московский канал водный история
Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы
Пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщила, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров.
Сергей Баймухаметов
«На нем планируется разместить уменьшенные копии существующих на канале шлюзов. Копию Канала имени Москвы украсит архитектурно-художественная подсветка из 524 светильников. В вечернее время она будет светиться мягким и теплым светом.Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики…Гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую».
Как относиться к такому сообщению?
Летом 1937 года прошел первый теплоход по каналу Москва – Волга. Сейчас он называется Канал имени Москвы. По нему можно выйти в Волгу, а по Волге, по системе каналов – на Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое моря.
Без этого канала в Москве не было бы питьевой воды. Уже к началу XX века город выпивал практически всю Москву-реку и прилегающие речушки. По самой Москве-реке можно было гулять вброд.
По каналу Москва – Волга в столицу пришла волжская вода. Кроме того, за счет Волги живет Москва-река.
Канал протяженностью 128 километров построили за 4 года 8 месяцев. Да если бы только канал с его 11 шлюзами! Воздвигли 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт), многочисленные пристани местных линий, 700 километров железнодорожных путей, сотни километров автомобильных дорог и линий электропередач!
Обиходное слово «зэк» на канцелярском языке ГУЛАГа писалось так: «з/к» и означало: «заключенный каналоармеец». Оно вошло в нашу жизнь и историю со строительства Беломорско-Балтийского канала, 1931-1933.
О них, о зэках, и речь. Другими словами – о цене «наших побед».
Из воспоминаний заключенного Дмитлага инженера Александра Крохина:
О том же пишет в воспоминаниях вольнонаемный инженер Алексей Комаровский, попавший на строительство канала после трех лет заключения в Сиблаге.
«Все земляные работы на канале велись вручную. Грунт на котловане отвозили грабарки, да и тачки были еще в ходу. С Яхромских холмов трасса канала напоминала огромный, вытянувшийся на необозримые просторы живой муравейник. Ночью этот муравейник освещался огнями множества прожекторов. И так от Волги до Москвы. Недостатка в живой силе не было. ГУЛАГ поставлял ее бесперебойно и в неограниченном количестве. Без преувеличения можно сказать, что Канал имени Москвы покоится на костях заключенных».
Из воспоминаний неназванных свидетелей:
В справке Санитарного отдела ГУЛАГа черным по белому написано: «Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями. » Это к 1933 году, как раз ко времени создания Дмитлага. Значит, в среднем только в 1935 году, при численности в 192 229 человек, в Дмитлаге умерло 30 179 заключенных.
От голода и болезней. Не считая расстрелов. Свидетельствует шофер Дмитлаговской автобазы А. Воронков:
«На казнь возили каждую ночь. Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось «повезти на шлёпку».
Списочный состав Дмитлага на 1 января 1937 года – 146 920 человек. 55 тысяч «ударников труда» освободили. Какую-то часть распределили по другим лагерям. Остальных – расстреляли на московских «спецобъектах» Бутово и Коммунарка с августа 1937 по апрель 1938 года.
А теперь пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщает, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров. «Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики. Это гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую.
Какую «просветительскую»? Что тут можно сказать?Тупик. Вот какое наследство нам досталось.
В конце 80-х, в давние уже годы перестройки и гласности, когда началась вторая волна разоблачений преступного сталинского режима, один из ветеранов КПСС говорил мне: «Египетские пирамиды строили рабы. Так что теперь, разрушать их?»
Такая была и осталась доныне якобы хитроумная смесь софистики, подлога, смешения и подмены понятий. Ничего не надо разрушать. Надо помнить. Вернее, не забывать. Иначе восторжествует не просто беспамятство, а победит ползучая реабилитация сталинизма. Она непрерывна. Например, газета «Советская Россия», рупор КПРФ, писала в статье, посвященной 80-летию завершения строительства канала:
«Современные люди думают, что в советской исправительной системе заключенные работали бесплатно и кормили их впроголодь. Бытует мнение, что зеки мерли сотнями тысяч от голода и болезней, и много других небылиц. Власти к ним старались относиться по-человечески, способствовали реабилитации осужденных уголовников еще в трудовом заключении. Дмитлаг в наивысшей степени стал осуществлением на практике советского принципа так называемой перековки заключенных для будущей нормальной человеческой жизни…Сегодня принято все, что сделано в советский период, мазать черной краской. Хочется верить, что для России наступят лучшие времена, и память о героическом труде предков на великих национальных стройках XX века заставит будущие поколения русских людей стать достойными тех великих свершений».
Статья называлась «Артерия жизни». Что тут скажешь? Певцы ГУЛАГа.
Как был построен канал имени Москвы
15 июля 1937 торжественное открытие Канала имени Москвы, соединившего реки Москву и Волгу. Этот канал сделал столицу портом пяти морей, обеспечил водой миллионы москвичей на поколения вперед, связал по воде две столицы. Идея появилась еще при Петре I, а реализована была руками узников Дмитровлага.
Обеспечить Москву водой
В 1931 году было принято такое решение ЦК: «. Необходимо коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги, Госплану и Наркомводу приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
Работы были закончены весной 1937 года. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели Московское море заполнилось, и воду пустили в сторону Москвы. К 17 апреля канал был наполнен, уровень Москвы-реки повысился на три метра, в майские праздники первые пассажирские пароходы прошли по каналу до Кремля. Интересно, что канал до 1947 года не имел названия, а получил его в честь 800-летия столицы. Говорят, что в отличие от других подобных сооружений, московский канал не сильно попортил экологическое состояние Подмосковья, а местами даже наоборот. Вот только периодически на его берегах размывает массовые захоронения погибших заключенных.
Этот канал сделал столицу портом пяти морей, обеспечил водой миллионы москвичей на поколения вперед, связал по воде две столицы.
Очередное злодеяние Сталина.
В качестве справки приводить слова гражданина Набрехушкина странно, это как Романы Дюма.
никогда не понимал как у светоча в башке одновременно уживалось «рабочих не хватало» и «за зиму уморили 100000 человек»
Да, за солжа сразу минус.
Держи минус за ссылку на Солженицына.
83 года выше уровня Волги
Канал имени Москвы.
В свое время я жил в Ульяновске и рассказывал уже про одно гидросооружение под названием Ульяновская дамба в рассказе «58 лет ниже уровня Волги». Так уж сложилось, что сейчас живу на другом не менее великом сооружении. Но обо всем по-порядку…
Копать начали в 31м году. К 33му смогли снять и вывезти примерно от двух до четырех метров земли. Только в 33м начали появляться первые экскаваторы. Паровые, на дровах или угле. Передвигавшиеся по специально проложенным полотнам, иногда обрушивающимся и заваливающим ранее выкопанное.
Но тем не менее работы не прекращались ни днем, ни ночью. Каждые 5 минут из Глубокой выходил гружёный состав. Для перевозки было оборудовано 64 км железнодорожных путей со 105 стрелками. Воду, собиравшуюся во время строительства в котловане, откачивали 3 основные насосные станции и 34 вспомогательные.
С Глубокой выемкой связана история посещения ее высочайшей комиссии во главе с И.Сталиным:
«4 июня 1934 года Глубокую выемку посетила высочайшая делегация во главе с И.Сталиным. Его сопровождала свита – Л.Каганович, К.Ворошилов, В.Куйбышев, Г.Ягода и А.Жданов. Для вождя и гостей была построена специальная деревянная лестница, чтобы они не повредили себе конечности или не сломали шею при спуске в глубокий котлован. С этим посещением связана достоверная история. Заканчивая осмотр стройплощадки, длившийся целых 40 минут, Сталин заметил, что многие каналоармейцы (то есть заключённые) работают без обуви и немедленно приказал в течение двух часов их обуть. А людей, ответственных за снабжение, расстрелять. Ответственных расстреляли, зэков обули.»
По преданиям историков это и есть та самая лестница. Запомните этот поворот Глубокой выемки, он будет еще присутствовать на дальнейших фото.
Но мало было выкопать канал, надо было еще и защитить его от разрушения водой. Привозили камни с БАМа, высаживались деревья и кустарники на всем протяжении выемки. Это тысячи составов камней, десятки тысяч (если не сотни) кустов и деревьев. Попутно конечно прославляли Партию и Ленина. Сейчас эта надпись давно заросла травой.
Что бы защитить от возможного прорыва плывуна и перекрытия землей канала был сделан обводной канал, выстроены заградворота, которые могли перекрыть подачу волжской воды и освободить зону обрушения для ликвидации возможной аварии. Они естественно в рабочем состоянии и готовы в любой момент перекрыть канал. Вот так выглядит сейчас одно из сооружений заградворот. Их кстати легко можно найти на тех же Яндекс.картах.
Это же не стальные фермы и лайер. Это бревна! Так строились шлюзы и другие гидросооружения.
Заполнение канала началось весной 36го года, а через год по каналу прошли первые суда… Это был реально праздник для страны. Когда по каналу шли первые пароходы (паро, еще не теплоходы) люди стояли на берегах и мостах и приветствовали их.
Канал. Глубокая выемка. Уже разросшийся кустарник и деревца. Не знаю, какого года это фото.
И вот уже много лет канал как будто и всегда был на этом месте. Фото с другой точки за поворотом. Примерно там, где стоит мой дом. Выйти, пройти 100 метров и ты на канале.
И сейчас, в наше время, сидя на склоне (желательно, когда идут большие четырехпалубные речные теплоходы) я никак не могу представить, как это все было построено почти век назад такими же вот руками. И это я еще не рассказал про каскад шлюзов, про гидроэлектростанции, про поднимающие воду на десятки метров насосные, про водохранилища и судоходный канал. Надеюсь расскажу и про это. )
Москвич
Подлинная история строительства канала имени Москвы слишком важна, чтобы ее забыть
Миниатюрная копия канала имени Москвы — яркая достопримечательность обновленного в прошлом году Северного речного вокзала. Юные туристы оценили аттракцион: пускают кораблики, весело шлепают по воде и даже купают там свои самокаты. Взрослые делают селфи. Во всей этой идиллии смущает только одно. О том, что строили канал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, ничего не напоминает, но стройка, спасшая Москву от обезвоживания, обошлась дорогой ценой.
Экскаваторы-призраки
Как раз недалеко от Северного речного вокзала, между Химками и Долгопрудным, находилась «глубокая выемка» — самый сложный участок, где погибло множество так называемых каналоармейцев. Заключенным пришлось вырыть огромный котлован глубиной 23 метра, и главным их инструментом была простая лопата. Здесь извлекли вдвое больше грунта, чем на всем протяжении Беломорканала (а по объемам бетонирования канал имени Москвы опередил его в восемь раз).