навыки доведенные до автоматизма

Навык: действие, доведенное до автоматизма

Навык отработан до автоматизма.
скачать видео

«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих. Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя. Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области. Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском. Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 91-92.

Навыки бывают простыми и сложными.

Освоение навыка

Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.→

Обучение навыку

Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:

Источник

Автоматизм

Автоматизм — действие, которое человек выполняет машинально, предварительно не задумываясь о порядке операций, не имея осознанного желания и намерения. К автоматическим актам относятся манипуляции, к которым привык каждый из нас: чистить зубы, держать ложку, приветствовать рукопожатием знакомого. Некоторые мыслительные процессы и речь также могут стать автоматизмами.

Автоматизм и автоматическое поведение принципиально отличаются.

Автоматизм является случайным, ситуативным. Автоматическое поведение (реагирование) становится системой и образом жизни.

навыки доведенные до автоматизма. Смотреть фото навыки доведенные до автоматизма. Смотреть картинку навыки доведенные до автоматизма. Картинка про навыки доведенные до автоматизма. Фото навыки доведенные до автоматизма

Предпосылки для развития автоматизмов

Действия, не нуждающиеся в заблаговременном обдумывании, появляются как отражение:

Автоматические действия формируются лишь в том случае, если индивид чувствует внутреннее с ними согласие. Если принуждать человека к движениям, против которых он протестует, то не хватит и сотни повторений для выработки автоматизма. А вот автоматизм, связанный с самим протестом против действия, сформируется беспрепятственно.

Виды автоматизмов

Существует огромное количество автоматизмов, далеко не все из которых мы замечаем.

Автоматизмом становится любое действие, которое мы часто повторяем, при этом внутренне не сопротивляясь. К простым автоматизмам относятся такие операции, как завязывание шнурков, одевание.

Если действие требует значительных усилий, изначальной концентрации, но повторяется с завидной регулярностью, оно также становится автоматическим. Допустим, водитель управляет автомобилем в плотном трафике, ловко перестраиваясь в другой ряд. Для кого-то это непостижимая задача. Для водителя — автоматизм, пусть и более сложный.

Автоматизмы бывают не только внешними. Проявляются они и на внутренних уровнях. Например, кто-то довёл до автоматизма реакцию возмущения на любую критику. В ином случае машинальной становится, допустим, забота, если человек повторяет связанные с ней манипуляции в течение долгого времени.

При регулярных тренировках интеллекта автоматическим становится критический анализ всего происходящего, быстрое запоминание больших объёмов информации, конструктивное мышление в напряжённой ситуации, внимательность к мелочам.

Обычно автоматизмы не осознаются. В этом нет необходимости. Однако при желании вы можете подчинить их сознанию. Например, йоги практикуют осознанное дыхание, хотя изначально процесс вдохов-выдохов осуществляется и без волевого контроля.

Осознанность как один из вырабатываемых навыков также нередко переходит в категорию автоматизмов. Автоматическую осознанность иллюстрируют:

В перечисленных случаях автоматическая осознанность обязательна. В это же время её может сопровождать и эмоциональная проникновенность, также перешедшая в разряд автоматизмов.

По принципу автоматической осознанности люди делятся на две группы — умеющие или не умеющие контролировать собственные автоматизмы.

Автоматизмы в жизни человека

Как правило, мы не обращаем внимания на собственные автоматизмы, а потому не осмысливаем их. Рефлексия может появиться, если нам укажет на них кто-то другой, например, спросит, почему ты сутулишься.

Плюсы и минусы автоматизмов

Судить об автоматизмах с позиции «хорошо-плохо» нельзя. Всё зависит от конкретных проявлений.

Автоматизмы воспитанного индивида — здороваться при встрече, говорить слова благодарности, прося о чём-то. В случае с психопатом или невротиком автоматическими могут стать агрессия, неконтролируемая моторика, слёзы в ответ на любой хоть сколько-нибудь неприятный раздражитель.

Однако отсутствие автоматизмов в принципе существенно замедляло бы функционирование. Движения становились бы заторможенными, неловкими. Наличие этого полезного механизма освобождает мозг от ненужной работы, способствует ускорению реакций. Благодаря автоматизмам поведение человека оказывается более естественным.

Вырабатывая набор автоматизмов, важно не удариться в крайности, а получить достаточный арсенал полезных навыков, но не утратить способность жить, чувствовать, саморазвиваться и думать. Навык критического мышления является одним из самых полезных для современного человека. Его можно обрести с помощью курса Викиум «Критическое мышление».

Источник

А вам трудно осваивать новые навыки?

Как доводить умения до автоматизма, если вы – взрослый?

Учиться новому сегодня приходится не только в школе или институте, но и на работе – даже если вы классный специалист. Почему же взрослым так сложно осваивать новые умения и доводить их до автоматизма?

Я тот человек, который может учиться одному и тому же всю неделю, а потом все равно растерять навык. Так я запоминал, как вязать морские узлы (потому что мужчине это зачем-то важно, значок иронии), играл блюзовые гаммы и подтягивался пять стабильных раз одним хватом. Потом что-то происходило, я брал паузу — и начинал все сначала. Вряд ли я в этом уникальный дурачок.

И как же я был рад, когда наткнулся на книгу игрового разработчика Кэтти Сьерры «Badass: Making Users Awesome», где она рассказала, как это работает и что делать, чтобы вырваться из зеркальной комнаты повторяющихся приемов. Она предлагает доводить до автоматизма небольшие умения, из которых складывается навык.

В концепцию проектирования долговременных проектов это укладывается просто: в любом из них рано или поздно придется учить что-то новое. И лично я часто отваливался именно на этом этапе — буксовал в процессе обучения и сливался.

Почему мы не доводим умения до автоматизма

Кэтти разделяет все умения на три группы: «не умею, но хочу», «умею, но с трудом» и «делаю мастерски и на автомате».

Не умею, но хочу научитьсяМогу, но с трудомМастерски и на автомате
Кодить абстракции на процессингеПисать статьиНакидывать тезисы статей во время прогулки
Импровизировать джаз на клавишахВодить автомобиль с механической коробкой передачБегать по пересеченной местности
Писать сценарии к художественному киноВставать рано утром в хорошем настроенииДелать зарядку

Нам кажется, что процесс обучения — это постепенное продвижение от одной группы к другой: ничего не умею, постепенно узнаю, делаю и становлюсь мастером. Но это не так. Нестыковок несколько.

Некоторые навыки из «не умею» автоматически переносятся в «мастерски», потому что они легкие и понятные:

Некоторые застревают на этапе «могу, но с трудом», потому что в процессе обучения закрепляется неудачный автоматизм:

Мастерские умения без регулярных повторений откатываются назад. Кажется, что ты отличный редактор, а на деле пишешь со скрипом:

В общем, простая и логичная схема рушится, а мы ходим с кучей недонавыков «умею, но с трудом». Это не круто, потому что каждый из них забирает много сил. Чтобы исправить ситуацию, Кэтти предлагает дробить навыки на понятные, легкие и законченные приемы, чтобы избегать этапа «могу, но с трудом». Когда наберется пачка автоматических приемов, навык будет освоен.

Это перекликается с мыслью дрессировщицы Кейти Прайор (это уже другая Кейти): для обучения сложному поведению нужно разбирать каждый урок на понятные и простые движения. И поощрять именно их.

Я считаю мелким тот навык, который можно понять и усвоить за четыре часа практики. Если за это время автоматизма не случается, нужно либо еще больше упростить прием, либо наплевать на перфекционизм.

Как я натренировался писать статьи и тексты в блог

Когда я пишу материал, у меня есть устоявшийся алгоритм:

Каждый из этих этапов может стать автоматическим приемом.

Находить и формулировать тему. Тренироваться отвечать на вопросы: чем и кому поможет текст; каким образом; что будет, если не писать, а придумать другое решение. Важно, чтобы статья была полезной, читатель менялся, да и я сам узнал что-нибудь новое.

Придумываю новые темы из старых в собственном блоге, чтобы наточить мозг на поиск.

Открываю городской портал с треш-новостями (или невнятный бьюти-блог) и думаю, как из этого вывернуть пользу для читателей.

Привязывать к опыту. Писать статьи только через себя, а не через идеальную картину. Если опыта не было — провести эксперимент. Так я написал статью для «Афиши» про ранний подъем: закрепил то, что уже знал, и проверил новые приемы на себе.

Накидывать тезисы без ступора. Первый тезисный сбор лучше всего проходит в процессе прогулки. Я просто делаю вдох, загружаю в голову тему и выхожу куда-нибудь с телефоном в правой руке — в него записываю все появившиеся идеи. Движение помогает мыслям и отключает ненужную рефлексию.

Структурировать. Выстраиваю все ответы от общего к частному. Так легко вылезают нестыковки и нелогичности.

Как я осваивал технику бега

Когда я только начинал бегать, то не знал, на что опираться. Это сложный момент: есть большой риск взять на себя слишком много и налажать. Мне помогла книга марафонца Дэнни Дрейера «Ци-бег» (на русском языке вышла в издательстве «Тулома» в 2010 году), где приемы уже были расписаны. Главное — не переусердствовать и следить за одним приемом на протяжении всей тренировки.

Держать осанку. Перед пробежкой уделяю внимание базовым точкам: стопы, колени, положение таза, плечи и шея.

Подтягивать живот. На пробежке слежу за тем, чтобы мышцы пресса были в тонусе.

Следить за пульсом: не больше 150 ударов сердца в минуту. Оптимальная частота пульса на пробежке составляет 120–140 ударов. Соответственно, если больше — идешь шагом, пока не упадет до 120.

Что помогает и мешает осваивать новые умения

За пару недель использования подобного подхода я понял, что сложности в написании статьи можно сузить до конкретного этапа, а практики «импровизировать джаз на клавишах» или «кодить на процессинге» сократить до «выучить приемы из “Blue in green”» и «накодить пачку шумов, чтобы было похоже на пленку».

Когда овладеваете новым приемом, закладывайте в процесс несколько часов безделья и праздношатания. Это нужно для работы дефолтного режима мозга, в котором происходит склейка новых знаний.

Обучению помогает положительное подкрепление — что-то небольшое и приятное. Важно поощрять себя за каждое открытие в процессе практики. Буквально: научился быстро генерировать тему письма — съел кусок банана

Излишняя старательность вредна — это штука, на которой я долго спотыкался. Мне казалось, что нужно учиться до тошноты, до состояния, при котором мозг отказывается воспринимать новую информацию. Но из книги про дрессуру выяснилось, что лучше заканчивать практику до наступления усталости. Это важно, потому что запоминается последнее действие. И если к концу практики вас уже тошнит от нее, то заработается одно лишь отвращение к делу — и захочется побыстрее покончить с этим.

Прокручивайте в голове блок изученной за день информации. Во-первых, повторение возбуждает те же нейронные связи, которые воспринимали информацию (и укрепляет их). Во-вторых, повторение перед сном помогает мозгу обратить внимание на приобретенные знания, прокрутить их и закрепить.

Когда моя жена училась на бариста, ей наставник так и советовал: перед сном прокручивай в голове, как взбивала пенку для капучино. С вождением это тоже помогает.

А еще нужно достаточно спать, потому что хороший сон — залог успешного обучения.

Как довести навык до автоматизма

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *