – модель «машины» для перевозки валуна. С ее помощью движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть (вес более 1 тонны).
Тому, кто придумает механизм для перемещения сей гигантской глыбы, было обещано 7000 рублей (в 70 раз больше, чем дали Вишняков за наводку). Есть легенда, что идея «шаровой машины» принадлежит некому специалисту по обработке металлов по фамилии Фюгнер.
Еще возвели казармы для 400 «работных людей», а также разметили будущую дорогу до берега Финского залива, в обход болот и холмов. Просека была шириной 40 метров и длиной почти 8 километров.
Почему части Гром-камня отличаются по цвету
Во время подготовки камень, ушедший в землю на 5 метров, со всех сторон раскопали. Затем от ванула отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, – это облегчило груз на примерно 600 тонн.
Затем Гром-камень был обтесан. Отсеченные куски прикрепили к основному монолиту, чтобы впоследствии использовать так, как задумал Фальконе, – для «удлинения» пьедестала.
Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом спереди и сзади, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн. И хоть камень изначально был единым, пристыкованные куски и сейчас имеют разный цветовой оттенок под Медным всадником.
«Обтесывание камня Гром у Лахты». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Искусствовед Авраам Каганович в своей книге «Медный всадник» указывает, что «на этой гравюре камень еще не обработан до того состояния, в каком его будут впоследствии перевозить: его формы округлы, еще отсутствует большая выемка, в которой во время перевозки расположится кузница, еще не отесаны его бока». Фото: к-я.рф
Петровский пруд
Котлован, который был выкопан вокруг камня, позже постепенно заполнился водой. Образовавшийся водоем сохранился до настоящего времени. Его называют Петровским прудом.
Петровский пруд, возникший после изъятия Гром-камня. Фото: Pilothub / @serezhaschmidt
Сначала – перевернуть
Перед перевозкой Фальконе решил перевернуть валун: архитектор считал, что в таком положении он более соответствовал глиняной модели постамента. Каменотесы выровнили одни из боков валуна, инженеры соорудили сложную установку из деревьев, рычагов, веревок, мха и сена (чтобы при падении он не расколоться), а в марте 1769 года камень уже перевернули нужной стороной к земле.
После пируэта он пролежал нетронутым все лето – земля была мягкой, работы отложили до зимы.
Как вспоминает библиотекарь Академии наук, непосредственный участник событий Иван Бакмейстер, «взирание на оный (Гром-камень) возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».
Что сказала императрица
Кстати, работы по обтесыванию проводились до тех пор, пока Лахту не посетила Екатерина II. Она запретила дальнейшую обработку валуна, желая, чтобы тот прибыл в Петербург в своем «диком» виде без утраты объема.
Окончательный вид Гром-камень приобрел уже на Сенатской площади, значительно утратив свои первоначальные размеры. Доводка проходила под руководством Фельтена.
«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по чертежам Юрия Фельтена. Фото: Wikipedia
Как перевозили Гром-камень в Петербург
В итоге «машина» по перевозке Гром-камня выглядела примерно так: сначала валун подняли с помощью рычагов и домкратов, затем – поместили под него прочную деревянную раму из двух параллельных желобов с 30 пятидюймовыми шарами (примерно размером с ладонь); затем платформу, как санки, тащили на канатах мужики и солдаты с помощью специальных крутящихся установок, воротов и блоков.
Шар и желоба сделали из необычного материала – сплава меди с оловом и галмеем. Также были приняты меры по страховке камня от падения при аварии. Почва под «санями» должна была быть ровной, поэтому действие происходило зимой.
Несмотря на сложность и продуманность процесса перевозки, во время пути возникали серьезные аварийные ситуацию: около пяти раз валун срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Рабочие успешно справлялись с проблемами.
Транспортировка длилась более 5 месяцев
Транспортировка камня продолжалась с ноября 1769 года по апрель 1770 года. За сутки, по прямой, проходили порядка 20-З0 шагов. На поворотах – еще меньше.
Камень был доставлен на берег к востоку от нынешнего заказника Северное побережье Невской губы, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.
Расколотый валун – предполагаемые осколки Гром-камня у пристани. Фото: wikipedia.org
По Финскому заливу Гром-камень переплывал в сопровождении нескольких кораблей. Главное судно (беляну), на котором лежал валун, спроектировал известный галерный мастер Григорий Корчебников.
Беляна при этом транспортировалась другими двумя парусными плоскодонными суднами (краерами). На картинке видно, как они поддерживают главную баржу по бокам, чтобы она не перевернулось.
Транспортировка Гром-камня по воде. Фото: Wikipedia
Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила 13 километров. И вот, в октябре 1770 года, спустя два года после начала всей операции, Гром-камень прибыл в Петербург на Сенатскую площадь.
Читайте также:
Кстати, для выгрузки валуна у берега Невы использовали тот же прием, что и при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Дорога, по которой перевозили Гром-камень, на «Карте Санкт-Петербургской губернии» 1792 года. Фото: к-я.рф
Петербуржцы удивились
В Северной столице гигантскую скалу приняли с большим удивлением и восхищением. Тогда писали: «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».
В честь перевозки камня была даже выбита памятная медаль «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня – 18 августа 1782 года – к столетию вступления на престол Петра I. Праздник был грандиозный.