нерукотворный образ иисуса христа история

Нерукотворный Образ Спасов

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Спас Нерукотворный. Москва. Третья четверть XIV в. ЦМиАР.

Нерукотворный (ἀχειοποίητος) образ, или икона Спаса «на убрусе», известная на Западе как «святой лик» (μανδήλιον), занимает первое место среди икон Христовых.

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Спас Нерукотворный «наубрусе». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Спаса Нерукотворный «на чрепии». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.

Иконографический тип Нерукотворного Спаса представляет только лик Христа, без шеи и плеч, обрамленный с обеих сторон длинными прядями волос. Борода иногда кончается клином, иногда раздвоена. Правильные черты лица переданы схематично: прекрасная линия рта лишена всякой чувственности, удлиненный и тонкий нос составляет вместе с широкими бровями рисунок, напоминающий пальму. Серьезное и бесстрастное выражение лика Богочеловека не имеет ничего общего с бесстрастным равнодушием к миру и человеку, так часто встречающимся в религиозных изображениях Дальнего Востока. Здесь бесстрастие абсолютно чистой человеческой природы, исключающей грех, но открытой всему горю падшего мира. Взгляд больших, широко раскрытых глаз, обращенных к зрителю, печален и внимателен; он как будто проникает в самые глубины сознания, но не подавляет. Христос пришел не судить мир, но чтобы мир был спасен Им (см.: Ин.3:17 ). В нимб, окружающий голову Христа, вписан знак креста. Этот крещатый нимб мы видим на всех изображениях Господа. Греческие буквы в трех концах креста составляют Имя Божие, открытое Моисею: ὁ ὤν – Сый (Сущий) (см.: Исх.3:14 ). Это страшное имя Иеговы, принадлежащее божественной природе Христа. Сокращенное написание имени Иисуса Христа IC ХС (на одной внизу, на другой – вверху) указывает на Ипостась воплощенного Слова. Надписание имени обязательно на всех иконах Христа, Богоматери (ΜΡ ΘY) и всех святых.

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Спас Нерукотворный. Хоругвь.

Наша икона (см. с. 121) написана на хоругви русским иконописцем около 1945 г. Здесь новая техника и художественное чутье нашего современника послужили для передачи того, что не творится человеческими руками: традиционного облика Христа, каким знает Его только Церковь.

См. византийское повествование об эдесском образе, ложно приписываемое Константину Багрянородному (см.: PG 113, col. 424–454). Ср. западную легенду о св. Веронике.

См.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1873. С. 559–560.

Например, фреску Нерукотворного Спаса того же времени в Нередице. Об иконах этого типа см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1930 (Seminarium Kondakovianum: Зографика: Памятники иконописи. Вып. 3).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа«.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой«.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Молитвословия

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [3].

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Источник

Спас Нерукотворный

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

Спас Нерукотворный: иконография

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Источник

Убрус

Убру́с — 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть фото нерукотворный образ иисуса христа история. Смотреть картинку нерукотворный образ иисуса христа история. Картинка про нерукотворный образ иисуса христа история. Фото нерукотворный образ иисуса христа история

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь ( Мф.9:20-22 ). Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица.

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

Источник

Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

История

Со­глас­но Пре­да­нию Церк­ви, ико­ны это­го ти­па вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный об­раз Хри­ста, яв­лен­ный вслед­ствие чу­да.

Исто­рия свя­зы­ва­ет это чу­до со сле­ду­ю­щи­ми со­быти­я­ми. Ко­г­да Едес­ский царь Ав­гарь, стра­дав­ший от не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни (про­ка­зы), узнал про со­вер­ша­е­мые Хри­стом чу­де­са, он по­слал к Не­му сво­е­го жи­во­пис­ца, Ана­нию, с тем, что­бы тот вру­чил Ему пись­мо с при­гла­ше­ни­ем по­се­тить го­род Едес­су. Выслу­шав Ана­нию, Хри­стос от­ка­зал Ав­га­рю в лич­ном по­се­ще­нии, од­на­ко не от­ка­зал в Сво­ей ми­ло­сти. Омыв ли­цо и по­тре­бо­вав при­не­сти уб­рус (плат), Хри­стос отёр­ся. В ре­зульта­те на тка­ни плат­ка от­пе­чат­лел­ся Его Бо­же­ствен­ный лик. Че­рез Ана­нию плат был пе­ре­дан ца­рю Ав­га­рю, по­сле че­го тот был ис­це­лен.

Уве­ро­вав во Хри­ста, Ав­гарь об­ра­тил к истин­ной ве­ре сво­их под­дан­ных. Со­глас­но его рас­по­ря­же­нию, Не­ру­ко­твор­ный Об­раз был раз­ме­щён в ни­ше над го­род­ски­ми во­ро­та­ми; он по­чи­тал­ся как ве­ли­кая свя­ты­ня. Ко­г­да один из по­том­ков Ав­га­ря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, за­хо­тел снять этот Об­раз, епископ Едес­ский, по на­став­ле­нию свы­ше, тай­но за­му­ро­вал ни­шу, скрыв Об­раз за гли­ня­ной до­с­кой.

Со вре­ме­нем о ме­сто­на­хож­де­нии Об­ра­за за­бы­ли, но ко­г­да (око­ло 545 го­да) Едес­су оса­ди­ло войско пер­сид­ско­го ца­ря Хоз­роя I, Не­бес­ная Вла­ды­чи­ца, явив­шись ар­хи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­за­ла на Об­раз и по­ве­ле­ла из­влечь его из го­род­ской сте­ны. Ни­ша бы­ла вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих по­ми­мо Не­ру­ко­твор­но­го Об­ра­за (на уб­ру­се) был об­на­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной дос­ке. По воз­не­се­нии го­ро­жа­на­ми мо­литв к Бо­гу и со­вер­ше­нии Крест­но­го хо­да (с Не­ру­ко­твор­ным Об­ра­зом) вра­же­ское войско от­сту­пи­ло, и го­род был из­бав­лен от ме­ча и по­зо­ра.

Ико­ны «Спас Не­ру­ко­твор­ный» в раз­ных ва­ри­ан­тах пред­став­ля­ют лик Гос­по­да ли­бо без на­мё­ка на плат, ли­бо отоб­ра­жен­ным на пла­те (уб­ру­се) или на че­ре­пи­це (чре­пии). Два по­след­них ва­ри­ан­та опре­де­ля­ют­ся как «Спас на уб­ру­се» и «Спас на чре­пии» со­о­т­вет­ствен­но.

Каноны и Акафисты

Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1

Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Икос 1

«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:

Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.

Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2

Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:

Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,

Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.

Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.

Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.

Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3

Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!

Икос 3

Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:

Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.

Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.

Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.

Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.

Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4

Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:

Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.

Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.

Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5

Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:

Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.

Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6

Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:

Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.

Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.

Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.

Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7

Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7

Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:

Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.

Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.

Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.

Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:

Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.

Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.

Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.

Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.

Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9

Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9

Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:

Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.

Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.

Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.

Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.

Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:

Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.

Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.

Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.

Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11

Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:

Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.

Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.

Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.

Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.

Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12

Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.

Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.

Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.

Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.

Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13

О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!

О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.

О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)

Молитва

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *