ноги лотоса в древнем китае история
«Ножки-лотосы» или родители-«изуверы».
Опять захотелось отвлечься от новостей дорамапрома и K-J-C-Pop и написать о чем-то другом, особенном, но тоже азиатском.
Написала… Опять о ногах. Но на этот раз не о длинных стройных ногах известных айдолов, а о потрясающих, ужасающих китайских «ножках-лотосах».
«Ах, ножки Ваши
Так и просятся в поэму,
И нет их краше
У актрис или богемы. «
В Китае, на протяжении многих столетий, существовала традиция перебинтовывания женских ног, которая позволяла сделать ножку, ну, о-очень маленькой и хрупкой. Ведь женщины с маленькими ножками считались настоящим «Эталоном Красоты»! Большинство китаянок, с этим никто не станет спорить, отличаются завидным изяществом, их фигуры стройны, а ножки миниатюрны.
Ещё в стародавние времена в Поднебесной сложился устойчивый стереотип, что самыми красивыми и сексуально привлекательными являются крохотные ступни. Маленькая ножка китайской невесты на выданье должна была быть не более семи сантиметров! Именно тогда она считалась идеально красивой и называлась «золотым лотосом». Чуть более длинные ступни уже не считались эталоном красоты. И называли их, соответственно, «серебряным» и «железным лотосом», но, всё-таки, «ножкой-лотосом».
«О, сколько пало ниц мужчин
Пред вашим тайным силуэтом.
Нет повода искать причин,
Ведь ножки женщин правят светом!»
Ради этой кощунственной традиции (с точки зрения европейцев) родители уродовали ножки своих дочерей на протяжении многих столетий существования Поднебесной. А потрясающие крошки-туфельки, которые шили на такие ножки, выглядят и сейчас невероятно красивыми и жуткими одновременно: нежнейший китайский шелк всевозможных расцветок, изысканная вышивка, крошечные каблучки. Дорогая, искусно пошитая обувь делалась девочкам с «ножками-лотосами» из богатых семей. Невесты попроще довольствовались более скромными башмачками. Ведь и девочек из семей среднего и низкого достатка тоже не миновала подобная участь.
С четырех лет детские ступни плотно бинтовали и надевали туфельки миниатюрных размеров. И с каждым годом длина обувки все уменьшалась и уменьшалась. И всё для того, чтобы в будущем девочка смогла выйти замуж. В результате, ступни жертв древнекитайской моды со временем окончательно деформировались, принимая необычную форму изогнутого полумесяца. Обладательницам лотосовых ног из богатых семей везло больше остальных: им не нужно было много ходить. Будущих жен наследников знатных семей носили на руках слуги или перевозили на роскошных носилках, всячески ограждая от излишних движений.
Потенциальная семья жениха прежде всего интересовались не внешним обликом невесты, её лицом или фигурой, а длиной ступни. Однако мужья не желали лицезреть изуродованные ножки вживую: китаянки даже ночью были обязаны надевать специально сшитые ночные туфли. Днём изуродованные ступни украшали потрясающей красы шелковые тапочки, туфли или сапожки, с каблучками или без таковых. И ведь мужчины на самом деле любовались «золотыми лотосами» и их лунообразными изгибами. Разумеется, спрятанными в расшитую обувь.
«Ах, эта прелесть женских ножек!
Ласкающая взор мужчин.
Волненье доведя до дрожи,
Взорвав в крови адреналин»
Есть несколько легенд о происхождении этого жуткого обычая:
— по одной легенде (как это типично для Поднебесной) во всем виноват древний философ и ученый Конфуций (примерно 551-479 гг. до н. э.). Ведь он считал, что женщины — это носительницы энергии «инь», которая противопоставлена мужскому началу «янь». Поэтому удел прекрасной половины человечества — это пассивность и слабость. Однако, учитель Кун-цзы или Чжэнчжан, как его называют в Китае, жил еще в те времена, когда «ступней лотоса» не существовало.
— По другой легенде этот бьюти-тренд связан с императором Сяо Минсянь (483-501 гг.), из династии Южное Ци. Любимая наложница этого правителя, обладательница крохотных ножек, однажды танцевала перед ним на золотом помосте с изображением цветков лотоса. Восхищенный изящным танцем любимой женщины император воскликнул: «От каждого прикосновения ее ножек расцветают Лотосы!»
Вполне вероятно, сравнение женской ступни с лепестками лотоса появилось именно тогда.
Большинство китайских историков полагают, что обычай бинтования ног зародился в стране намного позже. А массовое распространение в народе он получил лишь в Х веке.
Считалось, что представительницы прекрасного пола, не способные самостоятельно передвигаться, всегда будут покорны своим мужьям, что и соответствовало китайским традициям.
Деформация стоп считалась также залогом «целомудрия»: женщина, неспособная далеко уйти, просто физически не сможет «добежать» до любовника и по-быстрому «наставить рога» своему супругу. К тому же, жители Поднебесной были уверены, что семенящая походка укрепляет интимные мышцы женщины, делая ее сексуальнее.
«Ножки-лотосы» были символом статуса, ведь представители сильного пола таким образом могли подчеркнуть свое богатство и принадлежность к высшим слоям общества: «Я могу позволить себе содержать женщину, которая неспособна что-либо делать по дому, для этого у нас есть слуги«.
Многие полагают, что под влиянием конфуцианства китайцы возвели эти древние традиции в разряд культа, а отменить веками устоявшиеся в народе обычаи бывает очень непросто. Вот и борьба с бинтованием ног велась долгими веками.
Ведь «ступни лотоса» считались очень эротичными в китайской культуре: девушка, прошедшая тяжелый обряд бинтования ног, более чувственна и целомудренна, чем девушка с нормальными стопами. Обряд бинтования приводил к деформации стопы настолько, что при ходьбе основной упор делался на бедра и кости таза, отчего те самые бедра распухали. Чем меньше была девичья стопа, тем тяжелее девушке было передвигаться из-за сильной деформация нижней части тела. А китайские мужчины называли такие бедра и походку «сладострастными».
Во многих произведениях писатели и поэты Поднебесной воспевали крохотные женские ножки. Это был непременный атрибут истинной красавицы, туфелька которой должна была помещаться на ладони возлюбленного. Вот поэтому, когда речь шла о замужестве, родителям жениха сначала отправляли туфли, по которым те смогли оценить размер ноги. Если девушка не прошла обряд бинтования ног, китайцы считали её настоящим изгоем общества. И такая девушка не могла выйти замуж.
Но как же удалось искоренить многовековой обычай создания золотых «ножек-лотосов»?
Чтобы «выбить» из умов китайских матерей и отцов даже мысль о бинтовании детских ног понадобился не один год государственной политики.
И началось это уже в XVII веке. В 1663 году к власти в Китае пришла маньчжурская династия. На следующий год императорским указом бинтование ног было запрещено. Но люди не последовали этому указу. Тогда в стране говорили, что мода сильнее императора, а «ножки-лотосы» стали еще и символом национальной идентичности, отличающим китаянок от маньчжурских девушек и представительниц других народов.
В ХХ веке запрет на бинтование ног вводился:
— в 1902 году — указом императора династии Цин;
— в 1912 году — по решению правительства Китайской республики;
— в 1949 году — после установления коммунистической власти.
В итоге, после многолетней борьбы, совместными усилиями власти, общественных деятелей, врачей, ученых, философов, поэтов и писателей эту жестокую традицию удалось победить. Но остановить поток создания «лотосов» из детских ножек власти сумели лишь в 1949-м году. Никто кроме коммунистов, с их репрессиями и строгими запретами, не смог наложить карающее вето на жестокий обычай прошлого. Конечно, даже после запрета, в Китае осталось огромное число женщин с «ножками-лотосами».
Для нужд этих несчастных (хотя они сами себя несчастными-то не считали) работала специальная обувная фабрика, которая шила самые маленькие туфельки в мире. Длина некоторых пар не превышала пяти сантиметров.
Последняя партия лунообразных тапочек и сапожек была выпущена в 1999-м году. После чего фабрику по производству туфелек-лотосов закрыли, а нереализованная продукция была передана в созданный музей.
На сегодняшний день, большинство китайцев считают эту традицию:
«Настоящим Позором Китайской Истории«
Но, несмoтpя нa запрет бинтования ног, эта древняя традиция всё еще жива, и в некоторыx районах бескрайнего Китая ещё можно встретить девушек с «ножками-лотосами». Хотя теперь это не носит массового явления, а скорее является несокрушимой данью традиции: ведь долгое время миниатюрные ножки были гордостью китаянок, хоть им и приходилось проходить через невероятно болезненные процедуры.
Что ж, у каждого народа существует свой «Эталон Красоты»!
Идеал женской красоты по-китайски (до сих пор): маленькая ножка, тонкие длинные пальцы, небольшие ладошки, нежная белая кожа, высокий лоб, маленькие уши, тонкие брови, маленькие округлые губы.
Увеличить длину нежных женских пальчиков можно было простым способом – отрастить длинные ногти. Причём их отращивали такой длины, что делать что-либо руками было практически невозможно. Но это была привилегия исключительно богатых знатных женщин. Для длинных ногтей, чтобы они не сломались, делали специальные чехлы. По нашим меркам это смотрелось столь же странно ужасающе, как и ножка «золотой лотос», и чем-то напоминало вампирскую атрибутику.
Кстати, императрица Цыси (вдовствующая Великая императрица цинского Китая, с 1861 по 1908 сосредоточившая в своих руках верховную власть) была ярким представителем маньчжурской аристократии с длинными ногтями.
Но свои ноги императрица не бинтовала (как и все маньчжуры), зато любила поиздеваться над наложницами-китаянками: она приказывала им разбинтовывать ноги и заставляла несчастных ходить по острым камням. Ну, не любила она китаянок. Что уж тут поделать, императрица, однако…
Эффект высокого лба китайские женщины достигали элементарным сбриванием волос.
Ну, а белая кожа…
Здесь в ход шли белила на основе свинца, что, как теперь известно, очень вредно для здоровья.
Так что красота по-китайски, на самом деле, требовала немалых жертв.
Как хорошо, что наши девушки придерживаются иного мнения:
«Мне нравится, что вы больны не мной
И уж, конечно, я больна не вами!
Подумайте, с такими, блин, ногами
Как минимум мне нужен олигарх…)))»
Красота через боль: пугающие факты о бинтовании ног в Китае (11 фото)
В древности «золотые лотосы» — крошечные ступни считались вершиной красоты, но, чтобы их заполучить, женщины проходили через настоящий ад.
Как зародилась страшная традиция?
Историки не могут точно сказать, когда именно появилась соль дикая практика. Считается, что это был X век, эпоха пяти династий и десяти царств, когда разные императоры оказывались у власти и уходили, а традиция бинтования ног оставалась.
Есть легенда, что у одного из императоров того периода было много наложниц, но особенно заинтересовала его одна из них, самая находчивая. Она создала сцену, похожую на лотос, на которой выступала, а потом добавила к этому еще один элемент. Девушка стала перебинтовывать свои ступни так, чтобы они стали маленькими и имели форму копытца.
Императора впечатлило сочетание крошечных ступней и лотосообразной сцены, он сделал наложницу любимой, из-за чего другие девушки тоже начали бинтовать ноги, чтобы снова завоевать благосклонность правителя.
Стопы бинтовали, потому что крошечные ножки нравились мужчинам того времени. Их не только считали привлекательными, но и думали, что раз женщинам было трудно ходить с изломанными пальцами, они задействовали во время ходьбы мышцы внутренней части бедер и таза, тем самым тренируя мышцы влагалища и были способны на что-то особенное в постели.
Ноги-лотосы были настоящим фетишем эпохи. Мужчины даже просили, чтобы дамы не снимали туфельки с ног, чтобы создать мистический образ ступней и увеличить сексуальность встречи.
Находились такие личности, которые пили воду, в которой мыли ноги-лотосы, клали еду между пальцами таких ног и ели ее оттуда.
Исковерканные стопы считали показателем богатства и высокого статуса семьи. Такие женщины не могли работать, сидели дома, а это означало, что муж может их содержать. Но вообще, жены с ногами-лотосами были обречены на рабский труд: уборку, уход за детьми и приготовление пищи.
Ступни начинали бинтовать, когда девочкам исполнялось от 4 до 9 лет. Обряд считали важным шагом в процессе взросления ребенка, в нем принимали участие все дочери, мать и бабушка. На старейших членов семьи возлагалась задача убедить девочку в том, что это нужно, чтобы она была желанной женщиной и вышла замуж за хорошего человека. Молодые девушки продолжали бинтовать ступни, так как считалось, что так можно повысить фертильность.
Чтобы превратить стопы в «лотосы», уходило около двух лет постоянного бинтования. Перед началом процедуры ноги девочки помещали в теплую ванную, потом их чистили, удаляя всю сухую и мертвую кожу. Ногти подстригали максимально коротко, чтобы не было порезов при бинтовании. Между пальцами обязательно клали квасцы, чтобы не выделялся пот, и не скапливалась влага.
А потом начиналось наложение повязок на стопу. Бинты пропитывали водой, чтобы они крепче оковывали ногу, высыхая и сжимаясь. Четыре пальца ноги сгибали внутрь к подошве, на них накладывали плотную повязку, чтобы они плотно прилегали к нижней части стопы. Большой палец ноги слегка сгибали, вокруг него, на лодыжку и ступню наматывали повязку. Так удавалось сдвинуть пятку вперед, со временем полностью ломая арку стопы.
Иногда доходило до того, что в повязку помещали битое стекло, чтобы из-за порезов кожа начинала гнить, а нога становилась еще меньше. Процедуру девушка проходила каждые несколько дней. Бинты снимали, мыли и чистили ноги, удаляли плоть, которая омертвела, обрезали ногти, накладывали новые повязки, затягивая их еще туже. Что касается ногтей, бывало, что их удаляли полностью.
Легенды о происхождении обычая
Есть несколько легенд о происхождении обычая бинтовать ноги. По одной из версий, наложница императора из династии Шан страдала косолапостью, по этой причине она попросила императора сделать общеобязательным бинтование стоп для всех девушек; таким образом её собственные ноги стали образцом красоты и элегантности. Другая легенда рассказывает, что любимая наложница императора Сяо Баоцзюань, у которой были изящные ножки, танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом и изображениями цветов лотоса. Восхищённый император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!». Возможно, именно тогда возникло выражение «нога-лотос» или «золотой лотос»; тем не менее, в легенде не упоминается о том, что ноги девушки были забинтованы. Однако в большинстве случаев возникновение обычая бинтовать ноги связывается с историей о том, как император Ли Юй (937–978) попросил одну из своих наложниц, Яо Нян, забинтовать ноги полосами белого шёлка таким образом, чтобы они напоминали полумесяц; затем девушка танцевала «танец лотоса» на кончиках пальцев. Женщины из высшего общества стали подражать ей, а затем эта практика стала широко распространенной.
Однако некоторые исследователи сомневаются в достоверности этой легенды. Например, историк Линь Вэйхун считает, что обычай бинтования ног появился в Китае позже, не ранее эпохи Сун (960–1279). В любом случае, известно, что обычай бинтования ног стал популярным в период династии Сун. К концу этой эпохи появилась традиция пить из туфельки, в каблуке которой был небольшой бокал. В период династии Юань некоторые мужчины пили прямо из туфельки; это называлось «осушить золотой лотос». Традиция сохранилась до времён династии Цин.
Идеальная нога должна была не превышать 7 сантиметров в длину; такие ноги назывались «золотые лотосы». Стопа длиной в 10 см носила название «серебряный лотос», если же длина превышала 10 см – «железный лотос». Стопа не должна была выглядеть как опора для тела
Процесс бинтования ног
Процесс бинтования ног начиналось до того, как стопа девочки была полностью сформирована. Чаще всего бинтовать ноги начинали осенью или зимой, поскольку холод уменьшал чувствительность к боли и снижал риск инфицирования. В богатых семьях в день первого бинтования ног девочке предоставлялась личная прислуга, для того чтобы ухаживать за её стопами и носить её на руках в те дни, когда боль становится слишком сильной.
В Китае существовали специальные стулья для бинтования ног. Каждый стул был оснащен выдвижным ящичком, в котором хранились бинты, ножницы для подрезания ногтей и прочие принадлежности. В спинке стула было приспособление для разглаживания смятых бинтов
Этапы бинтования ног
Для формирования «идеальной ножки» требовалось приблизительно три года. Процесс бинтования ног состоял из четырёх этапов.
Первый этап назывался «попыткой бинтования». Прежде всего ноги девочки обмывались тёплой смесью из травяных отваров и крови животных для того, чтобы стопа стала более гибкой. Хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 сантиметров также вымачивались в травяных отварах и крови животных. Ногти на ногах подрезались как можно более коротко для профилактики врастания ногтя и, как следствие, инфицирования. После этого стопа сгибалась с такой силой, что пальцы вдавливались в подошву ноги и ломались. Повязка накладывалась в форме «восьмёрки», начиная со свода стопы, затем вокруг пальцев и наконец вокруг пятки. После каждого оборота бинта повязка туго затягивалась. Концы повязки сшивали для того, чтобы повязка не ослабла, а затем на ногу девочки надевали специальные носки и туфельки с острыми носами. После этой процедуры девочку заставляли ходить, для того чтобы под весом тела стопа постепенно приобрела желаемую форму. Кроме того, ходьба была необходима для восстановления кровообращения в туго забинтованных ногах. Каждый день девочка должна была проходить не менее 5 километров (однако девочки с особенно маленькими ногами ходить не могли и до конца жизни их носили слуги).
Второй этап (длительностью более полугода) назывался «попыткой затягивания». На этом этапе бинты затягивались всё туже, что усиливало боль. Сломанные пальцы требовали постоянного ухода, поэтому повязки периодически снимались, стопы омывались для того, чтобы удалить ткани, поражённые некрозом. Ногти аккуратно подстригались. Стопы также массировали, чтобы они легче сгибались, иногда их подвергали ударам для того, чтобы суставы и сломанные кости стали более гибкими.
После омовения ногу обрабатывали квасцами и благовониями с различными ароматами. Сразу после этой процедуры повязка накладывалась снова, причем бинт затягивался ещё туже. Этот процесс повторялся как можно чаще (в состоятельных семьях как минимум раз в день, а в бедных крестьянских семьях два или три раза в неделю). Этим обычно занимались старшие женщины из семьи девочки или профессиональные бинтовальщики ног. Считалось, что матерям не следует проводить эту процедуру, поскольку мать будет испытывать жалость к дочери и не сможет затянуть повязку достаточно туго. Существовала китайская пословица: «Мать не может любить одновременно свою дочь и её ногу».
Третий этап назывался «периодом тугого бинтования». На этом этапе носок ноги постепенно притягивался к пятке, кости при этом изгибались и иногда ломались снова.
Четвертый этап носил название «бинтование дуги»: его целью было сформировать подьём стопы настолько высоким, что под аркой стопы могло поместиться куриное яйцо. В результате форма стопы начинала напоминать натянутый лук – это считалось очень красивым.
Через 4-5 лет после начала бинтования стопы боль становилась менее мучительной. Однако страдания, причиняемые деформацией ноги, были такими сильными, что в Китае появилась пословица «Пара бинтованных ног стоит ванну слёз».
Последствия
Женщина с забинтованными ногами была ограничена в возможности передвигаться самостоятельно, она была вынуждена сидеть дома и не могла пойти куда-либо без сопровождения слуг. Она не могла участвовать в политике и общественной жизни; она была зависима от своей семьи и, в первую очередь, от мужчин своей семьи. По этой причине забинтованные ноги стали символом женского целомудрия и мужской власти. Кроме того, женщина, неспособная самостоятельно передвигаться, была свидетельством богатства и привилегированного положения её супруга, поскольку он мог себе позволить держать жену в праздности. В период монгольского завоевания особая форма ноги китаянок позволяла легко отличить их от монголок и прочих «варваров», благодаря чему она стала признаком национальной идентичности. Кроме этого считалось, что деформирование ног улучшает здоровье женщины и делает ее более способной к деторождению. Забинтованная нога стала признаком красоты и необходимым атрибутом для того, чтобы девушка смогла выйти замуж. Для девушек из бедных семей это давало возможность вступить в выгодный брак. В конце XIX века в провинции Гуандун в бедных семьях стало обычаем бинтовать ноги старшей из дочерей, которую готовили для престижного замужества (уделом её младших сестёр была домашняя работа и брак с крестьянином; они также могли стать наложницами более богатых мужчин). Сами женщины с забинтованными ногами, их семьи и их мужья очень гордились тем, насколько мала деформированная стопа.
В более взрослом возрасте женщины сами бинтовали себе ноги. Это приходилось делать в течение всей жизни.
Критика и исчезновение обычая
После того как маньчжурская династия пришла к власти в Китае в 1663 году, император издал указ о запрете бинтования ног (1644). В 1668 году этот указ остался в силе по отношению к девушкам маньчжурского происхождения, но он был отменён в отношении китаянок. В результате в Китае появилась пословица «Мода сильнее императора».Форма стопы стала важным признаком, отличающим маньчжурских женщин от женщин народа хань
В армии мятежников- тайпинов (1850—1864) женщины были уравнены в правах с мужчинами, при этом тайпины запретили на контролируемых территориях обычай бинтования ног у девочек.