Народы и племена, населявшие древнюю Русь и места их проживания до 1634 г
Славяне были не единственным народом, который населял Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре. Аланы — Кавказские горы (северо-кавказские народы — осетины). Болгары — Казанские земли (волжские булгары). Бужане — Волынские и Подольские земли (русские). Весь — Новгородские земли (русские и угорские племена). Вятичи — Орловские, Тульские и Каллужские земли (русские). Волховы — Санкт-Петербурские, Северо-Новгородские земли (русские). Горяне — Галицкие земли, Прикарпатье, Киевские земли (русские). Древляне — Минские и Волынские земли (русские). Дряговичи — Минские, Витебскией и Вильнюские земли (русские). Русичи – Ужгородские земли (русские) Дулебы — Волынские земли (русские иногда так называли поляков). Зимегола — Курляндские и Вильнюские земли. Ильмены — Собирательное название племен живших вокруг озера Ильмен (русские и горские племена). Козары — Харьковские и Курские земли (русские). Корсь — Курляндские земли (латыши, литовцы). Косоги — Екатеринославские и Таврические земли (русские). Кривичи — Смоленские и Могилевские земли (русские). Летгола — Курляедские и Вильнюские земли (латыши, литовцы). Ливы — Лифлядские земли (литовцы, латыши). Лутичи — Херсонские земли (русские). Меря — Ярославской и Костромской (русские). Мещера — Симбирские и Тамбовские земли. Мордва — Тамбовские и Нижегородские земли (мордва). Мурома — Владимирской (русские). Перми — Пермские и вятские земли. Печенеги — Херсонские, Екатериноградские и Полтавские земли – тюркские народы. Половцы — Астраханские, Донские земли — тюркские народы Полочане — Витебской области (русские и поляки). Поляне — Киевские земли (русские) и Польские земли (поляки). Поросяне — Киевские и Екатеринославские земли (русские). Радимичи — Курские и Черниговские земли (русские). Родиевы — Древние земли Прикарпатские, Киевские и Черниговские земли (древние русские). Росичи — Галицкие земли, басеин реки Рось (древнейшие племена росичей, россов или русских). Росы — Басеин реки Рось, Галицкие земли (русские). Русcы — Новгородские и Псковские земли (русские). Руссичи — Новгородские и Псковские земли (русские). Северяне — Черниговские земли (русские). Сербы — В низовьях Днестра, Юго-восточные территории Прикарпатья. Славичи — Минские и Волынские земли (русские). Суличи — Полтавские и Харьковские земли (русские). Тиверцы — Херсонские земли. Торки — Киевские и Екатеринославские земли (русские). Угличи — Екатеринославские земли. Угры — Кавказкие земли, Венгерские,Финские земли. Финны — Архангельские, Финские, Прибалтийские земли, угрские племена. Хвалисы — Астраханские земли. Черемисы — Саратовские, Пензенские, Симбирские земли. Чудь — Новгородские, Псковские, Финляндские, Архангельские земли (русские и угрские). Эсты — Эстляндские земли (эстонцы). Югры — Вятские, Волжские, Астраханские земли. Ямь — Санкт-Петербургские, Олонецкие земли. Яссы — Екатеринославские земли. Ятваги — Гродненские земли.
Эти народы и племена проживали на территории России в период с 862г по 1636 г. Данные взяты из древней русской летописи, впервые изданной в 16-м веке.
Кто и как жил на территории России в глубокой древности? (Конспект 3)
История России имеет тысячелетнюю историю, в то время как человек появился на Земле 2,5 млн. лет назад! Кто жил на территории современной России и СНГ до возникновения славян? Какой образ жизни они вели? Каков был социально-экономический уклад и духовная культура?
Об этом мало пишут, хотя тема чрезвычайно интересная. Изучение глубокой древности позволяет понять, из каких элементов и каким образом зарождалось то, что впоследствии станет Россией.
Попытался систематизировать для вас данный материал.
1. Палеолит или древний каменный век. (2,5 млн. лет до н.э)
— Средний палеолит (300-30 тыс. лет до н.э). Данный период считается эпохой неандертальца. Происходит расселение людей в северной части Евразии, в частности на территории Северного Кавказ, южной части Восточно-Европейской равнины, южной Сибири. Хозяйственная деятельность: преимущественно охота, начинает появляться собирательство и приготовление растительной пищи, о чем свидетельствуют найденные ступки. Совершенствуется обработка камня: возникает индустрия леваллуа, которая предполагает скалывание качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки.
Человек заселяет северную Европу, доходит до Северно-Ледовитого и Тихого океана, переходит Берингов пролив и попадает в Северную Америку.
Пару слов об искусстве. Если в палеолите древний художник изображал объект охоты, то в мезолите его внимание перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны.
Однако процесс этот протекал неравномерно. Так если в южных частях Восточной Европы происходит переход к новым орудиям трудам и новым формам хозяйствования, то в лесной зоне и в Сибири продолжали сохраняться традиционные виды деятельности.
К эпохе неолита относят также распад языковых общностей и формирование современных языковых семей (индоевропейская, уральская, алтайская). Письменности ещё не возникло, однако пробудившаяся мысль требовала закрепления. Наскальные рисунки, демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий, средств передвижения, геометрических фигур.
4. Бронзовый век. (3-1 тыс. лет. до н.э.)
Начинается переход от каменных изделий к изделиям из бронзы, что свидетельствует о зарождении древнейшего металлургического производства. Зародившись на Ближнем Востоке, это производство начинает распространяться и в Восточной Европе.
— Трипольской культура. На территории современной Молдовы и Украины возникает мотыжное земледелие, которое сочетается со скотоводством и охотой. Характер земледелия приводил к истощению плодородия обрабатываемых земель и заставлял менять ареал расселения. Лингвистическая реконструкция показывает, что в III тысячелетии до н.э. восточноевропейские степи были заселены индоиранскими племенами, которые именно с этих территорий попали на территорию современной Индии и Ирана. Отмечаются контакты индоиранцев с финно-угорскими племенами.
— Окуневская культура (II тыс. до н.э.). Данные племена проживали на территории Ю. Сибири, в Хакасии. Хозяйственная деятельность: скотоводство, охота, рыболовство. Окуневцы обладали развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного евпропеидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Сменилась андроновской культурой (XVII—IX веках до н. э.).
Первоначально древнейшей формой человеческого объединения был коллектив людей, связанных кровным родством (род). Производительных сил такого коллектива хватало исключительно на воспроизводство условий существования. В таких условиях распределение благ было уравнительным, а верхушки общества не возникало. Однако с появлением новых и более совершенных орудий труда и новых видов хозяйственной деятельности происходит рост производительных сил. По мере развития этого процесса начинает появляться общественное расслоение, формируется привилегированная прослойка общества. Вот как описывает этот процесс член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря:
История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20
Наиболее динамично данный процесс развивался в южных районах, где были более благоприятные условия накопления прибавочного продукта, и где ощущалось воздействие мощных очагов цивилизации Ближнего Востока. Таким образом неравномерность развития территорий Европы наметился уже в глубокой древности.
— Степная зона Сибири в I тыс. лет до н.э. была заселена преимущественно европеоидным населением по развития и культуре схожими со скифами.
— Лужицкая культура (II-I тыс. лет до н.э.). Располагалась в бассейне Вислы и Одера, на территории современной восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). По оценке академика Б. А. Рыбакова:
«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтническим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племён на юге, где бронзолитейное дело стояло высоко». «Лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг».
1. Ввиду более суровых климатических условий в Восточной Европе, накопление прибавочного продукта происходило медленнее. Это обуславливало и более позднее возникновение цивилизаций. Этими же факторами объясняется неравномерность в развитии южных и северных территорий.
2. «Сырьевой характер экономики» был свойственен некоторым народам, населявшим территорию современной России ещё в древности. Так например, скифы вывозили в Грецию хлеб, мёд, пушнину, а ввозили ремесленные изделия.
1/ Алексеев В. П. Сибирь как очаг расообразования // Проблемы исторической этнографии и антропологии Азии. — М.: Наука, 1968. С. 133.
2/ Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.
3/ История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20
Восточную Европу и Азию современный человек заселил достаточно давно – 45 тысяч лет назад. Однако земледельческие поселения стали возникать всего 7 тысяч лет назад, и заселяли их вовсе не славяне.
Славянская миграция на эти земли началась только к V веку н.э., то есть всего 1500 лет назад. Какие народы жили в Восточной Европе до этого момента и куда они исчезли?
Кто заселял Россию в глубокой древности?
Современный человек заселил Россию и соседние страны 45 тысяч лет назад. С этого момента здесь появляются тяжелые копья, метательные гарпуны и качественные каменные ножи, а также наскальные рисунки и первые религиозные представлений об окружающем мире.
9 тысяч лет назад охотники впервые начали использовать лук и стрелы с кремниевыми наконечниками. Основным занятием населения оставались охота, рыболовство и собирательство. Именно в это время начали происходить первые войны между родоплеменными организациями.
8 тысяч лет назад в районе современного Поволжья зародились индоевропейцы – предок большинства современных народов Европы, Южной Азии и Индии. Их волнообразные миграции отслежены множеством археологических культур.
Территорию России займут ямная культура IV тысячелетия – от Южного Урала на востоке до Днестра на западе и культура боевых топоров III тысячелетия в Восточной Европе. Именно «боевые топоры» станут предками для народов, населяющих Европу сегодня.
На севере материка было значительно холоднее, поэтому люди были вынуждены кочевать и добывать еду охотой. Цивилизация и технологии здесь развивались медленно.
Ближе к современности
До славян в степной полосе Восточной Европы правили народы ираноязычной языковой группы – киммерийцы, скифы, сарматы. Южную часть материка заселяли греки: с VII века до н.э. на побережье Черного моря начали возникать греческие города-колонии.
На севере правили балтские и финно-угорские племена. Последние населяли земли от западной Сибири до современной Москвы, однако жили разрозненно друг от друга и ни о каком едином государстве даже не думали.
Первое государство на территории России возникло только к VIII веку до н.э. Это была кочевая Скифская империя. Скифы населяли Поволожье и другие южные регионы, кочевали по степям и занимались в основном скотоводством.
Славянское протогосударство сформировалось только к началу IV века н.э., спустя век после миграции с Прикарпатья. Это был Антский союз. Правда, долго государство не просуществовало. К концу IV века славян покорили готы, а после них гунны.
С этого момента и вплоть до начала IX века в Восточной Европе доминировали тюрки-кочевники – Тюркский каганат, Великая Болгария, Хазарский каганат.
Расцвет славянской культуры и независимое развитие началось только после прихода варягов во главе с Рюриком в 862 году, которые объединили разрозненные племена и оттеснили кочевые народы.
Древнюю прародину славян нельзя выявить без изучения этимологии и ономастики. Как решается этот вопрос? Есть прямолинейные пути, например, найти территорию, где многие или все топонимы-гидронимы чисто славянские,и есть также более тонкие, более совершенные пути. Нет чисто славянских топонимических территорий. Установлен факт древнего обитания славян в Центрально-Восточной Европе в достаточно широких подвижных пределах. Известна древнее других связь праславян с праиталийскими племенами.Наша книжная старина хранит сказания о начале славянской письменности. Наша древнерусская начальная летопись хорошо видела и этническое единство всех славянских племен («а се язык словенеск»), и единство славянского письма («тем же и грамота прозвася славянская»). И пусть западные славяне в ходе истории и сильного влияния католического Рима перешли на латинское письмо – всё равно западно-славянские языки хранят память славянского письма и речи.
Вятичи— союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи прозваны по имени некоего вождя (предводителя), родоначальника племени Вятко [Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. Перевод с немецкого и дополнения О.Н. Трубачева. Изд. 3-е, Т. I. СПб., 1996, с. 376.]. Имя Вятко представляет собой уменьшительную форму от личного имени Вячеслав, прасл. *vętjeslavъ, ср. чеш. Vaclav, то есть исключительно западнославянского имени. «Вся известная нам рязанская«областная» территория по составу славянского населения была вятичской. К области вятичей относят и курско-орловские земли».
Характер жилищ вятичей отличается их как первоначальных южан – они селились в землянках и полуземлянках,как дунайские славяне, как «склавины» Иордана и ещё праславяне. У вятичей на Верхней и Средней Оке полуземлянки, а к северу, в том числе у кривичей, – наземные срубные постройки (дома). В середине X века князь Святославприсоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохранялиопределённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода. Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя.Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 г. Вятичи-рязанцы среди восточных славян
Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).
Волыняне —восточно-славянское племяили племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство. В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.
Древляне— одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору политический центр перешёл в город Вручий (Овруч).
Дреговичи— восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной. Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото». Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.
Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе князя Олега на Царьград. Племенной союз Дулебов распался на племенаволынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Древней Руси с центром в Киеве.
Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя(племенное объединение), занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана.Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.
В эпоху образования Древнерусского государства у кривичейуже существовали политические центры:Изборск, Полоцк и Смоленск. Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 году, а полоцких князей называли кривичами (русскими) под 1140 г. и 1162 г.После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках, вплоть до конца XVII века. В современном латышском языке слово krievs — означает русские, а слово Krievija — Россия.
Юго-западная, полоцкая ветвь кривичейтакже именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей (русские) составила основу белорусского этноса. Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современных Тверской, Ярославской и Костромской областей,находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами. Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словенопределяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.
Полочане— восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двиныв сегодняшней Белоруссии. Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Полочане — одни из родоначальников современного белорусского народа.
Поляне (поли)— название восточных славян, поселившихся по среднему течениюДнепра, на правом берегу его. Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.
Восточнославянское племя Полян летописец определяет, как «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта:«Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху». История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян —охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Велась обширная торговляне только со славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное;древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам.
Полянеранее других славянских племён приняли христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков)и прочие. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 году.
Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне.Со всех точек зрения объяснение древнерусского Киевъкак производного от древнерусского же личного имени Кый, Кий, известного также у остальных славян, особенно в более ранние времена, и как имя, прозвище человека, и как нарицательное «палка», «дубинка», «то, чем бьют» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2-е изд. М., 1986. Т. II. С. 230; Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 189 – 190;). Прилагательное Кыйив — «принадлежащий Кию». Кий —«дубина», «орясина» с древних времён воспринималось как лестное сравнение крепкой мужской стати с дубиной, со стволом дуба.
Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны. Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII веке они освоили большую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.
Северяне (правильнее— Севера) — племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.
Происхождение названия севера до конца не выяснено. Нназвание восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник».Объяснение от славянского слова сивер — север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.
Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего теченияреки Мологии составлявшее основную массу населения Новгородской земли.
Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря.Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах князя Олега на Царьград в 907 году, и князя Игоря в 944 году. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Древней Руси с центром в Киеве. Потомки тиверцев на западных территориях стали частью украинского народа, а юго-западная часть тиверских племён подверглась румынизации.
Уличи— восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря. Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.
Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древне-иранского слова — «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии — скотоводстве.
Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров, полабов, глиняков, смолян.Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии. Глубокие древнейшие различия балтийского и славянского очевидны на всех уровнях. По одной из версий, Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).
Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В X веке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.
Зличане(чешск. Zličane, польск. Zliczanie) — одно из древне-чешских племён. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия). Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичам.
Лужичане, лужцкие сербы, сорбы(нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э. Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий. Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония. Лужицкие сербы— одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).
Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этогоЛютичи были ярыми противниками германского короля Оттона I.О его наследнике, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго. Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям,что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.
Поморяне, помераны— западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 году граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности я. В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство. С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации славянского населения Померани.
Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы, насчитывающие 300 тысяч человек.
Духовной культуре древних славян была чужда мрачная идея посмертного возмездия. Народные традиции славянской культуры вошли в христианство. Термины Дохристианского языческого культа — святой, вера, Бог, рай, дух, душа, грех, закон — были взяты христианством. Например, слово Бог было известно ещё в скифскую эпоху, то есть за тысячу с лишним лет до крещения Руси. Новая христианская вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова. Отныне то, что веками и даже тысячелетиями служило старой вере, стало служить новой вере во Христа.
Знакомство с христианством дошло до Руси с Запада, но крещение пришло на Русь с Юга. Став внутри русским явлением, Крещение пошло дальше этим главным путем древнерусской культуры и цивилизации –от Киева к Новгороду (см.: Введение христианства на Руси. М., 1987).
В 1054 году единство новой христианской религии славян было подвергнуто жестокому испытанию:распад христианской церкви расколол и славянство надвое – римско-католическое славянство, и православное славянство — греко-Кафальческой церкви.