муртазалиев абулмуслим магомедович биография
Горсобрание Махачкалы возглавил «единоросс» Абулмуслим Муртазалиев
Спикером городского собрания Махачкалы избран 63-летний депутат Абулмуслим Муртазалиев, выдвинутый на этот пост фракцией «Единой России». Собрание депутатского корпуса дагестанской столицы состоялось 1 октября.
Как сообщает издание «Кавказский узел», за Абулмуслима Муртазалиева проголосовало большинство депутатов горсобрания Махачкалы.
А. Муртазалиев руководит кафедрой теории государства и права в Дагестанском госуниверситете, входит в состав Координационного совета при главе Дагестана по проблемам формирования гражданского общества. Ранее А. Муртазалиев возглавлял Общественную палату республики.
Собрание депутатов Махачкалы, состоявшееся 1 октября, было организационным, первым после выборов в Единый день голосования 13 сентября.
Напомним, что в столице Дагестана выборы прошли в трех внутригородских округах – Кировском, Ленинском и Советском. Во всех районах 58-60 процентов голосов избиратели отдали членам партии «Единая Россия», сообщается на сайте республиканского Избиркома. Из состава районных собраний было сформировано городское – каждое райсобрание провело в конце сентября первую сессию и делегировало в горсобрание по 15 депутатов.
Как ожидается, в ближайшее время новый состав горсобрания Махачкалы изберет мэра города – по представлению специальной конкурсной комиссии, в составе которой будут городские депутаты и представители главы республики.
В настоящее время обязанности руководителя Махачкалы исполняет 49-летний Муса Мусаев, назначенный в июле. Ранее М. Мусаев возглавлял министерство строительства, архитектуры и ЖКХ республики. Также в статусе исполняющих обязанности на посту мэра Махачкалы трудились Магомед Сулейманов (с апреля 2014 года до июля 2015 года), Муртазали Рабаданов (с июня 2013 года до апреля 2014 года). До июня 2013 года Махачкалой порядка 15 лет руководил Саид Амиров, осужденный в августе 2015 года по делу о посягательстве на жизнь следователя и о теракте к пожизненному заключению.
Дагестанский институт развития образования возглавил Абулмуслим Муртазалиев
Ректором Дагестанского института развития образования назначен Абулмуслим Муртазалиев, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе учреждения.
Официально нового ректора коллективу ДИРО представил заместитель министра образования и науки республики Назир Магомедов во вторник, на еженедельном совещании. Замминистра отметил, что из-за возможного возникновения «конфликта интересов» Шахрудин Шахов освобожден от занимаемой должности и назначен первым проректором ДИРО. Ректором же стал бывший первый проректор института.
Представляя нового руководителя, Назир Магомедов отметил, что Абулмуслим Муртазалиев немало сделал для сферы образования республики и дальше будет работать в этом направлении.
Говоря о Шахрудине Шахове, замминистра напомнил, что тот был назначен в феврале 2013 года и за это время многое успел сделать. «Институт преобразился, причем не только внешне, но и внутренне. Руководством поставлены новые задачи и цели, курсы повышения квалификации педагогов стали проходить в другом ключе. С приходом нового руководителя цели и задачи коллектива не меняются, приоритеты остаются теми же», – отметил Магомедов.
Абулмуслим Муртазалиев – доктор юридических наук, профессор, автор более 150 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий, книг и учебных пособий. Основные публикации посвящены теоретико-правовым проблемам: развития российской государственности на современном этапе, формирования гражданского общества и правового государства, охраны окружающей среды.
В 2009 году Указом Президента РФ утвержден членом Общественной палаты Российской Федерации. Был избран председателем Общественной палаты Республики Дагестан, членом Координационного Совета при Президенте Республики Дагестан по проблемам формирования гражданского общества. С 2012 года – председатель Общественного Совета (палаты) городского округа «город Махачкала». В октябре 2015 года избран председателем Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» 1-го созыва. Заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Награжден Орденом «За вклад в развитие российской экономики». Включен в издание «Золотая книга России: выдающиеся деятели образования и науки».
Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!
Новым Председателем городского Собрания депутатов г. Махачкалы стал Муртазалиев Абулмуслим
1 октября 2015 года состоялось первое организационное заседание Собрания депутатов городского округа c внутригородским делением «город Махачкала». В работе Собрания приняли участие Первый заместитель руководителя аппарата Администрации Главы и Правительства РД Алексей Гасанов, и.о. Главы администрации города Махачкалы Муса Мусаев, представители Прокуратуры г. Махачкалы, заместители Главы администрации города Махачкалы, главы Ленинского, Кировского и Советского районов, представители СМИ и другие.
Открыл первое организационное заседание представительного органа местного самоуправления, до избрания его председателя, старший по возрасту депутат Хизри Амирханов.
Для подтверждения полномочий депутатов Собрания депутатов городского округа c внутригородским делением «город Махачкала» была создана мандатная комиссия, которая в очередной раз проинформировала депутатов о политических партиях, принявших участие в выборной компании.
Одним из ключевых вопросов заседания Собрания состоялось избрание Председателя Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» 1-го созыва. На должность Председателя Собрания депутатов городского округа c внутригородским делением «город Махачкала» была предложена кандидатура Муртазалиева Абулмуслима Магомедовича. Тайным голосованием, высокое доверие возглавить городское Собрание, было оказано Абулмуслиму Муртазалиеву.
Следующим вопросом повестки дня для установления порядка рассмотрения вопросов на заседаниях Собрания, избрания должностных лиц, процедуры голосования и иных вопросов организации работы Собрания был утвержден Регламент Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Далее, Председателем Собрания были внесены кандидатуры на должность1-го заместителя Председателя Собрания депутатов городского округа c внутригородским делением «город Махачкала» Аллахвердиева Паши Эмировича и заместителей Председателя Собрания депутатов Айналова Магди Батталовича, Магомедова Мурада Бахмудовича и Джакаева Джакая Абакаровича. За данные кандидатуры, депутаты Собрания проголосовали единогласно.
В ходе работы Собрания были также утверждены Комитеты и Президиум Собрания депутатов городского округа c внутригородским делением «город Махачкала».
Юристом городского Собрания была дана правовая обоснованность принятия следующих проектов решений Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Махачкала, утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 15.07.2015 г. № 39-1», «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Махачкала», а также «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Махачкала».
Абулмуслим Муртазалиев: «Новый депутатский корпус будет достаточно эффективным»
1 октября 2015 года на 1-м организационном заседании Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» был избран председатель Собрания – Абулмуслим Муртазалиев.
Как будет работать представительный орган в своем новом качестве – три собрания внутригородских районов: Ленинского, Советского, Кировского и Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»? Как будет осуществляться их взаимодействие, каковы планы деятельности на ближайшее будущее и на перспективу? Об этом наша беседа с Абулмуслимом Магомедовичем.
Досье «МИ» : Родился 18 августа 1952 года в селе Кулла Гунибского района ДАССР. После окончания средней школы служил в Советской Армии, работал на Автозаводе им. Лихачева (г. Москва). В 1979 году окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова.
С 1979 года по настоящее время работает в Дагестанском государственном университете, деканом юридического факультета, проректором университета по учебной работе, в настоящее время заведует кафедрой теории государства и права.
Заслуженный деятель науки РД, член Координационного Совета при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества, доктор юридических наук, профессор.
ЧТО УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ
– Абулмуслим Магомедович, у вас достаточно большая нагрузка как в плане профессиональном, так и в общественном. Почему Вы решились пойти на выборы в представительный орган города? Было ли неожиданностью избрание Вас председателем?
– В связи с избранием депутатом я вышел из состава Общественной палаты города, поскольку сочетать эти два вида деятельности не разрешается. В профессиональном плане я работаю преподавателем юридического факультета, заведующим кафедрой теории государства и права ДГУ, мне всегда параллельно с научно-педагогической деятельностью нравилась и общественная работа. Был председателем Общественной палаты республики, членом Общественной палаты России, были и есть другие общественные занятия.
Хотя предложения бывали и раньше, но избираться в депутаты сейчас решил потому, что политическая ситуация в республике существенно изменяется к лучшему, появляется возможность не декларативного, а реального воздействия на обстановку в городе и в республике.
При этом замечу, что я не освобожденный председатель Собрания. Это в определенной мере удобно для меня, поскольку я преподаю в вузе, а для этого тоже нужно время.
– С этого года представительный орган функционирует в новом качестве: три районных собрания и одно городское, каковы формы взаимодействия этих структур, не будут ли они дублировать друг друга?
– Действительно, такая структура апробирована у нас впервые и главное отличие от прошлых времен в том, что власть приближается к местному населению и многие вопросы будут решаться на местах. К сожалению, в республиканском законе пока еще не прописаны положения о разграничении полномочий между городским и районными органами местного самоуправления. Законодательные сложности в этом плане у нас есть, но будем их совместно с депутатами Народного Собрания РД решать.
Еще одна проблема заключается в том, что, возможно, сами районы ещё не полностью готовы принять городские полномочия и принимать по ним самостоятельные решения в рамках своих территорий.
– Сохранится ли в таком случае главенствующая роль городского Собрания?
– Главенствующая роль сохранится только в организационном плане. Район – это самостоятельное муниципальное образование со своими органами власти. Районные собрания будут работать примерно по той же схеме, как и городское. В этой связи что мы уже успели сделать? Мы сформировали комитеты, утвердили их персональный состав и ответственных по обеспечению их работы, провели обучающий семинар для всего депутатского корпуса, подготовили пакет с методическими материалами и отправили всем депутатам.
Такая же работа будет проводиться и в районных собраниях. Собственно, мы все депутаты районных собраний, которые были делегированы в городское, поэтому я бы не стал выделять отдельно городское Собрание в отличие от районных, поскольку проблемы города – это проблемы районов.
КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ
– Но во всех этих структурах есть профильные комитеты с одинаковыми названиями. Как исключить возможное дублирование?
– У нас в городском Собрании – комитеты, в районных – комиссии. В принципе они будут где-то предметно совпадать. Комиссии будут состыковываться с двумя или даже тремя комитетами городского уровня. Мы вообще хотим, чтобы существовала логическая цепочка между предметами обсуждения на комитетах Горсобрания с соответствующими комиссиями в районных собраниях. Конечно, их решения будут носить обязательный характер только в рамках райсобраний, точно так же, как и в городском Собрании.
– Основные функции представительного органа – нормотворческая и контролирующая. Чтобы их исполнять, нужна соответствующая подготовка в юридическом плане, общеобразовательном и специфическом (городская инфраструктура, ЖКХ, бюджет). Достаточно ли подготовлен новый состав депутатского корпуса для такой работы?
– Откровенно говоря, мне понравилось, что по линии «Единой России» была заявлена политическая установка к формированию нового состава депутатского корпуса по одной трети из молодежи и женщин. В современном обществе многие заслуженные, годами заседающие во власти представители находятся в отрыве от социума, особенно от молодежи. В этом плане состав депутатского корпуса города приближен к реальной структуре современного дагестанского общества.
Конечно, деятельность депутатов специфическая, нужны знания и опыт. Мы намерены провести ряд обучающих мероприятий. Недавно такой семинар для всех муниципальных депутатов с приглашением ведущих специалистов состоялся. К тому же многие депутаты – успешные люди, привыкшие работать и добиваться своих целей. В целом я уверен в том, что новый депутатский корпус будет достаточно эффективным и достойным для нашей столицы.
ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТКРЫТОЙ
– На Ваш взгляд, смогут ли депутаты в процессе работы отстаивать свое мнение, а не просто голосовать за предложенные администрацией проекты?
– Я с первого дня добиваюсь того, чтобы депутатский корпус не был «пятым колесом» в системе власти, а сумел реализовать все полномочия представительного органа, которыми он наделен законом.
Может поменяться глава города, может поменяться председатель Собрания, но система должна работать вне зависимости от личностей. А система основана на принципе разделения властей. Депутатский корпус представляет интересы народа, а исполнительная власть должна быть мощной, эффективной, чтобы обеспечивать выполнение решений представительного органа – Собрания.
Главное – власть должна быть открытой, прозрачной для народа, чтобы его воля была реализована через решения представительного органа.
– Безусловно, законодательная и исполнительная власть должны двигаться в одном направлении, имея общие цели и задачи. Какие у Вас складываются отношения с главой г. Махачкалы Мусой Мусаевым?
– У нас нормальные, рабочие отношения. Я испытываю симпатию к Мусе Асхабалиевичу как к человеку инициативному, воспринимающему городские проблемы как личные. У него хороший опыт работы в сфере ЖКХ, необходимые знания в решении финансовых вопросов. Конечно, я и не завидую ему, поскольку в нынешних финансово-экономических условиях крайне сложно решать городские проблемы. Но их нужно решить. У него большой опыт работы в качестве министра жилищно-коммунального хозяйства республики, грамотного управленца. Нам совместно предстоит решить многие проблемы, в первую очередь, это земельно-градостроительные, которые нередко связаны с незаконной регистрацией собственности и криминалом. Это и проблемы транспортного характера, связанные с несоблюдением элементарных Правил дорожного движения в Махачкале. Таких проблем много, над ними, конечно, придется очень тесно работать с главой города. При этом надо иметь в виду: то, что мы наблюдаем сегодня в городе, является головной болью и для нынешней республиканской власти.
ЯСНО И ЧЕСТНО ГОВОРИТЬ О ПРОБЛЕМАХ
– Какое направление депутатской деятельности намерены Вы курировать лично, какая тема наиболее близка по духу?
– Профессионально мне близки вопросы правотворчества, то, чем и должно заниматься в первую очередь Собрание. Относительно контрольной деятельности, думаю, также пригодятся мои знания в области юриспруденции. И, в третьих, образование – это то, чем мне придется также заниматься. Близка также мне тема построения гражданского общества, взаимодействия с правоохранительными структурами и т.д.
– А что можно сделать для решения такой конкретной задачи, как переселение из аварийного и ветхого жилья?
Сегодня, как мы знаем, из пяти запланированных объектов для переселенцев возводятся только два, а три стройки заморожены?
– В первую очередь, нужно, чтобы население знало, по какой причине не реализуется в полной мере программа по переселению, кто в этом виноват. Картина должна быть максимально прозрачная для горожан: может, нет финансирования, если есть, почему не осваивается и т.д.
Если дело касается некомпетентности руководителей, не принимающих вовремя решения, не представляющих документацию, нужно называть конкретные фамилии виновных.
Чем более открыто и ясно будет говорить о проблемах Собрание, тем быстрее и качественнее можно их решить. И дело даже не в констатации свершившихся фактов, а в контроле над тем, чтобы не допустить срыва федеральных и республиканских программ в будущем.
– Сохраните ли Вы такую структуру, как Молодежный парламент при МГС?
Считаете ли его хорошей школой для подготовки руководящих кадров?
– Конечно, сохраним. Более того, сейчас ставится вопрос о создании подобных структур не только при городском, но и при районных собраниях.
Это социализация нашей молодежи, чтобы они не мусолили свои проблемы где-то в подворотнях, а открыто, цивилизованно обсуждали здесь вопросы, которые нужно довести до власти.
Поэтому я однозначно и решительно сторонник существования Молодежного парламента. Совсем скоро мы опубликуем объявление о наборе в новый Молодежный парламент и начнем с ним работать.
– С чего Вы начали работу в городском Собрании? Какие наиболее важные направления, на Ваш взгляд, нужно реализовать в первую очередь?
– Сегодня мы подходим к завершению организационных вопросов, связанных с созданием структур органов, посредством которых будет работать городское Собрание.
Были избраны председатели комитетов на первых организационных заседаниях, председатель Собрания, его четыре заместителя. В дальнейшем мы эту структуру укрепили персональным составом комитетов, подбирали людей по их компетенции и интересам. Всю необходимую информацию уже разместили на нашем сайте, чтобы население знало к кому и по какому вопросу можно было бы обратиться.
Немного хуже обстоят дела с материальным обеспечением собраний. Так, у районных депутатов пока ещё нет своих помещений, где они могли бы работать и принимать посетителей.
В материальном плане работа представительных органов – важнейший фактор их авторитетности. Если в одной комнате ютятся все депутаты и не могут поэтому нормально работать, то это и показатель отношения к их деятельности.
Сегодня мы ставим вопрос о переименовании городского Собрания в городскую Думу, как это сделано в других субъектах Российской Федерации, районные же собрания останутся со своим прежним названием.
– И последнее. Какова судьба Депутатского сквера, над которым шефствовали депутаты 4-го и 5-го созывов, продолжится ли эта традиция, сохранит ли сквер новый состав депутатского корпуса?
– Безусловно, мы сохраним Депутатский сквер, продолжим шефство над ним, продолжим лучшие традиции предыдущего Собрания.
Новый депутатский корпус начинает свою работу в сложное время для Дагестана, да и для России, и в мире видите что творится… В этих условиях что-то кардинально менять в лучшую сторону сложно. Но необходимо выйти из этого хаоса в позитив, чтобы наше общество не делилось на кланы, не расслаивалось в зависимости от занимаемых должностей.
Мы должны работать все вместе и обеспечить тем самым эффективное решение жизненно важных проблем для людей.
Новый депутатский корпус должен найти принципиально новый подход к решению застарелых проблем, которые накапливались годами. В этом контексте будем настраивать депутатский корпус находить научные методы и формы работы, чтобы наш город стал удобным и безопасным для горожан и наших гостей.
Правовые проблемы охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.06, доктор юридических наук Муртазалиев, Абулмуслим Магомедович
Оглавление диссертации доктор юридических наук Муртазалиев, Абулмуслим Магомедович
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
1.1 Бассейн Каспийского моря как объект правовой охраны.
1.3 Межгосударственное сотрудничество как важнейшее условие охраны окружающей среды
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
2.1 Исторический обзор.
2. 2 Международно-правовое регулирование.
2. 3 Правовое регулирование охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря на национально-государственном уровне.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
3.1 Управление природопользованием и охраной окружающей среды.
3.2 Контрольно-надзорная и правоохранительная деятельность.
ГЛАВА 4 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
4.1 Экономические гарантии
4. 2 Программирование.
4. 3 Информационное обеспечение
4.4 Экологическое образование и воспитание
4.5 Научные исследования
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право», 12.00.06 шифр ВАК
Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности в современный период 1999 год, доктор юридических наук Круглов, Виктор Викторович
Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан 2012 год, кандидат наук Боева, Анна Андреевна
Международно-правовой статус Каспийского моря и международное экономическое сотрудничество прикаспийских государств 2006 год, кандидат юридических наук Хурчак, Николай Михайлович
Оценка влияния нефти и нефтепродуктов на биогеоценозы Северного Прикаспия 2006 год, доктор биологических наук Головин, Вячеслав Григорьевич
Международно-правовая защита среды Каспийского моря 2012 год, кандидат юридических наук Тагиева, Севиндж Чингиз кызы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовые проблемы охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Каспийское море с его уникальной природой занимает важное место в решении экологических, экономических и социально-политических проблем всего прилегающего региона. За период после распада СССР проблемы использования ресурсов Каспийского моря и охраны окружающей природной среды в его бассейне заметно обострились и качественно изменились по своему содержанию, что потребовало разработки и реализации на практике соответствующего нынешним условиям правового механизма регулирования этих проблем. Если ранее проблемы экологии моря, экономического использования основной части его природных ресурсов регулировались и решались в рамках двустороннего сотрудничества СССР и Ирана, то теперь они в преобладающем большинстве случаев стали предметом многостороннего межгосударственного сотрудничества стран Прикаспия: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.
Надо отметить, что в нынешних условиях, когда отсутствует необходимая договорно-правовая база для решения многих эколо-го-экономических проблем Каспия, установление правового режима моря и разрешение соответствующего комплекса вопросов приобрели чрезвычайную актуальность в налаживании межгосударственного сотрудничества и в обеспечении экологически оптимального развития стран этого крупного региона.
Учитывая эти обстоятельства,политика решения экологических проблем Каспийского моря, также как и Балтийского, Черного, Аральского морей и Арктического региона,отражена в Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (12), в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (13) и в других официальных документах как одно из важных направлений участия России в решении глобальных и региональных экологических проблем.
Тем не менее в 1970-1980 годах в юридической науке отмечалась необходимость регионального подхода ( 0.С.Колбасов,136, с.179) и были опубликованы первые научные исследования,посвященные разработке правовых мер по охране окружающей среды конкретных природных регионов с учетом их особенностей. К их числу необходимо отнести исследования А.И.Казанника, Г.А.Некрасовой, коллектива ученых Одесского госуниверситета под руководством доктора юридических наук А.В.Сурилова, И.И.Бергхолыдаса и других авторов (96,108,121,150,163,169). Хотя они посвящены различным водохозяйственным регионам страны и разработке, точнее говоря, корректировке действующего правового механизма охраны окружающей природной среды применительно рассматриваемых водных объектов (озеро Байкал, Балтийское и Каспийское моря, прибрежные воды Черного моря), в них уже прослеживается много общего в методологии оценки экологических особенностей и разработке соответствующих, регионально адаптированных правовых мер по их охране.
Каспийская проблематика, в т. ч. и его природоохранительный аспект с давних времен и достаточно обширно исследовалась в естественно-научной литературе. Заметный вклад в разработку его проблем внесли исследования рыбохозяйственных учреждений, научных организаций Академии наук СССР,труды Б.А.Аполова, Л.С.Берди-чевского, И.Н.Воеводина, Г.В.Воропаева, Г.Н.Зайцева, Е.Н.Казан-чеева, А. Г. Касымова, К. А. Кисилевича, Н. М. Книповича, М.А.Лети-чевского, Ю. Ю. Марти, Н.Н.Михеева, Д. Я. Ратковича, Г. Г. Сибирцева, Н.П.Танасийчука и других ученых-каспийсковедов (111,). Определенная часть этих работ выполнялась под организующим руководством специально созданного Научного Совета ГКНТ и АН СССР по комплексному изучению проблем Каспийского моря. О размахе этих исследований свидетельствует,в частности,тот факт,что, по данным библиографического указателя литературы,составленного Научным Советом по Каспию,за 15 лет (1970-1984) естественнонаучным и хозяйственным проблемам Каспийского моря было посвящено более 27 тысяч публикаций в нашей стране и за рубежом (127).
Существенный вклад в разработку современной концепции охраны природы в бассейне Каспийского моря внесли состоявшаяся в октябре 1990 года в г.Махачкале Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная правовому режиму использования и охраны Каспийского моря (179,252),Первая Международная конференция по проблемам Каспийского моря /Баку,1991 г./(176 ), Международная конференция по проблемам защиты побережья Каспия /Махачкала,1993 г./(280) и другие научно-практического характера мероприятия. В настоящее время государства Прикаспия заметно активизировали свою деятельность по разработке основ природопользования,охраны окружающей природной среды и сотрудничества в экономической и политической сферах в регионе. При этом нередко выдвигаются и отстаиваются основанные,на текущих экономических интересах экологически вредные, а то и опасные, проекты и планы по хозяйственному «освоению» ресурсов Каспийского моря.
Таким образом, в силу недостаточной разработанности в юридической науке, актуальными остаются вопросы современного правового статуса Каспийского моря, использования его природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; разработки основанного на природных и социально-политических особенностях этого региона правового механизма охраны окружающей природной среды.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертации является разработка концепции правовой охраны окружающей природной среды в бассейне Каспийского моря в современных условиях. Названная научная и практическая цель предопределила решение следующих основных задач:
-определить основные пути формирования правового режима Каспийского моря в новых, сложившихся после распада СССР условиях;
-осветить основные региональные / экологические,экономические и социально-политические / предпосылки-особенности охраны окружающей природной среды в бассейне Каспийского моря в современных условиях,определить механизм их взаимодействия и учета при разработке правовых мер;
-определить основные пути и формы сотрудничества государств Каспийского региона в охране окружающей природной среды, рациональном использовании ресурсов моря и обеспечении социально-экономического развития прилегающих территорий;
-исследовать основные исторические этапы становления правового режима использования природных ресурсов Каспийского моря и на этой базе обосновать наряду с современными региональными также и исторические особенности,которые должны быть учтены при определении правового статуса моря и осуществлении природоохранительных мер;
-обосновать основные положения международно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в Каспийском регионе;
-рассмотреть основные пути совершенствования национального законодательства государств Прикаспия в рассматриваемом аспекте проблемы;
-проанализировать прошлый и настоящий опыт организации управления природопользованием и охраной окружающей природной среды в Каспийском регионе, а также контрольно-надзорной деятельности за соблюдением природоохранительных требований законодательства;
-рассмотреть основные гарантии обеспечения охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря;
-на примере Каспийского региона разработать основные теоретические проблемы современной концепции правовой охраны окружающей природной среды с учетом региональных особенностей и новых социально-политических и экономических реалий в нашей стране.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является правовой механизм охраны окружающей природной среды в бассейне Каспийского моря,как система взаимосвязанных мер по регулированию природопользования и охраны окружающей природной среды,обеспечению гарантий в этой области.С учетом этого исследованию подвергались: а) экологические и социально-экономические особенности бассейна Каспийского моря,обуславливающие специфику правовой охраны окружающей природной среды; б) международные соглашения в области охраны окружающей среды на глобальном и региональном уровнях; в) природоохранительное законодательство государств Каспийского региона; г) правоотношения,складывающиеся по использованию природных ресурсов Каспийского моря и охране окружающей среды в его бассейне; д) научные идеи и концепции,материализованные в трудах отечественных и зарубежных ученых; е) рекомендации научно-практических конференций по проблемам организации охраны окружающей природной среды на региональном уровне; ж) деятельность государственных органов и общественных организаций по охране окружающей природной среды в Каспийском регионе.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ И ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ РАБОТЫ составляют основопологающие подходы,выработанные наукой при исследовании государственно-правовых явлений,монографические издания и труды крупнейших ученых в области теории государства и права и экологического права,концепции экологической безопасности и устойчивого развития,конкретизированные в теории права,а также исследования,посвященные каспийской проблематике.
В диссертации широко использованы сравнительно-право-вой,системно-структурный,конкретно-социологический,формально-логический, исторический и другие методы исследования.К исследованию привлекались материалы и источники из разных сфер правоведения, экологии,международного экологического /морского,водного / права, истории экологического права в СССР, России и за рубежом. Широко используется зарубежный и отечественный опыт по охране окружающей природной среды водохозяйственных регионов.В работе использованы также действующие и разрабатываемые международные соглашения по правовому режиму Каспийского моря,законодательные и другие нормативные акты природоохранительного характера государств Каспийского региона.
В работе использовались различные методы сбора эмпирической информации: анализ статистических, отчетных, официальных материалов и анкетирование работников природоохранительных и правоохранительных органов и служб прикаспийских государств: Азербайджана, России /Дагестана,Астраханской и Волгоградской областей/, Казахстана /Гурьевской,Уральской,Мангышлакской областей/ и Крас-новодской области Туркменистана. Широко практиковался анализ опубликованной в отечественной и зарубежной печати материалов по исследуемой проблеме.
Теоретической основой исследования явились труды ученых юристов по вопросам общей теории права С.С.Алексеева,В.К.Бабаева, А. Б. Венгерова, В.П.Казимирчука, В.Н.Кудрявцева, Л.В.Лазарева, М. Н. Марченко,Н.И.Матузова,М.И.Пискотина,Л.И.Спиридонова,Ю.А.Тихомирова, В.Н.Хропанюк и других.При разработке темы автор опирался также на труды исследователей в области права окружающей среды, экономики,философии,а также в области естественных наук.В их числе особо важное значение для данной диссертации имели работы Г.А.Аксененка,С.Б.Байсалова,К.А.Бекяшева,Ю.П.Беличенко,И.И.Бер-хольцас,М.М.Бринчука,С.А.Боголюбова,В.И.Волкова,А.К.Голиченкова, 0. Л. Дубовик, Б.В.Ерофеева, Л.А.Заславской,И.А.Иконицкой,А.И.Ка-занника, А.Г.Касымова, Н.М.Книповича,0.С.Колбасова,С.Н.Кравченко, Н.И.Краснова,0.И.Крассова,В.В.Круглова,М.Я.Лемешева,С.В.Молодцо-ва,Г.А.Некрасовой, И.Ф.Панкратова,В.В. Петрова,А.С.Тимошенко, Ю.С. Шемшученко,В.Н.Яковлева. К проведению данного исследования были привлечены и труды и ряда зарубежных ученых :Виллиам Ф.Рой-са,Коммонер Барри, Н.Робинсона, М.Фешбаха, А.Френдли, Л.Шерота и других.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается прежде всего в самой тематике диссертации поскольку данное исследование является первой в юридической науке монографической работой, посвященной теоретическим и практическим проблемам правовой охраны окружающей природной среды в бассейне крупнейшего водохозяйственного региона мира-Каспийского моря. В работе дан всесторонний анализ правового режима Каспийского моря как объекта международных и национально-государственных правоотношений.Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать и обосновать теоретическую концепцию совершенствования правового механизма охраны окружающей природной среды Каспийского региона, что представляет собой решение научной проблемы, имеющей важное экономическое,социальное и политическое значение, особенно в современных условиях,связанных с распадом СССР и резким ухудшением экологического состояния в бассейне моря.
Научное значение данной работы усматривается также и в том, что она может быть рассмотрена как определенное достижение в развитии нового перспективного направления в эколого-правовой науке,связанного с исследованием теории регионального /экосис-темного/ подхода к организации правовой охраны окружающей природной среды.Ввиду этого разработанная в работе методология исследования региональных особенностей и разработки на их основе правовых мер охраны окружающей природной среды имеет прикладное не только к данному,но и любому другому водному бассейну значение.
С учетом изложенного на защиту выносятся следующие основные положения,составляющие концепцию правовой охраны окружающей природной среды в бассейне Каспийского моря:
1.Теоретический вывод о том,что физико-географические и другие особенности Каспийского моря и его бассейна обуславливают необходимость организации природоохранительной деятельности относительно различных его территориальных уровней:водосборного бассейна моря,непосредственно самого моря и прилегающего региона, отдельных его районов,с учетом характерных им экологических, экономических и социально-политических особенностей;
2.Развитие национального законодательства государств Каспийского региона в духе идей,закрепленных в Декларации РИО-92 об органическом взаимодействии экологических и экономических интересов общества, позволит лучше состыковать их в вопросах защиты Каспийской экосистемы и формировании экологически обоснованного международно-правового режима моря.
3.Совершенствование правового регулирования отношений по использованию и охране ресурсов Каспийского моря должно осуществляться в современных условиях опережающими практику хозяйствования темпами.В противном случае система природоохранительных мер в регионе может оказаться под приоритетным воздействием текущих экономических интересов прибрежных государств по использованию природных ресурсов Каспийского моря;
5.Теоретический вывод о том,что современный правовой статус Каспийского моря должен быть сформирован на основе специально разработанных для данного региона международно-правовых норм с учетом основных положений международно-правовой охраны окружающей среды и отдельных норм международного морского права,предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву (о внутренних морских, территориальных водах и о международном районе морского дна) ;
6.Целая система предложений по совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства прикаспийских государств и практики их применения по охране Каспийской экосистемы:
— основные положения по разработке специальных международных соглашений по регулированию рационального использования природных ресурсов моря /биологических, минеральных, водных /и охране окружающей среды в его бассейне;
— предложения по подготовке и принятию прикаспийскими государствами специальных законов об экоразвитии Каспийского региона;
— меры по формированию системы органов по управлению природопользованием и охраной окружающей среды в бассейне Каспийского моря,исходя из выделенных по экологическим особенностям его территориальных уровней;
— выводы по обеспечению гарантиями природоохранительной деятельности в рассматриваемом регионе.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения,выводы и рекомендации диссертанта были изложены в более чем 60 опубликованных работах, а также в докладах и сообщениях на научно-практических и научно-теоретических конференциях по правовым вопросам охраны окружающей среды в г.Москве (1990,1993,1994 гг.),г.Волгограде(1990 г.),г.Краснодаре (1984, 1989гг.), г.Львове (1991 г.), г.Махачкале (1980-1996 гг.), г.Нальчике (1996г.), г.Ростове-н/Дону (1990, 1996гг.), г.Уфе (1984 г.).
Основные положения диссертационной работы используются автором при чтении курсов Экологического права и Теории государства и права, спецкурсов » Водное право»,»Экология и право»,при составлении учебных программ и подготовке учебно-методических пособий.
Положения,выводы и рекомендации,высказанные автором в работе, могут быть использованы при разработке современного правового режима Каспийского моря,совершенствовании законодательства и практики его применения по охране окружающей среды в бассейне моря.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ обусловлены целью и задачами исследования.Диссертация состоит из введения, четырех глав и списка использованной литературы.Структура работы позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические аспекты темы: исследуются региональные особенности-предпосылки правовой охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря (глава 1), проблемы совершенствования правового регулирования (глава 2),