номер записи акта о рождении в казахстане
Получение справки о рождении
Уважаемые граждане Республики Казахстан!
Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан оказание услуг на бумажных носителях возможно через онлайн бронирование в ЦОНах на период карантина.
Государственные услуги можно получить онлайн на портале «электронного правительства», мобильном приложении Egov Mobile и Telegram-bot EgovKzBot2.0
Как получить услугу онлайн
*Онлайн-услугу могут получить граждане, акт записи о рождении ребенка которых был записан не ранее 13 августа 2007 года.
Как получить услугу в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (необходимые документы):
Справки о рождении, заключении брака (супружества), расторжении брака (супружества), перемене фамилии, имени, отчества, смерти и о брачной правоспособности по форме согласно приложениям 34 к Правилам, выдается любым регистрирующим органом на основании сведений ИС ЗАГС исходя из вида, документа, который, необходимо получить услугополучателю.
Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, кроме свидетельств о смерти, выдаются лицам, в отношении которых составлена соответствующая актовая запись, а также лицу (поверенному) письменно (нотариально удостоверенная доверенность) уполномоченному для представительства от имени этого лица (доверителя).
От уплаты государственной пошлины при регистрации актов гражданского состояния освобождаются при предъявлении подтверждающих документов:
1) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида, опекуны (попечители), государственные организации – за регистрацию и выдачу повторных свидетельств о рождении;
2) физические лица – за выдачу им свидетельств при изменении, дополнении, восстановлении и исправлении записей актов гражданского состояния в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;
3) физические лица – за выдачу им повторных или замену ранее выданных свидетельств о смерти родственников;
4) физические лица – за выдачу повторных свидетельств о рождении в связи с усыновлением (удочерением) и установлением отцовства.
Результат оказания услуги
Повторное свидетельство или справки о государственной регистрации актов гражданского состояния либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Форма предоставления результата оказания государственной услуги: бумажная, электронная когда направляется справка о государственной регистрации акта гражданского состояния или мотивированный отказ при подаче заявления через портал.
Если в документах ошибки, или как внести изменения в удостоверение личности или свидетельство
Многие из нас сталкиваются с ситуациями, когда в регистрационных документах РАГС (свидетельство о рождении, браке, расторжении брака, смерти или иных) по различным причинам присутствуют ошибки и неточности. Подобные случаи не только неприятны, но и могут осложнить получение других не менее важных документов в будущем. Для того, чтобы уберечь себя от траты времени и лишних усилий, лучше своевременно принять необходимые меры. В данной статье вы узнаете, что делать, если в свидетельстве о рождении (заключения, расторжения брака и т.д.) допущены ошибки и неточности в документах, куда обращаться для их исправления, и какие документы для этого необходимы.
Органами РАГС ведется регистрация гражданского состояния казахстанцев, которая фиксируют события или действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, и характеризующие правовое состояние.
Какие действия регистрирует РАГС?
В каких случаях можно изменить данные в свидетельстве и в актах гражданского состояния?
Известны случаи, когда из-за большого количества хлопот, связанных с различными жизненными ситуациями, документы были неверно оформлены, и чем раньше вы обратитесь для внесения корректировок в документы, тем лучше. В случае неверных, неполных и изменившихся данных и последующего внесения исправлений необходимо обратиться в РАГС по месту жительства.
Заявление на внесение дополнений, исправлений, изменений в документы должен подавать именно тот человек, чьи документы ошибочны. Если ошибка в документах ребенка до 18 лет, то заявление могут подать родители, усыновители, опекуны и попечители.
Какие документы необходимы для внесения уточнений, дополнений, изменений и исправлений в документы
В целом для поправки, уточнения, изменения и исправления документов необходимо обратиться с заявлением в РАГС по месту постоянного проживания. К заявлению обычно прикладываются документы, подтверждающие необходимость внесения изменений или исправлений в документы. Ниже предоставлены ссылки, по которым вы узнаете полный перечень необходимых документов в вашем конкретном случае.
Если же запись верна, но утеряна, вы можете узнать необходимые документы и порядок восстановления записей актов гражданского состояния. А если же свидетельство пришло в негодность, о том, как заменить его, вы узнаете на странице получения повторных свидетельств или справок о регистрации актов гражданского состояния.
Размер оплаты за регистрацию актов гражданского состояния и получение свидетельств и справок РАГС
В статье 537 Налогового Кодекса установлен размер государственных пошлин при регистрации актов гражданского состояния, т.е. та сумма, которую необходимо оплатить за получение повторных свидетельств или документов, в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи актов о рождении, браке, расторжении брака, смерти.
При внесении изменений, уточнений, дополнений и исправлений в документы необходимо оплатить государственную пошлину в размере 0,5 МРП. Взамен вы получите новое свидетельство с верными данными.
Правильное написание фамилии имени и отчества на казахском и русском языках в документах
Из-за особенностей казахского языка и получения документов в первые годы обретения независимости во многие документы граждан закрались ошибки, и возник ряд недоразумений. Как правильно должны быть написаны имена и фамилии, содержащие специфические звуки и буквы? Должен ли быть в документах перевод или транслитерация? На самом деле в каждом случае необходим свой индивидуальный подход, и это оговаривается непосредственно при обращении. Вместе с тем, стоит помнить, что смена написания фамилии с русского языка на казахский, не является изменением, дополнением или исправлением, и в актовую запись корректировки не вносятся.
Если подобные изменения, в соответствии с национально-историческими традициями вы хотите внести в документы ребенка, то необходимо обратиться в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или РАГС, подавая заявление на повторное свидетельство в казахско-язычной транслитерации.
Изменение фамилии имени или национальности ребенка при разводе и других обстоятельствах
Обычно фамилия ребенка определяется фамилией одного из родителей или, по желанию родителей, может быть производной от имени деда с любой из сторон. К сожалению, не редки условия, при которых фамилию несовершеннолетнего ребенка требуется изменить. Согласно статьям 64 и 65 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» изменить национальность, имя или фамилию ребенка можно в следующем порядке.
Если родители в браке, то по их заявлению до достижения 16 лет РАГС может разрешить изменить имя ребенка, а также при необходимости фамилию, но только на фамилию другого родителя.
При разводе по умолчанию ребенок сохраняет фамилию, полученную им при рождении. Если родители официально разведены, то разрешение на смену фамилии ребенка родителя, с которым ребенок не проживает, не требуется. Но если по факту супруги разведены, но юридически не оформили это в РАГС – необходимо разрешение обоих родителей на смену фамилии ребенка, вне зависимости от того, с кем живет и кем воспитывается ребенок. В этом случае мнение родителя может не учитываться, если он пропал без вести, признан недееспособным, а также, если он отказывается от содержания и воспитания ребенка без уважительных причин.
Если ребенок был рожден вне брака, а отцовство не установлено официально, то фамилию ребенка можно изменить на фамилию матери, которую она носит на этот момент.
Национальность ребенка по умолчанию определяется национальностью его родителей. Если родители различных национальностей, то она определяется по желанию ребенка в момент получения паспорта или удостоверения личности. В следующий раз национальность можно будет сменить лишь на национальность другого родителя.
Изменить имя и/или фамилию ребенка старше 10 лет можно только с его согласия, полученного в присутствии законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и пр.
Об утверждении Правил оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении
Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 929.
В соответствии с подпунктом 1) статьи 25 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождения.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 929 |
ПРАВИЛА
оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и
уничтожения свидетельства о рождении
1. Общие положения
2. Свидетельство о рождении – документ, удостоверяющий личность физического лица, свидетельствующий о государственной регистрации факта его рождения.
Свидетельство о рождении является документом, удостоверяющим личность физического лица, до получения одного из следующих документов – удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения лица без гражданства либо заграничного паспорта.
2. Порядок оформления и выдачи свидетельства о рождении
3. Свидетельство о рождении оформляется и выдается местным исполнительным органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее – регистрирующий орган).
Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 20.10.2015 № 836 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
4. В местностях, где нет регистрирующих органов, аким аула (села), поселка, аульного (сельского) округа производит прием документов на регистрацию рождения детей, родившихся на их территории и передает их в регистрирующие органы для оформления, выдачи и вручения свидетельств о рождении.
5. Оформление свидетельства о рождении осуществляется регистрирующими органами на основании заявления родителей или заинтересованных лиц, по месту жительства родителей или одного из них, либо по месту рождения ребенка.
6. Для оформления свидетельства о рождении предоставляются следующие документы:
1) заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан;
2) копии документов, удостоверяющих личность родителей;
3) копию свидетельства о заключении брака (супружества) родителей, для лиц, зарегистрировавших брак до 2008 года (при наличии);
4) медицинское свидетельство о рождении или копия решения суда об установлении факта рождения;
5) документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае невозможности подачи заявления родителями или заинтересованными лицами.
В случае государственной регистрации рождения ребенка, достигшего одного года и более дополнительно предоставляются:
1) объяснительная родителей;
2) медицинское свидетельство о рождении;
3) извещение об отсутствии актовой записи о рождении регистрирующего органа соответствующей административно-территориальной единицы;
4) справка о состоянии здоровья ребенка по месту его проживания.
7. Заявление на государственную регистрацию рождения ребенка подается в письменной форме родителями (или одним из них) не позднее двух месяцев со дня его рождения, а в случае их смерти, болезни или невозможности по иным причинам сделать заявление – заинтересованными лицами или администрацией медицинской организации, в которой находилась мать при рождении ребенка.
8. Если за государственной регистрацией рождения ребенка обратились не родители, а другие лица, то этими лицами представляется документ, удостоверяющий личность заявителя, а также документ, подтверждающий его полномочия на регистрацию рождения ребенка.
9. В случае рождения мертвого ребенка, заявление на регистрацию о факте его рождения на основании медицинского свидетельства о перинатальной смерти подается ответственным должностным лицом медицинской организации не позднее пяти суток с момента родов.
10. При государственной регистрации двух или более детей заявление подается в отношении каждого отдельно.
11. Рождение найденного, брошенного (отказного) ребенка регистрируется по заявлению органов внутренних дел, органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, администрации организации образования или медицинской организации, в которую помещен ребенок, не позднее семи суток со дня обнаружения, отказа или оставления.
К заявлению прилагается протокол или акт, составленный органом внутренних дел или органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок был найден; документ, выданный медицинской организацией, подтверждающий возраст и пол найденного ребенка, и другие персональные сведения о ребенке.
12. В случае оставления ребенка неизвестной матерью, администрация медицинской организации составляет протокол в присутствии двух свидетелей. При государственной регистрации рождения протоколы прилагаются к заявлению должностного лица медицинской организации о регистрации брошенного (отказного) ребенка.
13. Государственная регистрация рождения ребенка, зачатого в течение брака (супружества) и родившегося после смерти отца или расторжения брака (супружества), либо признания брака (супружества) недействительным, производится на общих основаниях, если со дня смерти отца или расторжения брака (супружества) либо признания его недействительным прошло не более двухсот восьмидесяти дней.
14. Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по письменному заявлению родителей или иных заинтересованных лиц на основании заключения, составленного регистрирующим органом.
15. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Казахстан, производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Казахстан, либо в регистрирующем органе по месту жительства родителей или одного из них. В случае государственной регистрации рождения ребенка по месту жительства родителей либо одного из них, местом рождения ребенка указывается данный населенный пункт.
16. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в экспедициях и в отдаленных местностях, где нет регистрирующего органа, а также во время нахождения матери на морском, речном, воздушном судне или в поезде, производится в регистрирующем органе по месту жительства родителей или одного из них по возвращении их к месту жительства.
В таких случаях местом рождения ребенка указывается административно-территориальная единица, где производится государственная регистрация рождения ребенка.
17. Отец и мать, состоящие в браке (супружестве) между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Основанием для такой записи является свидетельство о заключении брака (супружества).
18. Лица, состоящие в браке (супружестве) и давшие свое согласие в письменной форме на применение вспомогательных репродуктивных методов и технологий, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей актов о рождении.
В случае рождения ребенка согласно договору суррогатного материнства, супруги записываются его родителями в книге записей актов о рождении.
19. При регистрации рождения ребенка в случае, если брак (супружество) между родителями расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но с момента расторжения брака (супружества), признания его недействительным или смерти супруга прошло не более двухсот восьмидесяти дней, сведения о матери вносятся на основании медицинского свидетельства о рождении или копии решения суда об установлении факта рождения, сведения об отце ребенка – на основании свидетельства о заключении или расторжении брака (супружества), свидетельства о смерти отца.
20. Если ребенок родился по истечении двухсот восьмидесяти дней со дня расторжения брака (супружества), признания его недействительным, бывший супруг может быть записан отцом ребенка только на основании актовой записи об установлении отцовства.
21. В случае письменного признания лицом, не являющимся супругом родившей женщины, и при письменном согласии ее мужа, отцом ребенка при регистрации установления отцовства и регистрации рождения записывается данное лицо.
22. В случае, если родители ребенка не состоят в браке (супружестве) между собой, сведения о матери вносятся на основании медицинского свидетельства о рождении или копии решения суда об установлении факта рождения.
Сведения об отце в данном случае вносятся:
1) на основании актовой записи об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;
2) по заявлению матери, не состоящей в браке (супружестве), если отцовство не установлено.
По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении могут не вноситься;
3) по заявлению лица, признавшего себя отцом ребенка, при наличии согласия на это матери ребенка.
23. Если при регистрации рождения заявителем изъявляется желание указать национальную принадлежность родителей, то в записи акта о рождении ребенка национальность родителей – граждан Республики Казахстан – указывается в соответствии с национальностью, указанной в документах, удостоверяющих личность граждан Республики Казахстан.
Сведения о национальной принадлежности родителя, являющегося иностранцем, указываются в соответствии с его заграничным паспортом.
При отсутствии в заграничном паспорте иностранца сведений о национальности, последняя может быть определена в соответствии с документом, выданным компетентным органом иностранного государства, гражданином которой он является.
24. После проверки документов, поступивших на государственную регистрацию рождения ребенка, сведения о регистрации рождения ребенка заносятся в информационную систему «Записи актов гражданского состояния» (далее – ИС ЗАГС).
25. После государственной регистрации рождения ребенка в ИС ЗАГС, распечатывается актовая запись в двух экземплярах и формируется свидетельство о рождении. На основании актовой записи о рождении оформляется свидетельство о рождении.
26. После государственной регистрации рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Казахстан, представителем дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Казахстан оформляется свидетельство о рождении.
27. Свидетельства о рождении заполняются на казахском или русском языке.
28. Сведения о родителях ребенка заполняются согласно документам, удостоверяющим их личность.
В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность родителей, в момент государственной регистрации по уважительной причине сведения о родителях заполняются согласно свидетельству о заключении брака (супружества) либо актовой записи о заключении брака (супружества) в данном регистрирующем органе.
29. Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата и место рождения ребенка;
2) дата составления и номер актовой записи;
3) индивидуальный идентификационный номер;
4) фамилии, имена, отчества (при их наличии), национальность родителей, если указана в документах, удостоверяющих личность;
5) гражданство родителей;
6) место государственной регистрации (наименование регистрирующего органа);
7) дата выдачи свидетельства о рождении.
30. Форма свидетельства о рождении утверждена приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 января 2015 года № 9 «Об утверждении форм актовых книг государственной регистрации актов гражданского состояния и форм свидетельств, выдаваемых на основании записей в этих книгах».
Сноска. Пункт 30 в редакции постановления Правительства РК от 20.10.2015 № 836 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
31. Свидетельство о рождении подписывается руководителем регистрирующего органа и скрепляется гербовой печатью регистрирующего органа.
32. После оформления свидетельства о рождении родителям новорожденного, другим уполномоченным лицам или представителям организации, в которой находится ребенок выдается свидетельство о рождении.
33. В случае рождения двух или более детей, свидетельство о рождении выдается каждому ребенку.
34. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации мертворожденного ребенка.
35. Свидетельства о рождении выдаются в течение двух рабочих дней со дня поступления необходимых документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в регистрирующий орган.
3. Порядок замены, сдачи, изъятия и уничтожения
свидетельств о рождении
36. В случае утери, непригодности для использования первичного свидетельства о рождении и невозможности идентификации данных указанных в подпунктах 1) и 6) пункта 29 настоящих Правил, а также в связи с внесенными изменениями, дополнениями и исправлениями, на основании архивной актовой записи, регистрирующий орган по месту жительства заявителей выдает повторное свидетельство о рождении.
37. Для получения повторного свидетельства о рождении лицами, в отношении которых составлена запись о регистрации акта гражданского состояния или их уполномоченными представителями представляются следующие документы:
1) заявление о выдаче повторного свидетельства о рождении;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
3) документ, подтверждающий уплату в бюджет государственной пошлины, за исключением следующих лиц:
участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, опекуны (попечители), государственные организации – за регистрацию и выдачу повторных свидетельств о рождении;
физические лица – за выдачу им свидетельств при изменении, дополнении, восстановлении и исправлении записей актов о рождении, смерти, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;
физические лица – за выдачу им повторных или замену ранее выданных свидетельств о смерти родственников;
физические лица – за выдачу повторных свидетельств о рождении в связи с усыновлением (удочерением) и установлением отцовства;
лица, указанные в абзаце втором подпункта 3) предоставляют документ, являющийся основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя.
38. Повторное свидетельство о рождении выдается в течение пяти календарных дней с момента поступления необходимых документов в регистрирующий орган.
При направлении запроса в другой регистрирующий орган, в котором выдано первичное свидетельство о рождении, срок выдачи повторного свидетельства о рождении продлевается, но не более чем на тридцать календарных дней. Заявитель уведомляется в течение двух рабочих дней о продлении срока рассмотрения заявления.
39. Повторное свидетельство о рождении выписывается в точном соответствии с актовыми записями. Названия местностей указываются в точном соответствии с существовавшим административно-территориальным делением, а местом государственной регистрации – регистрирующий орган, обслуживающий эту местность по существующему административному делению.
На выдаваемых повторных свидетельствах на первой странице сверху указывается «Повторное».
40. Повторные свидетельства о рождении на детей до шестнадцатилетнего возраста выдаются родителям, опекунам, усыновителям (удочерителям), попечителям и администрации детских учреждений, в которых дети находятся на воспитании.
На детей старше шестнадцати лет, но не достигших восемнадцати лет и не получивших документ, удостоверяющий личность, детям выдаются повторные свидетельства в присутствии одного из родителей, либо опекуна, усыновителя (удочерителя) при предоставлении ими документа, удостоверяющего личность.
41. Родителям повторные свидетельства о рождении детей, в отношении которых они лишены родительских прав, до их восстановления не выдаются.
42. Факт лишения родительских прав регистрирующим органом проверяется путем проверки актовой записи о рождении, находящейся в архиве на хранении.
43. В случае выдачи повторного свидетельства о рождении, предыдущее свидетельство является недействительным, о чем проводится отметка в базе данных о физических лицах.
44. В случае непригодности для использования свидетельства о рождении и невозможности идентификации данных, указанных в подпунктах 1) и 6) пункта 29 настоящих Правил, свидетельство о рождении является недействительным и подлежит сдаче в регистрирующий орган и замене.
45. Об уничтожении свидетельств о рождении составляется акт согласно приложению к настоящим Правилам, в котором указываются серия, номер и дата уничтоженного свидетельства о рождении и наименование регистрирующего органа, выдавшего данное свидетельство.
46. Для уничтожения свидетельств о рождении согласно приказу руководителя регистрирующего органа, в котором уничтожаются свидетельства о рождении, создается комиссия. Комиссия формируется из числа сотрудников регистрирующего органа в составе не менее трех человек.
47. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем регистрирующего органа, в котором уничтожается свидетельство о рождении.
48. Изъятие свидетельства о рождении осуществляется должностными лицами органов предварительного следствия, дознания, а также должностными лицами в ходе административного производства и оформления утраты гражданства.