народная песня каравай история

Песня «Каравай»

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история Наталья Васильевна Волокиткина
Песня «Каравай»

Русская народная песня «Каравай» стала не только музыкальным украшением детского дня рождения, но и своеобразной разминкой для ребятишек.

К тому же, хороводное исполнение этой забавной песенки об именинном пироге стало увлекательным и весёлым поздравлением приглашёнными детьми виновника торжества. А подключение к детскому хороводу взрослых, способных показать недосягаемую для ребятишек «вышину» каравая, добавило детворе игровое настроение.

Песня «Каравай».

Как на (имя) рожденье

Испекли мы каравай

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяФотоотчёт о занятии по рисованию с детьми 5–6 лет «Каравай румяный» Цели: Уточнить, люди, какой профессии трудятся, выпекая хлеб в пекарнях. Закрепить понятие о каравае, о хлебобулочных изделиях. Задачи:.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяАтрибут для праздника «Каравай» История каравая связана с русскими старинными традициями языческих времен, когда наши предки поклонялись мифическим божествам и использовали.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история«Наш кубанский каравай». Лепка из соленого теста «Кубань – земля такая: От хлеба золотая. » Неспроста о нашем кубанском хлебе слагают стихи и песни. А кто не слышал про знаменитый кубанский.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяФотоотчет о занятии фольклорного кружка «Каравай» Фотоотчет. Фольклорный кружок «Волшебный сундучок» по теме «Каравай». Воспитатель: Назарова Т. А. В нашей разновозрастной группе «Звездочки»,.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяКонспект комплексного занятия по лепке «Каравай, каравай» в первой младшей группе Цель данного занятия – сформировать интерес у малышей к соленому тесту, научить детей работать с данным материалом – отщипывать кусочки.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяМастер-класс «Украшаем муляж «Каравай» к Масленице» Масленица на носу. Готовятся праздничные гулянья на улице, оформляются тематические уголки, изготавливаются поделки на тему Масленицы.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяПесня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возраста СнегириСлова Людмилы Рябоконевой, воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»,п. Таежный. 1. Прилетели снегири, Сели у окошка. Рада, рада детвора.

Источник

Как проводим подвижную игру «Каравай» на детском дне рождения

Правила игры «Каравай»

В “Каравай” можно играть всегда, везде и в любом возрасте
Участники встают в круг и берутся за руки. Именинник находится в центре круга.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

Затем участники начинают водить хоровод. Они поют и движутся под музыку, выполняя движения на протяжении песни (до хлопков).

Как на (Имя именинника) именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!

Я люблю, конечно, всех,
Но а (Имя выбранного человека) больше всех!
Пойдем обнимем (Имя именинника).
Вот мы его (её) обнимем.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

Такие мероприятия проходят на большом эмоциональном подъеме и надолго запоминаются участникам, поскольку каждому желающему предоставляют простор для творчества и самовыражения.

И конечно же, гвоздем программы будет чаепитие с тортом. Или даже с настоящим караваем!

Песня Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай – это игра с элементами хоровода, в которую могут играть не только дети, празднуя свои дни рождения, но и взрослые на вечеринках. Гости становятся в круг, в центр которого помещается виновник торжества.

Двигаясь хороводом по кругу, все хором поют о том, что ими испечен замечательный каравай: и высокий, и низкий, и широкий, и узкий… Одновременно участники хоровода показывают руками ширину и высоту их вкуснейшего каравая. А потом предлагают стоящему в центре хоровода выбрать из них того, кого он больше всех любит. И обнять его. Выбранный человек становится в центр круга и игра повторяется. Теперь его очередь выбрать самого любимого из всех присутствующих.

Песня “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай” и соответствующая праздничная игра не теряют своей актуальности и в XXI веке как для малышей, так и для всех нас. Приглашаем слушать ее и затем исполнять самостоятельно в форме игры, отвлекаясь от праздничного застолья.

Игра “Каравай” на новый лад

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

С давних лет на День Рожденья
Каравай печет народ!
Каждый гость у нас кондитер,
И замесит и спечет!

(просим гостей встать в круг и взяться за руки)

Дружно встанем в хоровод,
Каждый пусть с собой возьмет-
Понемногу пожеланий
И от всей души признаний!

(в центр круга именинницу(кА))

Как на (имя..) день рожденья –
Испекли мы каравай!
Каравай, каравай –
Пожеланья принимай!

(просим гостей по очереди (человек 5-8) проговорить по
одному слову пожелания «Счастья», «Здоровья», «Внуков» и т.д.)

В тесто Счастье (Здоровье, Внуков) положили
Размешали, (гости делают круговые движения кистью руки – вытираем зеркало)
Замесили, (крутим руки вокруг друг друга на уровни груди

Ох! Устали мы прилично! (вытираем рукой лоб – жест усталости)
Показали « Всё отлично»! (жест «всё хорошо»)

(и т.д. вставляем слова пожелания и каждый раз повторяем все
движения)

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

Вроде всё мы положили!
Ничего не позабыли? (просим гостей взяться за руки)

Радости – вот такой вышины! (гости руки вверх)
Печали – вот такой нижины(присели)
Любви – вот такой ширины! (шире круг)
Грусти – вот такой ужины (все в центр круга к имениннице)
Друзей – вот такой широты (разошлись)
Счастья – вот такой долготы (руки вверх)

Все тебя мы обнимаем!
С днем рожденья поздравляем!
Каравай, Каравай!
Всем по стопке наливай.

Источник

Народные хороводные игры

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история Севастьянова Евгения Валерьевна
Народные хороводные игры

Русские народные хороводы

Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы. Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Сейчас, так же как и в старину, водя хоровод, Россия танцует, играет и поет песни. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.

Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг. Всем нам хорошо знакомы детские хороводы. У детишек часто можно увидеть двойной круг, т. е. круг в круге. Танцоры могут образовать два круга рядом, иногда в танце эти круги сливаются друг в друга, образуя «восьмерку». Помимо круговых движений в хороводе есть движения «змейка», «корзиночка», «веревочка» и многие другие.

В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым. Однако минимальное количество человек должно быть трое. Что касается техники танца, то для исполнения хоровода следует стать лицом в круг и взяться за руки. При этом руки должны быть свободны. Движение делают по часовой стрелке, сделав легкий полуоборот по ходу движения. Шаги могут быть простыми или переменными.

Русские хороводы по сюжету и технике исполнения могут быть орнаментальными и игровыми. Как правило, орнаментальный хоровод – это праздничный хоровод, в котором танцоры выполняют круговые движения, создают разнообразные фигуры под музыку. Такие хороводы сопровождаются песнями, в которых нет явного сюжета и действующих лиц. Игровой же хоровод, наоборот, своей целью имеет показать определенный сюжет. В песне есть конкретные события, исполнители обыгрывают песню с помощью танца, жестов и мимики. Рисунок игрового хоровода при этом значительно проще, чем в орнаментальном.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

История, происхождение, значение хороводов

Ни один славянский праздник не обходится без хороводов. Образ девичьего хоровода всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. А смешанные хороводы представляются весёлыми и одновременно с глубоким смыслом. Но каков его этот древний смысл?

Хоровод. Народная игра — движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей — участников какой-нибудь игры, танца. Водить хоровод вокруг новогодней ёлки.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов. ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Распространён у многих народов, особенно у славян (в том числе под названием хоро, коло, карагод).

Музыка для хоровода

Теперь давайте поговорим о том, какой должна быть музыка для хоровода. Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Для хороводных песен характерно использование музыкального размера 4/4, чуть реже – 2/4 и совсем редко – 3/4. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней. Приведем лишь пару примеров классических хороводных песен.

Она без игры прошла,

Она без игры прошла.

Ты меня гулять пусти,

Ты меня гулять пусти.

Я тебя гулять пущу,

Ой, ты муж, милой мой,

Ты меня гулять пусти,

Ты меня гулять пусти.

Я тебя гулять пущу,

А я шкуру с плеч спущу,

А я шкуру с плеч спущу.

Как видите, эта песня носит сюжетный характер, в ней молодая жена просит своего мужа и свекра пустить ее погулять с подругами, вспомнить дни, когда она была незамужней девушкой. В песне 3 действующих лица. Ролями можно меняться, повторяя хоровод много раз.

«При народе, в хороводе»

При народе, в хороводе

Парень девушку обнял,

А девчонке стыдно стало,

Стала плакать и рыдать.

Дроби, дроби, дроби бей,

Танцуй, ноги не жалей.

Как теперь пойду до дому,

Меня дома забранят.

Поцелуи твои жарки

На губах моих горят.

Это что же за молодчик,

Это что же за мальчишка,

При народе, в хороводе

Парень девушку обнял,

А девчонке стыдно стало,

Стала плакать и рыдать.

Эта хороводная также носит бытовой характер, однако в ней только одно действующее лицо – девушка, которая обращается к парню и стыдит его за то, что обнимал ее и целовал. Вторым действующим лицом в остальной части песни выступают все танцующие.

Сегодня старинная традиция водить хороводы сохранилась только в глубинках нашей страны. С появлением народных коллективов хороводы исполняют в основном на сцене. А вот в повседневной жизни к ним обращаются только пожилые люди, живущие в деревнях. Однако в последнее время можно наблюдать тенденцию к возрождению народных традиций, что не может не радовать!

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т. д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т. д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка».

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

С красотой прощается.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа).

Хороводные и народные игры с пением.

Использование хороводных игр и народных игр с пением в образовательном процессе ДОУ.

• Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

• Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона.

Использование народных игр с пением способствует знакомству детей с истоками своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

Необходимо системно использовать хороводные игры и народные игры с пением, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей.

В младшем дошкольном возрасте игры такого плана используются редко. В этом возрасте рекомендованы:

-игры с бабинской матрешкой, яйцами-вкладышами;

В старшем дошкольном возрасте используются все виды народных игр. Разучиваются игры (хороводы) на прогулках, занятиях.

На музыкальных занятиях новая хороводная игра планируется один раз в две

недели. Одновременно планируется знакомая игра с пением на закрепление, которая предлагается детям на выбор.

Оригинальной формой планировании является перспективный план использования народных игр.

Период прохождения материала/Репертуар/Национальная принадлежность

«Каравай». Русская игра с пением.

«Хоровод». Хоровод (рус. нар. мел)

«Плетень». Русская игра с пением.

«Двойные горелки». Русский хоровод.

«Татарский плетень». Татарская хор. игра.

«Лягушка». Русская игра с пением.

«Метелица». Русский хоровод.

«Белая кость». Башкирская хор. игра.

«Ходила младешенька по борочку».Рус. нар. песня.

«Мельница». Русская игра с пением.

«Юрта». Татарская хор. игра.

«А мы просо. И мы просо.».Русская игра с пением.

«Кукушка». Рус. игра с пением.

«Мы славные артисты». Игра с пением.

«Игра в коршуна» Нар. игра с пением.

«Колобок» Русс. хор. игра.

Хороводные игры в ДОУ Хороводные игры в ДОУ Цель: формирование умений соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками;.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяРусские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников Годовой отчет На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство.

Хороводные игры для детей 3–4 лет МАРТ 1-2 неделя Кошки – мышки Становитесь в хоровод! Оля – мышка, Саша – кот! Будем дружно играть, Коту мышку не поймать! Е. Серова Дети.

Хороводные игры для детей дошкольного возраста Копилка хороводных игр для детей дошкольного возраста. Лепешкина Е. А. музыкальный руководитель МБДОУ №19 «Ивушка»: Хороводные игры. Немного.

Хороводные игры (младший дошкольный возраст) ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Солнышко и дождик Дети идут по кругу и проговаривают: Смотрит солнышко в окошко, Идут по.

Консультация «Хороводные игры в раннем возрасте» Традиционные детские хороводные игры представляют собой единство песни, танца и драматического действия и оказывает целостное влияние на.

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай историяФотоотчет «Игры народные, хороводные, подвижные» Игры народные, хороводные, подвижные всегда идут на ура! Дети с удовольствием принимают в них участие и играют ни один раз. Русские народные.

Народные игры: хороводные и подвижные НАРОДНЫЕ ИГРЫ Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу.

Источник

научная статья по теме «КАРАВАЙ, КАРАВАЙ, КОГО ХОЧЕШЬ, ВЫБИРАЙ!» Языкознание

народная песня каравай история. Смотреть фото народная песня каравай история. Смотреть картинку народная песня каравай история. Картинка про народная песня каравай история. Фото народная песня каравай история

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «»КАРАВАЙ, КАРАВАЙ, КОГО ХОЧЕШЬ, ВЫБИРАЙ!»»

История русского быта

«Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!»

Широкое распространение в свадебном ритуале имел обычай разламывания хлеба в знак утверждения того или иного решения. Отец невесты, дав согласие на брак дочери, отрезал часть хлеба, после чего невеста начинала считаться «отрезанным ломтём» [1. С. 141; 2. С. 13]. В Среднем Поволжье часть калача, отломленная представителями жениха, заворачивалась в полотенце невесты и отправлялась к жениху. Оставшуюся в доме невесты часть каравая делили между ее родственниками. Данное действие называлось ломать калач [1. С. 142].

Приготовление большого обрядового хлеба незадолго до свадьбы и его раздача относятся к числу значимых действий в украинской, белорусской и южнорусской свадьбе. В севернорусской свадьбе обрядовый хлеб представляется явлением второстепенным и просто служит угощением.

Ритуальное хлебное изделие под названием каравай впервые упоминается в церковных поучениях ХП-ХШ веков в числе приношений языческим богам и как ритуальный хлеб в культе предков, предназначавшийся для угощения душ в великий четверг [3]. «Словарь древнерусско-

го языка» [4. Т. 4] отмечает употребление в XIV веке слова короваюмолъцъ «тот, кто совершает один из языческих обрядов, почитание каравая». Словари фиксируют интересные однокоренные наименования хлебных изделий: каравай «печеный круглый хлеб из ржаной муки» [5], каравайцы «пшеничные блины» (ряз.), каравашка «белый хлеб» (твер.) [6].

В свадебном ритуале термин каравай упоминается в записи 1526 года [7]. «Словарь русского языка XI-XVII вв.» [8] отмечает употребление в XVI веке наименования свадебный коровай «обрядовый каравай (для свадьбы который месят и пекут с песнями и обрядовыми действиями»: «Свадебный. коровай обшит бархатом, или камкою. на носилках. покрытыи коровай наволочкою, или кушак золотнои». Со свадебным обрядом также связана лексема коровай «особого вида булочка с разными украшениями, подаваемая на свадебном пиру» (курск.) [6].

X. Ящуржинский производит слово каравай от глаголов краятъ, кроит [9]. Другие исследователи связывают его происхождение с существительным корова, считая, что свадебный каравай имеет непосредственное отношение к древнему обычаю жертвования коровы [10. С. 122; 11]. В пользу последнего объяснения говорит то, что многие обрядовые булочные изделия имели форму коровы, ее головы или вымени. В московских говорах отмечена лексема коровка «хлебец или лепешка, приготовленная для раздачи колядовщикам вечером 24 декабря» [6].

Косвенным признаком связи свадебного хлеба с кормилицей крестьянской семьи является и то, что каравай символизировал счастливую жизнь, достаток и изобилие в доме. Каравай старались сделать как можно больших размеров. При этом часть продуктов, принесенных для приготовления хлеба, оставалась неиспользованной, то есть избыточность как бы заранее характеризует этот ритуальный символ.

По нашим сведениям, полученным в 2006 году в ходе экспедиционной поездки в село Супрунов Винницкой области Украины, продукты для приготовления каравая (муку, соль, яйца, масло) приносили с собой молодые замужние женщины. Такое объединение продуктов наблюдается и на других этапах свадебного обряда, оно было призвано скрепить молодую семью, символизировало, что весь род благословляет жениха и невесту на брак.

Обрядовая лексика многозначна, и кроме номинации свадебного яства, термин каравай выступает как название свадьбы или разных обрядовых празднеств на свадьбе. В тамбовских и ростовских говорах слово каравай зафиксировано в значении «девичник», что связано с изготовлением на девичнике обрядового хлеба [2. С. 70; 12]. Обрядовое действие «приглашать на девичник» обозначалось наименованием по-зыватъ на каравай (тамб.) [2. С. 73].

В качестве названий других обрядовых изделий из теста в русских говорах используются однокоренные наименования: каравайцы «сва-

дебные пироги, формой напоминающие высокие караваи» (поволж.) [1. С. 143]; караваи, каравайчики «небольшие булочки, которые развозят свахи приглашенным на свадьбу» (дон.) [13]; каравайничек «сдобная свадебная булочка» (рост.) [12. С. 209]; малийе короваш, коровайчт «небольшое печенье различной формы, предназначенное для одаривания гостей» [14. С. 31]. Кроме того отмечаются наименования каравай-ное «деньги, подаренные невесте на каравай» (дон.) [15. Вып. 13.; 12. С. 209]; каравайные песни «песни, которые исполнялись во время печения обрядового каравая» (смол.) [15. Вып. 13]; каравайный обед «обед у жениха для родственников невесты» (тул.) [Там же].

По нашим данным, действия по изготовлению каравая на Украине называются леп1ть коровай, м1сить коровай, робити коровай, бгати коровай, г1бать коровай. До или после выпечки каравая поются песни, это действие выражено словосочетанием опевать коровай. По замечанию Н.Ф. Сумцова, каравай всегда выпекается «с большими церемониями и большой веселостью» [16].

В севернорусской свадьбе каравай мог заменяться пирогом. Пирог в семантико-функциональном плане незначительно отличается от лексемы каравай; разграничение обеих единиц основано, вероятно, на аре-альном признаке. В близких значениях фиксируются наименования мо-лодухин пирог «пирог, который жених привозит невесте после знакомства» (новосиб.) [15. Вып. 27]; «пирог, который невеста привозит в дом жениха с приданым» (кемер.) [19]; запазушный пирог «пирог, которым угощают невесту, жениха, свах после наскоро проведенного сватовства» (арх.) [15. Вып. 10]; трог «хлеб, который берут, идя сватать» (белорус.) [20].

привозить девкам, нам, подружкам». Привезенный хлеб сразу не отдавали, а требовали сначала налить бутылку пополней: «Теперь мне ставят бутылку и на бутылку денег кладут и курник дают» (Там же).

В Нижегородской области в значении «свадебный пирог для угощения жениха и невесты» распространено наименование куренъ [17]. В Тамбовской области жених приносил невесте от будущей свекрови в подарок пирог, который, кроме курник, мог называться кашник и ряж-ник [2. С. 13]

В архангельских говорах приготовляемый к свадьбе хлеб назывался байник, баенник [25. С. 3; 15. Вып. 2]. На Русском Севере молодых после бани одаривали специальным хлебом банником [27. Т. 1]. Эти наименования связаны с обычаем готовить свадебный пирог на воде, в которой мылась невеста в ходе обрядового посещения бани. Этой воде, как и поту невесты, придавалось особое значение. В них словно и сконцентрировано «девичество». В Новгородской губернии в середине XIX века был зафиксирован обычай поить будущих мужей «баенной» водой, который осуждался документом еще в 1156 году [27].

Однако прямая связь прилагательного баенник с существительным баня во многих говорах потеряна. В Архангельской области лексема баенник может обозначать «свадебный хлеб, который дают отдельно жениху и отдельно невесте их крестные матери в благословение», «ка-

равай с солонкой наверху и двумя рыбными пирогами по сторонам, подаваемый на стол при объявлении жениху о согласии на выдачу замуж невесты»; «свадебный хлеб, которым мать невесты благословляет отъезжающих к венцу молодых» и др. [15. Вып. 2.].

Таким образом, у всех славян свадебный хлеб назывался караваем, другие наименования являются местной заменой основного названия или имеют более позднее происхождение. Богатая народная терминология отражает способ приготовления, украшения обрядового изделия, а также предназначение свадебного хлеба, который являлся символом плодородия и благополучия дома.

1. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М., 2004.

2. Етихиева Л.Ю. Тамбовский курагод

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *