навыки словоизменения и согласования слов закрепляются
Реализация средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
Проведенное исследование уровня сформированности навыков по словоизменению показало, что дошкольники с общими речевыми нарушениями демонстрируют гораздо более низкий уровень, чем дошкольники этого же возраста, но без речевых нарушений. Также были выявлены определенные особенности, которые свойственны детям с ОНР. Это нужно учитывать, составляя план коррекционных мероприятий.
Этап формирования навыков словоизменения
Формирующий этап эксперимента проводился с целью коррекции проблем словоизменения и словообразования у дошкольников путем дидактических игр.
Выбирая подходящую игру, мы учитывали особенности испытуемых дошкольников.
Коррекционная работа была направлена на развитие следующих навыки:
Мы разработали рекомендации, которые бы позволили правильно организовать работу логопеда с дошкольниками, страдающими расстройствами речи.
Методы формирования словоизменения
У детей с общими речевыми дефектами возникает трудность не только с выполнением речевых упражнений, но и с тем, чтобы понять их суть. Поэтому были приняты следующие меры:
Разрабатывая главные принципы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в словоизменении, мы опирались на результаты предварительной диагностики, а также на изложенный в трудах многих авторов опыт работы в этой сфере.
Развитие навыков по словоизменению у детей с речевыми нарушениями будет проходить успешно при условии применении поэтапной методики развития речи.
Принципы формирования навыков словоизменения
Основой коррекционных мероприятий, которые мы проводили, стали принципы, предложенные Р.Е. Левиной:
Учитывая результаты предшествующей диагностики, мы разработали задания к коррекционным мероприятиям с детьми с общими речевыми нарушениями.
У детей с общими речевыми дефектами возникает трудность не только с выполнением речевых упражнений, но и с тем, чтобы понять их суть. Поэтому были приняты следующие меры:
Для проведения коррекционных мероприятий мы подобрали дидактические игры и речевые упражнения, с которыми более подробно можно ознакомиться в приложении.
Дидактические игры в формировании навыков словоизменения
Развивая навыки словоизменения, мы учитывали особенности каждого дошкольника. Те дети, которые легко усваивали методы изменения формы слов, получали более сложные задания. Те дети, которым было сложнее усвоить материал, получали более облегченные варианты заданий. Если же ребенок совсем не справлялся с заданием, то с ним проводились индивидуальные занятия.
Дидактические игры мы разрабатывали так, чтобы все дети на протяжении всего времени коррекционной работы могли в них активно участвовать. В результате мы заметили, что в процессе проводимой работы, речевая активность дошкольников значительно повышалась, а их навыки словоизменения становились более отточенными.
Индивидуальные и подгрупповые занятия мы проводили, используя тетрадь «Грамматейка». Это позволило наглядно отработать навыки по многим методам словоизменения.
Например, дети учились использовать беспредложные формы имен существительных. Проводились отдельные игры для формирования навыков по работе с формами винительного и дательного падежа. Были отдельные задания по формированию навыков работы с творительным и родительным падежами.
Также детей обучали работать с предложными формами имен существительных.
Фронтальные занятия в формировании навыков словоизменения
Фронтальные занятия мы организовывали для оптимизации уже известных многим игр по логопедии. Мы приготовили специальные карты для демонстрации и использовали их во время коллективных игр по развитию навыков работы с падежами для имен существительных.
Также отрабатывалась работа с падежами для существительных, имеющих множественное число. Для каждого падежа была предназначена своя игра. Например, для работы с дательным падежом, использовалась игра «Угости зверя». А для работы с творительным падежом использовалась игра «Путешествие». Для отработки винительного падежа использовалась игра «Здравствуйте!». А для формирования навыков работы с родительным падежом использовалась игра «Кто и где живет?».
Предложные конструкции для имен существительных, имеющих множественное число изучались с детьми по тому же принципу, что и для существительных, имеющих единственное число.
Развитие навыков изменения формы глагола у дошкольников осуществлялось с самого начала работы. Для этого использовались как групповые занятия, так и индивидуальная работа. Очень много внимания мы уделили изменению формы глагола для его согласования с именем существительным. Ведь в предложениях чаще всего именно глагол играет роль предиката.
Последовательность формирования навыков словоизменения
Сначала мы сформировали последовательность занятий, которые должны были быть направлены на развитие навыка работы с формами глаголов:
а) обучение словоизменению глаголов по числам. Например, мы проводили занятия «Дружные ребята». Также проводились игры «Ответь на вопрос». Мы задавали ребятам вопросы на подобие: «Что делал песик?», «Что делал мальчик?», показывали на картинку, а ребенок должен был правильно ответить на вопрос, опираясь на сюжет картинки. Если отрабатывали местоимения, то вместо словесного обозначения героев мы показывали на них пальцем.
Следующий раздел – это формирование способности у дошкольников согласовывать прилагательные с именами существительными по падежам и числам.
После того, как дети усвоили работу с прилагательными по родам, мы приступили к словоизменению прилагательных по падежам в единственном числе. Причем отдельно отрабатывали предложные элементы и беспредложные.
После того, как эти навыки были отработаны, приступили к развитию способности детей изменять формы прилагательных для косвенных падежей во множественном числе.
Причем отдельно отрабатывали предложные элементы и беспредложные.
Процесс изучения осложнялся постепенно. По началу практиковались на простых словосочетаниях, затем на простых предложениях, а затем и на сложных предложениях тоже.
Из опыта работы по формированию навыков словоизменения
Рассмотрим на конкретном примере то, как последовательно осуществлялась работа по развитию у детей дошкольного возраста навыков согласования.
Для начала детям предложили картинки и игрушки. Им было объяснено, что их можно разделить на разные группы. Для этого нужно правильно подбирать подходящее местоимение. Например, «апельсин». Это «он». Значит, его нужно отнести к группе, где все предметы – «он». А это «лисичка». Это – «она». Значит ее нужно отнести к группе, где все предметы – «она».
Не все сразу поняли, как относить предметы к группа «он» или «она». Поэтому мы объяснили более подробно. Слово «он» — это как бы оборванное слово «она». Поэтому к этой группе нужно относить слова, которые тоже как бы обрываются в конце (мяч, обруч, пес). Если же окончание слова можно легко тянуть, то оно относится к группе «она» (собака-а-а, крыша-а-а).
Также отдельно были отработаны предметы, которые можно отнести к группе «оно» (средний род). Чтобы детям было легче это понять, сначала подбирались существительные среднего рода такие, у которых окончание «о» ударное. Далее в эту группу вошли и другие существительные среднего рода.
Далее мы перешли к работе с множественным числом местоимений. Объяснили детям, что если предмет не один, а их два и больше, то про такие предметы говорят «они».
Затем перед детьми выставили две группы предметов («она», «он»). Затем мы брали один предмет из группы «она» (допустим, книжку) и спрашивали детей, выделяя окончание вопросительного слова: «Книжка. Она какая?». Чтобы было легче сориентироваться детям, использовали также надпись ____________я. Детям было объяснено, что черта – это само слово, а буква я написано, потому что в слове «какая» последняя буква я.
Если именно эта буква в конце черты, то значит, слово относится к группе «она». Дети должны были подбирать разные прилагательные, чтобы они согласовывались с существительными из этой группы.
Далее по тому же принципу мы провели работу со словами «он». Только теперь в графическом изображении был такой символ: _________й. Причем предварительно на индивидуальных и групповых упражнениях мы закрепляли в сознании детей образ буквы.
Каждое занятие помогало отработать все слова из группы «она», а затем все слова из группы «он». Это позволило обучить ребят правильно подбирать согласованную с существительным форму прилагательного.
После того, как дошкольники начали хорошо справляться с заданием, все слова из этих групп стали показываться им все вместе. В результате дети начинают лучше понимать систему работы по согласованию.
Тот же принцип применяли мы и к группам слов из «оно» и «они».
После того, как дети начинают хорошо справляться с заданием, немного усложняли его: а именно мы убрали демонстрацию полоски с буквой и оставили только картинки.
После того, как стало заметно, что у детей навык выработался и стал автоматизированным, мы провели заключительный этап по работе с прилагательными. (более подробно описан в четвертом приложении во второй его части).
Далее мы проводили работу по автоматизации стандартных методов формирования формы слов внутри словосочетания и внутри предложения. Каждый этап занятий сопровождался упражнениями из тетради «Грамматейка», которая была разработана мной для этого эксперимента.
Для каждого ребенка было подобрано свое количество занятий в зависимости от его способностей и потребностей. Также активно использовались различные модельные схемы, карточки для работы с предлогами и картинки с нарисованными предметами. Особенно много времени было уделено на первых порах словам-действиям.
Сначала мы уточняли с ребенком лексическое значение этого слова и побуждали ребенка правильно согласовывать его внутри простого предложения. Индивидуальные занятия посвящали тому, чтобы обучить дошкольников грамотно составлять ответы на вопросы. Дозировали количество картинок для каждого занятия, их не должно было быть больше шести.
Обучение составлять предложения
Следующий этап – это обучение дошкольников правильно составлять предложения из трех слов.
Для этого мы научили их сначала работать с графическими схемами предложений. Первый элемент в модели (выполненный в виде звездочки) мы предлагали детям заменять на слова, отвечающие на вопрос «кто?».
Второй элемент в модели (тоже выполненный в форме звездочки) мы предлагали детям заменить на слово, отвечающее на вопрос «что делает?». Далее нужно было вставить слово, отвечающее на вопрос «что?». И потом мы задавали наводящий вопрос. Например: Что делает мальчик?. Нужно было ответить по схеме «Мальчик кушает кашку».
Помимо этого мы учили детей согласовывать существительные с глаголами прошедшего времени в третьем лице.
Точно также мы работали и с другими моделями предложений. Например, учили детей согласовывать множественное число у глаголов и существительных. Далее детям предлагалось найти ошибку в деформированных предложениях. Предложения были примерно такими: «Булочка скушала девочку», или «Пол помыл маму».
Следующий этап формирующей работы – это обучение детей работе с предложениями, состоящими из четырех слов. Точно также для этого использовались модельные схемы, а также картинки с изображениями предметов.
Универсальные карточки применялись нами на всех видах занятий от индивидуальных до фронтальных. Каждое занятие было посвящено только одной конструкции.
Для того, чтобы закрепить полученные навыки, мы активно использовали игры, описанные в тетради. Игры должны были проводить не только воспитатели. Мы просили поучаствовать также и родителей, которые вечером после занятия должны были проработать с детьми нужное упражнение.
Таким образом, все направления были проработаны на основе заранее подготовленных заданий и упражнений. Все это помогло развить навыки словоизменению у детей, страдающих ОНР.
Методический материал. «Развитие навыков словоизменения и словообразования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие навыков словоизменения и словообразования
В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.
Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.
Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:
1) определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;
2) выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;
3) буквенное обозначение выделенной морфемы;
4) самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).
Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.
Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.
Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы ). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.
Для закрепления формы множественного числа предлагаются следующие задания:
2. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок рисования? на урок ручного труда?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? желтым карандашом? и т.д.
3. Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши»:
Карандаши цветные умеют рисовать
Трубу, часы стенные, корову и кровать,
Луну, картошку, дождь и дым,
И сад зимой и летом.
Лишь надо знать, когда, каким
Писать все это цветом.
Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.
4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: «Какие цветы еще не нарисовал художник?» (Ромашку, астру, гвоздику, розу.)
При уточнении формы дательного падежа можно использовать следующие виды работы:
2. Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по его содержанию:
Иголке — нитка, Супу — картошка,
Забору — калитка, А книжке — обложка,
Мышке — нора, Солнышко — лету,
А братишке — сестра, Стихи — поэту.
Уткам — пруд, И всем воскресенья
А лентяю — труд, Нужны без сомненья.
3. Ответы на вопросы по картинке ( кто кому что дает? ). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:
1. «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет ( Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».
При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:
1. Ответы на вопрос кто чем работает? по картинкам ( парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.)
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.
3. Назвать, с чем пьют чай ( с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).
4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.
При уточнении формы предложного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).
2. Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Например, логопед кладет карандаш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.
3. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом ).
4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится? ( посуда, одежда, книги и т.д.), где что покупают? ( лекарство, хлеб, газеты, молоко ), где что изготовляют? ( ткани, машины ), где что растет? ( грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер и т.д.).
5. Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагаются две группы картинок: на одних изображены животные, на других— их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение животного рядом с изображением его жилища.
Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру «Назови пять предметов». Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров), Логопед задает вопрос: «У кого пять предметов?» Дети отвечают: «У меня пять помидоров» (или пять огурцов, или пять петухов. ).
С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания:
1. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.
2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи ( Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом ).
3. Дифференциация пар с возвратными глаголами ( мыть — мыться, причесывать — причесываться, прятать — прятаться, качать — качаться, катать —кататься, вытирать— вытираться и т.д.).
4. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:
Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:
1. Игра в лото «Какого цвета?» Игру можно проводить в двух вариантах.
2. Игра в лото «Какой формы предмет?» Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета ( репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.
3. Ответы на вопросы о признаках предметов:
Какие по цвету? (Огурец и помидор.)
Какие по вкусу? (Лимон и малина.)
Какие по величине? (Дом и конура.)
Какие по толщине? (Столб и карандаш.)
Какие по высоте? (Дерево и куст.)
Какие по длине? (Пальцы и ногти.)
При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:
1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного ( дом — домик, солнце — солнышко, лиса — лисичка);
2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного ( рыжая — рыженькая, пушистый — пушистенький);
3) образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото «Из чего сделано?» (дерево — деревянный, железо — железный, солома — соломенный);
4) образовать глаголы с различными приставками (налил — вылил, выходят — входят, перешел — подошел);
5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию ( лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).
Использование символики в отработке навыка согласования и словоизменения у детей с ОНР II-III уровня
Ольга Михайлова Татьяна Гребенюк
Использование символики в отработке навыка согласования и словоизменения у детей с ОНР II-III уровня
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 367г. Челябинска»
«Использование символики
в отработке навыка
согласования и словоизменения
у детей с ОНР II-III уровня»
I квалификационной категории
Одной из задач коррекционно-развивающего обучения является формирование и развитие лексико-грамматических средств языка.
Лексико-грамматическая сторона речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется, помимо прочих нарушений, наличием ошибок в согласовании и в словоизменении.
Изменение значения слов зависит от изменения суффиксов и окончаний. Это имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики.
Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь уровня сформированности лексико-грамматических категорий и степени развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Для детей, у которых в логопедическом заключении уровень недоразвития речи определен как II-III, характерны большая выраженность и нестабильность этих нарушений. Поэтому коррекция этих недостатков требует больших усилий и времени, а также использования разнообразных педагогических приемов.
Чтобы достичь цели выбранного приема,необходимо:
— дать понятие об окончаниях слов;
— учить слышать их на фоне слова;
— учить согласовывать и изменять окончания слов.
В основе этого приема лежит принцип опоры на слуховой и зрительный анализаторы.
Для формирования навыка выделения на слух окончаний слов, дети приучаются слушать, пропевать и протягивать их. (Слово «окончание» заменяется на слово «хвостик»).
Для создания в представлении детей наиболее точного звукового образа окончания слова используется опора на зрительные символы:
— профили гласных звуков;
— символы окончаний слов.
Предварительно появление этих символов отрабатывается логопедом и обыгрывается воспитателями группы.
Данный педагогический прием используется как фронтально, так и индивидуально и помогает в формировании навыков:
— согласования притяжательных местоимений с существительными;
— согласования количественных числительных с существительными;
— согласования существительных и прилагательных;
— согласования глаголов прошедшего времени с существительными;
— употребления предложно-падежных конструкций.
Например, при формировании навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в игре «Жадина»:
1). Логопед выставляет предметную картинку и задает вопрос, протягивая окончания слов: «Кукла-а чья-а?».
2).Логопед просит детей выделить звук,который он протягивает:
«Слушай хвостик вопроса. Что я пою? Найди такой «хвостик».
Ребенок подбирает символ и помещает рядом с картинкой.
3).Затем ребенок возвращается к предметной картинке,повторяет вопрос и подбирает нужную форму притяжательного местоимения: «Кукла-а чья-а? Моя-а».
На первых порах ребенок подбирает нужную форму слова с помощью вопроса и с подсказками логопеда, а в дальнейшем – самостоятельно и не опираясь на вопрос.
Данный педагогический прием также можно использовать при формировании навыка употребления предложно-падежных конструкций. Например, в речевой игре «Подбери хвостик». Для нее используются картинки,которые группируются в ряды:
— названия одушевленных и неодушевленных предметов женского рода;
— названия одушевленных предметов мужского рода;
— неодушевленных предметов мужского рода.
Эту игру можно проводить в двух вариантах: отрабатывать употребление падежных окончаний без предлога и с предлогом.
Приведу пример отработки окончаний Винительного падежа.
1). Логопед, не акцентируя внимание на окончании вопроса, просит детей выделить звук, который он протягивает, называя первую картинку каждого ряда.
«ВИДИМ КОГО?КОРОВУ-У…Слушай хвостик слова. Что я пою? Найди такой «хвостик».
Ребенок подбирает символ и помещает его рядом с картинкой.
2).Затем логопед задает вопрос к следующей картинке: «Видим что?».
Подобным образом проводится работа с каждым рядом картинок.
На первых порах ребенок подбирает нужную форму слова с помощью вопроса и с подсказками логопеда, а в дальнейшем – логопед один раз задает вопрос «Видим кого или что?»,и ребенок самостоятельно перечисляет картинки в ряду: «ГрушУ-У, ракетУ-У, мышкУ-У» и т. д.
Таким способом отрабатываются все падежи, кроме Творительного – для его отработки используются другие символы.
Русский язык очень сложен. В нем часто встречаются исключения, которые не подчиняются основным грамматическим законам. Поэтому представленный прием не является универсальным.
Эффективность его использования проявляется в том, что у детей:
o уточняется, расширяется и активизируется словарь;
o развивается слуховое внимание и речеслуховая память;
o формируется фонематическое восприятие;
o формируется и закрепляется навык словоизменения и согласования;