митрополиты московские и всея руси хронология

13 митрополитов и патриархов для базового уровня

митрополиты московские и всея руси хронология. Смотреть фото митрополиты московские и всея руси хронология. Смотреть картинку митрополиты московские и всея руси хронология. Картинка про митрополиты московские и всея руси хронология. Фото митрополиты московские и всея руси хронология

В списке наиболее известные и часто встречающиеся в различных заданиях ЕГЭ главы Русской православной церкви.

Имена приведены в хронологическом порядке с XI по XX вв.

Митрополиты

Иларио́н

Имя пишется с одной буквой Л (!).

Первый митрополит Киевский в 1051—1054 (55) гг. из русских (т.е. славянского происхождения, а не вообще 1-й, это важно).

Автор одного из древнейших сохранившихся литературных памятников – «Слова о законе и благодати». Впервые произнесено предположительно в 1049 г. в честь завершения строительства оборонительных сооружений вокруг Киева.

Пётр

Митрополит Киевский в 1308—1326 гг.,

Активно поддерживал московских князей Юрия (1303—1325 гг.) и Ивана (1325—1340 гг.) в их борьбе с Тверью за великое княжение владимирское. Вероятно, первым перенёс свою резиденцию в Москву.

Был инициатором закладки Иваном I Калитой Успенского собора Московского Кремля в 1326 г., в котором в том же году и был похоронен. Канонизирован.

Феогно́ст

Митрополит Киевский в 1328—1353 гг. Окончательно перенёс резиденцию митрополитов в Москву в 1328 г.

В 1329 г. отлучил от церкви Псков, где укрывался бежавший после подавления Тверского восстания 1327 г. князь Александр Михайлович. Для того, чтобы снять отлучение с псковичей, князю пришлось бежать в Литву.

Позже содействовал восстановлению политического равновесия и способствовал возвращению тверского князя на Русь.

Алексей (Бя́конт)

Митрополит Киевский в 1353 (1354)—1389 гг.

С 1359 г. после смерти великого князя Ивана II Красного (1353—1359 гг.) воспитатель осиротевшего московского князя Дмитрия Ивановича (Донского, 1359—1389 гг.).

Способствовал возвращению ранее отнятого суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем ярлыка на великое владимирское княжение в Москву (1362 г.) и династическому браку Дмитрия Ивановича и Евдокии, дочери суздальско-нижегородского князя в 1366 (1367) г.

Иси́дор

Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436—1441 гг.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе католической церкви подписал унию, признававшую вслед за Константинопольским патриархатом подчинение Русской Православной церкви Папе Римскому.

Ио́на

Митрополит Киевский и всея Руси в 1448—1461 гг.

Рязанский епископ, в 1448 г. на церковном соборе в Москве возведённый в сан митрополита взамен низложенного Исидора. Не признавал Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.

Последний митрополит, имевший кафедру в Москве, но носивший титул митрополита Киевского. Канонизирован.

Мака́рий

Митрополит Московский в 1542—1563 гг., венчавший на царство Ивана IV Грозного (1533—1584 гг.) в 1547 г.

Предположительный автор известного литературного произведения XVI в. – «Великих Четьих Миней».

Инициатор проведения церковного собора (Стоглавого) в 1551 г., принявшего «Стоглав» – нормативно-правовой документ, урегулировавший многие актуальные вопросы церковной жизни.

Филипп II (Ко́лычев)

Митрополит Московский в 1566—1568 гг. Осуждал опричные порядки Ивана IV Грозного.

Убит (вероятно, задушен) опричником Малютой Скуратовым в Отроч Успенском монастыре в Твери в 1569 г. Причислен к лику святых.

Патриархи

Ио́в

Первый патриарх Московский и всея Руси в 1589—1605, 1606—1607 гг.

Был избран патриархом благодаря Борису Годунову, фактическому правителю России в 1584—1598 гг. Оказал определённое влияние на избрание в 1598 г. на Земском соборе царём самого Годунова (1598—1605 гг.).

С приходом к власти Лжедмитрия I (1605—1606 гг.), был низложен и заменён на ставленника самозванца — митрополита Рязанского и Муромского Игнатия. Возвратился на патриарший престол после воцарения Василия Шуйского (1606—1610 гг.).

Филаре́т (Фёдор Никитич Романов)

Патриарх в 1619—1633 гг. и соправитель своего сына, царя Михаила Фёдоровича (1613—1645 гг.).

Ни́кон (как фотоаппарат:))

Патриарх в 1652—1666 гг.

В 1652 г. запретил строительство шатровых храмов (последняя церковь, построенная в этом стиле, вероятно, храм Рождества Богородицы в Путинках, Москва).

Провёл, пожалуй, наиболее известную и масштабную церковную реформу 1652 (1653)—1655 (1656) гг., вследствие которой возник раскол внутри Русской православной церкви, до конца не преодолённый до сих пор. Сторонников сохранения старых (дониконовских) церковных обрядов называют старообрядцами или раскольниками, их оппонентов, что характерно, никонианами или новообрядцами.

Однако из-за конфликта с царём Алексеем Михайловичем (1645—1676 гг.) был низложен (лишён сана) на церковном соборе 1666—1667 гг. Отправлен в ссылку в Кирилло-Белозёрский монастырь, откуда получил разрешение вернуться лишь в 1681 г. при царе Фёдоре Алексеевиче (1676—1682 гг.). Умер по дороге в Москву.

Ти́хон (Беллавин)

Патриарх в 1917—1925 гг.

Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва (синодального периода). Избран на Поместном соборе в 1917 г.

Провозгласил анафему (проклятие) в адрес большевиков в январе 1918 г. Взят под домашний арест в 1922 г., а затем переведён в тюрьму, в которой и умер в 1925 г. После его смерти выборы патриарха были запрещены вплоть до 1943 г.

Се́ргий (Страгоро́дский)

Патриарх в 1943—1944 гг.

Избран патриархом после встречи в сентябре 1943 г. высших церковных иерархов с И.В. Сталиным. На этой встрече, кроме разрешения провести выборы патриарха, было также разрешено образование Священного Синода, открытие части духовных учебных заведений. Впоследствии также была освобождена из заключения часть священников.

Источник

Митрополия Киевская и Всея Руси

Митрополия и патриархия Московская и всея России

Киевская метрополия учреждена в 1037 г., с полов. XIII века и всея Русии; в XV веке отделилась от неё Московская; в исх. XVII века обратилась в епархию патриаршества Всероссийского.

I. Митрополиты Киевские

1. Феопемпт, Грек, в 1039.

2. Иларион хирот., из священ., 1051.

3. Георгий, Грек, 1071.

4. Иоанн, Грек, † 1089.

5. Иоанн, Грек, скопец, прибыл 1090; † 1091.

6. Ефрем, Грек, 1088–91. Жил в Переяславле.

7. Николай, Грек, 1098–1101.

8. Никифор, Грек, прибыл 6 дек. 1104; † в апр. 1121 (Ипат., 8).

9. Никита, Грек, прибыл 1120; † 19 мая 1126 (Ипат., 10; 1127).

10. Михаил, Грек, прибыл 1130 (Ипат., 12; 1131); † 1145.

11. Климент хирот. 26 июля 1147 (Ипат., 29), отлучён 1156 (Ипат., 80. Там же, 85, 92).

12. Константин, Грек, прибыл 1156 (Ипат., 80); † 1159.

13. Феодор, Грек, прибыл в авг. 1160 (Ипат., 89); † 1163. Был 10 месяцев только (Ипат., 92).

14. Иоанн, Грек, прибыл 1164 (Ипат., 92); † 1166.

15. Константин, Грек, прибыл 1167; † 1177.

16. Никифор, Грек, в 1182–98 (Ипат., 126, 145, 149, 152).

17. Матфей, Грек, 1210–14.

18. Кирилл, Грек, хирот. 6 янв. 1225; † 1233 (Ипат., 167).

19. Иосиф, Грек, прибыл 1237; убит 1240.

II. Митрополиты Киевские и всея Руси

20. Кирилл упом. с 1243 (Ипат., 181, 185), † 7 дек. 1281.

21. Максим, Грек, прибыл 1283; † 6 дек. 1305.

22. Пётр, Волынянин, хирот. в 1308; † 20 Дек. 1326. Святой.

23. Феогност, Грек, прибыл 1328; † мар. 135. Святой.

24. Алексей хирот. 1354, из еписк. Владимирских; † 12 февр. 1378. Святой.

25. Роман, митр. Волыно-Литовский, хирот. 1354; † 1362. 1

26. Киприан, Серб, хирот. 1376; с 1380 в Москве; † 16 сент. 1409. 2 Святой.

27. Пимен хирот. 1380, из архим. Переяславского Горицкого хитря; † 11 сент. 1389 (Р. Муз., 361). [В 1388 митр-та в Москве не было (Новг., I, 94)].

28. Дионисий, архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве.

29. Фотий, Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой.

30. Григорий Цамблак (Семивлах, Самвлах), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419.

31. Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435.

33. Григорий, Болгар, с 1458; † 1472.

34. Мисаил, еписк. Смоленский, с 1474; † 1477.

35. Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре.

36. Симеон, с 1477; † 1488.

37. Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492.

38. Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497.

39. Иосиф Салтан, еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518).

40. Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского мнтря; † 1526. (Упом. в февр.).

41. Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535.

42. Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, № 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.).

43. Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского мнтря; † 1568.

44. Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, № 71).

45. Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, № 71, 80); † 1579.

46. Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588.

47. Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого мнтря, 27 июля 1589; † в сент. 1599.

48. Ипатий Поцей, еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат.

49. Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского мнтря; † 2 мар. 1631. 8

50. Исаия Копинский, архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634.

51. Пётр Могила, воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

52. Сильвестр Косов, еписк. Мстиславский, с 25 февр. 1647; † 13 апр. 1657.

53. Дионисий Болобан, еписк. Луцкий, с конца 1657; † 1663.

54. Иосиф Нелюбович-Тукальский, еписк. Могилевский, с 1664; † 26 июля1676.

55. Антоний Винницкий, еписк. Перемышльский, с 1679.

При двух последних митрополия находилась в великом расстройстве от Униатов. Наконец, в 1685, она сделалась епархией Патриаршества Всероссийского.

Московская митрополия отделялась от Киевской совершенно в полов. XV века; в 1589 обратилась в патриаршество Всероссийское, которое в 1721 заменено Св. Прав. Синодом.

I. Митрополиты Московские и всея Руси

1. Иона, еписк. Рязанский, избран 1433, хирот. 15 дек. 1448; † 31 мар. 1461. Святой. – Он писался «Киевский и всея Русии» последний.

2. Феодосий Бывальцев хирот. 3 мая 1461, из архиеп. Ростовских; 13 сент. 1464 отошёл в Чудов мнтрь; † в окт. 1475, в Троицком Сергиеве мнтре.

3. Филипп хирот. 11 нояб. 1464, из еписк. Суздальских; † 5 апр. 1473.

4. Геронтий хирот. 29 июня 1473, из еписк. Коломенских; † 28 мая 1489.

5. Зосима Брадатый хирот. 26 сент. 1490, из архим. Симонова мнтря; 17 мая 1494 отрёкся невольно, а 9 февр. 1495 лишён сана и послан в Троицкий Сергиев мнтрь.

6. Симон хирот. 22 сент. 1495, из игум. Троицкого Сергиева мнтря; 30 апр. 1511 оставил митр-лию, † 28 янв. 1512.

7. Варлаам хирот. 3 авг. 1511, из архим. Симоновских; 18 дек. 1521 оставил митр-лию; после сослан в Спасо-Каменный мнтрь.

8. Даниил хирот. 27 февр. 1522, из игум. Иосифова мнтря; 2 февр. 1539 принуждён удалиться туда же.

9. Иоасаф Скрыпицын хирот. 6 февр. 1539, из игум. Троицкого Сергиева мнтря; в янв.1542 удалён в Кириллов Белозерский; в 1551–1553 жил у Троицы.

10. Макарий хирот. 19 мар. 1542, из архиеп. Новгородских; † 31 дек. 1563.

11. Афанасий хирот. 5 мар. 1564, из иноков Чудовских; 16 мая 1566 отошёл туда же. (Был жив в 1568).

12. Филипп Колычев хирот. 25 июля 1566, из игум. Соловецких; 4 нояб. 1568 лишён сана и сослан в Отроч мнтрь; умерщвлён 23 дек. 1569. Святой. (Новг., II, 162).

13. Кирилл хирот. 11 нояб. 1568, из архим. Троицкого Сергиева мнтря; † 8 февр. 1572.

14. Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581.

15. Дионисий хирот. в 1581, из игум. Хутыньских, а после (13 окт. 1586) сослан туда же, где потом и †.

II. Патриархи Всероссийские

16. Иов хирот. в митр. 11 дек. 1586, из архиеп. Ростовских; с 1589 патр.; в начале июня 1605 удалён в Старицкий мнтрь; † 19 июня 1607.

17. Игнатий хирот. 30 июня 1605, из архиеп. Рязанских, а в мае 1606 заточён в Чудов мнтрь; в 1611 Поляками возведён опять, и в 1612 бежал в Польшу 11 ; † окт. 1640, в Виленском Троицком мнтре.

18. Гермоген хирот. 3 июня 1606, из митр. Казанских; 1 мая 1611 Поляками заточен в Чудов мнтрь; † 17 февр. 1612.

(Между-патриаршество 7 лет).

19. Филарет Романов наречён в исх. 1608 (А. И., II, № 106). Хирот. 24 июня 1619, из митр. Ростовских; † 1 окт.1633.

20. Иоасаф хирот. 6 февр. 1634, из архиеп. Псковских; † 28 нояб. 1640.

21. Иосиф хирот. 27 мар. 1642, из архим. Симоновских; † 15 апр. 1652.

22. Никон хирот. 25 июля 1652, из митр. Новгородских; 12 дек. 1666 лишён сана и сослан на Белоозеро; † 17 авг. 1681.

23. Иоасаф хирот. 10 февр. 1667, из архим. Троицкого Сергиева мнтря; † 17 февр. 1672.

24. Питирим хирот. 7 июля 1672, из митр. Новгородских; † 19 апр. 1673.

25. Иоаким Савелов хирот. 26 июля 1674, из митр. Новгородских; † 17 мар. 1690.

26. Адриан хирот. 24 авг. 1690, из митр. Казанских; † на 16 окт. ночью, 1700. Последний патриарх.

27. Стефан Яворский, митр. Рязанский, «администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршеского престола», с 1702 г. [с 16 дек. 1700] по 1721. Тогда учреждён Св. Прав. Синод и он сделан президентом Св. Синода.

С полов. XIV века было по два митр-та: один в Москве, другой в Западной России. (См. Галицкую епархию)

1406 (Новг., I, 103). В 1408 не было никакого митр-та (Р. Муз., 196).

После сего митр-та последовало совершенное отделение Москвы от Западной России. «Митрополиты Московские и всея Русии. (см. ниже).

Пришёл в Литву 1476 (Прод. Нест., 286).

«Нареченный» 1509 (А. З. Р., II, № 51), с 1509. (Тоже, № 55).

Источник

Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)

В издательстве Сретенского монастыря вышло церковно-научное издание «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)». Автор — архимандрит Макарий (Веретенников).

Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X–XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.

Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.

В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА

ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова

Некоторые итоги исследования

Список сокращений, используемых в библиографических ссылках

Книгу можно приобрести:

· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

Источник

ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ

митрополиты московские и всея руси хронология. Смотреть фото митрополиты московские и всея руси хронология. Смотреть картинку митрополиты московские и всея руси хронология. Картинка про митрополиты московские и всея руси хронология. Фото митрополиты московские и всея руси хронология
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 году

Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха.

В то же время на Руси стало появляться сомнение в правоверности как патриарха, так и греческого духовенства, дошедшее до того, что около 1480 года в архиерейскую присягу было внесено обещание не принимать греков ни на митрополичью, ни на архиерейские кафедры. В 1586 году решено было уничтожить и номинальную зависимость русской церкви от Византии. Пользуясь приездом в этом году за милостыней антиохийского патриарха Иоакима, царь заявил в думе о своем желании «устроить в Москве превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью.

Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом 1588 года прибыл сначала в Смоленск, затем в Москву константинопольский патриарх Иеремия, и царь решительно поставил вопрос о патриаршестве в России, предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским.

На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат – митрополит Иов, клеврет Бориса Годунова. Патриаршество в России было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января 1589 года тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов.

Поставление Московского патриарха происходило обыкновенно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола – а им обыкновенно бывал митрополит Крутицкий – рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т.е. более важных монастырей, с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России».

К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами, священниками, дьяконами. Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора.

Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (+ 1633) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов, из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде парь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе.

Три из жребиев клались на панагию умершего патриарха; затем все члены собора одевались в ризы, служили акафист Богородице; из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали с тремя другими жребиями. Оставалось, таким образом, два жребия; вынимали из них один, который и содержал имя избранного патриарха. Жребий, не распечатанный, вручался боярину, который принес жребий от царя; боярин шел к царю, и тот уже распечатывал жребий и узнавал имя избранного патриарха. Боярин после этого шел опять в собор и объявлял ему имя вновь избранного патриарха. Таким образом, кандидатов в патриархи называл царь, и из них собор производил избрание.

При введении патриаршества в России предполагалось дать русской церкви и устройство соответственное восточным патриархатам, т.е. разделить церковь на митрополичьи округа, которые бы обнимали собой несколько епархий, причем епархиальные архиереи должны были быть в такой зависимости от митрополитов, как последние от патриархов.

На самом деле деление это почему-то не состоялось. Четыре архиерея – новгородский, казанский, ростовский и Крутицкий – получили, правда, сан митрополита; но это не изменило положения вещей. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху так же, как раньше – митрополиту. Юридически власть патриарха ничем не отличалась от власти прежнего митрополита; патриарх пользовался только известными богослужебными преимуществами.

Как и митрополит, он носил белый клобук, но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; он носил цветную мантию; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи; облачался он посреди церкви, другие архиереи – в алтаре; он один только сидел на горнем месте; из своих рук причащал архиереев.

Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора.

Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев.

Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь. На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий, родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня 1605 года.

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву, где принял унию.

После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген, человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским, но стоял за него как за царя венчанного.

Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова: народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его.

В начале 1609 года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава, Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру.

В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет. Через несколько времени к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них не действительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх – лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали, и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный».

Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле 1611 года русские послы были отведены пленниками в Мариенбург. Ермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков, враждебно относилась к Ермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве, но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (1612), заморенный, как говорили, голодом.

До 1619 года Русская Церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем (Хвостов), а после его смерти (1614) – митрополит Крутицкий Иона (Архангельский), человек необразованный, упрямый и мстительный.

В 1619 году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана III, Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя Филарет получил титул «великого государя» и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия.

В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В 1625 году Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви, с их служителями и крестьянами, во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиками.

Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т.п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению.

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу.

Главным противником приказа явился патриарх Никон, при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление «Уложения», запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины увеличились за это время с 10 тыс. дворов до 25 тыс.

Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям.

Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие, в виде светской власти царя и духовной – патриарха. С этой целью он как бы в противовес «Уложению» пересмотрел и дополнил Кормчую, которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру, содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе «Уложение» и заменить его Кормчей; но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона, как бы в дополнение «Уложения».

Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха, до суда над ним, русской церковью правил Питирим, митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над патриаршеством в России и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его – не самодержавная царская власть.

Московский Собор 1667 года признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 года был избран тихий, незначительный Иоасаф II (1667-1673). С этих пор патриаршество в России начинает терять свое государственное значение.

После Иоасафа II патриарший престол занимали Питирим (в 1673), Иоаким Савелов (1673-1690) и Адриан (1690-1700). Они не играли крупной роли и были заняты обереганием привилегий духовенства вообще и своих в частности, главным образом в судебном отношении.

В 1675 году был закрыт монастырский приказ. В 1689 году новгородцы били челом патриарху Иоакиму, чтобы духовных лиц судили в гражданских делах не на митрополичьем дворе, а в приказной палате. Патриарх пригрозил новгородцам судом Корея, Дафана и Авирона.

В 1700, когда была поднята мысль о составлении нового «Уложения», патриарх Адриан велел составить свод прав русской церкви – т.н. «Статьи о святительских судах», в которых были собраны выписки из Номоканона, царские уставы и ханские ярлыки; правительству рекомендовалось помнить все это и не отступать от старины.

Сближение России с Западной Европой вызвало оппозицию со стороны как Иоакима, так и Адриана, они видели подрыв религии в заимствовании новых форм жизни, в перемене даже внешности русского человека. Умирая, патриарх Иоаким в своем завещании умолял правительство не допускать православных к дружбе с иноземцами и еретиками, запретить последним строить кирхи, разорить уже раньше построенные, не давать иностранцам начальства в полках, не вводить новых обычаев. Адриан намеревался идти по следам Иоакима, но Петр I резко оборвал патриарха, и он должен был замолчать; Адриан даже жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре.

Не проявляя прямой оппозиции, он молчаливо был главою недовольных, а в лице его и само патриаршество как учреждение было символом недовольства новыми порядками. Поэтому, когда в октябре 1700 года умер патриарх Адриан, преемника ему не было назначено. Во главе управления церковью был поставлен рязанский митрополит Стефан (Яворский), с титулом «местоблюстителя патриаршего престола». Уже одно то, что местоблюстителем был назначен митрополит рязанский, а не Крутицкий, как до тех пор бывало, являлось нововведением. По отношению к церковным делам местоблюститель сохранял права патриарха; для совещаний по важным делам он имел при себе очередных епископов из епархий.

Так было до 1718 года, когда Петр стал заменять приказы коллегиями, с целью объединения однородных предметов государственного управления. На церковь Петр смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Эта точка зрения побудила его идею преобразованных им светских учреждений перенести и в область церкви и единоличную власть патриарха заменить коллегией, постоянным собором духовного правительства.

На преобразование высшего управления церковью было вытребовано согласие русских архиереев, а также настоятелей степенных монастырей, Сената и восточных патриархов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *