что запоминается благодаря образной памяти
Память на образы или образная память – оценка и развитие когнитивных способностей, их влияние на деятельность человека
Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в структуру интеллекта. Головной мозг изучен в лучшем случае на 3-4%, потому точно сказать, как происходит процесс запоминания, по каким законам он протекает и где расположена память, какие отделы за нее отвечают пока что невозможно.
Образная память — одна из ее разновидностей, представляет собой возможность воспринимать, фиксировать, а затем воспроизводить полученную через некоторые органы чувств информацию. Для нее характерна группа черт:
Носитель вызывает к жизни запомненный предмет или их группу собственным волевым усилием, произвольно.
В зависимости от степени тренированности интеллекта, образная память на определенную картину сохраняется в течение 24-48 часов. Если говорить о тщательной и максимально полной картине. При этом и степень детализации зависит от тренированности внимания.
Пример — нахождение в условиях аудитории на лекции. Кто-то запомнит только цвет одежды соседа, другой в деталях воспроизведет не только цвет одежды, но и физические данные соседа, а третий зафиксирует как эти моменты, так и слова лектора, запахи в аудитории, степень освещенности помещения и т. д.
В перспективе длительного времени, через недели, месяцы, годы, детали выветриваются, зачастую и весь образ уходит из памяти, потому как не имеет большого значения. Важные события отпечатываются на долгое время, но в деталях помнятся очень немногие. Однако полного уничтожения информации не происходит. Как показывают исследования, она уходит в область подсознания. Человек может воспроизвести информацию, которую воспринимал всего один раз в жизни, но в экстремальных условиях или под сильным гипнозом.
Образная память может развиваться, потому у каждого она находится на определенном уровне. Количество деталей зависит от степени тренированности.
Опять же это не аксиома. Некоторые воспроизводят образ бледный, нечеткий, другие воспроизводят его в мельчайших подробностях. Развитая образная память особенно типична для художников и музыкантов, людей искусства. Это может быть как врожденное, так и искусственно развитое качество.
С течением времени образ дополняется мыслительным компонентом и вот красная рубашка в клетку у соседа на лекции уже не вполне красная и в полоску и т. д. Это связано с особенностями когнитивных функций. При деструкции части деталей мозг стремится сохранить целостность образа и дополняет его самостоятельно, обманывая своего «владельца».
Указанные характеристики изменчивы и вариативны, все зависит от конкретного носителя. Что влияет на качество восприятия и степени детализации при последующем воспроизведении? В основном общий уровень интеллекта. Чем он выше, тем больше развита способность. Огромную роль играет наблюдательность, склонность к фиксации отдельных малозначительных на первый взгляд деталей. Чем больше воспринято, тем больше информации зафиксировано. Также степень развития обуславливается профессиональной активностью. Люди искусства, лица, занятые трудом в естественных природных условиях по понятным причинам имеют лучшие способности.
Сказанное тоже не может быть воспринято как аксиома. Известны случаи, когда люди с нормальным уровнем интеллекта, средним по всем меркам и даже умственно отсталые по органическим причинам имели фотографическую память. Такая же парадоксальная ситуация встречается у аутистов, некоторых больных с синдромом Дауна, Аспергера. По всей видимости, это связано с недостаточной изученностью когнитивной сферы или однобоким устаревшим подходом к измерению уровня интеллекта.
Какие виды памяти бывают
Образная память составляет основу всей памяти. Формы когнитивной способности подразделяют по органам чувств. Их всего пять, значит и количество форм идентично.
Органы чувств
Зрительная
Она же наглядно образная. Развита лучше других типов у большей части людей, независимо от пола и возраста. В отличие от прочих форм действует всегда. Позволяет зафиксировать визуальный объект в его визуальной целостности: форма, размер, цвет. При этом не всегда возможно получение исчерпывающей информации о предмете, нужно делать «скидку» на погрешности восприятия. Отсюда возможные ошибки распознавания идентичных объектов при различном восприятии (издалека стол выглядит как стол, а вблизи не понятно, что это за лакированный кусок дерева).
Крайняя степень развитости зрительной формы — фотографическая память. Она позволяет за считанные секунды в мельчайших подробностях запоминать информацию. Например, страницы книги с написанным текстом (особенно часто эта особенность проявляется в школьные и студенческие годы). Выше уровень развития этой формы у художников и людей, постоянно имеющих дело с визуальными образами.
Слуховая или аудиальная
Слуховая образная память в психологии описывается как вторая наиболее развитая. Потому как звук выступает постоянным раздражителем, не пропадая ни на секунду. Запоминаются только интересные воспринимающему объекты. Все остальное отфильтровывается в височной области как ненужный посторонний шум. Способность к селективному, выборочному восприятию также довольно быстро развивается, относится скорее к возможности концентрировать внимание. Слуховая форма особенно развита у музыкантов.
Тактильная
Память на образы физические. Связана с механическим влиянием на рецепторы кожи, кончиков пальцев. Обычно развита слабо, ограничивается парой десятков или чуть более предметов, которые встречаются в повседневной жизни. Очень быстро уходит из сферы сознательного, потому как через прикосновения доходит не более 3-5% информации. Способность актуализируется при утрате зрения, потому как тактильность выходит на первый план. Развивается довольно быстро, особенно в качестве компенсаторного механизма.
Обонятельная
Развита несколько лучше. Человек имеет недостаточную остроту обоняния, если сравнивать с подобной же функцией у животных. Однако это не мешает фиксировать сотню объектов и более. Повседневный опыт не требует столь большого количества запахов. Обычно достаточно 10-15: запах гари, газа, еды и пр. Большой роли обоняние в жизни среднестатистического обывателя не играет. Однако актуализируется у дегустаторов, поваров.
Вкусовая
Определяется способностью воспринимать вкусовые раздражители, помнить вкус той или иной пищи. Развита в той или иной мере у всех (не нужно пробовать лимон, чтобы вспомнить, насколько он кислый). Особенно у людей, профессионально связанных с приготовлением или дегустацией пищи. Навык также развивается без проблем, а у некоторых достаточно сформирован уже при рождении.
Образная память играет ключевую роль в накоплении эмпирического опыта. Потому как человек без проблем распознает предметы и явления именно по аналогии. Детали и образы стираются, но не полностью. Основные моменты осмысливаются и составляют собственно сам чувственный опыт, который актуализируется в нужный момент. Увидел яблоко — узнал, понял, что это яблоко. Вспомнил вкус, запах и т. д. Если же человек не видел яблок — он не поймет, что это такое, но зафиксирует в памяти образ и без проблем распознает его при повторной демонстрации через некоторое время. То же касается запаха гари, шума воды, черт лица собеседника (хотя здесь все несколько сложнее). Представленные примеры упрощенные, но позволяют получить представление.
Виды образной памяти ограничиваются органами чувств. Однако практически невозможно в равной мере воспринимать все аспекты объекта всеми чувствами (насколько это возможно с учетом объекта, минус вкусовая форма). Это потребует длительной, всесторонней тренировки, которая нужна в крайне ограниченном числе случаев. Яркая образная память зачатую оказывается основой, необходимой для профессиональной реализации навыков и способностей, достижения успехов в искусстве, науке.
Как проверить степень развития
Диагностика образной памяти проводится психологами или нейрофизиологами. Со вторыми у людей шансов встретиться не так много. Да и необходимости такой нет. Протестировать степень развитости можно с помощью простых методик.
Зрительная
В течение 30-60 секунд обследуемому предлагается тщательно рассмотреть тот или иной объект. Это может быть рисунок или реальный предмет. Затем объект убирают, выжидают 3-5 минут и просят рассказать максимум деталей. Другой способ — расположить максимум предметов на столе или использовать сложную картинку. Затем воспроизвести все увиденное. Способы могут использоваться и дома, присутствие психолога обязательно.
Слуховая
Проверяется еще проще. Предлагают прослушать простую мелодию. Затем нужно воспроизвести ее голосом, сыграть на инструменте, соблюдая правильный ритмический рисунок. Таким способом проверяют детей, поступающих в музыкальные школы. Для более глубокой оценки в будущем проводят музыкальные диктанты, оценку способности анализировать гармонические особенности музыкального произведения и т. д., но это уже сфера профессиональной компетенции. Она имеет мало общего с повседневной жизнью.
Тактильная
Проверяется посредством анализа физических ощущений. С завязанными глазами ощупывается предмет. Затем дают разные предметы и предлагают узнать тот, который использовался в качестве эталонного, первого. Обычно проблем не возникает.
Обонятельная
Проводится тест идентичным способом. Предлагается распознать запах.
Вкусовая
С завязанными глазами предлагается попробовать несколько предметов. Обычно близких по свойствам, например, фрукты, овощи. Большого практического значения для обывателя развитая вкусовая форма опять же не имеет. Актуальна она для поваров. Еще больше для дегустаторов, для которых способность оценивать вкусовые свойства продукта и распознавать отдельные оттенки (например, в алкоголе) играет ключевую роль. В отсутствии навыков говорят о профессиональной непригодности.
Диагностика образной памяти также играет огромную роль в деле определения степени неврологических нарушений у больных со структурными изменениями головного мозга. Исходя из характера нарушений, можно сделать выводы о локализации расстройства и типе дефицита.
Что влияет на уровень в целом и в момент проверки
На указанную когнитивную способность влияет группа факторов:
Наконец целенаправленное стремление и приложение усилий по развитию играет большую роль.
Можно ли развить способность, и какими способами
Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.
Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.
Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.
Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.
Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.
На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.
1.4. О́бразная память
1.4. О?бразная память
Благодаря образной памяти мы можем запомнить и воспроизвести образы тех или иных предметов, явлений. Между прочим, большинство методик, призванных развить память, основаны именно на развитии образной памяти. Благодаря образной памяти вы можете воспроизвести практически любой запомнившийся образ спустя неограниченное количество времени. Легкость воспроизведения образов находится в прямой зависимости от следующих факторов:
– ваше состояние в момент восприятия;
– ваше состояние в момент воспроизведения.
Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую в зависимости от того, какой орган чувств принимал наиболее активное участие в процессе запоминания.
Зрительная память хранит и воспроизводит зрительные образы, картинки. Чем лучше ра?звито воображение, тем эффективнее будет работать зрительная память.
Слуховая память помогает вам запоминать и воспроизводить музыкальные звуки или звуки речи. Особенно хорошо развита слуховая память у музыкантов, ведь им необходимо запоминать большие объемы звуковой информации.
Обонятельная память – это способность запоминать и воспроизводить в памяти запахи. Особенно необходима представителям некоторых профессий, например, парфюмерам. В нашей с вами жизни она не слишком важна. Тем не менее, нередко случается так, что запахи вызывают в нас самые разные воспоминания.
Осязательная память – это память на прикосновения. По большому счету, тоже особой роли в нашей жизни не играет.
Вкусовая память важна для представителей некоторых профессий, например, дегуста?торов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Память
Память В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение
5. Память
5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину
Рабочая память и кратковременная память
Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за
Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память
Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов
Память
Память Прежде чем продолжить свой анализ того, что Субъекты, находящиеся в состоянии гипноза, видят в Мире Душ, я хотел бы предоставить больше информации о категориях памяти и ДНК. Есть люди, которые Убеждены, что все воспоминания хранятся в ДНК. Таким образом они
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы
Память прошлого и память будущего
Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того
Память
Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память — еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе
«Повседневная» память и долговременная память
«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних
Память
Память Один из важнейших процессов восприятия — это сравнение входящей текущей информации со сходным прошлым опытом. Когда мы видим друга, образы из памяти о его лице представляются нашему сознанию наравне с впечатлением о его настоящей внешности. Этот образ памяти
Память
Память Прежде чем произведение будет создано, писатель должен подготовить для него необходимый материал. Он долго наблюдает за окружающей действительностью, многое переживает в собственной жизни. Впечатления внешнего и внутреннего мира образуют в совокупности
Память
Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,
Память
Память Темно в долинах памяти, словно в осеннем сумеречном лесу, где в печальной наготе застыли стволы деревьев, а яркие цветы и буйная зелень листьев обратились в шуршащий под ногами ковер. Нет пути назад. Никакие заклятия не вдохнут жизнь в отцветшие сады, в отзвучавшие
Консультация для родителей «Развитие образной памяти дошкольников»
Консультация для родителей
Тема: «Развитие образной памяти дошкольников»
Составила воспитатель МБОУ ЕУВК «Интеграл» Бочарова Л. П.
Отличительная черта детской памяти – наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала – образные и эмоциональные описания.
Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста. Развивая образную память детей, мы развиваем их возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные своего восприятия, умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Значит, в зависимости от принимающего анализатора образная память бывает слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения»,потому что она:
Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
Активизирует все каналы восприятия;
Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
Превращает мыслительную деятельность в творчество;
Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
Сводит обучение к пониманию;
Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
Повышает темп работы;
Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
Делает процесс забывания произвольным.
Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.
Отличительными особенностями образной памяти являются:
Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.
Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.
Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.
Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.
Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.
улучшению всех видов памяти (образной, логической, зрительной, слуховой);
развитию творческого, образного, ассоциативного мышления, воображения, улучшению речевых навыков, наблюдательности, тренировке слухового внимания и восприятия;
активизация ресурсов познавательных процессов;
стимулированию инициативы ребёнка;
совершенствованию мелкой моторики;
даёт возможность надолго запомнить информацию.
Методики эйдетики предназначены именно для того, чтобы помочь ребёнку научиться воспроизводить информацию, используя зрительные образы и собственное воображение.
Регулярно выполняя упражнения эйдетики, ребёнок сможет:
без запинок и сложностей запоминать стихи или небольшие прозаические тексты;
запоминать и воспроизводить в нужной последовательности танцевальные движения;
запоминать цифры, номера, формулы;
творчески подходить к сочинениям, с точностью воспроизводя детали прочитанных произведений, картин, фотографий;
придумывать собственные сказки, стихи, рассказы, используя ассоциативные ряды слов или изображения;
обогатить словарный запас.
Следовательно, эйдетика — это целая обучающая методика, с помощью которой можно развивать фантазию, воображение, зрительную память, образное мышление и речь детей.
Примеры методов и техник эйдетики:
1. Зрительная прорисовка
Суть метода в том, что контур фигуры, символа или знака должен дополнять-ся деталями и превращаться в какой-нибудь предмет. Например, можно нарисовать на листе бумаги цифру и предложить ребёнку дорисовать к ней детали так, чтобы получилось животное или вещь (очки, змея). Метод отлично подходит для запоминания графического образа букв и цифр.Например: цифра четыре похожа на перевернутый стул, восьмерка – на очки, двойка – на лебедя, семерка – на хоккейную клюшку, а единица – на крючок или обломанный сучок.
2. Мысленная прорисовка.
Суть техники состоит в выстраивании фантазийной реальности. Например, при заучивании стихотворения «Зимнее утро» можно предложить ребёнку описать погоду за окном, обстановку в доме, запахи и звуки. Эта методика отлично подойдёт для запоминания стихов и текстов. Помимо речевых приемов, можно применять метод «погружения» в атмо-сферу. Например, перед тем, как заучивать песенку «Танец маленьких утят» можно попросить ребенка с помощью движений показать, как двигаются утята и как они крякают. Затем нужно предложить ребенку мысленно представить себе дом бабушки, где во дворе бегают маленькие желтые утята, припрыгивающие в такт музыке.
3. Акровербальная методика.
Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании запоминаемого материала в интересные тексты, стихи, песни и пр. Она особенно любима детьми, ведь её суть состоит в придумывании или запоминании уже существующих коротких стишков, помогающих вспомнить какую-то информацию.
ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
Игры на развитие предметных ассоциаций предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками. Например, берем нитку,говорим: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали?Или держим монетку и говорим: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой.)
Игры на развитие звуковых ассоциаций применяются с использованием аудиозаписи различных звуков и шумов.Коллекцию звуков можно разделить на группы:
«Отгадай на вкус». Вопрос будет такой же,как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста используйте комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное, хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.
Игры на развитие обонятельных ассоциаций Обонятельный анализатор – самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с детьми, будьте особенно осторожными, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена.Используйте обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
Какие игры помогут развить зрительную память?
Для развития зрительной памятиподойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.
«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимо-сти от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть образной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.
Упражнение «ЗАПОМНИ, ЧТО ЕСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ» Упражнение «ЗАПОМНИ И НАЗОВИ» «ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА», «ФОТОГРАФ», «БИНОКЛЬ»— игры для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек.
Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно пере-двигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновре-менно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправ-ляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Упражнение «Опиши картинку»
Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.
Любят дети выполнять упражнения: «Запомни и назови все нелепицы», «Что изменилось?», «Чего не стало?»
«Чего не стало?» Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Ребенку нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.
«Инопланетяне»Инструкция: «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются.Задание: «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».
«Запомни и назови, у кого что есть» Упражнение «Лесенка» Рассмотри картинку и запомни, кто на какой ступеньке находится. Уберите картинку. Предложите ребенку назвать, кто стоял на первой ступеньке, кто на второй, на третьей, на четвертой, на пятой.
«Художник» 1 вариант. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. 2 вариант. Поделите детей по парам, попросите их повернуться друг к другу спиной. Объявите, что сейчас им нужно вспомнить, как выглядит человек, стоящий за их спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.
«Вспомни пару». Вспомни рисунки и нарисуй в пустой клетке пару каждому предмету.
Замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовки к овладению навыками чтения и письма – это корректурные пробы.
Предлагайте ребенку разнообразныеварианты выполнения корректурных форм:
Проставь значки по образцу
Раскрась флажок красным, а шарик- зеленым цветом
Зачеркни только животных
Зачеркни одну картинку и обведи другую
Раскрась только фрукты
«Запомни фигуры» Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры, а затем нарисовать их.
«Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить расположение точек, а затем нарисовать.
«Представь и дорисуй»
«Вспомни и нарисуй значки»
Предложите ребенку запомнить значки в геометрических фигурах. Закройте листочком образец. Ребенок должен расставить значки в соответствующих фигурах. Дайте ребенку временное ограничение в выполнении заданий и контролируйте его. Стремитесь, чтобы он постепенно выполнял задание все быстрее и быстрее.Важно: не разрешайте ребенку перескакивать с одной строки на другую, не выполнив задание.
«Рисование схем» — один из способов образного запоминания, ребенок должен делать по содержанию текста схематичные зарисовки.
Игра «Выучи стихотворение»
Цель игры: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Дети должны «записать» предлагаемые вами слова в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «прочитав» свои рисунки.
Игра «Морское путешествие»
Предложите ребенку внимательно рассмотреть план морского путешествия и запомнить расположение парусников. Закройте или переверните план. Предложите ребёнку по памяти нарисовать расположение парусников.
Игры на развитие слухового восприятия
Покажите ребенку по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите ребенка назвать, какой предмет так звучит.
«Звуки вокруг нас» Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с ребенком все звуки вокруг вас.
«Кто в домике живет»
Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите ребенка сказать, кто в домике живет.При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.
Первый ребенок говорит: «Сегодня на обед я ел арбуз». Следующий ребенок говорит то же, что и первый, и добавляет «блюдо» на букву Б,например: «Сегодня на обед я ел арбуз и булку», третий прибавляет на “В”: например, “вермишель». Меню разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Игрок, который допустил ошибку, выбывает.
Игры, развивающие восприятие запахов
Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите ребенка по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их. В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.
Упражнения на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память.
«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.
«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.
«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.
«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить,какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые ему не совсем по вкусу. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ребенок. Можете его угостить.
Занимаясь с ребенком, помните, что память – это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.
«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.
Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.
Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.
Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях». «Истоки способностей и дарований детей находятся.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.