можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Урок литературы в 10 классе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучнойСемья Базаровых. Базаров и его родители. ( По роману И.С. Тургенева

Цели урока – показать взаимоотношения Базарова и его родителей, суметь определить, можно ли считать Евгения и его родителей близкими не только по крови, но и по взглядам на жизнь, есть ли между ними проблема отцов и детей. Уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, отбирать материал для психологической характеристики героев.

-Понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, работать с дополнительными источниками; сопоставлять, анализировать материал; работать в группе.

— Совершенствовать духовно – нравственные качества личности; ответственность, долг перед родителями, взаимопонимание в семье, умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Виды деятельности – выразительное чтение наизусть, составление ассоциативных рядов, работа с текстом по вопросам домашнего задания, эвристическая беседа, самостоятельная работа в группах, работа с критической литературой.

Оборудование урока – портрет И.С.Тургенева, эпиграфы к уроку, презентация, художественный фильм « Отцы и дети», роман « Отцы и дети», стихотворение «Семья, что в жизни есть роднее?», критические статьи М.А..Антоновича, Г.Бялого, М.Горького, Н.Н.Страхова, выдержки из эссе «Что значат для меня мои родители?»(учащихся 10-б класса)

Таких людей, как они в вашем большом свете днём с огнём не сыскать.

Базаров о родителях. «Отцы и дети».

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись…

Помни свято об этом всю жизнь.

1.Создание проблемной ситуации.

— Запишите в тетради слово « семья» и ассоциации к этому слову. Прочитайте, что у вас получилось.

-Прослушайте стихотворение о семье и выпишите слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ семьи .(1слайд)

Семья – что в жизни есть роднее?

Тепло родных и нежных рук…

Нет в мире ближе и добрее,

Здесь всё простят и всё поймут!

Твой дом, твои родные стены,

С тобой родители твои!

Здесь нет обмана и измены,

Согласие и мир царят.

Тебя всегда здесь видеть рады!

Твоя улыбка дорога…

Объятие любимой мамы,

И взгляды добрые отца.

И пусть бывают разногласья

Но ты ведь знаешь, что любим,

Семья – твоя частичка счастья.

И грустно, если ты один!

Тот уголок, что дорог сердцу,

Ты пронесёшь через года,

В нём весь твой мир и твоё детство-

Его запомнишь навсегда.

(Тепло родных рук, твой дом, твои родные стены, согласие и мир, объятия любимой мамы, взгляды добрые отца, частичка счастья, что сердцу дорог, твой мир, твоё детство,

здесь простят и поймут).

-Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть).

Духовное родство Душевные качества

Общие интересы, взгляды, Любовь, уважение, дружба,

деятельность и т.д. помощь и т.д.

-Таким образом, духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

-Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век» русской литературы считал семью одной из основных ценностей. Роман « Отцы и дети» И.С. Тургенева не исключение. Определите тему урока. (Записать тему: « Семья Базаровых. Базаров и его родители». (3слайд)

2.Формулирование проблемы.(4 слайд)

-Можно ли сказать, что в семье Базаровых есть нравственное благополучие?

-Любит ли он своих родителей?

-Почему тогда едет не домой, а в гости к Аркадию, хотя не видел родителей три года?

— Ребята, работавшие с критической литературой, подобрали такие разные высказывания М.А.Антоновича и Г.Бялого, Н.Н.Страхова, М.Горького.

М.А. Антонович: «Он систематически ненавидит и преследует всё, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может».

Г.Бялый : «Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их».

-Сформулируйте цели нашего урока.

3.Поиск и нахождение решения.

-Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: духовного родства и душевных качеств.

Начнём с главы семьи – Василия Ивановича Базарова (Попутно, в разговоре о родителях главного героя мы будем заполнять таблицу, используя те слова и выражения, которые И.С.Тургенев подбирает для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним )

Выступление первой группы.

1.Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова .(5 слайд)

2.Что испытывает он во время первой встречи с сыном? Анализ психологического состояния героя») .(6 слайд. Отрывок из художественного фильма « Отцы и дети»)

(Волнение, радость – « чубук так и прыгал у него между пальцами», «глубоко дышал и щурился пуще прежнего», « у самого и губу и брови дёргало, подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным».

3.Проанализируйте разговор с Аркадием .(7слайд)

— Как отец относится к сыну?

-Какие чувства испытывает во время этого разговора?

«Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, щёки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук», « восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них, « слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо». Отец гордился сыном, считает его необыкновенным « подобных ему людей не приходиться мерить обыкновенным аршином») боготворит его. Отец угадывает, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что будет знаменит.

4.Что представляет собой отец Базарова?

-Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности?

-Удаётся ли ему в чём – либо сблизиться с сыном?

(Человек очень добрый: стремиться пополнить свои знания читает медицинские журналы, но и « Друг Здравия» у него за 1855г., т.е. очень давний, поскольку действие происходит в 1859г., да и то он не очень читается, толкует об учёных и науках, чтобы доказать свою образованность, пытается сблизиться с современным молодым поколением)

-. Но выходит ли это у Василия Ивановича?

(Легче всего, казалось бы установить ему контакт с сыном в области медицинской науки. Оба они врачи. Но всё то, о чём он говорит, далеко от современной Базарову науки. Знание наук сочетается в нём с религиозностью. И то, что кажется прогрессивным и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других: отдача земли « исполу», т.е. за пользование землёй обрабатывающий её крестьянин должен отдать половину урожая, есть не то что иное, как половинчатая мера. Добрый Василий Иванович может высечь мужика за то, что он вор. А мы знаем взгляд Базарова на современное общественное устройство, которому нужны не половинчатые, а крутые, революционные меры. Василий Иванович далёк от идеи отрицания « всего». Это его ужасает не менее чем Павла Петровича).

-Таким образом, при всей гуманности, Василий Иванович стремится к прогрессу, и положительные личные качества показывают, что это тоже человек «отставной», как говорил Е.Базаров о Николае Петровиче Кирсанове. Но И.С. Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и с некоторой иронией.

— Как называет отца Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17,19, 20).Ответы вносим в таблицу.

Отец, Василий Иванович Базаров

Мать, Арина Власьевна

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

— Что вы можете сказать об особенностях речи Василия Ивановича?

( Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой, но конкретной и меткой речи сына).

Выступление второй группы.

1.Расскажите историю жизни Арины Власьевны .(8 слайд)

2.Как мама называет своего сына?

-Что чувствует она, увидев своего Енюшечку?

-Как относится к сыну?

(«…пошатнулась и наверно бы упала», « её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи», « слышались её прерывистые всхлипывания».

-Почему И.С.Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына?

-Чего же на самом деле боится мать?

(Ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить она его боялась», «глаза Арины Власьевны неотступно обращённые на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом.

3.Близка ли мать по духу сыну?

-Могла ли Арина Власьевна быть другом своему сыну?

( Арина Власьевна не может быть другом сыну, так как она суеверна, боялась лягушек, невежественна, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве, в политике не разбиралась; знала, что есть «господа», которые должны приказывать, и простой народ, который должен «служить».

— Как называет свою маму Евгений? (примеры из текста вносим в таблицу)

Отец, Василий Иванович Базаров

Мать, Арина Власьевна

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитрости и т.д.

-Таким образом, родители безгранично любят своего сына, уважают его, бояться быть помехой в его делах .(9 слайд) Докажем, пользуясь критической литературой, что вывод верен .(10 слайд)

Выступление третьей группы.

Н.Н.Страхов : «Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По- видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений среди обыденной жизни…Что же касается до отца и матери, то трудно найти что- нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими – то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из простых сердец, как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу…»

— Как Базаров относится к родителям? (11слайд )

-Любит ли он их? (гл.20) Докажите текстом.

— Почему жизнь родителей кажется ему «глухой»?

( Евгений, на первый взгляд, относится к родителям сухо, жёстко, даже пренебрежительно. Но прямо отвечает на вопрос Аркадия: « Люблю, Аркадий!»- а это немало в его устах. Он завидует им: « Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете!» « Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет: тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». « Скучно; работать хочется, а здесь нельзя».

-Но, может быть, Базарову нужно было попробовать « перевоспитать» родителей?

(Базаров не хочет бороться с мелочами в жизни, его задача – переделать основы жизни:

«исправить общество и болезней не будет». Переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка « ругать их» по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы.

-Значит, можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

( Нет. Вспомните день отъезда. Базаров не хочет огорчать родителей своим скорым отъездом, поэтому и не говорит заранее, упоминает об этом вскользь. Непонимание существует и в этой семье. Так складывается трагический конфликт с любимыми и любящими. Этот конфликт, в который попадет Базаров дома, говорит ещё об одном. Об этом писал И.С.Тургенев в письме:

« Все истинные отрицатели… происходили от сравнительно добрых и честных родителей. И в этом заключается важный смысл: это отнимает у деятелей, у отрицателей всю тень личного негодования, личной раздражительности. Они идут по своей дороге и потому только, что более чутки к требованиям народной жизни».

Задания классу. (12 слайд)

-Можно ли семью Базаровых назвать нравственно благополучной?

( Их всех объединяет наличие душевных качеств: искренне дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.)

— Легко ли Базарову перенести такое положение?

-Как об этом сказано в критической литературе?

М.Горький : « Я не понимаю, почему человек доживает до такого состояния, когда ему вдруг оказывается « нечего сказать» отцу и матери. Я думаю, что это «нечего сказать» является результатом внутреннего богатства, а не признаком духовной бедности».

-Понимаете ли вы Базарова? Что значат для вас ваши родители?

Учащиеся зачитывают выдержки из эссе « Что значат для меня мои родители?»

«Родители подарили мне жизнь, и я благодарна им за это. Они очень много значат для меня…И горжусь тем, что я-дочь своих родителей. Я их очень люблю и стараюсь не огорчать по пустякам, не подводить, помогать во всём».

« Родители для меня – всё! Они дали мне жизнь, воспитание…Родители являются примером для меня. С самого рождении они окружают меня заботой, любовью…»

— Внимание на эпиграф к уроку, действительно, «таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать….». Наверное, Евгений это понял перед смертью. Однако мы видим, что и здесь существует конфликт поколений. Значит, этот конфликт не зависит от среды, от условий проживания, достатка. Он существует в любом обществе. В наше время он также заметен. В этом уникальность произведения И.С. Тургенева. Вот что значит классика русской литературы.

-Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили о своих обыкновенных, но исключительных людях Маме и Папе.

-У поэта – песенника М.Рябинина есть такие замечательные строки: (внимание на второй эпиграф).

-Закончите предложение « Сегодняшний урок заставил меня задуматься …»

-Подумать над вопросом: « Почему роман заканчивается смертью Базарова?» Подготовить письменный ответ.

Источник

Презентация по литературе на тему «Базаров и его родители».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семья Базаровых. Базаров и родители. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Василий Иванович Базаров

Критики о произведении « Отцы и дети»

— Можно ли семью Базаровых назвать нравственно благополучной?

Закончите предложение «Сегодняшний урок заставил меня задуматься…» или « Сегодня на уроке я подумал(а). »

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Номер материала: ДВ-137456

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Источник

Базаров и его родители

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Смотреть картинку можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Картинка про можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной. Фото можно ли семью базаровых назвать нравственно благополучной

28.11.19г литература 10 класс

Тема: Базаров и его родители

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

эпиграфы к уроку на доске:

Базаров — человек реального, полезного дела.

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись.

Мы пред ними в долгу неоплаченном —

Помни свято об этом всю жизнь.

I. Создание проблемной ситуации: чтение стихотворения.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

“Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко —

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

“Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век русской литературы» считал семью одной из самых основных ценностей.

В 10 классе произведением, которое будет открывать цикл уроков по данной теме, будет роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2-й этап. Деконструкция

— Прочитайте стихотворение о семье:

Семья – что в жизни есть роднее?

Тепло родных и нежных рук…

Нет в мире ближе и добрее,

Здесь всё простят и всё поймут!

Твой дом, твои родные стены,

С тобой родители твои!

Здесь нет обмана и измены,

Согласие и мир царит.

Тебя всегда здесь видеть рады!

Твоя улыбка дорога…

Объятие любимой мамы,

И взгляды добрые отца.

И пусть бывают разногласья,

Но ты ведь знаешь, что любим.

Семья – твоя частичка счастья,

И грустно, если ты один!

Тот уголок, что дорог сердцу,

Ты пронесёшь через года,

В нём весь твой мир и твоё детство –

Его запомнишь навсегда.

Вы отметили одним из составляющих семьи – благополучие.

— А что вы понимаете под благополучием?

Что вы понимаете под нравственным благополучием?

Нравственное благополучие семьи

Вывод: Итак семья тогда благополучна, когда

духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.

Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.

(Мать: ласково называет сына “Енюшкой”, от волнения она “пошатнулась и наверно упала бы”, если бы Базаров ее не поддержал и др.

Отец: “глубоко дышал и щурился сильнее прежнего”, “чубук так и прыгал у него между пальцами” и др.)

Что же это были за люди? Как жили, чем занимались?

Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.

Как живой встаёт перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует). Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал, с кем не важивался!» Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал». Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах: «Тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».

Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, заводит речь «о тяжёлых опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса».

Как называет его Евгений?

Расскажите историю жизни Арины Власьевны. (20 гл)

Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей

— Что можно сказать об отношении родителей к сыну?

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

2 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?

3 группа. Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? Докажите.

1 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

(деление класса на группы:

А теперь докажите правильность своих суждений текстом.

(прием “перекрестная дискуссия”)

Примерные ответы учащихся 1 группы:

“..заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость”

“Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом”.

Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой,

Примерные ответы учащихся 2 группы:

— Ты их любишь, Евгений?

Любовь к родителям проявляется в словах: «Как он, однако, поседел, бедняга!»

Ему нелегко даётся решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу, он прощает ему даже порку мужика

Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают.

он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Ребята, ваше мнения по последнему вопросу разошлись

В русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу.

Проверка индивидуального домашнего задания

Вам было предложено ознакомиться с оценкой отношений в семье Базаровых известных писателей и критиков.

Я познакомилась с критическими статьями

М. Горький. История русской литературы. 1939 год

Н.Н.Страхов. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1862 год.

Д.И.Писарев «Базаров», в которых тоже нет одной точки зрения, критик Антонович, даже утверждал в статье «Асмодей нашего времени», что Базаров ненавидит своих родителей. но я хочу привести мнение современных исследователей творчества Тургенева:

Всеволод Юрьевич Троицкий — российский учёный-литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века

«Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана?»

«Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.»

Ребята, а где же истина?

А истина в словах самого Базарова

— Ты их любишь, Евгений?

Почему же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?

— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”.

— Как вы понимаете реальное, полезное дело.

Базаров много работает, трудится, т.к. хочет принести пользу людям. Поэтому ему нет времени на чувства.

Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?

Базаров не любил проявлять свои чувства, т.к. считал это слабостью. Нельзя забывать, что он – нигилист. Чувства – это проявление души, а её существование, как известно, Базаров отрицал.

Что нового мы увидели в образе Базарова, проанализировав отношения сына с родителями?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков. Базаров остаётся верен своим принципам даже в отношении с самыми близкими для него людьми. Базаров и его родители – разные люди. Базаров не любит «нежностей» Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них.

А теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д.И.Писарев, автор статьи “Базаров”.

“Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий, которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…” (Д.И.Писарев)

Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение.

Какие из тех определений, которые мы с вами давали в начале урока, подходят для характеристики семьи Базаровых? ( согласие и мир, свет и теплота, любовь и уважение, объятия матери, взгляды добрые отца, место, где всегда поймут.)

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины

— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?

Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…

Любовь родителей к сыну сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

«Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы. ” – так сказал об этом критик Д.И.Писарев.

Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод. И в заключении хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках. Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *