мультфильм кому на руси жить хорошо по некрасову смотреть
Кому на Руси жить хорошо
Близится долгожданный конец войны. Бравый солдат Бачурин наконец-то возвращается в родные края. Его ожидает любимая семья, уютный дом и великолепный сад, который сохраняет воспоминания из далекого детства… Но внезапно выходит указ, гласивший о том, что каждое фруктовое дерево, находящееся в частной собственности, подлежит регистрации и уплате налогов. Главный герой прекрасно понимает, что не в состоянии прокормить родных и сохранить взлелеянный сад одновременно. Что же делать? Бачурин принимает решение в пользу семьи. Он губит деревья, дабы не быть отягощенным непосильным налогом. Об этом вопиющем происшествии узнают местные власти. За содеянное герой картины Кому на Руси жить хорошо попадает в тюрьму.
Прошли многие годы. Бачурин вновь возвращается домой. Но теперь его ждут только сыновья – жена давно скончалась. Переборов боль и страдания, мужчина пытается жить обычной жизнью. И, к слову сказать, у него это получается, ведь время действительно лечит. Позднее он знакомится с обворожительной женщиной, в которую влюбляется. Но та выходит за другого. Охваченный гневом и злобой Бачурин поджигает дом прекрасной дамы. За что, собственно, получает второй срок.
Сериал расскажет о вечном противостоянии элиты общества и обычных рабочих. А между прочим, законы не щадят души ни тех, ни других. Картина раскроет самые противоречивые и сложные моменты прошлого века. А в главном герое мы сможем увидеть дух стойкости и смелости. Мы узнаем как именно непокорный мужчина, который имеет свои собственные жизненные принципы, смотрит на этот мир. Сможет ли он выстоять? Каков финал истории Бачурина? На все эти и многие другие вопросы и предстоит ответить зрителю.
Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н.А. — читательский дневник
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала последним произведением Некрасова и его своеобразным завещанием, в котором он надеется на перемены к лучшему для народа. Читательский дневник выявляет главную художественную цель автора и средства выразительности в поэме.
Время создания — 1863-1877 годы.
Время в книге — 1860-е годы.
Место сюжета — вся Россия.
Семеро странников — собирательный образ главного героя.
Вольнообязанные крестьяне, которые ищут тех, кому на Руси живется счастливо. Ради цели надолго покидают дом.
Поп — священник, жалующийся странникам на тяжкий труд. Сетует, что покой, богатство и честь, в которых состоит счастье, остались в прошлом.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, противник перемен. Не может отвыкнуть от роскошной жизни и хочет вернуть былое. Любитель охоты, пиров и жизни за счет труда крестьян.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, которую в народе считают «счастливой», хоть у нее и тяжелая судьба. Женщина 37 лет, мать шестерых детей, старший из которых трагически погиб. В родительской семье была счастлива, а выйдя замуж, терпит издевательства со стороны семьи мужа, изматывающий труд и лишения.
Савелий Корчагин — русский «богатырь», который смог вытерпеть тяжелый труд, издевательства, каторгу. Символ народного гнева. Осужден за убийство управляющего-немца, который угнетал крестьян. Единственная поддержка Матрены в семье мужа. Любил правнука Демушку, но недоглядел за ребенком, из-за чего тот погиб. Заканчивает жизнь монахом-отшельником.
Ермил Ильич Гирин — староста из народа, всеми уважаемый человек. Осужден за участие в народных восстаниях
Князь Утятин (Последыш) — жестокий старый помещик. На почве отмены крепостного права теряет рассудок, не верит в реформы. Ради его спокойствия семейство и бывшие крестьяне «изображают» возвращение старых порядков. Считает себя благодетелем, хотя постоянно наказывает крестьян или заставляет делать бессмысленную работу.
Елена Александровна — губернаторша, символ «доброго правителя». Возвращает Матрене мужа, незаконно призванного на военную службу. Становится крестной малыша, которого родила Матрена прямо у нее на глазах.
Григорий Трифонович Добросклонов — ученик духовной семинарии, верящий в светлое будущее русского народа. Хороший честный парень, слагающий песни о свободе, будущий революционер.
Семеро крестьян, недавно ставшие свободными, выясняют, кому в стране лучше всего живется. Не сойдясь во мнении, отправляются по Руси, чтоб расспросить людей о счастье. Повсюду ходят с волшебной скатертью-самобранкой, дающей им водку и хлеб.
Странствуя, встречают людей разных сословий. Больше всего на жизнь жалуются дворяне и священник, а народ по привычке терпит, пьет и не ждет ничего хорошего. Путники где-то помогают в работе, где-то пируют вместе с крестьянами. «Пьяная ночь» после ярмарки показывает, как много и горько пьет русский народ. На примере судьбы Матрены странники понимают, что среди женщин искать счастливых бессмысленно. Есть лишь один человек, верящий в счастье народа – Гриша Добросклонов. Этот юноша-семинарист видит силу, скрытую в народе, и готов положить жизнь для служения обществу.
Реформы и перемены даются обществу нелегко: все сословия тоскуют по прошлому укладу. Теперь крестьянам предстоит взрастить в своем сознании свободу, самосознание, умение распоряжаться своей жизнью. А помещикам необходимо престать рассчитывать на беспечную жизнь, построенную на угнетении народных масс. Поэма учит тому, что к счастью народ приведут единение и серьезный труд всех слоев общества.
Поэма навевает грустные мысли, так как поиск народного счастья оказывается безуспешным – нет ни одного героя, который жил бы на Руси хорошо. Но есть и надежда, что эта ситуация изменится: народ начинает осознавать, какие мощные силы в нем заложены, как много русский человек может вынести. Простой человек, не избалованный счастьем, пока просто мечтает об отсутствии бед и опасностей, но когда-то русский народ станет созидательным, свободным и счастливым.
✓Главный герой – русский народ, который представлен в образах мужиков-странников (Демьян, Роман, Иван и Митродор Губины, Лука, Пахом, Пров).
Персонажи отражают мировосприятие народа.
✓Эпизодические персонажи — играют важную роль, хотя и обрисованы схематично. Они создают широкую картину жизни народа в массовых сценах на ярмарке и во время пира (народный заступник Фомушка, лекарша Евфросинья, холоп Яков, старообрядец, разбойник Кудеяр и др.).
✓Герои с личной историей — более выразительные персонажи, трагическая судьба которых в то же время типична (Матрена Корчагина, богатырь Савелий, староста Ермила Гирин и т.д.)
✓ Образы людей из уходящего прошлого — те, кто противостоит народу (князь Утятин (Последыш), помещик Оболт–Оболдуев, поп и др.) Представлены в комичном, гротескном виде.
Дошлый — тот, который дошел, поспел, вызрел.
Божба — клятва с упоминанием бога (от слова «божиться»).
Офеня — торговец хозяйственными мелочами.
Шкалик — маленькая мера для водки (стопка или бутылочка).
Сполагоря — просто, без особых препятствий, легко.
Никшни — требование замолчать, эквивалент «закрой рот».
* Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
*Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка-Русь!
* Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!
* Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Урок 28. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»»
Сегодня на уроке мы:
– Узнаем, как создавалась поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
– Поговорим о композиции и проблеме жанра поэмы.
– Увидим, как Некрасов рисует образ пореформенной Руси.
На наших уроках мы уже не раз говорили о том, что крестьянский вопрос был одним из самых острых в русской литературе. О чудовищном положении крепостных крестьян говорил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».
К этой теме обращались Пушкин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.
В 1861 году происходит долгожданное эпохальное событие – отмена крепостного права. Но в стихотворении «Элегия» Николай Алексеевич Некрасов задаётся вопросом «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Почему возникает этот вопрос?
Дело в том, что земля осталась в собственности у помещика. И крестьяне должны были её выкупать. Цену земельного надела и время выкупа тоже назначал помещик по своему желанию. Крестьян, которым позволили перейти к выкупу земли, называли собственниками. А те, кто только ждал разрешения на выкуп, назывались временнообязанными. Крестьяне-правдоискатели из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» как раз временнообязанные.
Временнообязанные крестьяне были обязаны работать на барщине или платить оброк, чтобы барин позволил им пользоваться своей землёй. И сроков, которые определяли, сколько крестьянин может быть в положении временнообязанного не существовало. К тому же скудные земельные наделы не могли прокормить крестьян, поэтому им приходилось идти на заработки к барину. За половину урожая они работали на господской земле своими инструментами. Получается, что долгожданная свобода обернулась для крестьян разорением, нищетой и ещё большим рабством.
Николая Алексеевича Некрасова такое положение вещей страшно возмущало. Из воспоминаний Николая Чернышевского известно, что ещё в день объявления манифеста о крестьянской реформе Некрасов негодовал. «Это чистый обман, издевательство над крестьянами», – говорил он.
Осмыслению итогов крестьянской реформы, изображению жизни пореформенной Руси и посвящена поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Николай Алексеевич Некрасов задумывал поэму «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею, изображающую с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа.
Из-за того, что поэма осталась незаконченной, у литературоведов нет единого мнения о композиции поэмы. Непонятно, чем должна завершиться поэма и в каком порядке должны располагаться её части. Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, внешне связанных мотивом дороги. Предполагают, что по первоначальному замыслу в поэме должно было быть семь или восемь частей, а действие поэмы заканчивалось в Петербурге. Точного ответа на вопрос о порядке расположения глав учёные не могут дать до сих пор.
При жизни Николая Алексеевича Некрасова не удалось опубликовать поэму полностью. «Пролог» был опубликован в журнале «Современник» в 1866 году. Через два года в «Отечественных записках» вышла первая часть поэмы, а уже после, в 1872 году выпустили части «Последыш» и «Крестьянка».
Часть под названием «Пир на весь мир» увидела свет только после смерти автора. Её напечатали в 1881 году, сильно сократив, чтобы обойти цензуру. Полностью поэму смог выпустить Корней Иванович Чуковский только в 1920 году.
Части поэмы принято располагать в порядке их написания: «Пролог», Первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Такое расположение подтверждается хронологически. Странники отправляются в путь весной, в главе «Последыш» идёт сенокос, в главе «Крестьянка» наступает время жатвы, а в «Пире на весь мир» можно увидеть признаки наступающей осени.
Но вместе с тем такое расположение не соответствует некоторым пометкам в черновиках автора, а некоторые учёные считают, что оно нарушает логику произведения. Спорят и о «Прологе». Литературоведы не могут определиться, является ли он прологом только к первой главе или же ко всему произведению в целом.
Действие поэмы разворачивается вскоре после отмены крепостного права, место же точно не указано – это условный собирательный образ российской губернии.
Мы уже говорили о том, что Некрасов задумывал наиболее полно отразить жизнь пореформенной Руси в своём произведении. «Кому на Руси жить хорошо» поэт определил как поэму.
Поэма – это один из видов лиро-эпического повествовательного рода литературы, стихотворная повесть или рассказ в стихах.
Литературоведы называют «Кому на Руси жить хорошо» поэмой-эпопеей.
Эпопея – это художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
В поэме Некрасова есть размышления о судьбе страны и народа, героический образ борца за народное счастье, сатирическое изображение угнетателей трудового народа, реалистический рассказ о тяготах крестьянской жизни и фольклорные, сказочные элементы. Получается, что в поэме основным художественным методом является реализм, тематика и значение поэмы народные, а масштабность изображения действительности и пафос – эпические. В этом и заключается жанровое своеобразие поэмы.
Поэма написана в форме путешествия временнообязанных крестьян по Руси в поиске счастливого человека. «Мужички производят генеральный смотр России», – пошутил об этом литературовед Павел Сакулин.
Уже в прологе хорошо видно, как Некрасов соединяет методы критического реализма и народного эпоса.
В прологе поэт использует сказочный зачин.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков
Благодаря сказочному зачину встреча крестьян воспринимается как большое эпическое событие.
Пролог насыщен сказочными элементами. Птичка-пеночка говорит по-человечески и в обмен на спасение птенчика дарит мужикам волшебную скатерть-самобранку. Да и остальные животные очеловечены. Лиса «по любопытству бабьему, подкралась к мужикам».
И ворон, птица умная.
Приспел, сидит на дереве
Сидит да чёрту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Число семь в фольклоре магическое, а мужиков-правдоискателей семь. Темп повествования сказочный, плавный, в духе устной народной поэзии. Но сказочность пролога совмещается с авторской иронией и реализмом. Фольклорные элементы придают прологу эпический масштаб, одновременно подчёркивая ограниченность крестьянского представления о счастье.
Так скатерть-самобранка – это символ достатка, символ народного представления о счастье. У волшебной птицы крестьяне просят очень простых и приземлённых вещей, прямо высказывая пожелания:
– Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися,
– Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася,
– Не прели бы онученьки.
Мужики спорят о том,
Кому живется весело,
Они ищут счастливого человека согласно своим представлениям о счастье, то есть богатого, сытого и беззаботного. По их мнению, счастливыми можно считать помещика, чиновника, купца, попа, министра и царя.
Но первая же встреча, встреча с попом, ломает их представление о счастье. И дело не в только в том, что жизнь попа оказалась совсем не благополучной. Невозможно быть счастливым, когда видишь рядом столько страдания:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Представление о счастье меняется во время путешествия крестьян. В начале пути слагаемые счастья формулирует поп. Это покой, богатство, честь. Но история Якима Нагого, который при пожаре первым делом кинулся спасать картиночки, заставляет мужиков задуматься о том, что пища духовная дороже насущного хлеба.
Меняется и цель путешествия. Постепенно поиск счастливого человека сменяется поиском места, где народу хорошо живётся.
Непотрошенной волости, без ё
Избыткова села. – говорят крестьяне-правдоискатели в главе «Последыш».
Интересно, что Некрасов не обозначает, кто из семерых крестьян произносит эти слова. Образы крестьян-правдоискателей даны поэтом максимально обобщённо. У них есть имена, каждый из них шёл по определённому делу, прежде чем вступить в судьбоносный спор. У каждого своё мнение о том, кому на Руси жить хорошо.
Мы знаем, что Пахом стар, Пров угрюм, Демьян знает грамоту, братья Губины охочи до водочки, а
Лука – мужик присадистый
С широкой бородищею.
Упрям, речист и глуп.
Но это едва ли не все индивидуальные отличия крестьян-правдоискателей. Они воспринимаются как единое целое.
Надо заметить, что при огромном количестве ярких крестьянских образов в поэме, Некрасов стремится к эпическому единству всех персонажей. Истории Матрёны Тимофеевны, Ермила Гирина, Якима Нагого и других персонажей поэмы органично сплетаются в единое эпическое полотно народной жизни.
Кроме того, поэт очень часто повторяет в поэме слово «народ»: «видимо-невидимо народу», «народ собрался, слушает», «народ идёт и падает», «рассчитывал народ». Ещё чаще в таком же обобщающем значении используются слова «мужик», «мужики» и «крестьяне»: «крестьяне речь ту слушали», «жаль бедного крестьянина», «весна нужна крестьянину», «на мерочку господскую крестьянина не мерь», «у каждого крестьянина душа что туча черная» и так далее.
«Я задумал, – писал Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А., 1877)
— Зажгло грозою дерево,
Горит и стонет дерево,
Горят и стонут птенчики:
А ты бы нас похолила,
Пока не оперились мы:
Как крылья отрастим,
В долины, в рощи тихие
Дотла сгорело дерево,
Дотла сгорели птенчики,
Тут прилетела мать.
Ни дерева… ни гнездышка…
Ни птенчиков. Поет-зовет…
Поет, рыдает, кружится,
Так быстро, быстро кружится,
Что крылышки свистят.
Настала ночь, весь мир затих,
Одна рыдала пташечка,
Да мертвых не докликалась
Носила я Демидушку
По поженкам… лелеяла…
Да взъелася свекровь,
Как зыкнула, как рыкнула:
«Оставь его у дедушки,
Не много с ним нажнешь!»
Перечить не посмела я,
Такая рожь богатая
В тот год у нас родилася,
Мы землю не ленясь
Трудненько было пахарю,
Снопами нагружала я
Телегу со стропилами
Всегда с веселой песнею,
А сани с горькой думою:
Телега хлеб домой везет,
Вдруг стоны я услышала:
Ползком ползет Савелий-дед,
Бледнешенек как смерть:
«Прости, прости, Матренушка! —
И повалился в ноженьки. —
Мой грех — недоглядел. »
Ой ласточка! ой глупая!
Не вей гнезда под берегом,
Под берегом крутым!
Что день — то прибавляется
Вода в реке: зальет она
Ой бедная молодушка!
Сноха в дому последняя,
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
А с глазу неразумного
Младенца не спускай.
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку —
Да поздно было звать.
Чу! конь стучит копытами,
Чу, сбруя золоченая
По избам разбежалися,
Бежит деревней староста,
Стучит в окошки палочкой.
Собрал народ: идут — кряхтят!
Беда! Господь прогневался,
Наслал гостей непрошеных,
Знать, деньги издержалися,
Знать, голод разобрал.
Не сотворив, уселися
Налой и крест поставили,
Привел наш поп, отец Иван
Потом за мной десятника
По горнице похаживал,
Как зверь в лесу порыкивал…
«Эй! женка! состояла ты
С крестьянином Савелием
В сожительстве? Винись!»
Я шепотком ответила:
— Обидно, барин, шутите!
Жена я мужу честная,
Сто лет… Чай, знаешь сам? —
Как в стойле конь подкованный
Затопал; о кленовый стол
«Молчать! Не по согласью ли
С крестьянином Савелием
Владычица! что вздумали!
Чуть мироеда этого
Не назвала я нехристем,
Ножи, ланцеты, ножницы
Вздрогнула я, одумалась.
— Нет, — говорю, — я Демушку
«А зельем не поила ты?
А мышьяку не сыпала?»
— Нет! сохрани Господь. —
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася:
— Будь жалостлив, будь добр!
Вели без поругания
Я мать ему. — Упросишь ли?
В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее — нет креста!
Из тонкой из пеленочки
И стали тело белое
Терзать и пластовать.
Тут свету я невзвидела, —
Металась и кричала я:
Падите мои слезоньки
Не на землю, не на воду,
Не на Господень храм!
Падите прямо на́ сердце
Ты дай же, Боже Господи!
Чтоб тлен пришел на платьице,
Безумье на головушку
Прими, услыши, Господи,
Молитвы, слезы матери,
«Никак, она помешана? —
Сказал начальник сотскому. —
Что ж ты не упредил?
Эй! не дури! связать велю. »
Присела я на лавочку.
Дрожу, гляжу на лекаря:
Грудь фартуком завешана,
В другой ручник — и кровь на нем,
Так тихо стало в горнице…
Поп трубочкой попыхивал,
Не шелохнувшись, хмурые
— Ножом в сердцах читаете, —
Сказал священник лекарю,
Когда злодей у Демушки
Тут я опять рванулася…
«Ну, так и есть — помешана!
Связать ее!» — десятнику
Стал понятых опрашивать:
«В крестьянке Тимофеевой
И прежде помешательство
Спросили свекра, деверя,
Спросили деда старого:
— Не примечал! ровна была…
Одно: к начальству кликнули,
С собой и не взяла!
Заплакал н а ́ взрыд дедушка.
Ни слова не сказал.
И тут я спохватилася!
Прогневался Бог: разуму
Лишил! была готовая
Да поздно было каяться.
В моих глазах по косточкам
Изрезал лекарь Демушку,
Я словно деревянная
Вдруг стала: загляделась я,
Как лекарь руки мыл,
Как водку пил. Священнику
Сказал: «Прошу покорнейше!»
А поп ему: — Что просите?
Без прутика, без кнутика
Все ходим, люди грешные,
(Откуда только бралися
У коршуна налетного
Без церкви намолилися,
Без образа накланялись!
Как вихорь налетал —
Рвал бороды начальничек,
Как лютый зверь наскакивал —
Ломал перстни злаченые…
Потом он кушать стал.
Пил-ел, с попом беседовал.
Я слышала, как шепотом
— У нас народ — всё голь да пьянь,
За свадебку, за исповедь
Несут гроши последние
В кабак! А благочинному
Потом я песни слышала,
Всё голоса знакомые,
Наташа, Глаша, Дарьюшка…
Чу! пляска! чу! гармония.
И вдруг затихло все…
Заснула, видно, что ли, я.
Легко вдруг стало: чудилось,
Что кто-то наклоняется
И шепчет надо мной:
И крестит… С рук скатилися
Веревки… Я не помнила
Очнулась я. Темно кругом,
Гляжу в окно — глухая ночь!
Да где же я? да что со мной?
Я выбралась на улицу —
Пуста. На небо глянула —
Ни месяца, ни звезд.
Сплошная туча черная
Висела над деревнею.
Темны дома крестьянские,
Одна пристройка дедова
Вошла — и все я вспомнила:
Свечами воску ярого
Обставлен, среди горенки
Дубовый стол стоял,
На нем гробочек крохотный
Прикрыт камчатной скатертью,
Какой вы дом построили
Окошки не прорублены,
Стеколышки не вставлены,
Пуховой нет перинушки…
Ой, жестко будет Демушке.
Ой, страшно будет спать.
«Уйди. » — вдруг закричала я,
В очках, с раскрытой книгою
Стоял он перед гробиком,
Я старика столетнего
Звала клейменым, каторжным.
Гневна, грозна, кричала я:
Будь проклят ты… уйди. »
Старик ни с места. Крестится.
Читает… Уходилась я,
— Зимой тебе, Матренушка,
Я жизнь свою рассказывал.
Да рассказал не все:
Леса у нас угрюмые,
Народ у нас дикарь.
Суровы наши промыслы:
Дави тетерю петлею,
Медведя режь рогатиной,
Сплошаешь — сам пропал!
А господин Шалашников
С своей воинской силою?
Потом острог да каторга…
Окаменел я, внученька,
Сто лет зима бессменная
Стояла. Растопил ее
Однажды я качал его,
Вдруг улыбнулся Демушка…
Со мною чудо сталося:
Качалась белка… лапочкой,
Как кошка, умывалася…
Брожу по рощам, по лугу,
Любуюсь каждым цветиком.
Смеюсь, играю с Демушкой…
Бог видит, как я милого
И я же, по грехам моим,
Сгубил дитя невинное…
А с Богом спорить нечего,
Стань! помолись за Демушку!
Бог знает, что творит:
Сладка ли жизнь крестьянина?
И долго, долго дедушка
О горькой доле пахаря
Случись купцы московские,
Сам царь случись: не надо бы
— Теперь в раю твой Демушка,
Легко ему, светло ему… —
Заплакал старый дед.
«Я не ропщу, — сказала я, —
Что Бог прибрал младенчика,
А больно то, зачем они
Зачем, как черны вороны,
На части тело белое
Ни Бог, ни царь не вступится. »
— Высоко Бог, далёко царь…
— Ах! что ты? что ты, внученька.
Нам правды не найти. —
«Да почему же, дедушка?»
— Ты — крепостная женщина! —
Я долго, горько думала…
Гром грянул, окна дрогнули,
И я вздрогнула… К гробику
Подвел меня старик:
— Молись, чтоб к лику ангелов
Господь причислил Демушку! —
И дал мне в руки дедушка
Всю ночь до свету белого
Молилась я, а дедушка
Протяжным, ровным голосом
Оглавление
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.