миль конструктор вертолетов биография

Михаил Миль

Биография

Фамилия авиаконструктора Михаила Миля увековечена в серии вертолетов Ми. Вклад Михаила Леонтьевича в науку и практику геликоптеростроения признавал отец серийного американского вертолета одновинтовой схемы, уроженец Киева Игорь Сикорский.

Детство и юность

Будущий авиаконструктор, еврей по национальности, родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске, в семье, принадлежащей к среднему классу. Мать Мария Ефимовна работала зубным врачом, отец Леонтий Самойлович был железнодорожником.

Попаданию в Сибирь, как и фамилии, Мили были обязаны деду Миши Самуилу, которого, по семейному преданию, из еврейского местечка выкрали литовцы, чтобы продать в кантон — место, где растили будущих солдат. Мальчик, не знавший русского языка, был так напуган, что в ответ на вопрос, как его фамилия, смог пролепетать только «мель». Это означало, что он жил у мельницы. Будущего воина записали Милем. После четвертьвековой службы в армии прапорщику Самуилу Милю было даровано право жить в любом городе Российской империи. Вышедший в отставку военнослужащий осел в Иркутске.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияМихаил Миль с женой Паной Григорьевной / «Московский журнал»

Кроме Михаила в семье железнодорожника и стоматолога подрастали еще двое детей: старшая дочь Катя и сын Яша, который был младше будущего конструктора вертолетов на 2 года. Несмотря на разруху, сопутствовавшую Гражданской войне, Мили старались дать отпрыскам разностороннее образование.

В детстве Михаил увлекался живописью и игрой на фортепиано, писал стихи и изучал иностранные языки. Родители, видевшие в среднем ребенке гуманитария, очень удивились, когда мальчик в 8 лет сказал, что хочет конструировать самолеты.

Модель летательного аппарата, сконструированная 12-летним Мишей, победила в конкурсе, проходившем в Томске, и юному таланту открылась дорога к инженерному образованию. В неполные 16 лет юноша поступил в Сибирский технологический институт имени Феликса Дзержинского (сейчас это Национальный исследовательский Томский политехнический университет).

Уже на первом курсе Михаил сконструировал и изготовил одноместный планер, на котором совершил непродолжительный полет. Однако с 2-го курса талантливого студента отчислили. Согласно мемуарам жены Михаила Леонтьевича Паны Григорьевны Руденко «Жизнь из двух половин», опубликованным в книге его дочерей Надежды и Елены Миль, отчисление произошло из-за доноса однокурсника, сообщившего в деканат, что в отчем доме Миши есть стулья с мягкими сиденьями.

Однако сын железнодорожника и зубного врача не стал предаваться унынию. Год Михаил проработал в химической лаборатории кожевенного завода, а затем с отличной характеристикой, написанной начальником, поехал в Москву, в Наркомпрос, и получил направление на 3-й курс авиационного отделения Новочеркасского политехнического института, расположенного в Ростовской области.

Авиация

Впервые об автожирах (так в годы молодости Михаила Леонтьевича назывались летательные аппараты с вертушкой) студент Новочеркасского политеха услышал в 1929 году. Уроженец Иркутска написал письмо Николаю Камову и получил приглашение в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) сперва на практику, а затем на работу.

Источник

Михаил Леонтьевич Миль

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Михаил Миль родился 9 (22 по новому стилю) ноября 1909 года в Иркутске в еврейской семье.

У Михаила были старшая сестра Екатерина и младший брат Яков.

Примечательно, что в год появления на свет Михаила знаменитый конструктор Игорь Сикорский, который позже будет восхищаться Милем, создал свой самый первый вертолет.

В 1925 году Миль поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нем свой первый полет. Однако во время учебы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение». Проработав год в Новосибирске, в кожевенной лаборатории, как представитель пролетариата уже без проблем поступил сразу на 3 курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность. Там он получил возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Советском Союзе. Лекции по аэродинамике читал молодой профессор Владимир Израилевич Левков, впоследствии создавший первые в мире суда на воздушной подушке. Именно после лекций Левкова Михаил Миль влюбился в аэродинамику.

Михаил Миль в молодости

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка.

В 1932-1936 годах он руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ, разработав фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания.

Михаил Миль во время Великой Отечественной войны

В 1941-1943 годах, Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай, на Среднем Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Там же работали лучшие авиаконструкторы страны, такие как С. А. Лавочкин и Н. И. Камов.

Во время эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов.

Миль также занимался улучшением конструкции самолетов, решив проблему спасения нагруженного боеприпасами самолета, который при потере скорости тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему. Устройство испытал летчик Э. А. Лебединский на фронтовом аэродроме. Испытания устройства прошли на отлично, был налажен его серийный выпуск. В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают оригинальную конструкцию противотанкового ружья, чтобы вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Довести его до серии не удалось, а Миль при испытаниях чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. От тяжелых ожогов его спас кем-то наброшенный на него полушубок.

За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Создание вертолета Ми

Еще в 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолета». В 1945-м защитил докторскую на тему «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

Михаил Миль задался целью создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. В результате руководитель государства дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем.

В декабре 1947 года оно было создано на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково летчиком-испытателем М. К. Байкаловым.

Первые испытания двух опытных машин закончились трагедией. В первом случае при определении потолка машины на высоте 5200 м в системе управления замерзла смазка, однако пилот успел покинуть машину. При приземлении Байкалов повредил ногу и был отстранен от полетов, которые на втором экземпляре машины продолжил его товарищ Марк Галлай.

После возвращения в строй, Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым: после перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта. Высота полета была недостаточной для прыжка с парашютом, и летчик М. Байкалов погиб. Для Миля это было шоком.

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолетов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с Ми-1 не было. Потолок машины главный конструктор определил в 3000 м, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки. Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный летчик В. В. Винницкий, к которому присоединились М. Галлай и Г. Тиняков. Машина успешно прошла испытания, на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолет Ми-1. На нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Михаил Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и других. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолета.

В 1966 году гениальному конструктору было присвоено звание Героя социалистического труда.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Вертолеты марки Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

Михаил Миль опубликовал научный труд «Вертолеты», по которому до сих пор обучаются отечественные и иностранные инженеры-конструкторы.

Знаменитый конструктор Михаил Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24 (эта машина, произведенная в количестве более 3500 экземпляров, приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран; знаменитый «Крокодил» считается самым воюющим вертолетом в мире). Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

После смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют» 1981 года (всю жизнь Миль увлекался живописью, а в его КБ работал целый штат художников, иллюстрировавших для потенциальных заказчиков боевое или хозяйственное применение проектируемых машин).

Именем Михаила Миля названы улицы во многих городах России.

Имя Миля носит Московский вертолетный завод.

В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.

На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 г. конструктор вертолетов Ми, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, Доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. 1909-1970 гг.». В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска на доме №5 по улице Карла Либкнехта.

Выдающийся авиаконструктор Михаил Миль (документальный фильм)

Личная жизнь Михаила Миля:

Михаил Миль с женой

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Михаил Миль с женой и детьми

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Библиография Михаила Миля:

Награды и звания Михаила Миля:

— Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации);
— три ордена Ленина (12.07.1957; 22.07.1966; 21.11.1969);
— орден Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945);
— орден Трудового Красного Знамени (21.11.1959);
— орден Красной Звезды (06.11.1944)

Образ Михаила Миля в кино:

Евгений Стычкин в роли Михаила Миля

Источник

Михаил Миль и его вертолеты

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Михаил Леонтьевич Миль.

Михаил Миль родился в Иркутске 22 ноября 1909 года в семье еврейского происхождения. Как и многие другие советские авиаконструкторы своего времени, Миль рос в семье, не имевшей никакого отношения к зарождавшейся тогда авиации: отец будущего авиаконструктора был железнодорожным служащим, мать — зубным врачом. Семья жила в далёком от столицы Иркутске, и ничто не предвещало, что Миша станет одним из самых известных авиаконструкторов мира.
С детства мальчик проявил множество различных талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать блестящим художником или музыкантом, а стал ученым-конструктором.
Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века — время, когда все увлекались авиацией.
В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.
В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нём свой первый полёт. Однако во время учёбы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение».
Учёба в Новочеркасске стала для Миля судьбоносной. Кроме того, что ему удалось получить великолепное авиационное образование (например, лекции по аэродинамике читал Владимир Левков, конструктор первых в мире судов на воздушной подушке), здесь он встретил свою будущую жену, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Михаил Миль со своей женой Панной.

Панна Руденко, одна из самых красивых девушек в институте, поначалу отказывалась принимать ухаживания Миля, который выглядел тогда как розовощёкий подросток, но он так упорно ходил за ней, что в скором времени она уже не могла себе представить себе свою жизнь без него. Студенты сняли комнату и стали жить вместе. Интересно, что Панна долгое время отказывалась выходить за Миля замуж, заявляя, что «не в документе счастье». Свадьба состоялась, только когда в семье было уже трое детей.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Студенты и преподаватели Донского политехнического института

Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н.И.Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики.

Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

Позже Миль работал в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института ЦАГИ, что дало ему огромный опыт. Именно в этом институте был собран весь свет российской авиации, лучшие теоретики и практики, которые занимались передовыми исследованиями.

Миль возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя.

Уже тогда, в 1930-е годы, в воздух поднялся первый советский вертолёт ЦАГИ 1-ЭА, который обладал лучшими в мире характеристиками (смог продержаться в воздухе более 20 минут и подняться на высоту более 600 м). Однако безопасность первых вертолётов оставляла желать лучшего.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, на Южном Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь работали лучшие авиаконструкторы — С.А.Лавочкин, Н.И.Камов.

При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой.
Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов.

Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
М. Л. Миль и С.А.Пасхин со своим изобретением.

И всё же ни во время войны, ни после неё Миль не отступался от своей мечты. Так, 1945 году он отправил Сталину письмо с предложением о создании вертолёта, но ответа из Кремля не получил.

Продолжая работу в ЦАГИ, он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолёта Ми-1, и поэтому, когда в 1947 году советские власти обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что в США они получали всё большее распространение, у Миля уже был готовый проект.

Стоит отметить, что создателем первого в мире серийного вертолёта в США был Игорь Сикорский, который был вынужден покинуть стану после Октябрьской революции.

Испытания Ми-1 шли с большим трудом.
Первая катастрофа произошла во время испытания вертолёта на практический потолок полёта: на высоте 5200 метров в подшипниках системы управления замёрзла смазка. Лётчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом.
Вторая катастрофа произошла на глазах самого Миля и государственной комиссии ВВС. У самой земли вертолёт начал вращаться вокруг своей оси. Лётчик-испытатель Матвей Байкалов погиб.

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолётов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с «Ми-1» не было.

Потолок машины главный конструктор определил в 3000 м, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки.

Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный лётчик В. В. Винницкий, к которому присоединились М.Галлай и Г.Тиняков. Машина успешно прошла испытания, на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолёт Ми-1.
Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Ми-1 – первый серийный вертолет Михаила Миля.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ.
Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.
На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов.
Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.

В 1958 г. Миль был награжден Ленинской премией, в 1968 г. — Государственной премией СССР, в 1966 г. ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Миль опубликовал научный труд «Вертолёты» (книги 1–2, М., 1966–67; в соавторстве).
Созданные КБ Миля вертолёты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым 2-двигательным вертолётом в мире.
Десантный Ми-6 — первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 т, Ми-10 — крупнейший транспортный вертолет (летающий кран).

Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т. и получил прозвище «слон».
Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никем не повторены.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке 1965 года в Париже.
Сын основателя вертолётостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

Вертолёты Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Ми-2 стал учебной машиной, на которой учились летать целые поколения вертолетчиков.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Ми-4 – первый военно-транспортный вертолет вооруженных сил СССР.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в мире. С 1960-х годов построено более 12 тысяч этих машин. Их производство продолжается как в России, так и за рубежом.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография
Ми-10 называли «летающим краном»: он доставлял на места разработки нефти целые дома для рабочих на внешней подвеске, перевозил нефтяные вышки в сборе.

Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график.
Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой.

Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24.

Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса.
Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

Источник

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биография

Михаил Леонтьевич Миль – советский конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой Социалистического Труда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он мог стать художником или музыкантом, но еще в юношестве решил связать свою судьбу с авиацией.

1. Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его отец служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным врачом. Дед будущего конструктора, Самуил Миль, был евреем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте. Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он построил свою первую модель летательного аппарата, которая получила первый приз на конкурсе в Новосибирске.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияИркутск в начале ХХ века

2. В 1926 году Миль поступил в Томский технологический институт, где присоединился к секции планеристов. Однако уже через год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позже выяснилось, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в их доме. Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический институт сразу на 3-й курс.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияЗдание Томского технологического института в начале ХХ века

3. Важную роль в формировании Миля как инженера и конструктора стало обучение в Донском политехническом институте, где он имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Союзе. Лекции по аэродинамике ему читал молодой профессор В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. В 1929 году студент Михаил Миль узнает о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и всерьез увлекается теорией его полета.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияСтуденты и преподаватели Донского политехнического института

4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияАвтожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

5. Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, а также глубоко изучал проблему штопора. Интересно, что в 30-е годы Милю, получавшему в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, приходилось подрабатывать редактором и учителем немецкого языка.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияГруппа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов

7. С началом войны все работы по созданию винтокрылых машин были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по другим производствам. Миль оказался в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием систем управления существующими самолетами, принимая личное участие в испытаниях. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияШтурмовики Ил-2 над Берлином

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияМ. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением

9. Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой. Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияОдна из акварелей Михаила Миля

10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

миль конструктор вертолетов биография. Смотреть фото миль конструктор вертолетов биография. Смотреть картинку миль конструктор вертолетов биография. Картинка про миль конструктор вертолетов биография. Фото миль конструктор вертолетов биографияВертолеты Ми-24 в небе Афганистана

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *