настоящая история крейсера варяг

Бессмертный подвиг крейсера «Варяг»

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

10 мая 1899 года на верфи «Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: «Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: «Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — Talbot, французского — Pascal, итальянского —Elba и американского — Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в «Варяг»!

На «Варяге» горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба «Варяга» превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец». Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.
В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский «Тэлбот» принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский «Паскаль». Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций.»

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа «Варяга», Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг «Варяга». Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

Источник

«ВАРЯГ»: БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ И ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА КОРАБЛЯ-НЕУДАЧНИКА

Из докладной записки начальника Главного морского штаба контр-адмирала Рожественского: «После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берется».

Но капитан I ранга Руднев принял другое и трагическое решение. Русские корабли покинули Чемульпо для боя. Трудно понять, на что рассчитывал командир «Варяга». Скорость своего корабля он должен был согласовывать с еще большим тихоходом «Корейцем». И что значили двенадцать шестидюймовок «Варяга» против четырех восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий тяжелого крейсера «Асама»? А на крейсерах «Нанива» и «Такашихе» было по два десятидюймовых. Несколько залпов японской эскадры могли отправить на дно все русские корабли до открытия ими огня. Да и прорываться с боем Рудневу было некуда: Порт-Артур, китайские порты, проливы Желтого моря наверняка были блокированы японским флотом.

Как предупреждение об опасности «Варяг» все же получил в борт два бронебойных снаряда, и на нем поняли, что пора отступать. Крейсер шел впереди, а «Кореец» прикрывал его бегство в Чемульпо. Расстояние между противниками сократилось до «убойной дистанции» двух с половиной миль, и тогда в бой вступил главный калибр старой канонерской лодки. Первым же выстрелом «Кореец» отправил на дно японский миноносец, от снарядов «Корейца» возник пожар на тяжелом крейсере «Асама», получив повреждения, вышли из боя два легких крейсера японцев.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!
Русские корабли благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход «Сунгари», принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Решение об уничтожении кораблей Руднев принимал, уже ни с кем не советуясь.

Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На «Варяге» взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности, просто перешел на иностранные корабли, а трюмная команда открыла кингстоны. Через три часа крейсер аккуратно лег на левый борт на мелководье вдоль берега бухты. Погибших в бою нижних чинов захоронили в Чемульпо. Тело погибшего в бою мичмана графа Нирода вместе с командами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.

Первый морской бой русско-японской войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет о «Варяге» стихотворение, которое уже 25 февраля 1904 года поместил на своих страницах журнал «Югенд». Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из немецких маршей, и вскоре песню о «Варяге» распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Студенской, напечатал петербургский «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки». Так началась литературная слава крейсера.

Беляев был произведен в капитаны I ранга и назначен капитаном эскадренного броненосца «Екатерина». В ноябре 1907 года он становится командиром линкора «Георгий Победоносец», но вскоре умрет на борту своего корабля.

После окончания войны японцы «Варяг» подняли. В штабе адмирала Того, убедившись в незначительных боевых качествах призового крейсера, переобозвали в «Сойю» и определили в учебный отряд, где он прослужил до 1916 года.

23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков крейсера «Варяг» и канлодки «Кореец», погибших в бою или скончавшихся в японском госпитале от тяжелых ранений, были доставлены из Чемульпо во Владивосток и на следующее утро без пиетета захоронены на Морском кладбище. Позднее на могиле был установлен обелиск, увенчанный крестом с высеченным на нем знаком ордена Георгия Победоносца. Но на мемориальной надписи указывалось, что это братская могила моряков крейсера. О погибших с «Корейца» тогда уже просто забыли. Справедливость восстановили лишь недавно, и отнюдь не военные моряки.

В 1916 году «Варяг» вместе с быстроходными броненосцами «Пересвет» и «Победа» был у Японии выкуплен. Броненосцы ушли в Средиземное море, а крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт и модернизацию. Там он несколько лет ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (уже новой, советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море «Варяг» выбросило на скалы. Там он длительно разрушался штормами и волнами вплоть до середины двадцатых годов, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.

В русском флоте издавна существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали другому кораблю. Так, в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец «Стерегущий», а в 1914 году воды Балтики бороздили самый лучший в мире эсминец «Новик», крейсер «Рюрик», линкоры «Петропавловск» и «Севастополь». Несла охрану русских берегов на Аландских островах канонерская лодка «Кореец». После русско-японской войны в Российском императорском флоте имя «Варяг» (а крейсер был не первым кораблем России с этим именем) не носил ни один корабль.

Источник

Запутанная история крейсера «Варяг», вся правда о военном корабле

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

С детства всем нам известен крейсер «Варяг» по одной военной песне, в которой этот корабль является главным героем, погибшим в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале 20-го века. Также существует и другая минорная песня «Плещут холодные волны», но она известна гораздо меньше. Эта песня также посвящена тому же события, и противоречия в том нет.

Удивительная судьба корабля сложилась весьма неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды. Узнаем все подробнее.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.

Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).

Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Конструкция крейсера

«Варяг» создавался как корабль, превосходящий по своим боевым качествам «Диану» или «Аврору», которые к началу Русско-Японской войны фактически уже устарели.

Действительно, проект нового крейсера оказался достаточно передовым для начала 20-го столетия. К сожалению, в то же время при строительстве корабля был допущен целый ряд просчетов, которые резко снизили его реальную боеспособность.

Корпус

«Становым хребтом» крейсера являлся киль, соединявший носовой и кормовой штевни (массивные бруски, отлитые из бронзы) и состоявший из стальных профилей и листов. Непосредственно к нему крепились так называемые флоры (поперечные листы, образующие каркас нижней части корабля). Поверх образовавшейся конструкции укладывалось второе дно, которое простиралось на всю длину корпуса и служило хорошей опорой для силовой установки и различных механизмов.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Вторую «крышу» корпуса образовывала массивная бронепалуба, служившая одновременно основным элементом защиты корабля от артиллерийского огня противника. В носовой части крейсера имелось возвышение (полубак). Благодаря этому «Варяг» мог успешно преодолевать крупные волны, образующиеся во время шторма и не терять продольной устойчивости. Общая высота корпуса достигала 10,46 метра при проектной массе в 2 900 тонн.

Бронепалуба

Защита внутренних помещений крейсера обеспечивалась соединенными между собой броневыми плитами толщиной в 38,1 и 19 мм, образующими единую бронепалубу, которую из-за её конфигурации называли «карапасной» (то есть черепахоподобной). Она закрывала корабль не только сверху, но и по бортам, опускаясь на 1,1 метр ниже ватерлинии. Возвышение бронепалубы над машинным отделением составляло 7,1 м, а над основной линией корпуса – 6,48 м.

Борта «Варяга» дополнительно защищались так называемыми коффердамами – водонепроницаемыми отсеками между бронепалубой и внешней обшивкой. С внутренней стороны к ним примыкали угольные ямы.

Таким образом, повреждения, полученные при попадании снаряда в борт, могли быть локализованы без фатальных последствий для корабля – даже пробитие брони само по себе не приводило к поражению жизненно-важных механизмов. Внутреннего содержания коффердамы не имели, хотя поначалу их хотели заполнить целлюлозой.

Силовая установка и винты

Крейсер «Варяг» приводился в движение паровыми машинами, максимальная мощность которых составляла 20 тысяч лошадиных сил, но в силу целого ряда технических причин это значение на практике никогда не достигалось. Работа силовой установки обеспечивалась тридцатью котлами Никлосса, размещенными в трёх отделениях: 10 в носовом, 12 в кормовом и 8 – в среднем.

Следует отметить, что в последние годы 19-го века котлы Никлосса являлись новинкой, отличаясь от использовавшихся ранее и аналогичных по назначению устройств, прежде всего, сравнительно малым весом. Инициатором оснащения «Варяга» такими котлами стал Чарльз Крамп. В дальнейшем это решение обернулось довольно неприятными последствиями, став причиной многочисленных поломок.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

В качестве движителей корабля использовались два трёхлопастных винта с шагом в 5,6 метра. Для первоначального проворачивания валов, к которым они присоединялись, на крейсере имелись своеобразные «стартёры» — вспомогательные двухцилиндровые паровые машины.

Электрооборудование

Значительная часть механизмов крейсера «Варяг» была оборудована электрическими приводами. Кроме того, на борту имелись осветительная система, опреснительная установка и другое оборудование, также нуждавшееся в электроэнергии. Общий объем потребления составлял более 400 киловатт – очень много для корабля подобного размера тех лет.

Выработка энергии осуществлялась тремя динамомашинами. Одна из них находилась на жилой палубе, а две другие – на носу и корме. При их выходе из строя питание могло осуществляться по аварийной схеме, от шестидесяти аккумуляторов, размещенных в особом отсеке.

Перечень основных потребителей электроэнергии таков:

Кроме того, электричество использовалось на камбузе для работы тестомешалок и в других целях.

Система вентиляции

Вентиляция на крейсере «Варяг» была довольно мощной и хорошо развитой. Особое внимание уделялось машинным отделениям – воздух в них полностью обновлялся двадцать раз в течение часа. Правда, при движении на полном ходу температура внутри этих помещений всё равно достигала сорока трёх градусов или даже более.

В артиллерийских погребах обеспечивалось ежечасное двенадцатикратное обновление воздуха, а в остальных внутренних помещениях, находящихся под бронёй – пятикратное. Хуже всего вентилировалось помещение, отведенное под носовую динамомашину, из-за чего температура внутри него часто достигала 55 градусов.

Системы жизнеобеспечения

Экипаж крейсера размещался в основном на жилой палубе и частично – в носовой части, непосредственно под полубаком.

«Нижние чины» обеспечивались подвесными койками, убиравшимися в дневное время, и рундуками. Для приема пищи матросы использовали складные столы.

Наилучшие условия были созданы для командира корабля. Отведенные для него помещения занимали кормовую часть жилой палубы, простиравшуюся на 12 метров в длину. Каюты для офицеров были одноместными, площадь их составляла шесть квадратных метров. Кондукторы размещались в двухместных каютах. Старший штурман, старший инженер-механик и старший офицер находились в несколько лучших условиях – их каюты имели площадь в 10 кв.м.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Помимо этого, на жилой палубе располагался лазарет с отдельной операционной, аптека, баня и корабельная церковь. Имелись также две кают-компании – для офицеров и кондукторов.

Состав вооружения

Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.

Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.

«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.

Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.

Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.

При выполнении десантных и вспомогательных операций «Варяг» мог спустить на воду два паровых катера. Они обеспечивались отдельными торпедными аппаратами калибра 254 мм. Боекомплект — шесть торпед, по три на каждый катер.

В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.

В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры крейсера «Варяг» выглядят следующим образом:

Водоизмещение6604 тонны
Длина корабля129,56 м
Ширина15,9 м
Осадка5,94 м
Максимальная скорость24,59 узла
Экономическая скорость10 узлов
Запас топлива1350 тонн (уголь)
Дальность плавания3270 миль при нормальной загрузке, до 6100 при максимальной
Экипаж580 человек (из них 21 офицер, включая командира)

Максимальную скорость «Варяг» мог развить далеко не всегда, что было связано с ненадёжностью котлов, которые приходилось ремонтировать почти каждый раз после интенсивного использования.

Блокада русского флота в корейском порту

К зиме 1904 года русско-японские отношения накалились настолько, что война между двумя государствами была фактически неизбежна. Крейсер «Варяг» под командованием капитана 1-го ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2-го ранга Георгия Павловича Беляева в это время дежурили в порту Чемульпо.

Поскольку дипломатический статус Кореи в предстоящей войне оставался неизвестным, на русских моряков возлагалась миссия по защите посольства и российских подданных, находившихся в расположенном неподалеку Сеуле. Кроме военных кораблей в порту стояло русское транспортное судно «Сунгари».

Корея приняла решение сохранить нейтралитет в войне, а уже 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и выдвинула к Чемульпо мощную военную эскадру.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

Флотилия Страны восходящего солнца состояла из шести крейсеров и восьми миноносцев и превосходила суммарную силу «Варяга» и «Корейца» как минимум в четверо.

Знай о разрыве дипломатических отношений капитан «Варяга» Руднев, гибели корабля можно было бы избежать. Однако Япония перехватывала телеграфные сообщения, проходящие через корейскую территорию, — русский флот оказался в информационной блокаде. Тем не менее, до Руднева дошли вести о происходящем от моряков иностранных судов, находящихся в порту Чемульпо.

На общем совещании в сеульском посольстве России 8 февраля 1904 года было решено отправить канонерскую лодку «Кореец» за распоряжениями и инструкциями в Порт-Артур.

Почтовая миссия провалилась в самом начале. Едва выйдя из порта, канонерка подверглась торпедной атаке японской эскадры и вынуждена была повернуть обратно. Единственный выход был перекрыт, русский флот оказался в блокаде.

Последний бой «Варяга» и «Корейца»

Утром 9 февраля 1904 года Япония официально вступила в войну с Россией. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил разрешение своего правительства при необходимости атаковать русские корабли даже на нейтральной территории — в корейском порту. О чем он и сообщил всем капитанам иностранных судов, стоящих на якоре в Чемульпо, и, несмотря на их протесты, остался тверд в своем решении.

Капитан крейсера «Варяг», напротив, был потрясен сложившейся ситуацией, что вероятно и повлияло на все его последующие решения. Получив от контр-адмирала Уриу ультиматум, предписывающий покинуть порт, либо подвергнутся нападению прямо на якорной стоянке в нейтральных водах Чемульпо, Руднев принял решение прорываться в Порт-Артур.

Ближе к обеду крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в полной боеготовности вышли в открытое море. Японская эскадра стояла на якоре и не была готова к такому повороту событий — контр-адмирал Уриу был уверен, что русские не покинут порт. Тем не менее, японцы спешно отклепали якорные цепи, и пошли на перехват.

Примерно через час в воздухе засвистели первые снаряды, противник открыл артиллерийский огонь, русские корабли ответили ему тем же. Японцы сосредоточили практически весь огонь на «Варяге», поскольку тихоходная канонерская лодка «Кореец» представляла меньшую опасность из-за устаревших орудий.

Вскоре неприятель пробил на «Варяге» расположенный на корме мостик, что вызвало пожар. Затем один из вражеских снарядов уничтожил дальномерную станцию в носовой части корабля. Через полчаса после начала боя «Варяг», описав широкую дугу, лег на обратный курс и стал возвращаться в Чемульпо. Во время маневра крейсер получил наибольшее количество попаданий. Тем не менее, оба русских корабля все же вернулись в порт.

Японские корабли, преследующие беглецов, прекратили огонь, дабы не повредить нейтральные суда. Вернувшись в порт, капитан Руднев принял решение уничтожить все российские суда, дабы не отдавать их неприятелю. С поврежденного крейсера «Варяг» на корабли нейтральных держав эвакуировали всех оставшихся в живых матросов и офицеров. Затем открыли кингстоны, крейсер завалился на бок и затонул.

Не считая незначительной пробоины, канонерка «Кореец» практически не пострадала в сражении, весь экипаж остался цел и невредим. Однако вступать в бой было бессмысленно, лодку заминировали и взорвали. Кроме того был подожжен и затонул пароход «Сунгари».

Героическое отступление?

В отчете командовавший «Варягом» Руднев объясняет разворот крейсера в разгаре боя попыткой ненадолго выйти из-под обстрела для ремонта механизма управления кораблем и тушения возникших на борту пожаров. Однако японская комиссия, заведовавшая подъемом крейсера со дна, никаких неисправностей не обнаружила.

Кроме того, в своем рапорте командир «Варяга» явно преувеличил количество залпов палубных орудий. По его сведениям было израсходовано 425 снарядов калибра 152 миллиметра, японцы же, проведя ревизию на трофейном корабле, насчитали расход, не превышающий 160 штук.

настоящая история крейсера варяг. Смотреть фото настоящая история крейсера варяг. Смотреть картинку настоящая история крейсера варяг. Картинка про настоящая история крейсера варяг. Фото настоящая история крейсера варяг

По воспоминаниям одного из офицеров «Варяга», Руднев ожидал, что всех их по возвращению на родину ожидает трибунал. Однако Николай II, напротив, наградил всех участвовавших в сражении, что вызвало крайнее недоумение у офицерского состава царской армии. Высшее командование справедливо полагало, что героический поступок — это нечто большее, чем простое присутствие на борту корабля.

Интересно, что император Японии Мацухито также высоко оценил героизм капитана «Варяга», и в 1907 году пожаловал ему орден Восходящего солнца второй степени. Руднев награду принял, но, по воспоминаниям современников, никогда не носил.

Интересные факты

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская.

Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *