новалис биография и творчество
ПОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.
Поэт, мистик, писатель, не имеющий ни одного законченного романа. Что же такого необычного в этом изящном юноше, едва дожившем до 29 лет? Почему его так тихо и нежно поцеловала Вечность, обычно безжалостная ко всем остальным?
Он не был придуман самим поэтом. Семейное имя «Новалис» имеет древние корни в истории рода и восходит к XIII веку, когда им начал именоваться его предок, некий господин фон Гарденберг. Имя поэта Novalis, как видим, не содержит в себе ничего мистического. Сам Фридрих фон Гарденберг произносил свое поэтическое имя, в отличие от других членов семьи, также любивших пользоваться им, с ударением на первом слоге — Н;валис. «Тот, кто первый».
И он действительно был одним из самых первых представителей раннего немецкого романтизма. Не по значению, а по хронологии. Это уже после Новалиса в Германии появятся писатели Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Вильгельм Гауф, Генрих Гейне, Эрнст Теодор Гофман, Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо, композиторы Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер и многие-многие другие.
Его назовут провозвестником и идеологом романтизма в Германии, эмблемой которого станет образ Голубого цветка, так неясно и интимно очерченный в незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген». Этот образ Новалис взял из народного предания, очень распространенного в Германии. Голубой цветок у него превращается в символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.
Все произведения Новалиса полны намеков, неясных мечтаний, фантазий, иногда с трудом понимаемых нами из так далеко отстоящего от него времени. Его герои, как и сам автор, пребывают не здесь, на земле, а в некоем лимбо /2/, стране грез. Он и сам, романтичный юноша с тонкой душой, прожил жизнь как герой собственного романа. Ибо подобное тянется к подобному.
ПРИМЕЧАНИЯ:
——————-
Титульный портрет Новалиса Ф.Гарейса (крайнее фото справа)
Художник Франц Гарейс (Franz Gareis) изобразил на своей картине Новалиса в 1799г.
(Вяч.Иванов «О Новалисе»)
1. «. В 1792 г. в Лейпциге, где Новалис по настоянию отца изучал юриспруденцию, он встречается с Фридрихом Шлегелем, юношей одних с ним лет (но взглянувшим на него сразу как на младшего), умственно зрелым не по возрасту, феноменальным умником с болезненной, омраченной страстями и честолюбием душой, художественно и мистически не одаренным, зато похожим на непрерывно действующий вулкан новых мыслей, глубоких и необычайных.
Вот что писал Фридрих Шлегель о своем первом знакомстве с Новалисом: «Судьба дала мне в руки молодого человека, из которого может выйти все. Он мне очень понравился, я пошел ему навстречу; скоро он открыл мне святая святых своего сердца. Он почти еще мальчик, стройный, с очень тонким лицом, с черными глазами, которые принимают великолепное выражение, когда он разглагольствует с воодушевлением о чем-нибудь прекрасном. В нем несказанно много огня. Говорит он втрое больше и втрое скорее, чем мы все. Необычайна быстрота его понимания и восприимчивости. Изучение философии дало ему роскошную легкость в образовании красивых философских построений. Но влечет его не столько познание, сколько красота. Его любимые писатели: Платон и (мистик) Гемстергейс. С неистовым энтузиазмом развивал он мне в один из первых вечеров мнение, что нет в мире зла, и все опять приближается к золотому веку. Никогда юность не представлялась мне столь радостною, как в нем. В его восприятии жизни есть какое-то целомудрие, коренящееся в душе, а не в неопытности, он очень жизнерадостен и очень мягок. Дружба с младшим доставляет мне истинное наслаждение, коему я и предаюсь».
(Вяч.Иванов «О Новалисе»)
1/. Это место, куда попадают души, которые не заслужили Рая или Ада.
2/. Лимбо — область между жизнями.