месса до мажор бетховен история создания

Месса до мажор бетховен история создания

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Месса до мажор бетховен история создания

Л. БЕТХОВЕН (1770-1827)
МЕССА
ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ СОЛИСТОВ, ХОРА И ОРКЕСТРА
до мажор, соч.86
1. KYRIE 2. GLORIA 3. CREDO 4. SANCTUS 5. AGNUS DEI

Людмила Белобрагина (сопрано), Нина Поставничева (меццо-сопрано), Лев Кузнецов (бас), Евгений Владимиров (бас)
Большой хор и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Художественный руководитель хора К. Птица
Дирижер Г. Рождественский

Сочинения, связанные с религиозной тематикой, занимают в творческом наследии Бетховена незначительное место. Им созданы лишь три произведения на евангелистский текст: оратория “Христос на Масличной горе” (1803), предназначенная для концертного исполнения, Месса до мажор (1807) и одно из последних, оконченное в 1823 году, — Торжественная месса ре мажор. Месса до мажор, по сравнению с Торжественной мессой, малоизвестна, редко исполняема, но не менее значительна. Она написана в период расцвета творчества Бетховена (в так называемый “центральный” период — 1802—1812 годы), в Вене, весной 1807 года.
К моменту создания мессы Бетховен был уже автором знаменитой Третьей Героической симфонии, Аппассионаты, Патетической и Крейцеровой сонат, 3-х фортепианных концертов, ряда струнных квартетов и других замечательных произведений. Месса до мажор создавалась в непосредственной близости с Пятой симфонией, увертюрой к трагедии Коллина “Кориолан”, 3-й по счету редакцией оперы “Фиделио”.
Месса до мажор написана Бетховеном по заказу Николая Эстергази. С семейством богатого венского магната Бетховен познакомился через своего знаменитого современника — Иосифа Гайдна, который в течение 30 лет служил придворным композитором у Антона Эстергази. Сын старого Эстергази, Николай, был, как и его отец, страстным поклонником церковной музыки.

Месса была впервые исполнена 13 сентября 1807 года в замке Эстергази, в Эйзенштадте, под управлением самого Бетховена. По отзывам современников, Месса не понравилась Николаю Эстергази, и, видимо поэтому Бетховен нарушил сложившуюся традицию посвящения произведения заказчику. Однако, судя по письмам Бетховена того периода, композитор высоко ценил свое произведение и настаивал на его вторичном исполнении.
22 декабря 1808 года в Императорском Венском театре “Ан дер Вин” состоялась “бенефисная академия” Бетховена, в которой наряду с Пятой и Шестой симфониями, Четвертым фортепианным концертом, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра прозвучала вторая часть до мажорной Мессы. Концерт прошел без успеха, особенно неудачным было исполнение “Sanctus” из мессы, что произвело на Бетховена удручающее впечатление
Тем не менее Бетховен продолжал верить в успех своего произведения, страстно желая сделать свою мессу широким достоянием публики. Полемизируя в своей переписке с известным музыкальным издателем Гертелем, который не желал издавать партитуру мессы ссылаясь на падение спроса на произведения церковного жанра, Бетховен настаивал на том, что жанр мессы должен обрести новое рождение на концертной эстраде. В 1812 году он добился не только напечатания

партитуры в издательстве “Брейткопф и Гертель”, но и перевода латинского текста мессы на немецкий язык. Сам факт перевода латинского текста на немецкий уже говорит о том значении, какое Бетховен придавал поэтическому содержанию своего сочинения. Никогда не изменяя идеям французской революции, стремясь воплотить в своих произведениях дух героической борьбы за идеалы человечности и истинной свободы, Бетховен и в традиционном тексте католической молитвы старался подчеркнуть только те мысли, которые всегда были ему близки и дороги как человеку и художнику. Отсюда содержание Мессы — это идея равенства, идея всеобщей гармонии и мира между людьми, страдания человечества на пути к достижению этих идеалов. Эти идеи сочетались у Бетховена с его глубоко индивидуальными религиозными воззрениями. Идея бога, обращение к которому нашло отражение в его сочинении, отождествляется у Бетховена с идеей добра и глубокого сострадания к человеческому горю, с любовью к людям, с милосердием. Но, утверждая идею добра, Бетховен одновременно требует от человека и активного вмешательства в жизнь, борьбы с окружающим его злом. Композитор говорил о своем сочинении, что оно проникнуто бодростью, светом, верой в добро.
Все это сближает Мессу Бетховена с его симфоническими произведениями и героико-трагической оперой “Фиделио”.

Источник

Месса до мажор бетховен история создания

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

Первая половина 1820-х годов знаменательна в творчестве Бетховена. Он подводит итог своим любимым жанрам: фортепианной сонате, вариациям, струнному квартету, симфонии (величайшая из них, Девятая, создана в 1822—1824 годах). Тогда же появляется последнее духовное ораториальное сочинение — в жанре, к которому Бетховен не обращался более 20 лет, с тех пор, как сочинил ораторию «Христос на горе Елеонской» (1803) и Мессу До мажор (1807).

Поздние произведения Бетховена встречают разный прием. Одни считают их учеными, скучными, непонятными, у других они вызывают восхищение. С триумфальным успехом прошла в Вене последняя Академия (авторский концерт) Бетховена 7 мая 1824 года. Знаменитый английский фабрикант роялей Бродвуд прислал ему инструмент новейшего образца, Лондонское филармоническое общество заказало Девятую симфонию, а русский князь Николай Голицын — 3 струнных квартета. Вернувшийся из России известный скрипач Игнац Шупанциг, приятель композитора, рассказьшал о популярности его сочинений у русской публики. Однако жизнь Бетховена необеспеченна и тяжела. Он совершенно глух и может объясняться лишь письменно (сохранилось большое число «разговорных тетрадей» Бетховена). Живет композитор в убогой квартире, которую посетивший его в 1822 году Россини описывает так: «Я очутился в довольно грязной комнатушке, в которой царил страшный беспорядок. Мне особенно запомнился потолок, находившийся, по-видимому, под самой крышей. Он весь был в широких трещинах, через которые дождь должен был лить ручьем». Хотя Бетховену было немногим больше 50 лет, выглядел он стариком. «Никаким резцом нельзя отобразить ту неизъяснимую печаль, которой были пронизаны черты его лица. В то же время под его густыми бровями, как будто из пещеры, сверкали небольшие, но, казалось, пронизывающие вас глаза».

Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Однако сам Бетховен не считал ее сочинением, духовным по преимуществу. В письме в правление Филармонического общества он сообщал, что «ее также можно исполнять в церкви», а в программе она была названа Большой ораторией. Не случайны и авторские надписи в начале 1-й части, Kyrie (Господи помилуй): «Это должно идти от сердца к сердцу» и в середине последней, в эпизоде Dona nobis pacem (Дай нам мир): «Прошу о внутреннем и внешнем мире».

Музыка

Торжественная месса — грандиозное произведение с типичными чертами позднего стиля Бетховена: обилием развернутых хоров полифонического склада, вплоть до фуг; обращением к традициям Баха и Генделя, сопоставлением эпизодов величавых, героических и лирических, то согретых светом надежды, то полных страдания, благоговейных философских размышлений и вселенской радости.

Использованы и темы, близкие хоралу, и средневековые лады, и излюбленные в старинной музыке иллюстративные приемы, связанные с восхождением, нисхождением и т. п.; а наряду с ними — оперный речитатив. 1-я часть, Kyrie (Господи помилуй) строится на противопоставлении торжественных аккордов крайних разделов (авторская ремарка: «с благоговением») и печальной вокальной темы, широко распетой в канонических имитациях квартета солистов — в среднем. Кульминация 2-й части, Gloria (Слава), — блестящая ликующая фуга. Еще более сложная, грандиозная по размаху двойная фуга венчает 3-в часть, Credo (Верую). В 4-й части оригинален последний раздел — Benedictus (Благословен): его открывает соло скрипки в высoком регистре, словно с высоты спускается ослепительный свет; нежную пасторальную тему подхватывают солисты. Пасторальная тема в следующей части приобретает характер веселого хоровода (Dona nobis pacem). Его сменяют приглушенные удары литавр и фанфары труб, которым отвечает «боязливый» (по авторской ремарке) речитатив солистов, — словно война прерывает течение мирной жизни. За небольшой фугой радостного характера, тема которой заимствована из «Мессии» Генделя, следует стремительный, полный энергии оркестровый эпизод.

К наиболее значительным произведениям композитора принадлежит «Торжественная месса» D-dur для четырех солистов, хора и оркестра (1818—1823). Написанная одновременно с Девятой симфонией и фортепианной сонатой ор. 106, месса родственна им по глубине постановки философских вопросов, по грандиозности, но­визне интонационного строя и формы. Идейная значимость этого сочинения несоизмерима с тем внешним поводом, который послу­жил толчком к его созданию.

Бетховен начал сочинять мессу ко дню посвящения своего друга эрцгер­цога Рудольфа в архиепископы. Известно, что Бетховен всячески отговаривал его от принятия духовного сана и не скрывал своего иронического отношения к этому поступку после того, как он свершился. Месса не была закончена к сро­ку и появилась на свет несколько лет спустя вместе с Девятой симфонией.

Месса для Бетховена не имела ритуально-церковного смысла, Он усматривал в ней исторически сложившийся жанр, в котором накопились богатейшие традиции философской музыки (Палестрина, Бах, Моцарт, Гайдн). Произведение Бетховена далеко от идеологии католицизма, догматов христианства. В этом монумен­тальном произведении воплощен характерный для позднего Бетховена идейный замысел. Музыка мессы пронизана «фаустианством»: в ней господствует дух беспокойного сомнения, но вера в жизнь преодолевает мучительные философские искания.

Подобно h-moll’ной мессе Баха, «Торжественная месса» Бет­ховена ни по смыслу, ни по форме выражения, ни по масштабам не предназначена для церковного исполнения. Знаменательно, что сам композитор рекомендовал исполнять свою мессу в концерте, в виде оратории (Первое полное исполнение «Торжественной мессы» состоялось в Петербурге в 1824 году по инициативе князя Н. В. Голицына.).

Бетховенская месса поражает цельностью композиции. Она словно высечена из одной глыбы. Между разными ее частями существует несомненная интонационная (почти «лейтмотивная») связь. Строгий тональный план объединяет все произведение (Господствуют D-dur и B-dur – тональные центры Девятой симфонии.). Роль оркестрового развития настолько значительна, что это про­изведение можно назвать синтетическим по жанру.

Каждая из традиционных пяти частей мессы ярко индивиду­альна в музыкальном отношении. Наиболее проста первая часть, «Kyrie eleison», написанная в трехчастной форме; ее развитие основано на противопоставлении моментов торжественной велича­вости чувствам душевной слабости и печали:

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

Первый из этих образов охарактеризован блестящей инстру­ментально-концертной музыкой, второй — трогательной вокальной кантиленой, интонации которой проникают в лирическую послед­нюю часть.

«Gloria» — сложнейшее многочастное построение, включающее фугу. Основная тема части близка трио из Девятой симфонии и русской теме «Слава» из трио скерцо Восьмого квартета.

Необычен интонационный строй мессы. Колористические эф­фекты хорового звучания придают всей музыке особенную красоту, в «Et incarnatus», напоминая хоровой стиль Палестрины, не­ожиданно звучат старинные лады:

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

В развитии господствуют полифонические приёмы.

Замечателен финал мессы, против которого больше всего ополчались представители официальной церковной музыки. На слова «Dona nobis расеm» Бетховен пишет ликующую, танцевального склада музыку, несколько напоминающую одну из вариаций оды «К радости». Когда в процессе ее развития появляется почти военный эпизод — барабанная дробь и героическая фанфара у труб, — сходство с маршевой вариацией «темы радости» из Девятой симфо­нии становится очевидным. Знаменательно, что тема последней фу­ги была заимствована из финального хора «Мессии», одной из са­мых светлых, жизнерадостных ораторий Генделя. Подобно Девя­той симфонии, «Торжественная месса» заканчивается ликованием, прославляющим завоеванную веру в жизнь.

Первая месса Бетховена, С-dur (1807), принадлежит к наибо­лее выдающимся произведениям его «зрелого» периода. Сверстница «Кориолана» и квартетов ор. 59, она соприкасается с ними раз­ными сторонами своего богатого художественного содержания. Но при этом в ней раскрывается и новая, неожиданная сторона Бет­ховена — его замечательное по оригинальности и силе воплощение душевной гармонии.

В отличие от месс предшественников (Моцарта, М. и Й. Гайд­нов и других), где инструментальная музыка играла роль, равноценную с голосом, Бетховен разрабатывает преимущественно вы­разительные приемы хорового звучания.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

«Торжественная месса». Людвиг ван Бетховен

Жизнь Бетховена необеспеченна и тяжела. Он совершенно глух и может объясняться лишь письменно (сохранилось большое число «разговорных тетрадей» Бетховена). Живет композитор в убогой квартире, которую посетивший его в 1822 году Россини описывает так: «Я очутился в довольно грязной комнатушке, в которой царил страшный беспорядок. Мне особенно запомнился потолок, находившийся, по-видимому, под самой крышей. Он весь был в широких трещинах, через которые дождь должен был лить ручьем». Хотя Бетховену было немногим больше 50 лет, выглядел он стариком. «Никаким резцом нельзя отобразить ту неизъяснимую печаль, которой были пронизаны черты его лица. В то же время под его густыми бровями, как будто из пещеры, сверкали небольшие, но, казалось, пронизывающие вас глаза».

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

Эрцгерцогу Рудольфу как раз предстояла интронизация в качестве архиепископа Ольмюца в марте 1820 года. Бетховен решил воспользоваться случаем, чтобы добиться-таки своего назначения капельмейстером. И предложил эрцгерцогу ещё в марте 1819 года написать мессу для этой церемонии. Он думал, что справится с этой задачей за несколько месяцев; ему потребуется четыре года напряженного труда, чтобы закончить «Торжественную мессу».

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

месса до мажор бетховен история создания. Смотреть фото месса до мажор бетховен история создания. Смотреть картинку месса до мажор бетховен история создания. Картинка про месса до мажор бетховен история создания. Фото месса до мажор бетховен история создания

Сразу же по завершении мессы, в июне 1823 года, Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр. Подписчиков оказалось всего 10, среди них короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена, виолончелист-любитель и почетный член петербургского Филармонического общества. Благодаря Голицыну состоялась премьера Торжественной мессы 7 апреля (26 марта по старому стилю) 1824 года в Петербурге в концерте Филармонического общества. Спустя месяц, 7 мая, три части (Kyrie, Credo, Agnus Dei) были исполнены в венском Кернтнертор-театре. В первом исполнении участвовала известная австрийская певица Каролина Унгер. В 1830 году месса впервые была исполнена в стенах церкви — Собора Петра и Павла в чешском городе Варнсдорф.

Торжественная месса (лат. Missa Solemnis) ре мажор, Op. 123

Бетховенская месса поражает цельностью композиции. Она словно высечена из одной глыбы. Между разными ее частями существует несомненная интонационная (почти «лейтмотивная») связь. Строгий тональный план объединяет все произведение.

Господствуют D-dur и B-dur – тональные центры Девятой симфонии. Роль оркестрового развития настолько значительна, что это произведение можно назвать синтетическим по жанру.

Каждая из традиционных пяти частей мессы ярко индивидуальна в музыкальном отношении. Наиболее проста первая часть, «Kyrie eleison», написанная в трехчастной форме; ее развитие основано на противопоставлении моментов торжественной величавости чувствам душевной слабости и печали. Первый из этих образов охарактеризован блестящей инструментально-концертной музыкой, второй — трогательной вокальной кантиленой, интонации которой проникают в лирическую последнюю часть.

«Gloria» — сложнейшее многочастное построение, включающее фугу.

Необычен интонационный строй мессы. Колористические эффекты хорового звучания придают всей музыке особенную красоту, в «Et incarnatus», напоминая хоровой стиль Палестрины, неожиданно звучат старинные лады.

Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Не случайны и авторские надписи в начале 1-й части, Kyrie (Господи помилуй): «Это должно идти от сердца к сердцу» и в середине последней, в эпизоде Dona nobis pacem (Дай нам мир): «Прошу о внутреннем и внешнем мире».

Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям

Источник

Торжественная месса (Бетховен)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Торжественная месса (лат. Missa Solemnis ) ре мажор, Op. 123 — произведение Людвига ван Бетховена, написанное в 1819—1823 гг. и впервые исполненное в 1824 году, вторая работа Бетховена в жанре мессы (после Мессы до мажор Op. 86).

Месса была задумана Бетховеном в 1819 году в связи с назначением эрцгерцога Рудольфа, в отрочестве учившегося у Бетховена, архиепископом Ольмюца. Однако работа увлекла Бетховена, заставила его много думать над музыкальными и религиозными проблемами и существенно затянулась. Лишь четыре года спустя Бетховен закончил её, посвятив сочинение Рудольфу. Первое исполнение состоялось, по инициативе покровительствовавшего Бетховену князя Николая Голицына, 7 апреля 1824 года хором Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Спустя месяц, 7 мая, три части (Kyrie, Credo, Agnus Dei) были исполнены в венском Кернтнертор-театре. В первом исполнении участвовала известная австрийская певица Каролина Унгер. В 1830 году месса впервые была исполнена в стенах церкви — Собора Петра и Павла в чешском городе Варнсдорф.

Месса состоит из традиционных пяти частей:

Примерная продолжительность звучания — 70-80 минут.

Месса написана для оркестра, органа, хора и солистов (сопрано, альт, тенор и бас).

Это произведение каждую Новогоднюю ночь слушал Святослав Рихтер, как он признался в этом в фильме «Непокоренный Рихтер» Бруно Монсенжона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *