новое время в периодизации истории соответствует периоду
Периодизация Нового времени в истории кратко. Характеристика периодов в таблице.
В современной науке периодизация Нового времени, или Новой истории, может различаться в зависимости от подхода. Несмотря на схожесть общей характеристики периодов у разных исследователей, отсчёт этого этапа развития человечества ведётся от разных исторических событий.
Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Средневековья
Периодизация Древнего Рима
Проблема периодизации Новой истории
Исторические рамки начала Нового времени до сих пор не установлены чётко, что является одной из проблем его периодизации. Разные исследователи предлагают вести отсчёт от одного из следующих событий:
Однако, верхняя граница периода Новой истории определена чётко. Она завершается вместе с Первой мировой войной (1914 – 1918 годы), после чего начинается этап Новейшей истории.
Однако, все историки выделяют чёткую границу между двумя периодами Нового времени – окончание Наполеоновских войн в Европе (1815 год) и начало работы Венского конгресса (1814 – 1815 годы). Венский конгресс стал конференцией, в которой приняли участие разные страны Европы. Они заключили ряд договоров, направленных на восстановление абсолютных монархий в Европе, разрушенных Великой французской революцией 1789 года и вышеупомянутыми Наполеоновскими войнами. В Венском конгрессе приняли участие представители всех европейских государств, кроме Османской империи, и в ходе этих событий были определены новые границы стран Европы. С этого момента начался второй период Новой истории.
Период новой истории занимает важное место в историческом процессе. На него приходятся самые кардинальные изменения в обществе, государственном и экономическом устройстве. Именно тогда были заложены основы современного общества.
Вопрос периодизации новой истории до сих пор остается актуальным. Многие исследователи и историки спорят о том, что считать основанием, явившимися причинами кардинальных изменений в обществе. Не меньше споров вызывает и конечная точка, когда можно считать этот период завершенным.
Первыми термин «новая история» впервые был введен еще мыслителями эпохи Возрождения. Учены и философы того времени в попытках осмыслить исторический процесс предложили его поделить на три части: Древность, Средневековье и Новое время.
Долгое время в отечественной исторической науке была в обращении периодизация, которая была предложена еще Карлом Марксом в своих трудах, посвященных развитию буржуазного общества и зарождению классовой борьбы. Согласно ей начало приходится на середину XVII века. В это время зарождаются капиталистические отношения, оказывающие сильное влияние на средневековое общество. По мнению Маркса окончание Нового времени и переход на новый этап должен произойти в результате социалистической революции. Когда капитализм изживет себя и ему на смену придет более справедливая форма организации и правления. Советские ученые поэтому настаивали на дате 1917 года, связывая переход на новый уровень с началом построения социалистического общества в России.
Споры о периодизации продолжались в течение всего XX века. Взяв за основу периодизацию Маркса, многие мыслители предлагали положить в основу не общественный строй, а способы производства. Так в эпоху зарождения капитализма на производстве стали переходить от ручного труда к машинному, что повлекло за собой бурное развитие промышленности, появление фабрик и заводов, заменивших ремесленные мастерские. Следующий качественный скачок в развитии происходит уже в XIX веке. Стремительно развиваются научные знания, изобретаются более совершенные машины, способные заменить человека. Это время промышленного переворота и массовой индустриализации.
Тем не менее, какими бы разными не были подходы все примерно сходятся на следующей периодизации.
1 период — середина XVII века — 1789 год;
2 период — 1789 год — конец XIX века.
Событие, послужившее катализатором кардинальных изменений в Европе стала Английская буржуазная революция (1640-1660 гг). Она явно демонстрирует кризис феодальных отношений. В результате королевская власть была ограничена парламентом, а в основу экономики легли капиталистические отношения. Фабрики и заводы заменяют ремесленные мастерские, начинается экспансия в другие страны с целью захвата рынков сбыта и колоний. Всех стран Европы так или иначе коснулись эти изменения. Где-то этот процесс происходил быстро революционным путем (Англия, Нидерланды). В других странах проводились реформы (США, Канада). В государствах центральной Европы процесс шел медленно, сохранялись феодальные пережитки (Франция, Германия). Где-то королевской власти удалось законсервировать прежние отношения, и длительное время сопротивляться изменениям (Испания, Россия). Завершением этапа принято считать Великую французскую революцию 1789 года.
Великая французская революция не только добилась смены экономической формации, но и политической. В некоторых западных странах монархию сменили республики. Правитель теперь избирался народом, хоть и избирательное право еще не было всеобщим. Все большее влияние на политику оказывают не родовитые дворяне и аристократы, а промышленники и торговцы. Конец XVII-начало XIX века ознаменовалось рядом научных открытий, позволивших совершить революцию в производстве. Наука стала работать на благо промышленности и индустриализации. К концу столетия был совершен настоящий прорыв — появились паровые двигатели, начало использоваться электричество. Все это оказало сильное влияние и на общественную мысль. Стали все чаще слышаться призывы к равноправию, наделению всех всеобщим избирательным правом, защищать труд работников.
Споры о периодизации продолжаются по сей день. Но никто не сомневается, что в эту эпоху произошли изменения, повлиявшие на формирование новейшей эпохи.
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 19. Новое время как особый период всемирной истории
1. Понятие «Новое время» и его периодизация
Новое время — особый период всемирной истории. Это понятие возникло в эпоху Возрождения в среде итальянских гуманистов. Расцвет науки и искусства они стали называть Новым временем. Среди них также оформилось представление о том, что развитие общества носит общемировой характер. Гуманисты разделили историю человечества на древнюю, среднюю и новую. Это разделение лежит в основе и современной периодизации.
История Нового времени начинает отсчет с XVI в. и заканчивается началом XX в. Эту эпоху принято разделять на два больших периода. Первый начинается эпохой Великих географических открытий и завершается Великой французской революцией конца XVIII в. Второй период охватывает XIX и начало XX в. Рубежным событием Нового и Новейшего времени является Первая мировая война 1914–1918 гг.
Существуют и иные взгляды на хронологические рамки Нового времени. В качестве отправной точки эпохи некоторые исследователи рассматривают открытие Америки в 1492 г. и даже падение Константинополя в 1453 г. Немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель центральным событием Нового времени считал Великую французскую революцию конца XVIII в., а позднее — немецкую Реформацию. Последняя, по его мнению, расширила внутреннюю свободу человека в противовес тотальному господству католической церкви над сознанием человека Средневековья. Карл Маркс и его последователи связывали отсчет Нового времени с началом Английской революции — важным для всей Европы событием, ознаменовавшим установление капиталистических отношений. Конец Нового времени марксисты видели в победе Октябрьской революции 1917 г.
Новое время стало периодом грандиозной трансформации во всех сферах жизни не только европейского общества, но и остального мира.
Лекция по истории для обучающихся 1 курса СПО по теме «Новое время: понятие и периодизация»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Раздел 3. История Нового времени.
Тема: «Новое время: понятие и периодизация. Реформация и контрреформация. Абсолютизм в Европе» План:
1. Понятие и периодизация Нового времени. 2. Реформация и контрреформация
3. Абсолютизм в Европе.
4. Экономическое развитие Европы в XVI-XVIII вв.
Вопрос 1. Понятие и периодизация Нового времени.
Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «Новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения.
Хронологических рамки периода Новой истории конец XV— рубеж XIX- XX вв. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере:
ü активное развитие торговли, финансового и банковского дела, ü появление и расширение мануфактурной промышленности, ü начавшийся процесс первоначального накопления капитала. Меняется и социальная структура общества. Закономерным результатом развития гуманизма, распространявшегося в Европе с XV века, стала
Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. На рубеже XV—XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, великие географические открытия. — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени.
Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в исторической литературе.
Вторая половина XVIII века характеризуется окончательным утверждением капиталистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу значительно ускорился, что было вызвано началом промышленного переворота в Европе. Мануфактура постепенно вытеснялась фабрикой.
Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов
Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои политические, экономические и культурные нормы и традиции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.
Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явления только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVIII по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.
Вопрос 2. Реформация и контрреформация
Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.
Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.
Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из-под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья — сторонники Лютера — выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.
Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491- 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире.
Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60—70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI—XVII вв.).
Вопрос 3. Абсолютизм в Европе.
В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию.
Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства.
Абсолютизм формируется в XVI—XVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе II (1556-1598 гг.), Англия при Елизавете I (15581603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661- 1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.
Вопрос 4. Экономическое развитие Европы в XVI-XVIII вв.
Со второй половины XV в. начинается медленный экономический подъем Европы, связанный с преодолением всех негативных последствий предыдущего периода. Этот процесс, начавшийся в Германии, Фландрии и Северной Италии, вскоре распространился и на другие страны.
экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В этот период складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.
В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Начинается период длительной стагнации, продолжавшийся до первых десятилетий XVIII века. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок. XVI век стал временем серьезных
демографических проблем: за 100 лет количество жителей Европы практически не увеличилось. Это объясняется непрерывными войнами и связанными с ними бедствиями (особенно разрушительной в этом плане была Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.), эпидемиями чумы и оспы, опустошавшими целые области, длительными неурожаями.
Резко сокращается приток драгоценных металлов из Америки, что приводит к падению цен и снижению товарооборота. Однако неэквивалентная торговля Англии и Голландии с колониями позволяют им избежать этих трудностей. В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половине XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.
1. Заполните таблицу «Великие географические открытия». (Используйте карту
«Важнейшие путешествия в XV – середине XVII вв.»)
Всеобщая история
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Периодизация эпохи Нового времени
Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:
В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:
Отличительные особенности Нового времени
Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:
Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям.
Великие географические открытия
С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.
С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.
Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.
В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.
В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.
В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.
В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:
Реформация и Контрреформация
В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.
Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.
Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.
В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.
Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.
Абсолютизм в Европе
Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
Запоминаем новые слова!
Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.
Словарь
1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.
3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.
4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.