миллионная 5 история здания
История Миллионной улицы
История Миллионной улицы начинается в петровские времена. Миллионная — одна из немногих улиц старого Петербурга, которые имеют свой День рождения.
На левом берегу Петербурга в XVIII веке была заложена Адмиралтейская верфь. По соседству селились корабелы, мореходы: греки, португальцы, датчане, голландцы. Множество иноземцев работало в Петербурге. Всех их на Руси именовали немцами. Так между речкой Мьей (Мойкой) и нынешней Миллионной улицей появились греческая и немецкая слободы.
Махаев Михаил Иванович.
«Вид Большой Немецкой (или Миллионной) улицы от Главной аптеки к Зимнему дворцу». Фото с сайта st-petersburg.chat.ru
Для осушения территории были вырыты каналы. Один соединил исток Мойки с речкой Безымянный Ерик (будущей Фонтанкой). Два других шли от Мойки к Неве. Лебяжий – сюда выпускали лебедей из царского птичника; и Красный – вдоль западной границы нынешнего Марсова поля. В 1711 году при строительстве зимнего дворца Петра I прорыли Зимнюю канавку, почти в конце будущей улицы.
Зимняя канавка. Современное фото
Еще в 1714 году на западной стороне Красного канала появился Почтовый двор. Здесь находилась и первая гостиница города.
20 мая 1715 царь утвердил Доклад о прокладке новых улиц в этой части города. Среди них была дорога от Красного канала до Зимнего дворца. На планах того времени она именовалась Почтамтской.
Здание Главной придворной аптеки.
В 1732 году под руководством архитектора Трезини выросло здание Главной придворной аптеки, позже перестроенное Джакомо Кваренги.
Здание Главное аптеки на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка
На участке дома № 8 в 1721 — 1727 годах по проекту Растрелли был сооружен дворец молдавского господаря Кантемира. Это была первая постройка Растрелли в Петербурге.
Дворец Кантемира со стороны Миллионной улицы. Гравюра Иоганна Штенглина. Современный адрес Миллионная улица, д. 7
Дворец не сохранился, но его стены включены в современное здание.
Миллионная дом 7. Современная фотография
В 1720-30 на участке бывшего гоф-интенданта Петра I Мошкова был построен дом Барятинского.
Особняк князей Барятинских. Миллионная улица, дом 21
С 1738 планировкой столицы занялась Комиссия о строении, улицу назвали Большой Немецкой. Так она называлась до середины 18 века, когда улицу продолжили до Лебяжьей канавки, и начали именовать Большой Луговой.
В это же время на месте нынешнего дома 19 возник роскошный особняк графа Петра Борисовича Шереметева. По свидетельству современников его стали называть миллионным домом. Это обстоятельство легло в основу названия улицы.
Среди жителей улицы было много тех, кто принадлежал к политической, военной и интеллектуальной элите города. В 18 веке – это поэт Антиох Кантемир, сын молдавского господаря, основатель Одессы адмирал Дерибас, начинающий литератор Иван Крылов и многие другие.
В 80-е годы 18 века на месте, разобранного в 1772 году Оперного дома, по приказу Екатерины II был построен особняк. Предположительно его создателем был архитектор Вален Деламот. Первоначально дом был двухэтажным, с двумя боковыми башнями. Позже его надстроил Василий Стасов.
Дом Бецкого. Вид с Марсова поля. Фото с сайта www.rutraveller.ru
Одним из первых владельцев особняка стал Иван Иванович Бецкой, плод тайной любви генерала Трубецкого, плененного шведами под Нарвой и шведской баронессы Вреде. Он родился в Стокгольме и получил образование в Европе.
Иван Иванович Бецкой — личный секретарь Екатерины II
Занимавший множество постов, многолетний личный секретарь Екатерины II, он остался в истории, прежде всего, как создатель учебно-воспитательного учреждений для детей всех сословий. Среди них Смольный институт благородных девиц, воспитательные дома для подкидышей, профессиональные училища для детей мещан.
В 1785 году для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова архитектор Антонио Ринальди заканчивает строительство дворца Благодарности (Мраморный дворец), которое продолжалось 17 лет. Десятки сортов мрамора украсили облицовку здания.
Мраморный дворец. Архитектор Антонио Ринальди. Миллионная улица, дом 5
Современники восхищались прекраснейшим памятником щедрости Екатерины. Но Григорий Орлов не дожил до завершения постройки. Императрица передала дворец внуку – Константину Павловичу.
Красный канал засыпали и напротив дворца архитектор Егоров построил служебный корпус. Один из первых историков Петербурга И. И. Георги писал в 1794 году:
Позже западный фасад служебного корпуса скульптор Петр Клодт украсил лепным фризом «Служение лошади человеку».
Фриз «Служение лошади человеку», Петр Клодт
После смерти Константина Павловича Николай I подарил Мраморный дворец сыну Константину.
Взглянула на картину Большой Немецкой улицы — какая же она была интересная в прошлом! Жаль, что дома того времени были в дальнейшем либо перестроены, либо вовсе не сохранились.
Интересно вне всякого сомнения. Только, полагаю, что дома того времени сейчас бы выглядели неказисто. Здания-то были в основном мазанковые, фахверковые, деревянные. И безусловно сегодняшний Петербург выглядел бы совсем по-другому!
От княжеского дворца до вуза. Какая судьба ждет комплекс на Миллионной улице?
Фото: Wikimedia Commons / Aep / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Пропустим последующие пертурбации менявшихся эпох. Большинство современных горожан знают этот комплекс как здание Северо-Западного заочного политехнического института (СЗПИ), квартировавшего в бывших великокняжеских хоромах с конца 60-х годов ХХ века.
В 2011 году СЗПИ прекратил существование как самостоятельный вуз, так как решением Минобрнауки был присоединен к Санкт-Петербургскому государственному горному университету. Тогда в стране шла кампания по слиянию учебных заведений.
В СМИ в те годы писали, что Горный университет, обследовав здания, пришел к выводу, что они не подходят ни для учебы, ни для общежитий. Комнаты малы, дома поражены гнилью и грибком. В вузе пришли к выводу, что лучше обменять эти здания на недвижимость на Васильевском острове, где сосредоточен весь комплекс университета. Получив разрешение от Росимущества, в 2013 году Горный объявил конкурс. В декабре того года его выиграло ООО «Виктория». Компания предложила Горному здания на Малом проспекте В. О. (д. 83, лит. А и В). В итоге там появился учебный центр № 3 Горного университета.
ООО «Виктория», получив бывший княжеский дворец, он же вуз, пыталось его продать. Коллеги писали, что цена в 2016 году составляла 2,4 миллиарда рублей.
Консультанты РАД считают, что местоположение и объемно-планировочные характеристики комплекса дадут возможность разместить в нем апарт-отель премиум-класса. Высота потолков каждого этажа, большие окна и просторные помещения позволят реализовать качественный проект для среднесрочного проживания высокопоставленных гостей города. Два просторных внутренних двора дают возможность организовать проект полузаглубленного паркинга.
Напомним, что и Павловским казармам, пустующим после того как их оставил офис энергетической компании, готовят функцию элитного отеля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6567) от 14.11.2019 под заголовком «Соседи по Миллионной».
Мраморный дворец. Служебный корпус
Пост-хауз: история застройки
«Почтовой двор построен был мазанкавой в 1714-м г.; на том месте стоял, где перевоз на Троицкую пристань переежжают. На сем Почтовом Дворе Государь Петр Великий многократно отправлял некоторым праздникам викториялным торжества». (А. И. Богданов. Описание Санктпетербурга)
Первый почтамт в Петербурге появился в 1714 году, что подтверждается по меньшей мере двумя документальными свидетельствами. Первое найдено в деле почтмейстера Генриха Готлиба Краусса о присвоении им почтовых сумм – в документе есть запись о том, что Краусс был назначен почтмейстером в Санкт-Петербургскую губернию в 1714 году. Второе свидетельство – счета Санкт-Петербургской почтовой конторы за отправленные в Ригу письма в 1714-1715 годах.
Вероятно, первое здание, построенное для нужд почтамта, было одноэтажным, «в одно жилье»; А. Н. Сориц высказывает предположение, что выстроено оно было по чертежам Доменико Трезини. По мнению ученого, «Богданов, говоря о том, что Петр I многократно «отправлял в нем (в почтовом дворе) торжества», ошибается. В небольшом одноэтажном мазанковом доме не было места для приема иностранных послов, проведения ассамблей и праздников. Назвав правильно дату постройки первого почтового дома, Богданов сместил события, происходившие в другом, построенном позднее, втором здании Санкт-Петербургского почтамта».
«Царь теперь часто давал балы и устраивал приемы в своих зимнем и летнем дворцах, а не у князя Меншикова,
как прежде. Но, сочтя это неудобным, приказал построитьпосередине между ними большой дом для главной почтовой конторы с просторными комнатами на втором этаже для публичных балов и приемов».
(«Мемуары» Питера Генри Брюса)
В 1715 г. началось строительство второго по счету петербургского почтамта. В докладе на имя Петра I от 20 мая 1715 г. имеется запись о том, что новый почтовый двор задуман как большое двухэтажное здание. Давая распоряжение о завершении постройки, Петр I «повелел одну залу убрать наилучше, в коей потом снисходительный государь имел со своими министрами, генералами и офицерами публичные ассамблеи». Упоминаемая зала находилась в обширных помещениях верхнего этажа.
Надо сказать, что Берхгольц имел возможность познакомиться и с внутренним убранством этого заведения: «. мы остановились у Почтового дома (где очень часто справляются случающиеся празднества), и их величества с принцессами и его высочество с своею свитою отправились туда. В большой зале и в боковых комнатах стояли еще длинные узкие столы, за которыми сидели все гражданские, придворные и военные чины. В другой большой зале царица с принцессами, маленьким великим князем и его сестрою, вдовствующею царицею и ее дочерьми и с знатнейшими дамами кушала за большим овальным столом, превосходно убранным. Все дамы были в самых парадных платьях. По окончании обеда столы из этой залы были вынесены и царь, взяв его высочество за руку, сам повел его к дамам, где начали танцевать».
Почтовый двор не был полноценной почтовой станицей, так как не имел собственной конюшни, и за лошадьми приходилось посылать в Ямскую слободу, находившуюся вблизи Александро-Невского монастыря. Путь по тем временам был не ближний, поэтому вскоре во дворе Почтового дома появились сараи для лошадей, каретные сараи, а также сопутствующие им службы – шорня и кузница. Кроме почтовой конторы, находившейся, скорее всего, на первом этаже, в Почтовом дворе находилась первая архитектурная школа, которую возглавил прибывший из Франции в марте 1716 г. архитектор Леблон.
В 1735 г. второй Почтовый двор сгорел. Третий по счету почтамт, каменный почтовый двор, был построен «подле канала, близ старого Зимнего дома Петра I, на той же Немецко-Миллионной улице».
(1. В. А. Кутьин, Т. А. Соловьева, А. Н. Сориц. Санкт-Петербургский Почтамт. СПб., 1997.
Гравюра П. Пикарта
«Первый вид Петербурга» (1704)
Почтовый двор
(рисунок сер. 18 в.)
Вид на Мраморный дворец и
Неву.Неизв.худ.. 1822 г.
Ф.Я.Алексеев.
Вид Дворцовой набережной от
Петропавловской крепости.
(добавил Mary)
Мраморный дворец
(литография Ж. Жакотте и
Обрэна с рис. И. И. Шарлеманя.
Сер. 19 в.). Рядом с дворцом
— служебный корпус.
Публикации, посвященные истории петербургского почтамта:
Пост-хауз: первый и второй почтовый двор
Некоторое время место, занимаемое сгоревшими в 1730-х Почтовыми дворами, пустовало, потом участком владел граф А. Р. Воронцов. Но он вскоре от участка отказался. Что находилось на этом месте потом, точных сведений нет. Известно только, что когда архитектор Егоров приступал к строительству Служебного корпуса, пришлось засыпать Красный канал, который проходил к Неве через появившийся после пожаров пустырь. Канал был прорыт в 1718–1721 гг. вдоль южного фланга Царицына луга ради осушения болот на нём. Канал соединял Мойку с Невой. Благодаря ему нынешнее Марсово поле, окружённое с четырёх сторон водными артериями (Мойка, Красный канал, Нева, Лебяжий канал) в течение 60 лет (с 1721 по 1780-й) располагалось на острове. Когда строился Мраморный дворец, архитектору Ринальди пришлось немного изменить «географию» своей постройки и отгородить дворец от канала декоративной стенкой. Но в 1780 г. канал оказался прямо на линии строительства Служебного корпуса. К тому времени стратегической надобности в канале уже не было, канал засыпали, и «остров Марсово поле» исчез…
Служебный корпус (или Служебный дом) строился в 1780–1788 годах, одновременно с Мраморным дворцом (1768–1785). О первоначальном облике здания можно судить по картинам тогдашних художников, прежде всего по картине Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной» 1794 г. (за эту картину Алексеев получил звание академика); или по картине Б. Патерсена 1806 г.. Здание поначалу было двухэтажное, выкрашено было в жёлтый цвет. На фасаде нет ниш со скульптурами, но есть пилястры, которые явно создавались в гармонии с пилястрами Мраморного дворца, однако у Егорова они начинаются с первого этажа и идут до самой крыши, тогда как у Мраморного пилястры украшают только второй этаж. С фасада со стороны набережной был сделан пышный парадный портал (крыльцо), с гранитными колоннами. Стиль постройки специалисты определяют как ранний классицизм.
Внутренний, выходящий во двор фасад корпуса был распланировн в виде буквы «П» – таков же был и внутренний дворовый фасад Мраморного дворца. Два фасада образовывали замкнутый «собственный двор», отделённый от Большой Немецкой улицы (Миллионной) и набрежной одинаковыми решётками. На изображениях XVIII в. видна эта созданная Егоровым праздничная решётка с массивными гранитными устоями и пышными воротами. Это также говорит о том, что корпус изначально планировался как часть ансамбля Мраморного дворца, и, конечно, автор дворца архитектор А. Ринальди был в постоянном творческом контакте с Егоровым. Про это пишут и исследователи творчества Ринадльди. Что касается решётки, то рисунок её поразительным образом напоминает рисунок решётки Летнего сада, над которой в эти же годы (1771– 1784) Егоров трудился вместе с архитектором Ю. М. Фельтеном.
В корпусе размещались квартиры придворнослужителей, кухни, мастерские, разные подсобные службы. Были тут и апартаменты для приёма гостей (не особенно знатных), обедов и чаепитий. Но это всё находилось на втором этаже. А на первом был устроен манеж, там выезжали лошадей, тренировались обитатели дворца. Там же были устроены шорная мастерская (по ремонту упряжи), небольшая кузница.
Собственно, ничем примечательным дальнейшая история Служебного корпуса не отмечена, и единственное значительное в ней событие – перестройка в 1844–1849 гг. здания, а точнее – комплекса двух зданий, дворца и корпуса, и последующее оформление дворцового двора. Перепланировка была задумана к бракосочетанию нового владельца дворца – великого князя Константина Николаевича, сына Николая I и будущего императора Александра II. Поручили перестройку и перепланировку архитектору А. П. Брюллову.
Брюллов надстроил над корпусом третий этаж, выровняв таким образом высоту обоих зданий. Претерпели изменения и фасады. Брюллов поднял пилястры и оставил их только на втором этаже – как и на Мраморном дворце. На третьем, надстроенном этаже, он создал малые пилястры, соответственно малым размерам этажа. На фасадах появились ниши со скульптурами. Исчезло парадное крыльцо-портал: на картинах и литографиях середины XIX века (например, на литографии по рисунку И. И. Шарлеманя 1862 г. и других) крыльца со стороны набережной нет. Но и у Мраморного крыльцо с набережной не планировалось. Крыльцо мы видим вновь на фотографиях начала ХХ в., но уже другое – простое, скромное, с металлическим козырьком – временное (сейчас крыльцо снова убрано). Иначе говоря, Брюллов всеми силами старался сделать Служебный дом если не копией, то очень похожим на Мраморный дворец.
Но главное – Брюллов по-новому оформил выходящий во двор южный фасад корпуса, пробил в нём парадное окно, сделал высокое навершие, в «пандан» внутреннему фасаду Мраморного. Внутренний фасад Служебного дома он решил украсить художественным фризом. Поскольку большую часть пространства дома занимал манеж, Брюллов решил, что тема фриза должна быть связана с конями. К кому ему было обратиться тогда как не к великому мастеру лепить конные фигуры – скульптору Петру Клодту?
Правнук Петра Клодта – Г. А. Клодт – в своей книге «Лепил и отливал Клодт…» (она переиздавалась в наше время неоднократно) поведал семейную историю о том, как Брюллов обратился к Клодту, как набросал графический чертёж четырёх композиций фриза. Он предложил создать батальные сцены на исторические сюжеты с участием коней. Образцом для Брюллова был фриз греческого Парфенона. Вскоре Клодт принёс Брюллову свои картоны. На них он изобразил 39 человеческих фигур и 33 фигуры лошадей. Он сохранил идею Брюллова о Парфеноне – фигуры одеты в греческие одежды, все герои фриза – из времён Древней Греции. Но батальные сцены заняли в сюжетах незначительное место. Клодт избрал тему «Служение коня человеку» и изобразил сцены мирного труда, охотничьи сцены, спортивные, торговые… Длина фриза должна была составить около 70 метров, высота – около 2 метров. Для боковых фронтонов Клодт предложил две декоративные вставки с дельфинами и трубящими в раковины тритонами. Помимо этого Клодт предложил в нишах над окнами поместить головы коней. Фриз, фронтоны, головы коней были отлиты из гипса менее чем за год. К 1847 г. Клодт работу закончил.
Претерпели некоторые изменения и внутренние покои – и в корпусе, и в самом дворце. После этой перестройки никаких серьезных изменений в Служебном корпусе, очевидно, уже не делалось – в доступной литературе таких сведений нет. Надо полагать, после Брюллова по-прежнему функционировали в Служебном корпусе и манеж, и прочие подсобные службы. Да и обслуга Мраморного дворца, видимо, продолжала размещаться тут до самого 1917 г.
В 1917 г. Мраморный дворец и, соответственно, Служебный корпус перешли в государственную собственность. Только произошло это ещё до прихода советской власти: в 1915 г. скончался последний владелец дворцового комплекса, великий князь Константин Константинович, известный нам более как поэт Серебряного века («КР»), и наследники, испытывавшие финансовые трудности, решили продать дворец и корпус государству. Сделка была совершена в сентябре 1917-го, при правительстве А. Ф. Керенского. А в октябре к власти пришли большевики…Однако до 1918-го оба здания занимали некоторые прежние службы и даже владельцы. Так, в Мраморном до 1918 жила вел.княгиня Елизавета Маврикиевна, супруга Константина Константиновича».
(Использованы сведения из различных энциклопедий, туристических справочников,
книг о Ринальди, книги А. Л. Пунина об архитектуре Петербурга 19 в.,
упомянутая книга Г. А. Клодта; разные другие издания. Есть отдельная книга:
Э. Ф. Кузнецова. Архитектор Пётр Егоров. Чебоксары, 2003. добавил: rurik )
История одного названия. Миллионная улица в Санкт-Петербурге
В центральной части нашего города пролегает относительно небольшая Миллионная улица. Наверняка туристам она может быть известна по расположенным на ней зданиям Нового Эрмитажа со знаменитыми атлантами или, например, Мраморному дворцу. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по этому старинному проезду, чтобы взглянуть на его достопримечательности и узнать, с какими миллионами связано его необычное название.
Миллионная улица в Санкт-Петербурге
Как добраться на метро
Миллионная улица длиной около километра тянется от набережной Лебяжьей канавки до Дворцовой площади. Ближе всего к началу улицы со стороны Марсова поля находится пересадочный узел «Гостиный Двор» — «Невский проспект». Если же вы запланируете прогулку от Дворцовой площади, то удобнее всего будет доехать до «Адмиралтейской».
Немного истории
Заселение современной Миллионной улицы началось еще с петровских времен. Первоначально проезд именовали Большой улицей. С 1730-х годов появляются еще два названия: Немецкая (позже — Большая Немецкая) и Греческая (позже — Большая Греческая) улица. Дорога получила такое имя благодаря расположенным неподалеку слободам.
Тогда же, в 1736 году, параллельно появляется и современное название улицы — Милионная (до 1903 года — с одной буквой Л). С середины XVIII до середины XIX века также употреблялся вариант Большая Милионная улица. Что касается происхождения этого названия, то я встречал пару похожих версий. Согласно одной из них, проезд получил свое имя по большому количеству дорогостоящих каменных домов, расположенных здесь. Вторая версия отсылает нас к заимствованию названия у одного конкретного дома графа Шереметева под номером 19, именуемого милионным.
К Миллионной выходят служебные корпуса нескольких дворцов
Заканчивая дореволюционную историю участка, нужно добавить, что в 1840-х годах существовал другой вариант названия проезда — Троицкая улица.
С приходом советской власти улица получила имя С. Н. Халтурина. Революционер известен тем, что в 1879 году он под чужим именем устроился на работу в Зимний дворец, пронес в здание около 30 килограммов динамита и 5 февраля 1880 года совершил неудачное покушение на императора Александра II.
Проезд во внутренний двор
Историческое имя было возвращено Миллионной улице в 1991 году. Сегодня многие дома, расположенные здесь, входят в Реестр объектов культурного наследия нашего города. Какие-то из них закрыты для свободного посещения, другие, наоборот, являются общедоступными. К общеизвестным достопримечательностям, обращенным к Миллионной улице, можно отнести Марсово поле, Мраморный дворец, Зимнюю канавку, здание Нового Эрмитажа с атлантами. К тому же сюда выходят, например, служебные корпуса Владимирского и Ново-Михайловского дворцов.
Вдали виден Зимний дворец
Дописывая статью, я обратил внимание на интересное совпадение: прошлый мой материал также был посвящен упомянутому здесь императору Александру II. Тогда я рассказывал о другом покушении, унесшем жизнь правителя. В память об этом событии совсем неподалеку от Миллионной улицы был воздвигнут собор Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови. Планируя маршрут по Миллионной, вы вполне можете добавить одним из пунктов посещение этого удивительного храма.