метро в будапеште история

Первая в континентальной Европе: знакомство с желтой линией метро Будапешта

Герой статьи — историческое метро Будапешта. Оно обозначается аббревиатурой M1, желтым цветом и имеет официальное название Földalatti. Желтая ветка М1 – самая старая и самая необычная линия Будапештского метрополитена. Движение поездов по ней запустили в 1896 году! Благодаря чему Будапешт носит гордое звание первого города континентальной Европы, где появилось метро.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

История желтой ветки

Год, когда состоялось открытие метро в Будапеште, выбрали не случайно. В 1896 году венгры закатили грандиозный праздник по случаю обретения родины. 1000 лет назад их предки пришли на эти земли и остались. Первую в континентальной Европе подземку строила немецкая компания Siemens&Halske. Работы велись открытым способом. Этим объясняется небольшая глубина станций исторического метро Будапешта. В строительстве, которое шло всего два года, задействовали самое современное на тот момент оборудование.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

2 мая 1896 года Földalatti распахнуло свои двери для пассажиров. Посмотреть на новинку приехал сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф. На момент открытия линия имела 11 станций.

Начиналась ветка станцией «Гизелла тер» — сейчас она называется «Вёрёшмарти тер» (Vörösmarty tér). Заканчивалась станцией «Артези фюрдо» — сейчас носит название «Сечени фюрдо» (Széchenyi fürdő). Эта и еще одна станция «Аллаткерт» (Állatkert) находились на поверхности.

Спустя 80 лет после открытия желтую линию метро частично перестроили. Перестала существовать станция метро «Аллаткерт», а «Сечени фюрдо» из наземной превратилась в подземную. Конец линии продлили на одну станцию — «Мексикои ут» (Mexikói út). В таком виде линия M1 метро Будапешта существует до сих пор.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Особенности линии M1

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история
метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Куда можно доехать на M1

Földalatti не только историческая ветка метро Будапешта, но и удобный способ добраться до множества городских достопримечательностей.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Полезная информация

Время работы

Первый состав стартует от станции Mexikói út в 4:32 утра по будням и по выходным. Движение поездов прекращается около полуночи.

Минимальный интервал в движении поездов составляет 2 минуты (днем в будни дни). Максимальный интервал – 10 минут (ранним утром и поздним вечером по будням и выходным).

Историческая линия M1 на карте

Стоимость проезда

Разовая поездка стоит 350 форинтов.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Пешие индивидуальные экскурсии по Будапешту с автором блога: от обзорных до необычных. Скидка 10 EUR по промокоду TRIPANDME. Без предоплаты. Посмотреть условия и цены

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Источник

Метро Будапешта

Метро Будапешта — одна из самых старых европейских подземок. Первые станции метро в столице Венгрии появились ещё в XIX веке, и долгие десятилетия жители и гости Будапешта передвигались по одной единственной ветке. Город-миллионник рос и ширился, через несколько десятилетий одна за другой были построены станции на новых направлениях. Сегодня будапештское метро насчитывает около сорока километров подземных дорог, на карте метрополитена обозначено четыре линии и более полусотни станций.

История строительства метро в Будапеште

Будапешт был крупным промышленным городом, когда в конце XIX века встал вопрос о мобильном транспортном сообщении между его частями. На тот момент Венгрия входила в состав Австро-Венгерской империи под руководством Франца Иосифа. Перспектива строительства наземных транспортных коммуникаций была не по нраву жителям. Большинство зажиточных горожан воспротивилось активной прокладке рельсов по центральной части Будапешта. Именно тогда и возник план перенести транспортные коммуникации под землю.

Строительство было поручено одной из немецких компаний, создавшей первую в мире железную дорогу на электрической тяге. Работы велись так активно, что стартовая линия будапештского метро начала функционировать уже через полтора года после закладки первого тоннеля. Быстрому завершению строительных работ способствовало привлечение современной техники, существовавшей в мире на тот момент — экскаваторов, бетономешалок, самосвалов. За полтора года при рытье тоннелей было извлечено около 150 тысяч тонн грунта, залито 47 тысяч кубометров бетона и использовано 3 тысячи тонн чугуна.

При строительстве наземных станций были возведены первые в стране железобетонные мосты, спроектированные по уникальной технологии.

Первые станции, как и большинство остановок старинных метрополитенов, отличались изыском оформления интерьеров — вестибюли были отделаны плиткой, чугунным литьём, деревом и коваными элементами. Вагоны внутри обшивались деревянными панелями. Самый комфортабельный вагон предназначался для императорской семьи. По описанию, его украшали окна из элитного стекла, обитые дорогой тканью сиденья и великолепные светильники.

Линии метро Будапешта

С момента открытия метро и до начала 70-х гг. прошлого века все подземные пути были проложены по жёлтой ветке с названием М1. Общая длина её составляла менее 5 километров. Первая линия была построена в низинной части города — в Пеште. Последующие ветки также охватывают территорию восточной части, и лишь несколько станций зелёной и красной линий находятся в холмистой Буде. Сегодня в Будапеште функционируют линии метро:

В настоящее время проектируется линия М5. Почему же первую линию от строительства последующих отделяет такой долгий строк? Прокладка планировалась уже в начале XX века, но всё время отодвигалась на более позднее время. После Второй мировой войны столица Венгрии восстанавливала разрушенные здания и городу было не до нового метро. Строительство началось уже в разгар социалистической эпохи. Новодельные линии венгерского метрополитена не обладают тем богатством и красотой, которые отличают станции жёлтой ветки, они выполнены а простых решениях и минималистичном стиле.

Интересные факты о будапештском метро:

Стоимость проезда и время работы

Метро Будапешта — хорошая возможность быстро добраться до главных достопримечательностей практически из любой точки города. Жёлтая, синяя и красная ветки пересекаются в самом сердце старого Будапешта, предоставляя широкие возможности комфортабельного передвижения по столице Венгрии. Открываются двери метро в 4:30 утра и пропускают пассажиров до 23:00 вечера. Интервалы между поездами не превышают 5-10 минут. Схему метро можно найти в каждом вестибюле, что станет удобной подсказкой в поездках по городу.

Самостоятельно купить билет в метрополитен можно на любой станции метро, на вокзалах и в других общественных местах, в кассах или автоматах. В автомате можно получить любой билет, кроме проездных ваучеров, для приобретения которых требуется удостоверение личности с фотографией. В автоматах может присутствовать навигация на русском языке. Расплатиться можно венгерскими форинтами или банковской картой. Больше информации можно узнать на официальных транспортных сайтах.

Сколько стоит проезд на метро в Будапеште — зависит от вида билета. Если вы покупаете билет на одну поездку, по цена его зависит от времени его действия с момента компостирования. Стандартный билет, который действителен в течение часа после того, как вы прошли в метро, обойдётся в 350 венгерских форинтов. Тем, кто много передвигается на метро, выгоднее всего приобретать проездные на 1, 3, 7 дней поездок. Стоимость таких билетов колеблется в пределах от 1500 до 5000 форинтов.

Источник

Метро Будапешта — первое метро на материковой Европе

Редакция портала «Подземный эксперт»

Будапештский метрополитен состоит из 4-х линий, каждая из которых отражает определенные события в истории Венгрии и ее столицы. Первая ветка — «М1» или по-венгерски «Földalatti». Открыли «М1» 2 мая 1896 года и это была первая электрофицированная ветка метро на материковой Европе.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Краткая справка:
Население Будапешта (2014 год): 2,1 млн. человек
Пассажиропоток за год: 302,4 млн. человек
Общая протяженность линий: 37,6 км
Число станций: 52
Число линий: 4
Дата открытия: 2 мая 1896 года

После заключения в 1867 году соглашения, которое провозгласило образование Австро-Венгерской империи, и, по мнению многих экономистов, дало толчок для бурного экономического развития империи, было образовано венгерское королевское правительство.

Позднее в 1873 году из нескольких отдельных городков на берегу Дуная образован город Будапешт, который впоследствии, становится крупным производственным городом, наряду с австрийской Веной. В честь 1000-летия Обретения Родины Венгрией в 1896 году был запланировано грандиозное торжество в Будапеште, мероприятие с визитом должен был посетить австрийский император Франц Иосиф.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Будапешт. Панорамный вид. Источник: consejosgratis.com

На тот момент, улицы Будапешта были уже электрофицированы и разрабатывалась новая концепция строительства города. По центральной магистрали с широкими аллеями – проспекту Андрашши, в дневное время постоянно ходили переполненные омнибусы, а тяжелые электрические трамваи на конной тяге предназначались только для богатых жителей города, которые были категорически против прокладки железных и трамвайных линий на проспекте.

Это доставляло немало хлопот организаторам торжества в честь 1000-летия Обретения Родины Венгрии, поэтому было необходимо избавиться от пробок и решить проблему с общественным транспортом. В результате, железнодорожная компания Будапешта, долгие годы безуспешно пытавшаяся проложить железную дорогу по проспекту, решила построить взамен этого подземную железную дорогу.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Участок первой ветки Будапештского метро — «Földalatti». Источник: minsk-metro.net

Этому способствовал и технологический прорыв в 1879 году, на Берлинской выставке специалисты компании «Сименс унд Хальске»/ Siemens & Halske продемонстрировали присутствующим первую в мире электрическую железную дорогу.

В дальнейшем «Сименс унд Хальске» строили легендарную подземную железную дорогу в Будапеште. Компании предоставили свободу действий при условии, что все должно быть готово к началу торжеств. Компания обещала правительству, что построит современную железную дорогу, которая повысит авторитет Будапешта как одного из крупнейших городов мира. Так 9 августа 1984 года начались строительные работы, буквально через 1 год и 6 месяцев первая линия метрополитена Будапешта была открыта. Строительство велось открытым способом, тоннели неглубокого заложения проходили прямо под дорогой.

При прокладке тоннеля применялись самые современные на тот момент технологии с использованием электрических бетономешалок, бетононасосов и механических экскаваторов. Всего было извлечено 138 000 м3 грунта, а при строительстве использовано 47 000 м3 бетона и 3000 т чугуна. Мосты, которые отходили от железнодорожных путей на наземных участках метро, стали первыми железобетонными мостами, построенными в Венгрии. Они были сконструированы по запатентованной технологии, разработанной Робертом Вуншчем.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Но, особое внимание при строительстве метро Будапешта, конечно, уделили оформлению вестибюлей станций. Прежде всего, входной купол над уровнем земли и лестницы были украшены красивым чугунным художественным литьем и отделаны панелями, а лестницы и стены на станциях покрыты изысканными узорами из белой и коричневой глазурованной плитки, произведенной Жолнайским каолиновым заводом в Пече. Верхушки колонн были украшены скошенными металлическими кронштейнами и окрашены в цвет светло-коричневой глиняной плитки, а касса и дверные проемы отделаны красивыми рамами из твердой древесины. Моторизированные вагоны метро из плакированного металла, которые были изготовлены на заводе Шлика, по существу, являлись трамваями, приспособленными для подземной железной дороги.

Изнутри вагоны были обшиты деревом, по обеим сторонам находились деревянные сиденья, единственная раздвижная дверь располагалась посередине каждого вагона. Самым красивым был вагон под номером 20 – Императорский вагон, который построили специально для Франца Иосифа. В императорском вагоне были установлены окна из полированного бельгийского стекла, отделка из деревянных панелей и мягкие сиденья, обитые тканью и светильниками в стиле модерн. После официального визита императора подземная железная дорога была переименована в «Электрическую подземную железную дорогу Франца Иосифа».

Сегодня первая ветка будапештского метрополитена обозначена на карте, как «М1», ее также называют по-венгерски «Földalatti»/ в переводе означает «Метро». Она состоит из 11 станций, проходящих через основные достопримечательности Будапешта от станции «Vörösmarty tér»/«площадь Вёрёшмарти» до станции «Mexikói út»/ «проспект Мексики», но конечная станция «проспект Мексики» была достроена только в 1973 году, после реконструкции линии «М1» на севере. Общая длина первой линии метро в материковой Европе составляла всего 4,4 км (подробно о других метрополитенах Европы).

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Современный будапештский метрополитен состоит из 4-х линий, каждая из которых отражает определенные события в истории Венгрии и ее столицы. Конечно, после открытия первой линии «М1» правительство Будапешта планировало продолжение метрополитена еще в 1895 году, но проектирование линий началось лишь в 1942 году, а строительство начали в 1950 году. Новая линия должна была идти с востока на запад, от «Puskás Ferenc Stadion»/«Ференц Пушкаш» на востоке под Дунаем до «Széll Kálmán tér»/ «Площадь Кальмана Селля» на западе. Однако проложив несколько километров основных тоннелей и 70 % рабочих тоннелей, работы были приостановлены, так как в тот момент необходимо было восстанавливать городские здания, разрушенные второй мировой войной. Возобновили строительство только через 13 лет.

Вторую и третью линию метрополитена Будапешта строили уже в 1970-х гг., когда Венгрия была социалистическим государством. По линиям «М3» и «M2» (синяя и красная на карте) ходили поезда, сделанные на вагоностроительном заводе в г. Мытищи (Московская область). Советские специалисты работали совместно с венгерскими при строительстве линии «М2», она является единственной линией пересекающей Дунай из района «Пешта» в «Буду».

По сравнению с первой линией, «М2» и «М3» строились с широкой колеей, но по сравнению с российской они все равно считаются узкоколейными – 1432 мм. Линии «М1», «M2», «M3» пересекаются на станции-пересадочном узле «Deák Ferenc tér.»/ «Деак Ференц тер». Первый участок линии «М3» открыли в 1976 году, она является самой длинной линией метрополитена Будапешта, ее длина составляет 16,3 км. Новая линия «М4» строилась в общей сложности 42 года, ее проектирование началось еще в 1972 году, но открыли в 2014 году. Четвертая линия расположена на глубине 14,5 до 31 км. Сейчас проектируется пятая линия «М5».

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Станция метро «Rakoczi ter»/«площадь Ракоци» (линия «M4»). Источник: technocrazed.com

Конечно, метрополитен Будапешта подвергся реконструкции и капитальному ремонту, особенно первая линия «Földalatti». В 1995 году проведена полная реконструкция и переоформление старых станций. В ходе реконструкции положили новые бетонно-мозаичные полы того же цвета и отделки, что и прежние, асфальтовые, а также новые плитки на стены, выдержанные в той же цветой гамме – белой и светло-коричневой. Эти станции представляют собой действующие музеи и являются раритетом в мире подземных железных дорог.

Главная особенность будапештского метрополитена — отсутствие турникетов, только недавно ввели автоматическую систему контроля билетов, до этого каждый входящий в метро должен был прокомпостировать свой билет, на котором напечатана дата и время посещения метрополитена, которые уже на выходе из метро проверяют контролеры.

Источник

Метро в Будапеште

Полтора года назад мы с Кацем колесили по Европе, хорошее было время! Вино лилось рекой! В тени платанов мы обсуждали городское устройство, проблемы урбанистки и будущее велодвижения. Молодой депутат разгуливал в белоснежном костюме по Елисейским полям, постукивал увесистой тростью по парижским мостовым и напевал:

Золотые были времена! Теперь Кац погряз в бумажной работе, пыльные кабинеты щукинского муниципального собрания окончательно поглотили его. Но не думайте, что политическое болото может поглотить молодого льва! Кац готовится к новой битве, и не просто к битве, а к победе. Но об этом в другой раз.

Из той поездки у меня остался один неопубликованный пост про метро Будапешта. По какой-то причине я сделал мало фотографий, так что на полноценный пост не хватало. Так и лежала у меня папка с кратким рассказом на диске. И вот, собрался с силами и наконец добил этот пост. Сегодня поговорим о метро в Будапеште.

Такие желтые симпатичные вагончики ходят только по желтой ветке.

Открыта эта ветка была еще в 1896 году к тысячелетию «Обретения родины», прихода венгров на Дунай. В 70-х годах 19 века Будапешт был одним из самых больших городов в Австро-Венгерской империи и являлся важным культурным и промышленным центром. Росло население, и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Национальная Ассамблея Венгрии еще в 1870-м поддержала идею построить метро, правда, строительство началось только в 1894 году.

Вагон метро 1896 г.

Первые станции желтой линии были наземными из-за сложной ситуации с канализацией. Поезда ходили каждые две минуты и за день могли перевезти до 35 000 человек.

Старая станция Millenium

Цветовое кодирование входа в метро. Сразу видно, что желтая линия. На входах других линий метро вы не найдете практически никаких обозначений и даже знаков. Вход в подземный пешеходный переход может оказаться входом в метро.

Старый облик первой линии метрополитена на проспекте Андраши

В начале 50-х годов прошлого века планировалось строить новые ветки. Потребовался новый подвижной состав, и венгры решили пригласить специалистов из СССР. На заводе Ganz спроектировали и создали новые подвижные составы на базе вагонов Мытищинского завода. Из-за каких-то политических и финансовых причин строительство метро в середине 50-х на время прекратили, а вместе с ним и тестирование вагонов венгерского производства. Потом их просто отогнали в отстойник, они постояли больше 10 лет, и их порезали. В 60-е строительство метро возобновилось, и был спроектирован новый состав G2, который курсировал в 1990-е. Все остальные составы были закуплены у Советского Союза на Мытищинском вагоностроительном заводе.

Недавно наши вагоны стали списывать со второй, красной линии будапештского метро. Кстати, это единственная ветка, пересекающая Дунай, расположенная не только в Пеште, но и Буде. Теперь здесь иногда курсируют вагоны фирмы Alstom.

А это HEV – аналог наших электричек: пригородные железнодорожные линии, разбегающиеся в городки расположенные на расстоянии 20-50 км от столицы.

Ко всем станциям находящимся в городе можно проехать на метро, благодаря чему жители области могут очень быстро, без проблем доехать в самый центр Будапешта.

Источник

Метро Будапешта

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште история

Метро Будапешта по праву считается одной из главных достопримечательностей города, благодаря уникальной истории постройки и современному виду. Так, возведенное в 1896 году в честь празднования 1000-летия обоснования венгров на территории страны, оно стало первым электрофицированным метрополитеном на континентальной Европе.

История появления метро в Будапеште

В 1894 году остро встала проблема разгрузки растущего пассажиропотока в центре Будапешта, тогда еще разделенного на два города Буду и Пешт. В городе использовались только омнибусы и трамваи на конной тяге, проезд на которых могли себе позволить представители богатых слоев общества.

Параллельно с растущей проблемой перевозки пассажиров на выставке достижений компания Siemens&Halske впервые представила свои электрофицированные поезда. Именно ей было поручено возведение линий метрополитена с предоставлением полной свободы действий при условии, что подземная дорога будет сдана точно в срок.

Старт строительства состоялся в августе 1894 года. Работы велись наземным открытым способом, так как глубина всех станций была относительно небольшой. Прокладку первой линии метрополитена запланировали вдоль главной улицы города – проспекта Андраши.

Впервые для проведения работ привлекались бетономешалки, бетонасосы, экскаваторы. Всего за 1,6 года было возведено 11 станций, а протяженность линии метрополитена составила 3,7 км. Впоследствии одна из станций была закрыта («Аллаткерт»), а ветка продлена до станции «Мексикои ут».

Понять, насколько коротка первая линия метро можно, сравнив ее с длиной перегонов между станциями московского метро: самый длинный участок равен 6,6 км, и находится он между станциями «Крылатское» и «Строгино».

Будапештское метро сегодня: факты

Общая протяженность метро Будапешта в 2016 году составляет 131,1 км. Столичный метрополитен состоит из четырех веток:

Будапештский метрополитен перевозит свыше 302 миллионов человек в год или примерно 800 000 человек в день. Среди горожан наибольшим спросом пользуются вторая и третья линия, а наименьшим – первая.

В метро Будапешта до недавнего времени полностью отсутствовали турникеты: горожане были обязаны самостоятельно компостировать свой билет на входе. Только в 2015 году стали появляться автоматические турникеты на второй и третьей линиях.

Единственной станцией, соединяющей три ветки метро, является Дик Ференс Тер в самом центре города. Именно с нее туристу рекомендуется начать знакомство с городом.

Запуск второй и третьей веток метрополитена пришелся на пик дружеских отношений Венгрии и Советского Союза. Благодаря тесным экономическим связям для движения по веткам были закуплены составы Мытищенского завода.

В 2017 году запланировано открытие пятой ветки метро, которая пока находится в проектной стадии.

Еще немного об М1

Главной достопримечательностью ветки М1 являются типы составов, которые ходят по ней: внешне они напоминают желтые трамваи и стилизованы под старину. Состав относительно короткий: три вагона сочленены между собой и могут перевезти не более 246 человек. Платформы длиной около 30 м расположены по обе стороны состава.

Длина перегонов между станциями ветки М1 составляет около 400 метров. Вблизи станций расположены главные достопримечательности города:

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште историяСостав метро Будапешта, курсирующий по линии М1

Полезная информация

Разовый проезд в метро Будапешта обойдется где-то в 350 форинтов. Следует помнить о том, что в отличие от традиционной схемы метро, в которой пересадки между станциями бесплатны независимо от направлений движения, в Венгрии входы и выходы расположены отдельно. Если вдруг пассажир захочет сменить направление движения, ему придется приобрести новый билет.

Гораздо выгоднее покупать суточные или месячные абонементы без ограничения движения.

В будние дни поезда ходят в среднем каждые 2 минуты. Самое продолжительное время ожидания состава – до 10 минут – придется на раннее утро или поздний вечер. Первый состав стартует в 4:32 утра, а последний в районе полуночи.

метро в будапеште история. Смотреть фото метро в будапеште история. Смотреть картинку метро в будапеште история. Картинка про метро в будапеште история. Фото метро в будапеште историяСхема метро Будапешта: 4 существующие ветки и 1 планируемая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *