методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам

Методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные: 1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; 2) отработка беспредложных конструкции единственного числа.

Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

II этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные: 1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа.

1) дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени; 2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Ш этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительное: 1) употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Источник

Методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные: 1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; 2) отработка беспредложных конструкции единственного числа.

Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

II этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные: 1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа.

1) дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени; 2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Ш этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительное: 1) употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Источник

Картотека игр по словоизменению

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за год.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются флексиями (лат. flexio — «сгибание», «переход голоса»).

Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке, спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт, изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

Характеристика речи у детей 5-6 лет.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на урока.

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И. п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа; согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов

движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных ; закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.

От 5- 6 лет нужно продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильное ударение в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов.

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Методика обследования грамматического строя речи:

Словоизменения.

1. Игра «На лугу пасутся, кто?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

Ход обследования:

Ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются картинки.

Ребенку предлагают ответить на вопросы: На лугу пасётся кто? (коза)

На лугу пасутся кто? (козы)

На лугу пасётся кто? (конь)

На лугу пасутся кто? (кони)

На лугу пасётся кто? (корова)

На лугу пасутся кто? (коровы)

На лугу пасётся кто? (овца)

На лугу пасутся кто? (овцы)

На лугу пасётся кто? (гусь)

На лугу пасутся кто? (гуси)

На лугу пасётся кто? (утка)

На лугу пасутся кто? (утки)

2. Игра «Мама потерялась».

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий

«Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей.

Ход игры: Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет кого (телят) Вот телята.

Лошадь ищет кого (жеребят)

Свинья ищет кого (поросят)

Собака ищет кого (щенят)

Кошка ищет кого (котят)

Коза ищет кого (козлят)

Овца ищет кого (ягнят).

Лисица ищет кого (лисят).

Зайчиха ищет кого (зайчат).

Ежиха ищет кого? (ежат).

Медведица ищет кого (медвежат).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

3. Игра «День рождения Мишутки».

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением: рыбы, моркови, грибов, зерен, капусты, костей, белок, лис, зайцев, ежей, куриц, коз, собак, и медведей.

Ход игры: Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости?

Орехи кому? белкам. Мишутка ждёт белок.

Рыбы кому? лисам. Мишутка ждёт лис.

Морковки кому? зайцам. Мишутка ждёт зайцев.

Грибы кому? ежам. Мишутка ждёт ежей.

Зерна кому? курицам. Мишутка ждёт куриц.

Капусты кому? козам. Мишутка ждёт коз.

Кости кому? собакам. Мишутка ждёт собак.

4. Игра «Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Ход игры: Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

Зайцы и черепахи… (Зайцы обгонят черепах).

Гусеницы и змеи… (Змеи обгонят гусениц).

Поезда и самолёты… (Самолёты обгонят поезда).

Мотоциклы и велосипеды… (Мотоциклы обгонят велосипеды).

Люди и машины… (Машины обгонят людей).

5. Игра » Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход игры: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Чем питаются зайцы?

(например: «морковью») или предложением («Зайцы питаются морковью»).

чем питаются медведи?

медведи питаются малиной,

чем питаются коровы?

коровы питаются травой,

козы питаются капустой,

чем питаются кошки?

кошки питаются молоком,

чем питаются собаки?

собаки питаются костями,

чем питаются курицы?

курицы питаются зёрнами,

6. Игра «Кто о чём думает?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Зайцы мечтают о чём?

(например: «о морковке») или предложением («зайцы мечтают или думают о морковке»).

Собаки мечтают о чём?

Собаки мечтают о костях,

Кошки думают о чём?

Кошки думает о молоке,

Курица мечтает о чём?

Курицы мечтают о зернах,

Медведи мечтают о чём?

Медведи мечтают о мёде,

Коровы мечтают о чём?

Коровы мечтают о траве.

7. Игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Цель: изменять глаголы по лицам.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Произнесите предложение «Я гуляю в саду». Предложите ребёнку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты, он, она, они, мы, вы» и изменить глагол. (Ты гуляешь в саду, он гуляет в саду, она гуляет в саду, они гуляют в саду, мы гуляем в саду, вы гуляете в саду).

Я играю с куклами – ты играешь с куклами – мы играем с куклами.

Я умываюсь – ты умываешься – мы умываемся.

Я кушаю – ты кушаешь – мы кушаем.

8. Игра «Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Ход игры:

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб);

«старый»… (дом, пень, человек);

«свежая»… (булочка, новость, газета);

«старая»(мебель, сказка, книга);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»(кресло, сиденье, окно).

9. Игра «Мой, моя, моё».

Цель: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё); игра помогает развитию памяти и зрительного внимания.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Ход игры: сложим в коробку разные предметы одежды парами, взрослая шапка- детская шапочка, а затем близкие по предназначению (варежки- перчатки, кофта- свитер).

Начинаем вынимать вещи из коробки.Говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой носок. Это мои варежки. Это моя кофта. Это моё платье. Это мой шарф. Это моя шуба.

Предложим найти ребёнку среди вещей свою одежду. Разберём все вещи до конца. Следим за правильным согласованием имён существительных с местоимениями.

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый показывает картинки, проговаривая с ребенком словосочетания:

В прямом порядке: один карандаш, два карандаша, три, четыре,пять карандашей и в обратном порядке: пять карандашей, четыре, три, два карандаша, один карандаш.

Один мяч, два мяча, три, четыре, пять мячей и в обратном порядке.

Одна конфета, две конфеты, три, четыре, пять конфет и наоборот.

Одна ягода, две ягоды, три, четыре, пять ягод и наоборот.

Одна лодка, две лодки, три, четыре, пять лодок и наоборот.

Один стол, два стола, три, четыре, пять столов и наоборот.

Один стул, два стула, три, четыре, пять стульев и наоборот.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам. Смотреть фото методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам. Смотреть картинку методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам. Картинка про методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временам. Фото методика формирования навыков словоизменения по родам числам падежам лицам временамСенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме «Домашние птицы». 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Источник

Игры для развития навыков словоизменения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет.

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление.

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей.

Инструкция: « Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит».

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие.

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже.

Описание игры: на столе раскладываются картинки.

Инструкция: « Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

Игра «Кто, чем рисует (работает)?»

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие.

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.

Инструкция: « Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь.

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои).

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки.

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

Игра «Кто, что делал вчера?»

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

Игра «Вместе делать веселей».

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?).

Инструкция: «Вместе делать веселей» Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

Игра «Дай задание игрушкам».

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо.

Грамматическая категория: Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?).

Инструкция: «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.

Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.

Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?)

Игра «Один-много»:Утка- утки, мишка- мишки, (кубики, книги)

Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?)

Игра «Чего не стало?»,

Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?)

И. «Кто что нарисовал»,

«Кого лечил Доктор Айболит» : Бабочка- бабочку (машину, куклу, пирамидку лису)

Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?)

«Кому что дадим?» :Мышка- мышке( зайчику, котику, курочке, собаке)

Творительный падеж имен сущ. ед. числа(Кем? Чем?)

И. «Кто чем действует»: Пила- пилой(лопатой, метлой, молотком, карандашом)

Предложный падеж имен сущ. ед. числа(О ком? О чем?)

И. «О чем расскажешь?» Банка- о банке (о шарике, о конфете, о мяче, о яблоке)

Род имен существительных(мой, моя, мое, мои)

И. «Это чье?» Бантик-это мой бантик, (моя кукла, мое ведро, мои бусы)

Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)

И. «Кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

Единств. и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?)

И. «Вместе делать веселей» Стоит- стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

Глаголы повелительного наклонения(Делай!)

И. «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй)

Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?)

И. «Какие это вещи» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки.

Источник

Методический материал. «Развитие навыков словоизменения и словообразования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.

Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:

1) определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;

2) выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;

3) буквенное обозначение выделенной морфемы;

4) самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).

Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.

Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.

Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы ). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.

Для закрепления формы множественного числа предлагаются следующие задания:

2. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок рисования? на урок ручного труда?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? желтым карандашом? и т.д.

3. Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши»:

Карандаши цветные умеют рисовать

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, картошку, дождь и дым,

И сад зимой и летом.

Лишь надо знать, когда, каким

Писать все это цветом.

Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.

4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: «Какие цветы еще не нарисовал художник?» (Ромашку, астру, гвоздику, розу.)

При уточнении формы дательного падежа можно использовать следующие виды работы:

2. Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по его содержанию:

Иголке — нитка, Супу — картошка,

Забору — калитка, А книжке — обложка,

Мышке — нора, Солнышко — лету,

А братишке — сестра, Стихи — поэту.

Уткам — пруд, И всем воскресенья

А лентяю — труд, Нужны без сомненья.

3. Ответы на вопросы по картинке ( кто кому что дает? ). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:

1. «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет ( Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:

1. Ответы на вопрос кто чем работает? по картинкам ( парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.)

2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.

3. Назвать, с чем пьют чай ( с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении формы предложного падежа рекомендуются следующие виды работы:

1. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).

2. Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Например, логопед кладет карандаш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.

3. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом ).

4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится? ( посуда, одежда, книги и т.д.), где что покупают? ( лекарство, хлеб, газеты, молоко ), где что изготовляют? ( ткани, машины ), где что растет? ( грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер и т.д.).

5. Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагаются две группы картинок: на одних изображены животные, на других— их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение животного рядом с изображением его жилища.

Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру «Назови пять предметов». Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров), Логопед задает вопрос: «У кого пять предметов?» Дети отвечают: «У меня пять помидоров» (или пять огурцов, или пять петухов. ).

С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания:

1. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи ( Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом ).

3. Дифференциация пар с возвратными глаголами ( мыть — мыться, причесывать — причесываться, прятать — прятаться, качать — качаться, катать —кататься, вытирать— вытираться и т.д.).

4. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:

1. Игра в лото «Какого цвета?» Игру можно проводить в двух вариантах.

2. Игра в лото «Какой формы предмет?» Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета ( репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

3. Ответы на вопросы о признаках предметов:

Какие по цвету? (Огурец и помидор.)

Какие по вкусу? (Лимон и малина.)

Какие по величине? (Дом и конура.)

Какие по толщине? (Столб и карандаш.)

Какие по высоте? (Дерево и куст.)

Какие по длине? (Пальцы и ногти.)

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного ( дом — домик, солнце — солнышко, лиса — лисичка);

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного ( рыжая — рыженькая, пушистый — пушистенький);

3) образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото «Из чего сделано?» (дерево — деревянный, железо — железный, солома — соломенный);

4) образовать глаголы с различными приставками (налил — вылил, выходят — входят, перешел — подошел);

5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию ( лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *