нодар шашик оглы биография

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

Нодар Шашик оглу: Воспоминания о “театральной глыбе”

нодар шашик оглы биография. Смотреть фото нодар шашик оглы биография. Смотреть картинку нодар шашик оглы биография. Картинка про нодар шашик оглы биография. Фото нодар шашик оглы биография

С. КАСТРЮЛИН, И.АСАДОВА

Нодар Шашик оглу (13 марта 1927, Батуми — 12 апреля 2013, Баку) — азербайджанский драматический актёр театра и кино, Народный артист Азербайджана и России.

В Русском драматическом театре им.Самеда Вургуна Нодар Шашик оглу работал с 2003 года. За это время он сыграл массу ролей. Одна из любимых зрителями ролей в исполнении Нодара Шашик оглу – Лира в “Короле Лир” У.Шекспира.

Нодар Шашик оглу работал во многих известных российских театрах, где сыграл немало главных ролей в нашумевших в прошлом спектаклях: Дона Гуана в “Маленьких трагедиях” А. Пушкина; Кшиштофа Максимовича в “Часе пик” Е.Ставинского; Софокла в спектакле Ж.Ануйя “Антигона”; Клямрота в “Перед заходом солнца” Г.Гауптмана; Багратиона в “Фельдмаршале Кутузов”; Гильберта в “Марит Тюдор” В.Гюго и во многих других спектаклях.

Бакинцам, чье детство прошло под незабываемой аурой патриотических спектаклей и фильмов о Великой Отечественной войне, этот обаятельный актер запомнился больше по роли Михайло (его прототип – партизан, Герой Советского Союза Мехти Гусейнзаде) из фильма “На дальних берегах”, по одноименной повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова, снятого в 1958 году. Именно потому что эта роль прекрасно удалась, а значит, надолго запомнилась зрителю.

Директор старой гостиницы “Интурист”, когда Нодар Шашик оглу вернулся после долгих странствий в родной Баку, предложил пожить ему в этой гостинице, пока актер не решит свой жилищный вопрос.

Как вспоминал Шашик оглу, тогдашний лидер Коммунистической партии СССР Н. Хрущев всячески поощрял мероприятия, связанные с поисками героев войны. По его мнению, такой подход к теме поднимал на новую высоту военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Пока режиссер будущего фильма Тофик Тагизаде совместно с авторами повести был занят разработкой сценария, в Москву на поиски главного героя и персонажей второго плана вылетел второй режиссер фильма. Это было необходимо сделать, поскольку потребовались актеры с европейской внешностью. Наверное, по таким признакам и были приглашены для участия в фильме Юрий Боголюбов и Андрей Файт, Григорий Шпигель, Леонид Брондуков и Агния Еликоева.

По рассказу Нодара Шашик оглу, в те годы он работал в Театре на Таганке и когда ему предложили сыграть главную роль, он не отказался. Не потому, что понимал, что если роль ему удастся, то имидж актера несравненно вырастет.

Эта роль стала для Шашик оглу и неким нравственным мерилом, духовностью, которым жило тогда советское общество. В Мехти, этом отчаянном патриоте своей страны, Нодар Шашик оглу увидел человека, который заранее предвидел свою судьбу. В одном из своих стихотворений Мехти писал: “Боюсь, что молодым умру!”. И Нодар был готов сыграть Мехти Гусейнзаде.

По рассказам Нодара Шашик оглу в съемочной группе директором фильма был Тимур Усейнов, который очень доброжелательно относился к актерам. Как вспоминаел актер, “это был человек небольшого роста, но с большой творческой душой. Ко всему прочему, он также заботился о зарплате артистов, искал все легальные способы ее прибавки”.

В театре Шашик оглу тогда получал 550 рублей, но у него было много и концертных выступлений. А на съемочной площадке за день платили 5000 рублей старыми деньгами.

Съемки фильма “На дальних берегах” проходили сначала в Риге, затем – в Ялте, в Баку и продолжались два года. На съемочной площадке всегда происходят занимательные казусы. К примеру, рижане заснули в советском городе, а утром проснулись в холодном поту, увидев на улицах марширующих фашистов и развевающиеся немецкие штандарты.

В Риге отношение населения к бакинцам было очень хорошее. Жили члены съемочной группы в новой гостинице “Рига”. Здесь же воссоздали эпизод, когда Михайло приходит убивать Карринти. В Ялте, в горах, снимали эпизоды боев партизан с карателями. В этом городе построили знаменитый подземный коридор, по которому Михайло с Веселином идут по пояс в воде подкладывать мину под кинотеатр, где собрались фашисты.

Так сложилось, что все водные сцены режиссеры почему-то умудрялись снимать в зимнее время. В павильоне Ялтинской киностудии построили такой коридор, в декабре наполнили его водой, слегка подогрели и запустили туда Нодара Шашик оглу с Юрой Боголюбовым. Пробираться по туннелю приходилось в резиновых сапогах. Актеры тешили себя надеждой, что их отснимут всего в одном дубле.

Но не тут-то было, из-за неправильной постановки света сняли целых пять дублей. Правда, после каждого дубля актерам выдавали для того, чтобы согреться, по сто граммов водки. К концу пятого дубля их так развезло, что они уже были готовы отправиться к кинотеатру вплавь. Никто тогда не заболел, даже насморк не подхватили.

Немало интересного актер рассказывал и о режиссере фильма Тофике Тагизаде: “Это был замечательный режиссер и человек. Но почему-то у себя на родине чиновники, занимающиеся вопросами кинопроизводства, к нему относились с прохладцей. Полагаю, что это происходило из зависти к его таланту. Посмотрите его фильмы:” “Встреча”, “На дальних берегах”, “Семеро сыновей моих”, “Деде Горгуд”. Все эти картины всегда смотрелись, у них был высокий рейтинг, и они приносили доходы государству. Конечно, большую роль сыграли писатели Гасан Сеидбейди и Имран Касумов, написавшие и книгу, и литературный сценарий, но без фильма книга не получила бы такую популярность”.

Своих десять последних лет жизни Нодар Шашик оглу провел в Азербайджанском государственном русском драматическом театре имени Самеда Вургуна, но зрителям казалось, что артист играл в нем всегда, настолько любили они этого замечательного, невероятно талантливого человека, артиста с большой буквы.

Между прочим, сам Гейдар Алиев хотел, чтобы Шашик оглу сыграл короля Лира. Об этом эпизоде хорошо рассказано в книге Бахрама Багирзаде “Город моей молодости”.

“Когда же ты сыграешь “Короля Лира”? Ты все уже переиграл, кроме этой роли”, – сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Через несколько лет мы начали репетировать спектакль с Александром Шаровским в Русском драмтеатре”, – вспоминал актер.

ВОСПОМИНАНИЯ

Актер прожил яркую жизнь, оставил незабываемые образы в кино и на сцене. В интервью газете ЭХО, молодые звезды Русского драматического театра, артисты, которые имели счастье непосредственно соприкоснуться с величайшим гением Нодара Шашик оглу, поделились своими воспоминаниями об этой неповторимой личности в мире кино и театра.

Мария Дубовицкая-Алиева: “Нодар Изетович – это была театральная глыба! Его голос, игра, юмор навсегда останутся в моей памяти. Когда меня только взяли в труппу, он был для меня некой горой и атлантом театра. Мне посчастливилось быть частью его спектакля “Король Лир”. Это было незабываемо! Каждый спектакль был буквально прожит им, мурашки не раз пробегали по моей коже. В постановке “Мечты сбываются” он читал монолог Арбенина из “Маскарада”, он читал его мне прямо в глаза, проникая в самую глубь души… По истечении 8 лет я сыграла Нину из “Маскарада”. Он остался в моей памяти как неповторимый корифей и добрейший человек”.

Теймур Рагимов: “Мне довелось работать с Нодаром Шашик оглу на одной сцене в спектакле “Король Лир”. Это был 2005 год. С профессиональной точки зрения, поражало то, что, будучи уже в преклонном возрасте, он ни разу не запнулся, не забыл текста и прекрасно чувствовал партнера. А что касается Нодара Шашик оглу вне сцены, то это был абсолютно другой человек: непосредственный, прямолинейный и очень остроумный. Своим поведением он одновременно и подкупал, и держал дистанцию. Делал это очень корректно и достойно. Многие его высказывания стали афоризмами…”.

Мурад Мамедов: “Это был талантливейший актер, человек с большой буквы! Нодар Шашик оглу – это тот человек, который на сцене партнера сделал зрителем! Он очень любил жизнь и умел заряжать своим жизнелюбием других. К огромному сожалению, мне не довелось играть с ним на одной сцене. Когда я пришел в театр, он уже болел и не выходил на сцену. Но я счаслив и рад тому, что хотя бы просто знал его, и иногда пересекался с ним в театре”.

Из архивов газеты ЭХО

Источник

Нодар Шашик-оглы

МИХАЙЛО ВСЕ ЕЩЕ В ГОРОДЕ…

Впервые я приехал в Баку в 1957 году. До этого я здесь вообще ни разу не был, хотя родственные связи с Баку у меня были в лице моего дяди, выдающегося азербайджанского артиста первой четверти XX века Ульви Раджаба, его супруги, артистки Марзии Давудовой, их сына Рауфа, которого уже нет в живых…

В середине 50-х годов я играл центральные роли в театре на Таганке, еще в «долюбимовский» период. В это время азербайджанский актер и режиссер Рашид Атамалибеков приехал в Москву подбирать главного актера для картины «На дальних берегах». А предыстория этого фильма такова. В 1956 году, когда в стране проходил 20-й съезд партии, в Москву приехал первый секретарь итальянской компартии Луиджи Лонго. Он рассказал, что у них в Италии есть национальный герой времен Великой Отечественной войны, но он был не русским, а откуда-то с Кавказа. И в Москве все сразу всполошились – кто такой, почему не знаем? Тут же подключилось КГБ. Я точно не помню, какую в то время должность занимал Гейдар Алиевич Алиев, но Москва поручила это дело ему. После колоссальнейшей работы, Гейдар Алиевич вызвал к себе замечательного писателя Имрана Касумова, и поручил ему написать повесть или роман по тем материалам, которые удалось обнаружить. И Касумов вместе с Гасаном Сеидбейли написали роман «На дальних берегах»… Потом на основании этой книги Мехти Гусейнзаде был посмертно награжден званием «Герой Советского союза». А затем возникла идея снять фильм об этом герое, и после того, как был написан сценарий, начали искать актера на главную роль. В Баку такой кандидатуры в тот период не оказалось… Но когда Рашид Атамалибеков увидел меня в одном из спектаклей, он дал мне прочитать сценарий и сказал: «Вы – прямой потомок Ульви Раджаба, человек, который имеет отношение к Азербайджану. Именно вы должны сыграть эту роль». Вскоре приехал выдающийся и, на мой взгляд, лучший азербайджанский режиссер Тофик Таги-заде, снявший такие картины, как «Семеро сыновей моих», историческую хронику «Деде Коркуд», и пригласил меня на пробы. Я их прошел успешно, и меня утвердили. Сразу же после гастролей в Казани, я поехал в Баку… Первый раз в своей жизни… Я был ошарашен и потрясен Баку… Меня поселили в гостиницу «Старый интурист», которой уже нет. Когда снесли это здание, я был в шоке! Я не понимаю, как это могли сделать?…

Как же мне понравился Баку – небольшой, пятиэтажный, своенравный город. А какой был в то время замечательный бульвар! Вся жизнь бакинцев проходила именно там. Сейчас на бульваре стало очень красиво, но для меня все это чужое…

Почти весь фильм «На дальних берегах» мы снимали в Баку. Но снимали и в Риге, где произошел смешной случай. Вечером рижане заснули при советской власти, а утром проснулись в… фашисткой Германии – кругом развевались флаги со свастикой, а по улицам разгуливали немецкие солдаты. Переполох был страшный, но недолгий… А потом мы снимали в Ялте сцены боев, связанные с Италией. Дело в том, что тогда мы никак не могли найти место, где были бы подземные коридоры. Пришлось их специально выстроить в Ялте, и каждую ночь мы снимали там сцены в подземелье. И, как всегда, я знаю – если в сценарии написано «купание», это обязательно снимается зимой. Это закон! На голову падал снег, а мы с Боголюбовым ныряли в ледяную воду в этом коридоре. После каждого дубля нам, конечно же, давали «боевые 100 грамм», и после пяти таких заплывов снимать становилось уже невозможно. Потом мы приехали в Баку, и здесь начались ночные съемки на улицах города. Ввиду того, что тогда Баку был небольшим, уютным городом с потрясающей архитектурой, он очень походил на итальянский Триест, поэтому разницы никто и не увидел. Работали мы как надо, с максимальной отдачей, а когда выдавалось свободное время, я его проводил на бульваре, в ресторанах, в прогулках по Торговой. Я очень полюбил Баку. Честно! Не знаю ни одного человека, который бы приехал сюда и оставался бы к нему равнодушным. Не было таких людей! И еще меня очень поразила интернациональность города. Это, помимо красоты самого города, придавало Баку какую-то неповторимую особенность, «изюминку», благодаря которой на улицах я встречал огромное множество по-настоящему красивых людей.

Премьера фильма «На дальних берегах» состоялась в Баку, в августе 1958 года в кинотеатре «Низами». Это была очень пышная, торжественная премьера, на которой присутствовал весь цвет города, в том числе и родственники Мехти Гусейнзаде. Что там творилось. Я в жизни не видел такой очереди за билетами! Она растянулась от кинотеатра «Низами» и почти до «Старого интуриста». Такого количества людей я не видел ни на одной премьере. А на следующий день мы всей группой уехали в Ташкент на открытие первого Восточного фестиваля. То, что творилось на показе нашей картины там, превзошло даже Баку! Зрители, среди которых было огромное количество азербайджанцев, проживавших в Узбекистане, подняли мою машину, и я боялся, что толпа от переизбытка чувств меня просто растерзает…

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?fit=300%2C206&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?fit=840%2C576&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?resize=840%2C576&ssl=1″ alt=»1011″ width=»840″ height=»576″ data-recalc-dims=»1″ />

Уже потом выяснилось, что картина «На дальних берегах» стала лидером проката 1958 года, и ее посмотрело 45 миллионов зрителей.

После успешного завершения съемок и премьер я вновь вернулся в Москву, и там премьерный показ фильма состоялся в ноябре 1958 года, в одном из самых лучших кинотеатров «Ударник», что неподалеку от Красной площади. И там его принимали на «ура»! Я даже сам удивлялся – почему же зрители так полюбили этот фильм?

Впоследствии я часто встречался с Гейдаром Алиевичем на всех концертах, на всех правительственных мероприятиях. Когда Алиев приезжал в Ленинград, а я тогда уже служил в Александринке, и за всю историю существования этого старейшего театра был единственным азербайджанским актером, то ему всегда с гордостью говорили, что здесь играет ваш земляк.

Надо сказать, Гейдар Алиевич был потрясающим человеком в общении – более искреннего, более доброго человека я не встречал. Когда я стал играть «Короля Лира», я выполнил данное ему обещание и перед первым показом сказал, что мы посвятили этот спектакль Гейдару Алиевичу Алиеву. Он и правда был велик. И это не пафосная фраза! Он был великим человеком во всех своих действиях в том, что не застраивал город, в том, что он понимал – Баку должен сохранить свое лицо…

В Баку я переехал, когда Алиев был Председателем Верховного совета Азербайджана. Но я переезжал постепенно, не сразу и одно время даже жил в гостинице «Интурист», которой тоже уже не существует. Город стал меняться, понемногу начали что-то строить…

Этот знаменательный разговор произошел в одну из наших встреч – они были, как правило, недолгими при его колоссальной занятости. Было это за несколько лет до его смерти. «Когда же ты сыграешь «Короля Лира»? Ты все уже переиграл, кроме этой роли», – сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Об этом разговоре я вспомнил через несколько лет. Когда Шаровский стал главным режиссером театра русской драмы, мы начали репетировать. Мы работали над спектаклем, как никогда… Месяца три… И, честно говоря, я доволен результатом. Мне очень тяжело играть эту роль, я бываю измотан до предела, и все же получаю колоссальное удовольствие от этого спектакля. Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии, это, своего рода, вершина драматического искусства. Я начал ее играть, когда мне было семьдесят девять лет. А когда мне стукнуло восемьдесят два, театр подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса с просьбой зафиксировать «достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли». И мне особенно приятно, что я стал не только самым «взрослым» Лиром, меня назвали самым лучшим исполнителем этой роли. Так что, обещание, данное Гейдару Алиевичу, я выполнил!

Баку был своеобразным, неповторимым городом, и второго такого не было нигде в мире. Иногда Баку сравнивают с Одессой – море, архитектура, интернациональное население. Но это неправильно! Где Баку, и где Одесса?! Совсем уж они разные… Я ощущаю себя бакинцем. Правда, раньше я был больше бакинец, чем сейчас. Честно говоря, я не совсем воспринимаю современный Баку, потому что он стал красивым, ухоженным, европейским городом, каких много. На мой взгляд, пропало что-то трепетное, неуловимое, то, что делало Баку единственным… Так что, я считаю себя бакинцем того, далекого 1957 года, когда я впервые увидел этот город и влюбился в него навсегда…

Источник

Нодар Шашик-оглы

нодар шашик оглы биография. Смотреть фото нодар шашик оглы биография. Смотреть картинку нодар шашик оглы биография. Картинка про нодар шашик оглы биография. Фото нодар шашик оглы биография

нодар шашик оглы биография. Смотреть фото нодар шашик оглы биография. Смотреть картинку нодар шашик оглы биография. Картинка про нодар шашик оглы биография. Фото нодар шашик оглы биография

новое сообщение

обсуждение

Спектакль «Король Лир» идет в Русском драматическом театре всего лишь раз в месяц. Причина — не в низких кассовых сборах, а в возрасте исполнителя главной роли. Народному артисту Азербайджана Нодару Шашикоглу в этом году исполнилось 83. Он считается единственным в мире актером, исполняющим роль Лира в возрасте, описанном у Шекспира.

Накал страстей и эмоций на сцене длится более трех часов. Актеры говорят: соответствовать уровню игры исполнителя главной роли очень сложно. Ведь Нодар Шашикоглу играл на одной сцене с такими звездами как Черкасов и Симонов в ведущих театрах Советского Союза.

«Нодар Шашикоглу — великий артист. Это небывалый случай, чтобы актер в таком возрасте играл короля Лира», — говорит Наталья Шаровская, актриса Русского драматического театра им. Самеда Вургуна, исполнительница роли Гонерильи.

Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии. От исполнителя она требует полной концентрации и самоотдачи. Пожилому человеку это не всегда по силам. Как правило, эту роль исполняют актеры среднего возраста. Исключением стал Нодар Шашикоглу. Короля Лира он начал играть в 79. А когда ему исполнилось 82, дирекция театра подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли. Сам актер к этому рекорду относится с иронией.

Нодар Шашикоглу признается: «Я, конечно, испытываю определенную гордость, мне приятно, что мои коллеги так за меня радеют». «В Книге рекордов на одной странице, допустим, будет описание рекорда по поеданию сосисок, а соседняя страница будет посвящена мне. Хотя, может, для искусства есть отдельный раздел», — рассуждает артист.

Сейчас поданная заявка находится на рассмотрении. И, возможно, уже в следующем году имя великого азербайджанского актера будет занесено в Книгу рекордов. Но это не более чем формальность, ведь каждый выход на сцену Нодара Шашикоглу навсегда остается в сердцах зрителей.

Источник

Нодар Шашик-оглы

нодар шашик оглы биография. Смотреть фото нодар шашик оглы биография. Смотреть картинку нодар шашик оглы биография. Картинка про нодар шашик оглы биография. Фото нодар шашик оглы биография

нодар шашик оглы биография. Смотреть фото нодар шашик оглы биография. Смотреть картинку нодар шашик оглы биография. Картинка про нодар шашик оглы биография. Фото нодар шашик оглы биография

новое сообщение

обсуждение

Спектакль «Король Лир» идет в Русском драматическом театре всего лишь раз в месяц. Причина — не в низких кассовых сборах, а в возрасте исполнителя главной роли. Народному артисту Азербайджана Нодару Шашикоглу в этом году исполнилось 83. Он считается единственным в мире актером, исполняющим роль Лира в возрасте, описанном у Шекспира.

Накал страстей и эмоций на сцене длится более трех часов. Актеры говорят: соответствовать уровню игры исполнителя главной роли очень сложно. Ведь Нодар Шашикоглу играл на одной сцене с такими звездами как Черкасов и Симонов в ведущих театрах Советского Союза.

«Нодар Шашикоглу — великий артист. Это небывалый случай, чтобы актер в таком возрасте играл короля Лира», — говорит Наталья Шаровская, актриса Русского драматического театра им. Самеда Вургуна, исполнительница роли Гонерильи.

Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии. От исполнителя она требует полной концентрации и самоотдачи. Пожилому человеку это не всегда по силам. Как правило, эту роль исполняют актеры среднего возраста. Исключением стал Нодар Шашикоглу. Короля Лира он начал играть в 79. А когда ему исполнилось 82, дирекция театра подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли. Сам актер к этому рекорду относится с иронией.

Нодар Шашикоглу признается: «Я, конечно, испытываю определенную гордость, мне приятно, что мои коллеги так за меня радеют». «В Книге рекордов на одной странице, допустим, будет описание рекорда по поеданию сосисок, а соседняя страница будет посвящена мне. Хотя, может, для искусства есть отдельный раздел», — рассуждает артист.

Сейчас поданная заявка находится на рассмотрении. И, возможно, уже в следующем году имя великого азербайджанского актера будет занесено в Книгу рекордов. Но это не более чем формальность, ведь каждый выход на сцену Нодара Шашикоглу навсегда остается в сердцах зрителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *