нестеров художник святая русь картина
Нестеров художник святая русь картина
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Святая Русь
Поездка на Соловецкие острова (на Белом море) и знакомство с монастырской жизнью сыграла важную роль в жизни и творчестве художника. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов художником написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Целью путешествия была работа над большим программным произведением «Святая Русь», вторым названием которого были начальные строки нагорной проповеди Христа «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Картина должна была стать итогом многолетней работы и религиозно-философских размышлений художника.
Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице). Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы пришедшая посмотреть ее Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев стала женой М. Нестерова.
РЕКОМЕНДУЕМ
Святая Русь Михаила Нестерова. Документальный фильм из цикла «Тайники Русского музея» (2013)
Святая Русь
Описание картины «Святая Русь»
Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет. Задумка возникла еще в 1901 году, когда художник решил отойти от росписей церквей и вернуться к станковой живописи. Для поиска типажей Нестеров уезжал в Соловецкий монастырь на Белом море: ему хотелось подробней рассмотреть старинный уклад жизни монахов среди суровой природы. Нестеров сформулировал цель работы: «Хочу подвести итог моих лучших помыслов, лучшей части самого себя» (так он выразился в письме к своему другу, художнику Александру Турыгину).
Замысел
Художник хотел создать нечто наподобие Ивановского «Явления Христа народу» – одной из любимейших его картин. При этом намеревался продемонстрировать, как русский народ сам движется к идеалу – ко Христу. К подобной теме он уже обращался при росписи Марфо-Мариинской церкви в Москве. Многовековая традиция не допускала изображать на фресках никого, кроме святых и лиц, с кем связаны их жития и деяния. Нестеров же на одной из фресок изобразил простых людей, которые идут ко Христу.
Пейзаж
Фигуры простого народа
На полотне изображено 6 мужских и 10 женских фигур, идущих ко Христу.
Монах-помор в шапке. По словам Нестерова, именно так выглядел типичный монах Соловецкого монастыря.
Мальчик–монашек со скрещенными на груди руками. Юноша, чей образ художник запечатлел на картине, тоже встретился ему на Соловках. Нестеров отметил болезненный вид молодого человека и решил, что жить тому осталось от силы года два. Не мог удержаться и написал это болезненное выражение.
Высокий старец, монах в очках. Прототип – 80-летний монах из Черниговских скитов.
Дети, на которых он опирается, – крестьяне из Мытищ.
Молодая монашка написана с дочери художника-передвижника Григория Ярцева.
Женщина в темном узорном платке – няня Серафима из Уфы. Она послужила моделью для многих женских образов Нестерова.
У схимонахини в крайнем правом углу картины – лицо умирающей матери Нестерова. Причем мать впервые разрешила сыну написать с нее портрет только перед смертью.
Христос и святые
Возле Христа художник изобразил святителя Николая, Сергия Радонежского и святого Георгия. По словам Нестерова, он выбрал самых почитаемых святых русского народа. Фигуры святых взяты из иконописных набросков к росписям церквей.
Образ Христа художник писал со священника Константина Руднева, настоятеля церкви в Абастумане, которую до того расписывал Нестеров. Максимилиан Волошин назвал фигуру Спасителя на картине «манекеном в эффектной позе».
Судьба
Во время написания «Святой Руси» Нестеров несколько раз открывал свою мастерскую для посетителей. 3 мая 1902 года посмотреть на работы художника пришла барышня Екатерина Васильева. «Святая Русь» особенно впечатлила девушку, и она долго общалась с Нестеровым об этой работе. 7 июля того же года Нестеров и Васильева обвенчались в Кисловодске. Прожили вместе 40 лет.
Выставка и отзывы
Карина «Святая Русь» стала центральной в нестеровской выставке, которая открылась 5 января 1907 года в Петербурге. Первой за 7 лет. Выставка имела большой успех: бывали дни, когда ее посещали по 2000 человек и более.
Сам Нестеров вначале называл эту картину своим лучшим творением. Ближе к концу жизни, горестно замечал, что работа не удалась.
Святая Русь Михаила Нестерова
Удивительный, очень русский художник, Михаил Васильевич Нестеров создал и передал нам прекрасный образ России, неповторимый и незабываемый.
Всю свою довольно длинную (1862-1942 гг.) жизнь и творчество художник неразрывно связал с родной страной.
Осенний пейзаж. 1906.
Страна фантастически менялась на его глазах, меняла свой облик, отвергала очень многое из того, что было для Нестерова самым дорогим, основой его духовного мира и творчества.
Михаил Васильевич Нестеров из купеческой семьи, патриархальной, религиозной, но и просвещённой, в которой увлекались поэзией Пушкина и Жуковского, читали «Войну и мир» и сумели вовремя понять и поддержать его дар.
Живописи Михаил Нестеров учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и других признанных мастеров. Его первые серьёзные работы были близки творческим идеям передвижников.
Сбор на погорелый храм в Москве. 1885.
За приворотным зельем. 1888 г.
Но с конца 80-х гг. определился его собственный духовно-религиозный и этический идеал, художника привлекали образы людей, пренебрёгших мирской суетой.
В картинах Михаила Нестерова на фоне поэтически переданного русского пейзажа возникли идеальные, просветлённые образы людей, наделённых чистой душевной красотой.
Художника вдохновляли пейзажи Соловецкого монастыря, они дополняли светлые образы его героев.
Близки художнику и сказочные образы.
С детства художника привлекал образ великого русского святого Сергия Радонежского, любимого и почитаемого в народе.
«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) — эпизод из юности святого — одна из лучших и самая любимая работа художника.
Из жизни Сергия Радонежского.
Современники высоко ценили церковную живопись Нестерова. Владимирский собор Киева украшает роспись В.М. Васнецова и Михаила Нестерова.
Вдохновляли художника и библейские сюжеты.
Ещё одна знаковая картина художника — «Философы» 1917-го года.
Наступали трудные годы, Россию ждали большие испытания.
Многие современники сочли эту работу художника пророческой, а судьбы П.А. Флоренского, погибшего в ГУЛаге и С.Н. Булгакова, не по своей воле покинувшего родину на «философском пароходе», подтвердили пророчество.
Художнику, пережившему трудные перемены со своей страной, пришлось начинать новую жизнь, искать новые темы.
Портрет В.М. Васнецова. 1925.
Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника. 1906.
Михаил Нестеров был замечательным портретистом! Я не привожу здесь самые известные работы (такие как портрет академика И.П. Павлова, Веры Мухиной, Павла Корина и др.). Но вот несколько замечательных образов.
Девушка у пруда (Дочь художника Н.М. Нестерова). 1923.
Портрет Е.П. Нестеровой (вторая жена художника).
Портрет Народной артистки К.Г. Держинской.
Портрет С.И. Тютчевой. 1927-1928.
Спасибо за ваше внимание! С наступающим праздником Крещения Господня!
«Святая Русь»?
Святая Русь. Худ. Михаил Нестеров
Эту картину увидел зритель в 1902 году. Христос. За Ним – любимые в нашем народе святые: Никола, Сергий, великомученик Георгий. Перед Господом – народ. Все по Тютчеву. «Край родной долготерпенья, край ты русского народа». Христос, правда, не совсем в «рабском виде». Его осанка полна царского достоинства. Но предстоящие вполне смиренны. Они «в рабском виде». Кто-то на коленях. Кто-то стоит поодаль, приводимый к Господу с помощью духовных друзей. Господь, во исполнение слов псалма, стоит перед кроткими земли (Пс. 75: 10). Никого знатного перед Господом. Не блестит ни одно пенсне, не виден ни один мундир, как у Репина на «Заседании Государственного совета». Одни женщины в крестьянских одеждах, старики и дети. Есть только один юноша, испытующе скосивший взгляд на Христа Спасителя. То ли студент, то ли семинарист. Может, Алеша Карамазов до поступления в монастырь. За ним едва виден еще один мужчина из «интеллигентных». Похож на Блока. Он так мал (и мал намеренно), что его можно вообще не брать в расчет. Христа окружают смирившиеся. Святые на заднем плане смирились от понесенного подвига и от живущего в них Духа Божия. Предстоящие смиренны от жизненных тягот. Они пришли за утешением. Вроде бы все прекрасно и соответствует жизненной правде. Однако…
Если это точный портрет Святой Руси, то это предсмертный портрет. Всего через три года грянет первая русская революция, показавшая, сколь мало на Руси тех, кому дороги Церковь и Царство. До 1917 года тоже рукой подать, а там, как известно, гражданская война, коллективизация и прочие виды платы за переустройство, вычистившие Русскую землю, словно виноградник при уборке ягод (см.: Мих. 7: 1). В конце концов крестьянство будет уничтожено. Земля потеряет хозяина. Исчезнет тот массовый тип многодетного и рабочего человека, который любит землю, знает ее запах и умеет на ней работать. И если крестьянство действительно навсегда является авангардом христианства на Руси, смиренным, но многолюдным авангардом, то мы видим именно предсмертный портрет русского христианства. Ибо, повторяю, крестьянства скоро уже не будет. Но вот прошло уже более ста лет с тех пор, как Нестеров написал картину. Христианство есть. Все еще есть, подтверждая свою сущностную связь с не могущим более умереть Господом Иисусом Христом. Да, оно потрепано историческими бурями, иногда едва живо, но оно есть. И вовсе не крестьянство, к горю ли, к счастью ли, является его главным носителем. Оно ушло из деревни в города, от лаптей к ботинкам и от зипунов к плащам и макинтошам, из изб в панельные дома с тесными квартирами. Даже намека на эту грядущую метаморфозу художник не угадывает в том будущем, которым уже пахнет исторический воздух.
Русское христианство и в XX веке живо, только ушло из деревни в города
Кого не хватает на картине? Не хватает архиереев. Пусть горькая правда есть в том, что немалому множеству их совсем не место на картине с таким названием. Если бы это не было так, не было бы и революций. Но позвольте! В год выхода картины в свет Московскую кафедру занимает будущий первомученик Русской Церкви новых времен Владимир (Богоявленский). Это неутомимый, смелый и яркий архипастырь. Среди его предшественников на Московской кафедре были, например, мудрейший Филарет и равноапостольный Иннокентий. Почему их нет на картине? Их или кого-то еще, кто не «за хлеба кусок», а именно «за Иисуса» сгорает в ежедневной борьбе на высоте кафедры?
Нет на картине и священников. Вроде бы закономерно. Смиренный наш народ принимал у попов Причастие, крестился в их руках, заказывал требы и молебствия, но святости от мирского, белого священства не ждал. Мало святых священников в истории Руси. Нам больше по душе юродивые, отшельники, благоверные князья. Но начало XX века – это время, когда в Кронштадте стоит столп огня до Небес – молитва пресвитера Иоанна. В самых отдаленных уголках Российской империи на стене крестьянской хаты, в караулке гарнизона, в купеческом домашнем иконостасе можно увидеть фотографию этого священника. Тот самый народ, который Нестеров пытается изобразить, достоверно знает, что батюшка Иоанн свят, свят по-настоящему и Бог ежечасно откликается на его молитвы. Почему его здесь нет?
Народ, изображенный Нестеровым, знает: батюшка Иоанн Кронштадтский свят. Так почему же его нет на картине?!
Оптина пустынь усилиями целых поколений старцев перебрасывает мостик между двумя редко смешивающимися Россиями: Россией, образованной по-европейски, и Россией сермяжной, той, что и дана кистью Нестерова. К Амвросию, Нектарию и Варсонофию толпами идут простецы. Но в эти толпы, никому не мешая, органически вливаются братья Киреевские, Гоголь, Хомяков, Леонтьев. Почему их европейский наряд и бритые (по монаршему приказу) лица не разбавили крестьянскую монолитность?
Давно сказано, что, когда вера исчезает, появляются верующие. В огне безумной российской действительности все прослойки общества выделят из себя исповедников: студенчество, дворянство, офицерство, профессура, белое духовенство.
Скажут: художник не обязан быть медиумом. Ему не вменяется в обязанность угадывать будущее. Пишет, что видит и как понимает.
Художник не видит будущего – потому что не понимает настоящего
Отвечу: пусть житель бескрайней степи, едучи на ослике, поет о том, что видит. У художника иная задача. Ему грех быть слепым. А не видит он будущего потому, что не понимает настоящего! Настоящее всегда беременно ближайшим будущим. И если ты видишь только фантастические образы собственного ума, то ты не совсем художник. Хоть и рисовать умеешь. Таковые художники вполне подобны лжепророкам, говорящим: «мне снилось, мне снилось» (Иер. 23: 25). Их всегда много. Ведь гораздо легче и приятнее возвещать видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего (Иер. 14: 14), нежели всматриваться и прислушиваться и вопрошать Господа: «Что это?»
Когда-то автор этих строк написал краткую рецензию на стихотворение Д. Мережковского «“Христос воскрес!” – поют во храме…». Написал оттого, что это стихотворение удобно размещается в пасхальных сборниках поэзии, тогда как по сути оно глубоко безбожно. Безбожно не в стиле Ленина, а в интеллигентском брюзжащем стиле, состоящем из вечных претензий и личной духовной слепоты: «Все не так, и все не то. Вот извольте как-то устроить мир по правде, тогда и я с вами воспою. Если сильно попросите».
Нестеров, конечно, иной. Он не брюзжит, а работает. Рисует то, что любит, и то, что видит. Вот только видит он грезы, грезит наяву. Его отрок Варфоломей прекрасен, и об этом можно грезить. Здесь любовь русского сердца, здесь авва Сергий. Его «Философы» (Булгаков и Флоренский) – это уже мучительный портрет настоящей действительности. И Флоренский, и Булгаков очень нетипичны для русского духовенства. Первый, как Леонардо, интересуется всем на свете – от математики и химии до филологии и теории света. Второй, пройдя через марксизм, вернулся в Церковь и отдал ей себя. Не без рецидивов, правда, в виде софиологии. Но так или иначе, мимо этих людей не пройдешь в истории Отчества. И на картине поэтому много внутренней боли, собранности и работы духа. Расположи Нестеров этих двух, к примеру, в пространстве «Святой Руси» идущими вот так – понуро, с думой на челе – ко Христу, картина заиграла бы по-иному. В ней отразилась бы реальная эпоха взамен личных фантазий автора и его сердечных предпочтений.
А вообще-то картины надо читать. Надо учиться их читать, не ограничивая область чтения умением составлять из букв слова. Картины ведь тоже проповедуют. Иногда правду, чаще ложь. Но и в том, и в другом случае у проповеди найдутся поклонники и почитатели. Свою жизнь эти люди постараются привести в соответствие с тем, что узрели и поняли на полотне. И часто многие годы нужно потом потратить, чтобы преодолеть однажды усвоенный соблазн, чтобы выветрить из себя ложную идею, удобно пробравшуюся прямо в сердце с живописного (а также из музыкального или кинематографического) полотна.
В Петербурге впервые после реставрации показали «Святую Русь»
Смотреть галерею
Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью. Таким художником был и М. В. Нестеров — автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются «Видение отроку Варфоломею», «Тишина», серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и «Святая Русь». Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.
Смотреть галерею
Биография художника
Родина М. В. Нестерова — небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году. Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере — родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством. Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.
В возрасте 12 лет Михаил Нестеров переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого — в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.
В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.
Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника. После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа «Пустынник», купленная небезызвестным П. М. Третьяковым. Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.
После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности — его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Картина «Святая Русь»
Смотреть галерею
Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Эта же фраза считается неофициальным вторым названием «Святой Руси» Нестерова Михаила.
Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения — «На Руси» (известной также как «Душа народа»), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.
Применение[ | ]
Выражение «Святая Русь» использовалось и используется как название или заглавие.
О создании произведения
Год написания «Святой Руси» Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, — их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.
«Святая Русь» Михаила Нестерова. Возвращение с реставрации
Государственный Русский Музей | Выставка открыта до 07 ноября
Русский музей завершил реставрацию одного из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры — «Святая Русь» Михаила Нестерова, которое с 1921 года хранится в его стенах.
Художник задумывал картину как результат и кульминацию своего творчества, он мечтал написать нечто похожее на его любимую Ивановскую картину «Явление Христа народу». Но сделал иначе: вопреки традициям он изобразил, как простой народ является Христу на фоне северного зимнего пейзажа. Моделями Нестерову послужили близкие и знакомые лица, но также встреченные близ Мытищ дети, монахи. Фигура Христа написана с придворного священника Константина Алексеевича Руднева, настоятеля церкви в Южной Грузии.
© Фото — Александр Жолобов
Широкая публика увидела работу в 1907 году в Петербурге, но принята она была неоднозначно, хотя и снискала множество наград на международных выставках. Затем до конца 20-х годов выставлялась в основной экспозиции Русского музея, после чего картину около 50 лет хранили в Фондах. Только в конце 80-х «Святая Русь» вновь стала доступна для зрителей, но состояние ее было удручающим.
Ольга Анатольевна Бабина, заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея: «Особенность этой работы в том, что она была хронически больна. На протяжении десятилетия она не покидала залы музея. Ее величина такова, что даже унести ее в реставрационные залы не представлялось возможным».
Реставрационные работы были проведены в соседнем помещении с тем, где экспонировалась картина. За шесть месяцев реставраторы остановили и стабилизировали хронические проблемы отслоения красочного слоя от грунтовой основы, укрепили краску клеевыми составами, уложили приподнятые края изломов и кракелюра, устранили деформацию холста путем перенатяжки его на новый подрамник, удалили все поздние наслоения — записи, загрязнения, сгустки лака, следы прежних реставраций. Все это позволило открыть истинный авторский колорит картины.
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
«Святая Русь» вновь заняла свое место в постоянной экспозиции музея, до 7 ноября она будет экспонироваться в отдельном зале — Садовом вестибюле Михайловского Дворца, а далее готова будет представлять русское искусство и на выставках в других музеях.
Теги: Государственный Русский музей Михаил Нестеров
Смысл, заложенный в полотне
Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины — в чистой православной вере.
Символично и то, что покаяние, которым пронизана «Святая Русь» Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.
«Святая Русь» в картинах Олега Молчанова
21 апреля 2020 года в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, в Новых Палатах (бывшем Доме причта) открылась выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России Олега Молчанова. На выставке присутствовали прибывшие на торжества Недели святых Жен-мироносиц гости — священнослужители и миряне Русской Православной старообрядческой Церкви, деятели культуры и все интересующиеся старообрядческой и древнерусской традицией.
Открывая выставку, с приветственным словом выступил предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). Он отметил важность творчества О. И. Молчанова:
Несмотря на достаточно молодой возраст, Олег Иванович создал много работ, и в дальнейшем, даст Бог, будет писать.
Митрополит пожелал успехов художнику и отметил, что для талантливого человека важно не только плодотворно трудиться, но и не забывать Бога, который даровал ему этот талант. К сожалению, бывали случаи, когда известные творческие деятели, такие, как поэты С. Есенин, В. Высоцкий, создавая множество шедевров, утратили свою связь с Церковью Христовой и отошли от Бога.
Из Писания мы знаем, что Бог дал людям таланты, кому-то один, кому-то два, кому-то пять, и спросят о том, как мы использовали эти таланты на благо своего спасения и проповеди веры Христовой, — сказал владыка.
Затем выступил художник О.И. Молчанов:
Данная выставка — это не просто мои работы, творчество, но и проповедь веры Христовой через искусство. Искусство может направлять человека, воспитывать в нем любовь к Богу, к Его творениям. Каждый человек, который имеет возможность творить, должен через свои творения проповедовать веру, говорить о Боге. Мы помним годы, когда с приходом советской власти уничтожалась память, связь поколений. Сейчас наша задача — возрождать святую Русь в меру своих сил. Также я поздравляю вас с грядущим праздником Жен-Мироносиц — это христианский женский день, когда жены пришли помазать миром Тело Спасителя. И то, что моя выставка открывается в этот праздник, — для меня особо отрадно.
Олег Молчанова высказал мысль, что изобразительное искусство — один из способов стяжания Духа Святого. Наивысшая его степень — творчество. Боговдохновенное состояние творчества возможно лишь при умалении горделивого «Я хочу и могу» и настраивании лада своего сердца на те импульсы, что составляют тайну бытия — многообразного и тонкого мира в нас и вокруг.
По мнению художника, ничего своего человек не может сотворить. Сопереживание миру, его вечным категориям — добру и злу, жизни и смерти, любви и ненависти — все это питает творчество. И если искусство способствует уменьшению зла и чёрствости наших душ, то, значит, оно становится уже делом общественным и, следовательно, ответственность возлагается на художника, который как врач должен хранить заповедь «Не навреди»:
Художник уходит из этого мира, а дело его рук ещё долго либо лечит, либо калечит души зрителей. Мне хочется своим творчеством хотя бы в малой степени прикоснуться к чистому и светлому лику моей Родины — России, раскрывшемуся для меня в русской природе. Внешняя неброскость имеет глубочайшее внутреннее содержание. Божья искра воспламенила рождение великой русской культуры, определив Россию как удел Богородицы. Да, русская душа имеет тайну, некий град Китеж, сокрытый в ней.
Её понять не может пришлый,
И гордый духом не поймёт…
Многообразие чувств, колоссальный диапазон смысловых понятий, переживаний, от рождения (весна), апогея (лето), до умирания (зима). Все это выражено в лучших образцах русского изобразительного искусства, музыки, литературы. Большой бедой современного общества стал отрыв от природы, от земли. В урбанизированном обществе неизбежно оскудение духа. Через асфальт не идут токи земли, нет натуральных чувств, искренних, чистых, честных взаимоотношений. Природа напоминает нам о той пуповине, которую мы порой сознательно отсекаем.
Олег Молчанов продолжил:
Наверное, поэтому чаще всего я слышу на своих выставках отзывы зрителей, которые ощущают, что побывали в своем детстве. Картины напомнили им что-то нелицемерное, натуральное, и поэтому очищающее. У человека происходит размягчение сердца, настройка его на лад Божественный, восстанавливается память об утраченном Рае.
Картины, представленные на выставке, художник создавал в разных уголках нашей страны, в том числе и в старообрядческих селах и городах.
На нашем сайте опубликованы интервью с заслуженным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств России Олегом Молчановым: «Иван Васильевич был 100 % старообрядцем», «По статусу Николай II мог быть патриархом», «Общество манят европейскими ценностями, потому что русские ценности попраны».
Описание картины «Святая Русь» Нестерова Михаила
На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения — кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.
Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности — деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.
Центральный план
Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными — и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова «Святая Русь» изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.
Святая Русь
Описание картины Михаила Нестерова «Святая Русь»
Весной 1902 года живописец Михаил Нестеров представил зрителям свое новое творение – полотно «Святая Русь».
В качестве сюжета художник взял библейскую сцену явления Иисуса Христа людям. Из далеких деревень по заснеженным полям пришли паломники поклониться Спасителю и попросить его о помощи.
Христос пришел к людям не один, а с тремя помощниками, образы которых словно сошли с древних икон. Трое святых помощников Спасителя — наиболее почитаемые на Руси угодники: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец. Четверо святых мужей занимают скромное место (меньше трети) на левой стороне полотна.
Остальное пространство отдано паломникам. Это люди всех возрастов — молодые и старые, монахи и миряне, даже сестра и мать автора. Все герои картины, пришедшие искать заступничества у Христа, имели реальных прототипов.
На одном холсте Михаил Нестеров объединил людей разных эпох, социальных слоев и возрастов. Этим художник старался показать нерушимость православной веры. Сила православных святых неиссякаема на протяжении веков, ее благотворное влияние распространяется на всех праведников.
Святость русской земли художник подчеркнул, расположив святых не в церкви, а под открытым небом, на фоне чистого белого снега. Ветви березок светятся в скупых лучах солнца подобно церковным свечам.
Критики не приняли картину. Схожесть образа Христа с обычным человеком казалась им кощунственной, несоответствующей канонам церкви. Даже Лев Николаевич Толстой счел полотно неудачным. Спаситель, по его словам, больше напоминал итальянского тенора, чем Сына Божьего.
Михаил Нестеров пытался в этом полотне передать собственные мысли о событиях, происходивших вокруг него. И неслучайно основным мотивом картины «Святая Русь» стал мотив покаяния.
Михаил Нестеров «Святая Русь» (1901-1905) Холст, масло. 233 x 375 см Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия Нестеров мечтал о большой картине, которая вобрала бы в себя всю его тягу к народной Руси, весь опыт его творческого вчувствования в ее мятущуюся душу, в ее щедрое сердце. В Соловках Нестеров, как было уже сказано, работал много, заново знакомясь с «сермяжной Русью» богомольцев, «трудников» и иноков. Поездкой в Соловецкий монастырь в июле 1901 года художник остался доволен: «Все, что было можно оттуда взять, взято… Для картины моей имеются несколько этюдов, которые мне помогут сказать то, что надо». *** 15 апреля картина «вчерне кончена и показывается знакомым (видел и весьма одобрил ее Шаляпин). Картина, вероятно, будет называться «Святая Русь» (мистерия). Среди зимнего северного пейзажа притаился монастырь; к нему идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие «калеки», люди, ищущие своего бога, носители идеала, которыми полна наша «Св. Русь». Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит Светлый, Благой и Добрый Христос с предстоящими Ему – святителем Николаем, Сергием и Георгием (народные святые). Вот вкратце тема моей картины, которая нравится, в которой есть живые места; но надо ее достойно кончить». *** Это, кажется, единственный случай, когда Нестеров решился показать посетителям лишь «вчерне конченную картину». Молва о «Святой Руси» была так велика, желание ее увидеть у многих было так настоятельно, что художник нарушил на этот раз свое обычное правило. Он и сам хотел проверить себя на впечатлениях тех, кто любил его искусство. *** Нестеров верно нашел и превосходно написал природное окружение для задуманной картины. Только суриковские зимы («Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка») могут сравниться по своей подлинности и «морозности» с этою нестеровскою зимой, могучею и строгою, прекрасною и широкою, как сама русская земля. Из шестнадцати фигур на картине шесть мужских, десять женских. Все они, за исключением одной, связаны с деревенской Русью. Художник собирал этих людей из глубин народной жизни. «Как-то забрел я далеко от монастыря, на кирпичный завод, – пишет Нестеров про свою соловецкую поездку. – Там попался мне типичный монах-помор. Он был в подряснике из синей крашенины, на голове самоедская меховая шапка с наушниками. Я попросил его посидеть, он согласился. Этюд, написанный с него, вошел потом в «Святую Русь»…» «Однажды встретил я днем в стенах обители мальчика-монашка лет 16–17-ти, такого бледного, болезненного, с белыми губами, похожего на хищную птицу – на кобчика, что ли… Он был пришлый богомолец, такой неразговорчивый. Недуг одолевал его медленно и беспощадно. Его я тоже написал, и он попал в «Святую Русь». vk.com/russian_painting
Дальний план
На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в «Святую Русь», подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром — всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта — природы.
Примечания[ | ]
Палитра картины
Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму «кричащей», чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки «Святой Руси» Нестерова — серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет — им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях — платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.
Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.