милицейский поселок щербинка история

Южное Бутово. Милицейский поселок 24.03.2021

До 1934 на этом месте был пустырь. В 1934 г. сюда со станции Бутово привезли первую партию арестованных «малолетних преступников» и основали лагерь ИТК имени 1-го Мая. И с этих пор, включая Великую Отечественную войну, их стали использовать в так называемом «подсобном хозяйстве» соседней обширной «спецзоны» («полигона»), созданной от Дрожжино до Щербинки, в котором под руководством заключенных же профессиональных агрономов и животноводов создалось огородно-животноводческое производственное хозяйство для нужд «спецзоны».

Во второй половине войны в этой «зоне» появились военнопленные. Они выполняли определенные работы, а для своего проживания строили новые бараки.

1 сентября 1941 года школа открыла свои двери для школьников. Суровые будни жесткой войны заставили в здании школы разместить госпиталь, а ребятишек учиться в 3 смены. Директор школы Слайковский Даниил Трофимович ушел на фронт и не вернулся. А школа жила! Трудно, но жила, жила бедно, отапливалась дровами и торфом, многие учителя, не имея денег для съёма жильё, жили при школе и получали паек 200 грамм хлеба в день.

Около школы стояла воинская часть по защите Москвы. Солдаты вместе с ребятами выполняли полевые работы, убирали овощи.

Учащиеся выступали в воинских частях с концертами художественной самодеятельности, работали в госпитале при школе: читали письма, писали ответные, помогали медсестрам.

Источник

Moscow.org городской портал Москвы

У этого термина существуют и другие значения, см. Щербинка (значения).

поселение Щербинка
Флаг (описание)Герб (описание)
Статуспоселение / городской округВходит в составгорода МосквыАдминистративный округНАОАдминистративно-территориальная единицаПоселениеЩербинкаДата образования1 июля 2012 годаГлава администрацииГаврилов Сергей Николаевич[1]Глава городского округа ЩербинкаЦыганков Александр ВикторовичВнутригородское муниципальное образованиеГородской округЩербинкаДата образования28 февраля 2005 года[2]Прежний статусГородской округ Щербинка Московской областиПредседатель Совета депутатовЦыганков Александр Викторович [3]ХарактеристикаПлощадь7,53[4]км²Население (2021)↘53 974[5] чел. (19.59 %)Плотность населения (2021)7167.86 чел./км²Ближайшая станция метро09 Бульвар Дмитрия Донского 09 Аннино 12 Бунинская аллеяЖелезнодорожные станцииD2 ЩербинкаСудЩербинский районный суд города МосквыПочтовые индексы108851, 108852, 108831Телефоны+7 49585 х хх ххВысота над ур-м моря • Средняя высота170Официальный сайт муниципального образованияКод ОКАТО45297581Код ОКТМО45932000Медиафайлы на Викискладе

— город[6], поселение и городской округ в составе Москвы, входит в Новомосковский административный округ (НАО) Москвы. С точки зрения административного деления Щербинка представляет собой поселение, с точки зрения муниципального деления — внутригородское муниципальное образование городской округ (внутригородская территория города федерального значения).

Население — 53 974[5] чел. (2021).

Поселение расположено на Варшавском шоссе. Железнодорожная станция Щербинка на Курском направлении МЖД. На севере и востоке граничит с районом Южное Бутово Юго-Западного административного округа, на юге и юго-западе — с поселением Воскресенское Новомосковского административного округа. Примерно в 10 километрах к югу от Щербинки расположен город Подольск.

Содержание

История

Название Ще́рбинка происходит, от фамилии первого владельца — вотчинника из рода князей Щербатых известных ещё с XV века. С 1672 года жители Ще́рбинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766—1767 годов указано: «Ще́рбинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766 г.»

Генеральша А. А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15,18 га) по левому берегу реки Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой городского округа Щербинки в Центральной и Северной его частях (улицы Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишнёвая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е. В. Кротковой был составлен сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 г., дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году, Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.

Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчёта по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Эти крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.

В начале 1860-х годов после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н. О. Сушкину, который сделал её благоустроенным и доходным местом.

Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесён от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка — солнечные часы, всё было рассчитано на большие приёмы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьина, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя всё пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на красных глинах Сушкин заложил ещё в конце XIX века кустарное кирпичное производство.

В 1870-е годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинки сначала не существовало, стояла лишь путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трёх верстах от железной дороги.

20 марта 1895 года Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей. С 1904 года станцию Щербинка содержит дорога.

Станция от поместья была отделена крестьянскими полями. Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и соорудил на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая её по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на её остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.

В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту очень нужную крестьянам дорогу земству, но принципиальный хозяин от передачи отказался, установив в ответ ещё один промежуточный шлагбаум.

Перед революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий. Имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка.

В 1918 году началась национализация имущества наследника Сушкина.

В 1920 году в имении был организован совхоз, на первых порах хозяйство пришло почти в полный упадок. Сушкинский дом сгорел, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными жёлтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П. А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Ещё позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в 1930-х одах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛаг НКВД.

Деревня Щербинка

Первое поселение на месте современной деревни Щербинка известно с XIV века. Жизнь крестьян на протяжении многих веков мало чем отличалась от других; они сеяли пшеницу, ловили рыбу в прудах, заготавливали лес…

Во второй половине XIX века правительством была проложена железнодорожная магистраль через эти места, в 1895 года была открыта станция «Щербинка» Курской железной дороги. После Октябрьской революции 1917 года жизнь крестьян ухудшилась, в конце 1920-х годов началась насильственная коллективизация, некоторые семьи подверглись высылке в отдалённые районы Севера и Сибири. К 1940-м годам в деревне имелось хорошее энергоснабжение и подъездная дорога от Симферопольского (Варшавского) шоссе.

В первые дни Великой Отечественной войны 15 жителей деревни были призваны на фронт. В 1980-х годах с помощью местных жителей в деревне был установлен памятник-мемориал жителям деревни.

Посёлок. Город Щербинка

В 1930-х годах неподалёку от деревни Щербинки Подольского района начал активно застраиваться посёлок Щербинка[7]. В посёлке появляется Щербинский штамповочно-механический (1932 г.) и «Кирпичный завод Райпромкомбината», Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения (1955 г.). В 1938 году Щербинка официально получает статус посёлка.

В первые дни Великой Отечественной войны многие жители посёлка Щербинка отправились на фронт (около половины мужского населения). Уже в июле-августе 1941 года недалеко от посёлка Щербинка упало три авиабомбы. К ноябрю 1941 года, когда Группа армий «Центр» подходила к рубежам Москвы, было решено вырубить часть лесных насаждений для строительства защитной полосы.

Статус города районного подчинения Щербинка имеет с 1975 года[8], города областного подчинения — с 1992 года[9]. В 1988 году часть города Щербинка восточнее 29 км старого Симферопольского шоссе была включена в состав Москвы (микрорайон Щербинка в районе Южное Бутово). В 2004 году в состав города был включён посёлок Гарнизона «Остафьево»[10]. С 2005 года образован одноимённый городской округ[4].

С 1 июля 2012 года Щербинка включёна в состав Москвы в ходе масштабного увеличения её территории на Юго-Запад. Первая информация о планируемом присоединении появилась 19 августа 2011 года[11][12], хотя первоначально Щербинку предполагалось оставить в Московской области[13].

История города

Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века… Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой… Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки и Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и называли крепостных: — Чьи вы, мужики? — Да, вишь. Щербины мы… А позже и все сельцо стали называть: Щербинка. В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все имевшиеся ценности. После изгнания Бонапарта Щерба в свое родовое имение не вернулся, с тех пор оно перепродавалось из рук в руки. В самом начале шестидесятых годов имение перешло к Н.О. Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В Щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее, хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным. Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки. Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы. Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка. В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги. Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарских набегов, а татары ордой стояли в селе, до сих пор сохранившем название Ордынцы. Захарьино представляло собой большое село, имевшее в XIX веке приходскую школу, и вокруг, вместе с церковными землями, лежали помещичьи усадьбы, и по одной версии, название свое село будто бы получило по имени одного из владельцев помещика Захарова. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство. Заводик в Щербинке купила для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 году. После окончания строительства «Зингера» Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой — контора предприятия. От платформы вправо уходила дорога к старинному селу Никольское и Остафьево, и дальше к суконной фабрике Баскакова (теперь фабрика имени 1-го Мая). Еще южнее справа от железной дороги на возвышенности лежало имение помещика Дружинина Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного завода к Подольску значительная часть Захарьинских земель была закрыта от дороги частоколом белых берез и дубняка, — обыкновенным русским лесом, с его бересклетовыми подлесками, бархатисто-зелеными опушками. Пришел 1917 год. Маленькая деревушка Щербинка встретила Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Административно вся эта территория была в подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета, в свою очередь, подчиненного Сухановскому волостному исполкому Подольского уезда. Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники. Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок Поповой рощи, с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды. Напротив здания полустанка, вдоль будущей Железнодорожной улицы, закипела работа по строительству пристанционного поселка. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории поместья Дружинина возникло Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Помещичий дом вместе с парком, прудом и садом стал Домом отдыха Исполкома Коминтерна. В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой. — Так, вот что, Николай Николаевич, — обратился к Сушкину Колоколыциков, — давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то… И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа: — Вон за дорогой пасется стадо… Берите сами, коль ваше… Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому. Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда. В 1920 году в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД. Шло время. Отгремели залпы гражданской войны, в разрухе, в лишениях и бедности, вставала на ноги полуголодная страна, залечивая раны, нанесенные войной, восстанавливая и укрепляя хозяйство и готовясь к новым большим свершениям. Тогда мало что изменилось в районе платформы Щербинка. С проведением в общесоюзном масштабе укрупнения районов, отошло Суханове в новый Ульяновский район, и Захарьинский сельсовет со всеми своими землями стал в непосредственное подчинение Подольского Районного Исполнительного Комитета. Дождалось обновления и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома. С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие — фабричка «Клей-Мыло». Однако злополучное «Клей-мыло» просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие — Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок. С 1937 года начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск. Железнодорожники стали обосновываться в Щербинке. На отведенных землях появляется крупный застройщик. Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест). Вдоль Серпуховского шоссе возникла цепочка двухэтажных типовых домиков мостовиков под названием поселок Мостотреста. До сорокового года были заселены два, и в лесах стоял третий дом. Одновременно железной дорогой на отведенных землях строились бараки для рабочих-строителей. Отчуждение земель у Щербинской сельхозартели компенсировано передачей артели земельного участка в 68 гектаров подсобного хозяйства Колонии им. 1-го Мая. В 1938 году был утвержден проект нового жилого района для Московских переселенцев, терявших жилую площадь в Москве, в связи с реконструкцией столицы, особенно ее центра. Таким образом, уже в конце 1938 года был фактически создан значительный населенный пункт, совершенно закономерно и своевременно встал вопрос о его имени и статусе. 13 декабря 1938 года населенный пункт Щербинка был переименован в рабочий поселок. В 1939 году утвержден проект планировки молодого поселка, этим же летом поссовет приступил к отводу участков для индивидуального строительства переселенцев из Москвы. Закладывался новый район поселка. Новомосковский. Одновременно начался отвод и распланировка участков под строительство индивидуальных дач работников 1-го Государственного подшипникового завода, и на карте появился еще один район, Шарики. Удовлетворена заявка Подольского завода имени Орджоникидзе в отводе участков для постройки заводом индивидуальных домиков для переселения работников завода в Щербинку. Так на плане поселка рядом с Мостотрестом вырастают улицы района Орджоникидзе. Центр поселка определялся в районе кирпичного завода, поскольку там проживало уже 7 500 человек из общего количества населения Щербинки в 11 200 человек на площади в 606,6 гектара. К строительству намечались первоочередные объекты общественного значения: школа-семилетка, два магазина, пожарное депо, резервуары для воды, колодцы, мостики и т. д. Освоение под жилье значительных площадей на жирных Щербинских глинах создавало большие трудности, т. к. при малейшем дожде, а тем более при весеннем половодье, все кругом превращалось в вязкое месиво, в котором останавливался не только транспорт, но иногда становились недоступными для пешеходов немощенные улицы и проходы между бараками. В урочище Глебов парк (Липки) Районному отделу народного образования отводится участок в 4 гектара для строительства первой школы-семилетки. Для железнодорожников, переселяемых из временных жилищ/ разбросанных по Московско-Курской железной дороге, в Щербинке выделено 15 гектаров. В этот же период проложен тупиковый подъездной путь к кирпичному заводу, а платформа Щербинка переименована в станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Планам мирного строительства не суждено было сбыться. Настал черный день 22 июня 1941 года, грянула Великая Отечественная Война. Почти полностью прекратилось в Щербинке всякое строительство. Осенью 1941 года рвущиеся к столице фашистские полчища близко подошли к Подольску. Щербинка стала прифронтовой полосой, через ее территорию легли рубежи оборонительного пояса Москвы. Обнажилась и опустела Щербинка. Население ее упало до 6000 человек. Почти половина мужского населения ушла в ряды Красной Армии. В освобожденных и пустующих жилищах расквартировывались резервные части Красной Армии. 15 декабря остановился кирпичный завод и простоял до 1943 года, на военные нужды переключился штамповочный. Резкий недостаток топлива и близость фронта привели к тому, что на территории поселка были почти полностью вырублены остатки леса, пострадали сады и парки бывших помещичьих усадеб, за исключением сильно поредевших Барышей и Липок. Значительно отступили от Серпуховского шоссе границы лесного массива. После долгожданной победы вся страна возрождалась к новой жизни; в Щербинке снова бурно развертывается строительство. Застраивается центральный район поселка, вырастают благоустроенные 3- и 4-этажные дома, на площади строится Дом культуры, понемногу вырисовываются контуры Театральной улицы. Душой застройки центра и всей южной части поселка, финансистом, был старый кирпичный, а вернее, в то время уже Огнеупорный завод. С его капиталовложениями и конкретной помощью появляются первые культурные магазины, медицинские учреждения, проводятся мероприятия по общему благоустройству. Такая же роль, инициативы и финансирование, в северной части поселка принадлежит ЦНИИ МПС. Одновременно с развитием своей производственной базы (кольцо). Институт ведет строительство капитальных 3- и 4-этажных жилых зданий, принимая на себя сооружение других общественных объектов и коммуникаций. Ему же принадлежит честь быть пионером застройки микрорайона № 2, большого пустыря между районами Центральным (Кирпичным) и Северным (Люблинским), использовавшегося населением под картофельное поле. В 1950-м году в Щербинку прибывает Головной ремонтно-восстановительный поезд № 1 МПС (ГОРЕМ-1), строительная организация железнодорожников. В Люблинском микрорайоне за короткий срок было построено 17 двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть двухэтажных деревянных, затем три четырехэтажных и даже один пятиэтажный дом. Для города заложены артезианская скважина, водонапорная башня, большая котельная, уложены коммуникации водопровода, канализации, паропровода. Немалую долю в освоение поселка внесла Московско-Курская, а ныне Московская железная дорога. Железнодорожники по окончании строительства первоначальных своих восьмиквартирных домов в два этажа, перешли к постройке четырехэтажных домов, построили свою котельную, обеспечили жилые дома водой, канализацией и теплом. В 1950 году на землях подсобного хозяйства начал строиться городок московской милиции: сначала появились деревянные строения, а позже стали возводиться капитальные здания. В 1955 году на пустынных землях, выделенных Геологонефтеразведке, вырастает еще одно значительное предприятие. Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Интенсивно Щербинка начала расти и благоустраиваться с 1957 года. Одевались в асфальтовые одежды дороги, центральные улицы, появились уличные фонари, канализация, уличные водостоки. В 1961 году строится АТС, у жителей поселка появляются телефоны. Бич Щербинки, ее непролазная грязь, понемногу уходит в прошлое. В 1962 году ГОРЕМ-1 возводит на Садовой улице первый 5-этажный панельный жилой дом.

Население

Численность населения
1939[16]1959[17]1970[18]1979[19]1989[20]2002[21]2009[22]
3192↗18 131↗23 353↗23 561↗28 011↗28 043↗31 660
2010[23]2012[24]2013[25]2014[26]2015[27]2016[28]2017[29]
↗32 450↗33 508↗35 328↗38 905↗40 748↗42 642↗47 504
2018[30]2019[31]2020[32]2021[5]
↗51 036↗53 281↗54 008↘53 974

Городской округ Щербинка

В ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, вступил в силу 1 января 2006 года) в Московской области были созданы муниципальные образования. В 2005 году был сформирован в городской округ Щербинка, в состав которого вошёл 1 населённый пункт — город Щербинка[4].

Географические данные

Площадь территории городского округа — 753 [4].

Муниципальное образование находится в восточной части Новомосковского административного округа и граничит[33]:

Органы власти

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:

Микрорайоны

Согласно гл. 5 ч. 1 Устава «Деление территории городского округа в целях организации управления»[35]:

1. Территория городского округа Щербинка как объект местного самоуправления составляет единое целое и не подразделяется на административные округа и районы. 2. В составе территории городского округа, исходя из предложений граждан, могут определяться территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.

Тем не менее, в Щербинке территориально выделяются микрорайоны[36]:

Щербинка

Легенда гласит, что в начале XIX века на месте современной Щербинки, Милицейского посёлка и урочища Липки находилось имение богатого помещика Щербы. Хозяин имения заложил деревню для своих крепостных крестьян. Населённый пункт состоял всего из семи дворов. Когда крестьян спрашивали, кто их хозяин, они неизменно отвечали: «Щербины мы». Таким образом, деревня получила название Щербинка.

Помещик Щерба вынужден был бежать из своих владений в 1812 году, когда войска Наполеона подошли к Москве. Все свои ценности Щерба зарыл возле прудов и больше уже никогда не возвращался в своё поместье. Владения Щербы стали передаваться из рук в руки.

В 1860-х годах хозяином поместья стал Н. О. Сушкин. Его семья владела этими землями до самой революции. Сушкин разбогател благодаря ростовщичеству. У него было много владений вблизи поместья Щербы. Своё новое имение ростовщик использовал в качестве продуктивного подсобного хозяйства. Постоянно Сушкин в Щербинке не проживал. Он любил проводить в деревне только летние месяцы. Благодаря правильной организации ведения хозяйства Щербинка становится благоустроенной и доходной.

После отмены крепостного права в 1861 году каждый крестьянин, живший в Щербинке, получил по одной десятине земли на душу. В общей сложности 85 десятин. Крестьянские десятины легли в основу земель территории современного города. Господскую часть имения перестраивали в соответствии с нуждами хозяев. По распоряжению нового владельца был посажен большой фруктовый сад, ставший впоследствии источником хорошего дохода для Сушкина. В 1870-х годах недалеко от деревни появилась железнодорожная ветка, соединявшая Курск и Москву. Станции возле Щербинки изначально не было. Здесь находилась только небольшая казарма для работников железной дороги. Возле этой казармы поезд мог сделать остановку по требованию. В 1890 году Сушкин получил разрешение на строительство станции, названной «Платформа Щербинка». Получить разрешение Сушкину помог фабрикант Баскаков, предприятие которого находилось в трёх верстах от железнодорожной ветки.

Когда станция была построена, оказалось, что от железной дороги её отделяет полоса крестьянской земли. Сушкин выкупил у крестьян их землю и построил шоссированную дорогу на европейский лад, соединившую имение и станцию. Дорогой имели право пользоваться только сам хозяин и его гости. Чтобы крестьяне не могли пользоваться дорогой, с обоих её концов были установлены шлагбаумы. В 1912 году крестьяне просили у Сушкина разрешения на проезд по дороге. Однако ростовщик боялся, что крестьянские савраски могут испортить дорожное покрытие, и разрешения не дал, поставив ещё один шлагбаум.

Перед революцией 1917 года в Щербинке находилось всего 17 дворов. Населённый пункт невозможно было увидеть ни на одной крупногабаритной карте. Все щербинские земли перешли в подчинение образованного после революции Захарьевского сельсовета, который, в свою очередь, подчинялся Сухановскому исполкому Подольского уезда. Щербинка начала стремительно разрастаться благодаря заселению её железнодорожниками. Они обратились к властям с просьбой выделить им земельные наделы на этой территории. Железнодорожникам выделили участок земли недалеко от Захарьевского прихода, называвшийся Попова роща. Работники железной дороги обязаны были самостоятельно вырубить находившийся здесь лес и сдать его на государственные нужды.

Строительство посёлка железнодорожников началось на том месте, где сегодня располагается Железнодорожная улица. В 1918 году новая власть национализировала предприятие Белоусова. Кирпичный завод был передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории владений помещиков Дружининых, находившейся по соседству с Щербинкой, было построено Опытно-показательное хозяйство, в котором занимались разведением холмогорского скота. В господской усадьбе сделали Дом отдыха для работников Исполкома Коминтерна. В 1918 году было также национализировано всё имущество семьи Сушкиных. Наследник ростовщика жил в поместье со своей женой и славился своими либеральными взглядами. Он не стал препятствовать национализации и покинул поместье через 2 дня после того, как был лишён своего имущества.

Развитие Щербинки продолжилось только после гражданской войны. Недалеко от старого предприятия Белоусова в 1928 году началось строительство нового кирпичного завода Райпромкомбината. Для строительства предприятия были привлечены сезонные работники. Первая очередь завода вступила в строй уже в том же 1928 году. Лес, находившийся на территории будущего завода, был вырублен. За предприятием вырос рабочий посёлок. Через некоторое время была построена фабрика «Клей-Мыло». Однако это предприятие просуществовало недолго. Оно отравляло почву и воздух промышленными отходами. В 1938 году «Клей-Мыло» закрыли. На его месте появился Щербинский штамповочно-механический завод. В начале 30-х годов недалеко от железнодорожной платформы началось строительство Экспериментального кольца ЦНИИ НКПС. Строительство завершилось в 1932 году.

В конце 30-х годов началась электрификация железнодорожной ветки Москва – Подольск. Многие работники железной дороги решили обосноваться в Щербинке. В селе появился Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест) – один из крупнейших застройщиков в стране. Первые двухэтажные типовые дома появились вдоль Серпуховского шоссе. Так был построен посёлок Мостотреста. До начала 40-х годов было заселено 3 дома. Железная дорога также строила жильё для своих работников. У Щербинской артели были отчуждены земли. Взамен артель получила земельный участок 68 га, принадлежавший подсобному хозяйству «Колония имени 1-ого Мая». В конце 30-х годов в Москве проводились реконструкционные работы. В связи с этим многие жилые дома были снесены из-за высокой степени износа. Живших в них людей переселили в новый жилой район в окрестностях деревни Щербинка. Таким образом, к концу 30-х годов был образован крупный населённый пункт. В декабре 1938 года Щербинка получила статус рабочего посёлка.

В 1939 году был утверждён проект планировки посёлка. Поскольку из столицы должны были перевезти очередную партию переселенцев, разработка проекта была закончена к лету 1939. Начался отвод участков для индивидуального строительства. В том же году был заложен новый район посёлка, получивший название Новомосковский. Для строительства дач работников 1-го Государственного подшипникового завода также было выделено несколько земельных участков. Таким образом, появился ещё один новый район – Шарики. Затем появляется район Орджоникидзе. Подольский заводи имени Орджоникидзе подал заявку на получение земельных участков для строительства индивидуальных домов для своих работников. Центр посёлка расположился в районе кирпичного завода, так как там проживало уже более семи тысяч человек. Всего же в Щербинке жили более одиннадцати тысяч человек.

Помимо жилых домов, посёлок нуждался в значительном количестве объектов социального назначения: школы, пожарное депо, магазины и т. д. Строительству в Щербинке мешала местная жирная глинистая почва. После незначительного дождя по посёлку было невозможно передвигаться ни на транспорте, ни пешком.

Великая Отечественная война

Строительство в Щербинке было приостановлено во время Великой Отечественной войны. Осенью посёлок оказался в прифронтовой зоне, так как прорывающиеся к столице фашисты очень близко подошли к Подольску. Через Щербинку проходили рубежи московского оборонительного пояса. Население посёлка сократилось практически вдвое. Большая часть проживавших в Щербинке мужчин была мобилизована на фронт. В посёлки пустовали целые квартиры, в которых со временем поселились расквартированные части Красной Армии. В декабре 1941 года остановил свою работу кирпичный завод, возобновив её только в 1943 году. Штамповочное предприятие, начавшее работу в 1938 году, в военные годы работало только на нужды фронта. Из-за близости к фронту и нехватки топлива на территории посёлка, а также в окрестностях Щербинки были вырублены остатки леса. В значительной мере от вырубки пострадали парки и сады бывших помещичьих усадеб.

В послевоенные годы строительство в Щербинке возобновилось. В центре посёлка началось возведение благоустроенных трёх- и четырёхэтажных домов. Новые строения появились на Театральной улице. На площади построили Дом культуры. Финансированием строительства занимался Огнеупорный завод. Благодаря его капиталовложениям в посёлке появились медицинские учреждения и магазины, а также проводились мероприятия по благоустройству Щербинки. Не меньшую помощь в строительстве оказывает и ЦНИИ МПС. С помощью капиталовложений института в посёлке выстроили трёх- и четырёхэтажные дома, коммуникации и огромное количество объектов социального назначения. Также институт занимался застройкой микрорайона №2 и большого пустыря между Северным (Люблинским) и Центральным (Кирпичным) микрорайонами. Ранее этот пустырь использовался жителями посёлка в качестве картофельного поля.

В начале 50-х годов в посёлок прибыл Головной ремонтно-восстановительный поезд №1 МПС (ГОРЕМ-1), бывший строительной организацией железнодорожников. В микрорайоне Люблинский в кратчайшие сроки было выстроено 6 двухэтажных деревянных, 17 двухэтажных восьмиквартирных, 1 пятиэтажный и 3 четырёхэтажных дома. Специально для посёлка была заложена артезианская скважина, построены большая котельная, водонапорная башня, паропровод, канализации и водопроводные коммуникации. Московско-Курская (сегодня – Московская) железная дорога сыграла огромную роль в освоении посёлка. Окончив строительство восьмиквартирных домов, железнодорожники перешли к возведению четырёхэтажного жилья. Затем были выстроены собственная котельная, обеспечивавшая жилые дома теплом, водой и канализацией.

В начале 50-х годов на территории подсобного хозяйства было начато возведение городка для московских милиционеров. Изначально это были деревянные дома. Затем появились капитальные строения. В середине 50-х Геологонефтеразведке выделили пустовавшие земельные участки для строительства ещё одного градообразующего предприятия. В те же годы в посёлке появился лифтостроительный завод. Благоустройство Щербинки началось во второй половине 50-х годов. На улицах появились фонари, дороги были заасфальтированы. В начале 60-х было начато строительство АТС. Вскоре во многих домах Щербинки появились телефоны. В 1962 году на улице Садовая был возведён первый пятиэтажный панельный жилой дом.

К середине 70-х годов Щербинка была уже фактически городом. Новый статус был присвоен населённому пункту в 1975 году. В 1992 году Щербинка была преобразована в город областного подчинения. В 2002 году в городе началось крупномасштабное строительство, полностью изменившее облик Щербинки. В 2004 году в городе появился новый микрорайон: в состав Щербинки вошёл посёлок Гарнизона Остафьево. В 2005 году Щербинка получила статус городского округа. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ столицы город Щербинка вошёл в городскую черту.

Транспорт

Станция «Щербинка»
Воспроизвести медиафайл

Парад поездов на кольце ВНИИЖТ в ходе выставки Экспо 1520

Также в городском округе Щербинка находятся железнодорожные станции Щербинка и Остафьево Курского направления МЖД и на Курско-Рижском диаметре МЦД.

Щербинка (город)

Название Ще́рбинка происходит, от фамилии первого владельца — вотчинника из рода князей Щербатых известных ещё с XV века. С 1672 года жители Ще́рбинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766—1767 годов указано: «Ще́рбинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766 г.»

Генеральша А. А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15,18 га) по левому берегу реки Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой городского округа Щербинки в Центральной и Северной его частях (улицы Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишнёвая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е. В. Кротковой был составлен сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 г., дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году, Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.

Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчёта по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Эти крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.

В начале 1860-х годов после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н. О. Сушкину, который сделал её благоустроенным и доходным местом.

Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесён от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: «Добро пожаловать». У ворот заведена новинка — солнечные часы, всё было рассчитано на большие приёмы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьина, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя всё пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на красных глинах Сушкин заложил ещё в конце XIX века кустарное кирпичное производство.

В 1870-е годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинки сначала не существовало, стояла лишь путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трёх верстах от железной дороги.

20 марта 1895 года Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей. С 1904 года станцию Щербинка содержит дорога.

Станция от поместья была отделена крестьянскими полями. Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и соорудил на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая её по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на её остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.

В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту очень нужную крестьянам дорогу земству, но принципиальный хозяин от передачи отказался, установив в ответ ещё один промежуточный шлагбаум.

Перед революцией в поместье было сто десятин пашни, двести — лесных угодий. Имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка.

В 1918 году началась национализация имущества наследника Сушкина.

В 1920 году в имении был организован совхоз, на первых порах хозяйство пришло почти в полный упадок. Сушкинский дом сгорел, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными жёлтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П. А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Ещё позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в 1930-х одах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛаг НКВД.

Деревня Щербинка

Первое поселение на месте современной деревни Щербинка известно с XIV века. Жизнь крестьян на протяжении многих веков мало чем отличалась от других; они сеяли пшеницу, ловили рыбу в прудах, заготавливали лес…

Во второй половине XIX века правительством была проложена железнодорожная магистраль через эти места, в 1895 года была открыта станция «Щербинка» Курской железной дороги. После Октябрьской революции 1917 года жизнь крестьян ухудшилась, в конце 1920-х годов началась насильственная коллективизация, некоторые семьи подверглись высылке в отдалённые районы Севера и Сибири. К 1940-м годам в деревне имелось хорошее энергоснабжение и подъездная дорога от Симферопольского (Варшавского) шоссе.

В первые дни Великой Отечественной войны 15 жителей деревни были призваны на фронт. В 1980-х годах с помощью местных жителей в деревне был установлен памятник-мемориал жителям деревни.

Посёлок. Город Щербинка

В 1930-х годах неподалёку от деревни Щербинки Подольского района начал активно застраиваться посёлок Щербинка[7]. В посёлке появляется Щербинский штамповочно-механический (1932 г.) и «Кирпичный завод Райпромкомбината», Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения (1955 г.). В 1938 году Щербинка официально получает статус посёлка.

В первые дни Великой Отечественной войны многие жители посёлка Щербинка отправились на фронт (около половины мужского населения). Уже в июле-августе 1941 года недалеко от посёлка Щербинка упало три авиабомбы. К ноябрю 1941 года, когда Группа армий «Центр» подходила к рубежам Москвы, было решено вырубить часть лесных насаждений для строительства защитной полосы.

Статус города районного подчинения Щербинка имеет с 1975 года[8], города областного подчинения — с 1992 года[9]. В 1988 году часть города Щербинка восточнее 29 км старого Симферопольского шоссе была включена в состав Москвы (микрорайон Щербинка в районе Южное Бутово). В 2004 году в состав города был включён посёлок Гарнизона «Остафьево»[10]. С 2005 года образован одноимённый городской округ[4].

С 1 июля 2012 года Щербинка включёна в состав Москвы в ходе масштабного увеличения её территории на Юго-Запад. Первая информация о планируемом присоединении появилась 19 августа 2011 года[11][12], хотя первоначально Щербинку предполагалось оставить в Московской области[13].

Примечания

Moscow.org городской портал Москвы

История деревни Щербинка начинает прослеживаться в начале 19 века. Тогда в этой местности существовало обширное и богатое имение помещика Щербы. Для своих крепостных Щерба основал небольшое сельцо из семи дворов, которое по фамилии хозяина получило название Щербинка.

Предание гласит, что в дни войны 1812 года помещик бежал из своего имения, а все свои ценности зарыл где-то на берегу пруда. По неизвестным причинам после изгнания Наполеона из России Щерба в свое поместье не вернулся, и с того времени владельцы Щербинки несколько раз менялись.

В начале 1860-х годов владельцем имения стал Н.О. Сушкин, который сохранил его за собой до революции 1917 года. Состоятельны ростовщик, Сушкин имел в своей собственности несколько поместий. В Щербинке Сушкин не проживал постоянно, а проводил здесь только летнее время, используя имение как дачу. Помещик организовал в Щербинке эффективное подсобное хозяйство, которое и без его постоянного присутствия приносило немалый доход.

После крестьянской реформы 1861 года местные крестьяне раздели между собой 85 десятин земли, получив наделы по одной десятине на душу. Именно на этих территориях позднее расположилась современная Щербинка. Господские владения также были преобразованы. Хозяйская часть имения была перенесена от Серпуховской дороги вглубь за пруд. На новом месте построили два жилых дома со службами, пять дач, на площади в один гектар разбили парк Пруд расчистили на нем устроили купальню и баню, а ближе к лесу посадили большой фруктовый сад, который по прошествии времени стал приносить владельцу немалый доход. Въезд в усадьбу оформили очень торжественно: через широкие железные ворота гости попадали на тополевую аллею, ведущую к господскому дому, а над воротами располагалось приветствие: «Добро пожаловать». Также у ворот можно было увидеть диковинку – солнечные часы. Вообще все в Щербинке было рассчитано на частые приемы многочисленных гостей. Дачи в летнее время сдавались московским дачникам, очень часто среди них встречались и французы.

В 1870-е годы мимо деревни пролегла железная дорога Москва-Курск, но никакой станции поначалу не было, здесь стояла только казарма путевых рабочих. Если помещик проезжал на поезде в свое имение, то он просил машиниста остановиться возле казармы. Затем, в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта, который получил название «Платформа Щербинка». Успехом это предприятие обязано также хлопотам Баскакова, чья шерстяная фабрика уже стояла на Десне в трех верстах от железнодорожного полотна.

Новая железнодорожная станция от имения отделялась крестьянскими полями, и Сушкину пришлось выкупить у них полосу земли, а на ней построить шоссированную дорогу, оформленную по обочинам деревьями и кустарником, между которыми установили скамейки для отдыха. Эта новая дорога была предназначена исключительно для помещика и его гостей, поэтому в начале и конце пути были установлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община подала Сушкину прошение передать эту дорогу земству, так как она была необходима и крестьянам, на что Сушкин не согласился, и перекрыл дорогу еще одним промежуточным шлагбаумом.

С юга с усадьбой соседствовали земли церкви, принадлежащей большому селу Захарьино, в котором работала приходская школа. На жирных глинистых захарьинских землях в конце 19 века было заложено небольшое кустарное производство по производству кирпича. В 1900 году этот заводик приобрела компания Зингер, собиравшаяся построить в Подольске собственное предприятие. После того, как Зингер исполнил свои планы, кирпичный завод в Щербинке перешел в руки мелкого предпринимателя В.В, Белоусова. Новый хозяин частично обновил оборудование и незначительно расширил производство. Рядом со зданием предприятия находились бараки, в которых проживали рабочие и небольшой одноэтажный дом, часть которого занимал сам Белоусов, а часть отводилась под контору. От железнодорожной платформы также отходила дорога, которая вела к старинным селам Никольскому и Остафьеву. В этих же местах располагалось имение Барыши, принадлежавшее помещику Дружинину.

К 1917 году в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов. Это была небольшая деревушка, которая даже не была нанесена на карты того времени. На них отмечалась лишь железнодорожная платформа Щербинка и постройки для проживания служащих железной дороги. Впоследствии ситуация сложилась так, что именно железнодорожники стали основными жителями будущего поселка, в который превратилась деревушка. Рабочие обратились с просьбой к властям о передаче им части национализированных церковных территорий захарьинского прихода. Просьба была удовлетворена, и железнодорожники получили в свое распоряжение участок Поповой рощи. Обязательным условием была вырубка и расчистка этой земли. Предприятия и усадьбы, располагавшиеся в окрестностях, были также национализированы, а на территории бывшего поместья Дружинина было организовано Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Хозяйский дом с парком. Прудом и садом отдали под размещение Дома отдыха Исполкома Коминтерна.

В 1918 году новая власть взялась и за Сушкина, который, славясь своими либеральными взглядами, отдал свое имущество практически без возражений. Хотя, возможно он просто понимал бесполезность споров. Как бы там ни было, а через несколько дней супруги Сушкины навсегда покинули свое имение. В 1920 году здесь был организован колхоз, но в течение короткого срока хозяйство пришло в полнейший упадок. Дом Сушкина сгорел, парк и теннисные корты уничтожили, старый пруд зарос и заилился. Только после того, как директором совхоза назначили агронома П.А. Квитковского, хозяйство удалось возродить. Затем бывшее имение перешло в собственность Первого Государственного конного завода имени С. Каменева, а уже в тридцатые годы здесь размещалась Первомайская трудовая колония ГУЛАГ НКВД.

В 1928 году рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината. Большое количество рабочих, прибывших для возведения предприятия, основали рабочий городок, состоящий из восьми бараков и двух двухэтажных домов. В 1930 году у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, а в 1938 году начал работу Щербинский штамповочно-механический завод. Эти три предприятия и стали основными. Которые формировали рабочий поселок Щербинка. После того, как в 1937 году начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск, в этих местах появился крупный застройщик, и вдоль Серпуховского шоссе вырос ряд двухэтажных жилых домов мостовиков, составивших поселок Мостотреста. На прилегающих территориях выделялись земли под строительство жилья для москвичей, утрачивавших жилплощадь в процессе реализации плана по реконструкции Москвы. В итоге, в 1938 году Щербинка превратилась в крупный населенный пункт, которому был присвоен статус рабочего поселка. В 1939 году утвердили план развития молодого поселка, и через несколько лет здесь появились районы Новомосковский, Шарики, им. Орджоникидзе.

Проект застройки поселка был очень масштабным, но его реализации помешало начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса. Кирпичный завод бездействовал до 1943 года, а штамповочный завод начал выпуск продукции, предназначенной для фронта. Военные действия, а также недостаток топлива привели к значительной вырубке лесов в этой местности. Относительно мало пострадали только Барыши и Липки.

После окончания войны строительство в поселке возобновилось с новой силой. В послевоенные годы благоустроенными домами в 3-4 этажа был застроен центр поселка, на главной площади появился Дом культуры и прочее. Предприятием, являвшимся основным финансистом местного строительства был Огнеупорный завод, благодаря деятельности которого в щербинке появилось множество культурных и медицинских учреждений, магазинов и прочего. Следующая волна строительства началась в Щербинке в 50-е годы прошлого века. Тогда в поселке появился даже один пятиэтажный дом, а также многие элементы коммунальной инфраструктуры. Важный вклад в развитие поселка по-прежнему вносили железнодорожники. Кроме того, в это же время началось строительство городка московской милиции. Самый большой размах строительство и благоустройство Щербинки приобрело в 1957 году. В 1975 году поселок приобрел статус города, а в 1992 году стал городом областного подчинения. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту.

Историческая справка:

1870 г.г. – мимо деревни Щербинка деревни пролегла железная дорога Москва-Курск 1890 г. – была открыта платформа Щербинка 1917 г. — в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов 1928 г. — рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината 1930 г. — у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС 1938 г. — начал работу Щербинский штамповочно-механический завод 1938 г. — Щербинке присвоили статус рабочего поселка 1941 г. — немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса 1975 г. — поселок приобрел статус города 1992 г. – поселок щербинка стал городом областного подчинения 2012 г. — в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *