мунк художник биография кратко

Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» — кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Мунк — один из первых представителей экспрессионизма. Годы жизни 1863-1944.

Эдвард Мунк: биография

Эдвард Мунк — ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Его произведения, глубоко эмоциональные, пропитанные отчаянием и страданием, увидев однажды, их забыть невозможно.

Художник воспринимал жизнь, как череду уходящих от человека любимых вещей. Она как река, которая уносит все самое дорогое, но не пополняется новыми водами. В конечном итоге, она высыхает, заканчивается. И ужас перед этой неумолимостью и быстротечностью, необычайно тонко передавал в своих произведениях Мунк.

Эдвард родился в норвежской губернии Хедмарк 12 декабря 1863 г. Когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. В 1877 г. от этой же болезни умерла сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Шестнадцатилетний Эдвард поступает в Высшую техническую школу в Осло. Вскоре он переходит в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Мунк страдал психическим расстройством, это отразилось в его манере рисования.

В 1885 г. он совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 г. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Писать начал в возрасте 20 лет. Но признаны были его картины только в последние годы его жизни.

У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Это негативно сказалось на его работах. Эдвард Мунк умер в 1944 г., спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

Картины Эдварда Мунка

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 г. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека. Он превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

Эта работа не была признана во время первого явления в свет. Сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка — «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте мы видим человека, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту. За ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы».
мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко
Идея картины пришла к нему, кода он с товарищами прогуливался по мосту. В одном из своих дневников он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе. Силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине пророческие мотивы, относящиеся к бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка. Это одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко
Он изображён на первом плане. Очертания его четки, глаза закрыты. Рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно. Это силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом. Девушка радостно и надменно удаляется, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

😉 Если вам понравилась статья «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника», поделитесь с друзьями в соц. сетях. До новых встреч! Впереди много интересного! Подписывайтесь на рассылку статей к себе на почту. Заполните простую форму на главной странице сайта, указав свое имя и email.

Источник

Почему художника Мунка охраняли чёрные ангелы и другие малоизвестные факты из жизни «нервного гения»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

1. Трудное детсво

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

2. Богема Кристиании

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании.

Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.

3. Влияние импрессионизма

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».

4. Скандал в Берлине

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам.

Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.

5. Фриз жизни

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.

6. Переменчивое искусство

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Эдвард никогда не был женат, но он часто изображал отношения между мужчинами и женщинами, которые были наполнены напряжением. В таких произведениях, как «Два человека», каждая фигура стоит особняком, как будто между ними пролегла пропасть. Он даже изображал женщин как фигуры угрозы, как видно из его серии вампиров, где женщина кусает мужчину за шею.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.

7. Нервный срыв

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией.

Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце».

Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.

8. Наследие

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров.

Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Однажды из-за своей связи с богатой молодой женщиной по имени Тулла Ларсен, художник получил огнестрельное ранение в левую руку.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Он купил свой первый фотоаппарат в Берлине в 1902 году и часто фотографировал себя, как обнажённого, так и одетого, что может быть одним из самых ранних примеров селфи, когда-либо записанных.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

В 1994 году двое мужчин средь бела дня проникли в музей Осло, украв картину «Крик» и оставив записку, где высмеяли охрану. Преступники потребовали выкуп в размере одного миллиона долларов, который музей отказался выплатить, а норвежская полиция в конце концов вернула неповреждённую работу в том же году.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Наряду со многими своими современниками-авангардистами, искусство Мунка было признано «дегенеративным искусством» Адольфом Гитлером и нацистской партией, в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены.

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Эдвард
Мунк

Биография и информация

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк – 23 января 1944, Экелю, близ Осло ) – норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля – экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эдварда Мунка: большую часть жизни Мунк работал над большим циклом «о любви, жизни и смерти», который он назвал «Фриз жизни». В него входят все самые известные и знаковые работы художника. Трагические, нервные, обреченные, полные оправданных и необъяснимых предчувствий, его картины выстроены на жестком контрасте цвета, резкости форм, неотвратимой ритмичности композиции.

Норвежский художник Эдвард Мунк – человек севера: со сложным противоречивым характером, со слабым здоровьем и повышенной чувствительностью к переменам природы и погоды. Только здесь, на севере, мог зародиться и экспрессионизм – страстный, нервный, глубокий, оппонирующий легкому южному импрессионизму.

Несколько странностей Мунка

Мунк ненавидел писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти, не любил цветов у себя в комнате, не переносил процесса их увядания, в простых поступках друзей видел происки врагов… Больной, подозрительный, раздражительный, но при этом невероятный рассказчик с острым чувством юмора, завсегдатай собраний творческой элиты Осло, Берлина и Парижа.

Эдвард Мунк был очень привлекательным мужчиной, но на автопортретах всегда безжалостно прибавлял себе несколько лет и морщин, смотрел с полотен жестко и всегда без улыбки.

Барышни безвозвратно теряли голову от его импозантной викинговской внешности в сочетании с загадочной скромностью, но сам Мунк сбегал от женщин, которые и так совсем ненадолго появлялись в его жизни. Иногда буквально – сбегал. Например, молча вставал и просто пересаживался на другой поезд посреди медового путешествия.

Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком – он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло. Мунку было тогда всего 26!

Он был внутренне связан с морем, как истинный норвежец, считал, что море должно быть видно из любой точки города, но когда поселился наконец в собственной усадьбе Экелю, обнес открытую мастерскую 4-метровым забором.

Страх жизни

В центре Осло, в доме на улице на Пилестредет, где прошло детство Мунка, во всю кирпичную стену – одна из самых замечательных репродукций «Крика». Черной краской по необработанному кирпичу. Все очень верно и уместно: источник мунковского беспокойного, нервного мироощущения именно здесь, в детстве.

Когда-то дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда папа перестал выдумывать сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и 15-летняя сестра София. Болезнь и страх – два самых сильных и прочных ощущения детства, да и всей последующей жизни.

Рождение любви

И тогда начинается настоящая жизнь, легкая, пьянящая, свободная. Уже в 1881 году Эдвард учится в королевской школе рисунка, продает первые картины, снимает студию вместе с друзьями прямо в центре Осло, а через несколько лет получает государственную стипендию и продолжает обучение во Франции. Стипендии будут сыпаться одна за другой, давая возможность молодому художнику жить попеременно в Ницце, Норвегии, Берлине, Париже и создавать самые первые скандальные и гениальные полотна: «Больная девочка», «На следующий день».

Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.

Расцвет и закат любви

В 1891 году в Берлине Мунк начинает работу над самым главным, сложным и неоднозначным, произведением – «Фризом жизни», работа над которым продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и наслаждения войдут все его самые знаменитые картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» (1, 2) и еще десятки. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского Сецессиона в 1903 году.

Мунк с удовольствием вливается в богемные собрания литераторов и художников, приводит в литературный кружок «У черного поросенка» рыжеволосую красавицу Дагни Юэль, которая надолго станет его музой и натурщицей для самых чувственных картин, а потом – женой мунковского друга Пшебышевского. Он увязает в своем самом мучительном, сладком и долгом романе с красоткой Туллой Ларсен, который закончился попыткой Туллы покончить с собой и простреленным пальцем Мунка.

С рождения болезненный и впечатлительный, страдающий от одиночества и мании преследования, художник не выдерживает испытания алкоголем и людьми и в 1908 году ложится в больницу с нервным срывом.

Смерть

С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом, и он запросто мог бы стать миллионером. Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу, театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж, Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, В Англию и даже в Америку.

Но умрет Эдвард Мунк в 1944 году в одиночестве, в своем особняке, в городе, оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.

Источник

Эдвард Мунк: «Писать для меня — болезнь, от которой я хочу отделаться, и опьянение, в котором я хочу пребывать»

Эдвард Мунк — один из основоположников нового течения в живописи модерна — экспрессионизма. Один из самых ярких европейских художников своего времени, снискавший славу и признание еще при жизни, так и не смог найти душевного покоя, к которому стремился. Написание картин — единственное, что на короткое мгновение спасало его собственных мыслей.

В этой статье вы узнаете:

Детство и юность

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в небогатой, но известной в культурных кругах семье: их дальним родственником был Якоб Мунк, известный художник-неоклассицист, ученик французского живописца Жака-Луи Давида.

Лаура Мунк, 1868 Портрет Мунка в молодости, 1885

Из-за того, что отец работал военным врачом, детство мальчика прошло в разъездах. Большую часть взросления будущий экспрессионист провел в Христиании (Осло), столице Норвегии.

«Вернулся домой и хотел помириться с отцом. Он уже лег. Я тихонько открыл дверь в его комнату. Стоя на коленях перед постелью, отец молился. Таким я его никогда не видел. Я закрыл дверь и ушел к себе. Мною овладело беспокойство, я не мог заснуть.

Кончилось тем, что я взял блокнот и начал рисовать. Я написал отца на коленях перед постелью. Свеча на ночном столике бросала желтый свет на ночную рубашку. Я взял коробку с красками и написал все в красках. Наконец это мне удалось. Я спокойно лег в постель и быстро заснул.».

После смерти Софии младшей сестре Лауре доктора поставили диагноз шизофрения. Она умерла в дома призрения душевнобольных.

«От матери нам достались слабые легкие, а от от отца — слабые нервы», — отмечал потом Мунк.

Творческий путь

В 1879 году Эдвард, по настоянию отца, поступил в технический колледж, где преуспел в точных науках. Через год страсть к живописи все же взяла верх: юноша решает стать художником и поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Старший Мунк считал это занятие неподобающим. На сторону мальчика встала его тетушка Карен, которая всегда поощряла его склонность к изобразительному искусству.

Наставником Эдварда стал художник-натуралист Кристиан Крог. Он был знакомым Фрица Таулова, дальнего родственника Мунков и известного живописца, который поддержал молодого человека во время разногласий с отцом. Крог ввел юношу в круг столичной творческой интеллигенции и познакомил с писателем-анархистом Хансом Йегером. По признанию Эдварда Мунка, этот человек оказал влияние на его творчество. Писатель считал христианство пережитком, приносящим одни беды. Религиозность и ее заповеди делают людей сухими и жестокими. Половое влечение, напротив — тепло и высшее наслаждение, спасающие от одиночества. Добродетель человека заключается в его искренности.

Богемные замашки художника: дружба с молодыми нигилистами, увлечение алкоголем, хождение по ресторанам — раздражали отца Мунка и ухудшили и без того натянутые отношения.

«Этюд головы», 1883 Девушка, разжигающая печь, 1883

Первой работой живописца стал «Этюд головы» в 1883 году в Дворцовом парке в Осло. На Осенней выставке того же года юноша представил «Девушку, разжигающую огонь в печи», написанную в реалистической манере. Картины не привлекли особого внимания, однако именно с них началось становление Мунка как живописца. При содействии Фрица Таулова в конце 1884 года художник получил стипендию и смог посетить Парижский салон.

Критика

На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.

Больная девочка, 1885—1886

Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».

Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека. Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:

«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;

«Тут речь идет уже не о характере, а о полубезумных бреднях, о настроении, возникающем при белой горячке, о бредовых галлюцинациях».

После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.

Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.

Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.

В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:

«О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть.»

В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.

Ночь в Сен-Клу, 1890

Художник посвятил покойному отцу «Ночь в Сен-Клу», одну из самых ярких картин парижского периода. Комната залита лунным светом, но в глубине, у окна, угадывается фигура человека. В этом образе искусствоведы видят как Кристиана Мунка в ожидании смерти, так и самого живописца.

В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.

В апреле 1892-го года Мунк посетил Салон Отверженных в Париже, где выставлялись Гоген и Ван Гог, которыми художник позже стал восхищаться. В этот период Мунк уже твердо шел собственным творческим путем. «Экспрессионистский» стиль художника обрел законченные черты: простые формы, символические сюжеты, драматические линии и большое внимание к цвету.

Фриз жизни. Берлинский период.

В 1892 году Эдвард Мунк выставлялся в родном Осло. Экспозиция поразила консервативного пейзажиста Адельстена Нормана. Он организовал показ картин экспрессиониста в Берлине. Разгорелся скандал: консервативное Объединение художников требовало отмены мероприятия «из уважения к искусству и честному труду». Молодые художники более прогрессивных взглядов были не согласны со старшими товарищами. Произошел конфликт, который привел к расколу внутри Объединения: группа художников и скульпторов, отвергающих господствующее академическое искусство, образовали Берлинский сецессион.

Художник, уже привыкший к желчным замечаниям критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией:

«Ты прославился скандалами», — сказал один из друзей живописца, когда они сидели вечеров в кабаке. «Разве это новость для тебя, что великий художник устраивает скандалы?», — ответил ему Мунк.

Событие бурно обсуждалось в прессе. Оно подняло Мунка еще на одну ступень славы, он стал предметом многих дискуссий и обсуждений. В это время искусство живописца пока мало кому нравилось, но интерес к личности стремительно возрастал. Количество друзей Мунка из творческой элиты увеличивалось. Это также способствовало его популярности.

В 1894 году в Германии об эксцентричном экспрессионисте уже выходили книги, ему же исполнился всего 31 год.

В Берлине Мунк познакомился с Альбертом Кольманом, богатым ценителем искусства. Их долгие беседы об оккультизме и духовности человека натолкнули живописца на мысль о создании серии полотен, которые он считал своим главным созданием.

На родине художник начал работу над циклом картин «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Мунк хотел изобразить этапы человеческого становления и бытия.

Танец жизни, 1900 Пепел, 1894

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

мунк художник биография кратко. Смотреть фото мунк художник биография кратко. Смотреть картинку мунк художник биография кратко. Картинка про мунк художник биография кратко. Фото мунк художник биография кратко

Серия состоит из 22-х полотен, разделенных на четыре «стадии»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». В композицию вошли одни из самых известных картин художника, среди них: «Танец жизни», «Пепел», «Крик», «Мадонна», «Поцелуй» и др. Туда же экспрессионист включил многие работы, написанные им до появления идеи самого фриза. Полностью цикл был представлен единожды в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона.

Личная жизнь и характер

Нрав живописца был сложный, переменчивый и неоднозначный. В нем сочетались, казалось бы, противоположные качества. Нервный и подозрительный, но с невероятным стремлением к свободе и острым чувством юмора, художник с легкостью вписывался в круг творческой богемы Осло, Парижа и Берлина. Его жизнь была наполнена тревогой и страхом. Единственным, в чем экспрессионист находил спасение от постоянных метаний и поисков — была живопись:

«Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. Иногда я немного читаю. Люблю слушать музыку. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Это бывает редко. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Но я все равно работаю над своими картинами. Жду, когда придет желание писать. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. Мне нужно знать, что они наготове. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Я страдаю бессонницей, и лучше писать, чем ворочаться в постели.».

Эдвард Мунк никогда не был женат и не имел детей. Живописец, страдавший манией преследования, в особенности не доверял женщинам: «Как с ними не обращайся, они все равно портят тебе жизнь. И больше всего тогда, когда ты пытаешься их избегать.» Причина может крыться в детстве художника. Вся женская половина семьи в воспоминаниях Мунка покинула его: мать и сестра София умерли, младшая Лаура была помещена в дом для душевнобольных, любимая тетя со временем начала все больше поддерживать его отца во время разногласий с сыном.

У живописца было три наиболее ярких и известных романа, каждый из которых оставил след в его творчестве.

Милли Таулов

В 1885 году юноша познакомился с Милли Таулов, женой брата Фрица Таулов, помогавшему молодому человеку в его начинаниях. Для девушки роман был лишь очередным кокетством, забавой: она не принимала, но и напрямую не отвергала ухаживания юноши. В это время Мунк, ранимый и впечатлительный, страдал и не находил себе места. К любовным мукам также добавлялись моральные терзания: связь с замужней женщиной нарушила моральные принципы глубоко религиозной семьи живописца.

Голос, 1896 Лунный свет, 1893

Мнение о влияние Милли Таулов на творчество Мунка расходятся. Кто-то утверждает, что женщина никак не отразилась в искусстве художника, другие исследователи видят ее образ в картинах «Голос» и «Лунный свет».

Дагни Пшибышевская

В 1892 году в Берлине художник окунулся в жизнь артистического «андеграунда». Живописец познакомился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его будущей женой Дагни Юль, пианисткой, писательницей и переводчицей. Девушка была музой писателей и живописцев. Эдвард Мунк не стал исключением.

Исследователи допускают возможность их любовной связи. Встречаются три версии развития отношений Мунка и Юль: первая — замужество Дагни разбило живописцу сердце, вторая — брак Пшибышевских был открытым и оба имели связи на стороне, поэтому и для художника, и для пианистки их роман был больше порывом вдохновения, третья версия — из-за отсутствия прямых доказательств достоверно утверждать об их романтических отношениях нельзя.

Тем не менее, для живописца Юль была воплощением роковой женской натуры, сильной и хищной. На знаменитой и скандальной «Мадонне» изображена именно она. Обнаженная, со строгим лицом и холодным взглядом, на контрасте с которым над головой огнем горит нимб.

Тулла Ларсен

Самым болезненным и заметным в искусстве стал роман экспрессиониста с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен, начавшийся в 1898 году. Отношения были близкими и теплыми, но со временем странное поведение и навязчивость возлюбленной стали пугать и тяготить Мунка.

«Она — женщина того типа, с которым меня всегда сводит случай. Это женщины с длинным острым носом и тонкими узкими губами. Я терпеть не могу этот тип. Только я сяду рисовать, она звонит и просит прийти: “Приходи же, Эдвард. Здесь так уютно. Рисовать ты можешь и завтра.”»

Девушка почувствовала холодность любимого, и в 1902 году Ларсе попыталась покончить с собой. Художник разрывался между состраданием и опасениями, что поступок был очередной манипуляцией.

Спустя несколько дней между ними разгорелась ссора, закончившаяся простреленной рукой Мунка. Уставший от настойчивости девушки, он уехал в усадьбу Осгор, чтобы его ничто не отвлекало от рисования. Но спокойствие нарушил общий приятель возлюбленных, сообщивший, что Тулла лежит при смерти. Мунк немедленно поехал к Ларсен. Зайдя в помещении, Эдвард остолбенел. Посередине комнаты стоял гроб, в котором лежала девушка, облаченная в саван. Через минуту она вскочила, размахивая пистолетом. Художник попытался прекратить нелепую сцену, но любовница случайно прострелила ему палец.

После психическое здоровье живописца сильно ухудшилось. Мунк, которому и так тяжело было сходиться с людьми, стал еще более вспыльчивым и подозрительным, легко выходил из себя и вступал в ссоры как с незнакомыми людьми, так и с давними приятелями. Повсюду ему мерещились заговоры и враги: «Я страдаю бессонницей и предпочитаю ложиться рано. А мне приходится сидеть до поздней ночи. Я сижу и жду нищих, которых посылают ко мне мои враги.».

Художник мог вступить в драку с незнакомцами, если ему покажется, что они злословят о нем: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться.».

Нервный срыв и последние годы

Мунк начал менять свой стиль еще в 1900-м году. Картины этого периода написаны размашистыми, «тяжелыми» мазками, они отличаются повседневностью сюжетов, резкими формами и более светлыми цветами.

Убийца, 1910 Солнце, 1916

Художника окутало одиночество и обреченность, которое он пытался заглушить алкоголем. Экспрессионист все глубже погружался в депрессию, с которой не находил сил бороться. Обострилась его мания преследования, которая потянула за собой алкоголизм:

«Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. А лучше две-три.».

В 1908 году живописца поместили в психиатрическую клинику Копенгагена после нескольких нервных срывов. В больнице он продолжал писать. Там он создал портрет своего лечащего врача Якобсона.

Портрет доктора Даниеля Якобсона, 1909

После выписки художественная манера Мунка стала еще более «светлой». Темы были уже не такие мрачные и угнетающие. Живописец погрузился в различные способы выражения форм и геометрии. Эксперименты с техникой и «визуалом» стали для Мунка более важны, чем смысл картин.

В 1910-х — 1920-х годов художник отказался от алкоголя, а после 1920 года выпивал, но как только чувствовал, что это начинает ослаблять его трудоспособность, прекращал. Этот период оказался успешным для художника, его работы пользовались огромным спросом и популярностью. С каждым годом цены на картины становились выше, ему поступали заказы на роспись общественных зданий, создание декораций для пьес. Его приглашали с выставками по Европе и Америке. Общественное признание все же не принесло художнику спокойствия и счастья: ему было тяжело расставаться с картинами. Удачные работы Мунк буквально отрывал от сердца, а неудачные — продавал с тоской и грустью.

Поздние годы и смерть

В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.

В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.

В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.

Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.

Автопортрет в полосатом свитере — последняя написанная работа Мунком

По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.

Заключение

Личность Эдварда Мунка — совокупность душевных метаний в сочетании с невероятной жизненной энергией. Искренность художника отразилась в его полотнах. В стиле виден его взгляд на действительность и ее отклик в сознании экспрессиониста. Тяжелые воспоминания детства, депрессивные состояния и сложность характера нашли свой выплеск в оригинальной изобразительной манере, которая со временем стала новым течением европейского искусства.

Цитаты

Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать один доллар на Patreon и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо, что цените свой и чужой труд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *