новый год в ссср история

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. В Российской империи главным считалось Рождество, в СССР — Новый год. Правда не сразу: в течение почти 10 лет оба праздника были фактически под запретом. VATNIKSTAN подготовил обзор истории новогодних торжеств в России: как встречали Новый год при царях, почему молодое советское государство боролось против «ёлок», а также кто и почему вернул праздник детям.

Как в Российской Империи появилась ёлка

В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.

Указ Петра состоит из двух частей. Первая объявляет о переходе и поясняет, что грядущий год будет 1700-м. Вторая же часть рассказывает, как надо праздновать его приход. Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники.

К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор.

Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год:

« Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Во всём дворце было не меньше 8 ёлок. У нас с детьми было собственное дерево. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. Мы поехали в Санкт-Петербург в последний день года (по русскому исчислению). В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. После богослужения в зале представляли дебютанток». (Six Years At The Russian Court. M. Eager. 2016).

Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте.

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Поздравление великой княжны Марии Николаевны родителей — Николая II и императрицы Александры Фёдоровны с Рождеством. 25 декабря 1907 года (Из личного фонда императрицы Александры Фёдоровны. Ф. 640. Оп. 1. Д. 335. Лл.73–74).)

« Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920-х годах

После Революции отношение власти к Новому году и Рождеству долго оставалось противоречивым. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей.

Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности.

При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 г.

Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января.

В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.

Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа:

« Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались».

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года

Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.

Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».

Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще.

Второй день также имел насыщенную программу. 7 января снова было общее шествие, которое останавливалась возле городских церкви, костела, синагоги — перед слушателями выступали ораторы. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. «Комсомольские святки» в Ростове-на-Дону активно освещались в газете «Советский юг», которая по итогу мероприятий напечатала несколько фельетонов: «Каменский Распутин», «Святой старик», «Житие святых», «Красный кол» и так далее.

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Журнал «Безбожник», 1923 год

В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.

Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение (Подробнее смотрите в работах М. М. Бахтина).

Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.

При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия:

«Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». (Цит. по: Красное «комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. С. А. Шмелёв. 2015).

В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. ещё не вторгалась активно — это произойдёт чуть позже. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров.

В знаменитом «Московском дневнике» Вальтер Беньямин красочно описывает Рождество 1926 года, отмечавшееся по старому стилю:

« Мы назначили свидание в большом гастрономе на Тверской. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Мы покупали икру, лососину, фрукты Наконец, мы взяли ещё пирог и сладости, а также украшенную ленточками ёлку, и я отправился со всем этим на санях домой. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».

« Теперь все мы должны бороться против ёлки»: отношение власти к зимним праздникам в конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг.

С середины 1920-х гг. «комсомольские святки» признаются неэффективным инструментом в борьбе с верой. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.

К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.

Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.

Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна.

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Дети школы № 11 во время костюмированного бала у новогодней елки. г. Пятигорск, 1936 год. Автор неизвестен РГАКФД. № 2–83145.

Рассказывает очевидец событий того времени:

« В 1928–1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. В разгар антирелигиозной кампании в 1929 году не только отменили религиозные праздники, но и запретили рождественские ёлки… Закрылись ёлочные базары, прекратился выпуск ёлочных украшений и свечей, устраивать ёлку строго возбранялось Вид в окне освещенной ёлки грозил серьезным разговором с управдомом, а то и с милицией В школе учительница Анна Гавриловна приказала нам нарисовать к отмененному рождеству в тетради наряженную ёлку и перечеркнуть ее двумя толстыми красными линиями: „Долой ёлку!«» (Цит. по: В кругу сверстников. А. Рожков. 2016).

« Возвращение ёлки» историки отсчитывают от 28 декабря 1935 года. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.

Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит:

« Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!».

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Дети во время новогоднего представления. 1938 год. Автор неизвестен. РГАКФД. № 0–24610.

С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.

Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.

В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.

Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года:

« …пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. п. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. к. пол был очень скользкий. 2 раза с Тамарой и 1 раз с Асей. Играли в разные игры » (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год

Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом:

« У нас встречали Новый, тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, ёлкой, весельем и глубокой убеждённостью: мы живём в прекраснейшем из миров» (Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).

Официальные торжества — пышностью:

« Среди зала большая пышная ёлка, связанная из трёх елей. Слуги обносили нас один икру, другой осетрину, третий горячие шашлыки и ещё что-то. Блюда были изысканны, разнообразны… Столы уставлены винами». (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).

В конце пропагандистского фильма 1936–1937 годов дается универсальный рецепт, как теперь нужно встречать Новый год в Советском союзе: с танцами под джаз или балалайку, с большим застольем, тостами и лозунгом: «Живём мы весело сегодня, а завтра будем веселей!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как в Советском Союзе Новый год отмечали

Как все начиналось

Уже ни для кого, наверное, не секрет, что традиция праздновать Новый год именно ночью с 31-го декабря на 1-ое января появилась при первом императоре Российской империи Петре. Раньше смена года происходила то 1-го марта, то 1-го сентября.

При Петре дата празднования была перенесена на зиму, при этом император ориентировался на Европу, как и во многом другом. Также нововведением можно считать то, что теперь в качестве символа наступающего праздника начала считаться елка, без которой сейчас Новый год и вовсе не мыслится.

Впрочем, вскоре после смерти императора об этом новшестве забыли почти на целый век. Вечнозеленая начала снова занимать свое уже ныне традиционное место в доме вначале 19-го столетия, с руки так званых “русских немцев”, которые проживали в Петербурге и по-современному бы назывались эмигрантами. Теперь уже елка прижилась, и прижилась основательно. Правда, с началом Первой мировой войны, где одним из агрессоров была Германия, хвойное дерево снова начали притеснять, считая его символом врага. До революционных времен, елка снова была исключена из традиции празднования Нового года.

Как праздновали в СССР

При Ленине

Владимир Ильич очень любил главный зимний праздник, который он не мыслил без его главного атрибута и символа. Поэтому, в 1918-ом году, был издан указ, в котором запрет на елку был отменен. Также в том году был издан еще один указ, который привел к крайне странному и специфическому явлению — Старый Новый год.

Дореволюционная Россия жила по так званому Юлианскому календарю, в отличие от запада, где был принят календарь Григорианский, который опережал первый на 13 дней. То есть, если в Российской империи было условное первое января, то там в Англии какой-то или во Франции было уже 14-ое число. Понимаете, к чему идет?

Как говорилось выше, вождь революции Ленин очень любил новогодние празднества. Поэтому, несмотря на крайне удручающую экономическую, зимой в крупных городах организовывалась пышная елка, на которую приглашали детвору, дарили им подарки, устраивали праздничные концерты. Так длилось до смерти Владимира Ильича

При Сталине

Уже в 1926-ом году большевики издали указ, запрещающий ставить у себя дома елку на новогодние праздники. Несколько лет спустя Новый год вообще отменили, сделав его обычным рабочим днем. Дореволюционные традиции уже традиционно, простите за тавтологию, большевиками подавались как пережитками гнилой буржуазии, чумой с “загнивающего Запада” и так далее. Был даже учрежден специальный орган, которые в преддверии 1-го января ходил по квартирам, и проверял, не стоит ли у кого дома елки.

Так длилось до 35-го года, когда в газете “Правда” была опубликована статья 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины, Постышева, призывающая снова вернуть в Советский союз новогодние праздники в общем, и зеленую красавицу в частности. Были снова организованы продажи елок, на витринах появились новомодные елочные игрушки, все потихоньку возвращалось на круги своя. С этого момента Новый год начал свое победное шествие по необъятной стране. Праздничные большие елки, высотой до 15-ти метров, начали появляться на центральных площадях во всех больших и крупных городах СССР. Массово освещались массовые гуляния, на которых советский гражданин мог интересно и культурно провести свое время. Именно в то время, главный герой новогодней ночи Дед Мороз, обзавелся своей верной и постоянной спутницей — Снегурочкой. А спустя чуть более чем 10-ь лет 1-ое января снова сделали красной датой календаря и выходным днем.

Послесталинская эпоха. Новые традиции 50-ых и 60-ых

Оправившись от послевоенной разрухи, СССР взяло курс то, чтобы сделать Новый год если не самым главным праздником страны, то уж точно самым ярким, торжественным и масштабным. Именно в те года в головах советских граждан начинала закрепляться мнение о ночи с 31-го на 1-ое как о времени, когда возможно любое чудо, а все невзгоды и трудности обычной бытовой жизни на какое-то время можно было оставить там, за порогом квартиры, и полностью отдаться веселью. Немаловажную роль в утверждении этой мысли сыграл культовый фильм 56-го года “Карнавальная ночь”, который на долгие года оставался примером идеального новогоднего празднества.

Начинал приобретать свой нынешний культовый статус всем известный салат оливье, который советская хозяйка могла сделать из доступных на тот момент продуктов. Именно тогда мандарин стал обязательным атрибутом праздника, а в журналах начали появляться советы о том, в каком наряде лучше всего встречать Новый год. Впрочем, самих-то нарядов в свободном доступе не было, поэтому и приходилось советским гражданам выкручиваться как могли.

Также еще одной, скажем так, новогодней традицией стало появление на прилавках различных дефицитных товаров, которых в обычное время, как говорится, “днем с огнем не сыщешь”. Впрочем, как бы цинично это не звучало, действительно нужных в быту и жизни товаров там не появлялось. Зато в изобилии продавались елочные игрушки, которые тогда переживали настоящий производственный бум. Каждый хотел украсить свою елку яркими и красочными изделиями. В качестве основы для внешнего вида брались герои сказок и фольклора, персонажи, знакомые советским гражданам по быту, советская символика. По понятным причинам, к религиозным фигурам советские изготовители не обращались.

Также именно тогда появилась традиция встречать бой курантов с бокалом шампанского в руке. В 1962-ом году появился легендарный “Голубой огонек”, который к счастью или нет идет на телевизионных экранах до сих пор. Тогда он был отличен не только красивыми костюмами главных героев и, в основном, интересной программой, но также и тем, что туда приглашали зарубежных звезд разного пошиба.

“Новые” времена

В 70-ых годах в традицию празднования Нового года пришло два новых и важных события. Первое, наверное, для советских граждан таки поважней — это массовый дефицит раньше доступных товаров. Наверное, это можно назвать дефицитом в квадрате. Но советский человек не имел бы право называть себя советским человеком, если бы и в такой сложной ситуации не нашел бы выход. Многие нужные товары покупались заранее, расцветал так званый черный рынок, многие хозяйки из того малого выбора, который как-никак был, готовили большие, вкусные и питательные блюда на весь стол. Поэтому, зайдя в квартиру обычной семьи тех времен в предновогоднюю ночь, то там обязательно можно было найти довольных, празднично одетых людей, которые отнюдь не голодали. За водку и шампанское говорит отдельно, наверное, будет лишним. Алкоголь был, и был в нужном количестве.

Вторым событием, оно же и параллельно стало нововведением, является уже опять-таки привычная современному человеку привязка наступающего года к китайскому гороскопу. Теперь люди высчитывали, под каким знаком они родились — знаком крысы, собаки, свиньи. дракона, и так далее. Это показывало, что несмотря на “железный занавес”, советские люди, как и все обычные люди, были охочи к чему-то новому и необычному. И поэтому, когда удавалось зацепиться за что-то этакое и не дать ему сгинуть бесследно в советском пространстве, оно занимало прочное место в советском быту.

В 70-ых годах вышел еще один новогодний фильм, которых просто неразрывно связан с праздником до сих пор и, вроде как, не собирается сбавлять обороты. Наверное, многие поняли о чем речь. Вышедшая в 76-ом году комедия “Ирония судьбы, или с легким паром” своей любовной историей и новогодней атмосферой моментально стала всесоюзным хитом, надолго заняв свое место как в сердцах зрителей, так и на голубом экране.

В 80-ых годах, после ослабления изоляции СССР от остальных стран мира, в Советский Союз массово ворвались западные особенности празднования Нового года. Одной из таких особенностей стало массовое распространение зарубежной символики праздника. Теперь считалось модным покупать открытки с изображением главного конкурента Деда Мороза — Санта-Клаусы.

Веселый и жизнерадостный толстяк своей улыбкой и позитивом пленял сердца советских граждан, привыкших к более сдержанному и спокойному бородатому дедушке с верной внучкой рядом.

Заключение

Несмотря на различные перипетии, отмены и запреты Нового года, он все равно сумел стать одним из самых важных и заметных событий той эпохи. Для советских людей ночь с 31-го на 1-ое была временем, когда забывались все горести и тревоги обычной жизни, а сказка и зимнее чудо буквально ощущались в воздухе. А многочисленные и пышные торжества, со временем проникших в каждую квартиру и дом, позволяли отдохнуть душой и телом, на время перенося своих участников и зрителей в волшебную страну, где возможно любое чудо.

Источник

Новый год в Советском Союзе. Как это было

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».
В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская.

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

А вообще в России, начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

До 1947 года 1 января в СССР продолжал оставаться рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января). Но каникулы достигают и до 9-10 дней (в 2015 — 11 дней).

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Новый стиль

С переходом на новый стиль по декрету большевиков в 1918 году, первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Тогда Новый год уже превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный. После смерти Петра I, введённый им обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями забылся и возродился в XIX веке, но уже как рождественский обычай, поэтому, например, в многочисленных рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей. Правда, до 1919 года православное Рождество праздновалось до Нового года, а не после, как сейчас.
Начиная с 1929 года, празднование Рождества было официально отменено, а Новый год стал обычным рабочим днём. Однако уже 28 декабря 1935 года в «Правде» было опубликовано письмо Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

новый год в ссср история. Смотреть фото новый год в ссср история. Смотреть картинку новый год в ссср история. Картинка про новый год в ссср история. Фото новый год в ссср история

Новогодние фильмы

В СССР перед каждым Новым годом по телевизору показывали набор «новогодних фильмов»:
Карнавальная ночь
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Новогодние приключения Маши и Вити
Чародеи
Сказка «Морозко»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *