нарыстау в миякинском районе история
Гора Нарыстау: святой источник Изге Гали и почитаемые могилы
В Миякинском районе Республики Башкортостан, несколько в стороне от популярных туристических достопримечательностей, возвышается гора Нарыстау. Это место почитаемо среди мусульман. Здесь построена мечеть, рядом бьёт святой источник, а на вершинах холмов расположены две загадочные могилы.
Многие приезжают сюда за водой из святого источника Изге Гали. Местная вода считается целебной. Она холодная, мягкая, приятная на вкус. Не удивительно, что в этой степной местности такой удивительный, довольно многоводный источник издавна почитается. Как утверждается, в воде присутствуют ионы серебра. Рядом сооружена купель (в виде небольшого домика), где можно окунуться в ледяную воду. Источник Изге Гали пользуется значительной популярностью.
В 2012 году рядом с источником построили красивую мечеть Сахааба.
На вершинах двух холмов к востоку от источника и мечети видны почитаемые могилы. Над установленными там памятниками возвышаются красивые ажурные сооружения из металла в виде юрты, с возвышающимися полумесяцами – символами мусульманства. Их видно издалека. Рядом стоят скамейки для паломников. Выглядят такие сооружения на холмах непривычно для жителей других регионов, в Башкирии же подобно оформленные почитаемые могилы встречаются и на некоторых других вершинах. Как пишут авторы книги «Башкиры», ещё в XIX веке сюда съезжались паломники из разных отдаленных мест, в том числе из Казахстана.
Однако есть и другая версия, уже ставшая практически официальной. Считается, что тут похоронены два сахаба (сподвижника), которые отправились на земли башкир в 630 году по распоряжению самого пророка Мухаммеда. Это отец и сын – Зубаир ибн Заит и Абдуррахман ибн Зубаир.
Эта версия о миссионерах-суфиях появилась лишь в 2010 году и быстро вытеснила предыдущую. Её авторами стали местные последователи суфизма, которые опирались на откровения своего духовного наставника из Северного Кипра, главы Накшбандийского суфийского ордена шейха Назима-аль-Хаккани. Новость об откровениях шейха быстро разлетелась в СМИ и стремительно набрала популярность. Тогда-то на холмах и появились надгробия, а также была построена красивая мечеть.
Вот как пишет об этом событии башкирское издание «Электрогазета.рф»:
«Некоторые подробности выяснились в 2011 году во время встречи членов Общества активных мусульман из Башкирии с одним из потомков пророка Мохаммеда — шейхом Назимом аль Хакади. Шейх долго терялся в догадках, где же похоронены ученики его предка.
— Субхан, Алла, — воскликнул он, увидев фотографию Нарыстау. Он признал по описанию это святое место, отложив в сторону множество других снимков с изображением гор и холмов. — Надо огородить это место, оказать почести и внимание захоронению.
И в том же 2011 году на горе появилось металлическое ограждение с изящной ковкой в виде юрты, внутри которой расположилась чёрная плита с высеченными на ней именами сахабов».
То есть получается, что фактически «местом захоронения» этих миссионеров была назначена случайная вершина по одной лишь фотографии. Ни одного документального подтверждения версии о захоронении тут сподвижников Мухаммеда нет.
Не в пользу этой версии свидетельствуют и научные данные. Историк-археолог Г.Н. Гарустович в 1986 году проводил археологические раскопки на горе Нарыстау. Он вскрыл располагавшиеся тут в то время обе каменные оградки, высота которых не превышала 0,5 м. Под первой погребения не оказалось, а под второй было обнаружено захоронение мужчины-воина XIV века со следами рубленной раны. Сами оградки были построены из камней, взятых из разрушенных каменных насыпей близлежащего Ильчигуловского IV могильника (этот некрополь исследовал ещё в XIX веке антрополог Н.М. Малиев, он тоже относится к XIV веку). Г.Н. Гарустович предположил, что оградки были сложены местными жителями не ранее XIX века. Он отнёс это захоронение к обширному Ильчигуловскому некрополю. Так что «арабские сахабы VII века» в реальности оказались тюркоязычными кочевниками XIV столетия (кыпчаками).
Как пишут авторы книги «Башкиры», на вершине горы Нарыстау можно заметить и «следы» мифического коня Гали-батыра в виде двух незаросших травой участков. Сюда приходили с различными просьбами, оставляли монеты или если их не было – цветы, веточки черемухи, ягоды.
Кстати, одноимённая деревня Нарыстау расположена в стороне – в 4 км севернее от этого места (по прямой). Она совсем молодая – основана между 1914 и 1917 годами, названа по горе Нарыстау. Около деревни тоже возвышается живописная гора. Как предполагают авторы «Словаря топонимов Башкирской АССР», название горы могло произойти от слова коми «норыс» – «возвышенность, холм, бугор, пригорок, кряж» и «тау» – «гора».
Нам повезло побывать тут в свете заходящего солнца. Хотя ехали долго из-за плохой дороги, место понравилось – есть тут что-то особенное, умиротворяющее. Степная местность вокруг напоминает пейзажи Оренбуржья. Чувствуется приятный аромат степных трав. Поблизости расположен пруд на речке Нарые с платной рыбалкой, там построена база отдыха.
Нарыстау – знаковое место для Башкирии. Посещая эти места, пожалуйста, соблюдайте чистоту, порядок и уважение к традициям башкир. Это место можно посетить по пути на Аслыкуль – самое большое озеро Башкирии. Дорога туда идёт мимо горы Сусактау и Сатыртау.
Видео
Посмотрите видео из нашего путешествия по этим красивым местам.
Как добраться до Нарыстау
Координаты Нарыстау: N 53° 48.325´; E 55° 02.063´ (или 53.805417°, 55.034383°).
Расстояние от Уфы – 210 км, от Оренбурга – 330 км, от Челябинска – 610 км, от Екатеринбурга – 730 км, от Перми – 720 км.
Литература:
Башкиры. – Москва, 2015.
Гарустович Г.Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья // Уфимский археологический вестник. Вып. 13. 2013.
Кухтин Алексей. Мусульманские святыни Башкирии
Словарь топонимов Башкирской АССР. – Уфа, 1980.
Шикаев Владимир. Едем из Уфы на священную гору за исполнением желаний
Киргиз-Мияки и гора Нарыстау
Миякинский район расположен в юго-западной части Башкирии, граничит с Оренбургской областью. Образован в 1930 году.
Киргиз-Мияки и гора Нарыстау
Маяки на «Шёлковом пути»
Сейчас в Миякинском районе нет железной дороги и крупных автотрасс. А вот несколько столетий назад по его территории проходил северный отрезок Великого шелкового пути, уверен местный краевед Ильгиз Ягудин. В этих краях в древности кочевали многие азиатские народы. И торговцы, и ремесленники, и животноводы. После себя они оставили немало артефактов, которые нет-нет да и выискивают здешние любители истории. Именно исторические места и привлекают сюда большинство туристов. Наслаждаясь природой, они находят время и для пополнения знаний по истории древней Башкирии.
Откуда взялось необычное для российского слуха название села?
Оказывается, киргизы вплоть до начала ХХ века ставили здесь свои кочевые юрты.
Самое любимое их место было, говорят, у нынешнего райцентра. А на холмах, гряда (или, как ее называют местные, большой сырт) которых идет вдоль всего района с севера на юг, стояли деревянные маяки — ориентир для путешественников. Отсюда и название, которое дали райцентру основавшие его пришлые безземельные татары (припущенники).
Название села объединило киргизов и маяки, вот и получилось Киргиз-Мияки, объясняет местный краевед Сабир Гумеров. В общем, киргизские маяки. Сабир — потомок одного из 25 основателей села, приехавших в эти места почти 250 лет назад и купивших земли у местных башкир.
— Договор купли-продажи до сих пор хранится в архиве Оренбурга, а у меня имеется его копия, — уточнил наследник припущенника Гумера.
— На следующей неделе снег обещают, а у меня одно важное дело не сделано, крест на могилу Ермака не установлен. Поможете? — неожиданно предложил нам Сабир Гумеров.
Про могилу на горе Максат, которая возвышается над райцентром, мы, конечно, читали. Несколько лет назад почитаемому местными жителями захоронению приписали имя великого атамана.
«Найдена могила Ермака» — писала тогда наша газета.
Одни специалисты доказывали: мол, в родословной у некоторых миякинцев есть предок с именем Ермак. А местная территория находилась на главной дороге путешественников, да и завоевателей тоже, в Сибирь. Другие называли эту версию бредом.
— Утонул Ермак в Иртыше, и точка, — утверждали они. — На место его гибели уже давно экскурсии водят.
Чью-либо сторону мы принимать не станем. Но согласимся с тем, что на вершине горы, с которой все Мияки как на ладони, лежит не простой человек. Толь-ко известные люди удостаивались права быть захороненными в таких местах, считает Сабир. А потому несколько поколений миякинцев с трепетом относились к могиле.
— Больных лошадей подводили к ней, — рассказывает краевед. — Покружат за узду вокруг захоронения — и животное выздоравливало.
Недавно Гумерову пришло письмо из Уфы. Писала женщина, представившаяся потомком графа Юсупова, чья усадьба находилась рядом с Киргиз-Мияками.
Будто бы в этой могиле похоронен граф Карп Юсупов. Об этом из поколения в поколение рассказывали родственники помещика, так история могилы якобы и дошла до этой женщины.
Такая версия тоже имеет право на жизнь, полагает краевед. Знаменитые московские Юсуповы считаются выходцами из этих мест. И вполне возможно, что Карпа в свое время выслали на историческую родину за какую-то провинность.
В общем, Гумеров поговорил с родственницей Юсупова, а она передала деньги, чтобы крест на могиле установить. И это мы совместными усилиями сделали. Теперь над Киргиз-Мияками возвышается еще и крест на могиле таинственного «уруса».
Место захоронения впечатляет. Хребет высокой горы взды- мается у устья трех речушек, панорама необыкновенная. А вот сама могила выполнена в виде каменного мазара — захоронения мусульманского святого: обложена одинаковыми и по размеру, и по форме камешками. Ни князь, ни атаман, насколько известно, к исламу отношения не имели. Впрочем, так хоронили исключительно важных и знаменитых людей, возможно, не только мусульман.
И эта миякинская загадка не единственная. Пытливым путешественникам есть куда приложить рвение.
Если пойти по гряде холмов на северо-восток, то попадаешь к другой достопримечательности — известным горам у деревень Нарыстау и Ильчегул.
Они притягивают взор своим необычным рельефом. Так и тянет забраться на них. Они в чем-то даже схожи с египетскими пирамидами. Только те рукотворные, а здесь природа постаралась.
Но главная притягательность этих гор в их эпическом прошлом. Миякинцы рассказывают, как когда-то давно один из местных мулл совершил хадж в Мекку. Там при разговоре с арабами назвал место, откуда он приехал.
Оказалось, в Мекке знают про Нарыстау и считают это место священным.
А все потому, что на вершине горы, у подножия которой бьет родник, находится могила легендарного богатыря Идукая. Он в конце ХIV века выступил против жестокого золотоордынского хана Туктамыша, чьи карательные отряды выжигали деревни, истребляли население. Победил его и сам стал править Золотой Ордой.
Все это описано в башкирском эпосе «Идукай и Мурадым». Го-ры у Нарыстау упоминаются в нем неоднократно. Кстати, Мурадым — сын Идукая, его могила находится на соседней го-ре. С тех пор как тела героев бы-ли преданы земле, эти места пользуются особым почитанием и уважением. Сейчас по поводу происхождения могил на Нарыстау существует и другая версия.
Некоторые люди считают, что здесь вообще похоронены двое из трех сподвижников пророка Мухамеда, которые отправились на земли башкир в 630 году.
Считается, что один из них, Зубаир сын Заита, лежит на месте Идукая. Другой, Абдрахман сын Зубаира, лежит на месте Мурадыма. Доказательств этой вер- сии не существует. В принципе все могли бы решить археологические раскопки, ведь жили Идукай и сподвижники пророка в разное время. Но провести их в священных местах очень сложно. Народ не поймет.
Между тем люди приезжают сюда не на могилы, а чтобы очиститься, исцелить душу и тело. Эффект, видимо, есть. Иначе не ездили бы.
Но все же главную практическую пользу можно извлечь у подножия горы, где находится святой источник Изге Гали. Он не замерзает даже в крепкие морозы.
Подход к нему удобный, а для желающих окунуться в святую воду сооружена специальная купальня. Мы к источнику добрались к вечеру, когда уже резко похолодало. Поэтому ограничились тем, что набрали воды во все имевшиеся сосуды. Только наш фотокор, весь день страдавший от болей в ноге, решился на эксперимент, погрузив хворую конечность в купальню.
Нога у него к утру болеть перестала. И никаких тебе простуд от переохлаждения. Есть что-то в этой воде. Физики констатируют, что в ней много ионов серебра. Лирики, конечно, иного мнения.
Мечи, кинжалы, глиняные изделия Бронзового века, каменные орудия труда показали нам в богатых на экспонаты музеях сел Зильдярово и Сатыево.
Хорошо сохранившийся короткий меч — акинак, которому уже около трех тысяч лет от роду, — доказательство того, что в те времена здесь обитали знаменитые сарматы. Жили ли они здесь постоянно или просто время от времени наведывались, сейчас узнать сложно. Ведь большая часть восточных сарматов кочевала от Азовского моря до Южного Урала, утверждают историки.
— Кочевники-животноводы в те времена еще не умели заготавливать сено, — говорит краевед из Зильдярово Рустам Калимуллин. — Поэтому летом они могли быть здесь, а к зиме уходили на юг, где снега нет. Постоянные поселения в наших краях появились позже, уже после эпохи сарматов, когда люди научились заготавливать сено.
Летом ученые из Южноуральского университета обнаружили в одном из курганов близ деревни Шатмантамак сразу несколько захоронений и кучу осколков глиняной посуды.
Как сообщила нам местная жительница Лейла Ягудина, принимавшая участие в раскопках, археологи пришли к выводу о глубо- кой древности кургана — его возраст совпадает по времени с широко известным поселением Аркаим в Челябинской области.
Ученые утверждают, что памятники того времени на территории Южного Урала весьма редки. И не отрицают, что в Миякинском районе могло существовать поселение не менее значительное, чем аркаимское. Просто здесь еще пока все мало изучено.
Раскопать бы побольше, выставить напоказ, и зачем тогда ехать за сотни километров в соседнюю область на поиски связи с космосом и древностью? Сюда не только со всей республики, со всей страны и из-за ее пределов народ стекался бы.
Цена вопроса
В районе сохранились несколько меднорудных шахт XVIII — XIX веков. Одна из них около деревни Смородиновка в хорошем сохрании: имеет разветвленную сеть подземных ходов и штолен и тянется под землей на многие километры.
Крепкие стены из магнетита еще держатся. Если организовать за ними хороший уход, то простоят долго, считает краевед Ильгиз Ягудин, который ходил в глубь шахты на 400 метров. Сюда можно водить туристов на экскурсии, уверен он.
Между горой Максат и райцентром расположен главный водоем села — пруд Стадионный.
Одно время его хотели отдать в аренду частнику. Мол, за порядком присмотрит, а то в последнее время берега водоема совсем загадили. Но местные рыболовы горой встали на защиту пруда от частников. Собрались и очистили берега, с помощью полиции организовали дежурство, чтобы не мусорили. Завезли мальков. Теперь на пруд любо-дорого смотреть. И чисто здесь, и рыба водится.
Название этой деревни переводится как «девяносто богачей». Но не названием знаменит населенный пункт, а тем, что здесь родился и жил почти до тридцати лет знаменитый башкирский поэт XIX века Мифтахетдин Акмулла. А потом он пошел путешествовать по городам и весям.
Стихи свои читал, уму-разуму учил. Неспроста творчество Акмуллы известно туркменам, узбекам, каракалпакам и другим тюркоязычным народам. Для тех, кто хочет ближе познакомиться с биографией и творчеством поэта, в Туксанбае работает музей Акмуллы.
Нарыстау святой источник — башкирская Мекка
Считанные дни остались до окончания поста, когда все мусульмане будут праздновать Ураза Байрам. В это время все верующие посещают святые места, сегодня я расскажу об одном из таких мест, входящее в ТОП самых посещаемых туристических мест в Башкирии — это гора Нарыстау святой источник. Оно считается меккой для паломничества и молитв, а так же загадыванию желаний. Мы прокатились к горе вместе с родными, это был маршрут выходного дня, который запомнился надолго и лег в наш семейную копилку приятных воспоминаний.
2 способа Нарыстау как добраться
В священное место Нарыстау можно приехать как самостоятельно, так и в составе экскурсий.
1. С экскурсионной группой и гидом. Купить тур выходного дня. Забронировать место можно через сайт Tripster
2. Самостоятельная дорога на автомобиле из Уфы составит около ста шестидесяти километров и обернутся за один день вполне реально
Гора Нарыстау, где находится. История
Волшебная гора Нарыстау находится в в Миякинском районе Республики Башкортостан, около одноименного башкирского села Нарыстау, в двух часах езды от столицы. Ее высота не такая впечатляющая, всего около 300 метров. И как вы понимаете, на вершину горы Нарыстау туристы отправляются не за покорением высоты, а совсем с другими целями, чтобы их узнать надо прежде всего ознакомится с историей.
Легенда говорит о том, что на вершине Нарыстау в седьмом веке были захоронены двое почитаемых людей — отец и сын, Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они были первыми сахабами, привезшими в нашу республику исламскую веру. Кстати, согласно еще одному преданию, на соседней горе покоится не менее значимый для Башкирии человек — это народный герой, батыр по имени Идукай, который защищал односельчан от нападений Золотой Орды.
Сегодня на месте захоронения сахабов установлен черный мемориал с высеченными на нём именами сподвижников пророка Мухаммеда. Он находится внутри белоснежной металлической юрты, выполненной в традиционном исламском стиле, а купол ее венчают три золотых полумесяца. Как вы понимаете для нашей республики, в которой большая часть населения верует в исламскую религию — это место является священным и очень популярным.
Я бы назвала это место еще отличной смотровой площадкой — так как с нее открывается панорамный вид на природный ландшафт, протекающую реку Дема и деревню Нарыстау. Здесь приятно находится, особенно после подъема на гору, насладится видом и отдохнуть на скамейках, особенно летом, когда вокруг в воздухе витает пьянящий запах земляники.
Нарыстау что посмотреть
Территория вокруг Нарыстау очень колоритная, но вместе с природой над благоустройством местности потрудились так же местные жители, которые своими руками сажали здесь деревья, сосны, цветы, поставили туалеты для туристов и поддерживают это место в ежедневной чистоте.
1. Ледяная купель
Помимо духовно религиозной направленности этого места, на Нарыстау есть еще одна достопримечательность — это источник с родниковой водой, пробивающийся у подножия священной горы. Родник Изге Гали на замерзает даже в зимнее время года, этому способствует его уникальный состав, насыщенный минералам и ионами серебра. Такие свойства воды наполняют её целебной и живительной силой, она способна лечить заболевания и оздоравливать организм, вылечить суставы, бесплодие, спасти близких от пагубных зависимостей. Именно поэтому интерес туристов к этому месту не угасает даже в крепкие морозы. Сюда приезжают не только с Башкирии, но и с бывших союзных Республик — Казахстана и Узбекистана. Паломники и обычные люди, окунаются в ледяную воду, чтобы выйти буквально заново родившимся.
Подход к купели оборудовали в виде деревянного сооружения, которое внутри поделено на две части — мужскую и женскую, поэтому принимать лечебные процедуры можно в чем мать родила) Интересный факт, что после купания в ледяной воде, никто не болеет, даже дети, которых сюда съезжается немало.
2. Святой источник
Недалеко от купальни находится деревянная беседка, в центре которой оборудована колонка, где можно набрать лечебной воды родника Изге Гали совершенно бесплатно, поэтому планируя поездку, стоит заранее позаботится о пластиковой таре.
3. Мечеть Сахаба
Красивая белоснежная мечеть возвышается на холме перед горой Нарыстау. Несмотря на её миниатюрный размер, она вмещает всех желающих, и я не заметила особого столпотворения, даже в выходной день.
Как правильно загадывать желания на Нарыстау, чтобы оно сбылось
Хотите загадать желание на Нарыстау и в стократ усилить его исполнение? Все очень просто — вам нужно знать ритуал, как правильно это делать. Первым делом вам необходимо сходить в купель, трижды окунутся. Этой процедурой вы смываете с себя, с физической оболочки все загрязнения, и приводите свое тело в обновленный вид. Теперь вы готовы к самому ответственному шагу — походу в мечеть.
Думаю, все знают, что в такие заведения нужно обязательно заходить с покрытой головой и в одежде прикрывающей ноги и руки. Если даже вы не умеете молится, главное здесь — вера, именно она открывает двери для Аллаха в вашем сердце. Можете просто проникновенно попросить Всевышнего о самом дорогом и желаемом, и не забудьте поблагодарить его за все что имеете. Хорошей традицией будет оставить садака или пожертвование на благоустройство мечети. Следующий шаг после молитв — это поход к юрте, к местам захоронения сахабов. Здесь можно поклониться святым могилам, и еще раз помолится о благополучии.
Чтобы приехать на Нарыстау необязательно быть религиозным или мусульманином, сюда съезжаются представители многих национальностей, и многие, чтобы насладится красотой этого места и почувствовать его живительную силу
Гора Нарыстау
Гора Нарыстау — это одна из культовых достопримечательностей Республики Башкортостан и священное для мусульман место. Его название происходит от слов «норыс», что на башкирском языке означает «возвышенность или холм», и «тау» — «гора». Расположен уникальный объект в 2 часах езды от г. Уфа, в Миякинском районе, в 5 км к югу от одноименного села.
Место паломничества представляет собой вершину, на которой находится захоронение сахабов (сподвижников и соратников пророка Мохаммеда), принесших в эти края ислам. Вместе с мечетью и священным родником у подножия холма является частью единого туристического комплекса.
База отдыха
Желающие остановиться рядом с религиозным памятником на несколько дней могут это сделать в любое время года на турбазе «Нарыстау» в селе Ильчигулово. Посетителям предлагается проживание в уютных современных домиках на берегу пруда Нарые и в номерах класса «эконом», «комфорт» и «стандарт».
Кроме того, к услугам отдыхающих активные летние и зимние развлечения, экскурсия на священную гору, дискотеки, организация корпоративных праздников и торжеств. Там же есть возможность перекусить в кафе, отдохнуть в беседках и даже, если позволяет погода, искупаться и порыбачить.
Маршрут на Нарыстау
Самый удобный подъезд к туристическому комплексу расположен со стороны дороги Ильчигулово — Комсомольский. Путь пролегает сначала вдоль пруда, затем поворачивает налево к святому источнику «Изге Гали» с ледяной купелью. Территория огорожена металлическим забором. Там же в 100 м от родника находится мечеть.
К почитаемым могилам на Нарыстау можно пройти двумя способами. Первый — подняться напрямую в гору. Расстояние составляет метров 300–350, дорога занимает около 30 мин. Второй — в обход. Путь намного легче, но пройти в этом случае придется метров 900. Вершина второго холма находится в 500 м от места с захоронениями.
Туристический комплекс Нарыстау
Чтобы попасть на священное место необязательно быть мусульманином. Сюда приезжают представители разных национальностей и религий. Как самостоятельно, так и в составе организованных экскурсий, причем в любое время года. Считается, что гора исполняет желания, но для этого существует целый свод правил.
Святой источник
Первое, что необходимо сделать — это очиститься. У подножия Нарыстау расположен целебный родник «Изге Гали» («Святой Гали»). Он бьет посреди участка в два гектара, засаженного деревьями и кустарниками. Вода в источнике мягкая, вкусная, насыщенная ионами серебра. Она способна излечить самые разные недуги и никогда не замерзает.
Защищает родник навес, построенный из красного кирпича. Рядом оборудована колонка, где можно набрать лечебной воды совершенно бесплатно. Там же стоит деревянная беседка для отдыха и купальня в виде специального деревянного домика, внутри он поделен на мужское и женское отделения. В ледяную купель нужно окунуться три раза. Примечательно, что после пребывания в холодной воде никто не болеет, даже зимой.
Мечеть
Второе необходимое условие — посетить мечеть Сахааба. Она представляет собой красивое белое сооружение с несколькими колоннами и миниатюрными минаретами. Несмотря на небольшой размер, оно вмещает всех желающих. Заходить в здание следует с покрытой головой и в одежде, прикрывающей ноги и руки. Молиться — необязательно, главное — искренне попросить Всевышнего о своем сокровенном желании и поблагодарить за то, что уже есть. Хорошей традицией является пожертвование на благоустройство мечети.
Вершина Нарыстау
Следующий шаг после очищения и молитв — поход к религиозному памятнику на вершине Нарыстау. Это черная плита с надписями на арабском, обозначающими имена сахабов. Находится мемориал внутри ажурной металлической юрты, купол которой венчают три золотых полумесяца — символы ислама. Сооружение было возведено в 2011 г., благодаря Благотворительному фонду «Урал» и председателю совета фонда Муртазе Рахимову.
Священным могилам следует поклониться и еще раз помолиться о благополучии. Затем необходимо обойти захоронения 7 раз, повторяя про себя свои сокровенные мечты. Там же установлены скамейки, где можно отдохнуть после долгой дороги и полюбоваться панорамным видом на протекающую вдали реку Дема, пруд и близлежащую деревню.
Кстати, соседняя гора, на которой похоронен Мурадым, называют еще «женской». Обычно бездетные пары поднимаются на нее и просят о самом главном — о продолжении рода.
История горы
Считается, что на возвышенности покоятся отец и сын: Зубаир ибн Заит и Абдуррахман ибн Зубаир. Они пришли в эти земли в 630 году, как первые исламские проповедники. Такой версии придерживается местное сообщество мусульман, которое опиралось на откровения своего духовного наставника, одного из потомков пророка Мохаммеда — шейха Назима Аль Хакади. Именно он призвал огородить это место и оказать достойное внимание и почести захоронениям.
Существует и другая версия, согласно которой на священной горе похоронен легендарный богатырь Идукай (Эдигей или Идигей) — темник Золотой Орды конца XIV — начала XV вв. Его героические подвиги в борьбе против хана Туктамыша отражены в народном эпосе «Идукай и Мурадым». Является родоначальником древних княжеских родов Юсуповых и Урусовых. После гибели Эдигея дело продолжил его сын Мурадым (Нур ад-Дин Батыр-бий). Его могила расположена на вершине соседнего холма, о чем свидетельствует сооружение из камней.
По словам старожилов, еще в начале прошлого века, чтобы поклониться могилам сахабов, к горе съезжались люди из разных уголков Средней Азии. Добирались на верблюдах, ишаках и даже пешком. Паломники останавливались рядом с источником и совершали религиозные обряды (жертвоприношение, раздача милостыни, чтение молитвы).
Как добраться
Самый удобный способ доехать до культовой достопримечательности — на автомобиле.
На машине
При поездке из Уфы двигаться следует по трассе М5. В районе с. Арсланово нужно повернуть на пос. Чишмы. Оттуда путь пролегает через г. Давлеканово, с. Раевский, с. Кармышево, д. Сарышево, д. Нарыстау. Расстояние составляет 170 км, время в дороге — 2 ч 30 мин. Транспорт можно оставить на парковке рядом с туристическим комплексом.
Гора Нарыстау на панораме Google-карт
Если добираться на машине из Стерлитамака, ехать нужно в сторону с. Раевский. Перед с. Кипчак-Аскарово необходимо свернуть налево на насыпную дорогу и двигаться по ней до моста через р. Дема. В этом месте следует повернуть налево и ехать так до д. Нарыстау и самой горы. Протяженность пути — 80 км, время — 1 час.
Также из столицы Башкортостана до священной горы Нарыстау можно добраться на такси (Мотор, Лидер, Максим, Сатурн, Везет, Копейка). Кроме того, в городе работают сервисы Яндекс. Такси и Uber.
На автобусе
Общественный транспорт из Уфы и Стерлитамака до ближайших к памятнику деревень не ходит. На автобусе можно доехать только из г. Учалы, рейс до с. Ильчигулово отправляется по вторникам и субботам, в 11:15. Время в пути — 2 ч 15 мин.
На видео гора Нарыстау в Миякинском районе