н в серебрякова биография логопедия
Институт специального образования и психологии
Серебрякова Наринэ Витальевна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.
За добросовестный труд, творчество и высокие показатели в обучении и воспитании подрастающего поколения в 2002 г. Н.В. Серебрякова награждена Почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации.
Серебрякова Н.В. награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2003 год
«Современные методы повышения эффективности работы учреждения высшего профессионального образования» (21.03.2013г.- 07.06.2013г.)
«Московский государственный университет им. М.А. Шолохова».
В 1983 году с отличием окончила Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена по специальности «Логопедия» с присвоением квалификации «учитель-логопед». В период с 1983 по 1994 г. работала учителем-логопедом в дошкольных учреждениях г. Ленинграда. В 1990 году присвоена высшая квалификационная категория.
В 1994—1995 уч. году работала в должности ассистента кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. В период с 1995 по 1998 г. работала по совместительству старшим преподавателем кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена.
сотрудником Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района г. Санкт-Петербурга. В период с 1995 по 1999 г. исполняла обязанности руководителя районной медико-педагогической комиссии и учителя-логопеда.
В 1999 году назначена на должность заместителя директора по научно-методической работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района г. Санкт-Петербурга. За период работы в Центре сопровождения являлась организатором методической работы с образовательными учреждениями, осуществляла научное руководство деятельностью специалистов Центра, участвовала в организации и проведении научно-практических семинаров и конференций по актуальным вопросам диагностики и коррекции нарушений у детей дошкольного и школьного возраста.
За добросовестный труд, творчество и высокие показатели в обучении и воспитании подрастающего поколения в 2002 г. награждена Почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации.
За высокие профессиональные достижения Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2003 г. награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
на должность доцента кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
С сентября 2005 г. по июль 2012 г. работала в должности учителя-логопеда и руководителя структурного подразделения ПМПК Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» Центрального окружного управления образования города Москвы.
В данный период своей деятельности исполняла обязанности сопредседателя психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и групп для детей с ЗПР дошкольных учреждений Центрального округа г. Москвы.
В период настоящее работает в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» в должности доцента кафедры логопедии института специального образования и комплексной реабилитации.
Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие теории и практики логопедии по проблемам нарушений речи и их коррекции у дошкольников со стертой дизартрией, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Автором использован психолингвистический подход к изучению и коррекции нарушений лексики у детей с речевой патологией, что позволило сделать теоретические обобщения о характере нарушений различных компонентов лексики, определить направления коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста.
Дефектологический факультет
Контакты
Адрес факультета: Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4
Проезд: ст. м. «Выхино» м/т № 337, до ост. «Школа», авт. № 209 до ост. «Универсам»
Телефон деканата очной формы обучения: 8 (495) 376 76 56
8 (495) 647 44 77 (доб. 36 41)
Телефон деканата очно-заочной формы обучения: 8 (495) 647 44 77 (доб. 36 42)
Телефон деканата заочной формы обучения: 8(495) 376-96-11
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 52)
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 53) —
Серебрякова Наринэ Витальевна
доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук
Окончила с отличием дефектологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена по специальности «Логопедия» с присвоением квалификации «учитель-логопед».
В 1997 году Серебрякова Н.В. защитила диссертацию по специальности 13.00.03 на тему «Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии».
Работала учителем-логопедом в дошкольных учреждениях г. Ленинграда, — являлась сотрудником Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района — г. Санкт-Петербурга, исполняла обязанности руководителя районной медико-педагогической комиссии и учителя-логопеда, заместителя директора по научно-методической работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района — г. Санкт-Петербурга.
Награды. За высокий профессионализм, творческий подход к работе с детьми, внедрение современных методов коррекции нарушений речи у дошкольников Серебряковой Н.В. в 1990 году присвоена высшая квалификационная категория. За добросовестный труд, творчество и высокие показатели в обучении и воспитании подрастающего поколения в 2002 г. Серебрякова Н.В. награждена Почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2003 года Серебрякова Н.В. награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
С 1 сентября — 2004 года Серебрякова Н.В. работает в должности доцента кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова.
Научно-исследовательская деятельность Серебряковой Н.В. послужила развитию теории и практики логопедии по проблемам нарушений речи и их коррекции у дошкольников со стертой дизартрией, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Серебрякова Н.В. использовала психолингвистический подход к изучению и коррекции нарушений лексики у детей с речевой патологией, что позволило сделать теоретические обобщения о характере нарушений различных компонентов лексики, определить направления коррекции нарушений лексики у детей дошкольного возраста.
Серебрякова Н.В. разработала и читает лекционные курсы по темам: «Стертая дизартрия», «Общее недоразвитие речи», «Алалия».
Систематически принимает участие в работе Всероссийских и Международных конференциях, посвященных вопросам коррекционной педагогики.
За весь период педагогической деятельности Серебряковой Н.В. опубликованы более 50 печатных работ.
Общий трудовой стаж: 31 год.
Трудовой стаж по специальности: 31 год.
Данные о повышении квалификации:
Курсы повышения квалификации АПК и ППРО, 2010
Теоретические и методические проблемы в современной логопедии, ФГАОУ АПК и ППРО, 2013
Всероссийские курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования, 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
В связи с этим знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии, о методах ее коррекции является чрезвычайно важным для подготовки учителей-логопедов. Недостаточная разработанность проблемы коррекции нарушений при стертой дизартрии вызвала необходимость создания пособия, восполняющего имеющиеся пробелы в изучении данной формы речевой патологии.
Данное пособие состоит из двух глав.
В первой главе раскрываются основные теоретические подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста, излагаются особенности этих нарушений и методики их преодоления.
Во второй главе приводятся данные об особенностях лексико-грамматического строя речи и методика логопедической работы по его развитию у данной категории детей с позиций психолингвистического подхода.
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. ОСОБЕННОСТ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ УДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.).
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
При исследовании особенностей фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией нами учитывались следующие теоретические положения:
§ Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при стертой дизартрии.
Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи (Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева).
§ Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков речи и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н. X. Швачкин, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин, И. А. Зимняя, В. И. Бельтюков и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией пока недостаточно изучена, что вызывает необходимость изучения как артикуляторных возможностей ребенка, так и особенностей восприятия и распознавания звуков речи.
Н в серебрякова биография логопедия
Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.
В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др.
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.
На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фраг-мент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — моко, собака — бака).
Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.