международные отношения в восточной европе в xiv xv вв русь литва и орда
Международные отношения в Восточной Европе в XIV–XV вв.: Русь, Литва и Орда.
Литовское княжество. В 14 в., в княжение Гедимина(1315—1341), Ольгерда(1345—77) и Кейстута(1345—82), княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли). Вильнюс стал центром объединения русских земель. Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Литовского княжества русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Различия в уровне общественно-экономического развития обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём — совет из представителей знати и высшего духовенства. В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377—92) заключил с Польшей Кревскую унию 1385. Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве стало силой распространяться католичество (было язычество). Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию. Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в 14 — 15 вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. В городах развивались ремёсла и торговля. По Городельской унии 1413 на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. В конце 15 в. образовалась Рада панов, фактически поставившая по под свой контроль власть великого князя. Образование общешляхетского сейма (в конце 15 в.) закрепило и увеличило права литовского дворянства. Переход к денежной ренте в конце 15 в. сопровождался увеличением эксплуатации крестьян и обострением классовой борьбы: участились побеги, волнения (особенно крупные — в 1536—37 в великокняжеских имениях). Массовое закрепощение крестьян, развитие барщинного хозяйства. Усиление в 14 в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины 15 в. в результате войн с Русью (1500—03, 1507—08, 1512—22, 1534—37) Литва утратила Смоленск, Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях В. к. Л., обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на В., а также неудачи в Ливонской войне 1558—83 против России привели к объединению Литвы с Польшей по Люблинской унии 1569 в одно государство — Речь Посполитую.
Русь и Литва в XIV—XV вв
Русские земли и Орда в конце XIV—начале XV вв.
Победа Дмитрия Донского над Мамаем (1380 г.) показала, что с татарами можно справиться. После убийства в Кафе бежавшего туда Мамая власть в Золотой Орде захватил хан Белой Орды Тохтамыш. Объединение сил двух Орд позволило Тохтамышу совершить в 1382 г. внезапный поход на Русь. Рязанский князь Олег помог хану незаметно от московских дозоров перейти Оку через известные только ему броды. Дмитрий Донской первым передал Владимир своему сыну как «вотчину», без санкции Тохтамыша. Тимур. Тохтамыш проиграл сражение 1395г. Великий князь Василий I Дмитриевич перестал ездить в Орду, возить подарки и дани. Хотя дань собиралась, но оставалась в Москве. 1399 году битва на р. Ворскле, татары (Едигей, ставленник Тимура) разбили литовскую армию (Витовт). Нашествие 1408г. многие города пали, население в рабство или убили. Василий I вместе с семьей бежал из Москвы в Кострому. Москва устояла. В 1412 г. Василий поехал в Орду, подтвердив сохраняющуюся зависимость от хана. Возобновилась и выплата дани.
ВКЛ — реальный соперник Москвы в борьбе за господство в Восточной Европе. При Ольгерде (1345—1377), для жителей западной Руси Литва стала центром сопротивления Орде и крестоносцам. Литовские князья претендовали на русский великокняжеский стол. В 1368 — 1372 гг. Ольгерд, который был женат на сестре великого князя тверского Михаила, поддержал Тверь в её соперничестве с Москвой. Литовские войска подступили к Москве, но, в это время на западных рубежах Ольгерд воевал с крестоносцами, а потому не мог долго осаждать город. Отношения с русскими землями осложнились, когда великий князь Ягайло (1377 — 1434) принял католичество. Триумф Москвы заставил литовского князя Ягайло искать союза с Дмитрием. Возник проект, предусматривавший крещение Ягайло в православие и его женитьбу на одной из дочерей Дмитрия. Поход Тохтамыша в 1382г. Известие о поражении Москвы заставило Ягайло искать новых союзов. В 1385г. он заключил соглашение с польскими магнатами. Женитьба на польской королеве Ядвиге, обещание крестить Литву в католичество. Как и во времена Миндовга, Литва повернулась лицом к Западу, к католической Европе. В 1399 году Витовт (1392 — 1430 гг.) ещё раз попытался присоединить Московское княжество, на этот раз в союзе с ордынским ханом Тохтамышем, бежавшим в Литву. Поражение в битве на Ворскле. В 1405 г. Витовт напал на Новогородские и Псковские земли, и те обратились к Москве. Силы Литвы и Москвы были примерно равны, и в 1408 г., постояв с войсками на Угре, Витовт и Василий Дмитриевич заключили мир. В 1449 году Казимир заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделял зоны влияния двух государств в Восточной Европе.
22. Международные отношения в Восточной Европе в 14 – 15 веках: Русь, Литва и Орда
Со смертью Александра Невского в 1263 году Владимирская Русь перестала выполнять роль верховного гаранта безопасности русских земель. Юго-западные и частично западные земли подпали под власть Литвы и Польши и на долгое время утратили свою самостоятельность. Владимирские великие князья так же, как и киевские, оказались неспособными выполнить свои функции и стали стремиться к укреплению личной власти и возвышению своих собственных уделов за счет разорения соседних княжеств.
В этих условиях Тверь, Москва затеяли изнурительную междоусобную борьбу за перенесение столицы из Владимира. Интриговавшие князья беспрестанно доносили друг на друга ордынскому хану, а хан, продолжая их стравливать, передавал ярлык на княжение то одному, то другому русскому князю. Наконец, в 1327 году тверчане восстали против сборщика налогов Баскака Узбека. Тверской князь Александр Михайлович вынужден был поддержать тверчан, воспользовавшись этим, московский князь Иван Калита явился в Тверь с ордынским войском и жестоко подавил восстание. Победив, московская ветвь Рюриковичей взяла жесткий курс на объединение под властью Москвы всех русских земель. Путь к освобождению Руси от ордынского ига и ее возрождению был открыт.
В 1380 году темник Мамай попытался восстановить господство Золотой Орды на Русью. Мамай заключил союз против Москвы с литовским князем Ягайло. Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайло. Сбор русского войск был назначен в Коломне. Было собрано войско в 150 тысяч человек, которое выступило в поход на встречу Мамаю в Дикое поле. В начале сентября оно подошло к реке Дон, после чего переправилось на правый берег и расположились на Куликовском поле.
Сражение началось 8 сентября 1380 года с поединка русского Пересвета и татарского воина Кочубея. Затем началось основное сражение. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынским и князем Дмитрием Серпуховским и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство. Русский народ после Куликовской Битвы поверил в свои силы, так как появилась надежда свержении ига. Москва становится фактически признанным политическим и экономическим центром Русской земли, способной вести борьбу с Золотой Ордой. Однако в отношении Орды политика Москвы по-прежнему оставалась чрезвычайно осторожной. Не повлияли на сдержанную позицию московских князей даже завоевательные походы Тамерлана (или Тимур) во второй половине XIV века, сокрушившие военную мощь Орды, и проникновение полчищ Тимура в Закавказье, на Северный Кавказ, Приазовье и Крым, в результате чего Орда оказалась отрезанной от своих монгольских истоков. Московские правители ждали окончательного падения ордынской власти, продолжая еще сто лет после Куликовской битвы регулярно посылать подарки ханам. Во 2-ой половине 15 века Орда продолжает слабеть, раздираемая междуусобицами. В этих условиях Иван Третий в 1472 прекращает выплату дани. Эти обстоятельства прекратили на время усобицы в Орде. Хан Ахмет заключил союз с Литвой, собрал 150 тысячное войско и двинулся в поход на Русь. Он подошел к реке Угре. Московское войско заняло оборону на левом берегу Угры, чтобы не допустить переплаву татар, после длительного стояния на Угре татары так и не смогли переправиться на другой берег, поэтому неожиданно повернула в степи. Это «Стояние на Угре» ознаменовало собой падение ордынского ига.
Взаимоотношения Руси, Орды и Литвы в XIV в.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Точки зрения современников на ордынское иго
Основная тяжесть от ига лежала на плечах простого народа, поэтому естественно, что «снизу» стремление к независимости было очень сильным. Периодически вспыхивали восстания, но в основном, они были спонтанными и стихийными, хотя последствия были порой весьма серьезными.
Здесь мы подходим к другому ракурсу взгляда на иго. Князья, в отличие от простого народа, осознавали масштабы военной мощи Золотой Орды. Кроме того, пример карательного похода на Тверь, как и в целом, деятельность московских князей показывают, что местные интересы были сильнее центростремительных сил. При этом необходимость рано или поздно сбросить иноземное владычество также осознавалась князьями.
В данном вопросе любопытно положение христианской церкви на Руси. Монголо-татары до принятия ислама были язычниками. И после перемены религии для них оставалась характерной веротерпимость.
Церковь ничего не платила Орде, гарантировалось свободное исповедание христианства на Руси.
При этом на богослужениях необходимо было произносить молитвы за здравие хана, но также очень силен был культ мучеников-князей, погибших в Орде.
Великая замятня в Золотой Орде
Готовые работы на аналогичную тему
Великое княжество Литовское и Русь
Особенностью этого государства являлся его этнический состав – его наполовину населяли русские и православные люди. Представители русских и литовских княжеских родов часто заключали браки и становились, таким образом, родственниками.
Стоит отметить, что именно на попечение Витовта в завещании оставил жену и сына князь Василий I. До смерти Витовта великое княжение Василия II опасались оспаривать его противники во главе с дядей Юрием Дмитриевичем.
§1. РУСЬ, ОРДА И ЛИТВА В XIV СТОЛЕТИИ
§1. РУСЬ, ОРДА И ЛИТВА В XIV СТОЛЕТИИ
Содержание основных процессов и тенденций развития во всем XIV столетии проявляется в двух рядом стоящих событиях: победа Москвы на Куликовом поле в 1380 г. и сожжение Москвы и истребление ее населения Тохтамышем в 1382 г. Объяснить причины того и другого события — значит понять и стимулы к консолидации русских земель, и препятствия, встававшие на этом пути, в результате которых освобождение от татаро-монгольского ига затянулось еще на целое столетие.
В XIV в. все большее значение во внутри- и внешнеполитических делах Руси начинает приобретать Великое княжество Литовское, которое в то время было, скорее, литовско-русским государством, ибо русский элемент играл важную роль во внутренней жизни этого княжества. Традиционными были связи, в том числе семейные, между литовскими и русскими князьями, официальным языком княжества был русский язык, литовские князья, переходя из язычества в христианство, принимали православие, и в церковном отношении само Литовское княжество находилось в сфере влияния митрополита Киевского. Великий князь литовский Гедимин, умерший в 1341 г., оставил семь сыновей. Кроме Нариманта, получившего вотчины в новгородских пригородах, наибольшую роль в истории сыграли Ольгерд (ум. 1377 г.) и Кейстут (ум. 1382 г.). Никоновская летопись, сообщая о кончине Гедимина, дает характеристику его преемнику Ольгерду: «Сей же Олгерд премуд бе зело, и многими языки глаголаше, и превзыде властию и саном паче всех, и воздержание имяше велие, от всех плищей суетных отвращашеся, потехы и играниа и прочих таковых не внимаше, но прилежаше о дръжаве своей всегда день и нощь, и пианьства отвращашеся, и вина, и меда, и пива и всякого питиа пианьственаго не пиаше; отнюдь бо ненавидяше пианства, и велико воздержание имяше во всем:и от всего велик разум и смысл приобрете, и крепку думу стяжа, и таковым коварством многы страны и земли повоева, и грады и княжения поймал за себя, и удръже власть велию, и умножися княжение его паче всех, ниже отец его, ниже дед его таков бысть». Оценка Ольгерда дана явно после его смерти в 1377 г., но, по всей вероятности, кем-то близко знавшим князя и его действительную генеалогию (в позднейших трех генеалогиях Гедимину подбирают сказочных родителей, а действительная остается неизвестной). Автора этой похвалы, видимо, следует искать в окружении митрополита Киприана, поставленного на митрополию еще при живом митрополите Алексии в конце 70-х гг. XIV в.
Политика Ольгерда существенно отличалась от направленности действий его отца. Если Гедимин был больше «русским», нежели «литовским» князем, то Ольгерд был более «литовским», а претензии его на владение всеми русскими землями предполагали определенные привилегии для собственно литовской знати. Орда постоянно использовала противоречия в границах литовскорусского государства, в частности требуя дань лишь с традиционно русских территорий, ставя их, таким образом, как бы на нижнюю ступень в составе Великого княжества Литовского. Ко времени вокняжения Ольгерда в Литве уже прочно утвердилось православие, поскольку государство расширялось за счет давно принявших православие русских земель. Сам Ольгерд до конца дней оставался язычником, но его сыновья, активно участвовавшие в политической жизни и Литвы, и Руси, в большинстве были православными христианами. В XIV в. Литва подчинит русские земли до Днепра и поведет наступление на Смоленск и княжества по верховьям Оки («верховские княжества»), а также на земли Пскова и Новгорода.
Непростые переплетения взаимоотношений Руси, Орды и Литвы еще более осложнялись политикой Константинополя, который продолжал утверждать на Русь митрополитов, а русская митрополия продолжала оставаться частью константинопольского патриархата. У угасающей Византийской империи это была последняя возможность напомнить о своем былом величии и извлечь политическую и материальную выгоду, создавая своеобразные «конкурсы» кандидатов на митрополичью кафедру. В самой Византии, большая часть территории которой уже была завоевана турками-сельджуками, шла борьба разных ориентации в трактовке христианства с политическим подтекстом: ориентироваться ли на Запад или на Восток. Ориентация на Запад означала перспективу заключения унии православной церкви с римско-католической. Ориентация на Восток предполагала, наоборот, главной задачей борьбу с католическим Западом, что выразил в своей идеологии и практике «политический исихазм».
Читайте также
9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии
9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля, есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к ГОГУ В
1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,
10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии
10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В
1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,
Глава 10 Русь и Орда (очерк 2-й): Тверь, Москва и Орда в начале XIV века
Глава 10 Русь и Орда (очерк 2-й): Тверь, Москва и Орда в начале XIV века Теперь обратимся к пункту второму традиционной схемы развития русско-ордынских отношений: тверские князья в начале XIV в. возглавили борьбу за свержение ига, в то время как московские в это время были
5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа.В 1185 году в Царь-Граде распяли
9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и московская Русь на страницах Библии
9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В
§ 1. РУСЬ, ОРДА И ЛИТВА ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ЕДИГЕЯ
§ 1. РУСЬ, ОРДА И ЛИТВА ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ЕДИГЕЯ Вторая половина княжения Василия Дмитриевича отражена источниками отрывочно и бессистемно, как бессистемным было и само его княжение. Разорение и разграбление Северо-Восточной Руси ратью Едигея в 1408 г. могло бы иметь и более
Русь-Литва и страна Москель
Русь-Литва и страна Москель В романе Алексея Толстого «Петр Первый» все иностранцы — немцы, шведы, голландцы — именуют Россию Московией. Писатель, работая над романом, естественно, перечитал массу исторических документов начала XVIII в. и обнаружил, что в Европе для
РУСЬ И ЛИТВА
РУСЬ И ЛИТВА И нача Миндовг избивати братию свою, а другие выгна из земли, и нача княжить один во всей земле Литовской. Русская летопись. Когда-то в незапамятные времена, когда арийские племена вырвались из Великой Степи и обрушились на окружающий мир, часть из них
3. XIII век Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь
3. XIII век Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь 3.1. Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа В 1185 году в Царь-Граде (около Ероса) распяли
Литва, Русь и Жамойть
Литва, Русь и Жамойть В ХV-ХVI веках Великое Княжество состояло из трех основных частей.Первая часть — Литва. Первоначально это территория племен «летописной литвы», затем — Новогородского княжества, еще позже — земли всей нынешней Западной Беларуси, плюс к ним
Литва и Русь
Литва и Русь Литва Малое литовское племя, как известно, издавна занимало долину реки Немана, распространяясь отсюда по Балтийскому поморью на юг до нижнего течения Вислы, к северу далее Западной Двины. В X–XI вв. это племя распалось на несколько народцев: летгола (латыши),
Литва (Прибалтийская Русь)
Литва (Прибалтийская Русь) Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона! И. А. Крылов Северо-западная часть Руси – «Литва». Площадь – 65 200 кв. км. Население – 3 596 600 (2005). 83,4 % литовцы, 7 % поляки. Официально в этой части Руси сегодня живёт 9 % русичей, 324 000; реально русичей