нодар шашик оглы биография
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Нодар Шашик оглу: Воспоминания о “театральной глыбе”
С. КАСТРЮЛИН, И.АСАДОВА
Нодар Шашик оглу (13 марта 1927, Батуми — 12 апреля 2013, Баку) — азербайджанский драматический актёр театра и кино, Народный артист Азербайджана и России.
В Русском драматическом театре им.Самеда Вургуна Нодар Шашик оглу работал с 2003 года. За это время он сыграл массу ролей. Одна из любимых зрителями ролей в исполнении Нодара Шашик оглу – Лира в “Короле Лир” У.Шекспира.
Нодар Шашик оглу работал во многих известных российских театрах, где сыграл немало главных ролей в нашумевших в прошлом спектаклях: Дона Гуана в “Маленьких трагедиях” А. Пушкина; Кшиштофа Максимовича в “Часе пик” Е.Ставинского; Софокла в спектакле Ж.Ануйя “Антигона”; Клямрота в “Перед заходом солнца” Г.Гауптмана; Багратиона в “Фельдмаршале Кутузов”; Гильберта в “Марит Тюдор” В.Гюго и во многих других спектаклях.
Бакинцам, чье детство прошло под незабываемой аурой патриотических спектаклей и фильмов о Великой Отечественной войне, этот обаятельный актер запомнился больше по роли Михайло (его прототип – партизан, Герой Советского Союза Мехти Гусейнзаде) из фильма “На дальних берегах”, по одноименной повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова, снятого в 1958 году. Именно потому что эта роль прекрасно удалась, а значит, надолго запомнилась зрителю.
Директор старой гостиницы “Интурист”, когда Нодар Шашик оглу вернулся после долгих странствий в родной Баку, предложил пожить ему в этой гостинице, пока актер не решит свой жилищный вопрос.
Как вспоминал Шашик оглу, тогдашний лидер Коммунистической партии СССР Н. Хрущев всячески поощрял мероприятия, связанные с поисками героев войны. По его мнению, такой подход к теме поднимал на новую высоту военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Пока режиссер будущего фильма Тофик Тагизаде совместно с авторами повести был занят разработкой сценария, в Москву на поиски главного героя и персонажей второго плана вылетел второй режиссер фильма. Это было необходимо сделать, поскольку потребовались актеры с европейской внешностью. Наверное, по таким признакам и были приглашены для участия в фильме Юрий Боголюбов и Андрей Файт, Григорий Шпигель, Леонид Брондуков и Агния Еликоева.
По рассказу Нодара Шашик оглу, в те годы он работал в Театре на Таганке и когда ему предложили сыграть главную роль, он не отказался. Не потому, что понимал, что если роль ему удастся, то имидж актера несравненно вырастет.
Эта роль стала для Шашик оглу и неким нравственным мерилом, духовностью, которым жило тогда советское общество. В Мехти, этом отчаянном патриоте своей страны, Нодар Шашик оглу увидел человека, который заранее предвидел свою судьбу. В одном из своих стихотворений Мехти писал: “Боюсь, что молодым умру!”. И Нодар был готов сыграть Мехти Гусейнзаде.
По рассказам Нодара Шашик оглу в съемочной группе директором фильма был Тимур Усейнов, который очень доброжелательно относился к актерам. Как вспоминаел актер, “это был человек небольшого роста, но с большой творческой душой. Ко всему прочему, он также заботился о зарплате артистов, искал все легальные способы ее прибавки”.
В театре Шашик оглу тогда получал 550 рублей, но у него было много и концертных выступлений. А на съемочной площадке за день платили 5000 рублей старыми деньгами.
Съемки фильма “На дальних берегах” проходили сначала в Риге, затем – в Ялте, в Баку и продолжались два года. На съемочной площадке всегда происходят занимательные казусы. К примеру, рижане заснули в советском городе, а утром проснулись в холодном поту, увидев на улицах марширующих фашистов и развевающиеся немецкие штандарты.
В Риге отношение населения к бакинцам было очень хорошее. Жили члены съемочной группы в новой гостинице “Рига”. Здесь же воссоздали эпизод, когда Михайло приходит убивать Карринти. В Ялте, в горах, снимали эпизоды боев партизан с карателями. В этом городе построили знаменитый подземный коридор, по которому Михайло с Веселином идут по пояс в воде подкладывать мину под кинотеатр, где собрались фашисты.
Так сложилось, что все водные сцены режиссеры почему-то умудрялись снимать в зимнее время. В павильоне Ялтинской киностудии построили такой коридор, в декабре наполнили его водой, слегка подогрели и запустили туда Нодара Шашик оглу с Юрой Боголюбовым. Пробираться по туннелю приходилось в резиновых сапогах. Актеры тешили себя надеждой, что их отснимут всего в одном дубле.
Но не тут-то было, из-за неправильной постановки света сняли целых пять дублей. Правда, после каждого дубля актерам выдавали для того, чтобы согреться, по сто граммов водки. К концу пятого дубля их так развезло, что они уже были готовы отправиться к кинотеатру вплавь. Никто тогда не заболел, даже насморк не подхватили.
Немало интересного актер рассказывал и о режиссере фильма Тофике Тагизаде: “Это был замечательный режиссер и человек. Но почему-то у себя на родине чиновники, занимающиеся вопросами кинопроизводства, к нему относились с прохладцей. Полагаю, что это происходило из зависти к его таланту. Посмотрите его фильмы:” “Встреча”, “На дальних берегах”, “Семеро сыновей моих”, “Деде Горгуд”. Все эти картины всегда смотрелись, у них был высокий рейтинг, и они приносили доходы государству. Конечно, большую роль сыграли писатели Гасан Сеидбейди и Имран Касумов, написавшие и книгу, и литературный сценарий, но без фильма книга не получила бы такую популярность”.
Своих десять последних лет жизни Нодар Шашик оглу провел в Азербайджанском государственном русском драматическом театре имени Самеда Вургуна, но зрителям казалось, что артист играл в нем всегда, настолько любили они этого замечательного, невероятно талантливого человека, артиста с большой буквы.
Между прочим, сам Гейдар Алиев хотел, чтобы Шашик оглу сыграл короля Лира. Об этом эпизоде хорошо рассказано в книге Бахрама Багирзаде “Город моей молодости”.
“Когда же ты сыграешь “Короля Лира”? Ты все уже переиграл, кроме этой роли”, – сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Через несколько лет мы начали репетировать спектакль с Александром Шаровским в Русском драмтеатре”, – вспоминал актер.
ВОСПОМИНАНИЯ
Актер прожил яркую жизнь, оставил незабываемые образы в кино и на сцене. В интервью газете ЭХО, молодые звезды Русского драматического театра, артисты, которые имели счастье непосредственно соприкоснуться с величайшим гением Нодара Шашик оглу, поделились своими воспоминаниями об этой неповторимой личности в мире кино и театра.
Мария Дубовицкая-Алиева: “Нодар Изетович – это была театральная глыба! Его голос, игра, юмор навсегда останутся в моей памяти. Когда меня только взяли в труппу, он был для меня некой горой и атлантом театра. Мне посчастливилось быть частью его спектакля “Король Лир”. Это было незабываемо! Каждый спектакль был буквально прожит им, мурашки не раз пробегали по моей коже. В постановке “Мечты сбываются” он читал монолог Арбенина из “Маскарада”, он читал его мне прямо в глаза, проникая в самую глубь души… По истечении 8 лет я сыграла Нину из “Маскарада”. Он остался в моей памяти как неповторимый корифей и добрейший человек”.
Теймур Рагимов: “Мне довелось работать с Нодаром Шашик оглу на одной сцене в спектакле “Король Лир”. Это был 2005 год. С профессиональной точки зрения, поражало то, что, будучи уже в преклонном возрасте, он ни разу не запнулся, не забыл текста и прекрасно чувствовал партнера. А что касается Нодара Шашик оглу вне сцены, то это был абсолютно другой человек: непосредственный, прямолинейный и очень остроумный. Своим поведением он одновременно и подкупал, и держал дистанцию. Делал это очень корректно и достойно. Многие его высказывания стали афоризмами…”.
Мурад Мамедов: “Это был талантливейший актер, человек с большой буквы! Нодар Шашик оглу – это тот человек, который на сцене партнера сделал зрителем! Он очень любил жизнь и умел заряжать своим жизнелюбием других. К огромному сожалению, мне не довелось играть с ним на одной сцене. Когда я пришел в театр, он уже болел и не выходил на сцену. Но я счаслив и рад тому, что хотя бы просто знал его, и иногда пересекался с ним в театре”.
Из архивов газеты ЭХО
Нодар Шашик-оглы
МИХАЙЛО ВСЕ ЕЩЕ В ГОРОДЕ…
Впервые я приехал в Баку в 1957 году. До этого я здесь вообще ни разу не был, хотя родственные связи с Баку у меня были в лице моего дяди, выдающегося азербайджанского артиста первой четверти XX века Ульви Раджаба, его супруги, артистки Марзии Давудовой, их сына Рауфа, которого уже нет в живых…
В середине 50-х годов я играл центральные роли в театре на Таганке, еще в «долюбимовский» период. В это время азербайджанский актер и режиссер Рашид Атамалибеков приехал в Москву подбирать главного актера для картины «На дальних берегах». А предыстория этого фильма такова. В 1956 году, когда в стране проходил 20-й съезд партии, в Москву приехал первый секретарь итальянской компартии Луиджи Лонго. Он рассказал, что у них в Италии есть национальный герой времен Великой Отечественной войны, но он был не русским, а откуда-то с Кавказа. И в Москве все сразу всполошились – кто такой, почему не знаем? Тут же подключилось КГБ. Я точно не помню, какую в то время должность занимал Гейдар Алиевич Алиев, но Москва поручила это дело ему. После колоссальнейшей работы, Гейдар Алиевич вызвал к себе замечательного писателя Имрана Касумова, и поручил ему написать повесть или роман по тем материалам, которые удалось обнаружить. И Касумов вместе с Гасаном Сеидбейли написали роман «На дальних берегах»… Потом на основании этой книги Мехти Гусейнзаде был посмертно награжден званием «Герой Советского союза». А затем возникла идея снять фильм об этом герое, и после того, как был написан сценарий, начали искать актера на главную роль. В Баку такой кандидатуры в тот период не оказалось… Но когда Рашид Атамалибеков увидел меня в одном из спектаклей, он дал мне прочитать сценарий и сказал: «Вы – прямой потомок Ульви Раджаба, человек, который имеет отношение к Азербайджану. Именно вы должны сыграть эту роль». Вскоре приехал выдающийся и, на мой взгляд, лучший азербайджанский режиссер Тофик Таги-заде, снявший такие картины, как «Семеро сыновей моих», историческую хронику «Деде Коркуд», и пригласил меня на пробы. Я их прошел успешно, и меня утвердили. Сразу же после гастролей в Казани, я поехал в Баку… Первый раз в своей жизни… Я был ошарашен и потрясен Баку… Меня поселили в гостиницу «Старый интурист», которой уже нет. Когда снесли это здание, я был в шоке! Я не понимаю, как это могли сделать?…
Как же мне понравился Баку – небольшой, пятиэтажный, своенравный город. А какой был в то время замечательный бульвар! Вся жизнь бакинцев проходила именно там. Сейчас на бульваре стало очень красиво, но для меня все это чужое…
Почти весь фильм «На дальних берегах» мы снимали в Баку. Но снимали и в Риге, где произошел смешной случай. Вечером рижане заснули при советской власти, а утром проснулись в… фашисткой Германии – кругом развевались флаги со свастикой, а по улицам разгуливали немецкие солдаты. Переполох был страшный, но недолгий… А потом мы снимали в Ялте сцены боев, связанные с Италией. Дело в том, что тогда мы никак не могли найти место, где были бы подземные коридоры. Пришлось их специально выстроить в Ялте, и каждую ночь мы снимали там сцены в подземелье. И, как всегда, я знаю – если в сценарии написано «купание», это обязательно снимается зимой. Это закон! На голову падал снег, а мы с Боголюбовым ныряли в ледяную воду в этом коридоре. После каждого дубля нам, конечно же, давали «боевые 100 грамм», и после пяти таких заплывов снимать становилось уже невозможно. Потом мы приехали в Баку, и здесь начались ночные съемки на улицах города. Ввиду того, что тогда Баку был небольшим, уютным городом с потрясающей архитектурой, он очень походил на итальянский Триест, поэтому разницы никто и не увидел. Работали мы как надо, с максимальной отдачей, а когда выдавалось свободное время, я его проводил на бульваре, в ресторанах, в прогулках по Торговой. Я очень полюбил Баку. Честно! Не знаю ни одного человека, который бы приехал сюда и оставался бы к нему равнодушным. Не было таких людей! И еще меня очень поразила интернациональность города. Это, помимо красоты самого города, придавало Баку какую-то неповторимую особенность, «изюминку», благодаря которой на улицах я встречал огромное множество по-настоящему красивых людей.
Премьера фильма «На дальних берегах» состоялась в Баку, в августе 1958 года в кинотеатре «Низами». Это была очень пышная, торжественная премьера, на которой присутствовал весь цвет города, в том числе и родственники Мехти Гусейнзаде. Что там творилось. Я в жизни не видел такой очереди за билетами! Она растянулась от кинотеатра «Низами» и почти до «Старого интуриста». Такого количества людей я не видел ни на одной премьере. А на следующий день мы всей группой уехали в Ташкент на открытие первого Восточного фестиваля. То, что творилось на показе нашей картины там, превзошло даже Баку! Зрители, среди которых было огромное количество азербайджанцев, проживавших в Узбекистане, подняли мою машину, и я боялся, что толпа от переизбытка чувств меня просто растерзает…
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?fit=300%2C206&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?fit=840%2C576&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/qorod.blog/wp-content/uploads/2016/12/10112.jpg?resize=840%2C576&ssl=1″ alt=»1011″ width=»840″ height=»576″ data-recalc-dims=»1″ />
Уже потом выяснилось, что картина «На дальних берегах» стала лидером проката 1958 года, и ее посмотрело 45 миллионов зрителей.
После успешного завершения съемок и премьер я вновь вернулся в Москву, и там премьерный показ фильма состоялся в ноябре 1958 года, в одном из самых лучших кинотеатров «Ударник», что неподалеку от Красной площади. И там его принимали на «ура»! Я даже сам удивлялся – почему же зрители так полюбили этот фильм?
Впоследствии я часто встречался с Гейдаром Алиевичем на всех концертах, на всех правительственных мероприятиях. Когда Алиев приезжал в Ленинград, а я тогда уже служил в Александринке, и за всю историю существования этого старейшего театра был единственным азербайджанским актером, то ему всегда с гордостью говорили, что здесь играет ваш земляк.
Надо сказать, Гейдар Алиевич был потрясающим человеком в общении – более искреннего, более доброго человека я не встречал. Когда я стал играть «Короля Лира», я выполнил данное ему обещание и перед первым показом сказал, что мы посвятили этот спектакль Гейдару Алиевичу Алиеву. Он и правда был велик. И это не пафосная фраза! Он был великим человеком во всех своих действиях в том, что не застраивал город, в том, что он понимал – Баку должен сохранить свое лицо…
В Баку я переехал, когда Алиев был Председателем Верховного совета Азербайджана. Но я переезжал постепенно, не сразу и одно время даже жил в гостинице «Интурист», которой тоже уже не существует. Город стал меняться, понемногу начали что-то строить…
Этот знаменательный разговор произошел в одну из наших встреч – они были, как правило, недолгими при его колоссальной занятости. Было это за несколько лет до его смерти. «Когда же ты сыграешь «Короля Лира»? Ты все уже переиграл, кроме этой роли», – сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Об этом разговоре я вспомнил через несколько лет. Когда Шаровский стал главным режиссером театра русской драмы, мы начали репетировать. Мы работали над спектаклем, как никогда… Месяца три… И, честно говоря, я доволен результатом. Мне очень тяжело играть эту роль, я бываю измотан до предела, и все же получаю колоссальное удовольствие от этого спектакля. Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии, это, своего рода, вершина драматического искусства. Я начал ее играть, когда мне было семьдесят девять лет. А когда мне стукнуло восемьдесят два, театр подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса с просьбой зафиксировать «достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли». И мне особенно приятно, что я стал не только самым «взрослым» Лиром, меня назвали самым лучшим исполнителем этой роли. Так что, обещание, данное Гейдару Алиевичу, я выполнил!
Баку был своеобразным, неповторимым городом, и второго такого не было нигде в мире. Иногда Баку сравнивают с Одессой – море, архитектура, интернациональное население. Но это неправильно! Где Баку, и где Одесса?! Совсем уж они разные… Я ощущаю себя бакинцем. Правда, раньше я был больше бакинец, чем сейчас. Честно говоря, я не совсем воспринимаю современный Баку, потому что он стал красивым, ухоженным, европейским городом, каких много. На мой взгляд, пропало что-то трепетное, неуловимое, то, что делало Баку единственным… Так что, я считаю себя бакинцем того, далекого 1957 года, когда я впервые увидел этот город и влюбился в него навсегда…
Нодар Шашик-оглы
новое сообщение
обсуждение
Спектакль «Король Лир» идет в Русском драматическом театре всего лишь раз в месяц. Причина — не в низких кассовых сборах, а в возрасте исполнителя главной роли. Народному артисту Азербайджана Нодару Шашикоглу в этом году исполнилось 83. Он считается единственным в мире актером, исполняющим роль Лира в возрасте, описанном у Шекспира.
Накал страстей и эмоций на сцене длится более трех часов. Актеры говорят: соответствовать уровню игры исполнителя главной роли очень сложно. Ведь Нодар Шашикоглу играл на одной сцене с такими звездами как Черкасов и Симонов в ведущих театрах Советского Союза.
«Нодар Шашикоглу — великий артист. Это небывалый случай, чтобы актер в таком возрасте играл короля Лира», — говорит Наталья Шаровская, актриса Русского драматического театра им. Самеда Вургуна, исполнительница роли Гонерильи.
Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии. От исполнителя она требует полной концентрации и самоотдачи. Пожилому человеку это не всегда по силам. Как правило, эту роль исполняют актеры среднего возраста. Исключением стал Нодар Шашикоглу. Короля Лира он начал играть в 79. А когда ему исполнилось 82, дирекция театра подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли. Сам актер к этому рекорду относится с иронией.
Нодар Шашикоглу признается: «Я, конечно, испытываю определенную гордость, мне приятно, что мои коллеги так за меня радеют». «В Книге рекордов на одной странице, допустим, будет описание рекорда по поеданию сосисок, а соседняя страница будет посвящена мне. Хотя, может, для искусства есть отдельный раздел», — рассуждает артист.
Сейчас поданная заявка находится на рассмотрении. И, возможно, уже в следующем году имя великого азербайджанского актера будет занесено в Книгу рекордов. Но это не более чем формальность, ведь каждый выход на сцену Нодара Шашикоглу навсегда остается в сердцах зрителей.
Нодар Шашик-оглы
новое сообщение
обсуждение
Спектакль «Король Лир» идет в Русском драматическом театре всего лишь раз в месяц. Причина — не в низких кассовых сборах, а в возрасте исполнителя главной роли. Народному артисту Азербайджана Нодару Шашикоглу в этом году исполнилось 83. Он считается единственным в мире актером, исполняющим роль Лира в возрасте, описанном у Шекспира.
Накал страстей и эмоций на сцене длится более трех часов. Актеры говорят: соответствовать уровню игры исполнителя главной роли очень сложно. Ведь Нодар Шашикоглу играл на одной сцене с такими звездами как Черкасов и Симонов в ведущих театрах Советского Союза.
«Нодар Шашикоглу — великий артист. Это небывалый случай, чтобы актер в таком возрасте играл короля Лира», — говорит Наталья Шаровская, актриса Русского драматического театра им. Самеда Вургуна, исполнительница роли Гонерильи.
Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии. От исполнителя она требует полной концентрации и самоотдачи. Пожилому человеку это не всегда по силам. Как правило, эту роль исполняют актеры среднего возраста. Исключением стал Нодар Шашикоглу. Короля Лира он начал играть в 79. А когда ему исполнилось 82, дирекция театра подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли. Сам актер к этому рекорду относится с иронией.
Нодар Шашикоглу признается: «Я, конечно, испытываю определенную гордость, мне приятно, что мои коллеги так за меня радеют». «В Книге рекордов на одной странице, допустим, будет описание рекорда по поеданию сосисок, а соседняя страница будет посвящена мне. Хотя, может, для искусства есть отдельный раздел», — рассуждает артист.
Сейчас поданная заявка находится на рассмотрении. И, возможно, уже в следующем году имя великого азербайджанского актера будет занесено в Книгу рекордов. Но это не более чем формальность, ведь каждый выход на сцену Нодара Шашикоглу навсегда остается в сердцах зрителей.